Содержание психолого-педагогического сопровождения обучения младших школьников в семье
|
АННОТАЦИЯ 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения обучения младших школьников в семье 8
1.1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по
проблемам обучения младших школьников в семье 8
1.2. Социально-педагогические условия психолого-педагогического
сопровождения родителей обучающих младших школьников в семье 15
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня готовности родителей, к осуществлению семейного образования 23
2.1. Выявление исходного уровня готовности родителей к осуществлению
семейного образования детей младшего школьного возраста 23
2.2. Опытно-экспериментальная работа по сопровождению семейного
образования 36
2.3. Динамика уровня готовности родителей к осуществлению семейного
образования детей младшего школьного возраста 40
Заключение 48
Список используемой литературы 50
Приложения 55
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения обучения младших школьников в семье 8
1.1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по
проблемам обучения младших школьников в семье 8
1.2. Социально-педагогические условия психолого-педагогического
сопровождения родителей обучающих младших школьников в семье 15
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня готовности родителей, к осуществлению семейного образования 23
2.1. Выявление исходного уровня готовности родителей к осуществлению
семейного образования детей младшего школьного возраста 23
2.2. Опытно-экспериментальная работа по сопровождению семейного
образования 36
2.3. Динамика уровня готовности родителей к осуществлению семейного
образования детей младшего школьного возраста 40
Заключение 48
Список используемой литературы 50
Приложения 55
АННОТАЦИЯ
Бакалаврская работа рассматривает решение актуальной проблемы психолого-педагогического сопровождения обучения младших школьников в семье.
Целью работы является выявить и доказать эффективность содержания психолого-педагогического сопровождения обучения младших школьников в семье.
В ходе работы решаются задачи: изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования; выявить уровень готовности родителей к осуществлению семейного образования детей младшего школьного возраста; разработать содержание психолого-педагогического сопровождения обучения младших школьников в семье.
В работе теоретически определено и обосновано содержание работы по психолого-педагогическому сопровождению обучения младших школьников в семье.
В бакалаврской работе представлена актуальность исследования, научный аппарат, теоретические положения работы, экспериментальная часть, заключение, список используемой литературы, приложение.
Актуальность исследования обусловлена тем, что стремительные перемены в современном мире обуславливают необходимость перемен и в образовании.
На основании закона «Об образовании» родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. За родителями (с согласия ребенка) остается право выбора формы получения ребенком образования либо в организациях, которые осуществляют образовательную деятельность, либо вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, то есть в форме семейного образования или самообразования.
Семейное образования становится все более популярным в нашей стране. Семья в жизни человека играет огромную роль, именно частью семьи человек является всю свою жизнь. В семье он растет, учиться, познает мир и в дальнейшем уже выходит из нее и создает свою семью. Семья представляет собой наиглавнейший социальный феномен, который не только первый институт образования для каждого человека, но также часть всей жизни . С древних времен семья оказывает огромное влияниена формирование полноценной социально активной личности, именно семья хранит и транслирует культурные, этнические, нравственные ценности ушедших поколений. Именно в семье дети получают первый опыт трудовой деятельности, осваивают трудовые навыки, осознают значимость труда.
Определяющая роль семьи в воспитании ребенка обусловлена ее глубоким влиянием на человека. Как известно семья является совокупностью среды обитания и среды воспитания. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. Семья представляет собой один из главных общественных институтов для первичной социализации ребенка, поскольку в каждой семье заложеныосновы для передачи таких ценностей как культура, этнические особенности, нравственное поведение. Семья и отношения между членами семьи представляет собой первый социальный институт первый образец отношений и поведения в обществе. Помимо этого, семейному воспитанию свойственны такие важные качества процесса воспитания как непрерывность и продолжительность. Воспитание в семье может быть, как регулируемым, целенаправленным процессом, так и нерегулируемым, который носит стихийный характер. Стоит отметить, что процесс воспитания в семье как правило, носит менее формализованный характер, чем в других социальных институтах (например, детский сад, школа), и тем самым труднее поддается корректировке, поскольку зависит также и от личностных характеристик каждого члена семьи.
Как показывают исследования (М.П. Антуфьева, И.В. Кощиенко, Л.И.Покровская, М.К. Цебрикова) семейное образование становиться все более популярным на современном этапе. М.К. Цебрикова подчеркивала «что семья — ведущий фактор воспитания и развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека» [22, с. 2].
Исследования многих ученых (Ю.К. Бабанский, В.А. Караковский, Г.А. Победоносцев, В.А. Сухомлинский и др.) показывали, что формирование личности человека находится в прямой зависимости от его семьи и родителей. Именно этим и объясняется такой большой интерес к семейному образованию. Несмотря на очевидность важности изучения семейного образования младших школьников, тем не менее, работ посвященных данной теме недостаточно.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между социальной востребованностью семейного обучения и разработанностью содержания процесса психолого-педагогического сопровождения родителей,
осуществляемой эффективность образовательного процесса в семье.
Исходя из актуальности данной проблемы сформулирована тема исследования: «Содержание психолого-педагогического сопровождения
обучения младших школьников в семье».
Проблема исследования: каково содержание процесса психолого-педагогического сопровождения родителей, обеспечивающее эффективность обучения младших школьников в семье?
Цель исследования: разработать и экспериментально доказать эффективность содержания психолого-педагогического сопровождения родителей осуществляющих обучение младших школьников в семье.
Объект исследования: процесс психолого-педагогического
сопровождения семейного обучения.
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение обучения младших школьников в семье.
Гипотеза исследования: обучение младших школьников в семье будет более эффективнее, если содержание психолого-педагогического сопровождения родителей осуществляющих такое обучение будет включать в себя разнообразные мероприятия: дидактические, диагностические, практико-ориентированные.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и
специальную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень готовности родителей к осуществлению семейного образования детей младшего школьного возраста и разработать диагностический инструментарий.
3. Разработать содержание психолого-педагогического
сопровождения обучения младших школьников в семьеи реализовать его в работе с родителями.
4. Выявить динамику уровня готовности родителей к осуществлению семейного образования детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: теоретические (по исследуемой проблеме анализ психолого-педагогической литературы; систематизация, обобщение (анализ полученных данных); эмпирические (констатирующий иформирующий этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке содержания психолого-педагогического сопровождения родителей осуществляющих обучения младших школьников в семье.
База исследования: МБУ школа № 10 городского округа Тольятти.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов, а также родителями в своей практической деятельности для повышения качества обучения детей.
Бакалаврская работа рассматривает решение актуальной проблемы психолого-педагогического сопровождения обучения младших школьников в семье.
Целью работы является выявить и доказать эффективность содержания психолого-педагогического сопровождения обучения младших школьников в семье.
В ходе работы решаются задачи: изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования; выявить уровень готовности родителей к осуществлению семейного образования детей младшего школьного возраста; разработать содержание психолого-педагогического сопровождения обучения младших школьников в семье.
В работе теоретически определено и обосновано содержание работы по психолого-педагогическому сопровождению обучения младших школьников в семье.
В бакалаврской работе представлена актуальность исследования, научный аппарат, теоретические положения работы, экспериментальная часть, заключение, список используемой литературы, приложение.
Актуальность исследования обусловлена тем, что стремительные перемены в современном мире обуславливают необходимость перемен и в образовании.
На основании закона «Об образовании» родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. За родителями (с согласия ребенка) остается право выбора формы получения ребенком образования либо в организациях, которые осуществляют образовательную деятельность, либо вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, то есть в форме семейного образования или самообразования.
Семейное образования становится все более популярным в нашей стране. Семья в жизни человека играет огромную роль, именно частью семьи человек является всю свою жизнь. В семье он растет, учиться, познает мир и в дальнейшем уже выходит из нее и создает свою семью. Семья представляет собой наиглавнейший социальный феномен, который не только первый институт образования для каждого человека, но также часть всей жизни . С древних времен семья оказывает огромное влияниена формирование полноценной социально активной личности, именно семья хранит и транслирует культурные, этнические, нравственные ценности ушедших поколений. Именно в семье дети получают первый опыт трудовой деятельности, осваивают трудовые навыки, осознают значимость труда.
Определяющая роль семьи в воспитании ребенка обусловлена ее глубоким влиянием на человека. Как известно семья является совокупностью среды обитания и среды воспитания. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. Семья представляет собой один из главных общественных институтов для первичной социализации ребенка, поскольку в каждой семье заложеныосновы для передачи таких ценностей как культура, этнические особенности, нравственное поведение. Семья и отношения между членами семьи представляет собой первый социальный институт первый образец отношений и поведения в обществе. Помимо этого, семейному воспитанию свойственны такие важные качества процесса воспитания как непрерывность и продолжительность. Воспитание в семье может быть, как регулируемым, целенаправленным процессом, так и нерегулируемым, который носит стихийный характер. Стоит отметить, что процесс воспитания в семье как правило, носит менее формализованный характер, чем в других социальных институтах (например, детский сад, школа), и тем самым труднее поддается корректировке, поскольку зависит также и от личностных характеристик каждого члена семьи.
Как показывают исследования (М.П. Антуфьева, И.В. Кощиенко, Л.И.Покровская, М.К. Цебрикова) семейное образование становиться все более популярным на современном этапе. М.К. Цебрикова подчеркивала «что семья — ведущий фактор воспитания и развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека» [22, с. 2].
Исследования многих ученых (Ю.К. Бабанский, В.А. Караковский, Г.А. Победоносцев, В.А. Сухомлинский и др.) показывали, что формирование личности человека находится в прямой зависимости от его семьи и родителей. Именно этим и объясняется такой большой интерес к семейному образованию. Несмотря на очевидность важности изучения семейного образования младших школьников, тем не менее, работ посвященных данной теме недостаточно.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между социальной востребованностью семейного обучения и разработанностью содержания процесса психолого-педагогического сопровождения родителей,
осуществляемой эффективность образовательного процесса в семье.
Исходя из актуальности данной проблемы сформулирована тема исследования: «Содержание психолого-педагогического сопровождения
обучения младших школьников в семье».
Проблема исследования: каково содержание процесса психолого-педагогического сопровождения родителей, обеспечивающее эффективность обучения младших школьников в семье?
Цель исследования: разработать и экспериментально доказать эффективность содержания психолого-педагогического сопровождения родителей осуществляющих обучение младших школьников в семье.
Объект исследования: процесс психолого-педагогического
сопровождения семейного обучения.
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение обучения младших школьников в семье.
Гипотеза исследования: обучение младших школьников в семье будет более эффективнее, если содержание психолого-педагогического сопровождения родителей осуществляющих такое обучение будет включать в себя разнообразные мероприятия: дидактические, диагностические, практико-ориентированные.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и
специальную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень готовности родителей к осуществлению семейного образования детей младшего школьного возраста и разработать диагностический инструментарий.
3. Разработать содержание психолого-педагогического
сопровождения обучения младших школьников в семьеи реализовать его в работе с родителями.
4. Выявить динамику уровня готовности родителей к осуществлению семейного образования детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: теоретические (по исследуемой проблеме анализ психолого-педагогической литературы; систематизация, обобщение (анализ полученных данных); эмпирические (констатирующий иформирующий этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке содержания психолого-педагогического сопровождения родителей осуществляющих обучения младших школьников в семье.
База исследования: МБУ школа № 10 городского округа Тольятти.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов, а также родителями в своей практической деятельности для повышения качества обучения детей.
В работе в обобщенном виде излагаются основные результаты, формулируются основные выводы. Касающиеся теоретических, экспериментальных и прогностических аспектов работы.
Теоретическое изучение психолого-педагогической литературы (М.П. Антуфьева, И.В. Кощиенко, Л.И.Покровская, М.К. Цебрикова) по проблеме семейного образования, подтвердило, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике, требует дальнейшего теоретического осмысления. Поскольку семейное образование сегодня доступно каждой семье и каждому ученику. На законодательном уровне установлено, что родителям деться право независимого выбора школы, а также способа получения образования их детьми.
Сопровождение обучения младших школьников в семье представляет непрерывный процесс обучения, воспитания и развития учащихся, который направлен на оказании помощи родителям в образовании своих детей. Важно чтобы формы сопровождения обучения младших школьников в семье отвечали запросам, интересам, потребностям учащихся и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога
Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о недостаточном уровне готовности родителей к осуществлению семейного образования детей младшего школьного возраста. Это на наш взгляд обусловлено недостаточным вниманием педагогов к данной проблеме.
На основе результатов констатирующего эксперимента, нами был запланирован и проведен формирующий эксперимент, в ходе которого была реализована разработка методического сопровождения семейного образования детей младшего школьного возраста. Работа была поделена на пять этапов согласно выделенным критериям и показателям готовности родителей к осуществлению семейного образования детей младшего школьного возраста. Данные этапы были реализованы на родительских собраниях. Всего было проведено восемь родительских собраний, проведенные родительские собрания показали интерес родителей к семейному образованию, для многих родителей информация о семейном образовании была совершенно новая, поскольку многие не сталкивались с таким понятием ранее
По результатам контрольного эксперимента уровня готовности родителей к осуществлению семейного образования детей младшего школьного возраста видно, что проведенная работа с родителями эффективна. В экспериментальной группу высокий уровень вырос на 10%, средний уровень вырос на 30%, а низкий уровень снизился на 30%. В контрольной группе серьезных изменений не было.
Перспективы работы по проблеме исследования мы связываем с разработкой учебно-методического комплекса, включающего в себя комплекс методического сопровождения семейного образования детей младшего школьного возраста.
Теоретическое изучение психолого-педагогической литературы (М.П. Антуфьева, И.В. Кощиенко, Л.И.Покровская, М.К. Цебрикова) по проблеме семейного образования, подтвердило, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике, требует дальнейшего теоретического осмысления. Поскольку семейное образование сегодня доступно каждой семье и каждому ученику. На законодательном уровне установлено, что родителям деться право независимого выбора школы, а также способа получения образования их детьми.
Сопровождение обучения младших школьников в семье представляет непрерывный процесс обучения, воспитания и развития учащихся, который направлен на оказании помощи родителям в образовании своих детей. Важно чтобы формы сопровождения обучения младших школьников в семье отвечали запросам, интересам, потребностям учащихся и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога
Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о недостаточном уровне готовности родителей к осуществлению семейного образования детей младшего школьного возраста. Это на наш взгляд обусловлено недостаточным вниманием педагогов к данной проблеме.
На основе результатов констатирующего эксперимента, нами был запланирован и проведен формирующий эксперимент, в ходе которого была реализована разработка методического сопровождения семейного образования детей младшего школьного возраста. Работа была поделена на пять этапов согласно выделенным критериям и показателям готовности родителей к осуществлению семейного образования детей младшего школьного возраста. Данные этапы были реализованы на родительских собраниях. Всего было проведено восемь родительских собраний, проведенные родительские собрания показали интерес родителей к семейному образованию, для многих родителей информация о семейном образовании была совершенно новая, поскольку многие не сталкивались с таким понятием ранее
По результатам контрольного эксперимента уровня готовности родителей к осуществлению семейного образования детей младшего школьного возраста видно, что проведенная работа с родителями эффективна. В экспериментальной группу высокий уровень вырос на 10%, средний уровень вырос на 30%, а низкий уровень снизился на 30%. В контрольной группе серьезных изменений не было.
Перспективы работы по проблеме исследования мы связываем с разработкой учебно-методического комплекса, включающего в себя комплекс методического сопровождения семейного образования детей младшего школьного возраста.





