ОСОБЕННОСТИ И ПРОФИЛАКТИКА РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЛИКТОВ В РОССИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КОНФЛИКТНОСТИ
1.1. Исторический аспект религиозных конфликтов в России и влияние на них
религиозного фактора 9
1.2. Понятие, особенности, структура и типология религиозных конфликтов...18
ГЛАВА 2. РЕЛИГИОЗНАЯ КОНФЛИКТНОСТЬ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Состояние и тенденции развития религиозности населения в современной
России 31
2.2. Причины и условия, способствующие возникновению и развитию религиозной конфликтности в современном российском обществе 38
ГЛАВА 3. ПРОФИЛАКТИКА РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЛИКТОВ
3.1. Профилактика и разрешение религиозных конфликтов в современной
России: понятие и правовые основы 49
3.2. Комплекс мер по профилактике религиозных конфликтов в России 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 80
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КОНФЛИКТНОСТИ
1.1. Исторический аспект религиозных конфликтов в России и влияние на них
религиозного фактора 9
1.2. Понятие, особенности, структура и типология религиозных конфликтов...18
ГЛАВА 2. РЕЛИГИОЗНАЯ КОНФЛИКТНОСТЬ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Состояние и тенденции развития религиозности населения в современной
России 31
2.2. Причины и условия, способствующие возникновению и развитию религиозной конфликтности в современном российском обществе 38
ГЛАВА 3. ПРОФИЛАКТИКА РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЛИКТОВ
3.1. Профилактика и разрешение религиозных конфликтов в современной
России: понятие и правовые основы 49
3.2. Комплекс мер по профилактике религиозных конфликтов в России 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 80
Актуальность темы исследования. Религиозные конфликты не только в Росси, но и во всем мире являются историческим явлением. Истории известно большое их количество с разными видами и типами. Религиозное возрождение в первой половине 90-х годов прошлого века стало следствием глубоких социальных, политических, экономических и культурных изменений в нашем обществе. Именно в эти годы заметно вырос уровень религиозности в стране, что неизмеримо обогатило духовную жизнь общества, но в то же время породило множество различных конфликтов. Наиболее острой из этих проблем является конфликтность в религиозной сфере. Поэтому изучение тенденций религиозной конфликтности и их профилактики в современном обществе имеет большую практическую значимость.
Сложность религиозных конфликтов заключается в том, что они очень трудно, а подчас и практически неразрешимы, поскольку в их основе лежат противоречия в такой личной для каждого сфере, как религиозные убеждения, выступающие одной из основных характеристик человека. И сложность разрешения религиозных конфликтов характеризуется практической невозможностью устранения одной из составляющих конфликтного взаимодействия, поскольку вряд ли кто из участников религиозного конфликта в целях его разрешения откажется от своих религиозных убеждений.
В наше время в связи с все ускоряющимся ритмом жизни, всеобщей глобализацией, более тесными культурными и религиозными контактами, продолжающимся процессом секуляризации, нестабильностью в социальной и экономической сферах в различных странах, случаями проявления религиозного экстремизма и фундаментализма, религиозные конфликты стали довольно распространенным явлением общественной жизни. А для их успешного урегулирования, а по возможности и не допущения, следует предельно четко знать понятие, тенденции, причины религиозных конфликтов.
Актуальность исследования обусловлена тем, что религия в общественной жизни никогда не выступала в отдельности, поскольку она часть духовного состояния общества. Религия глубоко интегрирована во многие сферы общественной жизни - культуру, образование, быт и даже в политику. Поэтому религиозные конфликты, пронизывающие различные сферы общественной жизни неизбежно влияют на характер социальных отношений, в первую очередь политических, экономических и межнациональных.
Необходимость изучения религиозного конфликта выражается в его сложности и радикальности, наличием большого количества внешних и внутренних факторов, влияющих на конфликтность. К внешним факторам относятся общественные явления и процессы, повлиявшие на отношения между государством, обществом и религиозными объединениями.
К внутренним факторам, способствующим религиозным конфликтам, следует отнести религиозную вражду; жесткую конкуренцию между религиозными конфессиями, выливающуюся в борьбу за паству, за имущество, за поддержку со стороны общественности; асоциальный или радикальный характер некоторых религиозных практик, способствующий религиозным столкновениям.
Таким образом, все сказанное подтверждает актуальность данного научного исследования, как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях.
Степень научной разработанности темы представляет собой обзор и обобщенный анализ известных научных достижений в выбранной области исследования. Религиозные конфликты нами рассмотрены с философской, исторической, религиоведческой, социологической, этнологической и культурологической точек зрения.
Многие вопросы теоретических и практических аспектов религиозной конфликтности в России уже рассматривались в работах таких ученых, как: М.М. Волобуева, Н.В. Володина, А.А. Гусев, О.В. Добродум, А.Г. Здравомыслов, М.Ю. Зеленков, Л.В. Лучшева, М.П. Мчедлов, М.М. Мчедова, Е.Г. Ним, М.С. Стецкевич, И.Н. Яблоков и многих других. Однако в настоящее время остаются актуальными вопросы, касающиеся истории, современного состояния и проблем конфессиональных конфликтов, складывающихся как в целом в Российской Федерации, так и в отдельных её регионах. Это и определяет необходимость более детального анализа выбранной темы.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с процессом развития религиозных конфликтов в современной России, причин их возникновения, условий, им способствующих, а также их профилактика.
Предметом исследования являются исторический аспект религиозной конфликтности, тенденции религиозного фактора в современной России; особенности, структура и типология религиозной конфликтности; состояние религиозности населения России; причины и условия, способствующие религиозной конфликтности, а также комплекс профилактических мер по их недопущению.
Целью магистерской диссертации является изучение, обобщение и анализ религиозных конфликтов в российском обществе, разработка научно-обоснованных предложений и рекомендаций по профилактике религиозной конфликтности в современной России.
Для достижения целей исследования предполагается решить следующие задачи:
1) рассмотреть исторический аспект религиозных конфликтов в России;
2) раскрыть понятие, особенности, структуру и типологию религиозных конфликтов;
3) провести анализ состояния и развития религиозности населения в современной России;
4) исследовать причины и условия, способствующие возникновению и развитию религиозной конфликтности в современном российском обществе;
5) разработать меры профилактики религиозной конфликтности.
Методологическая база и методы исследования. Методологическая основа исследования состоит в научном анализе религиозных конфликтов в России, путей их профилактики с использованием системного подхода изучения правовых категорий, норм законодательства в сфере профилактики религиозной конфликтности. Применение диалектического метода познания позволило более точно отразить проблему исследования.
При проведении исследования использована совокупность таких общенаучных методов познания, как анализ, формально-логический, сравнительно-правовой и системный методы. Метод анализа позволил определить состояние и тенденции развития религиозности населения в современной России и в ее регионах, разработать меры предупреждения религиозных конфликтов. С помощью формально-логического метода сформулированы ключевые понятия, выводы и предложения по исследуемой теме. Логически верно и иерархично выглядит структура работы. Сравнительно-правовой метод позволил сопоставить различие и сходство религиозной конфликтности в российском обществе в разный исторический период и в разных регионах страны. Применение системного метода во взаимодействии параграфов и глав работы позволило целостно, структурированно и всесторонне раскрыть заявленную тему научного исследования.
Основной правовой и информационной базой исследования являются действующее российское законодательство, научные труды отечественных авторов, материалы периодической печати, относящиеся к проблеме исследования.
Эмпирическую базу исследования составили:
- статистические данные о состоянии и тенденциях развития религиозности населения в России;
- результаты экспертного опроса 205 педагогических работников, православных граждан и специалистов-руководителей служб и подразделений органов внутренних дел на районном уровне из различных субъектов Российской Федерации;
- материалы опубликованных эмпирических исследований по сходным проблемам, проведенных другими авторами;
- публикации средств массовой информации;
- информация, распространяемая глобальной электронной информационной системы Интернет.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в том, что работа представляет собой комплексный, структурно-системный анализ одного из социально значимых направлений деятельности - профилактика религиозных конфликтов. Автор делает достаточно подробный для подобного рода работ анализ современного состояния религиозности населения в современной России, тенденций религиозной конфликтности, влияния различных причин и условий на возникновение и развитие религиозных конфликтов, комплекс мер по их предупреждению.
Теоретической основой исследования стали научные труды по философии, социологии, уголовному праву, криминологии, педагогике и конфликтологии.
Теоретическая и практическая значимость работы обусловлена сформулированными на ее основе научными выводами и предложениями прикладного характера.
Результаты исследования могут быть использованы при формировании теоретических основ обеспечения профилактики религиозной конфликтности в целом; сформулированные в диссертации предложения могут быть использованы в дальнейших разработках проблем повышения эффективности деятельности органов власти и правоохранительных органов; материалы исследования могут быть использованы в образовательном процессе при изучении религиоведения и криминологии; а также в образовательных организациях юридического профиля для повышения профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов.
Апробация результатов исследования. Основные положения исследования докладывались автором на научно-практических конференциях как регионального уровня, так и с международным участием (г. Горно-Алтайск, г. Барнаул). К наиболее значимым можно отнести:
- участие в У1региональной конференции студентов, магистрантов, аспирантов «Мой выбор - НАУКА!» в рамках Дней молодежной науки с докладом на тему «К вопросу о религиозной конфликтности в современной России» (17-27 апреля 2019 года, г. Барнаул, Алтайский государственный университет);
- участие во Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Современная молодежь и вызовы экстремизма и терроризма в России и за рубежом»(17-18мая 2019 года, г. Горно-Алтайск, Горно-Алтайский государственный университет).
Структура исследовательской работы. Магистерская диссертация состоит из введения, основной части, заключения и библиографического списка. Основная часть состоит из трех глав, включающих в себя шесть параграфов.
Сложность религиозных конфликтов заключается в том, что они очень трудно, а подчас и практически неразрешимы, поскольку в их основе лежат противоречия в такой личной для каждого сфере, как религиозные убеждения, выступающие одной из основных характеристик человека. И сложность разрешения религиозных конфликтов характеризуется практической невозможностью устранения одной из составляющих конфликтного взаимодействия, поскольку вряд ли кто из участников религиозного конфликта в целях его разрешения откажется от своих религиозных убеждений.
В наше время в связи с все ускоряющимся ритмом жизни, всеобщей глобализацией, более тесными культурными и религиозными контактами, продолжающимся процессом секуляризации, нестабильностью в социальной и экономической сферах в различных странах, случаями проявления религиозного экстремизма и фундаментализма, религиозные конфликты стали довольно распространенным явлением общественной жизни. А для их успешного урегулирования, а по возможности и не допущения, следует предельно четко знать понятие, тенденции, причины религиозных конфликтов.
Актуальность исследования обусловлена тем, что религия в общественной жизни никогда не выступала в отдельности, поскольку она часть духовного состояния общества. Религия глубоко интегрирована во многие сферы общественной жизни - культуру, образование, быт и даже в политику. Поэтому религиозные конфликты, пронизывающие различные сферы общественной жизни неизбежно влияют на характер социальных отношений, в первую очередь политических, экономических и межнациональных.
Необходимость изучения религиозного конфликта выражается в его сложности и радикальности, наличием большого количества внешних и внутренних факторов, влияющих на конфликтность. К внешним факторам относятся общественные явления и процессы, повлиявшие на отношения между государством, обществом и религиозными объединениями.
К внутренним факторам, способствующим религиозным конфликтам, следует отнести религиозную вражду; жесткую конкуренцию между религиозными конфессиями, выливающуюся в борьбу за паству, за имущество, за поддержку со стороны общественности; асоциальный или радикальный характер некоторых религиозных практик, способствующий религиозным столкновениям.
Таким образом, все сказанное подтверждает актуальность данного научного исследования, как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях.
Степень научной разработанности темы представляет собой обзор и обобщенный анализ известных научных достижений в выбранной области исследования. Религиозные конфликты нами рассмотрены с философской, исторической, религиоведческой, социологической, этнологической и культурологической точек зрения.
Многие вопросы теоретических и практических аспектов религиозной конфликтности в России уже рассматривались в работах таких ученых, как: М.М. Волобуева, Н.В. Володина, А.А. Гусев, О.В. Добродум, А.Г. Здравомыслов, М.Ю. Зеленков, Л.В. Лучшева, М.П. Мчедлов, М.М. Мчедова, Е.Г. Ним, М.С. Стецкевич, И.Н. Яблоков и многих других. Однако в настоящее время остаются актуальными вопросы, касающиеся истории, современного состояния и проблем конфессиональных конфликтов, складывающихся как в целом в Российской Федерации, так и в отдельных её регионах. Это и определяет необходимость более детального анализа выбранной темы.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с процессом развития религиозных конфликтов в современной России, причин их возникновения, условий, им способствующих, а также их профилактика.
Предметом исследования являются исторический аспект религиозной конфликтности, тенденции религиозного фактора в современной России; особенности, структура и типология религиозной конфликтности; состояние религиозности населения России; причины и условия, способствующие религиозной конфликтности, а также комплекс профилактических мер по их недопущению.
Целью магистерской диссертации является изучение, обобщение и анализ религиозных конфликтов в российском обществе, разработка научно-обоснованных предложений и рекомендаций по профилактике религиозной конфликтности в современной России.
Для достижения целей исследования предполагается решить следующие задачи:
1) рассмотреть исторический аспект религиозных конфликтов в России;
2) раскрыть понятие, особенности, структуру и типологию религиозных конфликтов;
3) провести анализ состояния и развития религиозности населения в современной России;
4) исследовать причины и условия, способствующие возникновению и развитию религиозной конфликтности в современном российском обществе;
5) разработать меры профилактики религиозной конфликтности.
Методологическая база и методы исследования. Методологическая основа исследования состоит в научном анализе религиозных конфликтов в России, путей их профилактики с использованием системного подхода изучения правовых категорий, норм законодательства в сфере профилактики религиозной конфликтности. Применение диалектического метода познания позволило более точно отразить проблему исследования.
При проведении исследования использована совокупность таких общенаучных методов познания, как анализ, формально-логический, сравнительно-правовой и системный методы. Метод анализа позволил определить состояние и тенденции развития религиозности населения в современной России и в ее регионах, разработать меры предупреждения религиозных конфликтов. С помощью формально-логического метода сформулированы ключевые понятия, выводы и предложения по исследуемой теме. Логически верно и иерархично выглядит структура работы. Сравнительно-правовой метод позволил сопоставить различие и сходство религиозной конфликтности в российском обществе в разный исторический период и в разных регионах страны. Применение системного метода во взаимодействии параграфов и глав работы позволило целостно, структурированно и всесторонне раскрыть заявленную тему научного исследования.
Основной правовой и информационной базой исследования являются действующее российское законодательство, научные труды отечественных авторов, материалы периодической печати, относящиеся к проблеме исследования.
Эмпирическую базу исследования составили:
- статистические данные о состоянии и тенденциях развития религиозности населения в России;
- результаты экспертного опроса 205 педагогических работников, православных граждан и специалистов-руководителей служб и подразделений органов внутренних дел на районном уровне из различных субъектов Российской Федерации;
- материалы опубликованных эмпирических исследований по сходным проблемам, проведенных другими авторами;
- публикации средств массовой информации;
- информация, распространяемая глобальной электронной информационной системы Интернет.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в том, что работа представляет собой комплексный, структурно-системный анализ одного из социально значимых направлений деятельности - профилактика религиозных конфликтов. Автор делает достаточно подробный для подобного рода работ анализ современного состояния религиозности населения в современной России, тенденций религиозной конфликтности, влияния различных причин и условий на возникновение и развитие религиозных конфликтов, комплекс мер по их предупреждению.
Теоретической основой исследования стали научные труды по философии, социологии, уголовному праву, криминологии, педагогике и конфликтологии.
Теоретическая и практическая значимость работы обусловлена сформулированными на ее основе научными выводами и предложениями прикладного характера.
Результаты исследования могут быть использованы при формировании теоретических основ обеспечения профилактики религиозной конфликтности в целом; сформулированные в диссертации предложения могут быть использованы в дальнейших разработках проблем повышения эффективности деятельности органов власти и правоохранительных органов; материалы исследования могут быть использованы в образовательном процессе при изучении религиоведения и криминологии; а также в образовательных организациях юридического профиля для повышения профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов.
Апробация результатов исследования. Основные положения исследования докладывались автором на научно-практических конференциях как регионального уровня, так и с международным участием (г. Горно-Алтайск, г. Барнаул). К наиболее значимым можно отнести:
- участие в У1региональной конференции студентов, магистрантов, аспирантов «Мой выбор - НАУКА!» в рамках Дней молодежной науки с докладом на тему «К вопросу о религиозной конфликтности в современной России» (17-27 апреля 2019 года, г. Барнаул, Алтайский государственный университет);
- участие во Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Современная молодежь и вызовы экстремизма и терроризма в России и за рубежом»(17-18мая 2019 года, г. Горно-Алтайск, Горно-Алтайский государственный университет).
Структура исследовательской работы. Магистерская диссертация состоит из введения, основной части, заключения и библиографического списка. Основная часть состоит из трех глав, включающих в себя шесть параграфов.
Проведенное исследование позволило нам сформулировать следующие выводы, имеющие теоретическое и прикладное значение, высказать некоторые рекомендации и внести предложения для практического внедрения.
Столкновений и противоречий на основе религиозного вероисповедания в истории России было множество. Они выливались в борьбу византийско- киевского православия против язычества, шаманства и волхвования; гонения против ереси; между православием и исламом, «никонианством» и старообрядчеством, православием и иудаизмом; установлении атеистического режима в советское время, в борьбе исламистов с «неверными» (сложившееся в понятие «Джихад»), в акциях против некоторых протестантских общин и др.
Однако с другой стороны учеными отмечается, что сама Россия никогда не вела религиозных войн в отличие, например, от Европы. Практически во все времена Россия выполняла особую роль первопроходца и являлась едва ли не главным звеном, удерживающим мировое сообщество от катастрофы . Россия находится в центре мировой цивилизации (между западными и азиатскими странами) и поэтому любые религиозные конфликты касаются ее национальных интересов. В настоящее время для российских христиан религиозный конфликт обычно возникает в местах, где наблюдается расширение зоны влияния ислама.
Под религиозным конфликтом в настоящей работе мы понимаем столкновение, разногласие в вопросах вероучения и религиозной деятельности, когда между носителями разных религиозных ценностей возникает противодействие, обусловленное участием в религиозной жизни, представлениях и отношении к Богу.
Религиозный конфликт, с одной стороны, является разновидностью религиозных отношений в целом, а с другой - видом социальных конфликтов. Его особенность заключается в том, что он затрагивает духовную и внутреннюю жизнь людей, в том числе мир верующих, связанный с божественным миром. Эти конфликты как внутри одной религии, так и между ними, значительно затрудняют взаимопонимание и взаимодействие между православными и католиками, иудеями и мусульманами, между русскими и другими национальностями.
Особенностями религиозных конфликтов в современной России является высокий уровень их эмоциональной возбудимости, асоциальное поведение, провоцирующее конфликт, в результате они могут перерасти в преступное деяние.
Анализируя религиозный фактор в России, мы пришли к выводу о том, что нельзя жить без веры в Бога. Как минимум, каждый третий российский гражданин придерживается этого мнения. Даже в коммунистические времена советские идеалы и ценности не смогли в полной мере заменить духовный мир.
Произошедшие территориальные преобразования привели не только к многоконфессиональности населения, но и к разъединению многих религиозных сообществ. В результате сегодня религиозный фактор стал едва ли не самым значимым как в российской, так и в мировой общественной жизни.
Религиозные конфликты необходимо анализировать и учитывать в будущем при ведении межрелигиозного диалога. При этом следует учитывать, что религиозная идентичность в обществе сдала свои позиции, религиозные ценности вынесены за пределы общественного порядка и вытеснены за пределы политического пространства. Россия в своей истории пережила несколько радикальных реформ, социальных и религиозных потрясений, негативно влиявших на развитие государства, общества и религиозные взаимоотношения.
По нашему мнению, любое толерантное отношение должно иметь свои пределы, оно не должно превращается в абсурд и насилие. Например, недопустима толерантность по отношению к насилию и жестокости, противоправному и иному антиобщественному поведению, к пропаганде мужеложства и растлению детей, к возвеличиванию одной религии и унижению другой.
Религиозный конфликт имеет свою структуру, состоящую их таких элементов, как объект, субъект, предмет, мотив, детерминант и этапы конфликта.
Типологий религиозного конфликта в литературе встречается множество, однако основными его типами остаются конфликт религии с традицией, с другой религией, с ересью, с атеизмом. По характеру и особенностям лиц, участвующих в конфликте мы выделяем внутриконфессиональный, межконфессиональный и межъюрисдикционный конфликты. По сфере жизнедеятельности: религиозно-политический, религиозно-правовой и религиозно-бытовой конфликты.
Религиозные конфликты необходимо анализировать и учитывать в будущем при ведении межрелигиозного диалога. С одной стороны, религиозный конфликт является разновидностью религиозных отношений в целом, а с другой - видом социальных конфликтов. Его особенность заключается в том, что он затрагивает духовную и внутреннюю жизнь людей, в том числе мир верующих, связанный с божественным миром.
В настоящее время, наблюдается стабильно высокая религиозность граждан России во всех регионах страны. Практика показывает, что именно в тяжелые годы, в перестроечные времена, когда люди не видят уверенности в завтрашнем дне, увеличивается количество верующих. Богатые, материально обеспеченные и образованные граждане, придают религии меньшее значение, чем бедные, больные и малообразованные.
По настоящее время в России совокупность людей, устойчиво верующих в Бога или иные сверхъестественные силы, достигает 50%, а среди православных 73%. В то же время отношение человека к определенной религии не всегда совпадает с выполнением им религиозных обязательств. Только 3-5% опрошенных православных респондентов и 10,3% мусульман посещают богослужения еженедельно и чаще. Почти 25% православных и 43% мусульман ходят в храм по большим религиозным праздникам раз в полгода, раз в год. Большинство опрошенных граждан признают, что довольно редко посещают богослужения, только в периоды нужды, тяжелой жизненной ситуации либо при участии в обрядах крещения, венчания и т.п.
Под религиозной ситуацией в целом можно понимать функционирование религиозных организаций в социальной жизни и политических отношениях; их влияние на экономические, социальные, политические, духовно-нравственные процессы.
В современной России отмечается стабильное количество верующих, развивается строительство храмов и иных религиозных организаций, их авторитет в обществе остается довольно высоким.
Современная религиозная ситуация характеризуется тем, что все религиозные конфессии приступили к восстановлению и широкому использованию прав и свободы совести; среди населения резко возрос интерес к религиозным верованиям; развитие современного религиозного сознания сопровождается оживлением мистических верований, оккультизма и других верований в чудодейственные силы.
Чем более широкое распространение получают традиционные для России конфессии, тем больше появляется нетрадиционных религий и форм верований, мистика, оккультизм, всякого рода суеверия. Поэтому, на наш взгляд, появление новых, экзотических религиозных направлений представляется неизбежным.
Наиболее распространенными причинами возникновения религиозных конфликтов являются противоречия на религиозной почве, появляющиеся в коллективах людей и в обществе в целом, распространение идей религиозного пацифизма. На общем социальном уровне причинами религиозных столкновений могут быть нестабильность в стране, низкий уровень жизни, безработица и нищета, неравномерное развитие регионов и усиление миграционных процессов, а также различия в культурных и религиозных различиях.
Общими причинами религиозных конфликтов является комплекс противоречий, включающий в себя политические, экономические и исторические столкновения на религиозной почве; политическое вмешательство в религию; неспособность самого общества регулировать межконфессиональные отношения; проявление нетерпимости к представителям другого вероисповедания; неуважение и несоблюдение людьми чуждых для них религиозных норм, обычаев и традиций; религиозная и этническая напряженность в обществе; низкий материальный достаток и жизненный уровень работоспособной части населения; территориальные и социально-культурные противоречия; претензии на территорию чужой страны; снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе; противоречия, возникающие в силу многоконфессионального состава населения России.
Совместное существование многих конфессий в одном государстве может быть причиной религиозного конфликта. Это создает между ними не только отношения солидарности, но и конкуренции в разных, в том числе самых ожесточенных формах.
В качестве основных условий, способствующих религиозным конфликтам, выступают наличие у граждан неконтролируемого оружия, готовность людей к религиозным столкновениям, радикализм в действиях представителей религиозных групп, незаконная миграция лиц разной религиозной принадлежности, нахождение человека в состоянии опьянения. Кроме того, следует отметить, что даже религиозное просвещение может разобщить конфессиональное сообщество. Например, в России наблюдались факты разного толкования татарского, кавказского ислама с одной стороны, и арабского, турецкого ислама с другой.
Некорректное обращение к представителям какой-либо конфессии (в особенности публичное) также может послужить причиной или условием возникновения религиозных конфликтов в обществе.
Успешность профилактики религиозных конфликтов зависит от эффективности системы профилактики правонарушений и антиобщественного поведения в целом. При этом практика показывает, что только при согласованности действий всех государственных органов и органов местного самоуправления, а также их взаимодействия с институтами гражданского общества можно обеспечить эффективную работоспособность системы профилактики религиозных конфликтов.
Под профилактикой религиозных конфликтов мы понимаем систему мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных: во-первых, на выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению религиозных конфликтов; во-вторых, на оказание воспитательного воздействия на физических лиц, склонных к конфликтному поведению на религиозной почве; в-третьих, в отношении религиозных организаций, групп, сект, провоцирующих различного рода религиозные столкновения и создающих условия для этого.
Правовую основу профилактики религиозных конфликтов составляют положения Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, нормы уголовного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, правовое регулирование профилактики религиозных конфликтов осуществляется в соответствии с федеральными конституционными законами, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Правонарушения, совершаемые в ходе религиозных конфликтов, имеют высокую общественную опасность, массовый резонансный характер и отличаются радикальностью действий. Характер данных правонарушений, их количество определяются необходимостью повышения внимания не только общества и государства, но и в первую очередь правоохранительных органов, которые обязаны осуществлять работу по предупреждению и своевременному пресечению противоправных деяний. Недооценка этой проблемы может сопровождаться возможностью возникновения иных межнациональных, межэтнических конфликтов, их развития в крайних и жестоких формах.
Субъектами профилактики религиозных конфликтов являются Президент Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти; органы государственной власти субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления, Вооруженные Силы Российской Федерации, Федеральная служба безопасности, органы прокуратуры Российской Федерации, а также органы образования и культуры, органы законодательной власти, религиозные организации, общественные объединения, межрелигиозные советы и др.
Также в качестве субъекта профилактики межконфессиональных конфликтов важную роль играют Концепции, социальные доктрины, позиции католической, православной и протестантских церквей, а также ислама и других конфессий, проповедующих любовь, мир и согласие.
Меры профилактики различных негативных социальных явлений, в том числе религиозных конфликтов, являются социально-правовыми, поскольку с одной стороны данные конфликты выступают видом социальных отношений, а с другой - они, как правило, выражаются в форме правонарушений, влекущих уголовную или административную ответственность.
Нами предлагается, что комплекс общесоциальных профилактических мер по борьбе с религиозными конфликтами должен включать в себя создание отдельного государственного органа в сфере обеспечения религиозной безопасности; разработку и совершенствование региональных нормативных правовых актов, планов и программ, регулирующих профилактику межконфессиональных и межнациональных противоречий в молодежной среде; ужесточение административной и уголовной ответственности за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации; повышение материального положения граждан России, решение жилищных, трудовых, бытовых и иных проблем; развитие культуры и образования; своевременное выявление религиозных конфликтов и справедливое наказание виновных; укрепление идеологии межнациональной и межконфессиональной толерантности; равное политическое, правовое и социальное положение всех зарегистрированных в установленном законом порядке религиозных организаций, общин, групп и другое.
Столкновений и противоречий на основе религиозного вероисповедания в истории России было множество. Они выливались в борьбу византийско- киевского православия против язычества, шаманства и волхвования; гонения против ереси; между православием и исламом, «никонианством» и старообрядчеством, православием и иудаизмом; установлении атеистического режима в советское время, в борьбе исламистов с «неверными» (сложившееся в понятие «Джихад»), в акциях против некоторых протестантских общин и др.
Однако с другой стороны учеными отмечается, что сама Россия никогда не вела религиозных войн в отличие, например, от Европы. Практически во все времена Россия выполняла особую роль первопроходца и являлась едва ли не главным звеном, удерживающим мировое сообщество от катастрофы . Россия находится в центре мировой цивилизации (между западными и азиатскими странами) и поэтому любые религиозные конфликты касаются ее национальных интересов. В настоящее время для российских христиан религиозный конфликт обычно возникает в местах, где наблюдается расширение зоны влияния ислама.
Под религиозным конфликтом в настоящей работе мы понимаем столкновение, разногласие в вопросах вероучения и религиозной деятельности, когда между носителями разных религиозных ценностей возникает противодействие, обусловленное участием в религиозной жизни, представлениях и отношении к Богу.
Религиозный конфликт, с одной стороны, является разновидностью религиозных отношений в целом, а с другой - видом социальных конфликтов. Его особенность заключается в том, что он затрагивает духовную и внутреннюю жизнь людей, в том числе мир верующих, связанный с божественным миром. Эти конфликты как внутри одной религии, так и между ними, значительно затрудняют взаимопонимание и взаимодействие между православными и католиками, иудеями и мусульманами, между русскими и другими национальностями.
Особенностями религиозных конфликтов в современной России является высокий уровень их эмоциональной возбудимости, асоциальное поведение, провоцирующее конфликт, в результате они могут перерасти в преступное деяние.
Анализируя религиозный фактор в России, мы пришли к выводу о том, что нельзя жить без веры в Бога. Как минимум, каждый третий российский гражданин придерживается этого мнения. Даже в коммунистические времена советские идеалы и ценности не смогли в полной мере заменить духовный мир.
Произошедшие территориальные преобразования привели не только к многоконфессиональности населения, но и к разъединению многих религиозных сообществ. В результате сегодня религиозный фактор стал едва ли не самым значимым как в российской, так и в мировой общественной жизни.
Религиозные конфликты необходимо анализировать и учитывать в будущем при ведении межрелигиозного диалога. При этом следует учитывать, что религиозная идентичность в обществе сдала свои позиции, религиозные ценности вынесены за пределы общественного порядка и вытеснены за пределы политического пространства. Россия в своей истории пережила несколько радикальных реформ, социальных и религиозных потрясений, негативно влиявших на развитие государства, общества и религиозные взаимоотношения.
По нашему мнению, любое толерантное отношение должно иметь свои пределы, оно не должно превращается в абсурд и насилие. Например, недопустима толерантность по отношению к насилию и жестокости, противоправному и иному антиобщественному поведению, к пропаганде мужеложства и растлению детей, к возвеличиванию одной религии и унижению другой.
Религиозный конфликт имеет свою структуру, состоящую их таких элементов, как объект, субъект, предмет, мотив, детерминант и этапы конфликта.
Типологий религиозного конфликта в литературе встречается множество, однако основными его типами остаются конфликт религии с традицией, с другой религией, с ересью, с атеизмом. По характеру и особенностям лиц, участвующих в конфликте мы выделяем внутриконфессиональный, межконфессиональный и межъюрисдикционный конфликты. По сфере жизнедеятельности: религиозно-политический, религиозно-правовой и религиозно-бытовой конфликты.
Религиозные конфликты необходимо анализировать и учитывать в будущем при ведении межрелигиозного диалога. С одной стороны, религиозный конфликт является разновидностью религиозных отношений в целом, а с другой - видом социальных конфликтов. Его особенность заключается в том, что он затрагивает духовную и внутреннюю жизнь людей, в том числе мир верующих, связанный с божественным миром.
В настоящее время, наблюдается стабильно высокая религиозность граждан России во всех регионах страны. Практика показывает, что именно в тяжелые годы, в перестроечные времена, когда люди не видят уверенности в завтрашнем дне, увеличивается количество верующих. Богатые, материально обеспеченные и образованные граждане, придают религии меньшее значение, чем бедные, больные и малообразованные.
По настоящее время в России совокупность людей, устойчиво верующих в Бога или иные сверхъестественные силы, достигает 50%, а среди православных 73%. В то же время отношение человека к определенной религии не всегда совпадает с выполнением им религиозных обязательств. Только 3-5% опрошенных православных респондентов и 10,3% мусульман посещают богослужения еженедельно и чаще. Почти 25% православных и 43% мусульман ходят в храм по большим религиозным праздникам раз в полгода, раз в год. Большинство опрошенных граждан признают, что довольно редко посещают богослужения, только в периоды нужды, тяжелой жизненной ситуации либо при участии в обрядах крещения, венчания и т.п.
Под религиозной ситуацией в целом можно понимать функционирование религиозных организаций в социальной жизни и политических отношениях; их влияние на экономические, социальные, политические, духовно-нравственные процессы.
В современной России отмечается стабильное количество верующих, развивается строительство храмов и иных религиозных организаций, их авторитет в обществе остается довольно высоким.
Современная религиозная ситуация характеризуется тем, что все религиозные конфессии приступили к восстановлению и широкому использованию прав и свободы совести; среди населения резко возрос интерес к религиозным верованиям; развитие современного религиозного сознания сопровождается оживлением мистических верований, оккультизма и других верований в чудодейственные силы.
Чем более широкое распространение получают традиционные для России конфессии, тем больше появляется нетрадиционных религий и форм верований, мистика, оккультизм, всякого рода суеверия. Поэтому, на наш взгляд, появление новых, экзотических религиозных направлений представляется неизбежным.
Наиболее распространенными причинами возникновения религиозных конфликтов являются противоречия на религиозной почве, появляющиеся в коллективах людей и в обществе в целом, распространение идей религиозного пацифизма. На общем социальном уровне причинами религиозных столкновений могут быть нестабильность в стране, низкий уровень жизни, безработица и нищета, неравномерное развитие регионов и усиление миграционных процессов, а также различия в культурных и религиозных различиях.
Общими причинами религиозных конфликтов является комплекс противоречий, включающий в себя политические, экономические и исторические столкновения на религиозной почве; политическое вмешательство в религию; неспособность самого общества регулировать межконфессиональные отношения; проявление нетерпимости к представителям другого вероисповедания; неуважение и несоблюдение людьми чуждых для них религиозных норм, обычаев и традиций; религиозная и этническая напряженность в обществе; низкий материальный достаток и жизненный уровень работоспособной части населения; территориальные и социально-культурные противоречия; претензии на территорию чужой страны; снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе; противоречия, возникающие в силу многоконфессионального состава населения России.
Совместное существование многих конфессий в одном государстве может быть причиной религиозного конфликта. Это создает между ними не только отношения солидарности, но и конкуренции в разных, в том числе самых ожесточенных формах.
В качестве основных условий, способствующих религиозным конфликтам, выступают наличие у граждан неконтролируемого оружия, готовность людей к религиозным столкновениям, радикализм в действиях представителей религиозных групп, незаконная миграция лиц разной религиозной принадлежности, нахождение человека в состоянии опьянения. Кроме того, следует отметить, что даже религиозное просвещение может разобщить конфессиональное сообщество. Например, в России наблюдались факты разного толкования татарского, кавказского ислама с одной стороны, и арабского, турецкого ислама с другой.
Некорректное обращение к представителям какой-либо конфессии (в особенности публичное) также может послужить причиной или условием возникновения религиозных конфликтов в обществе.
Успешность профилактики религиозных конфликтов зависит от эффективности системы профилактики правонарушений и антиобщественного поведения в целом. При этом практика показывает, что только при согласованности действий всех государственных органов и органов местного самоуправления, а также их взаимодействия с институтами гражданского общества можно обеспечить эффективную работоспособность системы профилактики религиозных конфликтов.
Под профилактикой религиозных конфликтов мы понимаем систему мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных: во-первых, на выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению религиозных конфликтов; во-вторых, на оказание воспитательного воздействия на физических лиц, склонных к конфликтному поведению на религиозной почве; в-третьих, в отношении религиозных организаций, групп, сект, провоцирующих различного рода религиозные столкновения и создающих условия для этого.
Правовую основу профилактики религиозных конфликтов составляют положения Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, нормы уголовного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, правовое регулирование профилактики религиозных конфликтов осуществляется в соответствии с федеральными конституционными законами, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Правонарушения, совершаемые в ходе религиозных конфликтов, имеют высокую общественную опасность, массовый резонансный характер и отличаются радикальностью действий. Характер данных правонарушений, их количество определяются необходимостью повышения внимания не только общества и государства, но и в первую очередь правоохранительных органов, которые обязаны осуществлять работу по предупреждению и своевременному пресечению противоправных деяний. Недооценка этой проблемы может сопровождаться возможностью возникновения иных межнациональных, межэтнических конфликтов, их развития в крайних и жестоких формах.
Субъектами профилактики религиозных конфликтов являются Президент Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти; органы государственной власти субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления, Вооруженные Силы Российской Федерации, Федеральная служба безопасности, органы прокуратуры Российской Федерации, а также органы образования и культуры, органы законодательной власти, религиозные организации, общественные объединения, межрелигиозные советы и др.
Также в качестве субъекта профилактики межконфессиональных конфликтов важную роль играют Концепции, социальные доктрины, позиции католической, православной и протестантских церквей, а также ислама и других конфессий, проповедующих любовь, мир и согласие.
Меры профилактики различных негативных социальных явлений, в том числе религиозных конфликтов, являются социально-правовыми, поскольку с одной стороны данные конфликты выступают видом социальных отношений, а с другой - они, как правило, выражаются в форме правонарушений, влекущих уголовную или административную ответственность.
Нами предлагается, что комплекс общесоциальных профилактических мер по борьбе с религиозными конфликтами должен включать в себя создание отдельного государственного органа в сфере обеспечения религиозной безопасности; разработку и совершенствование региональных нормативных правовых актов, планов и программ, регулирующих профилактику межконфессиональных и межнациональных противоречий в молодежной среде; ужесточение административной и уголовной ответственности за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации; повышение материального положения граждан России, решение жилищных, трудовых, бытовых и иных проблем; развитие культуры и образования; своевременное выявление религиозных конфликтов и справедливое наказание виновных; укрепление идеологии межнациональной и межконфессиональной толерантности; равное политическое, правовое и социальное положение всех зарегистрированных в установленном законом порядке религиозных организаций, общин, групп и другое.
Подобные работы
- Сохранение культурных традиций армянского народа в системе
профилактики межэтнических конфликтов
(на примере АКОО «Союз Армян Алтайского края»)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2020 - Профилактика межнациональных конфликтов в студенческой среде вуза
(на примере Алтайского государственного университета)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2020 - ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ С РЕЛИГИОЗНЫМИ
ОРГАНИЗАЦИЯМ И ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРОФИЛАКТИКИ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА В СОВРЕМЕННОМ СУЗЕ
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКСТРЕМИСТСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ В КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020 - ПРОБЛЕМЫ ЭКСТРЕМИЗМА-ПРИЧИНЫ, ПУТИ ПРОФИЛАКТИКИ И БОРЬБЫ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ПРОФИЛАКТИКА РЕЛИГИОЗНОГО РАДИКАЛИЗМА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



