Введение 3
1 Социализация личности: факторы, основные возрастные этапы 4
2 Социальная стратификация в современном российском обществе 9
3 Факторы социальной мобильности 12
4 Социальные группы и социальные классы 17
Заключение 21
Список использованных источников 22
Актуальность определяется тем, что социальные роли и социальный статус личности категории изменчивые, подверженные влиянию разных факторов. С рождения человек усваивает нормы, образцы поведения и ценности, характерные для того или иного общества. Так происходит социализация, приобретается социальный статус заслуги. Без социализации человек не может стать полноценной личностью. На социализацию влияют средства массовой информации, культурные традиции народа, социальные институты (семья, школа, трудовые коллективы, общественные объединения и т.п.). Целенаправленная социализация происходит в результате обучения и воспитания, но усилия родителей и педагогов корректируются по улице, экономической и политической ситуации в стране, телевидению, интернету и другим факторам. От эффективности социализации зависит дальнейшее развитие общества. Дети вырастают и занимают статусы родителей, принимают на себя те или иные роли. Если семья и государство не уделяли достаточного внимания воспитанию подрастающего поколения, то в общественной жизни наступают деградация и застой.
Цель – изучить социальные роли и социальный статус личности.
Задачи:
1. Раскрыть понятие «социализация личности», факторы, основные возрастные этапы.
2. Охарактеризовать социальную стратификацию в современном российском обществе.
3. Описать факторы социальной мобильности.
4. Дать характеристику социальным группам и социальным классам.
Методы: анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение.
Структура: введение, 4 параграфа, заключение, список использованных источников.
Человек не существует вне общества. Мы взаимодействуем с другими людьми, вступаем с ними в разные отношения. Для обозначения положения человека посреди себе схожих и свойства поведения в тех либо других ситуациях ученые ввели понятия «социальный статус» и «социальная роль». Человек находится в нескольких статусах одновременно. Например, мужчина среднего возраста выступает сыном, отцом, мужем, инженером на заводе, членом спортивного клуба, обладателем научной степени, автором научных публикаций, пациентом в поликлинике и т.д. Количество статусов зависит от связей и отношений, в которые вступает личность.
Социальный статус не может быть чем-то неизменным, поскольку жизнь людей не статична. Перемещение человека из одной социальной группы в другую называется социальной мобильностью, которая подразделяется на вертикальную и горизонтальную. Каналами социальной мобильности выступают социальные институты: школа, семья, церковь, армия, общественные организации и политические партии. Образование представляет собой социальный лифт, помогающий человеку достичь желаемого статуса. Обретенный личностью высокий социальный статус или снижение такого свидетельствуют об индивидуальной мобильности. Если статус изменяет некая общность людей (например, в результате революции), то имеет место групповая мобильность.
В отличие от статуса роль динамична, тесно связана с особенностями характера и нравственными установками человека. Иногда ролевые поведения придерживаются только на людях, как бы надевая маску. Но бывает и так, что маска срастается с ее носителем, и человек перестает различать себя и свою роль. В зависимости от ситуации, такое положение дел имеет как положительные, так и негативные последствия.
1. Волков, Ю. Г. Социология. Учебник / Ю .Г. Волков. – Москва : КноРус, 2017. – 278 c.
2. Кареев, Н. И. Общие основы социологии / Н. И. Кареев. – Москва : КД Либроком, 2015. – 248 c.
3. Панчук, Н. Н. Влияние социальных связей на социальную мобильность / Н. Н. Панчук // Социология. – 2019. – № 6. – С. 108-112.
4. Плаксин, В. Н. Социология. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. Н. Плаксин. – Москва : Юрайт, 2016. – 123 c.
5. Савельева, М. А. Понятие личности и её социализация / М. А. Савельева // В сборнике : Социум и жизненное пространство личности : междисциплинарные аспекты. Сборник статей VII Международной научно-практической конференции. Под редакцией Е. В. Ерёминой, В. Ф. Мухамеджановой. – 2017. –С. 136-139.
6. Смехнова, Г. П. Основы прикладной социологии: Учебное пособие / Г. П. Смехнова. – Москва : Вузовский учебник, 2018. – 320 c.
7. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин. – Москва : Наука, 1992. – 398 с.
8. Суперека, С. В. Социология. Учебный минимум / С. В. Суперека. – Москва : Юриспруденция, 2019. – 342 c.
9. Якуба, Е. А. Социология. Учебное пособие для студентов / Е. А. Якуба. – Харьков : Константа, 1996. – 192 с.