Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы по формированию основ культуры здорового образа жизни у младших школьников 7
1.1 Формирование основ культуры здорового образа жизни у
младших школьников в психолого-педагогических 7
исследованиях отечественных учёных
1.2 Условия формирования основ культуры здорового образа
жизни у младших школьников 13
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию основ культуры здорового образа жизни у младших школьников 21
2.1 Изучение уровня сформированности основ культуры
здорового образа жизни у младших школьников 21
2.2 Разработка и внедрение комплекса игр, направленных на
формирование основ культуры здорового образа жизни 33
2.3 Определение динамики уровня сформированности основ
культуры здорового образа жизни у младших школьников 38
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Аннотация
Название темы бакалаврской работы: «Формирование основ культуры здорового образа жизни у младших школьников».
Цель работы: выявить и проверить опытно-экспериментальным путём эффективность психолого-педагогических условий в процессе формирования основ культуры здорового образа жизни у младших школьников.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования культуры здорового образа жизни у младших школьников;
- выявить уровень сформированности здорового образа жизни у младших школьников;
- разработать и внедрить комплекс игровых занятий, эффективно влияющих на формирование основ культуры здорового образа жизни у младших школьников;
- доказать эффективность педагогических условий, направленных на формирование основ культуры здорового образа жизни у младших школьников.
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (наблюдение, тестирование, эксперимент
(констатирующий, формирующий, контрольный этапы),
количественный и качественный анализ данных).
Количество источников литературы: 50.
Количество таблиц: 2.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что здоровье младших школьников ухудшается с каждым днём. Эта проблема вызывает большое беспокойство у родителей и педагогов. В современном мире растёт число детей, страдающих различными хроническими заболеваниями.
Только небольшое количество детей приходят в школу здоровыми, остальными дети приходят в школу с нейропсихиатрическими расстройствами, нарушениями зрения или слуха. Причина такой ситуации обусловлена прежде всего несоблюдением простых гигиенических рекомендаций: несоблюдение режима дня, пренебрежение спортом и
уроками физкультуры, недостаток свежего воздуха, неправильное питание и множество других причин.
Учитель начальной школы может и должен научить ученика начальной школы следить за своим здоровьем. Учитель способен активно влиять на формирование культуры здорового образа жизни у своих учеников непосредственно на школьную и внеклассную деятельность. Это в особенности важно для коррекционных школ, где дети в силу своих психофизических особенностей имеют физическую слабость, большую склонность к инфекционным заболеваниям.
Младший школьный возраст больше способствует формированию привычек здорового образа жизни. У учеников младших классов особая любовь к первому учителю, поэтому они стараются выполнять всё, что им говорят. В данный период закладываются основные ценности и стратегии действий, формируется основа мировоззрения. Младшие школьники должны понимать, что только здоровые люди могут жить полноценной жизнью на благо людей. Дети могут развить ответственное поведение, улучшить своё здоровье и иметь возможность принимать ценные решения в отношении своего здоровья. Начальные школы должна играть приоритетную роль в формировании основ здоровой культуры молодёжи.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы предположили, что важным решением проблемы ухудшения здоровья детей младшего школьного возраста является формирование у них знаний о культуре здорового образа жизни.
Проблема исследования: каковы условия формирования основ культуры здорового образа жизни?
Цель исследования: выявить и проверить опытно-экспериментальным путём эффективность психолого-педагогических условий в процессе формирования основ культуры здорового образа жизни у младших школьников.
Объект исследования: процесс воспитания младших школьников.
Предмет исследования: содержание игровых занятий, направленных на формирование основ культуры здорового образа жизни у младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование основ культуры здорового образа жизни у младших школьников будет происходить наиболее эффективнее, если:
- обеспечить освоение выделенных понятий и представлений при изучении нового материала;
- использовать на уроках игровые заданий для эффективного усвоения знаний;
- создать благоприятные условия для формирования основ культуры здорового образа жизни у младших школьников.
Задачи исследования:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования культуры здорового образа жизни у младших школьников;
- выявить уровень сформированности здорового образа жизни у младших школьников;
- разработать и внедрить комплекс игровых заданий, эффективно влияющих на формирование основ культуры здорового образа жизни у младших школьников;
- доказать эффективность педагогических условий, направленных на
формирование основ культуры здорового образа жизни у младших школьников.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, тестирование, эксперимент
(констатирующий, формирующий, контрольный этапы),
количественный и качественный анализ данных.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Новизна исследования: заключается в разработанном комплексе игровых занятий, направленных на формирование основ культуры здорового образа жизни у младших школьников.
Практическая значимость: основные положения работы могут быть использованы учителями начальных классов при разработке уроков и подборе заданий, направленных на формирование основ культуры здорового образа жизни у младших школьников.
Формирование основ культуры здорового образа жизни у младших школьников является важной проблемой современного общества.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме нашего исследования, можно сделать вывод о том, что здоровый образ жизни - это всё, что положительно влияет на здоровье человека в его деятельности и поведении. Понятие «деятельность» очень широкое, каждый её вид воздействует на здоровье человека. Исходя из этого, здоровый образ жизни включает в себя все элементы деятельности, направленных на защиту, улучшение и воспроизводство здоровья.
Следующий шаг, после изучения психолого-педагогической литературы, это проведение опытно-экспериментального исследования по формированию у младших школьников понятия здоровый образ жизни.
Исследование проводилось на базе МБУ «Гимназия №39». В эксперименте принимали участие две группы, в каждой по 28 человек: 4 «Е» контрольная группа и 4 «А» экспериментальная группа.
В ходе исследований психолого-педагогической литературы были выявлены критерии и показатели формирования культуры здорового образа жизни.
Полученные и проанализированные данные исследования обосновывали необходимость разработки и проведения комплекса игр, которые направлены на формирование у младших школьников культуры здорового образа жизни.
Первый блок состоит из игр, направленных на формирование понятий о личной гигиене. Второй блок состоит из игр, направленных на формирование понятий о режиме дня. Третий блок состоит из игр, направленных на привитие интереса у младших школьников к спорту. Четвертый блок состоит из игр, направленных на формирование понятий о правильном питании.
После проведения формирующего этапа эксперимента был проведён контрольный этап. Исходя из полученных данных, можно сказать что у контрольной группы повысился уровень знаний о культуре здорового образа жизни, учащиеся хотят делиться с другими людьми своими знаниями, хотят приносить максимальную пользу обществу.
Таким образом, в ходе проведения опытно-экспериментальной работы доказана эффективность разработанного комплекса игр, направленных на формирование культуры здорового образа жизни. Проанализировав полученные данные и проследив динамику формирования культуры здорового образа жизни, можно сделать вывод, что реализация разработанного нами комплекса игр доказала свою эффективность.
1. Андреева И.Г. Теоретические основы формирования культуры здоровья младших школьников. // Вестник Академии детско- юношеского туризма и краеведения. 2017. С. 64-73.
2. Андреева И.Г. Формирование культуры здоровья средствами учебного предмета. // Химия в школе. 2017. С. 11-18.
3. Андреева Т.Н. Формирование здорового образа жизни у детей 6-7 лет. // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2011. С. 10.
4. Анюсова Ю.Е. Основы здорового образа жизни: учебное пособие. 2010. 119 с.
5. Армеева И.А., Голицина И.Я. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся: учебно-методическое пособие. 2014. 180 с.
6. Атутова Е.Н. Здоровый образ жизни как основное условие безопасности жизнедеятельности учащихся в курсе ОБЖ. // Наука через призму времени. 2017. С. 17-18.
7. Белявцева Н.М., Белявцева С.Н. Факторы, влияющие на формирование культуры здоровья младших школьников. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. С. 68-72.
8. Березина В.А. Формирование основ культуры здорового образа жизни в системе образования. // Воспитание школьников. 2015. С. 70-74.
9. Бушенева И.С. Проблемы формирования здорового образа жизни у школьников в современных российских условиях. // Современные проблемы науки и образования. 2017. С. 274-281.
10. Вайнер Э.Н. Особенности воспитания культуры здоровья в системе общего образования. ИскраПрофи. 2009. 59 с.
11. Всемирная организация здравоохранения / Основные документы. - Италия. - 2014. 283 с.
12. Винокурова С.Г. Формирование основ культуры здоровья младших школьников в условиях общеобразовательной школы. Актуальные проблемы социальной работы и социально-педагогической деятельности: теория и практика. 2009. С. 96-99.
13. Гаджиев Р.Д. Взаимодействие семьи и школы в формировании здорового образа жизни младших школьников. / Р.Д. Гаджиев. автореф. дис., канд. Пед.наук: 2007. 27 с.
14. Герасимова Л.И. Формирование ценностного отношения ребёнка к здоровью в семье. // Начальная школа До и После. 2008. С. 109-112.
15. Дартау Л.А. Государственное управление здоровьем и качеством жизни. Объект, субъекты, обязанности и ответственность. // Институт проблем управления. 2015. №2. С. 52-59.
16. Дуркин П.К. Воспитание у школьников интереса к
физической культуре. // Физическая культура в школе. 2016. С. 4-8.
... Всего источников – 50.