ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологический анализ понятия жизненный путь 6
ГЛАВА 2. Методы и методики исследования 34
2.1 Процедура исследования жизненного пути личности 34
2.2. Описание выборки 37
2.3 Порождающая игра «Жизнь и судьба» 38
2.4 Методы анализа жизненного пути личности 41
ГЛАВА 3. Результаты исследования 45
3.1 Исследование общих закономерностей планирования жизненного пути 45
3.2 Исследование представлений о профессиональной карьере в контексте жизненного пути 57
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
В современном мире мы все чаще обращаемся к планированию и тайм-менеджменту для того, чтобы успеть сделать больше дел и насыщенней про-жить свою жизнь. Это связанно с тем, что с каждым годом появляется все больше возможностей и мир становится быстрее, увеличивается скорость перемещения людей по нашей планете, увеличивается объем информации, становится больше задач, которые нам нужно решить в данный момент, чтобы достичь своих целей. Но в основном приемы, которые используют люди для решения возникающих на этой почве проблем, направлены на момент здесь и сейчас или планирование ближайшего будущего, но не происходит глубо-кого погружения и представления своих стратегических целей и желаний, которые хотелось бы исполнить. Но если вдруг человек задумывается о том, чего он хочет достичь через пять, десять, а может быть и через двадцать лет, то здесь и реализуется такое понятие как жизненный путь.
Актуальность планирование на многие года вперед и умение представлять, где человек хочет быть через определенный промежуток времени, является признаком и умением зрелой личности. И чем раньше человек начинается это практиковать, тем большего он сможет достичь в своей работе и жизни, тем проще ему будет скорректировать свой путь в случае необходимости или каких-либо изменений в жизни.
Исследования жизненного пути личности начались еще в двадцатых годах прошлого века и продолжаются в настоящее время, все больше ученых уделяют данной проблеме свое время и считают ее одной из важнейших на данный момент. Особенностью развития данного направления исследований явилось то, что работы отечественных и зарубежных ученых стали включать в себя поле проблем, которые ранее были неразрешенными в других областях. Поэтому психология жизненного пути носит междисциплинарный характер и ее развитие поможет найти ответы на многие вопросы в различных сферах жизни. Работы в данном направлении проводятся, как и с взрослыми, так и с подростками и юношами, нет определенных ограничений, которые бы создавались бы искусственно при прорабатывании жизненного пути человека.
Корректирование жизненного пути и работа с представлениями человека о своем будущем являются одним из методов терапии, а материалы, которые человек сам создает при проектировании своего пути, являются хорошей основой для беседы о будущем человека, его настоящем и даже прошлом. Конечно, основной аудиторией для создания плана будущей жизни могут являться подростки, так как для них эта тема является наиболее актуальной, но методики, которые применяются в работе психологами, задействованными в данной сфере, разнообразны и подходят как взрослым, так и детям. Исследуя данные детей мы можем понять, как происходит формирование начальных этапов планирования и реализации жизненного пути, а погружаясь в исследование взрослых получаем информацию, которая будет необходима для подрастающего поколения и коррекции их представлений. Характер применяемых методик психологии жизненного пути дает возможность работать как с отдельными представлениями человека, так и с усредненными групповыми результатами, что дает возможность сравнить жизненный путь с планированием своих ровесников и людей старшего поколения. Жизненный путь можно поделить на сферы и изучать отдельно каждую из них, что позволяет использовать методики при работе с сотрудниками различных фирм, для того чтобы видеть каких целей они хотят достичь в рабочем процессе и готовы ли расти в рамках компании и достигать профессиональных высот.
Цель работы
Изучение представлений о профессиональной карьере в контексте жизненного пути.
Задачи:
1) Провести анализ теоретических подходов к понятию жизненный путь личности;
2) Реализовать пилотажное исследование на тему представления о карьере в контексте жизненного пути;
3) Выявить общие закономерности планирования жизненного пути;
4) Выявить психологические особенности, влияющие на планирование профессиональной карьеры в структуре жизненного пути;
Гипотезы работы
1) В процессе планирования жизненного пути можно наблюдать закономерности, присущие людям в целом:
• Планирование деловой активности с годами снижается;
• Увеличивается количество событий, связанных с близкими людьми;
2) Представления о профессиональной карьере взаимосвязаны с ценностью власть и ценностной ориентацией на предпринимательство;
3) Планирование деловой активности индивида связано с удовлетворенностью потребности в самовыражении.
Предмет исследования
Представления о жизненном пути личности.
Объект исследования
Участники порождающей игры «Жизнь и судьба».
Методы исследования
Порождающая игра «Жизнь и судьба», контент-анализ, методика «Якоря карьеры Шейна», методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей, методика Шварца для изучения ценностей.
Работа над изучением представлений о профессиональной карьере в структуре жизненного пути при помощи деловой игры «Жизнь и судьба» показала, что тема жизненного пути хоть и является довольно изучаемой, но в ней есть нераскрытые моменты, обратив внимание на которые можно найти интересные закономерности, изучение которых даст возможность глубже понять природу человека и возможно в будущем привести его к более счастливой жизни. Были найдены и описаны общие закономерности планирования жизненного пути, а также психологические факторы, влияющие на представления о профессиональной карьере. Невозможно изучить все многообразие факторов, которые влияют на планирование жизненного пути человеком, также для более детального изучения и возможности нахождения индивидуальных отличий от так называемого «среднего» сценария, которые мы получали по группам для более подробного представления рекомендаций участникам, проходившим деловую игру, необходимо расширение выборки испытуемых и проведение исследования не на ста, а на тысяче человек. Также необходимо внедрение не только количественного анализа жизненных событий, которые являются основой исследования в данной работе, но и качественного анализа для исключения выпадения важных деталей планирования жизненного пути. Ценностью данного исследования является то, что выведенные нами закономерности можно использовать в психотерапевтической части деловой игры «Жизнь и судьба» для того, чтобы помогать участникам формировать для себя цели в будущем, достижение которых они откладывают на протяжении долгого времени. Сравнение своего жизненного пути с данными участников, которые принимали участие в игре раньше, а также с представителями своей группы дает возможность скорректировать жизненный путь и внести в него новые цели, достижение которых ранее было забыто.
1) Агафонов А.Ю. Основы смысловой теории сознания. – СПб.: Речь, 2003. – 296 с.
2) Абдульманова Д.М. Индивидуальные различия в жизненных сценариях: магистерская дис. / С.-Петерб. гос. ун-т. СПб., 2010.
3) Абульханова-Славская К.А., Стратегия жизни, М., «Мысль», 1991 г., с. 245.
4) Акбиева З. С. Профессиональное развитие в контексте жизненного пути и психического развития человека. Журнал Известия Российского государ-ственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Выпуск № 75 / 2008, с 146-152.
5) Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессозна-тельного к таинственному острову сознания. – СПб.: Речь, 2003. – 368 с.
6) Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Л., 1969.
7) Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука. 1977. 379 с.
8) Анциферова Л. И. Некоторые теоретические проблемы психологии лич-ности. — Вопр. психол. 1978. № 1. 37-50 с.
9) Белугина М. А. Опыт исследования жизненных стратегий личности // Журнал: Экспериментальная психология в России: традиции и перспекти-вы, с. 655 – 661.
10) Берн. Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаи-моотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. Психология человеческих взаимоотношений / – Москва: Про-гресс, 1988. – 400 с.
11) Брехт Е. А. Проблемы исследования критических периодов в развитии зрелой личности в контексте целостного жизненного пути. Сибирский психологический журнал издательство: Национальный исследовательский Томский государственный университет (Томск). 2004. 30-31 с.
12) Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук. М., 1977. Т. 1. 422 с.
13) Галой Н. Ю. Особенности субъективной картины жизненного пути жен-щин-предпринимательниц. Психология человека в современном мире. Том 1. Комплексный и системный подходы в исследованиях психологии человека. Личность как субъект жизненного пути (Материалы Всероссий-ской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15–16 октября 2009 г.) / Ответственные ре-дакторы: А. Л. Журавлев, В. А. Барабанщиков, М. И. Воловикова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – 334 с.
14) Грановская Р. М. Элементы практической психологии. 6-е изд. – СПб.: Речь, 2010. – 656 с.
15) Гришина Н.В. Жизненные сценарии: нормативность и индивидуализация [Электронный ресурс]// Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 3(17). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 02.05.2017). 0421100116/0029.
16) Грибакин, А. В.Жизненный путь как социально-историческое утвержде-ние человека / А. В. Грибакин. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. - 199 с.
17) Ежов О. Н. Парадигма жизненного пути в зарубежной социологии. Жур-нал социологии и социальной антропологии № 3. Издательство: Фонд "Международный Фонд поддержки социогуманитарных исследований и образовательных программ "Интерсоцис" (Санкт-Петербург). 2005 г. с 22-23.
18) Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь: пер. с англ. СПб.: Речь, 2010. 352 c.
19) Карпинский К. В. Временная перспектива и смысл жизни современной молодежи // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2001. – № 4. – С. 53–69.
20) Карпинский К. В. Психология жизненного пути личности. Учеб. пособие. Гродно: ГрГУ, 2002. – 167 с.
21) Клайд Кен Мейбен Клакхон. Зеркало для человека. Введение в антропо-логию. Перевод с английского под редакцией к. фил. н. Панченко А. А. – «Евразия» – СПб., – 1998. – 352 с.
22) Коржова Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека. – СПб, 2002. – 334 с.
23) Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека. – СПб., 2006. – 384 с.
24) Коржова Е.Ю. Человек болеющий: личность и социальная адаптация. – СПб., 1994. – 253 с.
25) Коржова Е.Ю., Василенко Т.Д., Веселова Е.К. и др. Интегративная пси-хология жизненного пути. Под ред. Коржовой Е.Ю. – СПб.: ООО «Фир-ма «Стикс», 2016. ‒ 232 с.
26) Кроник А. А., Ахмеров Р. А. Каузометрия: методы самопознания, психо-диагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. М.: Смысл, 2003. 284 с.
27) Кроник А.А. «Субъективная картина жизненного пути как предмет пси-хологического исследования» // «Психология личности и образ жизни», Москва, «Наука», 1987
28) Кроник А.А., Головаха Е.И., Пажитнов А.Л., Членов М.А. «Сколько Вам лет? Линии жизни глазами психолога», Москва, «Школа-пресс», 1993
29) Кроник А. А., Головаха Е. И. Психологический возраст личности // Пси-хологический журнал. 1983. № 5.
30) Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 221 с.
31) Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смыс-ловой реальности / Леонтьев Д. А. 3-е изд. Москва: Смысл, 2007. – 511 с.
32) Логинова Н. А. Биографический метод в психологии и смежных науках: Автореф. дис. канд. психол. наук. – Л.: ЛГУ, 1975. – 18 с.
33) Логинова Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии // Во-просы психологии. 1985. № 1 С. 103-110.
34) Логинова Н.А. Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь// Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. - С. 156-172.
35) Ляхова М. А. Психологические составляющие жизненной стратегии лич-ности
36) Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь. АСТ, 2009. С 811.
37) Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – СПб.: Питер, 2003. – 416 с.
38) Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2013. – 713 с.: ил – (Серия «Мастера психологии»).