Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ

Работа №120814

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2016
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
112
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ 7
1.1. Сущность понятия «диалогическая речь» 7
1.2. Общение со сверстниками как средство развития диалогической речи 13
1.3. Педагогические условия развития диалогической речи у детей
старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками 19
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ 33
2.1. Диагностика уровня развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками 33
2.2. Методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 63


Речь является основным средством проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной, эмоционально-волевой, познавательной, мотивационной и других.
В жизни ребенка речь выполняет важные функции. Первоначальной и важнейшей из всех выступает коммуникативная функция. Л. С. Выготский считал, что речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания. В жизни общества цель общения — установление и развитие контактов между людьми, передача информации от человека к человеку. Установление и развитие контактов между людьми, передача информации от человека к человеку являются составляющей коммуникативной функции речи, которые начинают осваиваться в поведении человека уже в дошкольном возрасте.
Овладение навыками диалогической речи позволяет ребенку вступать в свободное общение и вести диалог со сверстниками и взрослыми, дает возможности получать необходимую ему информацию и передавать накопленные знания, впечатления об окружающем мире людям.
Актуальность развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста обусловлена проблемой своевременного развития у них речи, которая является важнейшим условием общего психического развития.
Развитие диалогической речи определяет ведущую роль в развитии речи ребенка в целом и занимает центральное место в общей системе работы по формированию речи в детском саду. Диалогическая речь выступает как основная форма речевой деятельности, в недрах которой зарождается связная речь, а также главным является общение детей дошкольного возраста.
В старшем дошкольном возрасте диалог становится способом определения настроения, эмоционального состояния человека и познания собственного внутреннего мира. В диалоге осуществляются межличностные отношения и содержательное общение детей и взрослых, детей и сверстников, детей и педагогов. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования отмечено, что приобретение опыта в коммуникативной деятельности, подразумевающей конструктивное общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками — одна из составляющих всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития ребенка.
О важности исследуемой нами проблеме говорят многочисленные исследования физиологов, психологов, педагогов и других. Ученый — физиолог И.П. Павлов отметил влияние речи ребенка на его общее развитие, он обосновал процессы первой и второй сигнальной системы, и утверждал, что речь - это основной показатель интеллектуального развития ребенка.
В работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.А. Леонтьева, А.В. Запорожца и др., отмечена значимость речи в общем развитии детей, влияние речи на их физическое, умственное развитие.
В исследованиях А.М. Леушиной, Л.А.Пеньевской, Е.И.Тихеевой, Е.А. Флериной определены основы методики развития речи дошкольников.
Наиболее синзитивный период для развития диалогической речи является старший дошкольный возраст, отмечали в своих работах ученые А.В.Запорожец, Д.Б. Эльконин, Н.И. Жинкина. В работах А.В. Запорожца есть данные о спонтанности детского речевого развития, о разрешении противоречий между имеющимися у ребенка средствами, способами, умениями и теми требованиями, которые предъявляют повседневная жизнь, его собственная деятельность, а также взаимодействие с окружающими людьми.
Исследования В. И. Логиновой, В. В. Гербовой, В. И. Яшиной, Е. М. Струниной и др. посвящены изучению особенностей усвоения детьми лексики родного языка, звукового интонационного произношения, словаря, грамматики, семантики.
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития диалогической речи у детей дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками.
Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования: процесс развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками.
Предметом исследования являются педагогические условия развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками.
Гипотеза исследования: овладение детьми старшего дошкольного возраста диалогической речью в процессе общения со сверстниками станет успешным, если:
- педагог будет создавать благоприятную речевую среду, способствующую развитию диалогической речи детей в процессе общения со сверстниками;
- воспитатель будет наполнять свою деятельность разнообразными формами работы, способствующими развитию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в ходе их общения со сверстниками в различных видах деятельности;
- педагог станет использовать с целью закрепления навыков речевого развития, современные эффективные технологии, способствующие развитию диалогической речи детей, проявлению интереса к непосредственному общению со сверстниками.
Задачи исследования:
1. Определить сущность понятия «диалогическая речь»;
2. Изучить особенности диалогической речи как средство речевого общения со сверстниками;
3. Исследовать педагогические условия развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками;
4. Провести опытно-практическую работу по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками;
5. Разработать рекомендации для педагогов по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками.
Методы исследования: теоретические: анализ научной литературы; эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап).
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка — детский сад № 57 г. Белгорода.
Выпускная квалификационная работа включает: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы и приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью нашей работы было выявление педагогических условий развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками.
Объектом исследования являлся процесс развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками.
Для решения данной проблемы, мы исследовали теоретические основы развития диалогической речи в процессе общения со сверстниками. Нами был изучен опыт отечественных и зарубежных педагогов по проблеме развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками. Были построены теоретические предложения, которые легли в основу организации опытно-практической работы.
Также мы определили понятие «диалогическая речи», осветили особенности развития диалогической речи у детей в процессе общения со сверстника-ми. Можно сделать вывод, что диалогическая речь — это непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами, в которых выделяются основные сферы общения со взрослыми и со сверстниками. Образцы ведения диалога ребенок получает в общении со взрослым. Общение со сверстниками — важнейший показатель сформированности коммуникативной способности.
Рассмотрели общение со сверстниками как средство развития диалогической речи. В целом, общение мы понимаем как не просто действие, а именно взаимодействие — оно осуществляется между детьми, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах. Для своевременного и полноценного развития речи нужно, чтобы взаимодействие с окружающими людьми обогащало содержание потребности ребенка в общении. В общении со сверстниками, у детей активизируются эстетические представления и чувства детей, сосредотачивается внимание на ярких и радостных впечатлениях, что также находит отражение в речи.
Работая над проблемой развития диалогической речи детей в процессе общения со сверстниками, мы пришли к выводу, что планомерное, систематическое использование разнообразных форм работы, современных эффективных технологий, игр, стихов, а также создание благоприятной речевой среды, является эффективным средством развития диалогической речи.
Разумеется, данное исследование не претендует на достаточно полное, и вопрос остаётся актуальным. Однако в плане рациональной организации обстановки в дошкольном образовательном учреждении переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей старшего дошкольного возраста в конкретных условиях детского учреждения.
Развитие диалогической речи как одной из составляющих процесса подготовки ребенка дошкольного возраста к обучению в школе, является одним из направлений деятельности педагога. Овладение навыками диалогической речи позволяет ребенку вступать в свободное общение со сверстниками, взрослыми так далее, дает возможность получить необходимую ему информацию, а также передать накопленные знания и впечатления об окружающем.
Таким образом, можно прийти к выводу, что наша гипотеза о развитии диалогической речи детей в процессе общения со сверстниками, будет положительно влиять на уровень диалогической речи детей и уровень общения со сверстниками, если педагог будет создавать благоприятную речевую среду, способствующую развитию диалогической речи детей в процессе общения со сверстниками; воспитатель будет наполнять свою деятельность разнообразными формами работы, педагог станет использовать с целью закрепления навыков речевого развития, современные эффективные технологии, способствующие развитию диалогической речи детей, появлению интереса детей к непосредственному общению со сверстниками, подтвердилась.



1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - М.: Из-во ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст] / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Изд. центр Академия, 2006. - 158 с.
3. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Изд. центр Академия, - 2000. - 400 с.
4. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения [Текст]: Методическое пособие для воспитателей /
А. Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, - 2005. - 128 с.
5. Бабаева, Т. И. Образовательная область «Социально- комммуникативное развитие» (Методический комплект программы «Детство») [Текст]: Учебно-методическое пособие / Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, Л. С. Римашевская; ред. А. Г. Гогоберидзе. - СПб.: ООО Из-во Детство-пресс, - 2016. - 384 с.
6. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, - 2000. - 256 с.
7. Вербенец, А. М. Планирование образовательного процесса дошкольной организации: современные подходы и технология [Текст]: Учебно-методическое пособие / А. М. Вербенец, О. Н. Сомкова, О. В. Солнцева. - СПб.: ООО Из-во Детство-пресс, - 2015. - 288 с.
8. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6- ти т. Т. 4. Детская психология [Текст] / Л.С. Выготский; Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, - 1984. - 432 с.
9. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - СПб.: Детство-Пресс, - 2007. - 472 с.
10. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет (старшая разновозрастная группа) [Текст] : Кн. Для воспитателя дет. сада. / В. В. Гербова. - М.: Просвещение, - 2003. - 207 с.
11. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей дошкольной группе детского сада [Текст] / В. В. Гербова. - М.: Просвещение, - 2009. -175 с.
12. Гербова, В.В. Работа с сюжетными картинами [Текст] / В.В. Гербова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №1. - С. 18-23.
13. Гойхман, О. Я. Основы речевой коммуникации [Текст]: Учебник для вузов / Под ред. проф. О. Я. Гойхмана, Т. М. Надеина. - М.: ИНФРА-М, - 2006. - 272 с.
14. Доманецкая, Л.В. Общение и эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста [Текст]: Учебное пособие к спецкурсу по психологии. / Л.В. Доманецкая. - Краснояр. гос. пед. Ун-т им. Астафьева В.П., - 2008.¬164 с.
15. Елкина, Н.В. Формирование связной речи у детей шестого года жизни [Текст] / Н.В. Елкина. - М.: Синтез, - 2002. - 390 с.
16. Киселева, О.И. Теория и методика развития речи детей: теория и технология обучения речевому творчеству [Текст] / О. И. Киселева. - Томск: Изд-во ТГПУ, - 2006. - 84 с.
17. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить [Текст] / М.М. Кольцова, М. С. Рузина. - Изд-во У-Фактория, - 2006. - 228 с.
18. Крылов, А. А. Психология: учебник 2-е изд. [Текст] / А. А. Крылов. - М.: Изд-во Проспект, - 2008. - 752 с.
19. Лебедева, И. Н. Связная речь: речь в общении и речь в деятельности [Текст] / И. Н. Лебедева // Специальное образование. - 2011. - №4. - С. 138-166.
20. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение: Психол. ин-т РАО, Центр соц.-психол. помощи им. Ж. Казаноко [Текст] / А. А. Леонтьев. - М.: Изд. центр Эль-Фа, - 1996. - 96 с.
21. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. - М.: Просвещение, - 2004. - 214 с.
22. Лисина, М.И. Общение с взрослыми у детей первых 7 лет жизни [Текст] : В кн.: Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / М.И. Лисина; Под ред. Давыдова В.В. - М.: Изд-во МПСИ, - 2005. - 168 с.
23. Люблинская, А.А. Воспитателю о развитии ребенка [Текст] / А. А. Люблинская. - М.: Просвещение, - 2001. - 256 с.
24. Лямина, Г.М. Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст) [Текст] / Г.М. Лямина // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 9. - С. 49-55.
25. Мухина, В.С. Психология дошкольника [Текст]: Учебник для студентов пед. институтов. / В.С. Мухина; Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, - 2006. - 272 с.
26. Немов, Р. С. Психология [Текст]: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, - 2003. - 688 с.
27. Ошнякова, Т.И. Особенности межличностного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т.И.Ошнякова // Детский сад от А до Я. -2012. - №5. - С. 55-60.
28. Поваляева, М.А. Справочник логопеда [Текст] / Поваляева М.А.; Под ред. О. Морозовой. - Ростов-на-Дону: «Феникс», - 2010. - 446 с.
29. Покровский, В.М. Физиология человека [Текст] / Под ред. Покровского В.М., Коротько Г.Ф. - М.: Медицина, - 2003. - 656 с.
30. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - Изд-во: Питер, - 2002. - 720 с.
31. Рузская, А.Г., Речь дошкольников в общении со сверстником [Текст] / А.Г. Рузская, А. Э. Рейнстейн. - Минск: Изд-во Университетское, - 2003. - 100 с.
32. Рыхтер, А. В стране сказок и чудес [Текст] / А. Рыхтер // Детский сад от А до Я. - 2011. - №4. - С. 105-106.
33. Самсонова, С. Н. Развитие свободного общения дошкольников [Текст] / С. Н. Самсонова, И. В. Яковлева // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. - 2014. - № 4. - С. 152-155.
34. Седов, К. Ф. Речь и мышление в отечественной психологии [Текст] / Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин // Научно-методический журнал Мир Психо-логии. - 2009. - № 1. - С. 4-10.
35. Сиджах, Г. Дружба творит чудеса! [Текст] / Г. Сиджах // Детский сад от А до Я. - 2014. - №3. - С. 13-19.
36. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст]: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений / Е.О. Смирнова. - М.: Изд. центр Академия, - 2000. - 160 с.
37. Сомкова, О. Н. Образовательная область «Речевое развитие». Как работать по программе «Детство» [Текст]: Учебно-методическое пособие / О. Н. Сомкова; ред. Гогоберидзе А. Г. - СПб.: ООО Изд-во Детство-пресс, - 2016. - 160 с.
38. Сохин, Ф.А. Осознание речи дошкольниками и подготовки к обучению грамоте [Текст] / Сохин Ф.А.// Вопросы психологии: двадцатый год из-дания. - 1974. - №1. - С. 138-143.
39. Страшнова, Е. Богатыри Земли Русской беседу «речью плавною» [Текст] / Е.Страшнова // Детский сад от А до Я. - 2012. - №1. - С. 19-21.
40. Ступак, Л. В. Онтогенез диалогической речи [Текст] / Ступак Л. В. // Специальное образование. - 2012. - № 3. - С. 109-113.
41. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, - 1981. - 144 с.
42. Ушакова, О.С. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин [Текст] / О. С. Ушакова, Е. А. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 12. - С. 13-18.
43. Ушакова, О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) [Текст] / Ушакова О.С. // До-школьное воспитание. - 2012. - № 11. - С. 18-12.
44. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О. С. Ушакова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, - 2008. - 256 с.
45. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. / О. С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, - 2010. - 288 с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 - Режим доступа:
https://dogm.mos.ru/legislation/lawacts/901582/
47. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевича. - М.: Просвещение, - 1984. - 240 с.
48. Филичева, Т.Б. Речь как явление физиологическое, социальное, психолого-педагогическое [Текст] / Т. Б. Филичева // Специальная психология. - 2008. - №3. - С. 5-7.
49. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии [Текст]: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ / М. Ф. Фомичева. - М.: Просвещение, - 2007. - 239 с.
50. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. Н. Цейтлин. — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, - 2000. - 240 с.
51. Чеканова, М. В. Становление диалогической речи в онтогенезе [Текст] / Чеканова М. В. // Молодой ученый. - 2015. - №11. - С. 1509-1512.
52. Чулкова, А. В. Формирование диалога у дошкольников [Текст]: Учеб. пособие. / А. В. Чулкова. — Ростов н/Д: Феникс, - 2008. - 220 с.
53. Шадрина, Л. Г. Развиваем связную речь. Методические рекомендации [Текст] / Шадрина Л. Г., Фомина Е. М. - М.: ТЦ Сфера, - 2012. - 128 с.
54. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи [Текст]: кн. для воспитателя дет. сада : из опыта работы / Г. С. Швайко ; ред. В. В. Гербова. - М.: Просвещение, - 2003. - 64 с.
55. Шипицына, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками [Текст] / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. - СПб.: ООО Изд-во Детство- пресс, - 2007. - 384 с.
56. Шорохова, О.А. Речевое развитие ребенка: Анализ программы дошкольного образования. - М.: ТЦ Сфера, - 2009. - 128 с.
57. Шорыгина, Т.А. Мудрые сказки. Беседы с детьми о пословицах и поговорках [Текст] / Т.А. Шорыгина. - М.: Сфера, - 2015 - 144 с.
58. Эльконин, Д. Б. Детская психология: [Текст] Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. - М.: Изд. центр Академия, - 2007. - 384 с.
59. Якубинский, Л. П. Избранные работы: Язык и его функционирование [Текст] / Л. П. Якубинский; Ред. А. А. Леонтьев. - М.: Наука, - 1986. -58 с.
60. Якубинский, Л. П. О диалогической речи: избр. работы. Язык и его функционирование [Текст] /Л. П. Якубинский. - М.: Наука, - 1986. - 58 с.
61. Яшина, В.И. Преемственность в формировании словаря детей в детском саду и начальной школе [Текст] / Яшина В. И., Максимова М. В.; под общ. ред. Яшиной В. И. - Москва: М111У, 2011. - 162 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ