Аннотация 2
Введение 4
1. Теоретические основы функционирования муниципальных предприятий в РФ 6
1.1. Понятие муниципального предприятия, его функции и цели 6
1.2. Основные нормативные документы, регулирующие деятельность муниципальных предприятий в сфере ЖКХ 8
1.3. Сущность и необходимость социально-экономического развития муниципальных предприятий 14
2. Анализ деятельности МУП «Волжское ЖКХ» 20
2.1. Краткая характеристика организации 20
2.2. Анализ эффективности деятельности муниципального предприятия 26
3. Разработка программы развития муниципального предприятия 32
3.1. Основные пути повышения уровня развития муниципального предприятия 32
3.2. Применение конкретных инструментов развития муниципального предприятия и оценка их результативности 34
Заключение 55
Список используемых источников 58
На сегодняшний день данная тема является одной из актуальных в сфере развития инфраструктуры городов. Муниципальные унитарные предприятия обеспечивают функционирование инфраструктуры города, и, следовательно, развитие данных предприятий носит глобальный характер. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
В данном случае имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности муниципальному образованию. От имени муниципального образования права собственника на имущество данного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции и полномочий, наделенными законами, муниципальными правовыми актами, которые определяют их статус.
В настоящее время основная проблема развития муниципальных предприятий видится нам в противоречии между достижением главной цели предприятия - получения прибыли и задачей собственника - принесение максимальной пользы жителям данного муниципального образования. При акционировании муниципальное предприятие не всегда приобретает добросовестного собственника. Частный предприниматель может быть не заинтересован в выполнении той или иной муниципальной услуги из -за ряда проблем, среди которых основная - низкая доходность. Возможна иная ситуация, когда собственник будет предоставлять данные виды услуг по более выгодной для него цене, однако многие потребители не смогут ее получить.
Целью данного исследования является разработка программы развития муниципального предприятия.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• изучить теоретические основы оценки развития муниципальных предприятий;
• проанализировать итогов развития муниципального предприятия;
• разработать программу развития муниципального предприятия.
Объект исследования: МУП «Волжское ЖКХ».
Предмет исследования: особенности построения программы развития муниципальных предприятий.
Новизна работы состоит в исследовании развития муниципального предприятия в сфере ЖКХ. Теоретическую основу исследования составили работы, посвящённые особенностям предпринимательства в сфере ЖКХ: А.И. Безлюдова, А.Н. Чашина, Л.В. Азаровой, В.А. Ачкасовой, Л.В. Володина, А.Д. Кривоносова.
Объект, предмет, цель и задачи работы определили структуру ВКР, которая состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Подводя итог данной работы, были сделаны следующие выводы:
1) муниципальные унитарные предприятия является муниципальным хозяйствующим субъектам, а унитарные предприятия являются коммерческими. Цель их деятельности - получение прибыли, поэтому работа должны быть экономически эффективной;
В общем контексте можно говорить о том, что муниципальные предприятия являются значимой частью той институциональной среды, которая обеспечивает социо-эколого-экономическое устойчивое развитие территории. При этом, такие предприятия выступают как механизм, обеспечивающий воспроизводство устойчивого развития территории на долгосрочную перспективу за счет социальной адаптации ее жителей, поскольку они оказывают им первоочередные муниципальные услуги, создавая комфортную среду проживания, предоставляют рабочие места, платят налоги в бюджеты всех уровней в соответствии с действующим законодательством, предъявляют платежеспособный спрос на различных рынках территории, образовательные услуги, соучаствуют в создании неповторимого социально-культурного рисунка, характеризующего специфику конкретного муниципального образования.
Существующая организация муниципального обслуживания населения не приводит к нормальному функционированию рынка услуг муниципальных предприятий. Во многих случаях у органов местного самоуправления нет конкретного видения стратегии его развития. Ориентирование на устойчивое развитие территории часто носит формальный декларативный характер.
Дополнительную негативную окраску в текущую ситуацию добавляет сложная макроэкономическая ситуация в стране, вызванная введением в отношении субъектов предпринимательской деятельности и государственных чиновников России экономических санкций со стороны правительств промышленно развитых стран.
2) Проведенный анализ деятельность МУП «Волжское ЖКХ» показал, что в 2017 году предприятия являлось убыточным.
Убыточность продаж в 2017 г. снизилась на 27,69 % по сравнению с 2016 г., что является положительным моментом в деятельности предприятия. Однако наличие достаточно большого уровня убытков, обусловлено высоким уровнем затрат предприятия.
Уровень обеспеченности предприятия основными средами в расчете на одного среднегодового работника снизилась до 1388 тыс. руб. в 2017 году, это означает, что стоимость основных средств в расчете на одного среднегодового работника снизились на 0,63 %, по сравнению с 2015 годом.
В свою очередь, за счет увеличения среднегодовой стоимости основных производственных фондов и снижения выручки от реализации, в 2017 году на предприятии имело место снижения фондоотдачи на 20,48 %, что является отрицательной оценкой хозяйственной деятельности предприятия.
В целом можно говорить о снижении эффективности работы МУП «Волжское ЖКХ» в 2017 году, предприятие является убыточным и не рентабельным.
В результате проведения системного анализа рыночной ситуации с помощью матричных методов необходимо отметить, что предприятие МУП «Волжское ЖКХ» имеет значительный потенциал для развития и процветания. SWOT анализ общества показал, что у него имеются возможности увеличения реального объёма рынка. Также у общества имеются производственные мощности, которые можно использовать для внедрения нового производства за счет имеющегося оборудования.
Полученные выводы являются основой для разработки рекомендаций и стратегий дальнейшего развития МУП «Волжское ЖКХ». Каждое предприятие, работая в условиях конкуренции и быстро меняющейся ситуации должно не только концентрировать внимание на своей внутренней среде, но и вырабатывать стратегию долгосрочного развития, которая позволит ему успевать за изменениями, происходящими в его внешнем окружении. Для разработки портфеля стратегий предприятия необходимо определить, к каким категориям услуг и товаров с точки зрения стратегии дальнейшего развития предприятия каждый из анализируемых видов услуг и товаров относится.
В процессе исследования были определены следующие причин низкой эффективности работы муниципального предприятия МУП «Волжское ЖКХ», а именно:
• рост себестоимости продукции, вызванный повышением стоимости топливно-энергетических и других ресурсов;
• значительный износ оборудования;
• отсутствие финансовых средств для обновления фондов,
• недостаточность квалификационного уровня специалистов для выбора стратегии развития, учитывающей специфику работы МУП «Волжское ЖКХ».
Главной целью данной Программы является повышение уровня развития предприятия МУП «Волжское ЖКХ».
Задачи Программы:
1) обеспечение взаимодействия с широкой аудиторией потребителей;
2) снижение количества должников по ЖКУ;
3) повышение активности участия в организации и планировании деятельности ТСЖ со стороны населения;
4) повышение прибыльности и самоокупаемости предприятия;
5) усилить систему внутреннего контроля на муниципальном предприятии.
1. Жилищный кодекс Российской Федерации (ЖК РФ), от 29.12.2004 № 188- ФЗ (от 03.04.2018). - СПб: Проспект, 2018. 192 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.
3. О приватизации государственного и муниципального имущества: Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 4. Ст. 251; Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 9. Ст. 805.
4. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 48. Ст. 4746.
5. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 01.12.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 49. Ст. 6409.
6. Об утверждении Положения об учреждении, подчиненности, реорганизации, ликвидации муниципальных унитарных предприятий и заключении трудовых договоров с их руководителями: Решение БГД от 25.11.2011 № 638 [электронный ресурс]. URL: http://barnaul.org/vlast/duma/decisions/ reshenija_2011_goda/reshenie_638_ot_25112 011_ob/
7. О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий: Постановление Правительства Российской Федерации от 10.04.2002 № 228 (ред. от 17.04.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 15. Ст. 1440.
8. Adams B. Ask the Professor: Talking About Integrated Communications // Public Relations Tactics. 2013. Режим доступа: http://apps.prsa.org/Intelligence/Tactics/ Articles/view/6C-020126/101
9. Gronstedt A. The Customer Century: Lessons from World Class Companies in Integrated Communications. - NY: Routledge, 2016. p 252.
10. Багов А.М. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ / Багов А.М. // Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова. Серия: право, экономика. 2018. - № 1. С. 28-32.
11. Бачурина Н.С. Эволюция интегрированных коммуникаций: обзор западных научных исследований / Н.С. Бачурина // Вестник НГУЭУ. 2014. - № 1. 272-281 с.
12. Безлюдов А.И. ЖК - хозяйство: проблемы управления / А.И. Безлюдов. - М. : Стройиздат, 2014. - 278 с.
13. Блех Е.М. Оперативное управление жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ): учеб. пособие / Е. М. Блех. - М. : Оригинал-макет, 2017. - 80 с.
14. Борисова Б.Л. Технологии рекламы и PR / Б.Л. Борисова. - М. : Фаирпресс, 2015. - 624 с.
15. Емельянов С.М. Теория и практика связей с общественностью: учебное пособие для академического бакалавриата / С. М. Емельянов. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 231 с.
...