Введение ............................................................................................... 3
Глава 1. Мотив света и его символика в творчестве С.А. Есенина . 6
Глава 2. Эволюция цветовых образов в поэзии С.А. Есенина ......... 19
– в ранней поэзии (1910–1916) ............................................ 21
– в произведениях периода революции и гражданской
войны (1917–1919) .............................................................
28
– в период духовного кризиса (1920–1921) ........................ 32
– в поэмах «Пугачев» и «Страна негодяев» ....................... 34
– в циклах «Любовь хулигана» и «Персидские мотивы» . 36
– в поэмах «Анна Снегина» и «Черный человек» .............. 40
– в лирике последних лет (1924–1925) ................................ 42
Глава 3. Духовные истоки цветосветовых образов в поэзии
С.А. Есенина. Традиции древнерусской иконописи .........
44
Глава 4. Методическая разработка факультативного занятия
по теме: «Символика цвета в поэзии С.А. Есенина
и традиции древнерусской иконописи» ..............................
53
Заключение ........................................................................................... 59
Список использованной литературы .................................................. 62
...
Актуальность темы исследования обусловлена высоким интересом современной филологической науки и широкой читательской аудитории к проблемам авторского сознания, художественного стиля, семантическому анализу стиховой речи, а также потребностями школьной практики в более глубоком методическом освоении творчества С. Есенина.
Художественный мир С. Есенина исследуется во многих специальных работах, в то же время есть ряд частных вопросов и проблем, которым в есениноведении уделяется недостаточное внимание. В их числе символика цвета и света в художественно-эстетической системе С. Есенина. Этим и определяется наш особый интерес к данной проблеме.
Цель квалификационной работы заключается в том, чтобы изучить оригинальность цветосветовой поэтики С. Есенина; проследить ее внутреннюю эволюцию в его художественно-эстетической системе; раскрыть влияние отечественных, духовных и художественных традиций в формировании данной особенности художественного мира поэта.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы в практике школьного преподавания литературы на уроках и факультативных занятиях в 11-х классах средней школы.
...
В настоящей работе мы постарались выявить присутствие света и его символику в лирике С.А. Есенина, проследить, какие цвета и почему доминируют в творчестве Есенина; проследить источники световых и цветовых образов.
В процессе работы мы пришли к следующим выводам:
1. Мотив света занимает особое место в поэтике С. Есенина. Поэт широко использует лексику, обозначающую свет, его различные оттенки и градации.
Стихия света выступает так или иначе в каждом стихотворении С. Есенина, а множество его вещей всецело основаны на этой стихии.
2. Отношение поэта к свету на протяжении жизни меняется:
– ранняя лирика залита светом; светятся все вещи и предметы; природа. Мир, в котором пребывал лирический герой, отличался по преимуществу светозарным характером. Он ярок, светел.
В эти годы (1910–1916) Есенин полон надежд, его отличает весеннее, светлое мироощущение. Отсюда особенно яркие и свежие цвета, насыщенность поэзии светом. Но восприятие света у лирического героя меняется, что отражается в художественной системе:
– в стихотворениях 1917–1919 гг. – романтика, радость, надежды. Есенин использует свои любимые образы солнца, зари. Он верит в светоносное будущее, которое несет революция;
...