Аннотация 4
Введение 6
1 Обзор применяемых технологий организации процесса сгорания в дизельном двигателе 7
1.2 Состояние проблемы снижения эмиссии дч с отработавшими газами дизелей и современные методы её решения 11
2 Тепловой расчет двигателя 15
2.1 Тепловой расчет 15
2.2 Тепловой баланс двигателя 26
3 Кинематический расчет 28
4 Динамический расчет 29
5 Снижение содержания сажи в ОГ добавкой водорода 34
6 Безопасность и экологичность проекта 28
6.1 Нормы по ограничению токсичности отработавших газов автотранспортных ДВС 38
6.3 Выводы по разделу безопасность и экологичность 39
Заключение 40
Список использованных источников 41
Приложение А - Результаты теплового расчета 43
Приложение Б - Результаты динамического расчета 65
Смесеобразование в дизельных двигателях протекает за очень короткий промежуток времени, примерно в десять раз меньший, чем в бензиновых. Поэтому получение однородной смеси в камере сгорания таких двигателей представляет значительно более трудную задачу, чем в бензиновых. Для обеспечения своевременного и полного сгорания топлива необходимо вводить значительный избыток воздуха (а = 1,25 - 1,75) и применять ряд других мер, обеспечивающих хорошее перемешивание воздуха и топлива.
Чтобы уменьшить коэффициент избытка воздуха, а, следовательно, повысить среднее эффективное давление и литровую мощность, необходимо улучшить качество смесеобразования за счет: - согласования формы камеры сгорания с формой топливного факела, выбрасываемого из форсунки при подаче топлива; - создания в камере сгорания интенсивных воздушных потоков вихрей, которые способствуют перемешиванию топлива с воздухом; - осуществления тонкого и однородного распыливания топлива.
Выполнение первых двух условий обеспечивается применением камер сгорания специальных форм. Тонкость и однородность распыливания топлива улучшается с увеличением давления впрыска, уменьшением диаметра соплового отверстия форсунки и вязкости топлива.
По способу смесеобразования дизельные двигатели бывают с неразделенными и разделенными камерами сгорания.
Неразделенные камеры представляют собой единый объем, ограниченный днищем поршня и поверхностями головки и стенок цилиндра. В этот объем через форсунку впрыскивается топливо в виде одной или нескольких струй, и в нем происходят процессы смесеобразования и сгорания. Для улучшения смесеобразования форму камеры сгорания стремятся согласовать с формой струи топлива, подаваемого форсункой, а воздушный поток заставляют вращаться вокруг вертикальной оси цилиндра и образовывать дополнительно кольцевой вихрь.
В бакалаврской работе спроектирован дизельный двигатель с добавкой водорода на такте впуска для повышения эффективности процесса сгорания и снижению токсичности по содержанию сажи в отработавших газах. В качестве базового взят дизельный двигатель для легкового автомобиля ВАЗ-341. Проведены основные расчеты двигателя, а именно, тепловой, кинематический, динамический, проведено проектирование основных систем и элементов двигателя.
Получено в дизельном двигателе с добавкой водорода для снижения токсичности по содержанию сажи в ОГ:
• минимальный удельный эффективный расход топлива снизился на 15% и составил 220 г/кВт*ч;
• максимальную мощность при номинальных оборотах n=5200 мин-1 составила 78 кВт по сравнению с базовым увеличение составило 10 %;
В разделе «Безопасность и экологичность проекта» показано что, спроектированный двигатель выполняет нормы по ограничению токсичности отработавших газов автотранспортных.
1. Колчин, А.И. Расчет автомобильных и тракторных двигателей [Текст]/ Колчин, А.И. Демидов В.П. // Учебное пособие для вузов - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Высшая школа 1980. - с.496.
2. Ховах, М.С. Автомобильные двигатели - 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] /Под редакцией М.С. Ховаха// М.: Машиностроение, 1977. - с.636.
3. Орлин, А.С. Двигатели внутреннего сгорания: Конструирование и расчет на прочность поршневых и комбинированных двигателей. Учебник для студентов втузов, обучающихся по специальности «Двигатели внутреннего сгорания» [Текст] /Д.Н. Вырубов, С.И. Ефимов, Н.А. Иващенко и др.; Под общей редакцией А.С. Орлина, М.Г. Круглова. -4-е издание, перераб. И доп. - М.: Машиностроение, 1984. - с.384
4. Вибе, И.И. Уточненный тепловой расчет двигателя [Текст] / И.И. Вибе// М. Машиностроение, 1971. - с.282
5. Луканин, В.Н. Промышленная транспортная экология [Текст] / М.: Высшая школа, 2001.
6. Dake, A.R. Modeling and control of cold start hydrocarbon emissions [Текст] / A.R. Dake // Master thesis. - 2005. - 101 с.
7. El-Mahallawy, F. Fundamentals and technology of combustion [Текст] / F. El- Mahallawy, S. E-Din Habik. - London : Elsevier, 2002. - 862 с.
8. Eriksson, L. Spark Advance Modeling and Control / L. Eriksson [Текст] // Doctoral thesis. - 1999. - 207 с.
9. Кузнецов, В.Р. Турбулентность и горение [Текст] / Кузнецов, В.Р., Соболь- ников В.А.// М. Наука, 1986. - 207 с.
10. Войнов, В.В. Процессы сгорания в двигателях внутреннего сгорания [Текст] / М. Наука, 1984. - 211 с.
11. Звонов, В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания [Текст] / М. Машиностроение, 1981. - 210 с.
12. Nlootat, G. A Model for Converting SI Engine Flame Arrival Signals into Flame Contours [Текст] / SAE, SP 1099, №950109, стр. 99-110, 1999.
13. Khalighi, B. Computation and Measurement of Flow and Combustion in a Four- Valve Engine with Intake Variations [Текст] / SAE, SP 1101, №950287, 2001. - с. 147-179,
14. Jones, P. Full Cycle Computational Fluid Dynamics Calculations in a Motored Four Valve Pent Roof Combustion Chamber and Comparison with Experiment [Текст] / SAE, SP 1101, №950286, 2001. - с. 131-146
15. Наканиши, К. Разработка новой системы впуска для четырёхклапанного двигателя, работающего на бедных смесях [Текст] / SAE, SP 1097, №95050, 1997. - с. 25-43
...