ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА
ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1 Понятие и значение системы стимулирования персонала
организации 8
1.2 Формирование системы стимулирования в организации 14
1.3 Эффективность системы стимулирования персонала 18
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА ООО
«РУБЦОВСКИЙ ЧУЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ» 24
2.1 Организационно экономическая характеристика ООО «РЧК» . 24
2.2 Система управления персоналом в ООО «РЧК» 31
2.3 Актуальное состояние системы стимулирования персонала
ООО «РЧК» 41
3 РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ
УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОМ НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯСИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ ООО «РУБЦОВСКИЙ ЧУЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ» 52
3.1 Факторы, влияющие на совершенствование системы
стимулирования персонала в организации ООО «РЧК» 52
3.2 Мероприятия по совершенствования системы стимулирования персонала в организации ООО «РЧК» 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
Система стимулирование персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов организации, мобилизации имеющегося кадрового потенциала.
Основной целью стимулирования является получение максимальной отдачи от использования имеющихся человеческих ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.
Каждая страна имеет свою историю проблем стимулирования персонала. Ещё со времен СССР постоянно шли исследования в этой области, и опыт передовых коллективов стремились копировать по всей стране. Анализировалась западная и американская классика - труды Маслоу, Герцберга, Аргириса, МакГрегора и др.
В конце 70-х-начале 80-х гг. прошлого века много внимания уделялось анализу системы человеческих отношений, человеческого фактора, особенно на опыте «Дженерал Моторс», IBM, японских «кружков качества». Во второй половине 80-х - начале 90-х гг. привлекли внимание статьи по анализу концепции ESOP - Employee Stok Ownership Plan.
Однако в 90-е годы в отечественных исследованиях теории и практики стимулирования персонала наблюдалось почти полное затишье. В настоящее время отметился существенный перелом в этой сфере. Государственные, частные, корпоративные предприятия на практике почувствовали, что развитие и успех рыночных отношений невозможен без совершенствования системы стимулирования персонала. В то же время во многих странах Западной Европы и в США совершенствование системы управления персоналом компаний и фирм приобрели большое значение, и эти методы и могут быть с успехом перенесены на российскую почву.
Необходимо отметить, что в настоящее время особенностью управления персоналом является возрастающая роль личности работника. Соответственно меняется соотношение стимулов и потребностей, на которые может опереться система стимулирования. Для системы стимулирования сотрудников предприятия сегодня используют как финансовые, так и нематериальные способы вознаграждения. Между тем, определенной картины о соотношении отдельных аспектов стимулирующей сферы сотрудников и наиболее эффективных методов управления ими ни теория менеджмента, ни практика управления персоналом не дает.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях современных рыночных отношений, когда успех любой организации на рынке определяется реализацией ее продукции и услуг, особенно важным становится построение эффективной системы стимулирования персонала. Грамотно разработанные, внедренные и поддерживаемые методы стимулирования персонала позволяют компании использовать трудовые ресурсы наиболее выгодным для нее образом и получить максимальную отдачу и прибыль.
Система стимулирования труда - это совокупность приемов и методов целенаправленного внешнего воздействия на персонал организации в целях создания позитивной мотивации к труду [14, с.218].
Система стимулирования на предприятии должна четко определять цели, устанавливать виды материального и нематериального стимулирования в соответствии с достигаемыми результатами, определять систему оценки, период и сроки выплат вознаграждения. Одна из основных целей создания системы стимулирования персонала - ориентировать персонал на максимально эффективное решение задач, стоящих перед компанией. Только тот персонал, который осознает смысл своей деятельности и стремится к достижению целей предприятия, может рассчитывать на достижение высоких результатов. Известно, что компенсационный пакет, состоящий из должностного оклада, это далеко не единственная и не самая эффективная модель. Задача руководителя - направить все многообразие инструментария мотивации в русло интересов организации на каждом конкретном этапе ее развития. Зачастую, исчерпав почти все возможности материального стимулирования, работодатели становятся заинтересованными в нематериальных методах воздействия, не исключая при этом денежного вознаграждения. Так как работник, достигая определенного уровня, при подавляющем использовании методов материального стимулирования, начинает терять интерес к работе. Поэтому руководители выводят на первый план такие нематериальные потребности как: потребность в интересной работе, требующей творческого подхода; признание и адекватная оценка работы; высокая степень ответственности.
Объект исследования: Общество с ограниченной ответственностью «Рубцовский чулочный комбинат» (в дальнейшем именуемый ООО «РЧК»).
Предмет исследования: Система стимулирования персонала.
Целью настоящей выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы стимулирования персонала ООО «Рубцовский чулочный комбинат».
Для достижения целей исследования представляется решить следующие задачи:
1) изучить теоретические основы стимулирования персонала;
2) изучить современное состояние системы управления персоналом ООО «РЧК»;
3) изучить и произвести оценку актуального состояния системы стимулирования персонала ООО «РЧК»;
4) разработать комплекс мероприятий по совершенствованию системы стимулирования персонала ООО «РЧК».
Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Во введении отображены цель, задачи, объект и предмет исследования. В первой главе раскрывается теоретическая часть работы. Во второй главе рассказывается об организации и её экономических характеристиках. В третьей главе описывается система стимулирования персонала ООО «РЧК». В заключении подводятся итоги результатов исследования и выводы. Работа содержит 19 таблиц, 7 рисунков и 3 приложения.
При написании выпускной квалификационной работы использовались источники учебной и научной литературы по теме исследования, нормативно-правовые документы, фактические аналитические данные ООО «РЧК».
Практическая значимость заключается в том, что результаты, рекомендации и предложения можно использовать в ООО «РЧК» для повышения производительности труда, что в конечном итоге приведет к повышению производительности и экономической эффективности организации.
Стимулирование трудовой деятельности - стремление организации с помощью моральных и материальных средств воздействия побудить работников к труду, повышению производительности и качества труда для достижения целей организации [2, с.71]. Целью стимулирования труда является получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов.
Стимулы условно можно разделить на материальные и нематериальные.
К материальному стимулированию относят: заработную плату, премии, надбавки и доплаты. К нематериальным способам стимулирования относятся организационные, моральные и стимулирование свободным временем. Организационные способы включают в себя, привлечение работников к участию в делах организации, перспективы приобрести новые знания и навыки. Моральные методы стимулирования включают: создание условий, при которых люди испытывали бы профессиональную гордость за то, что лучше других могут справиться с порученной работой. Стимулирование свободным временем регулирует поведение работника на основе изменения времени его занятости.
Эффективная система стимулирования персонала должна строиться на следующих принципах: комплексность, системность, регламентация, специализация, стабильность, целенаправленное творчество. Перечисленные принципы необходимо применять в совокупности, так как это даст гарантию получения хороших результатов. Именно тогда станет реальностью значительное повышение эффективности и качества работы.
Целью настоящей выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы стимулирования персонала ООО «Рубцовский чулочный комбинат».
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1) изучил теоретические основы стимулирования персонала;
2) изучил современное состояние системы управления персоналом ООО «РЧК»;
3) изучил и произвел оценку актуального состояния системы стимулирования персонала ООО «РЧК»;
4) разработал комплекс мероприятий по совершенствованию системы стимулирования труда персонала ООО «РЧК» и оценил их социально-экономическую эффективность.
Объектом исследования является действующее коммерческое предприятие Общество с ограниченной ответственностью «Рубцовский чулочный комбинат».
Предметом исследования работы является система стимулирования персонала.
Методической основой работы послужили нормативно-правовые акты ТКРФ, использовались источники учебной и научной литературы по теме дипломной работы, нормативно-правовые документы, фактические данные ООО «РЧК».
Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Во введении отображены цель, задачи, объект и предмет исследования. В первой главе раскрывается теоретическая часть работы. Во второй главе рассказывается об организации и её экономических характеристиках. В третьей главе описывается система стимулирования персонала ООО «РЧК». В заключении подводятся итоги результатов исследования и выводы. Работа содержит 19 таблиц, 7 рисунков и 3 приложения.
Организационная структура ООО «РЧК» относится к линейно-функциональной структуре управления.
В результате оценки актуального состояния системы стимулирования персонала ООО «РЧК» выявил, что в основном работники предприятия удовлетворены системой стимулирования. Она развита, как считают большинство работников, но недостаточно продуманна.
В результате проведенного исследования мною выявлены следующие проблемы:
- устаревшая программа премирования персонала;
- ограниченность форм нематериального стимулирования.
Для решения этих проблем были предложены мероприятия по совершенствованию стимулирования труда персонала ООО «РЧК»:
1. Разработка положений о конкурсе инновационных (рациональных) предложений и о конкурсе трудового соперничества среди структурных подразделений;
2. Создание фондов премирования за рациональные предложения и премирования по итогам трудового соперничества;
3. Организация конкурса трудового соперничества среди структурных подразделений и конкурса за рациональные предложения;
4. Внедрение систематического информирования персонала: создание локального информационного ресурса - интернет-портала компании;
5. Проведение конкурса на звание «Лучший сотрудник месяца».
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197 - ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 29.12.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.01.2011);
2. Генкин Б.М. Организация, нормирование оплаты труда на промышленных предприятиях [Текст]: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2017 - с. 672;
3. Гущина И. Трудовая мотивация как фактор повышения эффективности труда / Общество и экономика, 2016. - с.344;
4. Беляев А.А., Коротков Э.М. Антикризисное управление: Учебник для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации». - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - с. 319;
5. Белкин В., Белкина Н. Мотивы и стимулы труда / Социальная защита, 2015 - с.275;
6. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: Учебник. - М., 2017. - 144 с.
7. Белозерова С. И Как расширить социальные функции заработной платы: Учебное пособие - оМ. 2016. - с.315;
8. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. - М.: Проспект, 2019. - с. 654;
9. Володин А., Назарук М. Что побуждает нас работать: Теория мотивации труда / Банковские технологии, 2016. - с.224.
10. Минева О.К., Арутюнян С.А. и др. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебник / - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - с. 272;
11. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента [Текст]: Переизд.. - М.: Дело, 2013. - с. 704;
12. Баженов В. И., Л.М. Поталицина. Организация и нормирование труда [Текст]: Учебное пособие. - М.:Норма, 2016 - с. 694;
13. Зайцева Т.В., Черняева Г.В., Батоврина Е.В.; Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие . ИНФРА-М, 2016. - с. 394;
14. Рофе А.И. Экономика труда [Текст]: учебник. - М.: КНОРУС,
2015. - с. 400;
15. Кибанов, А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебник/ А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Е.А. Митрофанова, М.В. Ловчева. - М.: ИНФРА-М, 2018. С.14;
16. Кононенко Р.В., Скубина ОН., Еремян В.И. Организация оплаты труда в условиях рыночной экономики: Учебник. - Белгород: Кооперативное образование, 2018. - с. 239;
17. Гущина И. Трудовая мотивация как фактор повышения эффективности труда / Общество и экономика, 2016. - с.344;
18. Афанасьев А., Радько С. Сохранение трудового потенциала и максимизация прибыли / Человек и труд. - 2016. - №7. С. 37;
19. Беляев А.А., Коротков Э.М. Антикризисное управление: Учебник для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации». - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - с. 319;
20. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: Учебник. - М., 2017. - 144 с.
21. Дресвянников В.А., Лосева О.В. Направления развития кадрового потенциала на промышленных предприятиях / Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2017. -№ 1 (17), с. 98;
22. Минева О.К., Арутюнян С.А. и др. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебник / - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - с. 272;
23. Рофе А.И. Экономика труда [Текст]: учебник. - М.: КНОРУС,
2016. - с. 400;
24. Слезингер Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики[Текст]: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2018. - с. 336;
25. Зайцева Т.В., Черняева Г.В., Батоврина Е.В.; Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие . ИНФРА-М, 2017. - с. 394;
26. Кондраков Н. П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва, Проспект, 2016. - с. 504;
27. Богданов Ю. Н., Зорин Ю. В., Шмонин Д. А., Ярыгин В. Т. Мотивация персонала / Методы менеджмента качества, 2017. - с.245;
28. Галенко, В.П., Страхова О.А., Файбушевич С.И. Управление персоналом и эффективность предприятий.- М.: Финансы и статистика 2018 г. - с. 213;
29. Кибанов А.Я. Методы построения системы управления персоналом /А.Я.Кибанов/ Кадровик. Кадровый менеджмент, 2017. - с. 208;
30. Скляревская В.А. Экономика труда: Учебник для бакалавров. - М: Дашков и К, 2016. - 304 с.
31. Дункан Дж. Основополагающие идеи в менеджменте: Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики / Пер. с англ. - М.: Дело, 2018, - с.258;
32. Горфинкеля В.Я., проф. Швандара В.А. Экономика предприятия
[Текст]: Учебник для вузов/ под ред. Проф.В.Я.Горфинкеля, проф.
В.А.Швандара. - 3-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ - ДАНА, 2019. - с. 718;
33. Трунин С.Н. Экономика труда: Учебник. - М.: Экономика, 2019. - 496 с.
34. Козычева Н. Б., Козычев Б. С. Проблемы и задачи стимулирования / Менеджмент в России и за рубежом, №2, 2017. С.93;
35. Генкин Б.М. Экономика и социология труда [Текст]: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2018 - с. 596;
36. Гущина И. Трудовая мотивация как фактор повышения эффективности труда / Общество и экономика, 2019. - с.344;
37. Горфинкеля В.Я., проф. Швандара В.А. Экономика предприятия
[Текст]: Учебник для вузов/ под ред. Проф.В.Я.Горфинкеля, проф.
В.А.Швандара. - 3-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ - ДАНА, 2017. - с. 718;
38. Захарова Т.И., Гаврилова С.В. Мотивация трудовой деятельности [Текст]: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. Цент ЕАОИ, 2018. - с. 216;
39. Соломанидина Т.О., Соломанидин В.Г. Управление мотивацией персонала (в схемах, таблицах, тестах, кейсах)[Текст]: - М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2016. - с. 128;
40. Слезингер Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики[Текст]: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2018. - с. 336;
41. Дроздова Е.М. Подходы к определению и оценке трудового потенциала / Дискуссия. - 2017. - № 5. с. 68;
42. Маршалл А. Принципы экономической науки. - М.: Прогресс, 2016. - с. 742;
43. Дункан Дж. Основополагающие идеи в менеджменте: Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики / Пер. с англ. - М.: Дело, 2019, - с.258;
44. Дресвянников В.А., Лосева О.В. Направления развития кадрового потенциала на промышленных предприятиях / Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2018. -№ 1 (17). с. 98;
45. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием [Текст]: учеб. пособие / Н.Л. Зайцев. - 2-е изд., доп. - М.: ИНФРА-М, 2007 - с. 454;
46. Пивоваров, К. В. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций / К.В. Пивоваров. [Текст]: 3-е изд. - М.: Дашков и К, 2018. - с. 119;
47. Генкин Б.М. Организация, нормирование оплаты труда на промышленных предприятиях [Текст]: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2017
- с. 672;
48. Беляев А.А., Коротков Э.М. Антикризисное управление: Учебник для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации».
- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - с. 319;
49. Белозерова С. И Как расширить социальные функции заработной платы: Учебное пособие - оМ. 2018. - с.315;
50. Кузнецова Н. В. История менеджмента. / [Электронный ресурс].
Издательство Дальневосточного университета ВЛАДИВОСТОК, 2018 Режим доступа: http://sci.house/menedjmenta-osnovyi/istoriya-
menedj mentaizdatel stvo. html.