Управление интеллектуальным капиталом (на материалах центра развития технологического предпринимательства, трансфера технологий и управления интеллектуальной собственностью Алтайского государственного университета)
|
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1 Теоретические основы и направления развития интеллектуального
капитала организации 8
1.1 Понятие и сущность интеллектуального капитала 8
1.2 Значение интеллектуального капитала в деятельности современной
организации 23
1.3 Проблемы формирования и развития интеллектуального капитала
организации 32
Глава 2 Исследование практики управления интеллектуальным капиталом и определение нематериальных факторов конкурентоспособности организаций 47
2.1 Принципы и подходы к управлению интеллектуальным капиталом
организации 47
2.2 Развитие конкурентоспособности организации на основе управления
интеллектуальным капиталом 55
2.3 Оценка элементов интеллектуального капитала и их значимости как
факторов конкурентоспособности организации 60
Глава 3 Рекомендации по развитию интеллектуального капитала для
повышения конкурентоспособности организации 67
3.1 Анализ проблем, выявленных при оценке элементов интеллектуального капитала и их значимости как факторов конкурентоспособности организации 67
3.2 Формирование рекомендаций по развитию интеллектуального капитала в целях повышения конкурентоспособности организации 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80
Глава 1 Теоретические основы и направления развития интеллектуального
капитала организации 8
1.1 Понятие и сущность интеллектуального капитала 8
1.2 Значение интеллектуального капитала в деятельности современной
организации 23
1.3 Проблемы формирования и развития интеллектуального капитала
организации 32
Глава 2 Исследование практики управления интеллектуальным капиталом и определение нематериальных факторов конкурентоспособности организаций 47
2.1 Принципы и подходы к управлению интеллектуальным капиталом
организации 47
2.2 Развитие конкурентоспособности организации на основе управления
интеллектуальным капиталом 55
2.3 Оценка элементов интеллектуального капитала и их значимости как
факторов конкурентоспособности организации 60
Глава 3 Рекомендации по развитию интеллектуального капитала для
повышения конкурентоспособности организации 67
3.1 Анализ проблем, выявленных при оценке элементов интеллектуального капитала и их значимости как факторов конкурентоспособности организации 67
3.2 Формирование рекомендаций по развитию интеллектуального капитала в целях повышения конкурентоспособности организации 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80
Актуальность темы исследования. Современная экономика переходит на новый этап развития, где в центре внимания находятся не факторы производства, а знания. В условиях современного общества конкурентоспособные преимущества организации обеспечивают нематериальные ресурсы. Укрепление конкурентных позиций происходит за счёт рационального подхода к управлению знаниями.
Развитие организации в высоко конкурентной среде может проходить благодаря тому, что организация будет выходить и захватывать новые рынки. Захват рынка можно осуществить за счёт эффективного использования знаний, которые могут правильно распределить навыки сотрудников исходя из ситуации, помогают найти уникальную комбинацию процессов и людей, при которой эффективность комбинации будет максимальна.
Так как знания являются уникальным ресурсом и имеют стратегический характер. Следовательно, они должны быть защищены законодательством об интеллектуальной собственности или режимом секретности, во избежание утечки; в противном случае конкурентные преимущества потеряют свою ценность для организации, в которой особые знания были созданы или скомбинированы особым образом.
Многие исследователи выделяют знания как основной компонент интеллектуального капитала. В состав интеллектуального капитала могут входить компетенции сотрудников, интеллектуальная собственность, взаимоотношения с клиентами и поставщиками. В современных организациях от уровня развития интеллектуального капитала, зависят конкурентные преимущества - способность создавать на основе индивидуальных особенностей организации уникальные конкурентные преимущества, формирование уникальной комбинации компетенций и ресурсов организации, способность противостоять натиску конкурентов.
Большинство менеджеров утверждают, что часто в организациях отсутствуют системы управления интеллектуальным капиталом. По результатам исследования The Economist Intelligence Unit 94% руководителей в США и Европе считают, что важно знать о нематериальных ресурсах организации и эффективно управлять ими; из них 50% считают, что управление интеллектуальным капиталом организации одной из самых сложных и важных задач, которая стоит перед руководителем организации. Такая ситуация возникает в связи с недостаточной разработанностью теоритических основ и методов управления интеллектуальным капиталом.
Таким образом, актуальность исследования обусловлено развитием конкурентных преимуществ организации посредством эффективного управления интеллектуальным капиталом и недостаточной разработанностью теоретических и методологических основ управления интеллектуальным капиталом в организации.
Цель исследования: Разработать рекомендаций по развитию интеллектуального капитала для повышения конкурентоспособности на основе исследования.
Задачи исследования:
1. Провести анализ подходов к определению интеллектуального капитала и проклассифицировать их. Выявить проблемы развития интеллектуального капитала.
2. Определить подходы и принципы к управлению интеллектуальным капиталом.
3. Определить взаимосвязь интеллектуального капитала и конкурентных преимуществ и его значение в современных организациях.
4. Сформировать рекомендации по развитию элементов интеллектуального капитала.
Объект исследования: Организации алтайского края, занимающиеся полиграфической деятельностью, АлтГУ.
Предмет исследования: Принципы и методы управления интеллектуальным капиталом организаций алтайского края для усиления конкурентных преимуществ.
В исследовании применялись общенаучные методы такие как анкетирование и систематизация.
Научная новизна работы заключается в развитии методик совершенствования управления интеллектуальным капиталом организации целью повышения конкурентоспособности организации.
Теоретическая значимость: состоит в развитие методик управления интеллектуальным капиталом организации, исходя из исследований, где рассмотрена взаимосвязь мне что уровнем конкурентоспособности и интеллектуальным капиталом.
Практическая значимость: заключается в использовании полученных результатов исследования в деятельности организаций, стремящихся к укреплению своих позиций на рынке или захвату рынка, с помощью укрепления конкурентных преимуществ и внедрения нематериальных факторов развития.
Структура и содержание диссертации:
В введении обозначена актуальность темы, прописаны: цели, задачи, предмет и объект; описаны используемые в исследовании методы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов.
Глава 1. "Теоретические основы и направления развития интеллектуального капитала организации". В данной главе рассмотрены подходы к понятию "интеллектуальный капитал", определена его сущность а также обозначено значение в деятельности современной организации и сформированный проблемы развития.
Глава 2 . Данная глава направлено на рассмотрение процесса управления интеллектуальным капиталом на основе принципов и подходов и проведена оценка элементов интеллектуального капитала, в результате которой выявлены факторы, имеющие влияние на конкурентоспособность организаций.
Глава 3 "Рекомендации по развитию интеллектуального капитала для повышения конкурентоспособности компании". На основе анализа выявлены факторы, влияющие на конкурентоспособность организации, также сформированы рекомендации по развитию системы управления интеллектуальным капиталом в организациях с целью повышения конкурентоспособности.
В заключении приведены результаты исследования и изложены основные выводы.
Общий объем диссертации составляет 97 страниц, содержит 17 таблиц, 14 рисунков и 4 приложение. Библиографический список состоит из 67 источников.
Развитие организации в высоко конкурентной среде может проходить благодаря тому, что организация будет выходить и захватывать новые рынки. Захват рынка можно осуществить за счёт эффективного использования знаний, которые могут правильно распределить навыки сотрудников исходя из ситуации, помогают найти уникальную комбинацию процессов и людей, при которой эффективность комбинации будет максимальна.
Так как знания являются уникальным ресурсом и имеют стратегический характер. Следовательно, они должны быть защищены законодательством об интеллектуальной собственности или режимом секретности, во избежание утечки; в противном случае конкурентные преимущества потеряют свою ценность для организации, в которой особые знания были созданы или скомбинированы особым образом.
Многие исследователи выделяют знания как основной компонент интеллектуального капитала. В состав интеллектуального капитала могут входить компетенции сотрудников, интеллектуальная собственность, взаимоотношения с клиентами и поставщиками. В современных организациях от уровня развития интеллектуального капитала, зависят конкурентные преимущества - способность создавать на основе индивидуальных особенностей организации уникальные конкурентные преимущества, формирование уникальной комбинации компетенций и ресурсов организации, способность противостоять натиску конкурентов.
Большинство менеджеров утверждают, что часто в организациях отсутствуют системы управления интеллектуальным капиталом. По результатам исследования The Economist Intelligence Unit 94% руководителей в США и Европе считают, что важно знать о нематериальных ресурсах организации и эффективно управлять ими; из них 50% считают, что управление интеллектуальным капиталом организации одной из самых сложных и важных задач, которая стоит перед руководителем организации. Такая ситуация возникает в связи с недостаточной разработанностью теоритических основ и методов управления интеллектуальным капиталом.
Таким образом, актуальность исследования обусловлено развитием конкурентных преимуществ организации посредством эффективного управления интеллектуальным капиталом и недостаточной разработанностью теоретических и методологических основ управления интеллектуальным капиталом в организации.
Цель исследования: Разработать рекомендаций по развитию интеллектуального капитала для повышения конкурентоспособности на основе исследования.
Задачи исследования:
1. Провести анализ подходов к определению интеллектуального капитала и проклассифицировать их. Выявить проблемы развития интеллектуального капитала.
2. Определить подходы и принципы к управлению интеллектуальным капиталом.
3. Определить взаимосвязь интеллектуального капитала и конкурентных преимуществ и его значение в современных организациях.
4. Сформировать рекомендации по развитию элементов интеллектуального капитала.
Объект исследования: Организации алтайского края, занимающиеся полиграфической деятельностью, АлтГУ.
Предмет исследования: Принципы и методы управления интеллектуальным капиталом организаций алтайского края для усиления конкурентных преимуществ.
В исследовании применялись общенаучные методы такие как анкетирование и систематизация.
Научная новизна работы заключается в развитии методик совершенствования управления интеллектуальным капиталом организации целью повышения конкурентоспособности организации.
Теоретическая значимость: состоит в развитие методик управления интеллектуальным капиталом организации, исходя из исследований, где рассмотрена взаимосвязь мне что уровнем конкурентоспособности и интеллектуальным капиталом.
Практическая значимость: заключается в использовании полученных результатов исследования в деятельности организаций, стремящихся к укреплению своих позиций на рынке или захвату рынка, с помощью укрепления конкурентных преимуществ и внедрения нематериальных факторов развития.
Структура и содержание диссертации:
В введении обозначена актуальность темы, прописаны: цели, задачи, предмет и объект; описаны используемые в исследовании методы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов.
Глава 1. "Теоретические основы и направления развития интеллектуального капитала организации". В данной главе рассмотрены подходы к понятию "интеллектуальный капитал", определена его сущность а также обозначено значение в деятельности современной организации и сформированный проблемы развития.
Глава 2 . Данная глава направлено на рассмотрение процесса управления интеллектуальным капиталом на основе принципов и подходов и проведена оценка элементов интеллектуального капитала, в результате которой выявлены факторы, имеющие влияние на конкурентоспособность организаций.
Глава 3 "Рекомендации по развитию интеллектуального капитала для повышения конкурентоспособности компании". На основе анализа выявлены факторы, влияющие на конкурентоспособность организации, также сформированы рекомендации по развитию системы управления интеллектуальным капиталом в организациях с целью повышения конкурентоспособности.
В заключении приведены результаты исследования и изложены основные выводы.
Общий объем диссертации составляет 97 страниц, содержит 17 таблиц, 14 рисунков и 4 приложение. Библиографический список состоит из 67 источников.
В результате проведенного исследования были сформулированы выводы, которые имеют практическую применимость для современных организаций.
В условиях быстро меняющейся окружающей среды организации в качестве основы формирования конкурентных преимуществ следует рассматривать внутренние ресурсы и возможности организации, а не внешние. Красный ресурсам можно отнести знания, нематериальные не денежные ресурсы, которые частично или полностью контролируется организацией, и является составной частью интеллектуального капитала.
Повышение конкурентных преимуществ организации также осуществляется за счет управления интеллектуальным капиталом. Процесс управления интеллектуальным капиталом представляет собой процесс воздействие на элементы интеллектуального капитала организации. Данный процесс обретает ценность за счет развитие инноваций, приращение знаний, создание благоприятного климата: между сотрудниками, между поставщиками и клиентами, также изменение мышления менеджеров.
Процесс управления интеллектуальным капиталом состоит из 5 этапов: анализ внешней и внутренней среды, формирование целей и задач исходя из анализа, разработка мероприятий по достижению цели и задачи, реализация разработанных мероприятий, осуществлением мониторинга и контроля по реализации мероприятий.
В результате проведенного исследования, целью которого являлось определение факторов влияющие на конкурентные преимущества организации, а также выделение элементов интеллектуального капитала из данных факторов. Были исследования 10 организаций путём анкетирования и АлтГУ. Согласно исследованию к факторам влияющих на конкурентоспособность организации относятся набор талантливых кадров, имеющих высокую квалификацию, я креативное и критическое мышление, грамотно выстроенные коммуникации с клиентами и партнерами, наличии технологий инноваций и т.д.
На основе проведённого исследования были разработанные рекомендации по развитию интеллектуального капитала. Для наибольшей эффективности управления интеллектуальным капиталом рекомендации были составлены относительно каждого элемента интеллектуального капитала (человеческий капитал, структурный капитал, клиентский капитал).
Главное направление рекомендаций относительно человеческого капитала это улучшение его качества. Качество человеческого капитала оказывает влияние на все уровни сотрудников от руководителей до рядовых сотрудников, как следствие, от качества человеческого капитала зависит как процесс производства, так и управления.
Улучшения в сфере структурного капитала, направлены на эффективность работы структуры организации. Её высокая эффективность помогает быстро реагировать на меняющиеся условия, распределять нагрузку между сотрудниками с целью избегания перегрузки и сохранять их максимальную продуктивность и т.д.
Совершенствование клиентского капитала можно разбить на 2 направления: взаимоотношения и имидж/репутация. Данные направления оказывают влияние друг на друга. Улучшения взаимоотношений направлены на клиентов и поставщиков. Чем лучше выстроены взаимоотношения, тем лучше это влияет на создание положительной репутации и имиджа. При наличии плохой репутации и имиджа поток клиентов уменьшается, а находить или удерживать поставщиков становится сложнее.
Таким образом, в управлении интеллектуальным капиталом важно учитывать изменения в каждом элементе интеллектуального капитала, а для достижения максимальной конкурентоспособности организации необходим комплексный подход.
В условиях быстро меняющейся окружающей среды организации в качестве основы формирования конкурентных преимуществ следует рассматривать внутренние ресурсы и возможности организации, а не внешние. Красный ресурсам можно отнести знания, нематериальные не денежные ресурсы, которые частично или полностью контролируется организацией, и является составной частью интеллектуального капитала.
Повышение конкурентных преимуществ организации также осуществляется за счет управления интеллектуальным капиталом. Процесс управления интеллектуальным капиталом представляет собой процесс воздействие на элементы интеллектуального капитала организации. Данный процесс обретает ценность за счет развитие инноваций, приращение знаний, создание благоприятного климата: между сотрудниками, между поставщиками и клиентами, также изменение мышления менеджеров.
Процесс управления интеллектуальным капиталом состоит из 5 этапов: анализ внешней и внутренней среды, формирование целей и задач исходя из анализа, разработка мероприятий по достижению цели и задачи, реализация разработанных мероприятий, осуществлением мониторинга и контроля по реализации мероприятий.
В результате проведенного исследования, целью которого являлось определение факторов влияющие на конкурентные преимущества организации, а также выделение элементов интеллектуального капитала из данных факторов. Были исследования 10 организаций путём анкетирования и АлтГУ. Согласно исследованию к факторам влияющих на конкурентоспособность организации относятся набор талантливых кадров, имеющих высокую квалификацию, я креативное и критическое мышление, грамотно выстроенные коммуникации с клиентами и партнерами, наличии технологий инноваций и т.д.
На основе проведённого исследования были разработанные рекомендации по развитию интеллектуального капитала. Для наибольшей эффективности управления интеллектуальным капиталом рекомендации были составлены относительно каждого элемента интеллектуального капитала (человеческий капитал, структурный капитал, клиентский капитал).
Главное направление рекомендаций относительно человеческого капитала это улучшение его качества. Качество человеческого капитала оказывает влияние на все уровни сотрудников от руководителей до рядовых сотрудников, как следствие, от качества человеческого капитала зависит как процесс производства, так и управления.
Улучшения в сфере структурного капитала, направлены на эффективность работы структуры организации. Её высокая эффективность помогает быстро реагировать на меняющиеся условия, распределять нагрузку между сотрудниками с целью избегания перегрузки и сохранять их максимальную продуктивность и т.д.
Совершенствование клиентского капитала можно разбить на 2 направления: взаимоотношения и имидж/репутация. Данные направления оказывают влияние друг на друга. Улучшения взаимоотношений направлены на клиентов и поставщиков. Чем лучше выстроены взаимоотношения, тем лучше это влияет на создание положительной репутации и имиджа. При наличии плохой репутации и имиджа поток клиентов уменьшается, а находить или удерживать поставщиков становится сложнее.
Таким образом, в управлении интеллектуальным капиталом важно учитывать изменения в каждом элементе интеллектуального капитала, а для достижения максимальной конкурентоспособности организации необходим комплексный подход.



