Введение 3
Глава 1. Понятие бюджетной системы Российской Федерации 5
1.1 Социально-экономическая сущность и основные черты государственного бюджета 5
1.2 Зарубежный опыт построения бюджетной системы 8
1.3 Бюджетное устройство Российской Федерации 10
Глава 2. Проблемы и перспективы развития бюджетной системы в Российской Федерации 19
2.1 Доходы и расходы Федерального бюджета 19
2.2 Недостатки бюджетной системы Российской Федерации 23
2.3 Перспективы развития бюджетной системы РФ 25
Заключение 30
Список использованных источников 33
У государства, выступающего в лице соответствующих органов власти, возникают с различными организациями, предприятиями, учреждениями и населением многообразные финансовые отношения, которые называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они возникают в распределительном процессе и связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного на удовлетворение общегосударственных потребностей.
Бюджетные отношения опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, видами экономической деятельности, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, субъектов Российской Федерации, местный).
Бюджетные отношения носят объективный характер. Это предопределено тем, что необходима материально – финансовая база для осуществления государством его функций. В руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального дохода, необходимая для нужд расширенного воспроизводства в масштабах всего общества, удовлетворения социально – культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия издержек государственного управления.
Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета.
Государственный бюджет как явление в истории человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма. Его появление связано с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим основам управления государственной и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных финансов и основным фондом денежного средства государства.
По материальному содержанию бюджет - это сам централизованный фонд денежных средств государства. В юридическом аспекте государственный бюджет выступает в форме закона, который принимается высочайшим органом законодательной власти страны.
Политическое значение бюджета многогранное, и в частности, оно состоит в том как законодательный орган утверждает объемы доходов и расходов бюджета на плановый год, а тем самым народные представители реализуют волю народа.
Основная цель работы – изучить экономическую суть таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета, бюджетный дефицит, государственный долг, региональный и местный бюджеты.
Объектом исследования работы является государственное устройство Российской Федерации.
Для поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать понятие государственного бюджета, описать его структуру, раскрыть функции.
2. Рассмотреть доходы и расходы государственного бюджета.
3. Изучить проблемные вопросы бюджетного устройства в России.
4. Выявить перспективы развития бюджетного устройства.
Определение приоритетов государственной поддержки, направленной на экономический рост и социальное развитие - это одна из главных задач бюджетной политики. Для этого требуется рассмотреть факторы, влияющие на формирование доходов федерального бюджета, выделить те, которые на данный момент времени могут оказывать негативное воздействие, проанализировать их и предложить возможные пути минимизации и ликвидации неблагоприятных последствий.
Так как поступления от НДС играют важную роль, для их повышения необходимо обращать особое внимание на развитие собственного производства, поиск инновационных путей развития продукции, рост деловой активности в стране и создание новых промышленных и технологических предприятий. Доходы от НДС будут увеличиваться, если будут увеличиваться объемы реализации отечественной продукции, а это произойдет при росте ее конкурентоспособности. Поддерживать создание малых и средних предприятий можно с помощью различных субсидий, также можно заключать с ними государственные контракты, вводить инвестиционные налоговые каникулы определенным категориям плательщиков НДС.
Также важно отметить такую проблему, которая влияет на формирование доходов бюджета, как тот факт, что в экономике РФ присутствует значительная доля теневого сектора (происходит создание фирм-однодневок и т. п). Так как теневая экономика крайне негативно влияет на состояние экономики государства, необходимо принимать меры для ее минимизации. Во-первых, нужно работать над совершенствованием законодательной базы государства, чтобы ужесточить контроль над теневым сектором. Во-вторых, необходимо создавать благоприятные условия для функционирования малых и средних предприятий, чтобы у них не возникало причин и желания «уходить в тень». В этот раздел еще можно отнести проблему, связанную с созданием малых инновационных предприятий на базе бюджетных и автономных учреждений. Здесь важно снижать административные барьеры по данному аспекту, а также предоставлять финансовую помощь, которая может быть в виде субсидий или дополнительных взносов в уставный капитал таких предприятий. Кроме того, можно использовать контрактное финансирование. Перечисленные методы являются инструментом укрепления реального инновационного сектора российской экономики.
Еще одним инструментом, с помощью которого можно решить проблему формирования доходов федерального бюджета, является повышение акцизных ставок. В качестве примера реализации такого пути можно привести новость о том, что 23 сентября 2020 года Госдума приняла закон об увеличении акциза на табак и сигареты на 20% с 2021 года. Следующее предложение заключается в активизации и повышении эффективности работы налоговых органов, которая связана с взысканием недоимок, а также нацелена на снижение задолженности перед федеральным бюджетом. Здесь, кроме всего прочего, нужно отметить значимость снижения льгот, не имеющие воздействия на стимулирование предпринимательской и инвестиционной активности. В качестве примера можно привести такой налоговый режим, как УСН. Изначально предполагалось, что этот режим будет инструментом стимулирования и поддержки малого и среднего бизнеса, но со временем эта цель стала размытой, поскольку увеличиваются предельные значения показателей бизнеса, при которых можно пользоваться УСН.
Что касается неналоговых доходов, то в этом случае есть необходимость совершенствования процесса управления государственным имуществом. Это можно обеспечить двумя способами: либо максимально результативно и эффективно использовать государственное имущество, либо приватизировать его.
Отдельное внимание заслуживают цены на топливно-энергетические ресурсы, которые являются важным экономическим показателем, по причине их большого влияния на ВВП страны, объём бюджета и т. д. Объём доходов от нефтегазовых ресурсов имеет прямую взаимосвязь с ценами на эти ресурсы, от чего возникает некоторая неопределенность и риск. На снижение объема нефтегазовых доходов влияют экономические санкции, применяемые к России. Они являются фактором обособления государства от внешнего мирового рынка и снижают стоимость валюты на международном рынке. Из этого мы делаем вывод, что возникает необходимость развивать именно ненефтегазового сектора экономики, так как данные мероприятия позволят увеличить устойчивость бюджета и снизить его зависимость от внешних факторов.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.11.2021) 31 июля 1998 года N 145-ФЗ, Принят Государственной Думой 17 июля 1998 года, Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/
2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027
3. Бодрягова А.Н., Бенько Е.В. Принципы функционирования бюджетной системы России. В сборнике: За нами будущее: взгляд молодых ученых на инновационное развитие общества. Сборник научных статей 2-й Всероссийской молодежной научной конференции. Курск, 2021. С. 82-84.
4. Болтинова, О.В. Принципы бюджетной системы и бюджетного процесса в условиях совершенствования бюджетного законодательства Российской Федерации /О.В. Болтинова // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. – 2018. – №9. – С.49-54.
5. Бродский, Б.Е. Макроэкономика: продвинутый уровень: курс лекций Б. Е. Бродский; Московская школа экономики МГУ им. М. В. Ломоносова. - Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2018. - 334 с.
6. Бурлачков, В.К. Макроэкономика, монетарная политика, глобальный кризис: анализ современной теории и проблемы построения новой модели экономического развития В. К. Бурлачков. - Москва:URSS: Либроком, 2017. - 239 с.
7. Гнатюк, С.Н. Макроэкономика: учебно-методический комплекс / С. Н. Гнатюк. - Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2018. - 350, с.
8. Дроздов В.И. Особенности бюджетного регулирования и бюджетного федерализма стран западной демократии (на примере ФРГ и США) и России. Вологдинские чтения. 2005. №54–1. С. 41–43.
9. Зайцева Э.А., Николайчук О.А. Возможно ли применение кейнсианской теории в современных экономических кризисных условиях? В сборнике: Управленческие науки в современном мире. Сборник докладов научно-практической конференции. 2019. С. 252–256.
10. Киреева Е.В. Особенности бюджетного финансирования в современной экономике России // 2017. № 6 (83). - С. 960-964.
11. Косынкина Е.И., Ермошина Т.В. Актуальные проблемы формирования бюджетов субъектов Российской Федерации // Контентус. 2015. №4 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnyeproblemy-formirovaniya-byudzhetov-subektov-rossiyskoy-federatsii
12. Лебедев В. А. Налоговое планирование и его роль в формировании федерального бюджета Российской Федерации / В. А. Лебедев, Н. А. Музюков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 202-204.
13. Монастырев М.Д. Анализ влияния коронавирусных шоков на состояние федерального бюджета Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-aspekty-resheniya-problemy-sokrascheniya-dohodnoychasti-federalnogo-byudzheta-v-usloviyah-pandemii-koronavirusa
14. Морозова О.С. Правовое регулирование межбюджетных отношений в РФ и Германии // Вестник университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2016 – №6. С.192–297.
15. Официальный сайт Минэкономразвития Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/makroec/prognozy_socialno_ekonomicheskog o_razvitiya/
16. Профицит бюджета [Электронный ресурс]. - Финансовый Интернет-ресурс Banki.ru. - Режим доступа: https://www.banki.ru/wikibank/profitsit_byudjeta/.
17. Региональная экономика. - Учебник под ред. В.Н. Видяпина, М.В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2014
18. Шабалкина Ю.В., Бенько Е.В. Проблемы бюджетной системы и пути их решения. В сборнике: Актуальные проблемы финансов глазами молодежи. Всероссийская студенческая научно-практическая конференция. 2016. С. 365-366.
19. Шамиловская Д. А. Актуальные проблемы формирования федерального бюджета Российской Федерации / Д. А. Шамиловская // Экономика и социология. – 2018. – № 37. – С. 45-48.
20. Яндринская А.В. Методы бюджетного планирования, применяемые в России // Парадигма. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-byudzhetnogo-planirovaniya-primenyaemye-v-rossii
21. Hughes G., Smith S. Economic aspects of decentralized government: Structure, functions and finance. London, 2014