Аннотация 2
Введение 4
1 Теоретические основы обеспечения конкурентоспособности предприятия . 7
1.1 Сущность конкурентоспособности предприятия и факторы, оказывающие воздействие на нее 7
1.2 Методы оценки конкурентоспособности 16
2 Анализ конкурентоспособности ООО «Тольяттикаучук» 22
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Тольяттикаучук» 22
2.2 Оценка конкурентоспособности предприятия 28
3 Предложения по повышению конкурентоспособности ООО «Тольяттикаучук» 37
3.1 Мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «Тольяттикаучук» 37
3.2 Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий 43
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Приложение А «Организационная структура ООО «Тольяттикаучук»» 52
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что в рыночных условиях хозяйствования повышение конкурентоспособности предприятия имеет приоритетное значение. В последние годы предприятия вынуждены работать в условиях усиливающейся конкуренции, как со стороны зарубежных, так и со стороны отечественных производителей, что связанно с возрастающим спросом и предъявляемыми требованиями к качеству продукции. Усиление конкуренции происходит, несмотря на экономический кризис, который, в свою очередь, серьезно усложнил реализацию производственно-экономических программ предприятий. При этом продолжающийся кризис показал исключительную роль активной рыночной политики предприятия.
Под конкурентоспособностью следует понимать преимущество данного предприятия по отношению к другим предприятиям. Следует отметить, что оценку конкурентоспособности необходимо проводить между предприятиями, которые относятся к одной отрасли и располагаются внутри страны или за ее пределами. Конкурентоспособность является относительной характеристикой. Она может быть выявлена только путем сравнения предприятий, выпускающих аналогичную продукцию или оказывающих одинаковые услуги применительно к территории, в пределах которой эти предприятия функционируют. Таким образом, одно и то же предприятие может быть конкурентоспособным на местном и региональном рынке и не быть таковым на национальном и тем более на мировом рынке.
Целью работы является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия.
В соответствии с целью сформулированы и поставлены следующие задачи:
• систематизировать современные подходы к определению понятия «конкурентоспособность» и определить факторы, влияющие на нее;
• рассмотреть методы оценки конкурентоспособности предприятий;
• дать организационно-экономическую характеристику ООО «Тольяттикаучук»;
• оценить уровень конкурентоспособности ООО «Тольяттикаучук»;
• разработать мероприятия, повышающие конкурентоспособность рассматриваемого предприятия;
• оценить экономическую эффективность предлагаемых мероприятий.
Объектом исследования является ООО «Тольяттикаучук», основным видом деятельности которого, является производство синтетических каучуков различных марок.
Предметом исследования являются организационно-управленческие отношения, возникающие в процессе повышения конкурентоспособности предприятия.
Теоретическую и методическую основу исследования составили научные работы как зарубежных, так и российских авторов, таких как: Г.Д. Антонов, И.Б. Береговая, В.А. Быков, С.Е. Бугров, Е.И. Мазилкина, Г. Керцнер, Ж.-Ж Ламбен, Е.А. Никитина, К.Н. Пармененков, Т.Г. Философов, В.В. Царев и др.
При проведении исследования использовались статистические методы, общенаучные методы анализа и оценки конкурентоспособности, корреляционно-регрессионный анализ и т.д.
Информационной базой для проведения исследования послужили:
• статистическая отчетность нефтехимической промышленности;
• внутренние нормативные документы ООО «Тольяттикаучук»;
• бухгалтерский баланс, отчёт о прибылях и убытках и т.п. рассматриваемого предприятия.
Практическая значимость исследования заключается в разработке конкретных мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности ООО «Тольяттикаучук», которые также могут использоваться на аналогичных предприятиях.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
В первой главе бакалаврской работы систематизированы различные подходы к понятию «конкурентоспособность», рассмотрены ее сущность и возможные конкурентные преимущества предприятия. Кроме того, в первой главе рассмотрены факторы и методы оценки конкурентоспособности.
Во второй главе проведен анализ основных организационно-экономических показателей деятельности ООО «Тольяттикаучук», проведена оценка уровня его конкурентоспособности. Выявлены показатели, по которым предприятие проигрывает своим основным конкурентам.
В третьей главе предложены мероприятия, которые позволят повысить конкурентоспособность ООО «Тольяттикаучук», а также оценена экономическая эффективность от их внедрения.
Общий объем работы, без приложений, 55 страниц машинописного текста, в том числе таблиц - 7, рисунков - 7.
Усиливающаяся конкуренция со стороны зарубежных, а также отечественных производителей серьезно усложнила реализацию производственно-экономических программ предприятий. Несмотря на продолжающийся экономический кризис, предприятия продолжают искать направления повышения своей конкурентоспособности. При этом одно и то же предприятие может быть конкурентоспособным на местном и региональном рынке и не быть таковым на национальном и тем более на мировом рынке.
В бакалаврской работе были рассмотрены различные подходы к понятию «конкурентоспособность предприятия». Под конкурентоспособностью предприятия следует понимать сложную экономическую категорию, являющейся движущей силой для достижения целей, главным инструментом экономии ресурсов и повышения качества при постоянном противодействии конкурентов. Для повышения конкурентоспособности предприятиям необходимо повышать свой инновационный потенциал, который заключается во внедрении новых передовых техник и технологий, программных продуктов, которые позволят повысить эффективность и ускорить цикл производства. Кроме того, для того чтобы быть конкурентным необходимо постоянно работать с кадрами, мотивировать их и повышать квалификацию.
ООО «Тольяттикаучук» - это предприятие, которое более 70 % продукции поставляет на экспорт в страны СНГ, Европу, Азию и Америку. Компания является международной и ей необходимо создавать положительный образ на мировом рынке.
Проведенный анализ конкурентоспособности ООО «Тольяттикаучук» показал, что предприятие проигрывает своему основному конкуренту АО «Воронежсинтезкаучук» по таким показателям, как качество товара, кадровый потенциал и технологии, влияющие на экологичность и энергосбережение. В тоже время ООО «Тольяттикаучук» по финансовым показателям находится на первом месте, что говорит о грамотной и эффективной работе предприятия с имеющимися ресурсами.
За последний год ООО «Тольяттикаучук» улучшил свои организационно-экономические показатели деятельности: возросла выручка и чистая прибыль, повысилась рентабельность продаж и производства, а затраты на рубль выручки снизились. Поэтому у предприятия есть достаточно финансовых ресурсов, чтобы внедрять мероприятия направленные на повышение конкурентоспособности.
В бакалаврской работе, для решения имеющихся проблем, было предложено оптимизировать работу вибросушилки, а также разработать и внедрить программу корпоративной социальной ответственности. Предлагаемы мероприятия позволят получить ООО «Тольяттикаучук» существенный экономический эффект за счет роста выручки и прибыли от продаж. При этом единовременные затраты в размере 1670000 рублей окупятся через 0,3 года, показатель конкурентоспособности предприятия увеличиться на 0,51 пункт, что позволит опередить ближайшего конкурента АО «Воронежсинтезкаучук» на 0,11 пунктов.
1. Алексейчева Е.Ю. Экономика организации (предприятия). 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Дашков и К, 2018. 292 с.
2. Антонов Г.Д. Управление конкурентоспособностью организаций и территорий: учебник. Москва: ИНФРА-М, 2019. 347 с. Высшее образование: Бакалавриат.
3. Баскакова О.В. Экономика предприятия (организации). Москва: Дашков и К, 2017. 372 с.
4. Береговая И.Б. Управление конкурентоспособностью социально-экономических систем: теория и методология: монография. Оренбург: ОГУ, 2017. 249 с.
5. Богомолова Е.В. Производственный менеджмент: курс лекций. Липецк: ЛГТУ: ЭБС АСВ, 2016. 97 с.: ил. ISBN 978-5-88247-778-2. Текст: непосредственный.
6. Быков В.А. Управление конкурентоспособностью: учеб. пособие. Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2018. 242 с.
7. Бугров С.Е. Анализ конкурентоспособности синтетического каучука (Электронный ресурс) // Башкирский химический журнал. 2016. № 24.
8. Бухалков М.И. Производственный менеджмент: организация производства: учебник. 2-е изд. Москва: ИНФРА-М, 2020. 395 с.
9. Грибов В.Д. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. 311 с. (Высшее образование: Бакалавриат).
10. Донцова О.И. Инновационная экономика: стратегия и инструменты формирования: учеб. пособие. Москва: Альфа-М: ИНФРА-М, 2019. 208 с.
11. Инновационные подходы в обеспечении конкурентоспособности предприятий: электрон. учеб. пособие. ТГУ; Ин-т финансов, экономики и управления; каф. «Менеджмент организации». Тольятти: ТГУ, 2018. 183 с.
12. Керцнер Г. Стратегическое управление в компании : модель зрелого управления проектами: пер. с англ. Саратов: Профобразование, 2017. 319 с.
13. Криворотов В.В. Конкурентоспособность предприятий и производственных систем: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика». М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 351 с.
14. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок = Market- driven management: учеб. для слушателей, обуч. по программе «Мастер делового администрирования». 2-е изд. Санкт-Петербург: Питер, 2017. 927 с.
15. Лужнова Н.В. Стратегическое маркетинговое управление: учебник. Оренбург: ОГУ, 2017. 288 с.
...