ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИСТОРИЧНОСТИ В РАМКАХ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ИСТОРИИ 8
1.1 Становление проблемы историчности в просветительской философии .. 9
1.2 Рефлексия над историчностью классической мыслью 20
ГЛАВА 2. ВАРИАТИВНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО И ОСМЫСЛЕНИЕ ИСТОРИЧНОСТИ 27
2.1 Тенденции в понимании историчности в историческом параллелизме . 28
2.2 Взгляды на историчность представителями исторического номинализма 42
ГЛАВА 3. ПОНИМАНИЕ ИСТОРИЧНОСТИ ПРИ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОМ
ПРОЧТЕНИИ ИСТОРИИ 49
3.1 Кризис европейской философии и историчность 50
3.2 Проблема историчности в постструктурализме 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
Актуальность темы исследования. Во все времена перед человеком возникала проблема определения себя в пространстве и во времени, фиксация себя в мире. Реверсом данной проблемы являются вопросы, связанные с охватом самого пространственно-временного континуума. Иными словами, наследие человеческой рефлексии представляет собой, с одной стороны, многочисленные попытки органично вписать человека в картину мироздания, с другой, - создать ее.
Среди элементов картины мира, как суммы интеллектуальных изысканий, особое место занимают воззрения человека на историческую реальность. Эта реальность зиждется на объективных законах и принципах, осмысление которых непременно приводит к созерцанию истории -самой-по- себе. Тяга человека к выявлению исторического бытия есть онтологическая тяга, стремление к подлинному. В контексте затронутой области знания и возникает проблема историчности, как ключевого предиката исторического бытия. Собственно, данную проблему необходимо отнести к пропедевтики философии истории. Понимание историчности суть выявление границ исторического.
XX век - это век кризисов, последствия которых коснулись философии и философии истории, в частности. Классическая метафизика субстанции была уличена в несостоятельности феноменологической и герменевтической традициями, а после «парадигм» постмодернистов любая реальность (в том числе и историческая) признавалась текстом, который может быть выражен в бесконечном вариативном ряду интерпретаций. Современные философы, рефлексирующие над историей, как правило, отмечают ту непростую ситуацию, в которой оказалась данная дисциплина (множество концепций исторического процесса, различные традиции к пониманию истории, разрозненность в выделении фундаментальных оснований исторической реальности и т.д.).
Современное общество крайне дифференцировано и разобщено. Зачастую, корни этой раздробленности покоятся в историческом прошлом и воспринимаются членами общества как нечто само собой разумеющееся, как нечто закрепленное в истории или как нечто историей закрепленное (европоцентризм и национализм, космополитизм и антиглобализм и т.д.). Очевидно то, что феномен историчности требует тщательного изучения. Прояснение затронутой проблематики приведет и к переоценке опыта исследования философии истории, и позволит иначе осмыслить саму историю.
Степень научной разработанности проблемы. Можно сказать, что становление проблемы историчности происходит в глубокой древности. Еще Г еродот задумывался над вопросом о том, каким образом человек причастен историческому процессу? Опыт исследования исторического существования античными и, далее, средневековыми философами стал «питательной средой» для дальнейшего изучения проблемы историчности. Для современного научного сообщества эта проблема не утеряла своей актуальности.
На западе исследуются, как правило, отдельные аспекты историчности. К примеру, Т. Липпс, Г. Миш видят в историчности герменевтическую процедуру толкования исторического.
Отечественная философская традиция рассматривает проблему историчности комплексно. Сформировалось несколько крупных направлений к изучению историчности:
1. Онтологическое (М.А. Киссель, Ю.В. Перов, К.А. Сергеев и др.), в котором исследуется становление историчности с помощью выявления ее места в общественном сознании;
2. Гносеологическое (И.С. Кон, А.И. Ракитов, Б.Р. Могильницкий и др.), выделяющее историчность в качестве познавательной способности, которая обуславливает связь историка и исторического бытия;
3. Аксиологическое (М.А. Барг, Ю.А. Левада и др.), в котором историчность рассматривается как основа исторической приемственности;
4. Типологическое (В.Т. Маклаков, А.И. Панюков и др.), представители которого освещают становление историчности через процесс развития ее форм;
5. Социологическое (О.Ф. Гаврилов, М.В. Литвинов, А.М. Коршунов, В.Ф. Шаповалов и др.), в котором исследуются социальные функции историчности, ее роль в социальной жизни.
Разумеется, список работ, посвященный изучению проблемы историчности, не исчерпывается перечисленными трудами. Но, зачастую, авторы работ либо исследуют феномен историчности, находясь под влиянием определенной методологической традиции (онтологическая, гносеологическая и т.д.), либо выстраивают свой анализ так, чтобы подогнать его в свои же представления об историческом процессе (Р.Дж. Коллингвуд, Р. Арон и др.).
Целью данного исследования является выявление основных историко-философских подходов к пониманию историчности.
Достижение поставленной цели осуществляется через решение следующих задач:
1. Обозначить становление проблемы историчности в просветительской философии;
2. Выделить понимание историчности классической мыслью ;
3. Осветить представления об историчности в историческом параллелизме;
4. Выявить взгляды на историчность представителями исторического номинализма ;
5. Рассмотреть воззрения мыслителей герменевтической и экзистенциальной направленности относительно историчности;
6. Изучить представления об историчности в постструктурализме.
Объектом данного исследования выступает феномен историчности, предметом - историко-философские подходы к его пониманию.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Становление проблемы историчности происходит в философских системах французских просветителей, которые связывали ее с разумностью как двигателем исторического процесса;
2. Классическая мысль рассматривает историчность в качестве способа бытия исторического;
3. Представители исторического параллелизма сблизили историчность с гуманностью как источником состояний жизни;
4. В историческом номинализме заметно угасание рефлексии над проблемой историчности, которую связывали с общим познавательным интересом к историческим образованиям (культурно-исторический тип, культура, цивилизация);
5. Философы герменевтической и экзистенциальной направленности помыслили историчность в качестве сложного феномена, состоящего их трех уровней: 1) историчность существования, 2) особая гносеологическая установка, 3) историчность бытия;
6. Постструктуралисты видели в историчности неистребимую двусмысленность прочтения случайного материала (текст, разговор, изображение и т.д.).
Теоретико-методологические основы исследования составили принципы герменевтического направления и системный подход к рассмотрению философских феноменов. Для анализа проблемы историчности в качестве основных методов были использованы герменевтический и диалектический методы. Также применялись общелогические методы: анализа, синтеза, обобщения и др.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые системно рассмотрены подходы к пониманию историчности, предложена их общая характеристика, произведен сравнительный анализ.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в целях разработки новых подходов к пониманию историчности и самой истории в целом. Также материалы исследования могут быть использованы в учебной деятельности в процессе преподавания философских, исторических, социологических и др. дисциплин.
Апробация исследования. Отдельные аспекты исследуемой проблемы разрабатывались в статьях, тезисах докладов и выступлений. Общее количество публикаций по теме - восемь. А также результаты исследования докладывались и обсуждались на различных конференциях.
Структура работы отражает логику и содержание исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В ходе написания данной работы были рассмотрены основные историко-философские подходы к пониманию историчности.
Подводя итог данному исследованию, можно сделать ряд заключений.
Первые проекты универсальной истории возникли в философемах деятелей французского просвещения. Можно сказать то, что просветители философски осмыслили историю. Собственно, тому свидетельствует и появления термина «философия истории», который впервые выразил Ф. Вольтер. История представлялась просветителям в качестве поступательного движения человечества к «золотому веку». В тело истории деятели Просвещения включили только разумные человеческие свершения. Телеологией французских просветителей выступает царство разума. Пожалуй, только Ж.-Ж. Руссо учил о том, что к совершенству нужно стремиться не только в развитии интеллектуальных способностей, но и в морально-нравственной стороне человеческих взаимоотношений. Тем не менее, в целом, историчность виделась просветителям в качестве разумности. Исторично все то, что разумно.
Версия универсальной истории содержится и в философии Г. Гегеля. Он считает, что история представляет собой шествие мирового духа во времени. Дух, по мысли немецкого классика, тождественен мировому разуму. Субъект становится сопричастным истории по средствам своего разумного начала. Собственно, благодаря разуму человека мировой дух и заканчивает свою эволюцию - восхождение к самому себе. Поэтому историчность понималась Г. Гегелем как способ бытия исторического, способ присутствия в истории.
В философии Н.А. Бердяева также обнаруживаем проект универсальной истории. Влияние философии Г. Гегеля на русского мыслителя неоспоримо. Но проблему историчности Н.А. Бердяев решает оригинально. Он полагает, что жизнь исторична, и подлинное существование человека суть историчность. Русский мыслитель не связывает существование с разумностью. Н.А. Бердяев учит о том, что существование выступает личным проектом каждого человека, который и должен нести за него ответственность. Историчность, таким образом, - это полнота существования.
В версиях исторического параллелизма история и историчность получают новое осмысление. История здесь утрачивает единство и целостность. И представляется в качестве отдельных исторических эпох (веков) со своей уникальной исторической судьбой. Вообще среди философем представителей исторического параллелизма заметна тенденция к гуманизации историчности. И.Г. Гердер отождествляет историчность с гуманностью. Для И.Г. Фихте историчность близка к жизненности, особой установке сознания на присутствие в бытии. Д. Вико полагает, что историческое можно познать только эмпатийно-чувственным проникновением в него (аналогичных взглядов придерживался и И.Г. Гердер). И состояние проникновения можно считать за историчность. Об историчности как особой познавательной способности учит и К. Ясперс. Также в его философской системе присутствует понимание историчности существования и историчности бытия.
В учениях исторических номиналистов об истории как таковой говорить не приходится. Они считают, что рефлексировать следует только над отдельными культурами и цивилизациями, которые циклически развиваются в пространстве и во времени. И, соответственно, разработка проблемы историчности представителями исторического номинализма практически не велась. Для Н.Я. Данилевского и А. Тойнби историчность выступает в качестве определенной сопричастности субъекта, отнесенного к конкретному историческому образованию (культурно-исторический тип, цивилизация). О. Шпенглер немного глубже погружается в исследование проблемы историчности. Он полагает, что историчность придает динамику развития культуры, и является связующим звеном между носителем культуры и самой культурой.
Новый всплеск внимания к проблеме историчности наблюдается в философских системах, в которых, скажем так, критическим образом перерабатывается объем новоевропейской философии. Концепции новоевропейской философии во второй середине XIX века утеряли своей актуальности в философском дискурсе. Им на смену пришли герменевтические, феноменологические и экзистенциальные проекты. Мыслители данных философских направлений однозначно помыслили историчность, которая обладает как бы тремя уровнями: 1) способ существования человека, 2) способ существования бытия, 3) способ встречи человека с бытием.
В постструктуралистской парадигме понимание истории кардинальным образом изменилось. История не обладает бытием. Другими словами, ее не существует. Существуют только случайные смыслы текстов, дискурсов, знаков и пр. Философ-постструктуралист выступает в качестве интерпретатора и модератора случайных смыслов. Такой философ всегда нарратор. Историчность же является неистребимой двусмысленностью генерации случайных смыслов. Возможность смыслотворчества обусловлена историчностью.
Таким образом, цель исследования достигнута, а задачи выполнены.
1. Анкерсмит, Ф.Р. История и тропология: взлет и падение метафоры / Ф.Р. Анкерсмит. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 496 с.
2. Арон, Р. Избранное: Введение в философию истории / Р. Арон. - СПб.: Университетская книга, 2000. - 543 с.
3. Барг, М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма / М.А. Барг. - М.: Мысль, 1987. - 348 с.
4. Барт, Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры / Р. Барт.
- М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. - 512 с.
5. Баскин, М.П. Монтескье / М.П. Баскин. - М.: Мысль, 1975. - 168 с.
6. Бердяев, Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев. - М.: Республика, 1993. - 383 с.
7. Бердяев, Н.А. Смысл истории / Н.А. Бердяев. - М.: Мысль, 1990.
- 175 с.
8. Бур, М. Фихте / М. Бур. - М.: Мысль, 1965. - 165 с.
9. Вико, Д. Основания новой науке об общей природе наций / Д. Вико. - М. - К.: «REFL-book» - «ИСА», 1994. - 656 с.
10. Виндельбанд, В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм / В. Виндельбанд // Логос. - 1910. - №2. - С. 1-14.
11. Вольтер, Ф. Философские сочинения / Ф. Вольтер. - М.: Наука, 1988. - 753 с.
12. Вольтер, Ф. Эстетика. Статьи, письма, предисловия и рассуждения / Ф. Вольтер. - М.: Искусство, 1974. - 391 с.
13. Гаврилов, О.Ф. Историческое сознание и его социальные функции (методологический анализ): автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 / А.И. Панюков; Томский гос. ун-т. - Томск, 1986. - 25 с.
14. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики / Х.-Г. Гадамер. - М.: Прогресс, 1988. - 637 с.
15. Гадамер, Х.-Г. Что есть истина? / Х.-Г. Гадамер // Логос. - 1991.
- №1. - С. 30-37.
16. Гегель, Г. Лекции по истории философии / Г. Гегель. - СПб.: Наука, 1993. - 350 с.
17. Гегель, Г. Лекции по философии истории / Г. Гегель. - СПб.: Наука, 1993. - 480 с.
18. Гельвеций, К. Сочинения в двух томах: Т. 1 / К. Гельвеций. - М.: Мысль, 1973. - 647 с.
19. Гельвеций, К. Сочинения в двух томах: Т. 2 / К. Гельвеций. - М.: Мысль, 1974. - 685 с.
20. Гердер, И.Г. Идеи к философии истории человечества / И.Г. Гердер. - М.: Наука, 1977. - 705 с.
21. Гете, Ф. Фауст / Ф. Гете. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 528 с.
22. Гольбах, П. Избранные произведения: Т. 1 / П. Гольбах. - М.: Издательство социально-экономической литературы, 1963. - 716 с.
23. Гольбах, П. Избранные произведения: Т. 2 / П. Гольбах. - М.: Издательство социально-экономической литературы, 1963. - 564 с.
24. Гурко, Е. Деконструкция: тексты и интерпретация. Деррида Ж. Оставь это имя (Постскриптум), Как избежать разговора: денегации / Е. Гурко. - Мн: Экономпресс, 2001. - 320 с.
25. Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология / Э. Гуссерль. - СПб.: Издательство «Владимир Даль», 2004.
- 396 с.
26. Гуссерль, Э. Начало геометрии. Введение Ж. Деррида / Э. Гуссерль. - М.: Лб Магдшеш, 1996. - 269 с.
27. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский. - М.: Институт русской цивилизации, 2008. - 816 с.
28. Данилина, Г.И. Понятие М. Хайдеггера «бытие-здесь» и проблема историчности научного сознания / Г.И. Данилина // Вестник Тюменского гос. ун-та. - 2012. - №1. - С. 33-42.
29. Делез, Ж. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / Ж. Делез, Ф. Гваттари. - Екатеринбург: У-Фактория, 2007. - 672 с.
30. Делез, Ж. Ницше и философия / Ж. Делез. - М.: Лб Магдшеш, 2003. - 394 с.
31. Делез, Ж. Фуко / Ж. Делез. - М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1998. - 172 с.
32. Деррида, Ж. Голос и феномен и другие работы по теории знака Гуссерля / Ж. Деррида. - СПб.: Алетейя, 1999. - 208 с.
33. Деррида, Ж. О грамматологии / Ж. Деррида. - М.: Лб Магдшеш,
2000. - 256 с.
34. Деррида, Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук / Ж. Деррида // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. - М.: ИГ Прогресс, 2000. - С. 407-420.
35. Дильтей, В. Собрание сочинений: Т. 2 / В. Дильтей. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. - 730 с.
36. Дильтей, В. Собрание сочинений: Т. 3 / В. Дильтей. - М.: Три квадрата, 2004. - 413 с.
37. Захер, Я.М. Тюрго / Я.М. Захер. - М.: Государственное издательство, 1919. - 78 с.
38. Ивин, А.А. Философия истории: учебное пособие / А.А. Ивин. - М.: Гардарики, 2000. - 528 с.
39. Ильин, И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм.
Постмодернизм / И.П. Ильин. - М.: Интрада, 1996. - 256 с.
40. Каримский, А.М. Философия истории Гегеля / А.М. Каримский.
- М.: Изд-во МГУ, 1988. - 270 с.
41. Кассирер, Э. Философия Просвещения / Э. Кассирер. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. - 400 с.
42. Качарян, М.Т. Поль Гольбах / М.Т. Качарян. - М.: Мысль, 1978.
- 189 с.
43. Киссель, М.А. Джамбаттиста Вико / М.А. Киссель. - М.: Мысль, 1980. - 187 с.
44. Коллингвуд, Р.Дж. Идея истории. Автобиография / Р.Дж. Коллингвуд. - М.: Наука, 1980. - 484 с.
45. Кон, И.С. Проблемы истории и истории философии / И.С. Кон // Методологические и историографические вопросы исторической науки. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 1963. - 168 с.
46. Кондорсе, Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума / Ж.А. Кондорсе. - М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1936. - 267 с.
47. Коршунов, А.М. Проблемы исторического познания и принцип отражения / А.М. Коршунов, В.Ф. Шаповалов // Вопросы философии. - 1982.
- №3. - С. 71-81.
48. Кузнецов, В.Н. Франсуа Мари Вольтер / В.Н. Кузнецов. - М.: Мысль, 1978. - 223 с.
49. Левада, Ю.А. Историческое сознание и научный метод / Ю.А. Левада // Философские проблемы исторической науки. - М.: Наука, 1969. - 317 с.
50. Лиотар, Ж.-Ф. Феноменология / Ж. -Ф. Лиотар. - СПб.: Алетейя,
2001. - 160 с.
51. Липпс, Т. Философия природы / Т. Липпс. - М.: URSS, 2007. -
236 с.
52. Литвинов, М.В. Объективные и субъективные факторы классовой обусловленности исторического сознания / М.В. Литвинов // Диалектика форм уровней общественного сознания. - Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 1988. - 922 с.
53. Маклаков, В.Т. Историческое сознание: природа, формы бытования и язык / В.Т. Маклаков // Историческое знание и современность. - Свердловск: УНЦ АН СССР, 1987, - С. 29-41.
54. Могильницкий, Б.Г. Введение в методологию истории / Б.Г. Могильницкий. - М.: Высшая школа, 1989. - 178 с.
55. Монтескье, Ш.Л. О духе законов / Ш.Л. Монтескье. - М.: Мысль, 1999. - 672 с.
56. Нарский, И.С. Кант / И.С. Нарский. - М.: Мысль, 1976. - 208 с.
57. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше. - М.: СП «Интербук», 1990. - 301 с.
58. Овсянников, М.Ф. Гегель / М.Ф. Овсянников. - М.: Мысль, 1971. - 223 с.
59. Огурцов, А.П. Философия науки эпохи Просвещения / А.П. Огурцов. - М.: Институт философии РАН, 1993. - 213 с.
60. Панюков, А.И. Историческое сознание: сущность, структура, тенденция развития (методологический анализ) : автореферат дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 / А.И. Панюков; Гос. пед. ун-т. - Красноярск, 1995. - 26 с.
61. Перов, Ю.В. Историчность и историческая реальность / Ю.В. Перов // Санкт-Петербургское философское общество. - 2000. - №2. - С. 22¬43.
62. Перов, Ю.В. Проблематичность метафизических оснований философии истории / Ю.В. Перов // Метафизические исследования. История. Альманах Лаборатории Метафизических Исследований при Философском факультете СПбГУ. - 1997. - №2. - C. 13-34.
63. Перов, Ю.В. Философия истории Гегеля: от субстанции к историчности / Ю.В. Перов, К.А. Сергеев // Гегель Г. Лекции по философии истории. - СПб.: Наука, 1993. - С. 5-53.
64. Платон Собрание сочинений: Т. 1 / Платон. - М.: Мысль, 1990. - 865 с.
65. Платон Собрание сочинений: Т. 3 / Платон. - М.: Мысль, 1994. - 654 с.
66. Ракитов, А.И. Историческое познание: Систем.-гносеол. подход / А.И. Ракитов. - М.: Политиздат, 1982. - 303 с.
67. Ракитов, А.И. К вопросу о структуре исторического исследования / А.И. Ракитов // Философские проблемы исторической науки. - М.: Наука, 1969. - 317 с.
68. Рикер, П. История и истина / П. Рикер. - СПб.: Алетейя, 2002. - 200 с.
69. Рикер, П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / П. Рикер. - М.: Академический Проект, 2008. - 695 с.
70. Риккерт, Г. Философия жизни / Г. Риккерт. - Киев: Ника-Центр, 1998. - 505 с.
71. Рорти, Р. Случайность, ирония и солидарность / Р. Рорти. - М.: Русское феноменологическое общество, 1996. - 280 с.
72. Руссо, Ж.-Ж. Избранные произведения / Ж.-Ж. Руссо. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1961. - 852 с.
73. Руссо, Ж.-Ж. Трактаты / Ж.-Ж. Руссо. - М.: Наука, 1969. - 710 с.
74. Савин, А.Э. Жизненный мир и измерения его историчности в трансцендентальной феноменологии / А.Э. Савин // Вестник СамГУ. - 2006. - №10. - С. 15-22.
75. Тойнби, А. Постижение истории / А. Тойнби. - М.: Айрис-пресс. 2010. - 640 с.
76. Тюрго, А. Избранные философские произведения / А. Тюрго. - М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1937. - 198 с.
77. Фихте, И.Г. Сочинения: Т. 1 / И.Г. Фихте. - СПб.: Мифрил, 1993. - 687 с.
78. Фихте, И.Г. Сочинения: Т. 2 / И.Г. Фихте. - СПб.: Мифрил, 1993. - 798 с.
79. Фуко, М. История безумия в классическую эпоху / М. Фуко. - СПб.: Университетская книга, 1997. - 576 с.
80. Фуко, М. Слова и вещи / М. Фуко. - СПб.: Л-еаб, 1994. - 407 с.
81. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. - М.: Лб Магдшеш, 1997. - 452 е.
82. Хайдеггер, М. Время и бытие / М. Хайдеггер. - М.: Республика, 1993. - 447 с.
83. Хайдеггер, М. Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни / М. Хайдеггер // Вопросы философии. - 1995. - №11. - С. 138-185.
84. Хайдеггер, М. Лекции о метафизике / М. Хайдеггер. - М.: Языки славянских культур, 2010. - 160 с.
85. Хайдеггер, М. Основные проблемы феноменологии / М.
Хайдеггер. - СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. - 456 с.
86. Хайдеггер, М. Разъяснения к поэзии Гельдерлина / М.
Хайдеггер. - СПб.: Академический проспект, 2003. - 320 с.
87. Хайдеггер, М. Тождество и различие / М. Хайдеггер // Гнозис. - 1992. - С. 9-12.
88. Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Гештальт и действительность / О. Шпенглер. - М.: Мысль, 1998. - 663 с.
89. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. - М.: Политиздат, 1991. - 527 с.
90. Ясперс, К. Философия. Книга вторая. Просветление экзистенции / К. Ясперс. - М.: Канон+, 2012. - 448 с.
91. Drilo, К. Das absolute Wissen als Lebensform und Geschichtlichkeit: Fichte und Hegel - ein Vergleich / K. Drilo // Transzendentalphilosophie und Person: Leiblichkeit - Interpersonalität - Anerkennung. - 2007. - P. 413-428.
92. Fichte, J.G. Die Wissenschaftslehre: Zweiter Vortrag im Jahre 1804 vom 16. April bis 8. Juni / J.G. Fichte. - F.: Meiner, 1986. - 313 p.
93. Herder, J.G. Auch eine Philosophie der Geschichte zur Bildung der Menschheit / J.G. Herder. - Riga: Hartknoch, 1774. - 190 p.
94. Jaspers, K. Einführung in die Philosophie / K. Jaspers. - M.: Piper, 2000. - 134 p.
95. Misch, G. Lebensphilosophie und Phänomenologie. Eine Auseinandersetzung der Diltheyschen Richtung mit Heidegger und Husserl / G. Misch. - M.: C.H.Beck'sche Verlagsbuchhandlung, 1930. - 324 p.
96. Nohl, H. Das Vorwort / H. Nohl // W. Dilthey Die Philosophie Des Lebens. - F.: Vittorio Klostermann, 1946. - 101 p.
97. Spengler, O. Der Mensch und die Technik / O. Spengler. - M.:
C.H.Beck'sche Verlagsbuchhandlung, 1931. - 98 p.