Обучение дошкольников иностранному языку с использованием игровой деятельности
|
Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы обучения детей дошкольного возраста иностранному языку 7
1.1 Особенности обучения детей дошкольного возраста 7
1.2 Особенности использования игровой деятельности при организации
процесса обучения дошкольников иностранному языку 12
Глава 2 Игровая деятельность в обучении детей дошкольного возраста иностранному языку 20
2.1 Анализ учебно-методического комплекса по иностранному языку
для дошкольников для использования в системе дополнительного образования 20
2.2 Разработка авторской программы обучения дошкольников
английскому языку на основе УМК «Английский для малышей» 24
2.3 Апробация авторской программы обучения дошкольников
иностранному языку с использованием игровой деятельности 29
Заключение 37
Список используемой литературы 39
Приложение А Авторская программа обучения детей дошкольного возраста английскому языку "Happy Family" 43
Приложение Б Перспективный календарно-тематический
образовательной деятельности 49
Приложение В Банк дидактических игр для отработки и закрепления знаний и умений 58
Приложение Г Анкета для родителей 67
Приложение Д Диагностическая карта определения уровня сформированности навыков 69
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы обучения детей дошкольного возраста иностранному языку 7
1.1 Особенности обучения детей дошкольного возраста 7
1.2 Особенности использования игровой деятельности при организации
процесса обучения дошкольников иностранному языку 12
Глава 2 Игровая деятельность в обучении детей дошкольного возраста иностранному языку 20
2.1 Анализ учебно-методического комплекса по иностранному языку
для дошкольников для использования в системе дополнительного образования 20
2.2 Разработка авторской программы обучения дошкольников
английскому языку на основе УМК «Английский для малышей» 24
2.3 Апробация авторской программы обучения дошкольников
иностранному языку с использованием игровой деятельности 29
Заключение 37
Список используемой литературы 39
Приложение А Авторская программа обучения детей дошкольного возраста английскому языку "Happy Family" 43
Приложение Б Перспективный календарно-тематический
образовательной деятельности 49
Приложение В Банк дидактических игр для отработки и закрепления знаний и умений 58
Приложение Г Анкета для родителей 67
Приложение Д Диагностическая карта определения уровня сформированности навыков 69
Аннотация
В современном мире набирает популярность обучение детей дошкольного возраста иностранному языку. Для эффективного решения обозначенной проблемы в практической работе с детьми применяются разнообразные формы и методы, направленные на формирование мыслительных операций, речевой деятельности, на стремление к познанию окружающей действительности. Особое место занимает игра, которая является способом приобщения к миру взрослых, способом познания. Наше исследование связано с возможностями использования обучающих игр, которые совмещают педагогическую цель с привлекательным для ребенка мотивом деятельности, что обусловливает его актуальность. Объект исследования - процесс обучения детей дошкольного возраста иностранному языку. Предмет исследования - игра как метод обучения иностранному языку дошкольников. Целью исследования является повышение эффективности обучения иностранному языку детей дошкольного возраста при использовании игровой деятельности. Задачи исследования: 1)
рассмотреть особенности обучения детей дошкольного возраста иностранному языку; 2) исследовать игры и игровые приемы как ведущий метод при обучении иностранному языку для детей дошкольного возраста; 3) разработать и апробировать авторскую программу курса английского языка для детей от 5 до 6 лет (2 года обучения) с использованием игровой деятельности. Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в практике обучения иностранному языку детей дошкольного возраста с применением комплекса дидактических игр в системе дополнительного образования.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения, списка использованной литературы и 5 приложений. В первой главе были выявлены особенности организации процесса обучения иностранному языку с помощью игровой деятельности, позволяющей создать развивающую образовательную среду, идеальную для формирования личностных качеств ребенка. Во второй главе была разработана авторская программа обучения дошкольников 5-6 лет английскому языку, которая формулирует цель и задачи обучения, описывает условия реализации программы, форму и режим проведения занятий, ожидаемые результаты обучения. Основным методом обучения в рамках данной программы являлась обучающая игра. Данная программа была апробирована, результаты ее практического применения представлены во второй главе. Заключение содержит основные выводы проведенного исследования. Приложение содержит авторскую программу, перспективный календарно-тематический план, банк дидактических игр и диагностическую карту определения уровня сформированности навыков у детей за 2 года обучения.
Актуальность исследования. В современном мире набирает популярность обучение детей дошкольного возраста иностранному языку. Дошкольный возраст - очень важный период в развитии личности человека. Поэтому этап дошкольного образования привлекает внимание педагогов.
Для эффективного решения обозначенной проблемы в практической работе с детьми применяются разнообразные формы и методы, направленные на формирование мыслительных операций, речевой деятельности, на стремление к познанию окружающей действительности. Особое место занимает игра, которая является способом приобщения к миру взрослых, способом познания. Л.С. Выготский и Д.Б.Эльконин называют игру ведущим видом деятельности дошкольника, но ученые имеют ввиду не то, что она преобладает в его практике среди всех других видов деятельности, а то, что именно она в этот период ведет за собой развитие дошкольника. Наше исследование связано с возможностями использования обучающих игр, которые совмещают педагогическую цель с привлекательным для ребенка мотивом деятельности, что обусловливает его актуальность.
Объект исследования - процесс обучения детей дошкольного возраста иностранному языку.
Предмет исследования - игра как метод обучения иностранному языку дошкольников.
Цель исследования - повышение эффективности обучения иностранному языку детей дошкольного возраста при использовании игровой деятельности.
Задачи исследования.
1. Рассмотреть особенности обучения детей дошкольного возраста иностранному языку.
2. Исследовать игры и игровые приемы как ведущий метод при обучении иностранному языку для детей дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать авторскую программу курса английского языка для детей от 5 до 6 лет (2 года обучения) с использованием игровой деятельности.
Методы исследования:
1) теоретические: изучение и анализ научной и научно-методической
литературы, обобщение опыта педагогической деятельности
образовательных учреждений, определить психологические особенности детей дошкольного возраста;
2) эмпирические: прямое и косвенное наблюдение, экспертная оценка, самооценка;
3) моделирования: моделирование условий обучения и получение результатов обучения.
Методология исследования основана на работе таких ученых- методистов, как Е.Ю. Протасова, З.Н. Никитенко, JI.C. Выготский, Ю.В. Лесов и др.
Практическая значимость-возможность использования результатов исследования в практике обучения иностранному языку детей дошкольного возраста с применением комплекса дидактических игр в системе дополнительного образования.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения, списка использованной литературы и 5 приложений.
В современном мире набирает популярность обучение детей дошкольного возраста иностранному языку. Для эффективного решения обозначенной проблемы в практической работе с детьми применяются разнообразные формы и методы, направленные на формирование мыслительных операций, речевой деятельности, на стремление к познанию окружающей действительности. Особое место занимает игра, которая является способом приобщения к миру взрослых, способом познания. Наше исследование связано с возможностями использования обучающих игр, которые совмещают педагогическую цель с привлекательным для ребенка мотивом деятельности, что обусловливает его актуальность. Объект исследования - процесс обучения детей дошкольного возраста иностранному языку. Предмет исследования - игра как метод обучения иностранному языку дошкольников. Целью исследования является повышение эффективности обучения иностранному языку детей дошкольного возраста при использовании игровой деятельности. Задачи исследования: 1)
рассмотреть особенности обучения детей дошкольного возраста иностранному языку; 2) исследовать игры и игровые приемы как ведущий метод при обучении иностранному языку для детей дошкольного возраста; 3) разработать и апробировать авторскую программу курса английского языка для детей от 5 до 6 лет (2 года обучения) с использованием игровой деятельности. Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в практике обучения иностранному языку детей дошкольного возраста с применением комплекса дидактических игр в системе дополнительного образования.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения, списка использованной литературы и 5 приложений. В первой главе были выявлены особенности организации процесса обучения иностранному языку с помощью игровой деятельности, позволяющей создать развивающую образовательную среду, идеальную для формирования личностных качеств ребенка. Во второй главе была разработана авторская программа обучения дошкольников 5-6 лет английскому языку, которая формулирует цель и задачи обучения, описывает условия реализации программы, форму и режим проведения занятий, ожидаемые результаты обучения. Основным методом обучения в рамках данной программы являлась обучающая игра. Данная программа была апробирована, результаты ее практического применения представлены во второй главе. Заключение содержит основные выводы проведенного исследования. Приложение содержит авторскую программу, перспективный календарно-тематический план, банк дидактических игр и диагностическую карту определения уровня сформированности навыков у детей за 2 года обучения.
Актуальность исследования. В современном мире набирает популярность обучение детей дошкольного возраста иностранному языку. Дошкольный возраст - очень важный период в развитии личности человека. Поэтому этап дошкольного образования привлекает внимание педагогов.
Для эффективного решения обозначенной проблемы в практической работе с детьми применяются разнообразные формы и методы, направленные на формирование мыслительных операций, речевой деятельности, на стремление к познанию окружающей действительности. Особое место занимает игра, которая является способом приобщения к миру взрослых, способом познания. Л.С. Выготский и Д.Б.Эльконин называют игру ведущим видом деятельности дошкольника, но ученые имеют ввиду не то, что она преобладает в его практике среди всех других видов деятельности, а то, что именно она в этот период ведет за собой развитие дошкольника. Наше исследование связано с возможностями использования обучающих игр, которые совмещают педагогическую цель с привлекательным для ребенка мотивом деятельности, что обусловливает его актуальность.
Объект исследования - процесс обучения детей дошкольного возраста иностранному языку.
Предмет исследования - игра как метод обучения иностранному языку дошкольников.
Цель исследования - повышение эффективности обучения иностранному языку детей дошкольного возраста при использовании игровой деятельности.
Задачи исследования.
1. Рассмотреть особенности обучения детей дошкольного возраста иностранному языку.
2. Исследовать игры и игровые приемы как ведущий метод при обучении иностранному языку для детей дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать авторскую программу курса английского языка для детей от 5 до 6 лет (2 года обучения) с использованием игровой деятельности.
Методы исследования:
1) теоретические: изучение и анализ научной и научно-методической
литературы, обобщение опыта педагогической деятельности
образовательных учреждений, определить психологические особенности детей дошкольного возраста;
2) эмпирические: прямое и косвенное наблюдение, экспертная оценка, самооценка;
3) моделирования: моделирование условий обучения и получение результатов обучения.
Методология исследования основана на работе таких ученых- методистов, как Е.Ю. Протасова, З.Н. Никитенко, JI.C. Выготский, Ю.В. Лесов и др.
Практическая значимость-возможность использования результатов исследования в практике обучения иностранному языку детей дошкольного возраста с применением комплекса дидактических игр в системе дополнительного образования.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения, списка использованной литературы и 5 приложений.
Подводя итоги нашего исследования, мы делаем следующие выводы.
Во-первых, изучение научной литературы по этой теме показало, что обучение дошкольников иностранному языку - это способ развития их личности. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, наиболее эффективным способом обучения детей является организация различных мероприятий, в ходе которых дети постепенно осваивают иностранный язык. В качестве метода обучения вы можете использовать игру, которая может создать ситуацию, в которой все дети без исключения могут активно участвовать.
Во-вторых, были выявлены особенности организации процесса обучения иностранному языку с помощью игровой деятельности, позволяющей создать развивающую образовательную среду, идеальную для формирования личностных качеств ребенка. Игра во время обучения даст ребенку возможность самореализоваться и стать интеллектуально развитым человеком с большим творческим потенциалом и сформированной позицией в жизни. На разных этапах обучения могут использоваться разнообразные виды игр, например ролевые, дидактические, подвижные.
В-третьих, анализ особенностей организации процесса обучения детей дошкольного возраста иностранным языкам на основе учебно -методического комплекса «Английский для малышей» для детей в возрасте от 4 до 6 лет показал, что особенностью этого УМК является организационная структура учебных материалов, которые вносят определенный вклад в развитие независимого мышления, логики, памяти и воображения ребенка, формирование его эмоций, развивает его коммуникативные и когнитивные навыки во время игровой деятельности совместно с педагогом.
В-четвертых, нами была разработана авторская программа обучения дошкольников 5-6 лет английскому языку на основе УМК «Английский для малышей», рассчитанная на 2 года обучения. Наша программа формулирует цель и задачи обучения, описывает условия реализации программы, форму и режим проведения занятий, ожидаемые результаты обучения. В программу также включены учебно-тематический план по годам обучения и методические рекомендации по организации учебного процесса.
Основным методом обучения в нашей программе является игровая деятельность, которая используется для введения нового материала, для отработки навыков, для организации текущего и итогового контроля и физкультминуток. Для этого были подобраны игры, которые составили Банк дидактических игр для отработки и закрепления знаний и умений.
В-пятых, апробация нашей авторской программы в частном детском саду ЧДОУ «Сказка» показала следующее. Использование игровых приемов в процессе обучения детей дошкольного возраста позволяет детям в интересной, доступной форме получать знания, решать поставленные педагогом задачи. Игровая деятельность может быть использована не только на этапе презентации нового материала или формирования навыков, но и на этапе текущего и промежуточного контроля.
Проведенная диагностика уровня сформированности навыков у детей для 1 и 2 года обучения показала следующее. По результатам диагностики на конец 2 года обучения 100% детей показали высший и средний уровень освоения английского языка. Полученные результаты позволяют говорить об эффективности нашей авторской программы обучения дошкольников.
Таким образом, все поставленные задачи решены, следовательно, цель нашего исследования -повышение эффективности обучения иностранному языку детей дошкольного возраста при использовании игровой деятельности - была достигнута. Данное исследование может быть продолжено в направлении изучения особенностей использования различных методов и технологий обучения дошкольников иностранному языку в детских учреждениях.
Во-первых, изучение научной литературы по этой теме показало, что обучение дошкольников иностранному языку - это способ развития их личности. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, наиболее эффективным способом обучения детей является организация различных мероприятий, в ходе которых дети постепенно осваивают иностранный язык. В качестве метода обучения вы можете использовать игру, которая может создать ситуацию, в которой все дети без исключения могут активно участвовать.
Во-вторых, были выявлены особенности организации процесса обучения иностранному языку с помощью игровой деятельности, позволяющей создать развивающую образовательную среду, идеальную для формирования личностных качеств ребенка. Игра во время обучения даст ребенку возможность самореализоваться и стать интеллектуально развитым человеком с большим творческим потенциалом и сформированной позицией в жизни. На разных этапах обучения могут использоваться разнообразные виды игр, например ролевые, дидактические, подвижные.
В-третьих, анализ особенностей организации процесса обучения детей дошкольного возраста иностранным языкам на основе учебно -методического комплекса «Английский для малышей» для детей в возрасте от 4 до 6 лет показал, что особенностью этого УМК является организационная структура учебных материалов, которые вносят определенный вклад в развитие независимого мышления, логики, памяти и воображения ребенка, формирование его эмоций, развивает его коммуникативные и когнитивные навыки во время игровой деятельности совместно с педагогом.
В-четвертых, нами была разработана авторская программа обучения дошкольников 5-6 лет английскому языку на основе УМК «Английский для малышей», рассчитанная на 2 года обучения. Наша программа формулирует цель и задачи обучения, описывает условия реализации программы, форму и режим проведения занятий, ожидаемые результаты обучения. В программу также включены учебно-тематический план по годам обучения и методические рекомендации по организации учебного процесса.
Основным методом обучения в нашей программе является игровая деятельность, которая используется для введения нового материала, для отработки навыков, для организации текущего и итогового контроля и физкультминуток. Для этого были подобраны игры, которые составили Банк дидактических игр для отработки и закрепления знаний и умений.
В-пятых, апробация нашей авторской программы в частном детском саду ЧДОУ «Сказка» показала следующее. Использование игровых приемов в процессе обучения детей дошкольного возраста позволяет детям в интересной, доступной форме получать знания, решать поставленные педагогом задачи. Игровая деятельность может быть использована не только на этапе презентации нового материала или формирования навыков, но и на этапе текущего и промежуточного контроля.
Проведенная диагностика уровня сформированности навыков у детей для 1 и 2 года обучения показала следующее. По результатам диагностики на конец 2 года обучения 100% детей показали высший и средний уровень освоения английского языка. Полученные результаты позволяют говорить об эффективности нашей авторской программы обучения дошкольников.
Таким образом, все поставленные задачи решены, следовательно, цель нашего исследования -повышение эффективности обучения иностранному языку детей дошкольного возраста при использовании игровой деятельности - была достигнута. Данное исследование может быть продолжено в направлении изучения особенностей использования различных методов и технологий обучения дошкольников иностранному языку в детских учреждениях.





