ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И АЛТАЙСКОМ КРАЕ 14
1.1 Основные понятия государственного регулирования в сфере
туризма 14
1.2 Государственное регулирование туристской деятельности в
Российской Федерации 19
1.3 Государственное регулирование туристской деятельности в
Алтайском крае 26
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ 34
2.1 Мониторинг туристской деятельности на территории
Алтайского края 34
2.2 Проблемы развития регионального туризма в Алтайском крае 51
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА
НА ТЕРРИТОРИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ 62
3.1 Основные направления развития регионального туризма в
Алтайском крае 62
3.2 Разработка мероприятий по развитию регионального туризма на территории Алтайского края 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЯ
Aктуaльность темы исследования. Туризм и возрастающий с каждым годом спрос на услуги в индустрии туризма становятся источниками получения прибыли многих стран современного мира. Согласно данным Всемирного совета по путешествиям и туризму (WTTC) в настоящий период времени сфера туризма является крупнейшей отраслью мировой индустрии с учетом ее вклада в мировой валовый внутренний продукт и обеспечения занятости населения.
Последующее социально-экономическое развитие Российской Федерации возможно при условиях расширения внутреннего рынка и повышения конкурентоспособности национальной экономики, ее отдельных производств и отраслей. Одним из приоритетных направлений социально-экономического развития страны - есть индустрия туризма, которая в настоящий момент времени занимает второе место в мировой экономике. Российская Федерация имеет объективные предпосылки, чтобы стать одной из развитых туристских стран мира.
Имея огромный туристско-рекреационный потенциал, на котором расположены привлекательные природные и туристские зоны, туризм в Российской Федерации характеризуется недостаточным уровнем развития. Доля туризма в мировом валовом внутреннем продукте составляет 10,4% по итогам 2018 года. У Российской Федерации и Алтайского края есть все условия для увеличения интенсивности развития сферы туризма, что в дальнейшем поспособствует росту занятости населения и даст возможность создать привлекательный инвестиционный климат для иностранных и отечественных инвесторов.
Алтайский край считается одним из лидирующих регионов Российской Федерации по развитию индустрии туризма. На территории региона осуществляет свою деятельность большое количество туристических агентств и предприятий туристской индустрии, а также смежных отраслей.
На территории Алтайского края распространено большое количество разнообразных видов туризма. Поддерживается развитие сельского, делового и лечебно-оздоровительного туризма. Набирают популярность среди туристов и гостей Алтайского края такие виды туризма как событийный, научно-познавательный и историко-этнографический. Однако, несмотря на все вышеизложенное, в Алтайском крае все еще остается ряд проблем, сдерживающих развитие внутреннего туризма на территории региона.
Актуальность темы данного диссертационного исследования обосновывается и тем, что в наши дни реализовываются федеральные и региональные государственные целевые программы в сфере туризма такие как: «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2019-2025 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2018 года № 872, «Развитие туризма в Алтайском крае на 2015-2020 годы», утвержденная Постановлением Администрации Алтайского края от 29 декабря 2014 года № 589, «Развитие туризма в Алтайском крае», утвержденная Постановлением Правительства Алтайского края от 23 марта 2020 года № 125.
Степень разработанности темы исследования. В настоящий момент времени сфера туризма является предметом многих научных исследований и привлекает внимание научных сотрудников и специалистов, работающих в разных областях - менеджмент, маркетинг, экономика, регионоведение, культура, сервис, гостиничное дело и другие. Идет формирование комплексной науки, в которой синтезируются и систематизируются разносторонние исследования в сфере туризма.
Вопросы, связанные с государственным регулированием в сфере туризма, еще не стали предметом пристального внимания российских ученых. До сих пор в научных и иных публикациях доминируют экономические и политико-географические аспекты исследования туризма. Из немногих опубликованных трудов по государственному и правовому регулированию в индустрии туризма следует отметить таких авторов как И.С. Кабиров, К.К. Потапова, Н.А. Левочкина, А.В. Трухачев.
Кабиров И.С. и Потапова К.К. в своих научных работах рассматривают теоретические основы государственного регулирования в сфере туризма, проводят анализ изменений в туристском законодательстве, а также исследуют зарубежный опыт государственной политики в индустрии туризма. В своих исследованиях они приходят к выводу, что в последнее время в индустрии туризма происходит активное формирование правовой базы, разрабатываются государственные и региональные целевые программы, увеличивается финансовая ответственность лиц, которые осуществляют туристскую деятельность, появляются новые механизмы, способствующие развитию туризма на территории Российской Федерации.
Левочкина Н.А. и Трухачев А.В. в своих опубликованных научных трудах уделили внимание вопросам организации государственного и правового регулирования сферы туризма в Российской Федерации, особенностям государственной и региональной политики в данной сфере, а также проблемам и перспективам по ее совершенствованию.
В современной научной литературе продолжаются исследования по вопросам развития регионального туризма на территории Алтайского края. Анализу развития сферы туризма в Алтайском крае посвятили свое исследование Н.Н. Праздникова, Н.Г. Прудникова и О.С. Стрижова. Основной акцент в своей исследовательской работе авторы сделали на проблематику продвижения регионального туристского продукта на внутреннем и международном рынках. Оценили преимущества и перспективы развития отечественного туризма, в том числе и отдельных его видов на территории региона, а также предложили мероприятия по повышению экономических показателей данной отрасли за счет развития отдельных потенциально-привлекательных районов Алтайского края.
Проблемы и перспективы развития внутреннего туризма на территории Алтайского края оказались во внимание таких ученых как: А.В. Кучумов, В.Н. Ильин, И.М. Теков, О.Е. Комаров, О.С. Акимов и В.С. Цой. В своих научных статьях ученые дают характеристику уровню развития туристической отрасли в регионе в целом и в самых популярных местах отдыха на территории края - город-курорт Белокуриха, город Яровое, Завьяловский, Алтайский, Чарышский районы, а также административный территориальный центр Алтайского края - город Барнаул. Они называют причины привлекательности именно этих мест для жителей и гостей региона. Анализируя сегодняшнюю ситуацию, исследователи делают позитивные прогнозы дальнейшего развития индустрии туризма в крае.
Отмечая в своих работах уникальность природно-климатических условий Алтайского края, богатство культурно-исторических традиций, которые создают благоприятные условия для развития практически всех типов туризма в крае, ученые называют также основные проблемы, негативно влияющие на рост туристских потоков в регион. По их мнению, к ним можно отнести следующие проблемы - отсутствие системного подхода в развитии регионального туризма, неравномерное распределение туристических баз и курортов на территории края (большое скопление в одних местах и почти полное отсутствие в других), недостаточное количество интересных туристических маршрутов, скудная экскурсионная программа для туристов, а также небольшой приток иностранных туристов и недостаточное финансирование туристической отрасли.
Несмотря на существующие проблемы в сфере туризма, ученые отмечают положительную динамику туристских потоков в регион, которые увеличиваются год от года. В Алтайском крае создаются и развиваются крупные туристические кластеры, увеличивается объем государственных и частных инвестиций в туристическую отрасль.
По мнению некоторых ученых к 2025 году Алтайский край сможет принимать до 3 миллионов туристов в год и будет входить в число лучших туристических центров, расположенных на территории Российской Федерации . Развитие данного сегмента региональной экономики является важной задачей в целях повышения конкурентоспособности Алтайского края на мировом рынке туристических услуг.
Целью выпускной квалификационной работы магистра является анализ туристского потенциала и перспектив развития регионального туризма на территории Алтайского края.
Для достижения цели, поставленной в магистерской диссертации, необходимо решить следующие исследовательские задачи:
• рассмотреть основные понятия государственного регулирования в сфере туризма;
• изучить государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации;
• раскрыть специфику государственного регулирования туристской деятельности в Алтайском крае;
• провести мониторинг туристской деятельности на территории Алтайского края: дать характеристику инфраструктуре и видам туризма;
• выявить проблемы развития регионального туризма на территории Алтайского края;
• дать оценку основным направлениям развития регионального туризма в Алтайском крае;
• разработать мероприятия по развитию регионального туризма на территории Алтайского края.
Объектом исследования магистерской диссертации является региональный туризм, а предметом исследования - туристский потенциал Алтайского края, определяющий основные направления развития регионального туризма на территории региона.
Территориальные рамки данного диссертационного исследования определяются территорией Алтайского края, сформировавшейся на момент написания научно-исследовательской работы. По состоянию на 01 января 2020 года административно-территориальное деление Алтайского края включает в себя 12 городов и 60 районов.
Хронологические рамки научного исследования охватывают период с 2011 года по настоящее время. Нижняя граница связана с началом реализации первой региональной государственной программы в сфере туризма на территории Алтайского края «Развитие туризма в Алтайском крае на 2011-2016 годы» , утвержденной Постановлением Администрации Алтайского края от 23 декабря 2010 года № 583. Верхняя граница охватывает 2020 год, поскольку в диссертационном исследование рассматривается и анализируется новая целевая региональная государственная программа «Развитие туризма в Алтайском крае» , утвержденная Постановлением Правительства Алтайского края от 23 марта 2020 года № 125.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили труды и научные публикации отечественных и зарубежных специалистов, посвященные вопросам правового, государственного регулирования сферы туризма, эффективного менеджмента в туризме, продвижения регионального туристского продукта не только на местном, но и зарубежном рынках, современного состояния, проблем, а также прогнозного развития индустрии туризма на территории Российской Федерации и ее субъектах.
В качестве основных методов исследования в магистерской диссертации применяются формально-юридический и сравнительно-правой. На основании данных исследовательских методов был проведен анализа действующих правовых норм в области государственного регулирования сферы туризма, а также выявлены сходство и различия нормативно-правовых документов, государственных программ и стратегий в индустрии туризма федерального и регионального уровней.
При написании научной работы использовались и общенаучные методы исследования, а именно: синтез и систематизация имеющихся знаний по теме научного исследования, сравнительный анализ, проектирование и анкетирование. Проведенное исследование основывается на системном подходе к работе с научными и статистическими материалами, а также мониторинге материалов средств массовой информации и интернет-ресурсов.
Источниковая база научного исследования представлена такими нормативно-правовыми актами как: Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Федеральный закон Российской Федерации от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Федеральный закон Российской Федерации от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2007 года № 452 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта», Постановление Правительства Российской Федерации от 05 мая 2018 года № 872 «Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2019-2025 годы», Закон Алтайского края от 03 апреля 2018 года № 14-ЗС «О туризме в Алтайском крае», Закон Алтайского края от 03 апреля 2014 года № 21-ЗС «Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае», Закон Алтайского края от 01 ноября 2017 года № 76-ЗС «О введении платы за пользование курортной инфраструктурой в Алтайском крае», Постановление Администрации Алтайского края от 23 декабря 2010 года № 583 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Развитие туризма в Алтайском крае на 2011-2016 годы», Постановление Администрации Алтайского края от 29 декабря 2014 года № 589 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Развитие туризма в Алтайском крае на 2015-2020 годы», Постановление Правительства Алтайского края от 23 марта 2020 года «Развитие туризма в Алтайском крае».
Отдельная группа источников представлена статистическими материалами, документами и отчетными формами Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики, Федерального агентства по туризму Российской Федерации, Управления по развитию туризма и курортной деятельности. Данная группа источников составляет эмпирическую основу исследования.
Научная новизна исследовательской работы заключается в том, что на основе проведенного комплексного системного анализа нормативных правовых актов, регулирующих сферу туризма на территории Российской Федерации и Алтайского края, географического положения, рекреационных возможностей и современного состояния индустрии регионального туризма в Алтайском крае, был предложен ряд мероприятий и рекомендаций, направленных на использование природно-рекреационных и иных ресурсов региона для организации различных видов отдыха и развитие регионального туризма на территории края.
Практическая значимость данного диссертационного исследования заключается в том, что выводы и предложения, изложенные в данной исследовательской работе, могут применяться в законотворческой деятельности органов государственной власти по формированию и повышению эффективности законодательства в области государственного регулирования сферы регионального туризма, а также использоваться при определении приоритетов государственной и региональной политики в индустрии туризма. Материал данной исследовательской работы также может быть использован студентами и преподавателями профессиональных образовательных учреждений в учебном процессе для повышения образовательного уровня по теме исследования. Магистерская Диссертация может быть использована, как учебное пособие для подготовки лекционных курсов и практических занятий по дисциплинам «Государственное регулирование туристической деятельности» и «Региональный туризм».
Структура исследовательской работы. Структура магистерской диссертации соответствует поставленным цели и задачам, следует логике их изложения и состоит из введения, трех глав, каждая из которых состоит из параграфов, заключения, списка источников и литературы, приложений. Магистерская диссертация изложена на 102 страницах печатного текста, содержит 3 рисунка и 3 приложения.
Апробация результатов исследования. Основные выводы данной исследовательской работы прошли апробацию на VI Региональной конференции «МОЙ ВЫБОР - НАУКА!» в рамках дней молодежной науки, проводимых в Алтайском государственном университете в период с 17 апреля 2019 года по 27 апреля 2019 года. По теме диссертационного исследования были опубликованы научные статьи: «Рекреационный потенциал и перспективы развития регионального туризма в Алтайском крае» в научном журнале «Студенческий» № 31 (Приложение 1), «Межэтническая толерантность, как фактор развития этнического туризма в Алтайском крае» в студенческом научном журнале «Студенческий вестник» № 7 (Приложение 2), в которых нашли отражение некоторые аспекты результатов исследования.
В ходе проведенного диссертационного исследования было выявлено, что в настоящий период времени сфера туризма в большинстве стран мира является одной из ведущих сфер деятельности. На территории Российской Федерации данному вопросу уделяется особое внимание. Государственная политика Российской Федерации и Алтайского края всесторонне направлена на эффективное становление туристического сектора и укрепление его позиций, как на местном (государственном и региональном), так и на международном рынке туристских услуг.
На современном этапе развития человечества туризм является неотъемлемой частью жизни общества, представляя собой феноменом мирового масштаба. Современный туризм - это не просто увлечение это - жизненная потребность большинства людей. Но для того чтобы индустрия туризма эффективно существовала и динамично развивалась необходимо внимание со стороны государства. Данное внимание оказывается путем государственного регулирования туристской деятельности. Государственное регулирование в индустрии туризма осуществляется путем целенаправленного, организующего и распорядительного воздействия государственных органов власти на сферу туризма в целях надежного существования и устойчивого развития туристской отрасли.
При изучении и детальном рассмотрении нормативно-правовой базы государственного регулирования в индустрии туризма было выявлено, что основные понятия государственного регулирования и его функции закреплены в Федеральном законе Российской Федерации от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Законе Алтайского края от 03 апреля 2018 года № 14-ЗС «О туризме в Алтайском крае». На основании данных законов на территории Российской Федерации и Алтайского края осуществляется государственное регулирование туристической деятельности.
До 2018 года Федеральным государственным органом Российской Федерации, курирующим индустрию туризма на территории страны, являлось Министерство культуры Российской Федерации, затем данную государственную функцию возложили на Министерство экономического развития Российской Федерации.
В своей организационной структуре Министерство экономического развития Российской Федерации имеет профильный департамент, который осуществляет функцию по государственному регулированию туристской деятельности на территории страны. Минэкономразвития также координирует и контролирует деятельность подведомственного ему государственного органа - Федерального агентства по туризму. Федеральное агентство по туризму осуществляет функции по оказанию государственных услуг в сфере туризма, управлению государственным имуществом, реализовывает контрольно-надзорные мероприятия и правоприменительные функции в сфере туризма, занимается ведением единого федерального государственного реестра туроператоров, а также несет ответственность за продвижение отечественного туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках.
Государственное регулирование в сфере туризма на территории Алтайского края осуществляется Управлением Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности, которое является органом государственной власти Алтайского края, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики в сфере туризма и курортного дела на территории региона. Управление также организует участие Алтайского края в туристских выставочных мероприятиях международного и регионального уровня в форме коллективных экспозиций, осуществляет координацию деятельности других органов исполнительной власти Алтайского края по вопросам в сфере туризма. На Управление по развитию туризма и курортной деятельности возложены обязанности по оказанию содействия в развитии сопутствующих сфере туризма услуг.
В ходе написания магистерской диссертации было проведено масштабное исследование, направленное на всестороннее изучение регионального туризма в Алтайском крае. В процессе исследования осуществлен мониторинг туристской деятельности, т.е. дана характеристика туристской инфраструктуре и видам туризма, которые распространены на территории Алтайского края, а также выявлены основные факторы, сдерживающие развитие регионального туризма в регионе.
По результатам проведенного мониторинга было выявлено, что на территории Алтайского края функционирует 1008 субъектов индустрии туризма. В 2019 году туристскую деятельность региона обеспечивали 321 коллективное средство размещения отдыхающих общего назначения, 41 курортно-оздоровительное учреждение, 180 сельских гостевых домов, а также 170 турбаз и организаций отдыха.
В настоящий период времени Алтайский край позиционируется, как мультитуристский регион, на территории которого представлены всевозможные программы отдыха и различные виды туризма. В регионе активно развивается лечебно-оздоровительный, историко-этнографический, событийный, гастрономический, спортивный и детский виды туризма. Но, несмотря на то, что в течение последних нескольких лет Алтайский край активно позиционирует себя как туристический регион и на его территории активно развиваются различные всесезонные виды туризма, стоит отметить, что есть ряд моментов, сдерживающих рост туристского потока в регион.
В процессе написания магистерской диссертации было проведено собственное эмпирическое исследование потенциальных потребителей туристских услуг региона, целью которого было выявить основные факторы, сдерживающие развитие индустрии туризма на территории Алтайского края.
Для проведения собственного эмпирического исследования был использован общенаучный метод опроса - анкетирование. В данном анкетировании приняли участие 100 респондентов, а именно 80 человек приняли участие заочно на сайте Anketolog.ruи 20 человек были опрошены в 86
местной гостинице «Турист». При анализе статистических результатов проведенного анкетирования были выявлены основные факторы, которые сдерживают развитие индустрии регионального туризма на территории края.
В наибольшей степени развитие регионального туризма на территории Алтайского края сдерживают такие факторы как завышенная цена на туристические продукты региона, неудовлетворительное состояние дорог или их отсутствие, неразвитая туристская инфраструктура, низкое качество сервиса и предоставляемых услуг, отсутствие комплексного подхода в развитии туристской отрасли, слабый маркетинг и брендинг региона, недостаток актуальной информации о действующих предложениях в сфере туризма, а также недостаточное финансирование данной отрасли.
При оценке основных направлений развития регионального туризма на территории Алтайского края и разработке мероприятий по его усовершенствованию были сделаны следующие выводы. Алтайский край имеет большой туристский потенциал для развития индустрии регионального туризма. Это прекрасное место для развития практически всех видов туризма и разнообразного активного отдыха. Важно акцентировать пристальное внимание на всесезонном, круглогодичном туризме, и особо - зимних видах. Для Алтайского края важно развивать его статус «Фестивального города» из-за обилия различных событийных мероприятий, которые проходят на его территории ежегодно.
На сегодняшний день на территории Алтайского края завершилась реализация пяти крупномасштабных туристско-инвестиционных проектов, которые вошли в Федеральную государственную программу «Развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2018 годы». К данным инвестиционным проектам в сфере туризма относятся такие современные туристские кластеры как единственная в крае игорная зона «Сибирская монета», особая экономическая зона туристско-рекреационно типа «Бирюзовая Катунь», «Белокуриха-2», «Барнаул - горнозаводской город» и «Бийск - Золотые ворота Алтая».
В начале 2020 года Правительством Алтайского края была представлена и обнародована новая государственная программа в сфере регионального туризма «Развитие туризма в Алтайском крае», реализация которой запланирована на период с 2020 года по 2024 год. При реализации данной государственной программы планируется создать организационные, управленческие, финансовые и материально-технические условия для развития индустрии туризма на территории края. Особое внимание планируется уделить продвижению местного туристского продукта Алтайского края на российском и зарубежном рынках.
Основные направления новой региональной государственной целевой программы «Развитие туризма в Алтайском крае» направлены на расширение и доработку, уже существующих и активно функционирующих на территории края туристических кластеров, а также планируется реализовать новые современные инвестиционные проекты в индустрии регионального туризма: «Белокуриха - Предгорье Алтая» и «Катунь».
Для развития индустрии регионального туризма на территории Алтайского края необходимо развивать дорожную инфраструктуру и туристский сервис, осуществлять качественную подготовку специалистов для сферы туризма и привлекать квалифицированные кадры в данную сферу, использовать государственно-частное партнерство в реализации туристских проектов на территории региона, применять современные информационные технологии в рекламных целях по популяризации туристских продуктов края, а также продолжать работы по разработке собственного туристического бренда Алтайского края и его продвижению на региональном и мировом рынках туристических продуктов и услуг.
Реализация предложенных мероприятий по улучшению сферы регионального туризма в Алтайском крае будет способствовать приросту туристов из других регионов страны и иностранных граждан, приведет к развитию и укреплению материально-технической базы объектов туристской инфраструктуры региона, освоению новых районов края, привлекательных для развития индустрии туризма, расширению многообразия и географии туристских маршрутов, а также окажет стимулирующее воздействие на другие смежные отрасли и внесет существенный вклад в структурную перестройку региональной экономики.
Природно-географическое расположение Алтайского края дает возможность туроператорам разрабатывать и развивать трансграничные, а также межрегиональные туристические маршруты, которые позволят расширить спектр туристских предложений и создать дополнительные возможности для развития туроператорской деятельности в регионе.
Для развития сферы регионального туризма на территории края и придания ей более устойчивого характера органам государственной власти Алтайского края необходимо рассмотреть вопрос перехода от фрагментарного, использующегося в настоящий момент времени, к комплексному решению проблем в сфере регионального туризма, которые сдерживают туристический поток в регион.
В заключение стоить отметить, что в последние годы органы государственной власти Российской Федерации и муниципальные органы власти Алтайского края разрабатывают множество стратегий, законодательных проектов и целевых государственных программ по продвижению российского продукта на внутреннем и международном рынке туристских услуг, уделяют особое внимание развитию отдельных регионов страны, которые имеют огромный потенциал для развития того или иного вида регионального туризма, повышению престижности регионального туризма среди местного населения и иностранных граждан, что способствует экономическому развитию региона и страны в целом.
Настоящую выпускную квалификационную исследовательскую работу магистра можно считать завершенной, поскольку поставленные цель и задачи решены, с помощью выбранной методологии, и подтверждены соответствующими исследовательскими выводами.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.12.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 49. - Ст. 5491.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.07.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 26. - Ст. 2519.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.07.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 12. - Ст. 1024.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300 «О защите прав потребителей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.07.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1992. - № 3. - Ст. 14.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2018 № 872 «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2019-2025 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018. - № 21. - Ст. 3035.
6. Закон Алтайского края от 03.04.2018 № 14-ЗС «О туризме в Алтайском крае» (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.06.2019) // Сборник законодательства Алтайского края. - 2018. - № 186. - Ч. 1. - С. 139.
7. Закон Алтайского края от 03.04.2014 № 21-ЗС «Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае» (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.06.2019) // Сборник законодательства Алтайского края. - 2014. - № 216. - Ч. 1. - С. 29.
8. Закон Алтайского края от 18.12.1996 № 60-ЗС «Об особо охраняемых природных территориях в Алтайском крае» (с изм. вступ. в силу с 03.04.2019) // Сборник законодательства Алтайского края. - 1996. - № 8. - С. 44.
9. Закон Алтайского края от 01.11.2017 № 76-ЗС «О введении платы за пользование курортной инфраструктурой в Алтайском крае» (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.06.2019) // Интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pravo.gov.ru(дата обращения 12.12.2019).
10. Закон Алтайского края от 21.11.2012 № 86-ЗС «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года» // Электронный фонд правовой информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/453123097(дата обращения 24.02.2020).
11. Постановление Администрации Алтайского края от 29.12.2014 № 589 Об утверждении государственной программы Алтайского края «Развитие туризма в Алтайском крае на 2015-2020 годы» (с изм. вступ. в силу с 19.12.2019) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pravo.gov.ru(дата обращения 02.12.2019).
12. Постановление Правительства Алтайского края от 23.03.2020 № 125 Об утверждении региональной государственной программы Алтайского края «Развитие туризма в Алтайском крае» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pravo.gov.ru(дата обращения 24.03.2020).
13. Абакумова Е.В. Проблемы, стоящие на пути развития экологического туризма в Российской Федерации // Современная наука и практика. - 2017. № 7. - С. 140-143.
14. Адельсеитова Э.Б. Формирование мотивационный политики персонала предприятий сферы туризма: теоретический аспект // Ученые записки КФУ. Экономика и управление. - 2018. - Т. 4. - № 1. - С. 3-12.
15. Александрова А.Ю. Особенности создания туристских кластеров на территории Российской Федерации // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2016. - Т. 10. - № 1. - С. 47-58.
16. Акимов О.С., Цой В.С. Перспективы развития рынка туристских услуг в Алтайском крае // Региональная проблематика туристских исследований. - 2018. - № 4. - С. 72-74.
17. Артамонова М.В. Экологический туризм на территории Алтайского края // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2017. - № 3. - С. 16-21 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyber1eninka.ru/artic1e- еко1од1сЬе8к1у-1ип7ш-па-1еш1оп-а11ау8кодо-кгу (дата обращения: 20.04.2020).
18. Афанасьев О.Е., Афанасьева А.В. Функциональное значение, место и роль туристских легенд в формировании привлекательности региона // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2018. - № 1. - С. 36.41.
19. Барышникова Е.М., Мамашев Д.Р. Перспективные направления развития туристской индустрии в Алтайском крае // Экономические исследования. - 2017. - № 3. - С. 62-70.
20. Беляев В.И. Маркетинг территорий: уникальные характеристики мест, и их использование в стратегическом управлении административно территориальными образованиями // - АлтГУ. - Барнаул. - 2017. - С. 85-91.
21. Беспалова Н.Н., Зимирева Е.А. Перспективы и проблемы организации этнического туризма на территории Алтайского края // Культурно-исторические туристские ресурсы региона: состояние и перспективы. - 2017. - № 2. - С. 45-49.
22. Боголюбова С.А., Боголюбов В.С., Лось А.В., Лось О.Ю. Проблемы развития детско-юношеского туризма и пути их решения в современных условиях глобализации // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2018. - № 1 (22). - С. 161-164.
23. Виноградова М.В. Социально-экономическое влияние развития регионального туристского комплекса на экономику страны // Сервис в Российской Федерации и за рубежом. - 2017. - № 1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyber1eninka.ru/artic1e/ns/sotsia1no-ekonoшicheskoe- v1iyanie-razvitiya--regiona1nogo-turistskogo--koшp1eksa-na-ekonoшiku-regiona-i- straniy (дата обращения 15.02.2020).
24. Вишневская Е.В., Аноприева Е.В. The structure and dynamics of tourist flows: trends and determining factors // Сервис в Российской Федерации и за рубежом. - 2017. - № 5 (75). - С. 6-18.
25. Володченко В.С., Ланцова Д.С., Миронова Т.А., Сапунова Е.В., Бышок К.А. Перспективы трансформации законодательства в туристской индустрии // Вопросы науки и образования. - 2020. - № 1. - С. 48-53.
26. Ганжа А.А. Пантолечение на территории Российской Федерации и Алтайского края (перспективы и проблемы развития) // Студенческий: электронный научный журнал. - 2019. - № 23. - С. 56-59.
27. Горбачева М.И., Фардзинова З.А. Государственное регулирование в сфере туризма // Стратегия устойчивого развития регионов Российской Федерации. - 2016. - № 27. - С. 94-96.
28. Долженко Ю.Ю., Позднякова А.С. Анкетирование как современный способ исследования // Социальные исследования. - 2017. - № 1. - С. 19-22.
29. Друшлякова В.А. Государственное регулирование в индустрии туризма // Новая наука: от идеи к результату. - 2017. - № 6. - С. 140-142.
30. Зализняк Е.А. Региональный туризм: основные признаки и условия развития // Вестник ВолГУ. Экономика. Экология. - 2017. - № 2. - С.70-76.
31. Захаров А.Н., Игнатьев А.А. Государственно-частное партнерство на территории Российской Федерации // Российский внешнеэкономический вестник. - 2017. - № 3. - С. 11- 17.
32. Зайцев Ю.К., Исмагилова О.Д. Российская Федерации на международном рынке туристических услуг // Экономическое развитие Российской Федерации. - 2020. - № 1. - С. 29-34.
33. Ильин В.Н. Основные направления и перспективы развития внутреннего туризма в Алтайском крае // Ученые записки Алтайского филиала РАНХИГС. - Барнаул: Азбука. - 2016. - С. 13-25.
34. Ильин В.Н. Роль и специфика маркетинга в муниципальном управлении // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. - 2017. - № 5. - С. 17-22.
35. Кабиров И.С. К вопросу о государственном регулировании сферы туризма // Актуальные проблемы экономики и права. - 2017. - № 2. - С. 8-11.
36. Каграманова Т.И., Казначеева М.Г. Мотивация персонала, как актуальная проблема современности в сфере управления // Мир культуры, науки и образования. - 2018. - № 3. - С. 200-202.
37. Киреева С.А., Кузина К.А. Имидж региона: теоретический аспект формирования имиджа // Вестник АлтГТУ. - 2017. - № 1. - С. 25-28.
38. Ковалева И.В. Реклама в развитии регионального туристического маркетинга // Вестник АГАУ. - 2016. - № 4. - С. 51-57.
39. Кобелева А.А., Лисняк М.А., Громова Н.В., Трубина А.В. Человеческий капитал: понятийный аппарат и его организационная структура // Экономические исследования. - 2017. - № 4. - С. 45-61.
40. Козырева И.В. Географические особенности Алтайского края, как условие формирования объектов туристской инфраструктуры региона // Наука и туризм: стратегии взаимодействия. - 2018. - № 9. - С. 19-22.
41. Королёв Д.С. Понятия, сущность и культурологические функции туризма // Аналитика культурологии. - 2017. - № 22. - С. 4-6.
42. Корнеев С.Е., Викулова О.Н. Международное правовое регулирование туристской деятельности в Российской Федерации // Туризм: право и экономика. - 2018. - № 3. - С. 48-58.
43. Крысько В.М., Лошкарев А.А., Ланг П.П. Особенности административно-правового статуса Федеральных агентств в Российской Федерации // Журнал российского права. - 2016. - № 6. - С. 9-15.
44. Кучумов А.В. Оценка современных проблем развития сельского туризма на территории Алтайского края // Туризм на сельских территориях: опыт, проблемы и перспективы. - 2016. - № 3. - С. 72-78.
45. Левочкина Н.А. Региональный туризм: организационно-правовые аспекты регулирования индустрии туризма // Современные исследования социальных проблем. - 2017. - № 10. - С. 101-106.
46. Лобова С.В., Пяткова О.Н. Развитие туристских услуг в Алтайском крае // Региональная экономика: теория и практика. - 2018. - № 2. - С. 35-37.
47. Лякишева В.Г., Добрынина И.Ю. Имидж Алтайского края: влияние региональных брендов на уровень социально-экономического развития территорий // Экономика. Профессия. Бизнес. - 2017. - № 4. - С. 44-49.
48. Малицкая Д.А. Формирование туристического бренда Алтая: основные подходы и технологии // Международная научно-практическая конференция «Пиар менеджмент и реклама в системе территориального маркетинга». - Барнаул. - 2017. - С. 12-15.
49. Мохов Г.А. Отмена лицензирования турагентской деятельности. Что ждет турфирмы? // Главбух. Приложение «Учет в туристической деятельности». - 2006. - № 4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.lawmix.ru/bux(дата обращения 21.03.2020).
50. Новичков Н.В. Основные ошибки туристического брендирования территорий // Современные проблемы туризма. - 2018. - № 4. - С. 31-33.
51. Отто О.В., Редькин А.Г. Современное состояние развития гастрономического туризма на территории Алтайском крае // Наука и туризм: стратегии взаимодействия. - 2016. - № 4. - С. 99-103.
52. Парфенова Е.Н., Орищенко В.Н. Развитие новых туристических продуктов в Российской Федерации и их специфика // Молодой ученый. - 2017. - № 11. - С. 243-245.
53. Петров Д.А., Перевалова В.Д. Понятие и виды государственного регулирующего воздействия на общественно-экономические отношения в сфере туризма // Вестник СПбГУ. Серия: Право. - 2017. - № 4. - С. 18-26.
54. Потапова К.К. Государственное и региональное регулирование в области туристской деятельности в Российской Федерации // Молодой ученый. - 2017. - № 25. - С. 348-351.
55. Праздникова Н.Н., Прудникова Н.Г., Стрижева О.С. Анализ сферы туризма в Алтайском крае // Вестник АлтГАУ. - 2017. - № 9. - С. 53-61.
56. Прудникова Н.Г., Дудник А.В., Пискун С.А. Анализ деятельности туроператоров на туристском рынке города Барнаула // Наука и туризм: стратегии взаимодействия. - 2017. - № 5. - С. 36-40.
57. Санникова И.Н., Чупина Д.Е. Перспективы и проблемы развития международного туризма на примере Алтайского края (статистические показатели) // Экономический журнал КГАУ. - 2017. - № 1. - С. 54-66.
58. Середина Е.В. Анализ деятельности курорта Белокуриха как туристского кластера // Вестник РМАТ. - 2018. - № 3. - С. 68-76.
59. Силантьева М.М., Елесова Н.В., Косачев П.А., Овчарова Н.В., Казановский С.Г. Уникальные еловые леса на территории Алтайского края // Acta Biológica Sibirica. - 2017. - № 2. - С. 6-12.
60. Сладких Л.С. Основные проблемы развития внутреннего туризма в Российской Федерации// Практика международного туризма: проблемы и перспективы развития. - 2016. - № 4. - С. 368-371.
61. Стрижова О.С., Праздникова Н.Н. Современное состояние, проблемы и перспективы развития внутреннего туризма в Алтайском крае // Наука и туризм. - 2018. - № 4. - С. 110-114.
62. Теков И.М., Мртеян А.Н. Современное состояние, проблемы и перспективы развития внутреннего туризма в Алтайском крае // Стратегия развития индустрии гостеприимства и туризма. - 2018. - № 7. - С. 387-392.
63. Харламов С.В. Востребованность уникальных свойств туристских ресурсов Алтайского края // Мир науки. - 2016. - № 5. - С. 296-298.
64. Харламов С.В., Блошкин С.И. Водные объекты Алтайского края как привлекательные туристические ресурсы трансграничной территории // Известия АО РГО. - 2017. - № 1. - С. 56-60.
65. Цой В.А. Особенности формирования регионального рынка туристских услуг на территории Алтайского края // Современное российское предпринимательство. - 2017. - № 21. - С. 35-38.
66. Шарафутдинова Е.В. Новый стимул к развитию туризма в Российской Федерации // Туризм и экономика. - 2016. - № 4. - С. 32-35.
67. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru(дата обращения 01.02.2020).
68. Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mkrf.ru(дата обращения 01.02.2020).
69. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gks.ru(дата обращения 06.02.2020).
70. Официальный сайт Федерального агентства по туризму Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.russiatourism.ru(дата обращения 16.01.2020).
71. Официальный сайт Правительства (Администрации) Алтайского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.altairegion22.ru(дата обращения 15.03.2020).
72. Официальный сайт Управления по туризму и курортной деятельности Алтайского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://alttur22.ru(режим доступа: 22.04.2020).