УПРАВЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВОМ И РЕКОНСТРУКЦИЕЙ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ШЕБЕКИНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВОМ И РЕКОНСТРУКЦИЕЙ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ШЕБЕКИНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВОМ И РЕКОНСТРУКЦИЕЙ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ШЕБЕКИНСКОМ РАЙОНЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВОМ И РЕКОНСТРУКЦИЕЙ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ШЕБЕКИНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВОМ И РЕКОНСТРУКЦИЕЙ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ШЕБЕКИНСКОМ РАЙОНЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Необходимость исследования социальной сферы в качестве объекта управления в Российской Федерации в настоящее время определяется достаточно большим количеством факторов. Среди них:
- низкие показатели эффективности ее функционирования, определяемые через индикаторы качества жизни населения страны, сравнимые во многом с развивающимися странами;
- рост общественной неудовлетворенности результатами ее функционирования, основной причиной которого являются не только низкие индикаторы качества жизни населения, но и повышение прозрачности социально-экономических и политических процессов, связанное с активным использованием информационно-коммуникационных технологий;
- увеличение глобальной конкуренции, в том числе, в сфере управления человеческим потенциалом, которые в нашей стране не имеют реальных стимулов для становления и развития в связи с сырьевой направленностью экономики;
- новая волна технологической революции, резко усиливающаяся роль инноваций в управлении социально-экономическим развитием и рост значимости человеческого капитала как основного фактора социально-экономического развития. Уровень конкурентоспособности в условиях современного инновационного развития, в свою очередь, определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и социальной адаптации.
Эффективность функционирования социальной сферы в огромной мере определяется размещением и качеством ее инфраструктуры - системы учреждений и коммуникаций. Поддержание в должном состоянии объектов социальной сферы, их строительство и реконструкция являются одной из первостепенных задач государственного и муниципального управления, а также субъектов государственно-частного партнерства.
Анализ степени изученности выбранной темы. В работах В.А. Артемова, Н.В. Блиновой, П.П. Великого, Т.И. Заславской, З.И. Калугиной, А.С. Корнеевой, О.П. Фадеевой, В.Я. Чуракова, Т. Шанина и других ученых рассматриваются социальные проблемы российского социума и его адаптационного потенциала, развития социальной среды жизнедеятельности населения .
Значимость социальной сферы для регионального и муниципального развития рассматривается в работах Д.О. Егорова, И.П. Лаврентьевой, Е.Ю. Рейнбаха, Е.С. Таушевой.
Вопросы капиталовложений и инвестиций в развитие социальной сферы региона и муниципалитета изучались в работах Е.М. Вольской, Е.А. Добросердовой, Т.П. Жидяевой, В.Ю. Михайлова, Д.Н. Торгачева, В.С. Чангли.
Проблема исследования обусловлена наличием противоречия между необходимостью повышения эффективности управления строительством и реконструкцией объектов социальной сферы муниципального образования и недостаточностью социально-технологических разработок, позволяющих сделать процесс управления более эффективным.
Объектом исследования является развитие социальной сферы муниципального образования.
Предмет исследования - методы совершенствования управления строительством и реконструкцией объектов социальной сферы муниципального района «Шебекинский район и город Шебекино» Белгородской области.
Цель дипломной работы является разработка рекомендаций по совершенствования управления строительством и реконструкцией объектов социальной сферы муниципального района «Шебекинский район и город Шебекино» Белгородской области.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы управления социальной сферой муниципального образования.
2. Проанализировать процесс строительства и реконструкции объектов социальной сферы муниципального района «Шебекинский район и город Шебекино» Белгородской области.
3. Обосновать направления совершенствования управления строительством и реконструкцией объектов социальной сферы муниципального района «Шебекинский район и город Шебекино» Белгородской области.
Теоретико-методологические основы исследования. Для дипломного исследования существенную роль сыграли положения работ Т.И. Заславской и Т. Шанина о значимости развития социальной сферы для социальной организации социума. В работе был использован комплекс теоретических подходов, среди которых - нормативно-правовой, институциональный, структурно-функциональный.
Для сбора информации использовался метод анализа нормативно-правовых документов, теоретической и справочной литературы, статистических данных.
Эмпирической базой дипломной работы явились законодательные и нормативно-правовые акты , государственные программы Российской Федерации и Белгородской области , регулирующие развитие социальной сферы. Для получения данных о фактическом состоянии и перспективах развития социальной сферы Шебекинского района был проведен анализ Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Шебекинский район и город Шебекино» Белгородской области на период до 2025 года . Для получения информации о строительстве и реконструкции объектов социальной сферы использовались отчетные документы Комитет строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства администрации Шебекинского района.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что разработанные рекомендации в дальнейшем могут применяться в процессе управления строительством и реконструкцией объектов социальной сферы муниципального района «Шебекинский район и город Шебекино» Белгородской области.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, приложений.
- низкие показатели эффективности ее функционирования, определяемые через индикаторы качества жизни населения страны, сравнимые во многом с развивающимися странами;
- рост общественной неудовлетворенности результатами ее функционирования, основной причиной которого являются не только низкие индикаторы качества жизни населения, но и повышение прозрачности социально-экономических и политических процессов, связанное с активным использованием информационно-коммуникационных технологий;
- увеличение глобальной конкуренции, в том числе, в сфере управления человеческим потенциалом, которые в нашей стране не имеют реальных стимулов для становления и развития в связи с сырьевой направленностью экономики;
- новая волна технологической революции, резко усиливающаяся роль инноваций в управлении социально-экономическим развитием и рост значимости человеческого капитала как основного фактора социально-экономического развития. Уровень конкурентоспособности в условиях современного инновационного развития, в свою очередь, определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и социальной адаптации.
Эффективность функционирования социальной сферы в огромной мере определяется размещением и качеством ее инфраструктуры - системы учреждений и коммуникаций. Поддержание в должном состоянии объектов социальной сферы, их строительство и реконструкция являются одной из первостепенных задач государственного и муниципального управления, а также субъектов государственно-частного партнерства.
Анализ степени изученности выбранной темы. В работах В.А. Артемова, Н.В. Блиновой, П.П. Великого, Т.И. Заславской, З.И. Калугиной, А.С. Корнеевой, О.П. Фадеевой, В.Я. Чуракова, Т. Шанина и других ученых рассматриваются социальные проблемы российского социума и его адаптационного потенциала, развития социальной среды жизнедеятельности населения .
Значимость социальной сферы для регионального и муниципального развития рассматривается в работах Д.О. Егорова, И.П. Лаврентьевой, Е.Ю. Рейнбаха, Е.С. Таушевой.
Вопросы капиталовложений и инвестиций в развитие социальной сферы региона и муниципалитета изучались в работах Е.М. Вольской, Е.А. Добросердовой, Т.П. Жидяевой, В.Ю. Михайлова, Д.Н. Торгачева, В.С. Чангли.
Проблема исследования обусловлена наличием противоречия между необходимостью повышения эффективности управления строительством и реконструкцией объектов социальной сферы муниципального образования и недостаточностью социально-технологических разработок, позволяющих сделать процесс управления более эффективным.
Объектом исследования является развитие социальной сферы муниципального образования.
Предмет исследования - методы совершенствования управления строительством и реконструкцией объектов социальной сферы муниципального района «Шебекинский район и город Шебекино» Белгородской области.
Цель дипломной работы является разработка рекомендаций по совершенствования управления строительством и реконструкцией объектов социальной сферы муниципального района «Шебекинский район и город Шебекино» Белгородской области.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы управления социальной сферой муниципального образования.
2. Проанализировать процесс строительства и реконструкции объектов социальной сферы муниципального района «Шебекинский район и город Шебекино» Белгородской области.
3. Обосновать направления совершенствования управления строительством и реконструкцией объектов социальной сферы муниципального района «Шебекинский район и город Шебекино» Белгородской области.
Теоретико-методологические основы исследования. Для дипломного исследования существенную роль сыграли положения работ Т.И. Заславской и Т. Шанина о значимости развития социальной сферы для социальной организации социума. В работе был использован комплекс теоретических подходов, среди которых - нормативно-правовой, институциональный, структурно-функциональный.
Для сбора информации использовался метод анализа нормативно-правовых документов, теоретической и справочной литературы, статистических данных.
Эмпирической базой дипломной работы явились законодательные и нормативно-правовые акты , государственные программы Российской Федерации и Белгородской области , регулирующие развитие социальной сферы. Для получения данных о фактическом состоянии и перспективах развития социальной сферы Шебекинского района был проведен анализ Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Шебекинский район и город Шебекино» Белгородской области на период до 2025 года . Для получения информации о строительстве и реконструкции объектов социальной сферы использовались отчетные документы Комитет строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства администрации Шебекинского района.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что разработанные рекомендации в дальнейшем могут применяться в процессе управления строительством и реконструкцией объектов социальной сферы муниципального района «Шебекинский район и город Шебекино» Белгородской области.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, приложений.
В современном обществе качество жизни людей во многом определяется состоянием социальной сферы. Развитие и нормальное функционирование объектов социальной сферы имеют очень важное значение для повышения образовательного, культурного и нравственного уровня населения, качества жизни и здоровья, развития страны, региона и муниципалитета.
В социальную инфраструктуру муниципального образования входит совокупность материальных объектов, элементов социальной среды городских и сельских поселений, реализующих основные социальные потребности населения (в здравоохранении, образовании, культуре, досуге и пр.) и в силу этого обладающих жизненной необходимостью для него.
Муниципальное управление развитием социальной сферы связано с созданием и поддержанием достаточно широкого класса объектов, направленных на удовлетворение многообразных социальных потребностей и интересов граждан. Значимость муниципального уровня управления социальной сферой определяется тем, что население и создаваемые им муниципальные органы могут более эффективно, нежели государственные органы, решать задачи повышения уровня и качества жизни граждан данной территории, обеспечивать здравоохранительные, образовательные, социально-культурные и другие жизненно важные потребности населения.
Муниципальная практика управления развитием социальной сферы, строительства и реконструкции ее объектов в Российской Федерации в настоящее время определяется через участие в реализации комплекса государственных программ.
В настоящее время в России действуют такие государственные программы, в рамках которых осуществляется строительство и реконструкция объектов социальной сферы, как «Развитие здравоохранения», «Развитие образования» на 2013-2020 годы, «Доступная среда» на 2011-2020 годы, «Развитие физической культуры и спорта», «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы.
Муниципальный район «Шебекинский район и город Шебекино» в настоящее время характеризуется достаточно сложной демографической ситуации. Сокращается рождаемость, уменьшается численность населения. В результате сокращается человеческий потенциал муниципального образования. Одним из факторов его воспроизводства является повышение эффективности функционирования социальной сферы - деятельности учреждений здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта. Основным механизмом развитие их инфраструктуры является строительство и реконструкция объектов социальной сферы.
Основные функции по управлению строительством и реконструкцией объектов социальной сферы в Шебекинском районе выполняет Комитет строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства администрации Шебекинского района и находящийся в его составе отдел архитектуры и информационной системы обеспечения градостроительной деятельности. В их задачи входят создание необходимых условий для привлечения инвестиций в строительство объектов социальной сферы; оценка, анализ состояния и прогнозирование показателей развития социальной инфраструктуры района.
В качестве основных исполнителей работ по строительству и реконструкции объектов социальной сферы в Шебекинском районе выступают МКУ «ОКС Шебекинского района» и ОГУ «Центр социальных инвестиций и строительства» по Белгородской области. Основными источниками финансирования строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов социальной сферы являются бюджет Белгородской области, бюджет Шебекинского района, а также Фонд содействия развитию инженерной, строительной и социальной инфраструктур Шебекинского района.
Основными проблемами инвестирования в объекты социальной сферы являются недостаточность местного бюджета, неравномерность финансирования строительства и реконструкции объектов социальной сферы в течение финансового года, отклонение объемов финансирования от запланированных. Строительство и реконструкция учреждений социальной сферы очень часто сопряжены с многочисленными недоделками и нарушениями со стороны подрядчиков.
В решении проблем управления строительством и реконструкцией объектов социальной сферы может быть задействован ряд механизмов - от контрольно-надзорных до информационных и социальных. Значительным потенциалом в совершенствовании процесса управления строительством и реконструкцией объектов социальной сферы обладает механизм общественного контроля.
Для совершенствования процесса управления строительством и реконструкцией объектов социальной сферы муниципального образования предлагается проект «Внедрение механизмов общественного контроля строительством и реконструкцией объектов социальной сферы в муниципальном районе «Шебекинский район и город Шебекино». Целью проекта является организация деятельности по осуществлению общественного контроля строительства и реконструкции объектов социальной сферы муниципального района «Шебекинский район и город Шебекино». К его задачам относятся: формирование субъектов общественного контроля строительства и реконструкции объектов социальной сферы муниципального района «Шебекинский район и город Шебекино»; разработка методики оценки процесса строительства и реконструкции объектов социальной сферы муниципального района «Шебекинский район и город Шебекино»; формирование системы «обратной связи» в процессе управления строительством и реконструкцией объектов социальной сферы муниципального района «Шебекинский район и город Шебекино».
В результате реализации проекта предполагается получить методику общественного контроля процессом строительства и реконструкции объектов социальной сферы Шебекинского района, включающую описание субъектов, объектов общественного контроля, его параметры и процедуры; сформированные команды общественных активистов, обладающих опытом участия в общественном контроле; итоги пилотного этапа общественного контроля за процессом строительства и реконструкции объектов социальной сферы Шебекинского района в виде утвержденных Общественной палатой протоколов.
Для полноценной реализации проекта необходимо выполнить ряд рекомендаций:
1. Общественной палате муниципального района «Шебекинский район и город Шебекино» следует обсудить на пленарном заседании вопрос об организации общественного контроля за строительством и реконструкцией объектов социальной сферы муниципального района.
2. Совету Общественной палаты муниципального района «Шебекинский район и город Шебекино» следует поручить разработку методики общественного контроля за процессом строительства и реконструкции объектов социальной сферы.
3. Общественной палате муниципального района «Шебекинский район и город Шебекино» следует сформировать рабочую группы по вопросам строительства и реконструкции объектов социальной сферы района, а также группы общественного контроля для осуществления контроля за строительством и реконструкцией наиболее значимых объектов социальной сферы муниципального образования.
В социальную инфраструктуру муниципального образования входит совокупность материальных объектов, элементов социальной среды городских и сельских поселений, реализующих основные социальные потребности населения (в здравоохранении, образовании, культуре, досуге и пр.) и в силу этого обладающих жизненной необходимостью для него.
Муниципальное управление развитием социальной сферы связано с созданием и поддержанием достаточно широкого класса объектов, направленных на удовлетворение многообразных социальных потребностей и интересов граждан. Значимость муниципального уровня управления социальной сферой определяется тем, что население и создаваемые им муниципальные органы могут более эффективно, нежели государственные органы, решать задачи повышения уровня и качества жизни граждан данной территории, обеспечивать здравоохранительные, образовательные, социально-культурные и другие жизненно важные потребности населения.
Муниципальная практика управления развитием социальной сферы, строительства и реконструкции ее объектов в Российской Федерации в настоящее время определяется через участие в реализации комплекса государственных программ.
В настоящее время в России действуют такие государственные программы, в рамках которых осуществляется строительство и реконструкция объектов социальной сферы, как «Развитие здравоохранения», «Развитие образования» на 2013-2020 годы, «Доступная среда» на 2011-2020 годы, «Развитие физической культуры и спорта», «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы.
Муниципальный район «Шебекинский район и город Шебекино» в настоящее время характеризуется достаточно сложной демографической ситуации. Сокращается рождаемость, уменьшается численность населения. В результате сокращается человеческий потенциал муниципального образования. Одним из факторов его воспроизводства является повышение эффективности функционирования социальной сферы - деятельности учреждений здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта. Основным механизмом развитие их инфраструктуры является строительство и реконструкция объектов социальной сферы.
Основные функции по управлению строительством и реконструкцией объектов социальной сферы в Шебекинском районе выполняет Комитет строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства администрации Шебекинского района и находящийся в его составе отдел архитектуры и информационной системы обеспечения градостроительной деятельности. В их задачи входят создание необходимых условий для привлечения инвестиций в строительство объектов социальной сферы; оценка, анализ состояния и прогнозирование показателей развития социальной инфраструктуры района.
В качестве основных исполнителей работ по строительству и реконструкции объектов социальной сферы в Шебекинском районе выступают МКУ «ОКС Шебекинского района» и ОГУ «Центр социальных инвестиций и строительства» по Белгородской области. Основными источниками финансирования строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов социальной сферы являются бюджет Белгородской области, бюджет Шебекинского района, а также Фонд содействия развитию инженерной, строительной и социальной инфраструктур Шебекинского района.
Основными проблемами инвестирования в объекты социальной сферы являются недостаточность местного бюджета, неравномерность финансирования строительства и реконструкции объектов социальной сферы в течение финансового года, отклонение объемов финансирования от запланированных. Строительство и реконструкция учреждений социальной сферы очень часто сопряжены с многочисленными недоделками и нарушениями со стороны подрядчиков.
В решении проблем управления строительством и реконструкцией объектов социальной сферы может быть задействован ряд механизмов - от контрольно-надзорных до информационных и социальных. Значительным потенциалом в совершенствовании процесса управления строительством и реконструкцией объектов социальной сферы обладает механизм общественного контроля.
Для совершенствования процесса управления строительством и реконструкцией объектов социальной сферы муниципального образования предлагается проект «Внедрение механизмов общественного контроля строительством и реконструкцией объектов социальной сферы в муниципальном районе «Шебекинский район и город Шебекино». Целью проекта является организация деятельности по осуществлению общественного контроля строительства и реконструкции объектов социальной сферы муниципального района «Шебекинский район и город Шебекино». К его задачам относятся: формирование субъектов общественного контроля строительства и реконструкции объектов социальной сферы муниципального района «Шебекинский район и город Шебекино»; разработка методики оценки процесса строительства и реконструкции объектов социальной сферы муниципального района «Шебекинский район и город Шебекино»; формирование системы «обратной связи» в процессе управления строительством и реконструкцией объектов социальной сферы муниципального района «Шебекинский район и город Шебекино».
В результате реализации проекта предполагается получить методику общественного контроля процессом строительства и реконструкции объектов социальной сферы Шебекинского района, включающую описание субъектов, объектов общественного контроля, его параметры и процедуры; сформированные команды общественных активистов, обладающих опытом участия в общественном контроле; итоги пилотного этапа общественного контроля за процессом строительства и реконструкции объектов социальной сферы Шебекинского района в виде утвержденных Общественной палатой протоколов.
Для полноценной реализации проекта необходимо выполнить ряд рекомендаций:
1. Общественной палате муниципального района «Шебекинский район и город Шебекино» следует обсудить на пленарном заседании вопрос об организации общественного контроля за строительством и реконструкцией объектов социальной сферы муниципального района.
2. Совету Общественной палаты муниципального района «Шебекинский район и город Шебекино» следует поручить разработку методики общественного контроля за процессом строительства и реконструкции объектов социальной сферы.
3. Общественной палате муниципального района «Шебекинский район и город Шебекино» следует сформировать рабочую группы по вопросам строительства и реконструкции объектов социальной сферы района, а также группы общественного контроля для осуществления контроля за строительством и реконструкцией наиболее значимых объектов социальной сферы муниципального образования.
Подобные работы
- ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ГОРОДЕ БЕЛГОРОДЕ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2018 - СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ГОРОДЕ ШЕБЕКИНО
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



