Введение 3
Глава 1 Правовые основы производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних 6
1.1 Уголовно-процессуальное законодательство и международные акты,
регулирующие производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних 6
1.2. Специфика уголовного правосудия в отношении несовершеннолетних . 13
Глава 2 Особенности досудебного производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних 25
2.1 Предмет доказывания при производстве уголовных дел в отношении
несовершеннолетних 25
2.2 Производство следственных действий в отношении несовершеннолетних
подозреваемых (обвиняемых) 37
2.3 Меры пресечения, применяемые в отношении несовершеннолетних
подозреваемых и обвиняемых 46
Глава 3 Особенности производства уголовных дел в отношении
несовершеннолетних 60
3.1 Особенности рассмотрения уголовных дел в отношении
несовершеннолетних судом 60
3.2 Особенности вынесения приговора по уголовным делам в отношении
несовершеннолетних 65
Заключение 72
Список используемой литературы и используемых источников 78
Актуальность и научная значимость настоящего исследования. Преступления, совершаемые несовершеннолетними, на протяжении многих лет являются насущной и распространенной проблемой, как в Российской Федерации, так и во всем мире. Анализ статистических данных, собранных Верховным судом РФ, показывает, что в 2019 г. зафиксировано 25841 уголовных дел, переданных судам. Из 25841 уголовных дел 13 941 уголовное дело, по данным Верховного суда РФ, закончились вынесением обвинительного приговора. В связи с этим, производству по уголовным делам в отношении несовершеннолетних в современной действительности уделяется большое внимание в юридической науке и практике.
В уголовно-процессуальном законодательстве, производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних имеет специфическое положение. С одной стороны, оно является частью общего уголовного процесса, основывается на его нормах и предписаниях, с другой стороны, нормы, регулирующие производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, имеют свою специфику и выделены в отдельное производство. Однако, уголовно-процессуальным законодательством, регулирующим уголовное судопроизводство, однозначно не учитываются многие прогрессивные положения международно-правовых актов.
Объект исследования. Объектом исследования выступает общественные отношения, которые складываются при производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Предметом исследования выступают нормы уголовно-процессуального
законодательства, которые регламентируют производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
Цель исследования. Целью является комплексный анализ производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
- изучить правовые основы производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних;
- определить особенности досудебного производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних;
- проанализировать судебную стадию производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
Методологической основой исследования является диалектический метод научного познания, который позволяет исследовать явления во взаимосвязи и развитии. Кроме того, используются такие всеобщие методы как: анализа, дедукции, синтеза, структурно-функциональный метод и метод системного анализа. При проведении исследования применялся частно - научные методы познания: формально-юридический, сравнительно-правовой и историко-правовой методы. Нормативно-правовую основу исследования составили нормы уголовно-процессуального права, которые регламентируют производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Теоретической основой стали труды:
Научная новизна исследования определена целями и задачами, которые указаны выше. В рамках исследования был изучен и охарактеризован механизм правового регулирования производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Научная новизна проявляется также в следующих положениях, выносимых на защиту:
Во-первых, в уголовно-процессуальное законодательство необходимо включить нормы, в которых будет определен процессуальный статус педагогов и психологов, привлекаемых в производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Необходимо указать четкие требования к профессиональному образованию, профессиональному стажу и квалификации педагогов и психологов;
Во-вторых, необходимо сделать более гибким перечень лиц, которые могут участвовать в производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних;
В-третьих, закрепить на уровне ФПА России рекомендации, согласно которым в производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних будут участвовать только те адвокаты, которые прошли соответствующую подготовку;
В-четвертых, закрепить в уголовно-процессуальном законодательстве возможность применять несколько мер пресечения.
Апробация исследования. Основные положения, выводы и результаты диссертации отражены автором в научной публикации: Зиберт А.В. Особенности рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних судом [Текст] / А.В. Зиберт // Сборник статей Международной научно¬практической конференции «Экспериментальная наука: механизмы,
трансформации, регулирование» (Екатеринбург, 10.06.2020 г.). - Уфа :
Аэтерна, 2020. С. 260-266.
Структура работы определена ее целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, которые объединяют в себе семь параграфов, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.
Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних развивалось поэтапно.
Впервые в истории российского уголовного процесса дифференцированный подход к производству по уголовным делам в отношении совершеннолетних и несовершеннолетних стал применяться во второй половине 19 века. На первом этапе производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних регламентировалось нормами Устава уголовного судопроизводства 1864 г. Правовое регулирование производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних существенно изменился Законом от 2 июня 1897 г.
В настоящее время производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних осуществляется на основании норм УПК РФ, который был принят в 2001 году. Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних преимущественно находятся в главе 50 УПК РФ. Отдельные правила производства по делам несовершеннолетних также предусмотрены ст. 48, п. 2 ч. 1 ст. 51, ст. 105, ч. 2 ст. 108, ч. 1 ст. 154, ст. 191, п. 2 ч. 2 ст. 241, ст. 280, п. 15 ч. 1 ст. 299 УПК РФ. Их можно условно разделить на несколько групп.
Особенности, которые касаются общих условий проведения предварительного расследования (выделение в отдельное производство уголовного дела в отношении несовершеннолетнего, подследственность уголовных дел по тяжким и особо тяжким преступлениям).
Особенности, которые касаются и производства предварительного расследования и судебного разбирательства уголовного дела в отношении несовершеннолетних (предмет доказывания, субъектный состав).
Особенности, которые касаются только судебного разбирательства (допускается ограничение принципа гласности судебного разбирательства; право суда удалять несовершеннолетнего подсудимого из зала судебного заседания; запрет на применение особого порядка рассмотрения уголовных дел; расширен перечень вопросов, которые должны быть разрешены судом при составлении приговора).
Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних - это усложненная форма уголовного судопроизводства, одной из особенностей которой является специфичный субъектный состав, включающей в себя защитника, педагогов (психологов) и законных представителей. В производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних обязательно участвует защитник.
В уголовно-процессуальном законодательстве отсутствуют нормы, которые раскрывают содержание процессуального статуса педагогов и психологов, привлекаемых в производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. В науке уголовно-процессуального права нет единого мнения о том, следует или нет считать педагогов и психологов, привлекаемых в производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, специалистами. И также в уголовно-процессуальном законодательстве нет норм, устанавливающих четкие требования к профессиональному образованию, профессиональному стажу и квалификации педагогов и психологов.
В производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних участвуют законные представители несовершеннолетних. В уголовно¬процессуальном законе установлен закрытый перечь лиц, которые могут быть законными представителями несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Из-за этого, к производству по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, во-первых, привлекаются лица, которым может быть неинтересна судьба несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, и, во-вторых, не допускаются лица, которые в силу закона не могут быть законными представителями, но которым интересна судьба несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.
Кроме того, встречаются случаи, когда недобросовестные следователи (дознаватели), используя норму ст. 426 УПК РФ, не допускают к участию законных представителей несовершеннолетних подозреваемого,
обвиняемого, которые, по их мнению, слишком активно участвуют в производстве по уголовным делам.
Предмет доказывания - это важнейшее понятие, которое применяется в теории уголовно-процессуального права, и, которое позволяет определить какие обстоятельства уголовного дела должны и могут быть установлены в ходе предварительного расследования и судебного следствия. В науке уголовно-процессуального права принято разграничивать общий и специальные предметы доказывания. Общий предмет доказывания определять перечень обстоятельств, который устанавливается при производстве всех уголовных дел. Его содержание и структура определены ст. 73 УПК РФ.
Обстоятельства, которые российский законодатель включил в специальные предметы доказывания, утоняют (детализируют) перечень обстоятельств, являющиеся содержание общего предмета доказывания, либо заменяют перечень обстоятельств, являющиеся содержание общего предмета доказывания. Специальный предмет доказывания действует при производстве уголовных дел в отношении несовершеннолетних (его содержание уточняет (дополняет) общий предмет доказывания, а также при производстве о применении принудительных мер медицинского характера (его содержание заменяет общий предмет доказывания, который указан в ст. 73 УПК РФ).
Содержание и структура предмета доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних указаны в ст. 421 УПК РФ.
При производстве уголовных дел в отношении несовершеннолетних правоприменитель обязан установить точный возврат несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого (подсудимого). Точный возраст несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого (подсудимого) определяется на основании данных, которые содержаться в документах, удостоверяющих личность, а также на основании результатов судебных экспертиз.
В большинстве случаев точный возраст несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых (подсудимых) определяется на основании данных документов, удостоверяющих личность несовершеннолетних. Для установления точного возраста несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых (подсудимых), когда установления точного возраста несовершеннолетних по документам невозможно, как правило, проводятся судебно-психологическая экспертиза, судебно-психиатрическая экспертиза, судебно-медицинская экспертиза.
Органы предварительного и суд, как правило, не имеют специальных познаний в возрастной психологии и психиатрии. Им, как правило, трудно выбрать вид экспертизы, сформулировать вопросы для экспертов, а также оценить результаты экспертизы, проводимой для определения точного возраста. В научной юридической литературы высказывается мнения о необходимости включения в уголовно-процессуальное законодательство, обязывающей для установления точного возраста несовершеннолетних и установления наличия или отсутствия отставания в психическом развитии, влияющего на способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, проводить судебные экспертизы.
В уголовно-процессуальном законе нет нормы, определяющей какие условия жизни и воспитания несовершеннолетних должны быть установлены в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства. Из-за этого на практике часто остаются без внимания (либо без должного внимания) наиболее существенные из условий жизни и воспитания несовершеннолетних, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений. Считаем, что правоприменителю можно ориентироваться на разработанные Правительством РФ и Министерством Минпросвещения РФ правила, по которым осуществляется обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетних.
Осуществляя производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетнего, правоприменитель обязан установить было или нет влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц. Правоприменитель видя, что несовершеннолетний совершил преступление под влиянием старших лиц, должен установить каким образом (физически или психологически) было оказано влияние на несовершеннолетнего.
Специфика производства следственных действий проявляется в следующем: ограничена продолжительность следственных действий, закреплен особый порядок вызова несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых на производство следственных действий, расширен субъектный состав
Анализ уголовно-процессуального законодательства показывает, что большинство мер пресечения назначается и применяется к несовершеннолетним подозреваемым (обвиняемым) на общих основаниях, условиях и правилах, которые действуют в отношении взрослых подозреваемых (обвиняемых).
Указанное относится ко всем мерам пресечения, за исключением меры пресечения в виде заключения под стражу.
Основания избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетних можно разделить на несколько групп:
- общие основания, наличие которых необходимо для избрания всех мер пресечения;
- специальные основания, наличие которых необходимо для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу;
- специальные основания, наличие которых необходимо для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых).
Система мер пресечения, которые применяются при производстве уголовных дел в отношении несовершеннолетних, должна быть дополнена мерой пресечения (помещение несовершеннолетнего в специализированное воспитательное учреждение), которая будет альтернативой для меры пресечения в виде заключения под стражу.
В уголовно-процессуальном законодательстве предусмотрена лишь одна мера пресечения, которая применяются только к несовершеннолетним - присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым.
На практике она применяется редко. Факторы, которые делают неэффективными применение меры пресечения в виде присмотра за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым, может быть устранен законодателем, если правоприменителям будет предоставлена возможность применять несколько мер пресечения, которой в настоящее время нет.
1. Анисимова Н.В. Проблемные моменты участия
несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве / Н.В. Анисимова. - Текст : непосредственный, электронный // Миграционное право. 2014. N 3. С. 27-29.
2. Апелляционное постановление № 22К-364/2019 от 13 сентября
2019 г. по делу № 22К-364/2019. - URL :
https://sudact.ru/regular/doc/anPJ0W9IK0o/, свободный (дата обращения:
12.10.2019) . - Загл. с титул. экрана. - Текст : электронный.
3. Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс в вопросах и ответах: учебное пособие. 9-е изд., перераб. и доп. М. : Проспект, 2018. 304 с. - Текст непосредственный.
4. Газарян Аркадий Арсенович Деятельность законного представителя несовершеннолетнего на стадии предварительного расследования по уголовному делу // Пробелы в российском законодательстве. 2017. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZdeyatelnost- zakonnogo-predstavitelya-nesovershennoletnego-na-stadii-predvaritelnogo- rassledovaniya-po-ugolovnomu-delu (дата обращения: 17.04.2020).
5. Горшенева Н.А., Миньковский Г.М Борьба с преступностью
несовершеннолетних в больших городах / Н.А. Горшенева, Г.М. Миньковский. - М.: Изд-во Всесоюзного ин-та по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1975. 82 c. - Текст
непосредственный.
6. Горшков С. Процессуальное положение законного представителя обвиняемого или потерпевшего // С. Горшков. - Текст : непосредственный / Социалистическая законность. - М. : Известия, 1966, № 11. С. 67.
7. Гриненко А.В. Обоснованность задержания и заключения под стражу по УПК РФ / А.В. Гриненко. - Текст : непосредственный // Журнал российского права. - М. : Норма, 2003, № 9. С. 47-53.
8. Джанибекова Н.А. Особенности подросткового возраста и их
влияние на правонарушения несовершеннолетних / Н.А. Джанибекова, Ш.А. Зарипов. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2013. № 7 (54). С. 357-359. - URL:
https://moluch.ru/archive/54/7451/ (дата обращения: 26.04.2020).
9. Днепровская Марина Анатольевна «О применении особого порядка судебного разбирательства к несовершеннолетним обвиняемым» // ГлаголЪ правосудия. 2018. №1 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/nZo- primenenii-osobogo-poryadka-sudebnogo-razbiratelstva-k-nesovershennoletnim- obvinyaemym (дата обращения: 24.04.2020).
10. Загорский Г.И., Орлова Т.В. / Г.И. Загорский, Т.В. Орлова. - Текст : непосредственный Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних // Российский судья. 2012. N 10. С. 7-10.
11. Зиннуров Фоат Канафиевич, ШайДуллина Эльвира Дамировна
Правоприменительные аспекты избрания присмотра за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым в качестве меры пресечения в ходе предварительного расследования // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2019. № 2 (36). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/pravoprimenitelnye-aspekty-izbraniya-prismotra- za-nesovershennoletnim-podozrevaemym-ili-obvinyaemym-v-kachestve-mery- presecheniya-v (дата обращения: 21.04.2020).
12. Институт специалиста в уголовном судопроизводстве России. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Новиков А.А. - Калининград, 2007. 26 c.
13. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей
ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). - URL :
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=9959&fld= 134&dst=1000000001,0&rnd=0.4896280619568083, свободный (дата
обращения: 12.10.2019). - Загл. с титул. экрана. - Текст : электронный.
14. Курмаева Наталья Анатольевна Использование возможностей судебно-психологической экспертизы при расследовании групповых преступлений несовершеннолетних // Пробелы в российском законодательстве. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZispolzovanie- vozmozhnostey-sudebno-psihologicheskoy-ekspertizy-pri-rassledovanii- gruppovyh-prestupleniy-nesovershennoletnih (дата обращения: 14.04.2020).
15. Лупинская П.А. Уголовно-процессуальное право Российской
Федерации : учебник / отв. ред. П.А. Лупинская, Л.А. Воскобитова. - 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма : ИНФРАМ, 2020. 1008 с. - ISBN 978-5-16¬106429-0. - Текст : электронный. - URL:
https://new.znanium.com/catalog/product/1073435 (дата обращения: 23.04.2020).
16. Люблинский П.И. Суды по делам о несовершеннолетних в России / П.И. Люблинского. — Текст : непосредственный // Журнал Министерства Юстиции. - СПб., 1910. № 6 (Июнь). С. 73-112.
... Всего источников – 51.