Профилактика дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи с использованием нейропсихологических методов
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы профилактики дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи 12
1.1 Психофизиологическая основа и нейропсихологические
механизмы письменной речи 12
1.2 Дисграфия как нарушение речи: причины, симптоматика,
проявление 21
1.3 Нейропсихологический подход к диагностике
и профилактике дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи 28
Глава 2 Экспериментальная работа по профилактике дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи с использованием нейропсихологических методов 39
2.1 Выявление предпосылок дисграфии у детей 6-7 лет
с тяжелыми нарушениями речи с помощью нейропсихологической диагностики 39
2.2 Организация работы по апробации нейропсихологических
методов профилактики дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи 53
2.3 Выявление эффективности работы по профилактике дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
с использованием нейропсихологических методов 59
Заключение 72
Список используемой литературы 74
Приложение А Инструментарий нейропсихологического обследования
детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи 79
Приложение Б Результаты диагностики детей 6-7 лет контрольной
группы на начало и конец эксперимента 88
Приложение В Перспективно-тематический план занятий по профилактике дисграфии у детей 6-7 лет с использованием нейропсихологических приёмов 90
Приложение Г Конспект организованной образовательной деятельности с использованием нейропсихологических приёмов для детей 6-7 лет с ТНР «Путешествие в страну превращений» 94
Глава 1 Теоретические основы профилактики дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи 12
1.1 Психофизиологическая основа и нейропсихологические
механизмы письменной речи 12
1.2 Дисграфия как нарушение речи: причины, симптоматика,
проявление 21
1.3 Нейропсихологический подход к диагностике
и профилактике дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи 28
Глава 2 Экспериментальная работа по профилактике дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи с использованием нейропсихологических методов 39
2.1 Выявление предпосылок дисграфии у детей 6-7 лет
с тяжелыми нарушениями речи с помощью нейропсихологической диагностики 39
2.2 Организация работы по апробации нейропсихологических
методов профилактики дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи 53
2.3 Выявление эффективности работы по профилактике дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
с использованием нейропсихологических методов 59
Заключение 72
Список используемой литературы 74
Приложение А Инструментарий нейропсихологического обследования
детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи 79
Приложение Б Результаты диагностики детей 6-7 лет контрольной
группы на начало и конец эксперимента 88
Приложение В Перспективно-тематический план занятий по профилактике дисграфии у детей 6-7 лет с использованием нейропсихологических приёмов 90
Приложение Г Конспект организованной образовательной деятельности с использованием нейропсихологических приёмов для детей 6-7 лет с ТНР «Путешествие в страну превращений» 94
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что с каждым годом проблема школьной неуспеваемости в области письменной речи становится все более выраженной. По данным «Российской газеты» от 21 мая 2018 года, 37% младших школьников демонстрируют те или иные дисграфические ошибки. Практика логопедической работы также показывает, что профилактика дисграфии не выделяется системно в работе учителя-логопеда. Но при нарушении письма возможны трудности во всём процессе обучения. Многие исследователи Н.И. Дьякова, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Л.Ф. Спирова, Л.Г. Парамонова и другие авторы показывают, что в основном причины школьной дисграфии находятся в дошкольном возрасте [11, 15].
Необходимость профилактики дисграфии обусловлена и тем, что у детей с тяжёлым нарушением речи выявляются определённые особенности формирования речевых и не речевых функций и процессов, связанных с овладением письмом. Чаще всего они страдают несформированностью фонематического слуха, зрительно-пространственного и слухо-пространственного гнозиса, нарушением грамматического строя речи, звукопроизношения и слоговой структуры.
Анализ научно-методической литературы показал, что проблему профилактики и коррекции нарушений письма рассматривали исследователи Н.И. Дьякова, Г.А. Каше, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, Н.Г. Свободина и другие авторы [11, 14, 15, 29, 31, 36]. Они отмечают, что письмо - сложный психический процесс, состоящий из анализа, обобщения, знаковой системы фиксации речи, позволяющей с помощью буквенных элементов передавать и хранить речевую информацию. Отечественные психологи рассматривают письмо как сложную осознанную форму речевой деятельности детей, в структуру которой вплетены процессы восприятия, памяти и моторики, сложно взаимодействующие между собой. Письмо
постепенно автоматизируется и превращается в плавно протекающий навык, начало образования, которого у ребенка примерно совпадает с 5-7 годами. Согласно данным Т.В. Ахутиной (1998, 2001), Л.В. Семенович (2001),
Л.С. Цветковой (1988, 1997, 2000), дисграфия у школьников может быть следствием нарушения любого из функциональных компонентов письма: операций по переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации; серийной организации движений и речи, программирования и контроля деятельности, избирательной активации.
У детей с тяжелыми нарушениями речи чаще, чем у детей с нормой, в школьном возрасте наблюдаются частичные нарушения процесса письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма (Р.И. Лалаева, 1997), нарушением взаимодействия межсистемных связей коры головного мозга. В связи с этим возрастает интерес к нейропсихологии и актуальность исследования на научно-теоретическом уровне, так как в специальной литературе рассматриваются вопросы дисграфии чаще у школьников, имеется лишь небольшое число исследований, в которых изучается проблема профилактики дисграфии у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в общей системе коррекционно-образовательной работы с учётом нейропсихологических методов. Мнение, что, если ребёнок с чем-то не справляется, именно на это надо делать упор и много раз повторить, во многих случаях не работает. Причины могут быть разные. Возможно, у ребёнка не развита определённая функция, и он просто не может это упражнение выполнить. Нейропсихологическое сопровождение позволяет выявить причины нарушений и выстроить цепочку разорванных связей, межсистемных взаимодействий, сформировать базовые функции для обучения чтения и письма, создать условия для оптимального развития дошкольника с тяжелыми нарушениями речи на определённом этапе развития. Внедрение нейропсихологического подхода к профилактике нарушений письма может выявить сильные и слабые стороны развития высших психических процессов ребенка надежным способом; построить гипотезы об эффективных стратегиях профилактического воздействия. Исследование этой проблемы даст возможность определить профилактические аспекты дисграфии у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи и включить нейропсихологические методы и приёмы в коррекционный процесс. Т.В. Ахутина [2], Ж.М. Глозман [9], А.В. Семенович [26], И.И. Праведникова [24] предлагают ряд нейропсихологических методов, но использование нейропсихологических методов в нейродиагностике и в профилактической работе дисграфии с детьми дошкольного возраста исследовано недостаточно. Кроме этого, с учётом особенностей современных детей, необходимы новые методы воздействия, влияющие на установление взаимосвязей отделов коры, нейропсихологические.
Следовательно, использование нейропсихологических методов в процесс профилактики дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи в настоящее время актуально. Однако, на данном этапе комплексный подход к использованию нейропсихологических методов в профилактике дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи разработан частично, что обуславливает актуальность исследования на научно-методическом уровне.
Было установлено противоречие между необходимостью профилактической работы по предупреждению дисграфии у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи и отсутствием системы комплексного подхода с включением нейропсихологических методов и приёмов, необходимых для обеспечения этого процесса.
Обозначенное противоречие позволило определить проблему исследования: каким образом осуществить комплексную профилактическую работу по предупреждению дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи с включением нейропсихологических методов?
Цель исследования: теоретически обосновать, экспериментально апробировать нейропсихологические методы профилактики дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Объект исследования: процесс профилактики дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования: использование нейропсихологических
методов в профилактике дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Гипотеза исследования: профилактика дисграфии с включением нейропсихологических методов возможна если:
- изучены предпосылки различных форм дисграфии, выявленные с помощью нейропсихологической диагностики;
- определены методы нейропсихологической работы: метод
замещающего онтогенеза и сенсомоторной коррекции,
обеспечивающие профилактику дисграфии;
- разработано содержание комплексной работы по профилактике дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи с включением нейропсихологических методов замещающего онтогенеза и сенсомоторной коррекции.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу нейропсихологических механизмов нарушения письма, нейропсихологической диагностики.
2. Определить предпосылки дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи с помощью нейропсихологической диагностики.
3. Провести апробацию и определить результативность нейропсихологических методов (метода замещающего онтогенеза и метода сенсомоторной коррекции) в профилактике дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- положения о психофизиологических механизмах, психологической структуре процесса письма, дисграфии (Т.В. Ахутина, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, И.Н. Садовникова);
- исследования причин школьной дисграфии, возникающих в дошкольном возрасте (Г.А. Каше, Л.Г. Парамонова, Л.Ф. Спирова);
- положения о влиянии нарушений взаимодействия межсистемных связей коры головного мозга на психомоторный объект письма и появление дисграфии (Р.И. Лалаева, А.Р. Лурия, А.Л. Сиротюк);
- положения о нейропсихологических методах исследования дисграфии у детей (А.Р. Лурия, Т.В. Ахутина, Л.С. Цветкова, Т.Г. Визель).
Для достижения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы:
- теоретические - изучение, анализ и синтез психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические - наблюдение, психолого-педагогический
эксперимент, который включает констатирующий, формирующий, контрольный этапы, тесты интеллекта, анализ продуктов детской деятельности, а также количественный и качественный анализ результатов, полученных в процессе исследования.
Экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа проходила в СПДС «Красная шапочка» ГБОУ лицей № 16 г. Жигулевск. В эксперименте участвовало 12 детей в возрасте 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Основные этапы исследования.
Первый этап - теоретико-поисковый (2020 г.). Изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, разработка цели, гипотезы, задач исследования, основных теоретических положений.
Второй этап - опытно-экспериментальный (2021-2022 гг.). Разработка системы профилактической работы с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с включением нейропсихологических методов. Обработка, проверка и систематизация полученных результатов.
Третий этап - заключительно-обобщающий (2022 г.). Теоретическое описание результатов исследовательской работы. Осуществление анализа, обобщения и систематизации результатов. Оформление материалов диссертации, формулировка выводов.
Научная новизна исследования состоит в том, что доказана эффективность нейропсихологического методов замещающего онтогенеза и сенсомоторной коррекции в профилактике дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе и обобщении научных данных по проблеме профилактики дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи с включением нейропсихологических методов.
Практическая значимость заключается в том, что разработано и апробировано содержание комплексной работы по профилактике дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи с включением нейропсихологического методов замещающего онтогенеза и сенсомоторной коррекции, что повышает эффективность деятельности специалистов, работающих с детьми 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Достоверность и обоснованность научных положений, результатов, выводов и материалов профилактической работы, приведенных в магистерской работе, достигнута за счет корректного применения известных нейропсихологических методов диагностики и профилактики, представленных в специальной психологии, нейропсихологии, коррекционной педагогике, адекватных целям и задачам работы.
Личное участие автора в исследовании заключено в выявлении теоретического и практического состояния проблемы; в разработке нейропсихологической диагностики и конспектов занятий; составлении картотеки игр и упражнений, направленных на профилактику дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи на основе нейропсихологического методов замещающего онтогенеза и сенсомоторной коррекции; внедрении результатов исследования в деятельность дошкольной образовательной организации; анализе результатов.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались и обсуждались на отчетах по научно-исследовательской работе в семестре, на секции кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология» в рамках научно - практической конференции «Студенческие Дни науки в ТГУ», на методических советах СПДС «Красная шапочка» ГБОУ лицей № 16 г. Жигулёвска. Материалы исследования нашли отражение в 4 публикациях, в том числе 1 статья в журнале из перечня ВАК.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Предпосылки дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи могут быть выявлены с помощью нейропсихологической диагностики, включающей 18 проб: беседа, проба на выявление ведущей руки, исследование произвольной деятельности и внимания, праксиса, гнозиса, слухомоторной координации, акустического фонематического слуха, на изучение слухоречевой памяти, зрительно-предметной памяти, экспрессивной речи, номинативной речи, на понимание логико-грамматических отношений, на интеллектуальное развитие, на изучение письма.
2. В профилактике дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи эффективны нейропсихологические методы: метод замещающего онтогенеза и сенсомоторной коррекции.
3. Комплексная работа по профилактике дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи с использованием нейропсихологических методов замещающего онтогенеза и сенсомоторной коррекции включает три направления:
- сенсомоторная профилактики по принципу замещающего онтогенеза (А.В. Семенович): упражнения, повышающие уровень активизации отделов головного мозга, упражнения на межполушарное взаимодействие, нормализацию мышечного тонуса и упражнения метода сенсомоторной коррекции А.Г. Горячёвой;
- развитие познавательных функций: упражнения, направленные на формирование базовых основ речевого развития в рамках когнитивной нейропсихологической деятельности;
- развитие произвольной регуляции: упражнения на развитие регуляции самоконтроля, произвольного внимания, словесно - логического мышления.
Структура магистерской диссертации. Магистерская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (41 источник), 4 приложений; содержит 14 таблиц, 5 рисунков. Основной текст работы изложен на 78 страницах.
Необходимость профилактики дисграфии обусловлена и тем, что у детей с тяжёлым нарушением речи выявляются определённые особенности формирования речевых и не речевых функций и процессов, связанных с овладением письмом. Чаще всего они страдают несформированностью фонематического слуха, зрительно-пространственного и слухо-пространственного гнозиса, нарушением грамматического строя речи, звукопроизношения и слоговой структуры.
Анализ научно-методической литературы показал, что проблему профилактики и коррекции нарушений письма рассматривали исследователи Н.И. Дьякова, Г.А. Каше, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, Н.Г. Свободина и другие авторы [11, 14, 15, 29, 31, 36]. Они отмечают, что письмо - сложный психический процесс, состоящий из анализа, обобщения, знаковой системы фиксации речи, позволяющей с помощью буквенных элементов передавать и хранить речевую информацию. Отечественные психологи рассматривают письмо как сложную осознанную форму речевой деятельности детей, в структуру которой вплетены процессы восприятия, памяти и моторики, сложно взаимодействующие между собой. Письмо
постепенно автоматизируется и превращается в плавно протекающий навык, начало образования, которого у ребенка примерно совпадает с 5-7 годами. Согласно данным Т.В. Ахутиной (1998, 2001), Л.В. Семенович (2001),
Л.С. Цветковой (1988, 1997, 2000), дисграфия у школьников может быть следствием нарушения любого из функциональных компонентов письма: операций по переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации; серийной организации движений и речи, программирования и контроля деятельности, избирательной активации.
У детей с тяжелыми нарушениями речи чаще, чем у детей с нормой, в школьном возрасте наблюдаются частичные нарушения процесса письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма (Р.И. Лалаева, 1997), нарушением взаимодействия межсистемных связей коры головного мозга. В связи с этим возрастает интерес к нейропсихологии и актуальность исследования на научно-теоретическом уровне, так как в специальной литературе рассматриваются вопросы дисграфии чаще у школьников, имеется лишь небольшое число исследований, в которых изучается проблема профилактики дисграфии у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в общей системе коррекционно-образовательной работы с учётом нейропсихологических методов. Мнение, что, если ребёнок с чем-то не справляется, именно на это надо делать упор и много раз повторить, во многих случаях не работает. Причины могут быть разные. Возможно, у ребёнка не развита определённая функция, и он просто не может это упражнение выполнить. Нейропсихологическое сопровождение позволяет выявить причины нарушений и выстроить цепочку разорванных связей, межсистемных взаимодействий, сформировать базовые функции для обучения чтения и письма, создать условия для оптимального развития дошкольника с тяжелыми нарушениями речи на определённом этапе развития. Внедрение нейропсихологического подхода к профилактике нарушений письма может выявить сильные и слабые стороны развития высших психических процессов ребенка надежным способом; построить гипотезы об эффективных стратегиях профилактического воздействия. Исследование этой проблемы даст возможность определить профилактические аспекты дисграфии у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи и включить нейропсихологические методы и приёмы в коррекционный процесс. Т.В. Ахутина [2], Ж.М. Глозман [9], А.В. Семенович [26], И.И. Праведникова [24] предлагают ряд нейропсихологических методов, но использование нейропсихологических методов в нейродиагностике и в профилактической работе дисграфии с детьми дошкольного возраста исследовано недостаточно. Кроме этого, с учётом особенностей современных детей, необходимы новые методы воздействия, влияющие на установление взаимосвязей отделов коры, нейропсихологические.
Следовательно, использование нейропсихологических методов в процесс профилактики дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи в настоящее время актуально. Однако, на данном этапе комплексный подход к использованию нейропсихологических методов в профилактике дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи разработан частично, что обуславливает актуальность исследования на научно-методическом уровне.
Было установлено противоречие между необходимостью профилактической работы по предупреждению дисграфии у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи и отсутствием системы комплексного подхода с включением нейропсихологических методов и приёмов, необходимых для обеспечения этого процесса.
Обозначенное противоречие позволило определить проблему исследования: каким образом осуществить комплексную профилактическую работу по предупреждению дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи с включением нейропсихологических методов?
Цель исследования: теоретически обосновать, экспериментально апробировать нейропсихологические методы профилактики дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Объект исследования: процесс профилактики дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования: использование нейропсихологических
методов в профилактике дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Гипотеза исследования: профилактика дисграфии с включением нейропсихологических методов возможна если:
- изучены предпосылки различных форм дисграфии, выявленные с помощью нейропсихологической диагностики;
- определены методы нейропсихологической работы: метод
замещающего онтогенеза и сенсомоторной коррекции,
обеспечивающие профилактику дисграфии;
- разработано содержание комплексной работы по профилактике дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи с включением нейропсихологических методов замещающего онтогенеза и сенсомоторной коррекции.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу нейропсихологических механизмов нарушения письма, нейропсихологической диагностики.
2. Определить предпосылки дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи с помощью нейропсихологической диагностики.
3. Провести апробацию и определить результативность нейропсихологических методов (метода замещающего онтогенеза и метода сенсомоторной коррекции) в профилактике дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- положения о психофизиологических механизмах, психологической структуре процесса письма, дисграфии (Т.В. Ахутина, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, И.Н. Садовникова);
- исследования причин школьной дисграфии, возникающих в дошкольном возрасте (Г.А. Каше, Л.Г. Парамонова, Л.Ф. Спирова);
- положения о влиянии нарушений взаимодействия межсистемных связей коры головного мозга на психомоторный объект письма и появление дисграфии (Р.И. Лалаева, А.Р. Лурия, А.Л. Сиротюк);
- положения о нейропсихологических методах исследования дисграфии у детей (А.Р. Лурия, Т.В. Ахутина, Л.С. Цветкова, Т.Г. Визель).
Для достижения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы:
- теоретические - изучение, анализ и синтез психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические - наблюдение, психолого-педагогический
эксперимент, который включает констатирующий, формирующий, контрольный этапы, тесты интеллекта, анализ продуктов детской деятельности, а также количественный и качественный анализ результатов, полученных в процессе исследования.
Экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа проходила в СПДС «Красная шапочка» ГБОУ лицей № 16 г. Жигулевск. В эксперименте участвовало 12 детей в возрасте 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Основные этапы исследования.
Первый этап - теоретико-поисковый (2020 г.). Изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, разработка цели, гипотезы, задач исследования, основных теоретических положений.
Второй этап - опытно-экспериментальный (2021-2022 гг.). Разработка системы профилактической работы с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с включением нейропсихологических методов. Обработка, проверка и систематизация полученных результатов.
Третий этап - заключительно-обобщающий (2022 г.). Теоретическое описание результатов исследовательской работы. Осуществление анализа, обобщения и систематизации результатов. Оформление материалов диссертации, формулировка выводов.
Научная новизна исследования состоит в том, что доказана эффективность нейропсихологического методов замещающего онтогенеза и сенсомоторной коррекции в профилактике дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе и обобщении научных данных по проблеме профилактики дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи с включением нейропсихологических методов.
Практическая значимость заключается в том, что разработано и апробировано содержание комплексной работы по профилактике дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи с включением нейропсихологического методов замещающего онтогенеза и сенсомоторной коррекции, что повышает эффективность деятельности специалистов, работающих с детьми 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Достоверность и обоснованность научных положений, результатов, выводов и материалов профилактической работы, приведенных в магистерской работе, достигнута за счет корректного применения известных нейропсихологических методов диагностики и профилактики, представленных в специальной психологии, нейропсихологии, коррекционной педагогике, адекватных целям и задачам работы.
Личное участие автора в исследовании заключено в выявлении теоретического и практического состояния проблемы; в разработке нейропсихологической диагностики и конспектов занятий; составлении картотеки игр и упражнений, направленных на профилактику дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи на основе нейропсихологического методов замещающего онтогенеза и сенсомоторной коррекции; внедрении результатов исследования в деятельность дошкольной образовательной организации; анализе результатов.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались и обсуждались на отчетах по научно-исследовательской работе в семестре, на секции кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология» в рамках научно - практической конференции «Студенческие Дни науки в ТГУ», на методических советах СПДС «Красная шапочка» ГБОУ лицей № 16 г. Жигулёвска. Материалы исследования нашли отражение в 4 публикациях, в том числе 1 статья в журнале из перечня ВАК.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Предпосылки дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи могут быть выявлены с помощью нейропсихологической диагностики, включающей 18 проб: беседа, проба на выявление ведущей руки, исследование произвольной деятельности и внимания, праксиса, гнозиса, слухомоторной координации, акустического фонематического слуха, на изучение слухоречевой памяти, зрительно-предметной памяти, экспрессивной речи, номинативной речи, на понимание логико-грамматических отношений, на интеллектуальное развитие, на изучение письма.
2. В профилактике дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи эффективны нейропсихологические методы: метод замещающего онтогенеза и сенсомоторной коррекции.
3. Комплексная работа по профилактике дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи с использованием нейропсихологических методов замещающего онтогенеза и сенсомоторной коррекции включает три направления:
- сенсомоторная профилактики по принципу замещающего онтогенеза (А.В. Семенович): упражнения, повышающие уровень активизации отделов головного мозга, упражнения на межполушарное взаимодействие, нормализацию мышечного тонуса и упражнения метода сенсомоторной коррекции А.Г. Горячёвой;
- развитие познавательных функций: упражнения, направленные на формирование базовых основ речевого развития в рамках когнитивной нейропсихологической деятельности;
- развитие произвольной регуляции: упражнения на развитие регуляции самоконтроля, произвольного внимания, словесно - логического мышления.
Структура магистерской диссертации. Магистерская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (41 источник), 4 приложений; содержит 14 таблиц, 5 рисунков. Основной текст работы изложен на 78 страницах.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по вопросу нейропсихологических механизмов нарушения письма, нейропсихологической диагностики и профилактической деятельности с детьми 6-7 лет с ТНР в области дисграфии показал возможность использования нейропсихологических методов в работе с детьми данной категории. Исследованиями в области психофизиологии письменной речи и письма в отечественной науке занимались Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.Н. Корнев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, Д.Б. Эльконин и другие. Они уверены, что изменение работы некоторых из областей коры головного мозга могут привести к различным нарушениям письма и письменной речи. Дети с ТНР - это дети уже с речевыми проблемами, у которых возможны и нарушения деятельности коры головного мозга. Изучение диагностических материалов показало, что для детей 6-7 лет с ТНР наиболее доступной является методика Т.В. Ахутиной [2] и Н.М. Пылаевой [23], Л.С. Цветковой [33] и наработки Ж.М. Глозман [9]. На основе их рекомендаций нами был составлен пакет из 18 диагностических проб, который охватил все возможные параметры нарушений соответственно развития блоков коры головного мозга, влияющих на развитие детей 6-7 лет с ТНР и, конкретно, на возможное появление дисграфии при обучении в школе. В ходе количественного и качественного анализа были выявлены нарушения зрительного восприятия и образов-представлений, графических умения, путание левой и правой стороны, отмечались дефекты движения рук в пространстве, нарушение пространственного гнозиса, низкий объем оперативной слуховой и зрительной памяти, сложности в самостоятельном высказывании, нарушения в способности выявлять существенные признаки предметов.
На основе этих данных были выделены задачи профилактической работы по предупреждению дисграфии у детей 6-7 лет с ТНР. Были выделены и изучены приёмы метода замещающего онтогенеза (А.В. Семенович), разработанные в рамках нейропсихологии детского возраста, содержащего несколько этапов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ 6-7 лет и упражнения метода сенсомоторной коррекции (А.Г. Горячёва). Соответственно реализации задач
профилактической работы были подобраны игры и упражнения, составлен перспективно-тематический план занятий, конспекты соответственно рекомендациям Т.В. Ахутиной Т.Г. Горячёвой, А.В. Семенович, определены направления взаимодействия всех специалистов ДОО, проведена консультативная работа по теме. Разработанная система профилактической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР с включением нейропсихологических методов позволила достичь положительной динамики в развитии детей и снизить предпосылки дисграфии. В ходе контрольного эксперимента выявились положительные результаты использования элементов метода замещающего онтогенеза при профилактике дисграфии у детей 6-7 лет с ТНР. Положительная динамика у детей экспериментальной группы составила 67,8%, у контрольной группы 52,7%. Проблема, каким образом провести комплексную работу по профилактике дисграфии у детей 6-7 лет с ТНР была решена. Гипотеза исследования оказалась верной. Работа по профилактике дисграфии у детей с ТНР с включением нейропсихологических методов возможна при выявлении причин аномального психического развития с помощью нейропсихологической диагностики, при комплексной работе с включением нейропсихологических методов и имеющейся картотеки игровых упражнений для образовательной деятельности детей 6-7 лет с ТНР. Доказана эффективность нейропсихологических методов в профилактике дисграфии у детей 6-7 лет с ТНР. Они являются косвенными, но готовят хорошую основу для коррекционной работы и повышают эффективность деятельности специалистов, работающих с данной категорией детей.
На основе этих данных были выделены задачи профилактической работы по предупреждению дисграфии у детей 6-7 лет с ТНР. Были выделены и изучены приёмы метода замещающего онтогенеза (А.В. Семенович), разработанные в рамках нейропсихологии детского возраста, содержащего несколько этапов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ 6-7 лет и упражнения метода сенсомоторной коррекции (А.Г. Горячёва). Соответственно реализации задач
профилактической работы были подобраны игры и упражнения, составлен перспективно-тематический план занятий, конспекты соответственно рекомендациям Т.В. Ахутиной Т.Г. Горячёвой, А.В. Семенович, определены направления взаимодействия всех специалистов ДОО, проведена консультативная работа по теме. Разработанная система профилактической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР с включением нейропсихологических методов позволила достичь положительной динамики в развитии детей и снизить предпосылки дисграфии. В ходе контрольного эксперимента выявились положительные результаты использования элементов метода замещающего онтогенеза при профилактике дисграфии у детей 6-7 лет с ТНР. Положительная динамика у детей экспериментальной группы составила 67,8%, у контрольной группы 52,7%. Проблема, каким образом провести комплексную работу по профилактике дисграфии у детей 6-7 лет с ТНР была решена. Гипотеза исследования оказалась верной. Работа по профилактике дисграфии у детей с ТНР с включением нейропсихологических методов возможна при выявлении причин аномального психического развития с помощью нейропсихологической диагностики, при комплексной работе с включением нейропсихологических методов и имеющейся картотеки игровых упражнений для образовательной деятельности детей 6-7 лет с ТНР. Доказана эффективность нейропсихологических методов в профилактике дисграфии у детей 6-7 лет с ТНР. Они являются косвенными, но готовят хорошую основу для коррекционной работы и повышают эффективность деятельности специалистов, работающих с данной категорией детей.
Содержание магистерской диссертации - Профилактика дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи с использованием нейропсихологических методов
Выдержки из магистерской диссертации - Профилактика дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи с использованием нейропсихологических методов
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2018 - Коррекция дислексии у младших школьников с тяжелым нарушением речи
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2022 - ПРОФИЛАКТИКА ДИСКАЛЬКУЛИИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОГО ГНОЗИСА
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - Выявление предрасположенности к возникновению нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР 3 уровня (нейропсихологический подход)
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - Преодоление аграмматической дисграфии у младших школьников
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Формирование сенсомоторных механизмов письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня средствами кинезиологических упражнений
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Проявления оптической дисграфии у учащихся первого класса
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016 - Особенности проявления дисграфий у обучающихся 3-го класса с легкой умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ РЕГУЛЯТОРНОЙ ДИСГРАФИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-3-Х КЛАССОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017



