ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МФЦ С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)
|
Введение 2
1 Общетеоретические основы деятельности многофункциональных центров
предоставления государственных и муниципальных услуг 7
1.1 Обоснование создания многофункциональных центров предоставления
государственных и муниципальных услуг 7
1.2 Принципы деятельности многофункциональных центров предоставления
государственных и муниципальных услуг 12
1.3 Система формальных правил регулирующих деятельность
многофункциональных центров 16
2 Практическая реализация документационных отношений между
многофункциональными центрами и органами государственной и муниципальной власти Алтайского края 32
2.1 Общая характеристика Краевого Автономного Учреждения «МФЦ
Алтайского края» 32
2.2 Проблемы документационного взаимодействия КАУ «МФЦ Алтайского
края и органов власти 42
2.3 Основные мероприятия по совершенствованию документационного
взаимодействия КАУ «МФЦ Алтайского края» с органами власти 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1 Общетеоретические основы деятельности многофункциональных центров
предоставления государственных и муниципальных услуг 7
1.1 Обоснование создания многофункциональных центров предоставления
государственных и муниципальных услуг 7
1.2 Принципы деятельности многофункциональных центров предоставления
государственных и муниципальных услуг 12
1.3 Система формальных правил регулирующих деятельность
многофункциональных центров 16
2 Практическая реализация документационных отношений между
многофункциональными центрами и органами государственной и муниципальной власти Алтайского края 32
2.1 Общая характеристика Краевого Автономного Учреждения «МФЦ
Алтайского края» 32
2.2 Проблемы документационного взаимодействия КАУ «МФЦ Алтайского
края и органов власти 42
2.3 Основные мероприятия по совершенствованию документационного
взаимодействия КАУ «МФЦ Алтайского края» с органами власти 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Впервые концепция формирования электронного правительства была озвучена в распоряжении Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008г. №632-р «Об одобрении Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» [20] в целях повышения удобства при взаимодействии организаций и граждан с государственными органами и органами местного самоуправления предполагается создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Многофункциональные центры начали создаваться для обеспечения предоставления комплекса взаимосвязанных между собой государственных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по принципу «Службы единого окна».
Цель создания многофункциональных центров заключается в упрощении процедур получения гражданами и юридическими лицами массовых, общественно значимых государственных и муниципальных услуг за счет предоставления услуг в одном окно и за один прием. Внедрение многофункциональных центров - это наиболее известный в мире сервис ориентированных управленческих схем, которая в настоящее время является частью административной реформы в России и представляет собой административный механизм получения документов без посещения «сети государственных и муниципальных органов» путем подачи заявления в одну организацию. В настоящее время задачей развития проекта электронного правительства является экономия времени граждан и юридических лиц во взаимодействии с государством, а также возможность доступа к необходимой информации в любом месте и в любое время.
Для эффективного оказания государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах (МФЦ) разработаны административные регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг, то есть нормативные правовые акты государственных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, устанавливающие сроки и последовательность административных процедур и административных действий органов власти, а также порядок их взаимодействия с физическими или юридическими лицами.
В настоящее время проблемы развития сферы государственных услуг путем предоставления их многофункциональными центрами, незначительно отражены в научных исследованиях. Наибольший интерес для ученых и специалистов представляет сфера платных услуг и ее изучению посвящены многочисленные диссертации, монографии и другие публикации фундаментального и прикладного характера. Исследованию сферы услуг в целом и отдельным ее отраслям посвящены работы А.М. Бабича, Д.В. Валового, Е.Н. Жильцова, В.Л. Иноземцева, В.Ю. Морозова, А.Г. Новицкого, Н.А. Платоновой, Л.Б. Сульповара, В.А. Тупчиенко, Л.И. Якобсона и многих других авторов.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области теории управления социально-экономическими системами, экономики и организации, сферы услуг, оценки эффективности предоставления государственных услуг органами власти различного уровня, такие авторы как Е.Г. Бабелюк, Е.М. Бледнова, С.А. Васильев, Е.Ю. Грачева, Е.В. Гриценко, Е.Н. Дорошенко, А.К. Жарова, С.С. Зенин, А.Ю. Кирьянов, Н.В. Киселева, М.М. Магдилов, Л.В. Магдилова, И.В. Мальцев, С.В. Мошкин, Ж. Марку, Э.В. Талапина, Л.К. Терещенко, Т.Я. Хабриева, С.Е. Чанов, и ряда других.
Нормативную основу исследования составляют федеральные законы, среди которых Федеральный закон от 03.11.2006№ 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» [5], Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» [7], Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [3], постановления Правительства Российской Федерации, Распоряжения Правительства Российской Федерации, постановления Правительства Алтайского края.
Цель исследования - выявить направления по повышению эффективности документационного взаимодействия КАУ «МФЦ Алтайского карая» с органами власти.
На достижение цели определены следующие задачи:
- обосновать создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
- определить принципы деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
- изучить нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность многофункциональных центров;
- проанализировать практическую реализацию соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами и органами государственной муниципальной власти;
- выявить проблемы документационного взаимодействия многофункциональных центров и органов государственной муниципальной власти;
- сформулировать рекомендации по совершенствованию документационной деятельности и перспектив развития многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
Объектом исследования выступают механизмы организации системы документационного взаимодействия между многофункциональными центрами и органами власти на современном этапе развития.
Предмет исследования - механизмы документационного перевода государственных и муниципальных услуг, от органов власти к многофункциональным центрам.
В исследовании будет проанализирована служебная документация Краевого автономного учреждения «МФЦ Алтайского края», управленческого, информационно-аналитического характера. Так же изучен и проанализирован значительный объем соглашений о взаимодействии между различными органами исполнительной власти, органами муниципальной власти и КАУ «МФЦ Алтайского края».
Основными методами научного исследования, которые применялись в работе, являются: сравнение, анализ, моделирование, классификация, анкетирование.
Методы исследования - анализ нормативных и теоретических источников, сравнение, обобщение, систематизация.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные методические рекомендации и выводы могут быть использованы при разработке мероприятий по совершенствованию деятельности и оценка перспектив развития многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
Цель создания многофункциональных центров заключается в упрощении процедур получения гражданами и юридическими лицами массовых, общественно значимых государственных и муниципальных услуг за счет предоставления услуг в одном окно и за один прием. Внедрение многофункциональных центров - это наиболее известный в мире сервис ориентированных управленческих схем, которая в настоящее время является частью административной реформы в России и представляет собой административный механизм получения документов без посещения «сети государственных и муниципальных органов» путем подачи заявления в одну организацию. В настоящее время задачей развития проекта электронного правительства является экономия времени граждан и юридических лиц во взаимодействии с государством, а также возможность доступа к необходимой информации в любом месте и в любое время.
Для эффективного оказания государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах (МФЦ) разработаны административные регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг, то есть нормативные правовые акты государственных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, устанавливающие сроки и последовательность административных процедур и административных действий органов власти, а также порядок их взаимодействия с физическими или юридическими лицами.
В настоящее время проблемы развития сферы государственных услуг путем предоставления их многофункциональными центрами, незначительно отражены в научных исследованиях. Наибольший интерес для ученых и специалистов представляет сфера платных услуг и ее изучению посвящены многочисленные диссертации, монографии и другие публикации фундаментального и прикладного характера. Исследованию сферы услуг в целом и отдельным ее отраслям посвящены работы А.М. Бабича, Д.В. Валового, Е.Н. Жильцова, В.Л. Иноземцева, В.Ю. Морозова, А.Г. Новицкого, Н.А. Платоновой, Л.Б. Сульповара, В.А. Тупчиенко, Л.И. Якобсона и многих других авторов.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области теории управления социально-экономическими системами, экономики и организации, сферы услуг, оценки эффективности предоставления государственных услуг органами власти различного уровня, такие авторы как Е.Г. Бабелюк, Е.М. Бледнова, С.А. Васильев, Е.Ю. Грачева, Е.В. Гриценко, Е.Н. Дорошенко, А.К. Жарова, С.С. Зенин, А.Ю. Кирьянов, Н.В. Киселева, М.М. Магдилов, Л.В. Магдилова, И.В. Мальцев, С.В. Мошкин, Ж. Марку, Э.В. Талапина, Л.К. Терещенко, Т.Я. Хабриева, С.Е. Чанов, и ряда других.
Нормативную основу исследования составляют федеральные законы, среди которых Федеральный закон от 03.11.2006№ 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» [5], Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» [7], Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [3], постановления Правительства Российской Федерации, Распоряжения Правительства Российской Федерации, постановления Правительства Алтайского края.
Цель исследования - выявить направления по повышению эффективности документационного взаимодействия КАУ «МФЦ Алтайского карая» с органами власти.
На достижение цели определены следующие задачи:
- обосновать создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
- определить принципы деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
- изучить нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность многофункциональных центров;
- проанализировать практическую реализацию соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами и органами государственной муниципальной власти;
- выявить проблемы документационного взаимодействия многофункциональных центров и органов государственной муниципальной власти;
- сформулировать рекомендации по совершенствованию документационной деятельности и перспектив развития многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
Объектом исследования выступают механизмы организации системы документационного взаимодействия между многофункциональными центрами и органами власти на современном этапе развития.
Предмет исследования - механизмы документационного перевода государственных и муниципальных услуг, от органов власти к многофункциональным центрам.
В исследовании будет проанализирована служебная документация Краевого автономного учреждения «МФЦ Алтайского края», управленческого, информационно-аналитического характера. Так же изучен и проанализирован значительный объем соглашений о взаимодействии между различными органами исполнительной власти, органами муниципальной власти и КАУ «МФЦ Алтайского края».
Основными методами научного исследования, которые применялись в работе, являются: сравнение, анализ, моделирование, классификация, анкетирование.
Методы исследования - анализ нормативных и теоретических источников, сравнение, обобщение, систематизация.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные методические рекомендации и выводы могут быть использованы при разработке мероприятий по совершенствованию деятельности и оценка перспектив развития многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
За последние несколько десятилетий в Российской Федерации построена новая системе предоставлений государственных и муниципальных услуг. Жители пользуются многофункциональными центрами «Мои документы» - единым местом получений наиболее востребованных услуг. Посредством Единого портала граждане получают ряд востребованных услуг, преимущественно информационного характера, оплачивают государственные пошлины и платежи.
В результате повысилось качество предоставлений услуг и уровень удовлетворенности граждан.
Вместе с тем в системе предоставления услуг остается сложной и громоздкой, требует упрощения и сближения с нуждами людей. Должна быть продолжена работе по реинжинирингу и типизации услуг, регламенты должны становиться более детальными и конкретными, усмотрение чиновников должно сводиться к абсолютному минимуму. Процедуры предоставления услуг, которые поддаются формализации, необходимо выполнять в автоматическом режиме без участия чиновников. Необходимо организовать формирование нового законодательства в сфере услуг, которое позволит часть существующих услуг преобразовать в функции органов власти, выполняемых без обращения гражданина.
В Алтайском крае организовано документационное межведомственное; взаимодействие; между КАУ «МФЦ Алтайского края» и территориальными органами федеральных органов власти, областными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления. Подобное; взаимодействие; позволяет КАУ «МФЦ Алтайского края» в рамках положений Федерального законе от 27.07.2010 № 210-ФЗ без участия заявителя запрашивать документы и информацию, необходимые; для предоставления государственных и муниципальных услуг и находящихся в ведении перечисленных выше органов власти. Такое; взаимодействие; базируется нее региональном сегменте системы межведомственного электронного взаимодействия программного комплекса криптографической защиты информации У1р№й и позволяет КАУ МФЦ «Алтайского края» получать сведений от: органов социальной защиты населений муниципальных образований; центров занятости населения; органов ЗАГС.
Целью исследования являлось - выявить направлений по повышению эффективности документационного взаимодействия многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг с органами власти.
Так же были решены следующие задачи:
- обоснованы создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
- определили принципы деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
- исследованы нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность многофункциональных центров;
- проанализированы практическую реализацию соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами и органами государственной муниципальной власти;
- выявлены ряд проблемы документационного взаимодействия многофункциональных центров и органов государственной муниципальной власти;
- сформулировали рекомендации по совершенствованию
документационной деятельности и перспектив развития многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
Во-первых, в ряде случаев отмечена низкая активность федеральных органов исполнительной! власти по оптимизации документационного взаимодействия предоставления государственных услуг на базе КАУ «МФЦ Алтайского края». Федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами используются такие аргументы как увеличение сроков предоставления государственных услуг, необходимость взаимодействия заявителя непосредственно с представителем федерального органе исполнительной власти, законодательная неурегулированность предоставления государственных услуг на базе КАУ «МФЦ Алтайского края».
Во-вторых, не урегулированы вопросы документационного межведомственного и межуровнего взаимодействия при предоставлений государственных и муниципальных услуг. Нередко нежелание государственных и муниципальных органов участвовать в организации данного взаимодействия связано с отсутствием финансирования деятельности курьерских служб для оперативной передачи документов, а также отсутствием межведомственных баз данных, несовместимостью программного обеспечения различных ведомств, требованиями обеспечения конфиденциальности информации о гражданах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В-третьих, отмечены затруднения при организации приеме документов специалистами КАУ «МФЦ Алтайского края» по принципу единого окна, связанные с:
- нормативными требованиями предоставления документов заявителями и получения их непосредственно в государственном органе;
- отсутствием необходимой квалификации специалистов КАУ «МФЦ Алтайского края» при первичной проверке правильности заполнения документов заявителями, а также при необходимости оперативного консультирования заявителей при предоставлении государственных или муниципальных услуг; трудностями организации доступа специалистов КАУ «МФЦ Алтайского края» к документообороту различных ведомств при приеме и выдаче документов заявителям. Нередко для обеспечения удаленного доступа к базе данных каждого государственного органе необходимо организовывать отдельное рабочее место.
Все эти проблемы необходимо решать сегодня. Возможности регионе в благополучном решении всех социальных проблем ограничены из-за недостатка материальных и финансовых ресурсов, а так же удаленности.
Такое положение вещей требует от органов местной власти сосредоточения сил и средств на решении наиболее острых (значимых) социальных проблем, необходимости выработки новых подходов в управлении социально-культурной сферой, принятия практических шагов, обеспечивающих более рациональное использование всех имеющихся ресурсов, организации действенного контроля в их целевом использовании.
Программе развития «электронное правительство» края должна обеспечить поэтапное решение важнейших задач развития региона, к которым относятся: социальная помощь, сохранение социальных гарантий, улучшение демографической ситуации, укрепление здоровья жителей края, удовлетворение; разнообразных образовательных запросов населения, трудоустройство, укрепление; семьи, сохранение; и воспроизводство духовно-нравственного потенциала городов и поселений, удовлетворение; культурных запросов всех категорий! населения [15].
В результате повысилось качество предоставлений услуг и уровень удовлетворенности граждан.
Вместе с тем в системе предоставления услуг остается сложной и громоздкой, требует упрощения и сближения с нуждами людей. Должна быть продолжена работе по реинжинирингу и типизации услуг, регламенты должны становиться более детальными и конкретными, усмотрение чиновников должно сводиться к абсолютному минимуму. Процедуры предоставления услуг, которые поддаются формализации, необходимо выполнять в автоматическом режиме без участия чиновников. Необходимо организовать формирование нового законодательства в сфере услуг, которое позволит часть существующих услуг преобразовать в функции органов власти, выполняемых без обращения гражданина.
В Алтайском крае организовано документационное межведомственное; взаимодействие; между КАУ «МФЦ Алтайского края» и территориальными органами федеральных органов власти, областными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления. Подобное; взаимодействие; позволяет КАУ «МФЦ Алтайского края» в рамках положений Федерального законе от 27.07.2010 № 210-ФЗ без участия заявителя запрашивать документы и информацию, необходимые; для предоставления государственных и муниципальных услуг и находящихся в ведении перечисленных выше органов власти. Такое; взаимодействие; базируется нее региональном сегменте системы межведомственного электронного взаимодействия программного комплекса криптографической защиты информации У1р№й и позволяет КАУ МФЦ «Алтайского края» получать сведений от: органов социальной защиты населений муниципальных образований; центров занятости населения; органов ЗАГС.
Целью исследования являлось - выявить направлений по повышению эффективности документационного взаимодействия многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг с органами власти.
Так же были решены следующие задачи:
- обоснованы создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
- определили принципы деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
- исследованы нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность многофункциональных центров;
- проанализированы практическую реализацию соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами и органами государственной муниципальной власти;
- выявлены ряд проблемы документационного взаимодействия многофункциональных центров и органов государственной муниципальной власти;
- сформулировали рекомендации по совершенствованию
документационной деятельности и перспектив развития многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
Во-первых, в ряде случаев отмечена низкая активность федеральных органов исполнительной! власти по оптимизации документационного взаимодействия предоставления государственных услуг на базе КАУ «МФЦ Алтайского края». Федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами используются такие аргументы как увеличение сроков предоставления государственных услуг, необходимость взаимодействия заявителя непосредственно с представителем федерального органе исполнительной власти, законодательная неурегулированность предоставления государственных услуг на базе КАУ «МФЦ Алтайского края».
Во-вторых, не урегулированы вопросы документационного межведомственного и межуровнего взаимодействия при предоставлений государственных и муниципальных услуг. Нередко нежелание государственных и муниципальных органов участвовать в организации данного взаимодействия связано с отсутствием финансирования деятельности курьерских служб для оперативной передачи документов, а также отсутствием межведомственных баз данных, несовместимостью программного обеспечения различных ведомств, требованиями обеспечения конфиденциальности информации о гражданах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В-третьих, отмечены затруднения при организации приеме документов специалистами КАУ «МФЦ Алтайского края» по принципу единого окна, связанные с:
- нормативными требованиями предоставления документов заявителями и получения их непосредственно в государственном органе;
- отсутствием необходимой квалификации специалистов КАУ «МФЦ Алтайского края» при первичной проверке правильности заполнения документов заявителями, а также при необходимости оперативного консультирования заявителей при предоставлении государственных или муниципальных услуг; трудностями организации доступа специалистов КАУ «МФЦ Алтайского края» к документообороту различных ведомств при приеме и выдаче документов заявителям. Нередко для обеспечения удаленного доступа к базе данных каждого государственного органе необходимо организовывать отдельное рабочее место.
Все эти проблемы необходимо решать сегодня. Возможности регионе в благополучном решении всех социальных проблем ограничены из-за недостатка материальных и финансовых ресурсов, а так же удаленности.
Такое положение вещей требует от органов местной власти сосредоточения сил и средств на решении наиболее острых (значимых) социальных проблем, необходимости выработки новых подходов в управлении социально-культурной сферой, принятия практических шагов, обеспечивающих более рациональное использование всех имеющихся ресурсов, организации действенного контроля в их целевом использовании.
Программе развития «электронное правительство» края должна обеспечить поэтапное решение важнейших задач развития региона, к которым относятся: социальная помощь, сохранение социальных гарантий, улучшение демографической ситуации, укрепление здоровья жителей края, удовлетворение; разнообразных образовательных запросов населения, трудоустройство, укрепление; семьи, сохранение; и воспроизводство духовно-нравственного потенциала городов и поселений, удовлетворение; культурных запросов всех категорий! населения [15].



