Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК 6
§ 1. Понятие коррупции 6
§ 2. Понятие государственных закупок 12
§ 3. Понятие коррупционных правонарушений в сфере государственных закупок 16
§ 4. Критерии классификации коррупционных правонарушений 22
Глава 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК 29
§ 1. Анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих ответственность за коррупционные преступления, совершаемые в сфере государственных закупок 29
§ 2. Характеристика преступлений, совершаемых в сфере государственных закупок 37
§ 3. Проблемы в сфере коррупционных правонарушений в государственных закупках 44
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕР БОРЬБЫ С КОРРУПЦИОННЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК 51
Заключение 67
Список используемых источников 71
Актуальность исследования.
Государственные закупки как средство государственного регулирования экономики обеспечивают развитие и функционирование всех сфер экономики страны. С помощью государственных закупок государство удовлетворяет свои нужды в тех или иных товарах, работах или услугах, обеспечивает и финансирует бюджетные и внебюджетные государственные учреждения
Роль государственных и муниципальных закупок весьма велика в любом государстве. Сама по себе система государственных закупок - это система осуществления и обеспечения государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах, как отдельного муниципального учреждения, так и всего государства в целом. Данная система состоит из большого количества институтов и правовых элементов, каждый из которых осуществляет определённые функции.
Все мы, граждане Российской Федерации не могли не заметить, что в последнее время большое внимание уделяется проблемам проявления коррупции в Российском государстве.
Коррупционные проявления в органах государственной и муниципальной власти создают социальную угрозу обществу, а также негативно влияют на общественные ценности и мораль, поэтому решения государственными и муниципальными служащими не вызывают доверия у граждан.
Коррупция наносит огромный ущерб для общества и для государства в целом, поэтому стоит глубже рассмотреть данную проблему и найти способы ее решения. Она процветает как в органах государственной власти, так и на муниципальном уровне. В настоящее время, коррупция впиталась и проникла метастазами во все Российское общество.
По информации Центра Антикоррупционных исследований и инициатив Трансперенси Интернешнл, Россия занимает 119 место (из 168 стран- участников) по уровню восприятия коррупции. Наша страна набрала 29 баллов (100 баллов - самый низкий уровень коррупции). Средний показатель в Европе - 69 баллов, глобальный средний балл - 43. В настоящее время решение данной проблемы стоит на одном из первых мест в государственной политике.
Степень разработанности проблемы. Проблемам формирования эффективной государственной контрактной системы посвящено немало фундаментальных теоретических трудов. Результаты и выводы исследования, сущности, содержания и особенностей реформирования контрактной системы содержатся в работах: Тасалова Ф.А., Смирнов В.И., Смотрицкой И.И., Каранатовой Л.Г., Сорокиным В.Ю., Черемухиным С.А., Станякиным С.В., Ивановой О.В., Филипповым А.П., Никифоровой Л.В., Деминой И.П., Фамиевой К.И., Шестопаловым Ю.П., и других.
Объектом исследования являются конфликтные общественные отношения, возникающие в связи с юридическим фактом коррупционного правонарушения в сфере государственных закупок; пробелы правового регулирования коррупционных правонарушений в сфере государственных закупок.
Предметом исследования выступают правовые нормы, закрепляющие составы коррупционных правонарушений в сфере государственных закупок, а также практика их применения.
Цель исследования заключается в анализе правонарушений коррупционной направленности в сфере государственных закупок, описываемых в различных отраслях права, обобщении выводов по данной проблеме, разработке рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовых актов и практики их применения.
Задачи исследования:
• рассмотреть особенности нормативное регулирование профилактики коррупции в сфере закупок для государственных нужд;
• раскрыть механизмы профилактики коррупции при организации закупок для государственных нужд;
• рассмотреть коррупционные риски и конфликт интересов при проведении закупок;
• сформулировать рекомендации по совершенствованию системы профилактики коррупции.
Теоретическая и практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что его выводы могут быть использованы при совершенствовании правового регулирования.
Методологической основой исследования является системный подход. При исследовании планируются использоваться следующие методы: изучение первичной документации, сравнение, нормативный метод, анализ.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников.
На сегодняшний день в науке описаны несколько подходов к явлению коррупции, в каждом из которых дано и определение данного феномена. М.В. Шедий в своей статье дает характеристику трем основным теоретическим подходам к определению коррупции.
По мнению других она заключается в несовершенстве законодательства, которое усугубляет деградацию личности. Третьи считают, что причины коррупционного поведения лежат в экономической сфере.
В целом коррупцию можно определить, как глобальную проблему человечества, плавно перешедшую с античных времен. Она связана не только с пороками общества, несовершенством человеческой природы, низкими моральными качествами. Одни лишь формальные закрепленные в законах отношения между государственными и частными структурами не могут обеспечить полноценное функционирование системы и объективно в любом обществе дополняются неформальными отношениями.
Коррупция на сегодняшний день присутствует во всей системе государственной и муниципальной службы, тем самым разлагая весь государственный аппарат, вызывая недовольство и негативное отношение всего общества к власти.
Активно ведется разработка и усовершенствование законодательной базы по противодействию коррупции, тем самым показывая актуальность данной проблемы.
Нами были рассмотрены вопросы коррупции как социально - правового явления и сделаны следующие выводы:
• коррупционную деятельность стоит расценивать как нарушение конституционных принципов и устоев государства, должностные лица нарушают законодательство, ради удовлетворения личных потребностей. Системное понимание проблемы коррупции представляет собой совокупность всех видов коррупционной деятельности;
• лица, замещающие государственные должности организуют целые коррупционные сети, которые состоят из финансовой структуры, группы чиновников и защиты таких коррупционных сетей, тем самым пронизывая всю власть государства;
• коррупционные проявления стоит расценивать как использование должностных прав в своих интересах, в угоду государству и обществу.
Государственные закупки (сокращенно госзакупки) — закупки товаров, работ или услуг для государственных или муниципальных нужд
Система гос. закупок активно поддерживается государственными предприятиями и компаниями. С её помощью их представители занимаются поиском поставщиков, а понятие закупок практически не имеет ограничений. Речь может идти о любом их масштабе: канцелярские товары или строительные материалы для возведения грандиозного городского объекта.
На сегодняшний день общая доля гос. закупок, в которых принимают участие владельцы малого и среднего бизнеса, составляет более 15%. В ближайшее время будет наблюдаться её интенсивный рост.
Основной закон нормативной документации по регулированию деятельности в сфере Государственных закупок является 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года “О контрактной системе в сфере госзакупок”, а также Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ
Вся совокупность законодательных актов является базисом противодействия коррупции в сфере госзакупок, имеющих отличие лишь по способам применения правового воздействия. Коррупция как противоправное деяние определяется в конституционном и международном праве.
Юридическое закрепление законодательными актами такого противоправного и антисоциального явления как коррупция, осуществляет особый вклад в антикоррупционную политику и практику по предупреждению, выявлению и устранению причин коррупции в государственных и муниципальных органах нашего государства.
Термин «коррупционное правонарушение в сфере государственных закупок» на сегодняшний день не получил широкого распространения в научной лексике. Он наиболее точно отражает содержание состава преступления, выражающееся в противоправном нарушении правил государственных, муниципальных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц. Использование подобного наименования существенно снизит количество ошибок при квалификации преступных деяний.
Под антикоррупционным контролем в закупочной отрасли по ст. 99 44- ФЗ и ст. 6 223-ФЗ понимается совокупность мероприятий по обеспечению законности в указанной отрасли, которые способствуют развитию конкуренции, а именно позволяют максимальному числу участников принимать участие в закупках.
Уполномоченной на проведение контроля органом в сфере государственных закупок выступает Федеральная антимонопольная служба, или ФАС. Такими полномочиями она была наделена в 2015 году положением «О ФАС». Для реализации своих полномочий ФАС на уровне РФ, региона или муниципалитета может проводить плановые и внеплановые проверки.
На наш взгляд, коррупция в сфере государственных закупок не новшество. Более того, с каждым годом все сильнее коррупция проникает во многие сферы и институты права. Полностью искоренить коррупцию невозможно, по крайней мере на данный момент это не удалось ещё не одной стране.
С каждым годом растёт процент сокращений, уровень безработицы становится все выше, зарплаты в государственных организациях стоят на месте, не смотря на то что цены возрастают ежемесячно, и выживать и содержать свою семью становится все сложнее.
В Государственную Думу ФС РФ 30 августа 2019 года внесен законопроект, который вводит в законодательство понятие "коррупционное правонарушение", информирует ТАСС на основании базы данных нижней палаты российского парламента.
Антикоррупционная политика по большей части предусматривает создание, и принятие определенных запретов, ограничений, должностных обязанностей лиц, занимающих государственные и муниципальные посты, поэтому данная цель реализуется при помощи административно-правового регулирования.
Из немалого количества причин способствующих появлению коррупционных преступлений в деятельности государственных служащих является не качественная нормативно правовая основа, которая не редко противоречит с нормами российского права смежных отраслей.
Отметим, что действующая нормативная правовая база недостаточно эффективно регламентируют исполнительно-распорядительную деятельность государственных служащих, которые предоставляют гражданам, а также юридическим лицам соответствующие публичные услуги.
Под профилактикой коррупционных правонарушений применительно к государственной службе при осуществлении профилактических мероприятий в пределах, установленных действующим законодательством, можно понимать систему организационно-правовых, экономических, социальных и иных мер, необходимых и достаточных для выявления замышляемых и совершенных правонарушений, устранения причин и условий, способствующих реализации преступных замыслов виновных лиц, состоящих на государственной службе.
Анализируя вышеизложенные данные, можно сделать вывод, что нормативно-правовые акты по противодействию коррупции, создают основной фундамент, с помощью которого уполномоченные органы могут осуществлять свою профессиональную деятельность по борьбе с коррупцией.
1. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ (ред. от 30.10.2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»
2. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ // СЗ РФ.2013. N 14. Ст. 1652.
3. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ / СЗ РФ. 2011, N 30 (ч. 1). Ст. 4571.
4. Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» от 29.12.2017 г. N 469-ФЗ // СЗ РФ. 2018. 1 1. (ч. I). Ст. 53.
5. Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» от 23.04.2018 г. N 99-ФЗ // СЗ РФ. 2018. 1 18. Ст. 2569.
6. Белов, В.Е. Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд: правовое регулирование. [Текст]/ М.: Норма, 2014. С.260.
7. Беляева, О.А. Правовые проблемы аукционов и конкурсов. [Текст]/ М.: ИД «Юриспруденция», 2014. С. 310.
8. Бастрыкин, А.И. Правовые проблемы борьбы с коррупцией // Рос. следователь. 2017. 1 24. С. 6—10
9. Борисов, А.Н., Краев Н.А. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». [Текст]/ М.: Деловой двор, 2014. С.157.
10. Брагинский, М.И., Витрянский В.В. Договорное право. [Текст]/ Книга первая: общие положения. 3-е изд., стер. М.: Статут, 2013. С.401.
11. Бурханов, У.А. Государственные закупки. [Текст]/ - Учебное пособие.// Ташкент 2013 год. С. 241.
12. Витрянский, В.В. Некоторые итоги кодификации правовых норм о гражданско-правовом договоре [Текст]/ Кодификация российского частного права / под ред. Д.А. Медведева. М.: Статут, 2014. С.151
13. Воронцов, С.А., Понеделков А.В., Зырянов С.Г. Индикаторы коррупционной деятельности в системе государственной власти и местного самоуправления РФ [Текст]/ Социум и власть. 2017. № 1. С. 30-37.
14. Восканян, Р.О., Ордов К.В. Развитие инновационных предприятий в период импортозамещения // Экономика устойчивого развития. 2016. 1 3 (27). С. 106—109.
15. Восканян, Р.О. Финансирование государственных инновационных программ из внебюджетных источников // Научные исследования и разработки. Экономика. 2017. Т. 5. 1 4. С. 40—44.
...