Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СВЯЗИ СО СТИЛЯМИ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ

Работа №121397

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы65
Год сдачи2016
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
99
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Литературный обзор
1.1. Роль семьи в воспитании ребенка
1.2. Типы, стили воспитания и функции семей
1.3. Социально-психологические типы личности ребенка, которые соответствуют определенному типу семейного воспитания
1.4. Психическое развитие детей 3 - 5 летнего возраста
Глава II. Организация и методы исследования
2.1. Цель исследования и задачи исследования
2.2. Предмет исследования и объект исследования
2.3. Описание исследуемой группы
2.4. Методы исследования
2.4.1. Методика оценки поведения детей от 1,5 до 5 лет Ахенбаха CBCL/1,5-5, 1999)
2.4.2. Семантический дифференциал (Осгуд Ч., 1952)
2.4.3. Методика «Анализ семейных взаимоотношений» (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В.)
2.4.4. Методика PARI (Шефер Е.С., Белл Р.К., адаптирована на русский язык Т.В. Нещерет)
2.5. Процедура проведения исследования
2.6. Используемые методы математического анализа
Глава III. Анализ и обсуждение результатов
3.1. Описание средних
3.1.1. Особенности поведения детей
3.1.2. Особенности детства матерей
3.1.3. Особенности семейных взаимоотношений
3.1.4. Особенности семейных взаимоотношений
3.2. Результаты корреляционного анализа
3.2.1. Корреляционный анализ между результатами методик Ахенбаха и АСВ
3.2.2. Корреляционный анализ между результатами методик Ахенбаха и PARI
3.2.3. Корреляционный анализ между результатами методик семантического дифференциала и PARI
3.2.4. Корреляционный анализ между результатами методик семантического дифференциала и АСВ
3.3. Сравнительный анализ исследуемых показателей
3.3.1. Сравнительный анализ характеристик детей и взаимодействия с ними по группам матерей с образованием и без образования
3.3.2. Сравнительный анализ характеристик детей и взаимодействия с ними по группам количества детей в семье.....50
3.3.3. Сравнительный анализ характеристик детей и взаимодействия с ними по группам порядка рождения описываемого ребёнка в семье1
3.3.4. Сравнительный анализ характеристик детей и взаимодействия с ними по полу ребёнка в семье
3.4. Обсуждение результатов
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложения

Период адаптации детей раннего дошкольного возраста - безусловно трудная и интересная проблема. В настоящее время проблема адаптации детей к новым условиям жизни одна из самых актуальных. Л. С. Выготский писал, что “...ранний возраст сенситивен во всем”, называл этот возраст “золотой порой сенсорного развития”. В это время складывается фундамент будущей жизни. Уверенность в себе, самооценка, понимание, что тебя желают и любят, чувство собственного достоинства, реакции в стрессовых ситуациях — всё это идёт от самого раннего детства, от отношений ребёнка с родителями.[26] В настоящее время многие большинство родителей не получают развёрнутой, легко понятной информации о всей важности роли отношения к ребенку и его успешной адаптации. А хорошо осмысленная воспитательная среда - это лучшая основа для развития, поведения детей.[30] В течение многих десятилетий домашнее воспитание основывалось на бытовых представлениях, осмысленности, традициях и обычаях, передаваемых от родителей своим потомкам. Однако в последнее время педагогика, как и все гуманитарные науки, шагнула далеко вперед. Получено много научных данных о тенденциях развития ребенка, о построении процесса воспитания. Понимание родителями научных основ воспитания помогает им добиться более хороших результатов в развитии собственных детей. В ряде исследований (Т.А.Маркова, Л.В. Загик и др.) выявлено, что ошибки и заблуждения в семейном воспитании связаны с непониманием родителями основ педагогических и психологических наук. [29]
Основные аспекты характера адаптации детей раннего возраста, в отечественной психологии, были освящены в исследованиях Н. М. Аксариной, К. Л. Печора, Н. Г. Ватутиной, Л. Н. Галигузовой, М. И. Лисиной, Г.М. Андреевой, Ф.Б. Березин, А.А. Бодалев, Л.И. Божович и др. В зарубежной психологии вопросами привязанности детей к родителям занимались: Дж. Боулби, М. Эйнсворт, Э. Маккоби, Х.Р. Шеффер, С. Белл, Г. Харлоу и др. Большой вклад в данную тему внес английский психиатр Дж. Боулби своей теорией привязанностей, которая гласит о привязанности к матери, отцу или кому-нибудь другому не являются врожденными или результатом раннего научения (запечатлением). По его мнению, врожденными являются некоторые формы поведения младенца, способные заставить окружающих находиться рядом с ним и заботиться о нем. Это — гуление, улыбка и ползание по направлению к взрослому. С точки зрения эволюции эти формы носят адаптивный характер, так как обеспечивают младенцу заботу, необходимую для выживания.[12]
Цель и мотив воспитания ребенка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание. [28]
Актуальность данной обусловлена необходимостью системного изучения трудностей в психологической адаптации детей в целях создания программ, направленных на профилактику нарушений в психологической адаптации.
Цель исследования: изучение взаимосвязи между стилями семейного воспитания с особенностями психологической адаптации детей.
Предмет исследования – психологическая адаптация детей дошкольного возраста.
Объект исследования – психологическая адаптация, стили воспитания.
Гипотеза исследования - характеристики психологической адаптации детей, такие как низкий уровень тревожности и депрессивности, отсутствие поведенческих нарушений связаны с низким уровнем проявлений неоптимальных родительский установок и стилей воспитания, а также с позитивными представлениями родителей о собственном детском опыте.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Наше исследование было посвящено изучению особенностей психологической адаптации детей дошкольного возраста в связи со стилями воспитания в семье. Гипотезы исследования заключались с том, что существует связь воспитания с психическим здоровьем ребёнка. В исследовании принимали участие 24 матери с детьми от 3 до 5 лет.
Результаты проведенного исследования показали взаимосвязь изменения поведения у детей в связи с их половой принадлежностью, образованием матери и последовательностью рождения ребёнка. Корреляционный анализ позволил установить взаимосвязь между поведением детей, их психическим здоровьем и особенностями их взаимодействия с родителями.
Проведенное исследование намечает пути психологического сопровождения детей в детском учреждении. В его осуществлении необходимо включать в работу не только детей, но и их родителей.



Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика Любви и свободы. М., 1993.
2.Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М.,1994.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: "Прогресс", 2006. – 432 с.
4. Бене Е. Семейная психология и семейная терапия//Начальная школа. 1999. - №2. - С. 14-41.
5. Блохина С. А. Роль семьи в развитии личности // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 124-127.
6. Боулби Дж. Привязанность. – М.: Гардарики, 2003. - с. 195-389.
7. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: ЧеРо, 2007. – 240 с.
8. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии - 1985. - №2. - С. 186 - 187.
9. Дементьева И. Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье. – 2001.
10. Дементьева И. Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье. – 2001. - [Электронный ресурс]. URL: ecsocman.hse.ru
11. Дереклеевой Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа 1-4 классы. – М.: "ВАКО", 2003. – 320 с.
12. Дошкольное воспитание 2006 №10.Васильева В. Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации детей к дошкольному учреждению.
13. Дубинин С.Н. Семейное воспитание как основной фактор развития личности ребенка. [Текст]/ С.Н. Дубинин //СПО.-2009-№5- с.29-31.
14. Захарова А. В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии, 1989, №1.- С. 3-8.
15. Зубкова Т.С. Неполные семьи // Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семей. – 2003. – № 7. - С. 75-80.
16. Козловская Г. В. Нарушения психического развития у детей раннего возраста в условиях шизофреногенной семьи //Социокогнитивное развитие ребенка в раннем детстве. - М., 1995. - 214с.
17. Кравченко А.П. Особенности социально-психологической адаптации детей, воспитывающихся в семьях без отца. - Санкт-Петербург, 2011. - С. 28-48
18. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития - СПб.: Питер, 2005. С. 468-477, 623-624.
19. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр "Академия", 2007. - 232 с.
20. Кульчицкая Е. И. Воспитание чувств детей в семье. – К.: Рад. школа, 2003. – 120 с.
21. Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка, М., изд. АПН РСФСР, 1959.
22. Марова 3. Ребенка воспитывает одна мать//Воспитание детей в неполной семье. - М.: Прогресс, 2006. - с. 6-68
23. Минияров В. М. Психология семейного воспитания. - Воронеж, 2000.
24. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2005. – 550 с.
25. Национальная психологическая энциклопедия - [Электронный ресурс]. URL: vocabulary.ru
26. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
27. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: Просвещение, 2005. – 76 с.
28. Педагогика / Под ред. ПидкасистогоП.И.. М., 2000.
29. Популярная психология для родителей. / Под ред. А. А. Бодалева. - М., 1989. - 380с.
30. Райгородский Д. Я.Родители и дети: Хрестоматия: Учеб. пособие по педагогике. - Самара: Бахрах-М, 2003. – 784 с.
31. Родители и дети: Психология взаимоотношений / Под ред. Е. А. Савиной, Е. О. Смирновой. — М.: "Коги-то-Центр", 2003. — 230 с.
32. Рубинштейн С. Я. Черты характера ребёнка и их воспитание в семье. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2004. – 48 с.
33. Семья: 500 вопросов и ответов/Ред.-сост. Л. В. Прошина. — М.: Мысль, 2002. — 717 с.
34. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО "Речь", 2007. – 350 с.
35. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М.: Юнити, 2007. – С. 192-201.
36. Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребёнку в трудной ситуации. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 2006. – 320 с.
37. Фурутан А. Отцы, матери, дети: Практические советы родителям: Пер. с англ./ Предисл. К. Г. Митрофанова. – М.: Прогресс, 2007. – 192 с.
38. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности, М., изд. Мысль, 1987.
39. Heather L. Bender, Joseph P. Allen, Kathleen Boykin McElhaney, Jill Antonishak, Cynthia M. Moore, Heather O’Beirne Kelly, Steven M. Davis Use of harsh physical discipline and developmental outcomes in adolescence. - [Электронный ресурс]. URL: http://onlinelibrary.wiley.com
40. Jamie M. Ostrov. Deception and subtypes of aggression during early childhood.- [Электронный ресурс]. URL: http://onlinelibrary.wiley.com
41. Jodi A. Quas, Allison R. Wallin, Silvia Papini, Heather Lench, Matthew H. Scullin. Suggestibility, social support, and memory for a novel experience in young children. - [Электронный ресурс]. URL: http://onlinelibrary.wiley.com


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ