Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 7
1.1. История развития института финансового контроля в России 7
1.2. Правовой статус, принципы и цели деятельности Счетной палаты
Российской Федерации 16
1.3. Состав и порядок формирования Счетной палаты Российской
Федерации 25
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 32
2.1. Компетенция Счетной палаты Российской Федерации в части
регулирования государственного бюджета 32
2.2. Объекты контрольной деятельности Счетной палаты Российской
Федерации 43
ГЛАВА 3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 54
3.1. Совершенствование механизма санкций Счетной палаты
Российской Федерации 54
3.2. Основные направления деятельности Счетной палаты Российской
Федерации в 2019 году 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
Аннотация
Тема дипломной работы - «Конституционно-правовой статус Счетной палаты Российской Федерации».
Актуальность темы дипломной работы - прошедший 2018 год стал для Счетной палаты Российской Федерации годом начала больших перемен. Произошла смена Председателя и четырех аудиторов - трети аудиторского состава. Была принята Стратегия развития Счетной палаты на 2018-2024 годы. Началась серьезная трансформация палаты.
Объект исследования - общественные отношения, формирующиеся по вопросам правового статуса Счетной палаты Российской Федерации.
Предмет исследования - нормативные правовые акты, регулирующие деятельность Счетной палаты Российской Федерации.
Цель дипломной работы - теоретико-правовой анализ конституционно-правового статуса Счетной палаты Российской Федерации как высшего органа финансового контроля.
Задачи: 1) рассмотреть историю развития института финансового
контроля в России; 2) определить правовой статус, принципы и цель деятельности Счетной палаты Российской Федерации; 3) проанализировать состав и порядок формирования Счетной палаты Российской Федерации; 4) выявить компетенцию Счетной палаты Российской Федерации в части регулирования государственного бюджета; 5) охарактеризовать объекты контрольной деятельности Счетной палаты Российской Федерации; 6) исследовать совершенствование механизма санкций Счетной палаты Российской Федерации; 7) определить основные направления деятельности Счетной палаты Российской Федерации в 2019 году.
Структура дипломной работы - введение, три главы, семь параграфов, заключение и список используемых источников.
Как известно, контроль в сфере финансов находит свое отражение абсолютно во всех областях общественного воспроизводства и обуславливает весь механизм работы финансовых фондов, включая и стадию подведения итогов конечных финансовых результатов. В целом следует признать, что финансовый контроль является основополагающим механизмом обеспечения политики государства в области финансов и напрямую обеспечивает экономическую и финансовую стабильность.
Так Г.Ю. Царегородцева отмечает, что «...ни одна из острейших социально-экономических задач не будет решена, пока не будет обеспечен контроль в бюджетно-финансовой сфере. Эта функция определяет и бюджетную дисциплину и заставляет анализировать ошибки в области бюджетного и финансово-экономического планирования. Поэтому эффективный финансовый контроль является необходимым условием сильной экономики и ответственного государства» .
Глава 5 Конституции РФ закрепляет положение Счетной палаты Российской Федерации как высшего конституционного органа финансового контроля, который является основополагающим инструментом парламента страны по контролю за финансовыми средствами и имуществом государства.
Наличие высокоорганизованного, эффективного высшего органа финансового контроля способствует планомерному и быстрому развитию экономической составляющей государства. Использованные по назначению финансовые средства, способствуют развитию инфраструктуры государства, технологического прогресса, сферы социального обеспечения и т.д.
Актуальность темы настоящей дипломной работы - «Конституционно-правовой статус Счетной палаты Российской Федерации» заключается в том, что прошедший 2018 год стал для Счетной палаты Российской Федерации годом начала больших перемен. Произошла смена Председателя и четырех аудиторов - трети аудиторского состава. Была принята Стратегия развития Счетной палаты на 2018-2024 годы. Началась серьезная трансформация палаты.
Такие коренные изменения обусловлены прежде всего новыми глобальными вызовами для государственного управления. Во всем мире государственное управление не поспевает за скоростью социальных изменений, взрывным развитием цифровых технологий, появлением новых сфер деятельности и коренным преобразованием старых. В этом контексте начинают серьезно меняться и подходы высших органов аудита к своей деятельности. Если на протяжении столетий они в основном занимались финансовым контролем и аудитом соответствия, то теперь во главу угла становятся вопросы аудита эффективности, увязки поставленных целей и выделенных средств с результатами деятельности. Речь идет о переходе к стратегическому аудиту, когда высшие органы аудита становятся консультантами и стратегическими партнерами власти, советующими, как более эффективно для всех расходовать государственные средства.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, формирующиеся по вопросам правового статуса Счетной палаты Российской Федерации.
Предмет исследования составляют нормативные правовые акты, регулирующие деятельность Счетной палаты Российской Федерации.
Цель дипломной работы - провести теоретико-правовой анализ конституционно-правового статуса Счетной палаты Российской Федерации как высшего органа финансового контроля.
Для достижения данной цели были определены следующие задачи:
1) рассмотреть историю развития института финансового контроля в России;
2) определить правовой статус, принципы и цель деятельности Счетной палаты Российской Федерации;
3) проанализировать состав и порядок формирования Счетной палаты Российской Федерации;
4) выявить компетенцию Счетной палаты Российской Федерации в части регулирования государственного бюджета;
5) охарактеризовать объекты контрольной деятельности Счетной палаты Российской Федерации;
6) исследовать совершенствование механизма санкций Счетной палаты Российской Федерации;
7) определить основные направления деятельности Счетной палаты Российской Федерации в 2019 году.
Теоретической базой исследования послужили труды следующих ученых: Ю.В. Арбатской, Н.А. Бобровой, А.Н. Борисова, Е.Ю. Грачевой, А.Е. Кирпичева, Р.В. Колесова, А.В. Насимова, Э.Д. Соколовой, С.О. Шохина и др.
Методологическую основу исследования составили: логический метод, включающий методы индукции, дедукции, анализа и синтеза; технико-юридический метод, предусматривающий толкование норм права и правовое моделирование.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные положения могут послужить основой при дальнейших научных исследованиях проблем, касающихся конституционно-правового статуса Счетной платы Российской Федерации. Полученные выводы могут поспособствовать совершенствованию действующего законодательства.
Работа состоит из введения, трех глав, которые включают семь параграфов, заключения и списка используемых источников.
Проведенный в настоящей дипломной работе анализ конституционно- правового статуса Счетной палаты РФ, позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, сама сущность финансового контроля начинает формироваться в эпоху становления единого централизованного российского государства, примерно в конце XV в., однако ее становление завершается гораздо позже, в XVII в., что напрямую связано с развитием и усложнением государственного аппарата власти, разрастанием товарно-денежных отношений, а сам финансовый контроль становится непосредственной функцией государства.
Во-вторых, высший орган финансового контроля, имея статус государственного органа, ввиду возложенных на него обязанностей должен иметь правовой статус органа государственной власти, то есть иметь властные полномочия к подведомственным ему структурам. Также, с целью большей эффективности контрольному органу стоит присвоить некоторые элементы, присущие судебной власти, что наделит его большей самостоятельностью. Стоит отметить, что деятельность Счетной палаты должна быть направлена не только на пресечение конкретных видов правонарушений, но при этом она должна в первую очередь вести профилактическую деятельность, направленную на большую действенность финансового регулирования в целом.
В-третьих, в качестве основного объекта высшего органа финансового контроля выделяют федеральный бюджет. Для его контроля широко используются такие методы как предварительный и последующий контроль, производится проверки на предмет эффективности и целесообразности расходования федеральных бюджетных средств.
В-четвертых, Федеральный закон № 41-ФЗ использует термины «контроль» и «аудит», практически не делая между ними различия. Представляется, что такое смешение понятий недопустимо, так как юридические термины должны быть четкими, ясными и определенными.
На данный момент можно предложить такие варианты решения этой проблемы.
Государственный финансовый контроль определить как совокупность мероприятий, направленных на выявление нарушений финансового законодательства и реализацию корректирующих мер по их устранению. В этом случае речь идет в первую очередь о последующем контроле. Цель этой деятельности - контроль законности финансовых операций. Стандартные методы - ревизия и выездная проверка.
Государственный надзор в финансовой сфере - совокупность мероприятий, направленных на перманентное наблюдение по возможности всей совокупности или крупных блоков финансовых операций с целью выявления возможных финансовых правонарушений для организации более углубленного контроля. Сюда можно отнести в первую очередь мониторинг, который обязана проводить Счетная палата РФ.
Государственный аудит - совокупность мероприятий, направленных на выявление системных недостатков в организации финансовой деятельности и ее совершенствование в целях оптимизации рационального и эффективного использования финансовых ресурсов.
Предлагаемые определения и классификация, разумеется, являются одним из возможных вариантов. Но определиться в этом вопросе необходимо. Подобная неопределенность еще допустима в доктрине, но в законодательстве неопределенность терминов недопустима, она создает значительные трудности и в правоприменении, и в судейской практике.
В-пятых, в настоящее время Федеральный закон № 41-ФЗ не позволяет Счетной палате контролировать организации, акции или доли в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям и компаниям. Средства федерального бюджета и федеральное имущество, передаваемые госкомпаниям, зачастую переходят в качестве вкладов в уставные капиталы их «дочек». При этом оценить эффективность использования этих федеральных ресурсов, в том числе достижение целей, на которые они были направлены, сейчас проблематично.
С целью решения обозначенной проблемы 30 мая 2019 г. Президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации», в котором уточняется перечень объектов, в отношении которых Счетная палата может проводить контрольные и экспертно-аналитические мероприятия. Теперь в соответствии с новым законом внешний государственный аудит Счетной палаты распространится на хозяйственные товарищества и общества, в уставных капиталах которых участвуют госкорпорации, госкомпании и публично-правовые компании. До принятия поправок Счетная палата могла проверять «дочки» госкорпораций и госкомпаний только по поручению Главы государства, Правительства РФ и обеих палат парламента. Также Счетная палата сможет осуществлять внешний аудит в отношении юридических и физических лиц, если они используют субсидии из федерального бюджета.
В-шестых, необходимо развивать механизм санкций, так как во многом оперативное пресечение финансовых нарушений способствует экономики и государства в целом. Теоретически наибольшую пользу для института финансового контроля могут принести административно-правовые санкции, так как нарушитель, в этом случае, несете необходимую юридическую ответственность, а также способствует пополнению бюджета страны дополнительными финансовыми средствами за счет материальных взысканий.
Очевидно, что на современном этапе законодателю следует модернизировать систему санкций высшего органа финансового контроля, так как это поспособствует укреплению экономики и государственности в целом.
В-седьмых, в рамках реализации новой Стратегии развития Счетной палаты РФ на 2018 - 2024 годы, произошли организационные изменения:
- в структуре Счетной палаты появился аудитор по стратегическому аудиту и департамент стратегического аудита;
- Департамент автоматизации информационного обеспечения преобразован в Департамент цифровой трансформации;
- создан Департамент развития человеческого капитала для внедрения полного цикла управления персоналом;
- создан Департамент стратегического развития (Центр управления изменениями), задачей которого является построение системы управления изменениями.
В 2019 году Счетная палата на постоянной основе в рамках оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения федерального бюджета будет осуществлять оценку хода реализации национальных и федеральных проектов. Все это направлено на содействие повышению эффективности управления государственными ресурсами за счет перехода к комплексному государственному аудиту.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Лимская декларация руководящих принципов контроля (Принята в г.
Лиме 17.10.1977 - 26.10.1977 IX Конгрессом Международной
организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ)) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 23.04.2019) // СЗ РФ. - 2002. - № 1 (Ч. 1). - Ст. 1.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 15.04.2019) // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.
5. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1997. - № 51. - Ст. 5712.
6. Федеральный закон от 27.10.2015 г. № 291-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2015. - № 44. - Ст. 6046.
7. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 41-ФЗ (ред. от 07.02.2017) «О Счетной палате Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2013. - № 14. - Ст. 1649.
8. Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» // СЗ РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 903.
9. Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О противодействии коррупции» // СЗ РФ. - 2008. - № 52 (Ч. 1). - Ст. 6228.
10. Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 11.12.2018 г.) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2004. - № 31. - Ст. 3215.
11. Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 27.12.2018 г.) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СЗ РФ. - 2002. - № 28. - Ст. 2790.
12. Федеральный закон от 11.01.1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1995. - № 3. - Ст. 167. (утратил силу).
13. Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СЗ РФ. - 2018. - № 20. - Ст. 2817.
14. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 г. № 2134-II ГД (ред. от 09.04.2019) «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1998. - № 7. - Ст. 801.
15. Постановление Правительства РФ от 24.03.2018 г. № 326 (ред. от
23.02.2019) «Об утверждении Правил составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2018. - № 14. - Ст. 1976.
16. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 г. № 703 (ред. от 29.12.2017 г.) «О Федеральном казначействе» // СЗ РФ. - 2004. - № 49. - Ст. 4908.
17. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 329 (ред. от 29.09.2018 г.) «О Министерстве финансов Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2004. - № 31. - Ст. 3258.
... Всего источников – 54.