Аннотация 2
Введение 4
1 Состояние вопроса 5
1.1 Общие сведения по системе охлаждения 5
1.2 Классификация систем охлаждения 10
1.3 Конструкция насосов охлаждающей жидкости и их устройство 18
2 Конструкторская часть проекта 21
2.1. Тепловой расчет 21
2.2 Тепловой баланс 28
2.3 Построение внешней скоростной характеристики 30
2.4 Кинематический расчет 31
2.5 Динамический расчет 35
2.6 Уравновешивание двигателя 45
3 Специальная часть 48
3.1 Система охлаждения двигателя с электронным управлением привода насоса охлаждающей жидкости 48
3.2 Расчет системы охлаждения 56
4 Безопасность и экологичность проекта 63
4.1 Схема жизненного цикла автомобиля 63
4.2 Экологические воздействия на окружающую среду в полном жизненном цикле автомобиля 64
4.3 Охлаждающая жидкость 65
Заключение 68
Список используемых источников 69
Приложение А 72
Двигатели внутреннего сгорания являются самыми распространенными установками, вырабатывающими механическую энергию, необходимую для привода различных видов транспортных средств и других механизмов.
«Существенным недостатком двигателей внутреннего сгорания (ДВС) является относительно не высокий процент преобразования тепловой энергии в полезную работу» [1]. Коэффициент полезного действия современных ДВС составляет по различным оценкам величину порядка 30-45%. Основная часть теплой энергии, как показывает практика, отводится от двигателя в систему охлаждения и с отработавшими газами. Отвод теплоты в систему охлаждения необходим для обеспечения работоспособности деталей ДВС. Система охлаждения предотвращает пригорание поршневых колец, задиру и заклиниванию поршня, растрескиванию головок цилиндров, обгоранию седел клапанов, возникновению детонации и т. п. Кроме этого часть эффективной мощности ДВС расходуется на привод вспомогательных элементов системы охлаждения таких, как вентилятора и водяного насоса.
Через систему охлаждения отводится порядка 30 % от всей тепловой энергии, подведенной с топливом к двигателю. Поэтому поиск путей преобразования части теплоты, отводимой в систему охлаждения, в эффективную мощность двигателя является актуальной задачей.
Таким образом, целью работы является совершенствование систем охлаждения двигателей типа ЗМЗ, для повышения экономических и экологических показателей двигателя.
В результате проведенной работы была проведена оценка возможности совершенствования системы охлаждения двигателя ЗМЗ 409.10 за счет согласования работы насоса охлаждающей жидкости, электронного управления системы охлаждения. При этом были решены следующие задачи:
• выполнен анализ современного уровня техники;
• рассмотрены различные варианты решения поставленных в работе задач;
• проведены необходимые расчеты, позволившие оценить работоспособность предложенной системы охлаждения;
Получены следующие результаты:
• спроектирована система охлаждения;
• определены основные требования, предъявляемые к приводу насоса;
• использование системы позволяет увеличить ресурс двигателя, примерно, на 15-20 %, за счет снижения теплонапряженности элементов конструкции двигателя;
• уменьшается расход топлива примерно на 3-5%, вследствие уменьшения механических потерь и затрат полезной мощности на системы охлаждения и оптимального регулирования температурного состояния двигателя.
1 Колчин А.И., Демидов В.П. Расчет автомобильных и тракторных двигателей: Учебное пособие для вузов - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. школа, 1980.
2 Двигатели внутреннего сгорания: Учебник для втузов, обучающихся по специальности «Двигатели внутреннего сгорания» / Д.Н. Вырубов и др.; Под ред. А.С. Орлина, М.Г. Круглова - М.: Машиностроение, 1984.
3 М. С. Ховаха. Автомобильные двигатели - М., Машиностроение, 1977.
4 Анурьев В. И. Справочник конструктора-машиностроителя. В 3-х т. Т. 2. - М., Машиностроение, 1978.
5 Анурьев В. И. Справочник конструктора-машиностроителя. В 3-х т. Т. 1. - М., Машиностроение, 1978.
6 Реферативный журнал «Двигатели внутреннего сгорания», 1999 - 2011.
7 Толстоногов А.П. Системы охлаждения поршневых двигателей внутреннего сгорания. Учеб. пособие./ Сам. гос. аэрокос. ун-т. Самара, 2002. 208с.
8 Система охлаждения. Методические указания к лабораторным работам по дисциплине СД.Ф.02.01 - Типаж подвижного состава и устройство автомобиля для студентов специальности 150200 - Автомобили и автомобильное хозяйство / Быков А.В. - Улан-Удэ, 2002. - 28 с.; ил
9 Р. А. Зейнетдинов, Дьяков И.Ф., С.В. Ярыгин Проектирование автотракторных двигателей. Учебное пособие Ульяновск: УлГТУ, 2004.168 с. ISBN 5-89146 - 000-0
10 Мелисаров, В.М. М474 Тепловой расчёт и тепловой баланс карбюраторного двигателя и двигателя с впрыском топлива : учебное пособие / В.М. Мелисаров, П.П. Беспалько, М.А. Каменская. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. - 128 с. - 100 экз. ISBN 978-5-8265-0875-6
11 Ефимов, М.А. Тракторы и автомобили. [Электронный ресурс] — Электрон.дан. — ОрелГАУ, 2013. — 301 с.
12 Гиоев, З.Г. Основы виброакустической диагностики электромеханических систем локомотивов. [Электронный ресурс] — Электрон.дан. — М. : УМЦ ЖДТ, 2008. — 307 с.
13 Тарасик, В.П. Теория автомобилей и двигателей. [Электронный ресурс] / В.П. Тарасик, М.П. Бренч. — Электрон.дан. — Минск : Новое знание, 2012. — 448 с.
14 Кобозев, А.К. Силовые агрегаты: курс лекций для студентов 4 курса факультета механизации сельского хозяйства, обучающихся по направлению подготовки 190600.62 - Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов. [Электронный ресурс] / А.К. Кобозев, И.И. Швецов. — Электрон.дан. — Ставрополь :СтГАУ, 2014. — 189 с.
15 Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту двигателя ЗМЗ 409.10, г. Заволжье, 2003 г. - 114 с.
...