Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Место и роль органа дознания в уголовном процессе РФ 6
1.1. Понятие и сущность дознания в уголовном процессе РФ 6
1.2. Становление и развитие системы органов дознания 12
1.3. Виды органов дознания 20
Глава 2. Функции и обязанности органов дознания в РФ 27
2.1. Функции и задачи органов дознания в РФ 27
2.2. Обязанности и полномочия органов дознания в РФ 31
2.3. Орган дознания как форма предварительного расследования на современном этапе развития 37
Заключение 43
Список используемых источников 47
На современном этапе развития в Российской Федерации уголовный процесс имеет множество пробелов. Они на практике не позволяют корректно достигнуть целей уголовного процесса и принципов, которые указаны в Конституции РФ1. Тем самым необходимо теоретическое исследование, которое позволит решить проблему и устранить недостатки. Институт дознания является относительно новым, так как он создавался для усиления защиты прав и свобод личности в более упрощенной форме.
Считаю, что в своей выпускной квалификационной работе необходимо отразить значимые и острые вопросы становления, развития и совершенствования дознания в Российской Федерации, и раскрыть структуру, особенности процессуального статуса и порядка производства дознания на современном этапе его развития.
Так же, полагаю, что необходимо отразить практические и теоретические концепции дознания в уголовном праве России, которые сложились в уголовно-процессуальной литературе и практики. С помощью этого можно выработать пути разрешения проблем, реализации работы органов дознания при расследовании преступлений Исследования в данной области помогут уменьшить большую часть коллизий и пробелов в законодательстве.
Данные обстоятельства предполагают проведение научного анализа и комплексного исследования теоретических и практических вопросов улучшения расследования преступлений в форме дознания в Российской Федерации, определяя актуальность исследования.
Основной целью работы является полноценное изучение расследования преступлений в форме дознания, анализ характеристики, определение проблем и пути их разрешения. А для достижения поставленных целей в работе необходимо выполнить ряд задач:
1. изучить историю становления и развития органов дознания;
2. определить понятие и сущность органов дознания на современном этапе развития;
3. обозначить виды органов дознания;
4. определить функции, задачи, обязанности и полномочия органов дознания, путем проведения анализа нормативно-правовой базы, регулирующей рассматриваемы нами институт;
5. провести сравнительно-правовой анализ дознания как формы предварительного расследования на современном этапе развития;
6. отразить предложения по улучшению правового регулирования дознания в заключение работы, основываясь на проделанный анализ.
Объект исследования: комплекс общественных отношений, складывающийся в сфере уголовного производства в ходе определения задач и полномочий органов дознания.
Предмет работы: нормативно-правовые акты, регулирующие задачи и полномочия органов дознания, научные работы, которые исследуют данный институт и иные положения, которые связанны с задачами и полномочиями органов дознания.
Структура работы логически выстроена и содержит в себе введение, две главы, объединяющие в себе шесть параграфов, заключение и список используемой литературы.
В настоящее время, учитывая принятые нововведения в отношении органов дознания, которые являются непоследовательными и имеют ряд отрицательных черт, не позволяют сказать, что законодательство в области общественных отношений, которые возникают с органами дознания, является совершенным. Это значит, что необходимо развивать данный институт права, приводя нормы уголовно-процессуального права к совершенству.
На мой взгляд, именно поэтому тема является актуальной, так как есть ряд не решенных задач, которые законодатель не торопится решить по какой- то из причин. Эффективный механизм расследования важен для полноценной охраны государственных интересов и прав каждого человека и гражданина этой страны. Да, несомненно, что из-за большой территории Российской Федерации очень трудно следить за качеством выполнения работы каждого сотрудника и должностного лица. Но это первая задача, которую должно выполнять государство, которое имеет основную цель - защиту государства, прав и интересов человека и гражданина.
Такую же цель государство ставит и перед органами дознания. Которые с помощью оперативно-розыскных мероприятий и действий должны расследовать преступления, выявлять лиц, которые совершают преступления, собирать и предоставлять корректную и полную информацию в материалах уголовного дела и органам, которые передают запросы в органы дознания для исполнения.
Само дознание было необходимо для упрощенного и быстрого расследования преступлений, которые указаны в УПК РФ. К задачам органов дознания необходимо отнести:
• принятие в пределах своих полномочий всех необходимых мер по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а так же обеспечение безопасности общества и государства;
• исполнение в пределах своих полномочий поручений в письменной форме от следователя, руководителя следственного органа о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам и материалам;
• выполнение запросов на основании и в порядке, который предусмотрен международными договорами РФ;
• информирование других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность на территории РФ, о ставших им известными фактах противоправной деятельности;
• соблюдение правил конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
Данные задачи так же реализует ограниченный перечень лиц, который указан в УПК РФ, а именно в ст. 40 УПК к ним относятся:
1) органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. (На основании ст. 13 Федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-Ф,37 такими полномочиями обладают оперативные подразделения:
а) органов внутренних дел РФ;
б) органов федеральной службы безопасности;
в) федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны;
г) таможенных органов РФ;
д) службы внешней разведки РФ;
е) федеральная служба исполнения наказания
ж) подразделения органа внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, однако только в целях обеспечения свей безопасности и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочия остальных органов.
Никто кроме указанных лиц проводить мероприятия и действия, которые установлены законодательством за органами дознания выполнять не может. Обязанности так же имеют строгое указание в законе:
• проведение гласно или негласно оперативно-розыскных мероприятий, которые отнесены к компетенции органов дознания;
• возможность установление формы сотрудничества, а именно возмездно или безвозмездно будут проводиться мероприятия, но с учетом их согласия.
• использовать служебные помещения исключительно для проведения мероприятий, которые предусмотрены законом и не нарушают прав и законных интересов общества, государства и граждан;
• использовать информацию, зашифровывающую личность должностного лица, в целях конспирации и проведения оперативно розыскных мероприятий.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что органы дознания опираясь на основные принципы, указанные в УПК РФ, должен выполнять свою работу качественно и не злоупотреблять правами. Использование упрощённого порядка предварительного расследования должно проводиться качественно, полно и незамедлительно. Я считаю, что существующие проблемы в предварительном расследование возможно исправить такими действиями. Увеличением штатной численности сотрудников, устранением на законодательном уровне недочетов в виде запрета на вмешательство прокурора в порядок расследования преступлений. Таким образом, органам дознания будет предоставлена полноценная реализация принципа единоличия, который подразумевает под собой то, что органы дознания могут принимать самостоятельно необходимые быстрые и оперативные процессуальные решения, которые необходимо в период необходимости.
Нормативно - правовые акты:
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63- ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // URL: http: //www.consultant .ru/
3. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 27.12.2018), (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // "Парламентская газета", N 241-242, 22.12.2001
4. Приказ Генпрокуратуры России от 28.01.2014 N 29 (ред. от 13.12.2016) "Об организации прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью подразделений Главного управления собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации" // URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 224540/ (дата последнего обращения: 25 марта 2019).
5. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "Об оперативно-розыскной деятельности" // "Собрание законодательства РФ", 14.08.1995, N 33, ст. 3349.
6. Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О федеральной службе безопасности"//"Российская газета", N 72, 12.04.1995.
7. "Положение об управлении по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью" (утв. Генпрокуратурой России 15.03.2010) // URL: https://legalacts.ru (дата последнего обращения: 25 марта 2019).
8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2009 N 28 (ред. от 15.05.2018) "О применении судами норм уголовно-процессуального законодательства, регулирующих подготовку уголовного дела к судебному разбирательству" // URL: https://rg.ru/2010/01/13/sud-dok.html (дата последнего обращения: 25 марта 2019).
9. Письмо ФТС России от 19.07.2013 N 18-12/31135 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по актуальным вопросам возбуждения уголовных дел и уголовно-правовой квалификации контрабанды стратегически важных товаров и ресурсов") // URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 216705/ (дата последнего обращения: 25 марта 2019).
10. Приказ ФТС России от 17.04.2012 N 715 "Об утверждении перечня оперативных подразделений таможенных органов Российской Федерации, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, и их полномочия по осуществлению оперативно-розыскной деятельности" (Зарегистрировано в Минюсте России 04.05.2012 N 24058) // "Российская газета", N 112, 18.05.2012.
11. Приказ МВД России от 19.06.2012 N 608 (ред. от 14.08.2018) "О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.07.2012 N 25005) // "Российская газета", N 177, 03.08.2012.
12. "Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Армения по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с нахождением российской военной базы на территории Республики Армения" // "Бюллетень международных договоров", 2005, N 3, с. 59 - 63.
13. "Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза" подписан в г. Москве 11.04.2017 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 09.01.2018 (последняя дата обращения: 04 апреля 2019 года)
Научная и учебная литература:
14. Александров А.Н. К вопросу о реализации права потерпевшего на производство дознания в сокращенной форме // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2018. № 2. С. 36-41.
15. Бажанов С.В. Краткий обзор истории становления и перспектив развития концепции полицейского дознания в уголовном процессе Российской Федерации // Российский следователь. 2017. N 18. С. 12 - 15.
...