Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 История развития российского законодательства об административной ответственности за нарушение правил дорожного движения водителями автотранспортных средств. Понятие и структура административной ответственности за правонарушении в области дорожного движения 8
1.1 История развития российского законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения 8
1.2 Понятие административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения и ее структура 13
1.3 Классификация административных правонарушений в области дорожного движения 18
Глава 2 Общая характеристика составов административных правонарушений в области дорожного движения 24
2.1 Общая характеристика объекта и объективной стороны составов административных правонарушений в области дорожного движения 24
2.2 Общая характеристика субъекта и субъективной стороны составов административных правонарушений в области дорожного движения 31
Глава 3 Меры административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения и проблемы их совершенствования 39
3.1 Меры административной ответственности в области дорожного движения 39
3.2 Проблемы совершенствования мер административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения 54
Заключение 60
Список используемой литературы и используемых источников 64
Актуальность темы исследования. Безопасность дорожного движения с юридической точки зрения подразумевает собой совокупность мероприятий, которая направлена на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий и на снижение тяжести последствий после них, а также она обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества для правильной работы принадлежащих им автотранспортных средств.
Обеспечение безопасности дорожного движения - это непрерывный процесс, который требует постоянного системного подхода при его осуществлении.
Состояние безопасности дорожного движения в нашей стране в последние годы стало очень серьезной проблемой. Существенную роль в механизме ее обеспечения занимают правовые средства.
А.Н. Калюжный отмечает, что «современная система мер по обеспечению ... безопасности сможет поддерживать институциональные механизмы и ресурсные возможности общества и государства на должном уровне только лишь при наличии совершенных правовых средств» [13, с.8].
Одним из способов обеспечения должного уровня безопасности в дорожном движении служит воздействие административной ответственности на участников движения, направленное на предотвращение и профилактику дорожно-транспортных происшествий за счет формирования установки на правомерное поведение на дороге. Обусловлено это тем, что «водитель или пешеход, осознавая последствия нарушений Правил дорожного движения в виде административной ответственности для них лично (в теории), будут стремиться не допускать нарушений и вести себя правомерно, что в итоге должно привести к росту степени ответственности участников дорожного движения» [19, с.82].
Глава 12 Кодекса РФ об административных правонарушениях Российской Федерации (далее по тексту - КоАП РФ), предусматривающая ответственность за дорожные правонарушения, содержит статьи, объединяющих значительно больше, нежели ранее, количество норм, регулирующих общественные отношения в сфере дорожного движения.
«В последние годы отмечается явная тенденция ужесточения мер административной ответственности, применяемых к нарушителям Правил дорожного движения» [5, с.33]. Повышаются размеры штрафов, к ответственности за различные правонарушения привлекается все больше водителей транспортных средств. Растет число правонарушений, регистрируемых с помощью специальных средств фото - и видеофиксации нарушений правил дорожного движения, работающих в автоматическом режиме.
В таких условиях одним из важнейших факторов, определяющих уровень безопасности дорожного движения, становится эффективность законодательства об административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения и процесса его реализации.
В этой связи очень важное значение приобретает обеспечение надлежащего уровня производства по делам об административных правонарушениях в данной области общественных отношений, так как пробелы в административном законодательстве и противоречивая практика его применения при рассмотрении дел об административных правонарушениях, посягающих на безопасность дорожного движения, создают определенную почву для общественного мнения о неспособности государства обеспечить общественную безопасность в целом.
Степень научной разработанности темы. Проблемы обеспечения эффективности законодательства об административной ответственности постоянно находятся в центре внимания ученых. Заметный вклад в их разрешение в различные исторические периоды внесли А.Б. Агапов, И.И. Веремеенко, В.В. Денисенко, A.C. Дугенец, М.И. Еропкин, А.Е. Лунев, В.М. Манохин, М.Я. Масленников, Б.В. Российский, Н.Г. Салищева, В.Д. Сорокин, И.В. Тимошенко, Ю.А. Тихомиров, А.П. Шергин, и др.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Предметом исследования выступают нормы права, регламентирующие основания и меры административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения.
Цель работы - исследование особенности административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения.
Для достижения заявленной цели поставлены следующие задачи:
• исследовать историю развития российского законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;
• рассмотреть понятие административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения и ее структуру;
• рассмотреть классификацию административных правонарушений в области дорожного движения;
• изучить общую характеристику объекта и объективной стороны составов административных правонарушений в области дорожного движения;
• изучить общую характеристику субъекта и субъективной стороны составов административных правонарушений в области дорожного движения;
• исследовать меры административной ответственности в области дорожного движения;
• рассмотреть проблемы совершенствования мер административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения.
Методологической основой работы явилось сочетание общенаучных (анализ, синтез) и частно-научных: сравнительно-правового, историко-правового методов исследования.
Нормативную правовую основу исследования
Конституция Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Правила дорожного движения РФ, иные законодательные акты.
Теоретическую основу составляют труды отечественных ученых в области административной ответственности, а также публикации, посвященные проблемам обеспечения безопасности дорожного движения.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
В работе использованы и проанализированы 62 ключевых источника.
В заключение исследования можно сделать следующее выводы.
Становление российского законодательства об административной ответственности за нарушение правил дорожного движения прошло достаточно длинный путь. Законодательные акты различных исторических периодов упоминали о похожих по определенным признакам правонарушениям, но не в том содержании, в каком указанные деяния представлены в главе 12 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Административная ответственность в указанной области представляет собой урегулированные нормами административного права общественные отношения, которые возникают в силу применения субъектами административной юрисдикции в установленном процессуальном порядке административных наказаний к лицу, совершившему административное правонарушение в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
В целом можно сделать вывод, что основные признаки административной ответственности в сфере дорожного движения следующие:
• это правовая ответственность за административные правонарушения при функционировании отношений, возникающих в сфере дорожного движения;
• используется как важное средство правоохраны в данной области;
• отличается своим субъектным составом;
• влечет за собой применение мер административного принуждения;
• особый порядок установления;
• широкий круг уполномоченных органов и должностных лиц, применяющих ее;
• особый процессуальный порядок ее реализации и т.д.
Раскрывая внутреннюю сущность административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения, необходимо отметить, что они наделены общественной опасностью, по причине того, что безопасность дорожного движения выступает одним из важнейших элементов общественной безопасности и правопорядка. Недаром множество противоправных деяний, которые оцениваются как административные правонарушения, касается именно правил безопасности. Стоит отметить, что в полной мере это относится к правонарушениям в сфере безопасности дорожного движения.
Административные правонарушения в области дорожного движения на сегодняшний день закреплены в 42 статьях главы 12 КоАП РФ (ст. 12.1 - ст. 12.37 КоАП РФ).
Меры административной ответственности являются одним из основных средств обеспечения безопасности дорожного движения, они направлены на предотвращение и профилактику дорожно-транспортных происшествий за счет формирования установки на правомерное поведение на дороге. Мерой административной ответственности является административное наказание.
За нарушение дорожного движения назначаются административные наказания, которые включают в себя следующие:
• предупреждение;
• административный штраф;
• конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
• лишение специального права управления транспортными средствами;
• административный арест;
• обязательные работы.
В ходе анализа института административной ответственности за совершение правонарушений в области дорожного движения был выявлен ряд проблем, для решения которых предлагается:
• унифицировать терминологию Правил дорожного движения, Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и КоАП РФ;
• дополнить гл. 4 КоАП РФ статьей 4.3.1 следующего содержания:
«Статья 4.3.1. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность за административные правонарушения в области дорожного движения». 1. При назначении административного наказания лицу, признанному виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного положениями статей Главы 12 настоящего Кодекса, в качестве отягчающих обстоятельств суд или должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, учитывает: 1) наличие материального ущерба, причиненного в результате административного правонарушения; 2) применение или попытка применения насилия в отношении иных участников дорожного движения; 3) систематическое (более трех раз в течение года) или злостное (более пяти раз в течение года) нарушение лицом правил дорожного движения; 2. При наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных частью первой настоящей статьи, лицу назначается максимальный срок или размер наказания за совершенное административное правонарушение»;
• отдельно установить ответственность за опасное вождение, учитывая его особую опасность. Кроме того, остаются ненаказуемы нарушения предписаний части 2 пункта 10.1 ПДД о снижении скорости до полной остановки в случае опасности, части 4 пункта 10.5 ПДД о запрете резкого торможения, кроме как для предотвращения ДТП. Таким образом, глава 12 КоАП РФ все еще не в полной мере корреспондирует Правилам дорожного движения.
В завершении стоит отметить, что обеспечение безопасности дорожного движения - это непрерывный процесс, который требует постоянного системного подхода при его осуществлении, поскольку помимо законодательных в его состав входит комплекс других различных мер, которые должны осуществляться обосновано, дополняя друг друга. Потому что отдельные действия различных органов власти не смогут оказывать значительного влияния на рост безопасности на дорогах РФ. Уменьшение количества дорожно-транспортных происшествий может быть достигнуто путем пристального внимания к качеству автомобильных дорог и техническому состоянию автомобилей, полноценному обеспечению принципа равенства всех перед законом, особенно в отношении соблюдения всеми лицами правил дорожного движения. Кроме того, немаловажную роль играет воспитание культуры поведения во время дорожного движения, которое необходимо начинать с детей дошкольного возраста.
1. Агапов А.Б. Административная ответственность: учебник для магистров. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2015. 494с.
2. Алфавитный сборник распоряжений по Санкт-Петербургскому Градоначальству и Полиции, извлеченных из приказов 1866-1885 гг. СПб., 1886. С. 153. // URL: http://www.runivers.ru/lib/book7826/452062/ (дата обращения: 10.05.2020).
3. Бельский К.С. Административная ответственность: генезис, основные признаки, структура // Государство и право. 1999. № 12. С. 12-20
4. Войтенков Е.А. Историко-правовые особенности и этапы становления отечественной системы обеспечения безопасности дорожного движения // Общество и право. 2010. № 3. С. 17-29
5. Головко В.В., Бекетов О.И., Майоров В.И. Обеспечение безопасности дорожного движения в государственной системе профилактики правонарушений // Наука и практика. 2016. N 3 (68). С. 33-39.
6. Головко В.В., Майоров В.И. Правонарушение как фактическое основание административной ответственности // Алтайский юридический вестник. М, 2016. № 3. С. 62-66.
7. Дугенец А.С. О необходимости обеспечения социальной эффективности административных наказаний // Актуальные проблемы предупреждения правонарушений в сфере общественного порядка и общественной безопасности: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 14-15 мая 2009 г. Хабаровск: Изд-во Дальневост. юрид. ин-та МВД РФ, 2009. С. 155-167
8. Дугенец А.С. Институт административной ответственности : в 3 т. / А.С. Дугенец; Научные труды РАЮН. М.: Юрист, 2015, Вып. 5: Т. 1. 562 с.
9. Иванов И.С. Практический комментарий к главе 12 КоАП РФ «Административные правонарушения в области дорожного движения» // СПС Консультант Плюс, 2013 (дата обращения: 10.05.2020).
10. Информация по нарушениям ПДД. Официальный сайт ГИБДД РФ // URL: http://gibdd-sale.ru (дата обращения 12.05.2020).
11. Исаев И.А. История государства и права России: Учебное пособие. М., 2010. 797с.
12. История ГИБДД: учебное пособие / Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова. Новочеркасск: ЮРГПУ (НПИ), 2016. 128 с.
13. Калюжный А.Н. Федеральный закон «О безопасности»: итоги реализации и перспективы развития // Военно-юридический журнал. 2014. N 3. С. 7 - 10.
14. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (утв. ВС РСФСР 20.06.1984) (утратил силу) // Свод законов РСФСР, т. 8, с. 401.
15. «Конвенция о дорожном движении» (Заключена в г. Вене 08.11.1968) (с изм. от 23.09.2014) // Документ вступил в силу для СССР - 21.05.1977, ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII с оговоркой и заявлениями. СПС Консультант Плюс.
...