Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление интеллектуальным капиталом (на материалах центра развития технологического предпринимательства, трансфера технологий и управления интеллектуальной собственностью Алтайского государственного университета)

Работа №121169

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

менеджмент

Объем работы97
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
102
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1 Теоретические основы и направления развития интеллектуального
капитала организации 8
1.1 Понятие и сущность интеллектуального капитала 8
1.2 Значение интеллектуального капитала в деятельности современной
организации 23
1.3 Проблемы формирования и развития интеллектуального капитала
организации 32
Глава 2 Исследование практики управления интеллектуальным капиталом и определение нематериальных факторов конкурентоспособности организаций 47
2.1 Принципы и подходы к управлению интеллектуальным капиталом
организации 47
2.2 Развитие конкурентоспособности организации на основе управления
интеллектуальным капиталом 55
2.3 Оценка элементов интеллектуального капитала и их значимости как
факторов конкурентоспособности организации 60
Глава 3 Рекомендации по развитию интеллектуального капитала для
повышения конкурентоспособности организации 67
3.1 Анализ проблем, выявленных при оценке элементов интеллектуального капитала и их значимости как факторов конкурентоспособности организации 67
3.2 Формирование рекомендаций по развитию интеллектуального капитала в целях повышения конкурентоспособности организации 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80

Актуальность темы исследования. Современная экономика переходит на новый этап развития, где в центре внимания находятся не факторы производства, а знания. В условиях современного общества конкурентоспособные преимущества организации обеспечивают нематериальные ресурсы. Укрепление конкурентных позиций происходит за счёт рационального подхода к управлению знаниями.
Развитие организации в высоко конкурентной среде может проходить благодаря тому, что организация будет выходить и захватывать новые рынки. Захват рынка можно осуществить за счёт эффективного использования знаний, которые могут правильно распределить навыки сотрудников исходя из ситуации, помогают найти уникальную комбинацию процессов и людей, при которой эффективность комбинации будет максимальна.
Так как знания являются уникальным ресурсом и имеют стратегический характер. Следовательно, они должны быть защищены законодательством об интеллектуальной собственности или режимом секретности, во избежание утечки; в противном случае конкурентные преимущества потеряют свою ценность для организации, в которой особые знания были созданы или скомбинированы особым образом.
Многие исследователи выделяют знания как основной компонент интеллектуального капитала. В состав интеллектуального капитала могут входить компетенции сотрудников, интеллектуальная собственность, взаимоотношения с клиентами и поставщиками. В современных организациях от уровня развития интеллектуального капитала, зависят конкурентные преимущества - способность создавать на основе индивидуальных особенностей организации уникальные конкурентные преимущества, формирование уникальной комбинации компетенций и ресурсов организации, способность противостоять натиску конкурентов.
Большинство менеджеров утверждают, что часто в организациях отсутствуют системы управления интеллектуальным капиталом. По результатам исследования The Economist Intelligence Unit 94% руководителей в США и Европе считают, что важно знать о нематериальных ресурсах организации и эффективно управлять ими; из них 50% считают, что управление интеллектуальным капиталом организации одной из самых сложных и важных задач, которая стоит перед руководителем организации. Такая ситуация возникает в связи с недостаточной разработанностью теоритических основ и методов управления интеллектуальным капиталом.
Таким образом, актуальность исследования обусловлено развитием конкурентных преимуществ организации посредством эффективного управления интеллектуальным капиталом и недостаточной разработанностью теоретических и методологических основ управления интеллектуальным капиталом в организации.
Цель исследования: Разработать рекомендаций по развитию интеллектуального капитала для повышения конкурентоспособности на основе исследования.
Задачи исследования:
1. Провести анализ подходов к определению интеллектуального капитала и проклассифицировать их. Выявить проблемы развития интеллектуального капитала.
2. Определить подходы и принципы к управлению интеллектуальным капиталом.
3. Определить взаимосвязь интеллектуального капитала и конкурентных преимуществ и его значение в современных организациях.
4. Сформировать рекомендации по развитию элементов интеллектуального капитала.
Объект исследования: Организации алтайского края, занимающиеся полиграфической деятельностью, АлтГУ.
Предмет исследования: Принципы и методы управления интеллектуальным капиталом организаций алтайского края для усиления конкурентных преимуществ.
В исследовании применялись общенаучные методы такие как анкетирование и систематизация.
Научная новизна работы заключается в развитии методик совершенствования управления интеллектуальным капиталом организации целью повышения конкурентоспособности организации.
Теоретическая значимость: состоит в развитие методик управления интеллектуальным капиталом организации, исходя из исследований, где рассмотрена взаимосвязь мне что уровнем конкурентоспособности и интеллектуальным капиталом.
Практическая значимость: заключается в использовании полученных результатов исследования в деятельности организаций, стремящихся к укреплению своих позиций на рынке или захвату рынка, с помощью укрепления конкурентных преимуществ и внедрения нематериальных факторов развития.
Структура и содержание диссертации:
В введении обозначена актуальность темы, прописаны: цели, задачи, предмет и объект; описаны используемые в исследовании методы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов.
Глава 1. "Теоретические основы и направления развития интеллектуального капитала организации". В данной главе рассмотрены подходы к понятию "интеллектуальный капитал", определена его сущность а также обозначено значение в деятельности современной организации и сформированный проблемы развития.
Глава 2 . Данная глава направлено на рассмотрение процесса управления интеллектуальным капиталом на основе принципов и подходов и проведена оценка элементов интеллектуального капитала, в результате которой выявлены факторы, имеющие влияние на конкурентоспособность организаций.
Глава 3 "Рекомендации по развитию интеллектуального капитала для повышения конкурентоспособности компании". На основе анализа выявлены факторы, влияющие на конкурентоспособность организации, также сформированы рекомендации по развитию системы управления интеллектуальным капиталом в организациях с целью повышения конкурентоспособности.
В заключении приведены результаты исследования и изложены основные выводы.
Общий объем диссертации составляет 97 страниц, содержит 17 таблиц, 14 рисунков и 4 приложение. Библиографический список состоит из 67 источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования были сформулированы выводы, которые имеют практическую применимость для современных организаций.
В условиях быстро меняющейся окружающей среды организации в качестве основы формирования конкурентных преимуществ следует рассматривать внутренние ресурсы и возможности организации, а не внешние. Красный ресурсам можно отнести знания, нематериальные не денежные ресурсы, которые частично или полностью контролируется организацией, и является составной частью интеллектуального капитала.
Повышение конкурентных преимуществ организации также осуществляется за счет управления интеллектуальным капиталом. Процесс управления интеллектуальным капиталом представляет собой процесс воздействие на элементы интеллектуального капитала организации. Данный процесс обретает ценность за счет развитие инноваций, приращение знаний, создание благоприятного климата: между сотрудниками, между поставщиками и клиентами, также изменение мышления менеджеров.
Процесс управления интеллектуальным капиталом состоит из 5 этапов: анализ внешней и внутренней среды, формирование целей и задач исходя из анализа, разработка мероприятий по достижению цели и задачи, реализация разработанных мероприятий, осуществлением мониторинга и контроля по реализации мероприятий.
В результате проведенного исследования, целью которого являлось определение факторов влияющие на конкурентные преимущества организации, а также выделение элементов интеллектуального капитала из данных факторов. Были исследования 10 организаций путём анкетирования и АлтГУ. Согласно исследованию к факторам влияющих на конкурентоспособность организации относятся набор талантливых кадров, имеющих высокую квалификацию, я креативное и критическое мышление, грамотно выстроенные коммуникации с клиентами и партнерами, наличии технологий инноваций и т.д.
На основе проведённого исследования были разработанные рекомендации по развитию интеллектуального капитала. Для наибольшей эффективности управления интеллектуальным капиталом рекомендации были составлены относительно каждого элемента интеллектуального капитала (человеческий капитал, структурный капитал, клиентский капитал).
Главное направление рекомендаций относительно человеческого капитала это улучшение его качества. Качество человеческого капитала оказывает влияние на все уровни сотрудников от руководителей до рядовых сотрудников, как следствие, от качества человеческого капитала зависит как процесс производства, так и управления.
Улучшения в сфере структурного капитала, направлены на эффективность работы структуры организации. Её высокая эффективность помогает быстро реагировать на меняющиеся условия, распределять нагрузку между сотрудниками с целью избегания перегрузки и сохранять их максимальную продуктивность и т.д.
Совершенствование клиентского капитала можно разбить на 2 направления: взаимоотношения и имидж/репутация. Данные направления оказывают влияние друг на друга. Улучшения взаимоотношений направлены на клиентов и поставщиков. Чем лучше выстроены взаимоотношения, тем лучше это влияет на создание положительной репутации и имиджа. При наличии плохой репутации и имиджа поток клиентов уменьшается, а находить или удерживать поставщиков становится сложнее.
Таким образом, в управлении интеллектуальным капиталом важно учитывать изменения в каждом элементе интеллектуального капитала, а для достижения максимальной конкурентоспособности организации необходим комплексный подход.



1. Конвенция, учреждающая Всемирную Организацию
Интеллектуальной Собственности [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/1900270
2. Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 26 октября 1961г.) [Электронный ресурс] URL https://base.garant.ru/2540353/
3. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 38
«Нематериальные активы». [Электронный ресурс] URL:
http: //www.minfin.ru/common/upload/library/no_date/2012/IAS_3 8.pdf (дата
обращения 17.04.2020)
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая):
Федеральный закон от 18.12.2006г. № 230-ФЗ //. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации ст. 1225 [Электроный ресурс] URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/2a4870fda21fdffc70bade7ef80135143050f0b1/
5. ПБУ 14/2007 [Электронный ресурс] URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=199488&fld=134&dst=100013,0&rnd=0.4093967326076139#08063459722123391
1. Albert S., Bradley К. The Impact of Intellectual Capital // Open University Business School Working Paper. 1996 № 15
2. Joia L. A. Measuring intangible corporate assets. Linking business strategy with intellectual capital // J. of Intellectual Capital. 2000. Vol. 1. № 1.
3. Bouteiller Ch. The Evaluation of Intangibles: Advocating for an Option Based Approach // 6th Alternative Perspectives on Finance Conference. Hamburg, 2002
4. Chahal H. Effect of intellectual capital on competitive advantage and business performance: Role of innovation and learning culture / H.Chahal, P.Bakshi. // International Journal of Learning and Intellectual Capital. 2014. Vol 11, Issue 1 pp. 52-70
5. Cohen, S. Intellectual capital, strategy and financial crisis from a SMEs perspective / Cohen, S., Naoum, V.-C., Vlismas, O. //Journal of Intellectual Capital. 2014. Vol. 15, Issue 2. pp.294-315
6. Daum J.H. Intangible Assets. Bonn: Galileo Press // Science and education. 2002. pp. 152-154.
7. Eceles R. The Performance Measurement Manifesto // Harvard
BusinessReview. 199.1 Vol. 69, No 1.
8. Edvinsson L. Some perspectives on in-tangibles and intellectual capital // Journal of Intellectual Capital. 2000. Vol. 1. № 1.
9. Edvinsson, L. and Malone M. S. Intellectual Capital: Realizing your Company’s True Value by Finding Its Hidden Brainpower, Harper Business. New York, NY, 1997.
10. Global innavation index 2019 [Электронный ресурс] URL
https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_gii_2019/ru.pdf
11. Halim S. Statistical analysis on the intel-lectual capital statement //
Journal of Intellectual Capital. 2002. Vol. 11. № 1.
12. Herremans, I. Intellectual capital / Herremans, I., Isaac, R., Bays, A. / Financial Management, 2007. pp. 30-32.
13. Kamath, G.B. Intellectual capital and corporate performance in Indian pharmaceutical industry / Kamath, G.B. // Journal of Intellectual Capital. 2008. Vol. 9. No4. pp. 684-704
14. Kianto, A. The impact of intellectual capital management on company competitiveness and financial performance /Kianto, A., Andreeva, T., Pavlov, Y.// Knowledge management research and practice. 2013. Vol. 11, pp. 112-122
15. Petty R., Guthrie J. Intellectual Capital Literature Review. Measurement, reporting and management // Journal of Intellectual Capital. 2000. Vol. 1. № 2.
16. Rodov I., Leliaert Ph. FiMIAM: financial method of intangible assets measurement // J. of Intellectual Capital. 2002. Vol. 3. № 3.
17. Stewart T. A. Intellectual Capital // The New Wealth of Organizations. N-Y: Currency Doubleday. 1997.
18. Stewart T. Brainpower // Fortune. 1991. June 3. pp. 42-60
19. Wang D. Does intellectual capital matter? High-performance work systems and bilateral innovative capabilities / D.Wang, S.Chen // International Journal of Manpower. - 2013. - Vol.34 No 8. pp.861-879
20. Wong, K.Y. Characterizing knowledge management in the small business environment / K.Y. Wong, E.M. Aspinwall // Journal of Knowledge Management. 2004. Vol. 8. No3. pp. 44-61
21. Алёшкина О.В., Тимирбаева О.О. Интеллектуальный капитал:
определение и его особенности. [Электронный ресурс] URL:
http://www.vectoreconomy.ru/images/publications/2018/2/economic_theory/Aleshkina_Timirbaeva.pdf,свободный
22. Ахметова Г. З., Маковецкий М. Ю., Рудаков Д. В., Чернявский Д. И.
Место и роль интеллектуально-креативных ресурсов в инновационной стратегии развития экономики. // 22 Апрельские экономические чтения:
Материалы международной научно-практической конференции 19 апреля 2016 г. С. 303-309
23. Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение.
[Электронный ресурс] URL: http://methodology. chat.ru/becker2.htm., свободный
24. Блинова Е. В. Составные элементы механизма формирования интеллектуальных ресурсов организации [Электронный ресурс] URL https://cyberleninka.ru/article/n/sostavnye-elementy-mehanizma-formirovaniya- intellektualnyh-resursov-organizatsii/viewer
25. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал / пер. с англ. ; под ред. Л. Н. Ковалик. СПб., 2001. С. 31.
26. Быкова А.А., Молодчик М.А. Влияние интеллектуального капитала на результаты деятельностикомпании // Вестник СПбГУ. Менеджмент. 2011 № 1 С. 27-55.
27. Виханский О.С. «Другой» менеджмент: время перемен /
О.С.Виханский, А.И.Наумов// Российский журнал менеджмента. - 2004. No3. С.105-126
28. Гаранинна Т. А. Структура интеллектуального капитала: вопросы оценки и эмпирического анализа // Вестник санкт-петербургского университета 2008. Сер. 8. Вып. 1 финансовый менеджмент с.100
29. Гелбрейт Дж. Новое индустриальное общество. — М., 1969.
30. Доклад о человеческом развитии 2019 [Электронный ресурс] URL http://hdr. undp.org/sites/default/files/hdr_2019_overview_-_russian. pdf
31. Зубко В.Ю. Развитие интеллектуального капитала как фактор повышения стоимости компании: автореферат: 08.00.05 / Зубко Виктория Юрьевна - Москва, 2009
32. Иноземцев В. Л. К теории постэкономической общественной формации. — М.: Таурус, 1995.
33. 1нтелектуальний каттал -визначальний ресурс економ1чного зростання / Проблеми та перспективи розвитку шновацшно! д1яльност1 в Украшг матер1али б1знес-форуму (Ки!в, 17квггня 2008 р.) / Вщп. ред. Н. В. Притульська. К.:Ки!в. нац. торг. економ. ун-т, 2008. или Брукинг Э.. Интеллектуальный капитал / Пер. с англ. под ред. J1. Н. Ковалик. — СПб:,2001.
— 288 с.. 2001
34. Каплан Р. С., Нортон Д. П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2003.
35. Козырев А. Н. Экономика интеллектуального капитала. // Научные доклады № 7(R)-2006. СПб.: НИИ менеджмента СПбГУ, 2006. [Электронный ресурс] URL: http://www.labrate.ru/kozyrev/
36. Козырев А. Н., Макаров В. Л. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности.— М.: РИЦ ГШ ВС РФ, 2003.
37. Конкуренция и антимонопольное регулирование: учеб. пособие для вузов / под ред. А. Г. Цыганова. — М.: Логос, 1999. С. 368.
38. Лев Б. Нематериальные активы: управление, измерение, отчетность.
— М.: Квинто-Консалтинг, 2003.
39. Леонтьева Л.С. Управление интеллектуальным капиталом. М.: Юрайт, 2016. С. 295
40. Леонтьев Б. Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. — М.:Акционер, 2002.
41. Мазилкина Е.И. Основы управления конкурентоспособностью/ Е.И. Мазилкина, Г.Г. Паничкина. - М.: «Прогресс», 2008. С. 187.
42. Мансуров Р. Как оценить интеллектуальный капитал компании // Кадровик. Кадровый менеджмент. №1, 2011
43. Международный маркетинг: учеб. пособие: / под ред. Н.И. Перцовского. — М.: Высшая школа, 2011. С. 239.
44. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: «Дело», 1993
45. Мещекова М.А. Измерение интеллектуального капитала в современной экономике // Экономика. № 1, 2011г.
46. Мильгром Д. А. Оценка конкурентоспособности экономических технологий // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № 2. С. 45-48
47. Моисеев А.С. Достоинства и недостатки рыночной и командно административной экономических систем // Менеджмент в России и за рубежом. 2005 №8. С. 37-44.
48. Оценка бизнеса: учеб. для студентов вузов / под общ. ред. Грязнова А. Г., Федотова М. А., Ленская С. А. — М.: Финансы и статистика, 2009.
49. Паникарова С. В., Власов М. В. Управление знаниями и интеллектуальным капиталом : учеб. Пособие. — Москва: Юрайт. 2020. с. 13
50. Перцовский, Н.И., Спиридонов И.А., Барсукова С.В. Международный маркетинг: учеб. пособие / под ред. Н.И. Перцовского. - М.: Высшая школа, 2011. 239 с.
51. Поршнев, А. Г., Азоев Г. Л. Маркетинг: учебное пособие. — М.: Финстатинформ, 2013. 93 с.
52. Пострелова А.В., Донскова М.В. Оценка интеллектуального капитала предприятия // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы II международной научной конференции (Санкт-Петербург, июнь 2013 г.). СПб.: Ре-номе, 2013. С. 53-56.
53. Рамазанов В.Г. Графические методы оценки конкурентоспособности предприятий [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.rU/article/n/graficheskie-metody-otsenki-konkurentosposobnosti-predpriyatiy/viewer,свободный
54. Рейтинг и показатели индекса человеческого развития стран мира [Электронный ресурс] URL https://tyulyagin.ru/ratings/rejting-i-pokazateli-indeksa- chelovecheskogo-razvitiya-stran-mira.html
55. Рейтинг стран мира по индексу уровня образования 2019 [Электронный ресурс] URL https://tyulyagin.ru/ratings/rejting-stran-mira-po- indeksu-urovnya-obrazovaniya.html
56. Руус Й., Пайк С, Фернстем Л. Интеллектуальный капитал: практика управления // СПб: Высшая школа менеджмента СПбГУ, 2007.
57. Саакова Л.В. Устойчивое и эффективное развитие корпоративных структур в экономике знаний: формирование интеллектуального потенциала / Под научной редакцией заслуженного деятеля науки РФ, д.э.н., профессора Багиева Г.Л. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012, С. 266.
58. Среднесрочный стратегический план всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) на 2016-2020гг. [Электронный ресурс] URL https: //www.wipo.int/edocs/mdocs/govbody/ru/a_5 6/a_5 6_10. pdf
59. Стюарт Т.А. Интеллектуальный капитал, новый источник богатства организаций. — М.: Поколение, 2007
60. Супрун В.А. Интеллектуальный капитал: главный фактор
конкурентоспособности экономики в XXI веке. — М.: ЛЕНАД, 2016. С. 200.
61. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации: учеб. Пособие. — М.:ЭКСМО, 2005. С. 544.
62. Фридаг, Х. Сбалансированная система показателей. - М.: Финансы и статистика, 2007.
63. Целикова Л. В. Конкурентоспособность субъектов рынка и механизм ее оценки //Вестн. Моск. ун-та. 2000. Сер. 6. Экономика. No 2. С. 57-67
65. Щиборщ К.В. Сравнительный анализ конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 2. С. 92
66. Эдвидссон Л. Корпоративная долгота. Навигация в экономике, основанной на знаниях. — М.: ИНФРА-М,2005. С. 248.
67. Экономика и общество: проблемы и перспективы модернизации в России: моногр./ под общ. ред. В.В. Бондаренко,В.А. Дресвянникова, О.В. Лосевой. — Пенза : Изд-во ПГУ, 2013


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ