Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Содержание психолого-педагогического сопровождения обучения младших школьников в семье

Работа №121336

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы60
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
76
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения обучения младших школьников в семье 8
1.1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по
проблемам обучения младших школьников в семье 8
1.2. Социально-педагогические условия психолого-педагогического
сопровождения родителей обучающих младших школьников в семье 15
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня готовности родителей, к осуществлению семейного образования 23
2.1. Выявление исходного уровня готовности родителей к осуществлению
семейного образования детей младшего школьного возраста 23
2.2. Опытно-экспериментальная работа по сопровождению семейного
образования 36
2.3. Динамика уровня готовности родителей к осуществлению семейного
образования детей младшего школьного возраста 40
Заключение 48
Список используемой литературы 50
Приложения 55


АННОТАЦИЯ
Бакалаврская работа рассматривает решение актуальной проблемы психолого-педагогического сопровождения обучения младших школьников в семье.
Целью работы является выявить и доказать эффективность содержания психолого-педагогического сопровождения обучения младших школьников в семье.
В ходе работы решаются задачи: изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования; выявить уровень готовности родителей к осуществлению семейного образования детей младшего школьного возраста; разработать содержание психолого-педагогического сопровождения обучения младших школьников в семье.
В работе теоретически определено и обосновано содержание работы по психолого-педагогическому сопровождению обучения младших школьников в семье.
В бакалаврской работе представлена актуальность исследования, научный аппарат, теоретические положения работы, экспериментальная часть, заключение, список используемой литературы, приложение.
Актуальность исследования обусловлена тем, что стремительные перемены в современном мире обуславливают необходимость перемен и в образовании.
На основании закона «Об образовании» родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. За родителями (с согласия ребенка) остается право выбора формы получения ребенком образования либо в организациях, которые осуществляют образовательную деятельность, либо вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, то есть в форме семейного образования или самообразования.
Семейное образования становится все более популярным в нашей стране. Семья в жизни человека играет огромную роль, именно частью семьи человек является всю свою жизнь. В семье он растет, учиться, познает мир и в дальнейшем уже выходит из нее и создает свою семью. Семья представляет собой наиглавнейший социальный феномен, который не только первый институт образования для каждого человека, но также часть всей жизни . С древних времен семья оказывает огромное влияниена формирование полноценной социально активной личности, именно семья хранит и транслирует культурные, этнические, нравственные ценности ушедших поколений. Именно в семье дети получают первый опыт трудовой деятельности, осваивают трудовые навыки, осознают значимость труда.
Определяющая роль семьи в воспитании ребенка обусловлена ее глубоким влиянием на человека. Как известно семья является совокупностью среды обитания и среды воспитания. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. Семья представляет собой один из главных общественных институтов для первичной социализации ребенка, поскольку в каждой семье заложеныосновы для передачи таких ценностей как культура, этнические особенности, нравственное поведение. Семья и отношения между членами семьи представляет собой первый социальный институт первый образец отношений и поведения в обществе. Помимо этого, семейному воспитанию свойственны такие важные качества процесса воспитания как непрерывность и продолжительность. Воспитание в семье может быть, как регулируемым, целенаправленным процессом, так и нерегулируемым, который носит стихийный характер. Стоит отметить, что процесс воспитания в семье как правило, носит менее формализованный характер, чем в других социальных институтах (например, детский сад, школа), и тем самым труднее поддается корректировке, поскольку зависит также и от личностных характеристик каждого члена семьи.
Как показывают исследования (М.П. Антуфьева, И.В. Кощиенко, Л.И.Покровская, М.К. Цебрикова) семейное образование становиться все более популярным на современном этапе. М.К. Цебрикова подчеркивала «что семья — ведущий фактор воспитания и развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека» [22, с. 2].
Исследования многих ученых (Ю.К. Бабанский, В.А. Караковский, Г.А. Победоносцев, В.А. Сухомлинский и др.) показывали, что формирование личности человека находится в прямой зависимости от его семьи и родителей. Именно этим и объясняется такой большой интерес к семейному образованию. Несмотря на очевидность важности изучения семейного образования младших школьников, тем не менее, работ посвященных данной теме недостаточно.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между социальной востребованностью семейного обучения и разработанностью содержания процесса психолого-педагогического сопровождения родителей,
осуществляемой эффективность образовательного процесса в семье.
Исходя из актуальности данной проблемы сформулирована тема исследования: «Содержание психолого-педагогического сопровождения
обучения младших школьников в семье».
Проблема исследования: каково содержание процесса психолого-педагогического сопровождения родителей, обеспечивающее эффективность обучения младших школьников в семье?
Цель исследования: разработать и экспериментально доказать эффективность содержания психолого-педагогического сопровождения родителей осуществляющих обучение младших школьников в семье.
Объект исследования: процесс психолого-педагогического
сопровождения семейного обучения.
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение обучения младших школьников в семье.
Гипотеза исследования: обучение младших школьников в семье будет более эффективнее, если содержание психолого-педагогического сопровождения родителей осуществляющих такое обучение будет включать в себя разнообразные мероприятия: дидактические, диагностические, практико-ориентированные.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и
специальную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень готовности родителей к осуществлению семейного образования детей младшего школьного возраста и разработать диагностический инструментарий.
3. Разработать содержание психолого-педагогического
сопровождения обучения младших школьников в семьеи реализовать его в работе с родителями.
4. Выявить динамику уровня готовности родителей к осуществлению семейного образования детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: теоретические (по исследуемой проблеме анализ психолого-педагогической литературы; систематизация, обобщение (анализ полученных данных); эмпирические (констатирующий иформирующий этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке содержания психолого-педагогического сопровождения родителей осуществляющих обучения младших школьников в семье.
База исследования: МБУ школа № 10 городского округа Тольятти.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов, а также родителями в своей практической деятельности для повышения качества обучения детей.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В работе в обобщенном виде излагаются основные результаты, формулируются основные выводы. Касающиеся теоретических, экспериментальных и прогностических аспектов работы.
Теоретическое изучение психолого-педагогической литературы (М.П. Антуфьева, И.В. Кощиенко, Л.И.Покровская, М.К. Цебрикова) по проблеме семейного образования, подтвердило, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике, требует дальнейшего теоретического осмысления. Поскольку семейное образование сегодня доступно каждой семье и каждому ученику. На законодательном уровне установлено, что родителям деться право независимого выбора школы, а также способа получения образования их детьми.
Сопровождение обучения младших школьников в семье представляет непрерывный процесс обучения, воспитания и развития учащихся, который направлен на оказании помощи родителям в образовании своих детей. Важно чтобы формы сопровождения обучения младших школьников в семье отвечали запросам, интересам, потребностям учащихся и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога
Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о недостаточном уровне готовности родителей к осуществлению семейного образования детей младшего школьного возраста. Это на наш взгляд обусловлено недостаточным вниманием педагогов к данной проблеме.
На основе результатов констатирующего эксперимента, нами был запланирован и проведен формирующий эксперимент, в ходе которого была реализована разработка методического сопровождения семейного образования детей младшего школьного возраста. Работа была поделена на пять этапов согласно выделенным критериям и показателям готовности родителей к осуществлению семейного образования детей младшего школьного возраста. Данные этапы были реализованы на родительских собраниях. Всего было проведено восемь родительских собраний, проведенные родительские собрания показали интерес родителей к семейному образованию, для многих родителей информация о семейном образовании была совершенно новая, поскольку многие не сталкивались с таким понятием ранее
По результатам контрольного эксперимента уровня готовности родителей к осуществлению семейного образования детей младшего школьного возраста видно, что проведенная работа с родителями эффективна. В экспериментальной группу высокий уровень вырос на 10%, средний уровень вырос на 30%, а низкий уровень снизился на 30%. В контрольной группе серьезных изменений не было.
Перспективы работы по проблеме исследования мы связываем с разработкой учебно-методического комплекса, включающего в себя комплекс методического сопровождения семейного образования детей младшего школьного возраста.



1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2019) [Электронный ресурс], Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/, свободный.
2. Письмо № НТ-1139/08 от 15.11.2013 г. «Об организации
получения образования в семейной форме» [Электронный ресурс], Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-15112013-n-nt-
113908/, свободный.
3. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования [Текст] (Приказ министерства и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва).
4. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно— прогностический курс [Текст] : учеб.пособие / В.И.Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2008. - С. 500.
5. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи [Текст] А.И. Антонов. В.М. Медяков — М.: Братья Карич, 2006 г. — 304 с.
6. Баринова Л.В Формы и методы взаимодействия семьи и школы в гимназическом образовании в XIX веке. [Текст] /Л.В. Баринова// Психология образования в поликультурном пространстве Издательство: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина (Елец) - 2011, - №15.- С. 129¬132.
7. Волков, Б.С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Логические схемы и таблицы [Текст] / Б.С. Волков. - М. : Владос, 2016. - 512 c.
8. Воробьева Т.П. Взаимодействие семьи и школы как условие
становления государственно-общественного характера управления
образованием [Текст] /Т.П. Воробьева // Зауральский научный вестник. - 2013. - № 1 (3). - С.72-76
9. Давлетбаева З.К. Социально-психологические факторы
возникновения асоциального поведения учащихся [Текст] / З.К. Давлетбаева // Известия Самарского научного центра РАН. 2013. №2-2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-faktory- vozniknoveniya-asotsialnogo-povedeniya-uchaschihsya (дата обращения: 14.05.2019).
10. Интервью с И.М. Чапковским [Электронный ресурс] //
Международная школа завтрашнего дня. URL: http://www.semya-
rastet.ru/razd/intervju_s_i.m._chapkovskim/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 15.05.2019).
11. Каверн И.В., Образование в семейной форме [Текст] / И.В. Каверн // Советник в сфере образования» - 2014 -№3. - С.18-25
12. Кривов, Ю.И. Проблема социализации подрастающих поколений в зарубежной педагогике : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - М. : 1992. - 141 с.
13. Колосова Е.М. Домашнее образование в середине XIX века [Текст] / Е.М. Колосова //Вестник Герценовского университета - 2010. - № 7. - С.68-72
14. Коновалова, Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников [Текст] / Н.Л.Коновалова. - СПб. : изд-во СПб. ун-та, 2000. - 156 с.
15. Марченко С.Е. Социокультурные аспекты становления гувернерства в условиях вариативного образования в современной России : автореф. дис. ...канд. социол. наук /Марченко С.Е. - Ростов н/Д, 2003. -26 с.
16. Макушина О.П. Нарушения семейного воспитания как фактор развития зависимости у подростка [Текст] / О.П. Макушина // Семейная психология и семейная терапия. - 2007. - №2. -С.45 - 49.
... Всего источников – 37.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ