Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование лексических навыков у младших школьников с использованием мнемотехник

Работа №121283

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

английский язык

Объем работы64
Год сдачи2019
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
112
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
Глава 1. Теоретические основы формирования лексических навыков 7
1.1. Лексические навыки и критерии оценивания лексической стороны речи 7
1.2. Психологические особенности учащихся начальной школы 12
1.3. Использование мнемотехнических приёмов для запоминания английских слов 18
Глава 2. Формирование лексических навыков в начальной школе 27
2.1. Изучение уровня сформированности лексических навыков у младших школьников 27
2.2. Экспериментальное формирование лексических навыков с использованием мнемотехник и анализ результатов 33
Заключение 41
Список используемой литературы 44
Приложения 49

Актуальность исследования. В настоящее время существует множество методик и приемов работы для освоения лексического материала при изучении иностранного языка. К сожалению, не существует универсального способа в этом сугубо индивидуальном для каждого человека процессе. Но существуют методы и приемы, которые дают возможность сделать процесс запоминания намного эффективнее. Наблюдения за учебной деятельностью в школе приводят к выводу о том, что именно лексическая сторона языка часто представляет наибольшие трудности для учащихся. Обучение иностранному языку в начальной школе наталкивает на использование неординарных и эффективных техник обучения. Одной из них можно считать мнемотехнику. Она призвана облегчить процесс запоминания и сделать его более продуктивным. Изучением мнемотехники занимались В.А. Козаренко, А.А. Мурашов, С.С. Матвеев, Т.Б. Полянская, Ю.Р. Шейх-Заде и др. Мы считаем, что уже в начальной школе возникает проблема необходимости применения более эффективных техник запоминания иностранных слов, что позволяет говорить об актуальности проблемы формирования лексических навыков в процессе иноязычного обучения с использованием мнемотехнических приемов.
Объект исследования - процесс формирования лексических навыков у учащихся начальной школы.
Предмет исследования - мнемотехники в изучении лексики на уроках иностранного языка в начальной школе.
Цель исследования - повышение эффективности формирования лексических навыков на уроках иностранного языка в начальной школе при помощи мнемотехнических приемов.
Задачи исследования:
1) изучить особенности формирования лексических навыков у учащихся начальной школы;
2) проанализировать возможности использования мнемотехник на уроках английского языка;
3) разработать мнемотехнические упражнения и апробировать их на уроке английского языка в начальной школе;
4) разработать методическое пособие по использованию мнемотехники в начальной школе.
Методы исследования:
1) теоретические: изучение и анализ научной и научно-методической литературы;
2) диагностические: анализ УМК;
3) эмпирические: педагогический эксперимент.
Методологическую основу исследования составляют труды ученых- методистов, таких как А.Н. Занковский, Р.С. Немов, М.А. Зиганов, В.А. Козаренко, Т.Б. Полянская, Ю.Р. Шейх-Заде и др.
Практическая значимость - разработка пособия по использованию мнемотехники в начальной школе и мнемотехнических упражнений по заданной теме.
Результаты исследования возможно внедрить в практику работы преподавателей английского языка в начальной и средней школе.
Данная работа состоит из введения, заключения и двух глав, списка литературы и 4 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог нашего исследования, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, исследование научной литературы по данной теме показало, что под лексическими навыками понимают способность осуществлять автоматически ряд операций, связанных с вызовом слова из долговременной памяти и соотнесением его с другими лексическими единицами. Для эффективного формирования лексических навыков у младших школьников необходимо учитывать следующие психологические особенности детей младшего школьного возраста: быстрая утомляемость; ярко-выраженная эмоциональность восприятия; наглядно-образное мышление; кратковременная память доминирует над длительной; волевые качества личности только начинают формироваться.
Во-вторых, в ходе исследования мы изучили возможности использования приёмов мнемотехники для запоминания английских слов в начальной школе. Существуют различные мнемотехники, которые используются для запоминания английских слов, например, метод фонетической межязыковой аналогии, метод Цицерона, метод взаимодействия всех ощущений и др. Исходя из опыта использования мнемотехник авторами научно-методической литературы, можно сказать о том, что мнемотехника дает возможность продуктивного переключения, «разгрузки», за счет использования визуализации и опоры на личный опыт учащихся, что особенно важно для учащихся начальной школы в виду их возрастных особенностей.
В-третьих, были разработаны упражнения, основанные на методе ассоциативных связей, которые были апробированы на экспериментальной группе учащихся начальной школы. На основании данных опытно-экспериментальной работы, полученных на констатирующем и контрольном этапе, были сделаны следующие выводы. Прежде всего, на констатирующем этапе 67% учащихся экспериментальной группы получили за устный опрос оценку «отлично» и 33% учащихся оценку «хорошо», в то время как на контрольном этапе учащиеся данной группы повысили свои результаты за устный опрос и 87% учащихся получили оценку «отлично», и всего 13% учащихся оценку «хорошо». Разница в 20% позволяет говорить о положительном влиянии внедренного мнемотехнического упражнения на процесс формирования лексических навыков. На констатирующем этапе 47% учащихся экспериментальной группы получили за письменную работу оценку «отлично», 47% учащихся оценку «хорошо» и 6% учащихся оценку «удовлетворительно», в то время как на контрольном этапе учащиеся данной группы повысили свои результаты за письменную работу и 73% учащихся получили оценку «отлично», а 27% учащихся оценку «хорошо». Также следует отметить то, что в экспериментальной группе отсутствует оценка «удовлетворительно» за устный опрос и письменную работу.
Анализируя данные, можно сделать вывод, что более явный прогресс экспериментальная группа показала на устном опросе, что говорит о значительном влиянии мнемотехнических упражнений на запоминание акустического образа слова. Также было определено, что при обучении английскому языку мнемотехнические приемы могут рассматриваться как вспомогательное средство, и используются ситуативно при возникновении затруднений, а также для формирования интереса обучающихся к предмету, создания ситуации успеха. Таким образом, результаты работы свидетельствуют о том, что использование мнемотехники в экспериментальной группе оказало эффективное влияние на процесс формирования лексического навыка.
В-четвертых, нами было разработано методическое пособие по использованию мнемотехники в начальной школе, в которое были включены мнемотехнические упражнения к учебно-методическому комплексу «Starlight-3» (Звёздный английский), основанные на методе ассоциативных связей и методические рекомендации по включению данных заданий в процесс обучения иностранному языку. Данное пособие может быть использовано учителями английского языка, а также подходит для самостоятельного изучения английского языка.
Таким образом, мы решили все поставленные нами задачи, а значит можно сказать, что цель нашего исследования, а именно, повышение эффективности формирования лексических навыков на уроках иностранного языка в младшей школе при помощи мнемотехнических приемов, была достигнута. Данное исследование может быть продолжено в плане использования мнемотехнических приемов с целью выяснения их эффективности применения с учащимися средней школы.


1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Алимгазиева, Д.Р. О психологических особенностях младших школьников [Текст] / Д.Р. Алимгазиева // Ступень в педагогическую науку. Материалы V Международного форума работников образования. Центр научной мысли. - 2014. - С. 58-61.
3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2010. - 288 с.
4. Баранова, К.М. Звездный английский. 3 класс. Книга для учителя. В 2 частях. Часть 2 [Текст] / К.М. Баранова, Д. Дули, В.В. Копылова, Р.П. Мильруд, В. Эванс. - М.: Просвещение, 2017. - 280 с.
5. Баранова, К.М. Звездный английский. 3 класс. Учебник в 2 частях. Часть 2 [Текст] / К.М. Баранова, Д. Дули, В.В. Копылова, Р.П. Мильруд, В. Эванс. - М.: Просвещение, 2017. - 128 с.
6. Гальперин, П.Я. Введение в психологию [Текст] / П.Я. Гальперин. - М.: Книжный дом Университет, 2015. - 336 с.
7. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика [Текст] / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Академия, 2013. - 336 с.
8. Давыдов, В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования [Текст] / В.В. Давыдов // Вопросы психологии. - 2011. - №6. - C. 18-30.
9. Завьялова, Н.Ю. Особенности воли младших школьников [Электронный ресурс] / Н.Ю. Завьялова // Образование и воспитание. - 2017. - №1.1. - С. 19-21. Режим доступа: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1974/ (дата обращения: 24.02.2019).
10. Катышев, П.А. Мнемотехнические приемы в изучении китайской иероглифики [Текст] / П.А. Катышев, Е.А. Мартемьянов // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - № 4. - С. 208-211.
11. Кувалдина, М.М. Условия формирования познавательной мотивации младших школьников [Текст] / М.М. Кувалдина // Вестник Новгородского Государственного Университета им. Ярослава Мудрого. - 2007. - №40. - С. 32-34.
12. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 464 с.
13. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2008. - 583 с.
14. Миньяр-Белоручев, Р.К. Методика обучения французскому языку [Текст] / Р.К. Миньяр-Белоручев. - М.: Альянс, 2016. - 224 с.
15. Ножкова, И.Г. Развитие мотивации у младшего школьника [Текст] / И.Г. Ножкова // Дошкольное образование - развивающее и развивающееся. - 2014. - №3. - С. 70-73.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ