ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СССР В НАЧАЛЕ 60-Х ДО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 80-Х ГОДОВ XX ВЕКА
|
Введение 3
Глава 1. Государственно-конфессиональные взаимоотношения в начале 60-х до середины 70-х гг. XX века 14
§1.1. Государственная политическая ориентация по отношению к религии с начала 60-х до середины 70-х гг. XX века 14
§ 1.2. Надзор Совета по делам религий за деятельностью религиозных организаций СССР, внутри и за рубежом 29
Глава 2. Государственная система и религиозные организации со второй половины 70-х до начала 80-х гг., XX века 43
§2.1. Противоречия государственно-конфессиональной политики после заключения акта по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г., Хельсинки) 43
§ 2.2. Государственные политика по учету и охраны памятников истории, культуры и религии 52
Заключение 62
Библиографический список 65
Глава 1. Государственно-конфессиональные взаимоотношения в начале 60-х до середины 70-х гг. XX века 14
§1.1. Государственная политическая ориентация по отношению к религии с начала 60-х до середины 70-х гг. XX века 14
§ 1.2. Надзор Совета по делам религий за деятельностью религиозных организаций СССР, внутри и за рубежом 29
Глава 2. Государственная система и религиозные организации со второй половины 70-х до начала 80-х гг., XX века 43
§2.1. Противоречия государственно-конфессиональной политики после заключения акта по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г., Хельсинки) 43
§ 2.2. Государственные политика по учету и охраны памятников истории, культуры и религии 52
Заключение 62
Библиографический список 65
Актуальность темы исследования. Научный интерес к истории государственно-конфессиональных отношений в СССР значительно активизировался в последние два десятилетия, что связано с возрастанием роли религии, религиозного фактора в жизни государства в процессе духовного обновления и политического переустройства российского общества, которое наметилось в стране с начала 90-х годов прошлого века. Новые гражданские отношения в России определяют и ее социокультурную сферу, палитра которой включает государственно-конфессиональные отношения.
Научная актуальность и значимость данного диссертационного исследования обусловлена тем, что период 1964-1982 гг. история государственно-конфессиональных отношений в СССР мало изучена. В настоящее время нет ни одной фундаментальной научной работы, которая охватывала бы этот этап в национальном масштабе. Это связано с тем, что архивные материалы содержат уникальную фактическую информацию о взаимоотношениях органов государственной власти и религиозных объединений, представленных в СССР в период правления генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнев был далеко не полностью рассекречен в начале XXI века. Ряд исследований, в том числе период середины 1960-х- начала 1980-х годов, схематично очерчивали особенности государственно-конфессиональных отношений тех лет, опираясь, как правило, на региональные архивные материалы.
Историография проблемы. Сравнительно недавние исторические события подвергаются новому концептуальному осмыслению в связи с изменением политического курса страны, ориентированного на демократизацию всех социальных процессов. С ликвидацией в 1991 году совета по делам религий при Совете Министров СССР и последующим открытием архива этого учреждения, а также некоторых архивов КПСС и КГБ ученым удалось изучить все имеющиеся источники в рамках данной темы. В настоящее время истории церковной политики советской власти в период "застоя" посвящены разделы в объемных научных трудах, посвященных государственно-церковным отношениям в XX веке.
Церковные авторы первыми предприняли попытку дать всестороннюю объективную оценку опыту взаимодействия советской власти и церкви в указанный период. В 1993 году в журнале Московского Патриархата была опубликована статья преподавателя Минской духовной семинарии священника Сергия Гордуна "Русская Православная Церковь с 1943 по 1970 год. Характеризуя 1960-е годы, особенно их первую половину, как период “крайнего угнетения церковной жизни”, автор остановился на примерах сопротивления руководства Московского Патриархата, духовенства и прихожан антирелигиозным инициативам гражданской власти.
Основными источниками монографии канадского историка Д. В. Поспеловского "Русская Православная Церковь в XX веке" стали архивные документы, статьи в эмигрантских журналах, самиздатовские документы правозащитницы из города Кирова Б. В. Талантовой, открытое письмо священников Глеба Якунина и Николая Шлимана. Характеризуя государственные формы подавления религиозной жизни в стране, Поспеловский пришел к выводу, что собор стал институтом, который преследовал и подавлял, затрудняя верующим борьбу за свои права.
В 1995 году в Москве была опубликована обобщающая работа немецкого исследователя, сотрудника швейцарского Института веры во Второй Мир г. Штриккера. Три главы посвящены периоду, изучаемому в диссертации, где автор анализирует "брежневскую эпоху" в жизни Церкви.
В диссертации Ю.А. Бабинова отметила: новые факты, публикация ранее неизвестных документов, а также исследования специалистов свидетельствуют о том, что прежняя картина взаимоотношений Церкви и государства была искажена. Относительно недавно церковь характеризовалась как реакционный антинародный институт, а действия государственной власти оценивались положительно. В хронологических рамках исследования, охватывающего тысячелетнюю историю христианства на Руси, автор посвящает несколько параграфов характеристике исследуемого в данной диссертации периода.
В диссертации Л. А. Андреевой представлен подробный анализ взаимодействия КГБ и Совета по делам религий в целях управления религиозными объединениями, влияния КПСС на государственно-конфессиональные отношения. Автор отмечает, что политика КПСС является решающим фактором в функционировании советской модели государственно-церковных отношений. В подтверждение этого приводится документальная основа противоречия, заложенная в Конституции СССР 1977 года: Статья 6 узаконивала любое вмешательство во все сферы жизни общества, что в свою очередь делало бессмысленной статью 124 Об отделении церкви от государства.
Наибольший интерес в исследовании представляет третий абзац второй главы "тайный орган в системе государственно-церковных отношений (роль КГБ СССР)."Вот уникальные архивные данные, которые иллюстрируют неограниченный надзор за церковью со стороны органов государственной безопасности. В статье подробно анализируются методы и способы взаимодействия КГБ с представителями религиозных объединений.
В последние годы стали появляться исследования, в которых рассматривался правовой аспект многогранного и неоднозначного взаимодействия двух государственных институтов на протяжении многих десятилетий. Эти вопросы рассматриваются в работах Е. Л. Шапошниковой, О. А. Гревцовой, В. А. Живулиной, А. В. Третьякова. Итак, Шапошников предлагает свою оценку периода 60-70-х годов.
В то же время следует отметить, что в современной историографии тема взаимоотношений государства и конфессий в советский период в целом и в период правления Л. И. Брежнева, в частности, еще недостаточно изучена. Необходимы дальнейшие, более глубокие исследования процессов в церковной жизни в разные периоды, личных взаимоотношений представителей власти и духовенства, реакции духовенства на изменения в государственно-конфессиональных отношениях.
Объектом исследования являются государственно-конфессиональные отношения в СССР в середине 60-х начале 80-х годов XX века.
Предметом исследования является политика в отношении религиозных объединений различных конфессий в СССР, отдельных верующих, проводимая государством посредством местных и центральных партийных руководящих органов. Совета по делам религий при Совете министров СССР и его уполномоченных.
Целью исследования является комплексный анализ модели государственно-конфессиональных отношений, которые сложились в середине 60-х - начале 80-х гг. прошлого столетия; научная инсталляция полученных сведений в общую картину взаимоотношений власти и религии в СССР в XX веке.
Поставленная цель обусловила следующие задачи исследования:
-проанализировать развитие государственно-церковных отношений в эпоху «застоя» (1964-1982 гг.);
-проследить основные моменты процесса реализации планов Совета по делам религий в отношении зарубежной миссии религиозных объединений из СССР в указанный период;
- дать оценку миротворческой деятельности РПЦ за рубежом;
- изучить и систематизировать проведенные в данный период мероприятия государства по упорядочению учета и охраны памятников истории и культуры культового назначения.
Хронологические рамки исследования обусловлены периодом руководства страной Л.И. Брежнева - с 1964 по 1982 годы, определяемым историками как эпоха «застоя» в экономической, социальной, культурной жизни страны, а также в сфере государственно-конфессиональных отношений.
Методологическую основу диссертации определяют принципы объективности, историзма, комплексности исторического исследования.
Источниковая база исследования. Изучение государственно-конфессиональных отношений в СССР в данной работе базируется главным образом на своде документов, находящихся в сарф и российской государственной академии художеств. В силу их ведомственной подчиненности органам КГБ и идеологическому отделу ЦК КПСС большая часть документов их фонда до сих пор засекречена или доступ к ним ограничен. Автором настоящего исследования были изучены различные документы второй, четвертой, пятой, шестой, восьмой и девятой описей фонда ГАРФ Р-6991, материалы пятого фонда Российского государственного института научных исследований и разработок.
Научная новизна исследования и основные результаты, полученные лично соискателем, заключаются в том, что:
- впервые произведен комплексный анализ государственно-конфессиональных отношений в СССР в 1964-1982 годах на основании ранее засекреченных источников;
- на основании архивных документов проведен анализ целевых установок Совета по делам религий при Совете Министров СССР в отношении зарубежной деятельности РПЦ в указанный период;
- изучена миротворческая деятельность РПЦ за рубежом;
- проведен анализ публикаций в зарубежных средствах массовой информации, раскрывающих реальное положение религий в СССР;
- выявлены факты «скрытых» репрессий в отношении верующих на фоне официальной пропаганды о реальной свободе вероисповеданий в СССР в 1964-1982 годы;
- освещена роль Совета по делам религий в упорядочении учета и охраны памятников истории и культуры культового назначения;
- доказано наличие спланированной государственной политики в отношении всех конфессий на территории СССР в обозначенный период.
Научная и практическая значимость исследования заключается в том, что восполнен пробел в истории государственно-конфессиональных отношений в СССР. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при подготовке обобщающих научных трудов, учебников и учебных пособий по истории государственно-конфессиональных отношений, в практической деятельности государственных учреждений, взаимодействующих с конфессиональными образованиями, а также в процессе преподавания общих курсов по истории России в государственных и религиозных учебных заведениях.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Научная актуальность и значимость данного диссертационного исследования обусловлена тем, что период 1964-1982 гг. история государственно-конфессиональных отношений в СССР мало изучена. В настоящее время нет ни одной фундаментальной научной работы, которая охватывала бы этот этап в национальном масштабе. Это связано с тем, что архивные материалы содержат уникальную фактическую информацию о взаимоотношениях органов государственной власти и религиозных объединений, представленных в СССР в период правления генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнев был далеко не полностью рассекречен в начале XXI века. Ряд исследований, в том числе период середины 1960-х- начала 1980-х годов, схематично очерчивали особенности государственно-конфессиональных отношений тех лет, опираясь, как правило, на региональные архивные материалы.
Историография проблемы. Сравнительно недавние исторические события подвергаются новому концептуальному осмыслению в связи с изменением политического курса страны, ориентированного на демократизацию всех социальных процессов. С ликвидацией в 1991 году совета по делам религий при Совете Министров СССР и последующим открытием архива этого учреждения, а также некоторых архивов КПСС и КГБ ученым удалось изучить все имеющиеся источники в рамках данной темы. В настоящее время истории церковной политики советской власти в период "застоя" посвящены разделы в объемных научных трудах, посвященных государственно-церковным отношениям в XX веке.
Церковные авторы первыми предприняли попытку дать всестороннюю объективную оценку опыту взаимодействия советской власти и церкви в указанный период. В 1993 году в журнале Московского Патриархата была опубликована статья преподавателя Минской духовной семинарии священника Сергия Гордуна "Русская Православная Церковь с 1943 по 1970 год. Характеризуя 1960-е годы, особенно их первую половину, как период “крайнего угнетения церковной жизни”, автор остановился на примерах сопротивления руководства Московского Патриархата, духовенства и прихожан антирелигиозным инициативам гражданской власти.
Основными источниками монографии канадского историка Д. В. Поспеловского "Русская Православная Церковь в XX веке" стали архивные документы, статьи в эмигрантских журналах, самиздатовские документы правозащитницы из города Кирова Б. В. Талантовой, открытое письмо священников Глеба Якунина и Николая Шлимана. Характеризуя государственные формы подавления религиозной жизни в стране, Поспеловский пришел к выводу, что собор стал институтом, который преследовал и подавлял, затрудняя верующим борьбу за свои права.
В 1995 году в Москве была опубликована обобщающая работа немецкого исследователя, сотрудника швейцарского Института веры во Второй Мир г. Штриккера. Три главы посвящены периоду, изучаемому в диссертации, где автор анализирует "брежневскую эпоху" в жизни Церкви.
В диссертации Ю.А. Бабинова отметила: новые факты, публикация ранее неизвестных документов, а также исследования специалистов свидетельствуют о том, что прежняя картина взаимоотношений Церкви и государства была искажена. Относительно недавно церковь характеризовалась как реакционный антинародный институт, а действия государственной власти оценивались положительно. В хронологических рамках исследования, охватывающего тысячелетнюю историю христианства на Руси, автор посвящает несколько параграфов характеристике исследуемого в данной диссертации периода.
В диссертации Л. А. Андреевой представлен подробный анализ взаимодействия КГБ и Совета по делам религий в целях управления религиозными объединениями, влияния КПСС на государственно-конфессиональные отношения. Автор отмечает, что политика КПСС является решающим фактором в функционировании советской модели государственно-церковных отношений. В подтверждение этого приводится документальная основа противоречия, заложенная в Конституции СССР 1977 года: Статья 6 узаконивала любое вмешательство во все сферы жизни общества, что в свою очередь делало бессмысленной статью 124 Об отделении церкви от государства.
Наибольший интерес в исследовании представляет третий абзац второй главы "тайный орган в системе государственно-церковных отношений (роль КГБ СССР)."Вот уникальные архивные данные, которые иллюстрируют неограниченный надзор за церковью со стороны органов государственной безопасности. В статье подробно анализируются методы и способы взаимодействия КГБ с представителями религиозных объединений.
В последние годы стали появляться исследования, в которых рассматривался правовой аспект многогранного и неоднозначного взаимодействия двух государственных институтов на протяжении многих десятилетий. Эти вопросы рассматриваются в работах Е. Л. Шапошниковой, О. А. Гревцовой, В. А. Живулиной, А. В. Третьякова. Итак, Шапошников предлагает свою оценку периода 60-70-х годов.
В то же время следует отметить, что в современной историографии тема взаимоотношений государства и конфессий в советский период в целом и в период правления Л. И. Брежнева, в частности, еще недостаточно изучена. Необходимы дальнейшие, более глубокие исследования процессов в церковной жизни в разные периоды, личных взаимоотношений представителей власти и духовенства, реакции духовенства на изменения в государственно-конфессиональных отношениях.
Объектом исследования являются государственно-конфессиональные отношения в СССР в середине 60-х начале 80-х годов XX века.
Предметом исследования является политика в отношении религиозных объединений различных конфессий в СССР, отдельных верующих, проводимая государством посредством местных и центральных партийных руководящих органов. Совета по делам религий при Совете министров СССР и его уполномоченных.
Целью исследования является комплексный анализ модели государственно-конфессиональных отношений, которые сложились в середине 60-х - начале 80-х гг. прошлого столетия; научная инсталляция полученных сведений в общую картину взаимоотношений власти и религии в СССР в XX веке.
Поставленная цель обусловила следующие задачи исследования:
-проанализировать развитие государственно-церковных отношений в эпоху «застоя» (1964-1982 гг.);
-проследить основные моменты процесса реализации планов Совета по делам религий в отношении зарубежной миссии религиозных объединений из СССР в указанный период;
- дать оценку миротворческой деятельности РПЦ за рубежом;
- изучить и систематизировать проведенные в данный период мероприятия государства по упорядочению учета и охраны памятников истории и культуры культового назначения.
Хронологические рамки исследования обусловлены периодом руководства страной Л.И. Брежнева - с 1964 по 1982 годы, определяемым историками как эпоха «застоя» в экономической, социальной, культурной жизни страны, а также в сфере государственно-конфессиональных отношений.
Методологическую основу диссертации определяют принципы объективности, историзма, комплексности исторического исследования.
Источниковая база исследования. Изучение государственно-конфессиональных отношений в СССР в данной работе базируется главным образом на своде документов, находящихся в сарф и российской государственной академии художеств. В силу их ведомственной подчиненности органам КГБ и идеологическому отделу ЦК КПСС большая часть документов их фонда до сих пор засекречена или доступ к ним ограничен. Автором настоящего исследования были изучены различные документы второй, четвертой, пятой, шестой, восьмой и девятой описей фонда ГАРФ Р-6991, материалы пятого фонда Российского государственного института научных исследований и разработок.
Научная новизна исследования и основные результаты, полученные лично соискателем, заключаются в том, что:
- впервые произведен комплексный анализ государственно-конфессиональных отношений в СССР в 1964-1982 годах на основании ранее засекреченных источников;
- на основании архивных документов проведен анализ целевых установок Совета по делам религий при Совете Министров СССР в отношении зарубежной деятельности РПЦ в указанный период;
- изучена миротворческая деятельность РПЦ за рубежом;
- проведен анализ публикаций в зарубежных средствах массовой информации, раскрывающих реальное положение религий в СССР;
- выявлены факты «скрытых» репрессий в отношении верующих на фоне официальной пропаганды о реальной свободе вероисповеданий в СССР в 1964-1982 годы;
- освещена роль Совета по делам религий в упорядочении учета и охраны памятников истории и культуры культового назначения;
- доказано наличие спланированной государственной политики в отношении всех конфессий на территории СССР в обозначенный период.
Научная и практическая значимость исследования заключается в том, что восполнен пробел в истории государственно-конфессиональных отношений в СССР. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при подготовке обобщающих научных трудов, учебников и учебных пособий по истории государственно-конфессиональных отношений, в практической деятельности государственных учреждений, взаимодействующих с конфессиональными образованиями, а также в процессе преподавания общих курсов по истории России в государственных и религиозных учебных заведениях.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
В данном исследовании проведен анализ государственно-конфессиональных: отношений в период 1964-1982 годов. В истории нашей страны этот этап правления Л.А. Брежнева характеризуется как «застойный», в течение которого происходил экономический спад производства, тоталитарный контроль за мыслями и чувствами людей на фоне лозунгов о «развитом социализме как последней ступени на пути к коммунизму». Деятельность религиозных объединений была жестко регламентирована со стороны советского правительства, однако в разные годы это приобретало разный характер в зависимости от тенденций как во внутренней, так и во внешней политике государства.
Л.И. Брежнев был равнодушен к религии и в силу своих личных качеств. За соблюдением курса атеистической работы следил главный идеолог страны М.А. Суслов. Одной из первых акций руководства страны было ужесточение свобод верующих в плане обложения налогами. Жестко контролировались доходы духовенства от выполнения обрядов. Однако даже такой завуалированный нажим нельзя было утаить от общественности ни в стране, ни за рубежом. Новая волна религиозности населения все больше захватывала интеллигентские слои населения. Связанная с критикой сталинизма утрата прежних идеалов, подталкивала их к поиску собственной веры и личного подхода к жизни. Идейный конфликт с советским государством выталкивал их в ряды диссидентского движения. На Запад поступали новые факты о религиозном преследовании в СССР.
С целью концентрации всех сведений о религиозных сообществах в «одних руках», в конце 1965 года советское правительство объединило два надзорных органа - Совет по делам РГЕЦ и Совет религиозных культов - в единый - Совет по делам религий, который в тесном контакте с КГБ на протяжении 25 лет реализовывал вероисповедную политику КПСС. В сферу его интересов входили регистрация и снятие с регистрации религиозных объединений, контроль за их деятельностью; «политико-воспитательная» работа с духовенством; контроль за процессом воспроизводства кадров духовенства; и др. Особая роль Совета по делам религий отводилась внешним сношениям. Для Советского Союза было важно сохранить «светлый образ» государства на международной арене, в том числе посредством религиозных кругов, активного участия верующих в зарубежной миротворческой деятельности. Кроме того, необходим был аналогичный тотальный контроль за деятельностью советских священнослужителей, выполнявших миссию за рубежом.
Исследованный в данной диссертации период является важной вехой на пути к независимости государства и церкви. В годы «перестройки» еще сильна была установка на атеистическую политику государства. Но уже в 1988 году 1000-летие крещения Руси отмечалось государством как событие общенационального значения, что послужило официальным подтверждением наметившемуся новому курсу в области церковно-государственных отношений. В конце 1989 года М.С. Горбачев подчеркивал значение моральных ценностей, которые веками вырабатывала и несла в себе религия. И только 1 октября 1990 года был принят Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях». В союзном законе был оговорен статус государственного органа по делам религий при Совете министров СССР, который был лишен права регистрации и контроля. 25 октября 1990 года Верховный Совет РСФСР принял Закон РСФСР «О свободе вероисповедания», который завершил атеистический период в истории советского государства.
Л.И. Брежнев был равнодушен к религии и в силу своих личных качеств. За соблюдением курса атеистической работы следил главный идеолог страны М.А. Суслов. Одной из первых акций руководства страны было ужесточение свобод верующих в плане обложения налогами. Жестко контролировались доходы духовенства от выполнения обрядов. Однако даже такой завуалированный нажим нельзя было утаить от общественности ни в стране, ни за рубежом. Новая волна религиозности населения все больше захватывала интеллигентские слои населения. Связанная с критикой сталинизма утрата прежних идеалов, подталкивала их к поиску собственной веры и личного подхода к жизни. Идейный конфликт с советским государством выталкивал их в ряды диссидентского движения. На Запад поступали новые факты о религиозном преследовании в СССР.
С целью концентрации всех сведений о религиозных сообществах в «одних руках», в конце 1965 года советское правительство объединило два надзорных органа - Совет по делам РГЕЦ и Совет религиозных культов - в единый - Совет по делам религий, который в тесном контакте с КГБ на протяжении 25 лет реализовывал вероисповедную политику КПСС. В сферу его интересов входили регистрация и снятие с регистрации религиозных объединений, контроль за их деятельностью; «политико-воспитательная» работа с духовенством; контроль за процессом воспроизводства кадров духовенства; и др. Особая роль Совета по делам религий отводилась внешним сношениям. Для Советского Союза было важно сохранить «светлый образ» государства на международной арене, в том числе посредством религиозных кругов, активного участия верующих в зарубежной миротворческой деятельности. Кроме того, необходим был аналогичный тотальный контроль за деятельностью советских священнослужителей, выполнявших миссию за рубежом.
Исследованный в данной диссертации период является важной вехой на пути к независимости государства и церкви. В годы «перестройки» еще сильна была установка на атеистическую политику государства. Но уже в 1988 году 1000-летие крещения Руси отмечалось государством как событие общенационального значения, что послужило официальным подтверждением наметившемуся новому курсу в области церковно-государственных отношений. В конце 1989 года М.С. Горбачев подчеркивал значение моральных ценностей, которые веками вырабатывала и несла в себе религия. И только 1 октября 1990 года был принят Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях». В союзном законе был оговорен статус государственного органа по делам религий при Совете министров СССР, который был лишен права регистрации и контроля. 25 октября 1990 года Верховный Совет РСФСР принял Закон РСФСР «О свободе вероисповедания», который завершил атеистический период в истории советского государства.
Подобные работы
- Положение религиозных общин Алтайского края в контексте государственно-конфессиональной политики в СССР в 1960-е-1980-е. гг
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2018 - ПОЛОЖЕНИЕ ХРИСТИАНСКИХ И МУСУЛЬМАНСКИХ ОБЩИН В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СССР В СЕРЕДИНЕ 1940-Х-НАЧАЛО 1960-Х ГГ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2020 - ПОЛОЖЕНИЕ БУДДИСТСКИХ ОБЩИН РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННО–КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2020 - ПОЛОЖЕНИЕ КАТОЛИЧЕСКИХ ОБЩИН В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ОТНОШЕНИИ ЛЮТЕРАНСКИХ ОБЩИН ЗАПАДНОЙ СИБИРИ XIX — НАЧАЛЕ XX ВВ
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2022 - РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВВ
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Правовое положение немцев в Российской Империи XVIII-XX веков
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - РОЛЬ ИСЛАМА В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ИРАНА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА.
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. - НАЧАЛА ХХ В.) В РАБОТАХ СОВЕТСКИХ И РОССИЙСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018



