ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 4
1.1 Сущность и содержание понятия девиантное поведение 4
1.2 Формы девиантного поведения 11
2. ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 15
2.1 Причины возникновения девиантного поведения 15
2.2 Следствия девиантного поведения 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Актуальность исследования в настоящее время проявляется в повышенном интересе к проблеме девиантного поведения. Научное изучение девиаций осуществляется в социологии, психологии, криминологии, психопатологии. В зачаточном состоянии находится новая научная дисциплина – психология девиантного поведения. Объяснение причин, условий и факторов, определяющих это социальное явление, стало актуальной задачей. Его рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд принципиальных вопросов, в том числе вопросы о сущности категории «социальная норма» и отклонениях от нее.
Тревожным симптомом является увеличение числа подростков с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных, конфликтных и агрессивных действиях, деструктивных и самодеструктивных действиях, отсутствии интереса к обучению, аддиктивных тенденциях.
В эпоху перемен современная социально-экономическая ситуация заметно обострила проблемы, связанные с коррекцией девиантного и аномального поведения. Изменения, происходящие в нашем обществе, практически разрушили ранее существовавшие представления о норме поведения. При отсутствии четких социальных перспектив это не может не сказываться на физическом и психическом здоровье населения. Конечно, российское общество не может долго оставаться в таком положении. Девиантное поведение значительной массы населения сегодня воплощает в себе наиболее опасные деструктивные тенденции для страны.
Целью курсовой работы является изучение причин и следствий девиантного поведения личности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить сущность и содержание понятия девиантное поведение;
2. Изучить формы девиантного поведения;
3. Изучить причины возникновения девиантного поведения;
4. Изучить следствия девиантного поведения.
Объектом курсовой работы является девиантное поведение.
Предметом курсовой работы являются причины и следствия девиантного поведения личности.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В ходе проведения данного исследования были решены задачи, поставленные во введении.
1. Рассмотрена сущность и содержание понятия «девиантное поведение».
Девиантное поведение – это поведение, нарушающее социальные нормы определенного общества. Оно выражается в действиях, поведении (или бездействии) как отдельных лиц, так и социальных групп, отклоняющихся от норм, правил, принципов, моделей поведения, обычаев, традиций, общепринятых законом или сложившихся в определенном обществе. Это устойчивое поведение личности, наносящее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся его социальной дезадаптацией.
2. Изучены формы девиантного поведения.
В литературе выделяются следующие формы девиантного поведения: непатологические, патологические, индивидуальные и групповые, временные и постоянные, устойчивые и неустойчивые, стихийные и спланированные.
При рассмотрении девиантного поведения важно различать индивидуальную и коллективную формы девиации, если под первой понимаются нарушения нравственных требований, то во втором случае девиантное поведение является отражением деятельности какой-либо социальной группы - преступной группировки или дикая секта, создающая некое подобие своей «культуры» (субкультуры) и открыто выступающая против общепринятых норм.
3. Исследованы причины возникновения девиантного поведения.
К причинам девиантного поведения можно отнести следующие:
- Психическая неуравновешенность и повышенная нервная возбудимость.
- Материальные и психологические проблемы в семье.
- Несправедливое отношение взрослых.
- Чувство зависти.
- Эмоциональные перегрузки.
- Пропаганда насилия и бездуховности в кино и на телевидении.
- Реклама табака и алкоголя.
- Слабая воспитательная работа внутри школы.
- Девиантное поведение педагога.
4. Изучены следствия девиантного поведения.
Отмечаются следующие последствия девиантного поведения:
- Деградация личности и как следствие проблемы в общении, разрыв значимых социальных связей и отношений, невозможность находить правильное решение.
- Страдания и переживания близких людей, родных и друзей.
- «Выпадение» из нормальной социальной жизни общества.
- Стирание системы социального контроля.
- Физическое истощение организма, реальная угроза здоровью, даже жизни.
- Сложности с трудоустройством.
- Нарушения закона, тюремное заключение.
1. Алемаскин, М.А. Воспитательная работа с подростками [Текст] / М.А. Алекмасин, канд. психол. наук. - Москва : О-во "Знание" РСФСР, 1979. - 47 с.
2. Апинян, Г.В. Девиантное поведение как социокультурный феномен. Автореф. канд. фил. наук, 2009, 229 с.
3. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева. - М. : Консорциум "Социал. здоровье России", 1993. - 198 с.
4. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики / А.С. Белкин. - СПб., 2004. - 278 с.
5. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические. сочинения : в 2- х т. Т.1 / П. П. Блонский ; ред. А. В. Петровский ; сост. : М. Г. Данильченко, А. А. Никольская. – Москва : Педагогика, 1979. – 821 с.
6. Вилкова, А.В. Концепции девиации // Проблемы педагогики. 2018. №5 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsii-deviatsii (дата обращения: 10.09.2022).
7. Воспитание трудного ребенка : Дети с девиант. поведением : Учеб.-метод. пособие / [М.И. Рожков и др.]; Под ред. М.И. Рожкова. - М. : ВЛАДОС : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001. – 238с.
8. Гилинский, Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля [Текст]/ Я. И.Гилинский //Социология в России / Под ред. В. А. Ядова. — М.: Институт социологии РАН, 1998. — С. 587–609.
9. Грехнев, В.С. Культура педагогического общения : Кн. для учителя / В. С. Грехнев. - М. : Просвещение, 1990. – 142 с.
10. Дереча, В.А. Психология зависимостей. Учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт. 2019. 160 с.
11. Димов, В.М. Проблема девиантного поведения российской молодежи (социологический аспект) // Вестник Московского университета, Сер, 18. Социология и политология. 1997. № 3.
12. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
13. Змановская, Е.В. Эмпирическое обоснование структурно-динамической концепции девиантного поведения //Мед.-биол. и соц.-психол. пробл. безопасности в чрезв. ситуациях. – 2012. - №4. – С. 96-102 (1 п.л.).
14. Ихисонова, В.В. К вопросу об исследовании причин девиантного поведения подростков // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2015. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-issledovanii-prichin-deviantnogo-povedeniya-podrostkov (дата обращения: 10.09.2022).
15. Казданян, С.Ш. Девиантное поведение старшеклассников: причины, профилактика, коррекция // Бюллетень науки и практики. 2017. №3 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deviantnoe-povedenie-starsheklassnikov-prichiny-profilaktika-korrektsiya (дата обращения: 10.09.2022).
16. Клейберг, Ю.А. Девиантология. Хрестоматия. СПб.: Речь, 2007. - 412 с.
17. Ковалев, В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у де-тей и подростков. М.Медицина, 1985. – 288с.
18. Ковальчук, М.А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация; Владос - М., 2020. - 871 c.
19. Колесникова, Г.И., Котова А.Б. Девиантное поведение для студентов вузов; Феникс - М., 2020. - 128 c
20. Колесникова, Г.И. Девиантное поведение. Для студентов ВУЗов; Феникс - М., 2020. - 870 c.
21. Коржова, Е.Н. Психология личности. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер. 2020. 544 с.
22. Кулганов, В.А., Кузьмичева, И.В. Формы и причины девиантного поведения подростков // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2009. - Т.2. - № 3-4. - С.45 – 53
23. Ломброзо, Ч. «Преступный человек, изученный на основе антропологии, судебной медицины и тюрьмоведения». 1876, 175 с.
24. Медведев, Г.П. Педагогическая запущенность детей и пути ее преодоления [Текст] : Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / АПН РСФСР. Науч.-исслед. ин-т теории и истории педагогики. - Москва : [б. и.], 1964. - 22 с.
25. Миннегалиев, М. Девиантное поведение: моногр. ; LAP Lambert Academic Publishing - М., 2019. - 344 c.
26. Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] : избранные психологические труды / В. Н. Мясищев ; под ред. А. А. Бодалева ; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. - 4-е изд. - Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2011. – 398 с.
27. Невский, И.А. Учителю о детях с отклонениями в поведении. - М., 1990.
28. Никитин, А.С. Причины появления девиантного поведения у подростков // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №3-6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-poyavleniya-deviantnogo-povedeniya-u-podrostkov (дата обращения: 10.09.2022).
29. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников : [учеб. пособие для студентов вузов] / В. Г. Степанов. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Акад. проект : Трикста, 2004 (Киров : ОАО "Дом печати - ВЯТКА"). – 553 с.
30. Татарова, С.П. Девиантное поведение подростков и социальные технологии его профилактики в условиях перехода российского общества к рыночным отношениям. Автореф. канд. фил. наук, 2007. – 412 с.
31. Шарыпова, А.В. Способы предотвращения отклоняющегося поведения. Электронный ресурс. Режим доступа: https://molotokrus.ru/sposoby-predotvrascheniya-otklonyayuschegosya-povedeniya/ Дата обращения 21.04.2022.