ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ 8
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ОЦЕНКИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ УПРАВЛЕНИЕМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 28
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Важнейшим элементом системы социальной защиты населения является оценка качества предоставления социальных услуг. Она не только позволяет проводить контроль качества обслуживания, предоставляет базу для анализа и принятия управленческих решений, но и обеспечивает обратную связь, необходимую для любой устойчивой и способной к развитию системы.
Между тем, в области изучения проблем социального обслуживания на данный момент пока еще не решена задача разработки единой, целостной, методологии оценки качества обслуживания, включающей в себя все аспекты - начиная с оценки удовлетворенности потребителя качеством предоставляемых социальных услуг с помощью анкетирования и заканчивая налаживанием системы статистического учета и анализа параметров оценки.
Определение критериев и показателей оценки эффективности качества предоставляемых социальных услуг является на сегодняшний день достаточно актуальной проблемой.
Результативность решения проблемы клиента, его эффективность, во многом зависят и от самого социального работника, его опыта, умений, личностных особенностей и качеств. Потому профессиональным задачам подбор кадров и разумная кадровая политика в целом - еще один фактор повышения эффективности работы по социальному обслуживанию.
Удовлетворение потребностей человека происходит путем предоставления целого комплекса социальных услуг. А качество услуг напрямую зависит от наличия или отсутствия определенных условий. При всей очевидной важности задачи комплексного оценивания качества услуг в социальной сфере, используемые в настоящее время модели описания данных и методы оценивания носят ограниченный характер, рассматривая лишь конкретный вид социальных услуг с узкоотраслевых позиций. В каждой сфере социальных услуг накоплен свой арсенал методов и критериев оценки качества, применение которых для решения аналогичной задачи в других сферах, как правило, является проблематичным и малоэффективным. Применяемые методы оценки уровня качества в большинстве случаев недостаточно формализованы, описания нормативов и критериев качества нередко абстрактны, что делает их малопригодными на практике, или, напротив, носят настолько специализированный характер, что не позволяет применять единообразные критерии к однотипным услугам.
Система управления социальными процессами должна быть направлена на реализацию мер по удовлетворению потребностей регионального, общественного и индивидуального рынков социальных услуг. В этой связи актуальными являются решения проблемы создания эффективной системы управления социальными процессами в регионах и муниципальных образованиях, включающей в себя современные требования о повышении результативности процесса социального обслуживания и удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг.
Анализ степени изученности выбранной темы. Социальное обслуживание - предмет изучения социологов, юристов, ученых в области социальной защиты и государственного и муниципального управления. В изучение практических проблем организации социального обслуживания населения внесли свой вклад такие авторы, как Багомедов М.А., Базарова Т.С., Богомолов А.В., Колмыкова О.Н., Новикова К. А., Сафронова М.В., Синицына Г.В. и другие 1. На протяжении последних 10 лет российские исследователи и практики сферы социального обслуживания неоднократно обращались к проблеме эффективности социальной работы. Кадыров Ф.Н., Шимановская Я.В. основное внимание уделяли разработке критериев и показателей эффективности деятельности социального работника. Путило Н.В. предпринимал попытки рассмотреть эффективность социальной работы в целом .Агеенко А.В., Бородатова Л.Ю., Козлова Е.А., Кузнецова Ю.А., Рагозина Л.Г., Тюнина О.В., Цацура Е.А., Ханжин Е.В. в своих работах рассматривали проблемы оценки удовлетворенности населения качеством социальных услуг .
Проблема исследования обусловлена наличием противоречия между необходимостью повышения удовлетворенности населения качеством социальных услуг и недостаточной разработанностью теоретических основ ее оценки в Белгородской области.
Объектом исследования является процесс предоставления населению социальных услуг.
Предметом исследования являются методы оценки удовлетворенности качеством социальных услуг, оказываемых Управлением социальной защиты населения Белгородской области.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по улучшению системы оценивания качества социальных услуг в Белгородской области.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы исследования удовлетворенности населения качеством социальных услуг.
2. Проанализировать практику методов оценки удовлетворенности населения качеством социальных услуг в Белгородской области.
3. Разработать основные направления совершенствования методов оценки удовлетворенности населения качеством социальных услуг в Белгородской области.
Теоретико-методологические основы исследования. Методология дипломной работы базируется на концепции клиентоориентированного подхода к оказанию государственных услуг, в западной теории менеджмента разрабатываемой М. Хаммером и Дж. Чампи, а в отечественной литературе адаптированной А. Мальцевым. В работе использованы нормативно-правовой, институциональный,
структурно-функциональный и сравнительный подходы для анализа проблемы.
Для сбора информации использовались методы анкетного опроса и анализа документов.
Эмпирической базой исследования при написании выпускной квалификационной работы явились законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации и Белгородской области, публикации газет и журналов. Также использовался инструктивный материал, статистические и отчетные данные Управления социальной защиты Белгородской области.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что разработанные рекомендации в дальнейшем могут применяться при оценке удовлетворенности населения качеством социальных услуг в Белгородской области.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, приложений.
В настоящее время во многих принимаемых муниципальных и региональных стратегических планах преследуется одна и та же цель - повышение качества жизни населения. Система управления качеством жизни населения включает в себя множество критериев и показателей измерения его уровня. Удовлетворенность населения качеством предоставляемых социальных услуг является одной из основных характеристик, оказывающих первостепенное влияние на качество жизни. Степень удовлетворенности населения - главный индикатор уровня и качества жизни.
Для того, чтобы оценить качество предоставляемой услуги, необходим набор критериев и показателей, характеризующих ее в различных аспектах. В самом общем виде социальная услуга может считаться высококачественной, если: имеет четко сформулированную цель и назначение; предоставляется в соответствии с современными технологиями; основывается на уважении к личности клиента; учитывает индивидуальные потребности клиента; не вызывает недовольства у клиента условиями предоставления.
На сегодняшний день опыт развития системы социального обслуживания показывает, что вопрос оптимизации деятельности социальных учреждений по повышению качества социального обслуживания остается открытым. Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан. Многие исследователи считают, что система социального обслуживания в России требует четкой разработанной системы критериев и показателей, которые могли бы оценить качество работы социальных служб. Оценка деятельности учреждений социального обслуживания позволит своевременно выявить факторы, которые негативно влияют на качество социального обслуживания, поможет выявить причины низкого качества социального обслуживания, а также сможет принять своевременные меры по повышению эффективности деятельности учреждения.
В Белгородской области органом, реализующим государственные полномочия в сфере социальной защиты населения, включая социальное обслуживание населения, является Управление социальной защиты населения Белгородской области. Целью деятельности Управления является обеспечение реализации в соответствии с действующим законодательством единой государственной политики области в сфере социальной защиты населения, в том числе социального обслуживания населения, социальных выплат, опеки и попечительства. Разработка путей и методов эффективного развития системы социальной защиты населения области, включая социальное обслуживание населения, а также повышение доступности и качества социальных услуг являются одними из основных задач Управления социальной защиты населения области.
Оценку удовлетворенности населения качеством социальных услуг Управление социальной защиты населения Белгородской области проводит непосредственно путем оценки деятельности подведомственных учреждений системы социальной защиты населения области. В перечень эффективности деятельности подведомственных учреждений области включены следующие показатели: основная деятельность учреждения; финансово-экономическая деятельность и исполнительская дисциплина учреждения; деятельность учреждения, направленная на работу с кадрами. Оценку эффективности деятельности подведомственных учреждений проводит оценочная комиссия Управления социальной защиты населения области. Оценка осуществляется ежеквартально, путём суммирования баллов за отчетный период, на основе мониторинга показателей эффективности деятельности Учреждений, характеризующих результаты их работы по различным направлениям деятельности в соответствии с утвержденным перечнем показателей и критериев оценки эффективности их деятельности. По результатам оценки эффективности деятельности Учреждений формируется система публичных рейтингов. Также разработана методика расчёта ежегодных результатов деятельности подведомственных учреждений, которую осуществляет отдел организационно-аналитической работы, проектной деятельности и внутреннего контроля на основании статистических данных, представленных профильными отделами.
Анализ методов оценки деятельности подведомственных учреждений системы социальной защиты населения Белгородской области позволяет сделать вывод о том, что при процедуре оценивания не уделяется должного внимания регулярной оценке степени удовлетворенности клиентов качеством предоставления им социальных услуг путем проведения социологических исследований. В настоящее время настоятельной необходимостью является внесение в методологию и методику оценки компонента, связанного с общественной оценкой, мнением самих получателей услуг - так называемой независимой оценки.
Механизмы независимой оценки качества социальных услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями в Белгородской области, в значительной мере уже сформированы, однако, у существующей системы имеется ряд недостатков, к которым можно отнести: ее чрезмерно унифицированный характер, не учитывающий специфику деятельности организации, оказывающей социальные услуги; чрезмерную обобщенность ряда индикаторов, не позволяющих получить непосредственную оценку по конкретным аспектам качества услуги; отсутствие в анкете проективного компонента, нацеленного на выяснение мнения получателей социальных услуг о возможностях и направлениях повышения их качества.
Исходя из анализа существующей в Белгородской области практики оценивания удовлетворенности населения качеством социальных услуг в данной выпускной квалификационной работе предлагается проект "Разработка методических основ независимой социологической оценки качества услуг, оказываемых социальными работниками Комплексных центров социального обслуживания населения муниципальных образований Белгородской области (услуга "нестационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов")".Целью проекта является разработка методики и инструментария независимой социологической оценки качества услуг, оказываемых социальными работниками учреждений социального обслуживания в Белгородской области по месту проживания пожилых людей и инвалидов. По итогам реализации проекта запланировано создание методики независимой социологической оценки качества социальной услуги. Данная методика не должна подменять уже существующую систему оценки, а дополнять ее. Для успешной реализации проекта выявлены финансово-экономические, организационно-управленческие, кадровые и социальные риски, и предусмотрены меры, направленные на их снижение.
В качестве рекомендаций по совершенствованию методов оценки удовлетворенности населения качеством социальных услуг в данном проекте предлагается комплекс следующих мероприятий:
1. Разработать систему показателей и индикаторов качества социальных услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания по месту проживания граждан;
2. Разработать опросник формализованного интервью, сформировать команды волонтеров в муниципальных образованиях области для участия в интервьюировании получателей социальных услуг и провести социологическое исследование;
3. Обработать результаты социологического исследования и разработать рекомендации по возможной корректировке его методики, техники и процедуры проведения;
4. Итоговую социологическую оценку качества услуги "нестационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов" сопоставить с результатами оценивания качества социальных услуг по применяющейся в настоящее время методике;
5. Предложить дальнейшее использование настоящей методики независимой оценки качества социальных услуг и распространении ее на получателей ряда других услуг, оказываемых Управлением социальной защиты населения Белгородской области, управлениями социальной защиты населения муниципальных образований и подведомственными им учреждениями.
Таким образом, данная методика оценки удовлетворенности населения качеством социальных услуг позволит повысить качество социального обслуживания населения в Белгородской области.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 20 августа августа 2004 года № 120-ФЗ, от 27 декабря 2005 года № 197-ФЗ) // Справочная правовая система "КонсультантПлюс". Информ. банк. "Версия Проф". Разд. "Законодательство".
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования :федер. закон от 21 июля 2014 года. № 256-ФЗ // Справочная правовая система "КонсультантПлюс". Информ. банк. "Версия Проф". Разд. "Законодательство".
3. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации :федер. закон от 28 декабря 2013 года. № 442-ФЗ // Справочная правовая система "КонсультантПлюс". Информ. банк. "Версия Проф". Разд. "Законодательство".
4. Об утверждении порядков предоставления социальных услуг [Текст] : Постановление правительства Белгородской области от 27 октября 2014года № 400-пп //Справочная правовая система "КонсультантПлюс". Информ. банк. "Версия Проф". Разд. "Законодательство".
5. О признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании : постановление правительства Белгородской области от 27 октября 2014 года № 402-пп // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс". Разд. "Законодательство". Информ. Банк "Регион. Вып. Белгородская область".
6. Об оценке деятельности подведомственных учреждений системы
социальной защиты населения области : Приказ департамента
здравоохранения и Управления социальной защиты населения Белгородской области от 30 апреля 2014 года № 113. Документ
опубликован не был // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс".
Разд. "Законодательство". Информ. Банк "Регион. Вып. Белгородская область".
7. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52496-2005 "Социальное
обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения" : приказ Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 года. № 533-ст // Справочная правовая система "КонсультантПлюс". Информ. банк. "Версия Проф". Разд. "Законодательство".
8. Айларова, Г.И. Бюджетная политика и качество жизни населения России [Текст] / Г.И. Айларова. - Волгоград :ПринТерра-Дизайн, 2012. - 306с.
9. Ануфриев, Д.П. Качество жизни населения: оценка состояния и пути улучшения [Текст] / Д.П. Ануфриев, В.А. Алешкин, Л.В. Боронина. - Астрахань : Волгоградское научное изд-во, 2015. - 156с.
10. Багомедов, М.А. Проблемы улучшения социального обслуживания в регионе [Текст] / М.А. Багомедов, А.З. Мусаева // Экономические науки. -
2010 - № 71. - С. 134-140.
11. Белянинова, Ю.В. Государственная социальная помощь и социальное обслуживание [Текст] / Ю.В. Белянинова, Н.А. Захарова, М.Г. Данилова. - М. :Эксмо, 2013. - 240с.
12. Берталанфи, Л. фон. Общая теория систем [Текст] / Л. фон Берталанфи. - М. : Прогресс, 1969. - 315с.
13. Богатырев, В.В. О качестве и уровне жизни, системе жизнеобеспечения населения: связь с жизненными целями человека и качеством управления [Текст] / В.В. Богатырев // Уровень жизни населения регионов России. -
2011. - № 3. - С. 84-89.
14. Богомолов, А.В. Проблемы развития социального обслуживания пожилых людей в современной России [Текст] / А.В. Богомолов, А.Д. Неретина, М.В. Елесина // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - 2014. - № 25. - С. 98-102.
15. Бородатова, Л.Ю. Социальный услуги населению: проблемы
регулирования и оценки качества предоставления [Текст] : материалы Всероссийской науч.-практ. конф., Тюмень, 1 янв. 2013г. / под общ. ред. Л.Ю. Бородатова. - Тюмень :ТюмГНГУ, 2013. - 143с.
16. Быковская, Л.И. Подходы к оценке качества социальных услуг
учреждений социального обслуживания населения [Текст] / Л.И. Быковская, И.А. Козырева, Т.В. Изъюрова. - Сыктывкар : изд-во Сыктывкарского ун-та, 2007. - 149с.
17. Глухов, В.В. Управление качеством жизни [Текст] / В.В. Глухов, В.В. Окрепилов. - СПб. : Наука, 2008. - 484с.
18. Гуслякова, Л.Г. Качество жизни и социального обслуживания населения [Текст] / Л.Г. Гуслякова. - Горно-Алтайск :Изд-во Горно-Алтайского ун¬та, 2011. - 304с.
19. Дагбаева, С.Д. Уровень и качество жизни: методологические подходы и методы исследования [Текст] / С.Д. Дагбаева. - Улан-Удэ : ВСГТУ, 2010. - 216с.
20. Дадаев, А.Я. Понятие "качество жизни" и методы его оценки [Текст] / А.Я. Дадаев, А.Д. Баудинов. - Грозный :Комтехпринт, 2009. - 598с.
21. Дорофеева, В.А. Государственная политика регулирования социальной защиты населения [Текст] / В.А. Дорофеева // Экономика и социум. - 2015. - № 15. - С. 174-180.
22.Зеленин, А.А. Профессиональная подготовка кадров для социальной сферы: региональный аспект [Текст] / А.А. Зеленин ; под ред. Т.Н. Мартыновой. - Томск : ТГПУ, 2009. - 337с.
23. Кадыров, Ф.Н. К вопросу об оценке эффективности деятельности
ключевых работников учреждений социальной сферы: методические подходы [Текст] / Ф.Н. Кадыров, В.Б. Фраймович // Проблемы
современной экономики. - 2015. - № 3. - С. 76-79.
24. Казимирова, Н.Г. Экономические, правовые, социально-политические и психологические проблемы развития современного общества [Текст] /
Н.Г. Казимирова. - Ростов-на-Дону : Общество с ограниченной
ответственностью "Фонд науки и образования", 2015. - 312с.
25. Кайль, Я.Я. Качество предоставление государственных и муниципальных услуг как важный фактор повышения уровня жизни населения России [Текст] / Я.Я. Кайль // Региональная экономика: теория и практика. - 2011.
- № 26. - С. 51-58.
26. Козлова, Е.А. Методика оценки качества и эффективности социальных услуг [Текст] / Е.А. Козлова // Наука и современность. - 2013. - № 21. - С. 44-50.
27. Колмыкова, О.Н. Социальное обслуживание граждан в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития [Текст] / О.Н. Колмыкова, А.Б. Хмельнов, В.А. Шаповалова // Политическое управление: научный научно-образовательный электронный журнал. - 2014. - № 2. - С. 51-57.
28. Косенко, О.Ю. Развитие системы предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста в России [Текст] / О.Ю. Косенко. - Ростов-на- Дону : Изд-во СКАГС, 2010. - 379с.
29. Красова, Е.В. Качество социального обслуживания населения: проблемы стандартизации и оценки [Текст] / Е.В. Крысова, Н.Н. Зыкова. - Йошкар- Ола : ПГТУ, 2014. - 172с.
30. Кузнецова, Ю.А. Качество социальных услуг [Текст] / Ю.А. Кузнецова. - Уфа : Институт социально-экономических исследований УНЦ РАН, 2009. - 129с.
31. Кущенко, С.В. Качество жизни населения в России и ее регионах [Текст] / С.В. Кущенко, Г.П. Литвинцева, Л.А. Осьмук. - Новосибирск : НГТУ,
2009. - 560с.
32. Лига, М.Б. Качество жизни [Текст] / М.Б. Лига, И.А. Щеткина. - Новосибирск : Наука, 2011. - 226с.
33. Малофеев, И.В. Социальные услуги в системе социального обслуживания населения [Текст] / И.В. Малофеев. - М. : Дашков и К, 2012. - 176с.
34. Малофеев, И.В. Услуги в системе социального обслуживания: теория и практика [Текст] / И.В. Малофеев. - М. : Межрегиональная общественная организация "Ассоциация работников социальных служб", 2013. - 256с.
35. Мальцев, А. Клиентоориентированный подход в бизнесе и
государственном (муниципальном) управлении [Текст] / А. Мальцев // Власть. - 2011. - №10. - С. 24-29.
36. Михайлова, Н.С. Формирование приоритетных направлений развития сферы социальных услуг [Текст] / Н.С. Михайлова. - Иркутск :ИрГУПС, 2010. - 252с.
37. Новикова, К.Н. Теоретико-методологические основы исследования
научной организации управления системой социальной защиты населения [Текст] / К.Н. Новикова // Ученый записки казанского университета. Серия: гуманитарные науки. - 2013. - № 6. - С. 71-79.
38.Озерова, К.А. Становление понятий "уровень" и "качество жизни населения" [Текст] / К.А. Озерова // Экономика образования. - 2009. - № 5. - С. 98-106.
39. Пастухова, Е.Я. Качество жизни населения: теория и практика
социологического изучения [Текст] / Е.Я. Пастухова, Б.Г. Прошкин, А.В. Мухачева. - Кемерово : Изд-во Кемеровского ун-та, 2011. - 261с.
40. Проблема оценки удовлетворенности населения качеством социальных услуг с целью управления качеством жизни в муниципальных образованиях [Текст] : материалы II Международной науч.-практ. конф., Пермь / под общ. ред. А.В. Агеенко. - Пермь : Меркурий, 2011. - 57 с.
41. Путило, Н.В. К вопросу о природе социальных услуг [Текст] / Н.В. Путило // Журнал российского права. - 2006. - № 6. - С. 33-35.
42. Рагозина, Л.Г. Независима оценка качества оказания социальных услуг: первые результаты [Текст] / Л.Г. Рогозина, Е.А. Цацура // Мониторинг общественного мнения. - 2015. - №1. - С. 58-61.
43. Садовая, Е.С. Качество жизни населения мира: измерение, тенденции, институты [Текст] / Е.С. Садовая, В.А. Сауткина. - М. : Институт мировой экономики и международных отношений РАН, 2012. - 208с.
44. Сафронова, М.В. Проблема оценки деятельности организаций
социального обслуживания населения в регионе [Текст] / М.В. Сафронова // Социальное обслуживание. - 2015. - № 12. - С. 34-37.
45. Синицына, Г.В. Основные проблемы организации стандартизации социального обслуживания населения на муниципальном уровне [Текст] / Г.В. Синицына // Стандарты социального обслуживания населения в регионах современной России. - 2009. - № 17. - С. 55-60.
46. Слинкова, О.К. Уровень и качество жизни населения как результирующие показатели социально-экономического развития регионов [Текст] / О.К. Слинкова // Вестник иркутского государственного технического университета. - 2012. - № 9. - С. 307-311.
47. Смирнова, С.Б. Социальная квалиметрия, оценка качества и
стандартизация социальных услуг [Текст] / С.Б. Смирнова. - Ростов-на- Дону : ДГТУ, 2014. - 166с.
48. Смолева, Е.О. Удовлетворенность жизнью и уровень счастья: взгляд социолога [Текст] / Е.О. Смолева, М.В. Морев ; под ред. А.А. Шабуновой.
- Вологда : Институт социально-экономического развития территорий РАН, 2016. - 164с.
49. Токарский, Б.Л. Социальная работа: актуальные проблемы и пути повышения качества социальных услуг [Текст] / Б.Л. Токарский. - Иркутск : БГУЭП, 2011. - 145с.
50. Тюнина, О.В. Критерии и показатели оценки качества социальных услуг
[Текст] / О.В. Тюнина // Труды молодых ученых Алтайского
государственного университета. - 2010. - № 6. - С. 67-69.
51. Хаммер, М. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе [Текст] / М. Хаммер, Дж. Чампи. - пер. с англ. СПб., 1997. - 221с.
52. Ханжин, Е.В. Система оценки качества социальных услуг, предоставляемых инвалидам и гражданам пожилого возраста [Текст] / Е.В. Ханжин, О.О. Низовцева, Е.В. Хытова // Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития. - 2012. - № 2. - С. 36-41.
53. Характеристика современных проблем системы социального обслуживания населения [Текст] : материалы II Международной науч.- практ. конф., Улан-Удэ, 21 мая 2015г. / под общ. ред. Т.С. Базарова. - Улан-Удэ : ВСГУТУ, 2015. - 438с.
54. Холопова, Ю.С. Уровень и качество жизни населения [Текст] / Ю.С. Холопова, Г.П. Ермаков, И.И. Шигапов // Современное развитие экономических и правовых отношений. Образование и образовательная деятельность. - 2012. - № 16. - С. 126-129.
55.Чуличков, Е.А. Уровень и качество жизни населения [Текст] / Е.А. Чуличков // Челябинский гуманитарий. - 2009. - № 7. - С. 68-72.
56. Шевцов, П.А. уровень и качество жизни населения в Российской Федерации: экономико-статистический аспект [Текст] / П.А. Шевцов. - М. : РГТЭУ, 2011. - 361с.
57. Шимановская, Я.В. Эффективность профессиональной деятельности социального работника [Текст] / Я.В. Шимановская // Социальная работа: проблемы и перспективы. - 2016. - № 2. - С. 15-19.