Организация социально-педагогического консультирования детей и подростков в образовательной организации
|
Объект исследования - ГБОУ Школа № 626 имени Н.И. Сац (г. Москва).
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы организации и проведения социально-педагогического консультирования детей и подростков в образовательной организации
1.1. Понятие социально-педагогическое консультирование детей и подростков…….6
1.2.Особенности социально-педагогического консультирования детей и подростков в общеобразовательном учреждении……………………..13
1. 3. Участие сотрудников органов внутренних дел в проведении социально-педагогического консультирования в образовательных организациях……23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………………………………32
Глава 2 Организация социально-педагогического консультирования в образовательной организации
2.1. Анализ организации социально-педагогического консультирования детей и подростков в ГБОУ СОШ Школа №626…………………34
2.2. Комплексная Программа консультативной работы в ГБОУ Школа 626 г. Москвы…….57
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2……………………………………………………..69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………71
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………74
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы организации и проведения социально-педагогического консультирования детей и подростков в образовательной организации
1.1. Понятие социально-педагогическое консультирование детей и подростков…….6
1.2.Особенности социально-педагогического консультирования детей и подростков в общеобразовательном учреждении……………………..13
1. 3. Участие сотрудников органов внутренних дел в проведении социально-педагогического консультирования в образовательных организациях……23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………………………………32
Глава 2 Организация социально-педагогического консультирования в образовательной организации
2.1. Анализ организации социально-педагогического консультирования детей и подростков в ГБОУ СОШ Школа №626…………………34
2.2. Комплексная Программа консультативной работы в ГБОУ Школа 626 г. Москвы…….57
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2……………………………………………………..69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………71
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………74
Социально-педагогическая деятельность направлена на решение индивидуальных проблем психического, психологического, физического развития обучающихся, возникающих в процессе социализации ребенка внутри образовательного учреждения.
Введение должности социального педагога в школах показало, что количество школьников, нуждающихся в помощи и социально-педагогической поддержке, значительно превышает возможности организации такой помощи. Работа социального педагога должна быть направлена на решение следующих вопросов обучения и воспитания детей и подростков в школе: слабая успеваемость, отказ посещать школу, неуспешность в школе и проблемы в поведении, вследствие ошибок семейного воспитания. В поле зрения социального педагога попадают дети, живущие в трудных материальных условиях, находящиеся под опекой, сироты, в том числе и «социальные», и пр. Многие из них испытывают значительные трудности вхождения в школьную среду и оказываются вне сферы целенаправленного педагогического влияния.
С целью повышения эффективности своей работы, социальный педагог осуществляет следующие виды деятельности:
● диагностическая;
● консультативная;
● коррекционно-развивающая.
Консультативная помощь позволяет комплексно решать проблемы школьника и его семьи, при условии создания в общеобразовательной организации программы организации консультативной работы в соответствии с потребностями и запросом ребенка на конкретном возрастном этапе развития.
Проведенный нами анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы, недостаточное использование возможностей социально-педагогического консультирования школьников в ГБОУ Школа №626 г. Москвы позволили выявить проблему исследования, которая заключается в разработке комплексной программы консультирования детей и подростков на базе ГБОУ Школы №626 г. Москвы.
Объект исследования: социально-педагогическое консультирование детей и подростков.
Предмет исследования: организация социально-педагогического консультирования детей и подростков в образовательной организации.
Цель исследования: теоретическое обоснование основ организации социально-педагогического консультирования детей и подростков в образовательной организации и разработка комплексной программы консультирования детей и подростков на базе ГБОУ Школа №626 г. Москвы.
Гипотеза исследования: мы предположили, что разработка комплексной программы консультирования детей и подростков позволит повысить эффективность помощи и поддержки, оказываемой специалистами СППиСС (служба психолого-педагогического и социального сопровождения) и сделает эту помощь ориентированной на потребности школьников, нуждающихся в поддержке.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить имеющуюся в психолого-педагогической литературе и других источниках информацию о сущности понятия «социально-педагогического консультирования детей и подростков».
2. Охарактеризовать специфику организации социально-педагогического консультирования детей и подростков в образовательной организации.
3. Рассмотреть особенности организации консультационной помощи детям и подросткам, осуществляемой совместно с ПДН.
4. Выполнить анализ организации социально-педагогического консультирования детей и подростков в ГБОУ Школа №626 г. Москвы.
5. Разработать комплексную программу организации социально-педагогического консультирования детей и подростков, с целью повышения эффективности социально-педагогической поддержки, осуществляемой СППиСС.
Методы исследования:
-теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
- эмпирические: анализ деятельности СППиСС, анализ эффективности применения разработанной программы в вопросе оказания социально-педагогического консультирования детей и подростков.
Теоретическую базу исследования составили работы Н.Б. Саханского, А.В. Рыбакова, О.С. Газмана, М.В. Шакуровой, Е.Н. Дроновой.
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплексной консультационной программы для детей и подростков, способствующая повышению уровня эффективности социально-педагогической поддержки, осуществляемой СППиСС в ГБОУ Школа №626 г. Москвы.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, 2 главы: теоретическая и практическая, заключение, список информационных источников.
Введение должности социального педагога в школах показало, что количество школьников, нуждающихся в помощи и социально-педагогической поддержке, значительно превышает возможности организации такой помощи. Работа социального педагога должна быть направлена на решение следующих вопросов обучения и воспитания детей и подростков в школе: слабая успеваемость, отказ посещать школу, неуспешность в школе и проблемы в поведении, вследствие ошибок семейного воспитания. В поле зрения социального педагога попадают дети, живущие в трудных материальных условиях, находящиеся под опекой, сироты, в том числе и «социальные», и пр. Многие из них испытывают значительные трудности вхождения в школьную среду и оказываются вне сферы целенаправленного педагогического влияния.
С целью повышения эффективности своей работы, социальный педагог осуществляет следующие виды деятельности:
● диагностическая;
● консультативная;
● коррекционно-развивающая.
Консультативная помощь позволяет комплексно решать проблемы школьника и его семьи, при условии создания в общеобразовательной организации программы организации консультативной работы в соответствии с потребностями и запросом ребенка на конкретном возрастном этапе развития.
Проведенный нами анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы, недостаточное использование возможностей социально-педагогического консультирования школьников в ГБОУ Школа №626 г. Москвы позволили выявить проблему исследования, которая заключается в разработке комплексной программы консультирования детей и подростков на базе ГБОУ Школы №626 г. Москвы.
Объект исследования: социально-педагогическое консультирование детей и подростков.
Предмет исследования: организация социально-педагогического консультирования детей и подростков в образовательной организации.
Цель исследования: теоретическое обоснование основ организации социально-педагогического консультирования детей и подростков в образовательной организации и разработка комплексной программы консультирования детей и подростков на базе ГБОУ Школа №626 г. Москвы.
Гипотеза исследования: мы предположили, что разработка комплексной программы консультирования детей и подростков позволит повысить эффективность помощи и поддержки, оказываемой специалистами СППиСС (служба психолого-педагогического и социального сопровождения) и сделает эту помощь ориентированной на потребности школьников, нуждающихся в поддержке.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить имеющуюся в психолого-педагогической литературе и других источниках информацию о сущности понятия «социально-педагогического консультирования детей и подростков».
2. Охарактеризовать специфику организации социально-педагогического консультирования детей и подростков в образовательной организации.
3. Рассмотреть особенности организации консультационной помощи детям и подросткам, осуществляемой совместно с ПДН.
4. Выполнить анализ организации социально-педагогического консультирования детей и подростков в ГБОУ Школа №626 г. Москвы.
5. Разработать комплексную программу организации социально-педагогического консультирования детей и подростков, с целью повышения эффективности социально-педагогической поддержки, осуществляемой СППиСС.
Методы исследования:
-теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
- эмпирические: анализ деятельности СППиСС, анализ эффективности применения разработанной программы в вопросе оказания социально-педагогического консультирования детей и подростков.
Теоретическую базу исследования составили работы Н.Б. Саханского, А.В. Рыбакова, О.С. Газмана, М.В. Шакуровой, Е.Н. Дроновой.
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплексной консультационной программы для детей и подростков, способствующая повышению уровня эффективности социально-педагогической поддержки, осуществляемой СППиСС в ГБОУ Школа №626 г. Москвы.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, 2 главы: теоретическая и практическая, заключение, список информационных источников.
Организация социально-педагогического консультирования в образовательной организации является одной из актуальных проблем для современной образовательной организации. Анализ научных публикаций и учебных пособий по данному вопросу помог нам изучить особенности понятия «социально-педагогического консультирования» в контексте педагогической практики. Работа над теоретической частью исследования позволила сделать следующие выводы:
1. Консультирование является многозначным и многоаспектным
явлением, которое характерно для большого количества научных областей. Педагогическое консультирование содержит в себе те же компоненты, что и любая человеческая деятельность: цель, мотив, предмет, результат или продукт, опыт. Цель педагогического консультирования заключается в поиске путей решения проблем, возникших у ребенка или его семьи через применение эффективных методов и форм.
2. В научной литературе существуют попытки выделить виды
социально-педагогического консультирования, где субъектом выступает ученик школы или его родители. В рамках работы мы рассмотрели следующие виды педагогического консультирования: диагностическое, корректирующее, информационное, формирующее.
3. Социально-педагогическое консультирование остается методом
организации доверительного взаимодействия педагога с ребенком и родителями, а актуальность его в современной общеобразовательной школе обуславливается большим числом школьников, нуждающихся в помощи и поддержке.
4. Социально-педагогическое консультирование носит системный,
целенаправленный характер и предусматривает интеграцию усилий инспекторов и социальных педагогов в профилактической воспитательной деятельности. В процессе взаимодействия предусматривается участие сотрудников ПДН в воспитательных мероприятиях школы, реализация административного ресурса в работе с подростками, склонными к нарушениям. Эффективными формами работы инспектора ПДН со школьником и его семьей являются индивидуальные и групповые консультации, где беседа выступает формой построения общения.
Результаты практической части исследования позволили сделать следующие выводы:
1.Социальная работа в ГБОУ Школа №626 г. Москвы представляет собой целостную систему, для реализации которой создана СППиСС, которая реализует консультативную деятельность всех участников образовательного процесса. Мероприятия, осуществляемые специалистами социально-психологической службы, ориентированы на воспитание, образование, развитие и социальную защиту личности ребёнка в школе и по месту проживания. По результатам проведенного анализа деятельности социального педагога по реализации социального консультирования в ГБОУ Школа №626 г. Москвы были сделаны следующие выводы:
2.Организации социально-педагогической деятельности в ГБОУ СОШ Школа №626 строится на основе нормативно – правовых требований к воспитательному процессу. В образовательной организации работает служба психолого-педагогического и социального сопровождения (СППиСС). В состав данной службы входят следующие специалисты: педагоги-психологи (4) и социальные педагоги (3). В состав СППиСС также входят учителя, учителя-дефектологи, тьюторы, ассистенты.
3. Консультационная деятельность организуется всеми специалистами СППиСС и является направлением деятельности, которое позволяет работать над решением проблем адаптации, социализации, школьной неуспеваемости и девиантного поведения обучающихся. Консультационная деятельность в школе, прежде всего, реализуется для родителей и педагогов.
4.Ежедневная работа по социальному консультированию включает в себя: консультирование учителей; социально-педагогическое и социально-правовое консультирование родителей учащихся в результате обследования жилищно–бытовых условий проживания детей, состоящих на различных видах учёта; социально–информационную помощь, оказываемую в ходе индивидуальной работы с детьми, требующими особого контроля.
В практической части исследования разработана Комплексная консультативная программа, содержание и тематическое наполнение которой разработано в соответствии с учетом запроса и потребностей обучающихся.
1. Консультирование является многозначным и многоаспектным
явлением, которое характерно для большого количества научных областей. Педагогическое консультирование содержит в себе те же компоненты, что и любая человеческая деятельность: цель, мотив, предмет, результат или продукт, опыт. Цель педагогического консультирования заключается в поиске путей решения проблем, возникших у ребенка или его семьи через применение эффективных методов и форм.
2. В научной литературе существуют попытки выделить виды
социально-педагогического консультирования, где субъектом выступает ученик школы или его родители. В рамках работы мы рассмотрели следующие виды педагогического консультирования: диагностическое, корректирующее, информационное, формирующее.
3. Социально-педагогическое консультирование остается методом
организации доверительного взаимодействия педагога с ребенком и родителями, а актуальность его в современной общеобразовательной школе обуславливается большим числом школьников, нуждающихся в помощи и поддержке.
4. Социально-педагогическое консультирование носит системный,
целенаправленный характер и предусматривает интеграцию усилий инспекторов и социальных педагогов в профилактической воспитательной деятельности. В процессе взаимодействия предусматривается участие сотрудников ПДН в воспитательных мероприятиях школы, реализация административного ресурса в работе с подростками, склонными к нарушениям. Эффективными формами работы инспектора ПДН со школьником и его семьей являются индивидуальные и групповые консультации, где беседа выступает формой построения общения.
Результаты практической части исследования позволили сделать следующие выводы:
1.Социальная работа в ГБОУ Школа №626 г. Москвы представляет собой целостную систему, для реализации которой создана СППиСС, которая реализует консультативную деятельность всех участников образовательного процесса. Мероприятия, осуществляемые специалистами социально-психологической службы, ориентированы на воспитание, образование, развитие и социальную защиту личности ребёнка в школе и по месту проживания. По результатам проведенного анализа деятельности социального педагога по реализации социального консультирования в ГБОУ Школа №626 г. Москвы были сделаны следующие выводы:
2.Организации социально-педагогической деятельности в ГБОУ СОШ Школа №626 строится на основе нормативно – правовых требований к воспитательному процессу. В образовательной организации работает служба психолого-педагогического и социального сопровождения (СППиСС). В состав данной службы входят следующие специалисты: педагоги-психологи (4) и социальные педагоги (3). В состав СППиСС также входят учителя, учителя-дефектологи, тьюторы, ассистенты.
3. Консультационная деятельность организуется всеми специалистами СППиСС и является направлением деятельности, которое позволяет работать над решением проблем адаптации, социализации, школьной неуспеваемости и девиантного поведения обучающихся. Консультационная деятельность в школе, прежде всего, реализуется для родителей и педагогов.
4.Ежедневная работа по социальному консультированию включает в себя: консультирование учителей; социально-педагогическое и социально-правовое консультирование родителей учащихся в результате обследования жилищно–бытовых условий проживания детей, состоящих на различных видах учёта; социально–информационную помощь, оказываемую в ходе индивидуальной работы с детьми, требующими особого контроля.
В практической части исследования разработана Комплексная консультативная программа, содержание и тематическое наполнение которой разработано в соответствии с учетом запроса и потребностей обучающихся.



