РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ 7
1.1. Сущность понятия «диалогическая речь» 7
1.2. Общение со сверстниками как средство развития диалогической речи 13
1.3. Педагогические условия развития диалогической речи у детей
старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками 19
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ 33
2.1. Диагностика уровня развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками 33
2.2. Методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ 7
1.1. Сущность понятия «диалогическая речь» 7
1.2. Общение со сверстниками как средство развития диалогической речи 13
1.3. Педагогические условия развития диалогической речи у детей
старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками 19
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ 33
2.1. Диагностика уровня развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками 33
2.2. Методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Речь является основным средством проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной, эмоционально-волевой, познавательной, мотивационной и других.
В жизни ребенка речь выполняет важные функции. Первоначальной и важнейшей из всех выступает коммуникативная функция. Л. С. Выготский считал, что речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания. В жизни общества цель общения — установление и развитие контактов между людьми, передача информации от человека к человеку. Установление и развитие контактов между людьми, передача информации от человека к человеку являются составляющей коммуникативной функции речи, которые начинают осваиваться в поведении человека уже в дошкольном возрасте.
Овладение навыками диалогической речи позволяет ребенку вступать в свободное общение и вести диалог со сверстниками и взрослыми, дает возможности получать необходимую ему информацию и передавать накопленные знания, впечатления об окружающем мире людям.
Актуальность развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста обусловлена проблемой своевременного развития у них речи, которая является важнейшим условием общего психического развития.
Развитие диалогической речи определяет ведущую роль в развитии речи ребенка в целом и занимает центральное место в общей системе работы по формированию речи в детском саду. Диалогическая речь выступает как основная форма речевой деятельности, в недрах которой зарождается связная речь, а также главным является общение детей дошкольного возраста.
В старшем дошкольном возрасте диалог становится способом определения настроения, эмоционального состояния человека и познания собственного внутреннего мира. В диалоге осуществляются межличностные отношения и содержательное общение детей и взрослых, детей и сверстников, детей и педагогов. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования отмечено, что приобретение опыта в коммуникативной деятельности, подразумевающей конструктивное общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками — одна из составляющих всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития ребенка.
О важности исследуемой нами проблеме говорят многочисленные исследования физиологов, психологов, педагогов и других. Ученый — физиолог И.П. Павлов отметил влияние речи ребенка на его общее развитие, он обосновал процессы первой и второй сигнальной системы, и утверждал, что речь - это основной показатель интеллектуального развития ребенка.
В работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.А. Леонтьева, А.В. Запорожца и др., отмечена значимость речи в общем развитии детей, влияние речи на их физическое, умственное развитие.
В исследованиях А.М. Леушиной, Л.А.Пеньевской, Е.И.Тихеевой, Е.А. Флериной определены основы методики развития речи дошкольников.
Наиболее синзитивный период для развития диалогической речи является старший дошкольный возраст, отмечали в своих работах ученые А.В.Запорожец, Д.Б. Эльконин, Н.И. Жинкина. В работах А.В. Запорожца есть данные о спонтанности детского речевого развития, о разрешении противоречий между имеющимися у ребенка средствами, способами, умениями и теми требованиями, которые предъявляют повседневная жизнь, его собственная деятельность, а также взаимодействие с окружающими людьми.
Исследования В. И. Логиновой, В. В. Гербовой, В. И. Яшиной, Е. М. Струниной и др. посвящены изучению особенностей усвоения детьми лексики родного языка, звукового интонационного произношения, словаря, грамматики, семантики.
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития диалогической речи у детей дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками.
Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования: процесс развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками.
Предметом исследования являются педагогические условия развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками.
Гипотеза исследования: овладение детьми старшего дошкольного возраста диалогической речью в процессе общения со сверстниками станет успешным, если:
- педагог будет создавать благоприятную речевую среду, способствующую развитию диалогической речи детей в процессе общения со сверстниками;
- воспитатель будет наполнять свою деятельность разнообразными формами работы, способствующими развитию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в ходе их общения со сверстниками в различных видах деятельности;
- педагог станет использовать с целью закрепления навыков речевого развития, современные эффективные технологии, способствующие развитию диалогической речи детей, проявлению интереса к непосредственному общению со сверстниками.
Задачи исследования:
1. Определить сущность понятия «диалогическая речь»;
2. Изучить особенности диалогической речи как средство речевого общения со сверстниками;
3. Исследовать педагогические условия развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками;
4. Провести опытно-практическую работу по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками;
5. Разработать рекомендации для педагогов по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками.
Методы исследования: теоретические: анализ научной литературы; эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап).
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка — детский сад № 57 г. Белгорода.
Выпускная квалификационная работа включает: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
В жизни ребенка речь выполняет важные функции. Первоначальной и важнейшей из всех выступает коммуникативная функция. Л. С. Выготский считал, что речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания. В жизни общества цель общения — установление и развитие контактов между людьми, передача информации от человека к человеку. Установление и развитие контактов между людьми, передача информации от человека к человеку являются составляющей коммуникативной функции речи, которые начинают осваиваться в поведении человека уже в дошкольном возрасте.
Овладение навыками диалогической речи позволяет ребенку вступать в свободное общение и вести диалог со сверстниками и взрослыми, дает возможности получать необходимую ему информацию и передавать накопленные знания, впечатления об окружающем мире людям.
Актуальность развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста обусловлена проблемой своевременного развития у них речи, которая является важнейшим условием общего психического развития.
Развитие диалогической речи определяет ведущую роль в развитии речи ребенка в целом и занимает центральное место в общей системе работы по формированию речи в детском саду. Диалогическая речь выступает как основная форма речевой деятельности, в недрах которой зарождается связная речь, а также главным является общение детей дошкольного возраста.
В старшем дошкольном возрасте диалог становится способом определения настроения, эмоционального состояния человека и познания собственного внутреннего мира. В диалоге осуществляются межличностные отношения и содержательное общение детей и взрослых, детей и сверстников, детей и педагогов. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования отмечено, что приобретение опыта в коммуникативной деятельности, подразумевающей конструктивное общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками — одна из составляющих всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития ребенка.
О важности исследуемой нами проблеме говорят многочисленные исследования физиологов, психологов, педагогов и других. Ученый — физиолог И.П. Павлов отметил влияние речи ребенка на его общее развитие, он обосновал процессы первой и второй сигнальной системы, и утверждал, что речь - это основной показатель интеллектуального развития ребенка.
В работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.А. Леонтьева, А.В. Запорожца и др., отмечена значимость речи в общем развитии детей, влияние речи на их физическое, умственное развитие.
В исследованиях А.М. Леушиной, Л.А.Пеньевской, Е.И.Тихеевой, Е.А. Флериной определены основы методики развития речи дошкольников.
Наиболее синзитивный период для развития диалогической речи является старший дошкольный возраст, отмечали в своих работах ученые А.В.Запорожец, Д.Б. Эльконин, Н.И. Жинкина. В работах А.В. Запорожца есть данные о спонтанности детского речевого развития, о разрешении противоречий между имеющимися у ребенка средствами, способами, умениями и теми требованиями, которые предъявляют повседневная жизнь, его собственная деятельность, а также взаимодействие с окружающими людьми.
Исследования В. И. Логиновой, В. В. Гербовой, В. И. Яшиной, Е. М. Струниной и др. посвящены изучению особенностей усвоения детьми лексики родного языка, звукового интонационного произношения, словаря, грамматики, семантики.
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития диалогической речи у детей дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками.
Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования: процесс развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками.
Предметом исследования являются педагогические условия развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками.
Гипотеза исследования: овладение детьми старшего дошкольного возраста диалогической речью в процессе общения со сверстниками станет успешным, если:
- педагог будет создавать благоприятную речевую среду, способствующую развитию диалогической речи детей в процессе общения со сверстниками;
- воспитатель будет наполнять свою деятельность разнообразными формами работы, способствующими развитию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в ходе их общения со сверстниками в различных видах деятельности;
- педагог станет использовать с целью закрепления навыков речевого развития, современные эффективные технологии, способствующие развитию диалогической речи детей, проявлению интереса к непосредственному общению со сверстниками.
Задачи исследования:
1. Определить сущность понятия «диалогическая речь»;
2. Изучить особенности диалогической речи как средство речевого общения со сверстниками;
3. Исследовать педагогические условия развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками;
4. Провести опытно-практическую работу по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками;
5. Разработать рекомендации для педагогов по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками.
Методы исследования: теоретические: анализ научной литературы; эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап).
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка — детский сад № 57 г. Белгорода.
Выпускная квалификационная работа включает: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
Целью нашей работы было выявление педагогических условий развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками.
Объектом исследования являлся процесс развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками.
Для решения данной проблемы, мы исследовали теоретические основы развития диалогической речи в процессе общения со сверстниками. Нами был изучен опыт отечественных и зарубежных педагогов по проблеме развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками. Были построены теоретические предложения, которые легли в основу организации опытно-практической работы.
Также мы определили понятие «диалогическая речи», осветили особенности развития диалогической речи у детей в процессе общения со сверстника-ми. Можно сделать вывод, что диалогическая речь — это непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами, в которых выделяются основные сферы общения со взрослыми и со сверстниками. Образцы ведения диалога ребенок получает в общении со взрослым. Общение со сверстниками — важнейший показатель сформированности коммуникативной способности.
Рассмотрели общение со сверстниками как средство развития диалогической речи. В целом, общение мы понимаем как не просто действие, а именно взаимодействие — оно осуществляется между детьми, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах. Для своевременного и полноценного развития речи нужно, чтобы взаимодействие с окружающими людьми обогащало содержание потребности ребенка в общении. В общении со сверстниками, у детей активизируются эстетические представления и чувства детей, сосредотачивается внимание на ярких и радостных впечатлениях, что также находит отражение в речи.
Работая над проблемой развития диалогической речи детей в процессе общения со сверстниками, мы пришли к выводу, что планомерное, систематическое использование разнообразных форм работы, современных эффективных технологий, игр, стихов, а также создание благоприятной речевой среды, является эффективным средством развития диалогической речи.
Разумеется, данное исследование не претендует на достаточно полное, и вопрос остаётся актуальным. Однако в плане рациональной организации обстановки в дошкольном образовательном учреждении переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей старшего дошкольного возраста в конкретных условиях детского учреждения.
Развитие диалогической речи как одной из составляющих процесса подготовки ребенка дошкольного возраста к обучению в школе, является одним из направлений деятельности педагога. Овладение навыками диалогической речи позволяет ребенку вступать в свободное общение со сверстниками, взрослыми так далее, дает возможность получить необходимую ему информацию, а также передать накопленные знания и впечатления об окружающем.
Таким образом, можно прийти к выводу, что наша гипотеза о развитии диалогической речи детей в процессе общения со сверстниками, будет положительно влиять на уровень диалогической речи детей и уровень общения со сверстниками, если педагог будет создавать благоприятную речевую среду, способствующую развитию диалогической речи детей в процессе общения со сверстниками; воспитатель будет наполнять свою деятельность разнообразными формами работы, педагог станет использовать с целью закрепления навыков речевого развития, современные эффективные технологии, способствующие развитию диалогической речи детей, появлению интереса детей к непосредственному общению со сверстниками, подтвердилась.
Объектом исследования являлся процесс развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками.
Для решения данной проблемы, мы исследовали теоретические основы развития диалогической речи в процессе общения со сверстниками. Нами был изучен опыт отечественных и зарубежных педагогов по проблеме развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками. Были построены теоретические предложения, которые легли в основу организации опытно-практической работы.
Также мы определили понятие «диалогическая речи», осветили особенности развития диалогической речи у детей в процессе общения со сверстника-ми. Можно сделать вывод, что диалогическая речь — это непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами, в которых выделяются основные сферы общения со взрослыми и со сверстниками. Образцы ведения диалога ребенок получает в общении со взрослым. Общение со сверстниками — важнейший показатель сформированности коммуникативной способности.
Рассмотрели общение со сверстниками как средство развития диалогической речи. В целом, общение мы понимаем как не просто действие, а именно взаимодействие — оно осуществляется между детьми, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах. Для своевременного и полноценного развития речи нужно, чтобы взаимодействие с окружающими людьми обогащало содержание потребности ребенка в общении. В общении со сверстниками, у детей активизируются эстетические представления и чувства детей, сосредотачивается внимание на ярких и радостных впечатлениях, что также находит отражение в речи.
Работая над проблемой развития диалогической речи детей в процессе общения со сверстниками, мы пришли к выводу, что планомерное, систематическое использование разнообразных форм работы, современных эффективных технологий, игр, стихов, а также создание благоприятной речевой среды, является эффективным средством развития диалогической речи.
Разумеется, данное исследование не претендует на достаточно полное, и вопрос остаётся актуальным. Однако в плане рациональной организации обстановки в дошкольном образовательном учреждении переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей старшего дошкольного возраста в конкретных условиях детского учреждения.
Развитие диалогической речи как одной из составляющих процесса подготовки ребенка дошкольного возраста к обучению в школе, является одним из направлений деятельности педагога. Овладение навыками диалогической речи позволяет ребенку вступать в свободное общение со сверстниками, взрослыми так далее, дает возможность получить необходимую ему информацию, а также передать накопленные знания и впечатления об окружающем.
Таким образом, можно прийти к выводу, что наша гипотеза о развитии диалогической речи детей в процессе общения со сверстниками, будет положительно влиять на уровень диалогической речи детей и уровень общения со сверстниками, если педагог будет создавать благоприятную речевую среду, способствующую развитию диалогической речи детей в процессе общения со сверстниками; воспитатель будет наполнять свою деятельность разнообразными формами работы, педагог станет использовать с целью закрепления навыков речевого развития, современные эффективные технологии, способствующие развитию диалогической речи детей, появлению интереса детей к непосредственному общению со сверстниками, подтвердилась.
Подобные работы
- Формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Беседа как метод обучения диалогической речи детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ СО
ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Беседа как метод обучения диалогической речи детей старшего дошкольного возраста (Красноуфимский педагогический колледж)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2018 - Методические основы формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности (Уральский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ
СОВМЕСТНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



