Конфликт интересов на государственной гражданской службе в Российской Федерации: подходы к определению и проблемы правовой квалификации
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретико-правовые аспекты конфликта интересов на государственной гражданской службе 8
1.1 Правовая природа и содержание понятия конфликта интересов 8
1.2 Личная заинтересованность государственного гражданского служащего 15
Глава 2 Управление конфликтами интересов на государственной гражданской службе 22
2.1 Способы урегулирования и предотвращения конфликта интересов на государственной гражданской службе 22
2.2 Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов 29
2.3 Управление конфликтами интересов государственных гражданских служащих в Самарской области 36
Глава 3 Практика правовой квалификации конфликта интересов на государственной гражданской службе 48
3.1 Виды и меры юридической ответственности государственных гражданских служащих за несоблюдение обязанностей по урегулированию конфликта интересов 48
3.2 Практика предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе 54
Заключение 64
Список используемой литературы и используемых источников 68
Введение 4
Глава 1 Теоретико-правовые аспекты конфликта интересов на государственной гражданской службе 8
1.1 Правовая природа и содержание понятия конфликта интересов 8
1.2 Личная заинтересованность государственного гражданского служащего 15
Глава 2 Управление конфликтами интересов на государственной гражданской службе 22
2.1 Способы урегулирования и предотвращения конфликта интересов на государственной гражданской службе 22
2.2 Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов 29
2.3 Управление конфликтами интересов государственных гражданских служащих в Самарской области 36
Глава 3 Практика правовой квалификации конфликта интересов на государственной гражданской службе 48
3.1 Виды и меры юридической ответственности государственных гражданских служащих за несоблюдение обязанностей по урегулированию конфликта интересов 48
3.2 Практика предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе 54
Заключение 64
Список используемой литературы и используемых источников 68
Актуальность исследования. В российское антикоррупционное законодательство введено понятие «конфликт интересов на государственной службе», которое является одним из важнейших элементов системы правовых средств профилактики коррупции в сфере государственной службы.
Как известно, коррупция как негативное социальное явление, является одной из актуальных проблем современной правовой действительности. Коррупция затрудняет не только эффективное развитие экономики, политических и общественных институтов в современной России, но и в целом разрушаются основы правопорядка и ослабевают институты государственной власти.
Одна из современных общемировых тенденций - рост и усложнение форм коррупции, вызываемые процессом ее адаптации к изменяющимся социально-экономическим и политическим условиям. При этом коррупция представляет собой неотъемлемый атрибут организованной преступности, ее наиболее действенный механизм влияния на представителей государственно-управленческого аппарата, руководителей коммерческих и иных организаций.
Несмотря на предпринимаемые усилия, коррупция, стала частью общественных отношений, поразив практически все компоненты государственного аппарата, и тем самым несет в себе угрозы национальной безопасности Российской Федерации.
По данным международных организаций, Россия является страной с наиболее развитой коррупцией. Так, по состоянию на 2019 год Россия по данным Transparensy International по Индексу восприятия, занимает 137 место из 180 и набрала 28 баллов из 100. Следует заметить, что положение России в Индексе уже на протяжении ряда лет остается стабильным, если не принимать во внимание перемены в других странах или исключением некоторых стран из Индекса [25].
Проведенные социологические исследования в Самарской области показали динамику снижения количества жителей Самарской области, оценивающих уровень коррупции в регионе как высокий (в 2015 году - 34,1 %, в 2016 году - 24 %, в 2017 году - 20 %, в 2018 - 19,7%, в том числе в органах исполнительной власти (в 2015 году - 30,1 %, в 2016 году - 24 %, в 2017 году - 20 %) [59]. Однако это не дает повода для оценивания ситуации с коррупцией как положительной, в связи с чем, противодействие данному явлению одно из приоритетных направлений внутренней политики Российской Федерации.
Коррупция представляет собой угрозу организации публичной власти, деформирует институт государственной службы, снижает уровень доверия граждан к органам публичной власти в целом и отдельно взятому государственному служащему.
Одним из важнейших элементов системы правовых средств профилактики коррупции в сфере государственной службы, является конфликт интересов, который позволяет, с одной стороны, предупреждать предпосылки коррупции, с другой - оперативно реагировать на коррупционные проявления в случаях, когда совершение коррупционного правонарушения еще не доказано в суде, но факт коррупционного проявления уже установлен.
В целом феномен конфликта интересов на государственной гражданской службе относится к одному из наиболее полемичных, поскольку отсутствуют единые требования к квалификации связанных с ним ситуаций, требуется учет различных обстоятельств и предшествующего служебного поведения служащего. Для разрешения коллизий правоприменительной практики требуется проведение комплексного теоретико-правового исследования конфликта интересов.
Таким образом, все вышеизложенное обуславливает актуальность и важность исследования темы настоящей выпускной квалификационной работы - «Конфликт интересов на государственной гражданской службе в Российской Федерации: подходы к определению и проблемы правовой квалификации».
Степень научной разработанности. Коррупция как предмет научно-теоретических исследований имеет междисциплинарный характер и изучается социологами [79], экономистами [1; 14] и правоведами.
Значительное развитие в последнее время получил конфликт интересов как один из правовых средств противодействию коррупции. Ученые-юристы исследуют теоретические аспекты возникновения и природы конфликта интересов, интерпретируют сложившиеся понятия [26; 32; 37; 42], формы и способы предупреждения и урегулирования конфликта интересов [38; 63], ответственность за несоблюдение обязанности урегулирования конфликта интересов [21; 31; 47] и др.
Таким образом, урегулирование конфликта интересов как направление противодействия коррупции является достаточно активно обсуждаемой и исследуемой проблемой современной научной общественностью.
Цель настоящей выпускной квалификационной работы - провести комплексный теоретико-правовой анализ конфликта интересов на государственной гражданской службе, определить понятие, сущность, рассмотреть ситуации конфликта интересов и возможности их правовой квалификации по действующему законодательству.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть правовую природу и содержание понятия «конфликт интересов»;
2) проанализировать понятие личной заинтересованности и влияние личной заинтересованности на возникновение конфликта интересов;
3) выявить способы предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе;
4) исследовать деятельность комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов;
5) проанализировать управление конфликтами интересов на государственной гражданской службе в Самарской области;
6) определить особенности видов и мер юридической ответственности государственных гражданских служащих за несоблюдение обязанностей по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
7) рассмотреть порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в случаях предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты федерального и регионального значения, направленные на предотвращение и урегулирование конфликта интересов на государственной гражданской службе, а также правоприменительная практика, теоретические и методические разработки российских и зарубежных ученых.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, семь параграфов, заключение и список используемой литературы и список используемых источников.
Как известно, коррупция как негативное социальное явление, является одной из актуальных проблем современной правовой действительности. Коррупция затрудняет не только эффективное развитие экономики, политических и общественных институтов в современной России, но и в целом разрушаются основы правопорядка и ослабевают институты государственной власти.
Одна из современных общемировых тенденций - рост и усложнение форм коррупции, вызываемые процессом ее адаптации к изменяющимся социально-экономическим и политическим условиям. При этом коррупция представляет собой неотъемлемый атрибут организованной преступности, ее наиболее действенный механизм влияния на представителей государственно-управленческого аппарата, руководителей коммерческих и иных организаций.
Несмотря на предпринимаемые усилия, коррупция, стала частью общественных отношений, поразив практически все компоненты государственного аппарата, и тем самым несет в себе угрозы национальной безопасности Российской Федерации.
По данным международных организаций, Россия является страной с наиболее развитой коррупцией. Так, по состоянию на 2019 год Россия по данным Transparensy International по Индексу восприятия, занимает 137 место из 180 и набрала 28 баллов из 100. Следует заметить, что положение России в Индексе уже на протяжении ряда лет остается стабильным, если не принимать во внимание перемены в других странах или исключением некоторых стран из Индекса [25].
Проведенные социологические исследования в Самарской области показали динамику снижения количества жителей Самарской области, оценивающих уровень коррупции в регионе как высокий (в 2015 году - 34,1 %, в 2016 году - 24 %, в 2017 году - 20 %, в 2018 - 19,7%, в том числе в органах исполнительной власти (в 2015 году - 30,1 %, в 2016 году - 24 %, в 2017 году - 20 %) [59]. Однако это не дает повода для оценивания ситуации с коррупцией как положительной, в связи с чем, противодействие данному явлению одно из приоритетных направлений внутренней политики Российской Федерации.
Коррупция представляет собой угрозу организации публичной власти, деформирует институт государственной службы, снижает уровень доверия граждан к органам публичной власти в целом и отдельно взятому государственному служащему.
Одним из важнейших элементов системы правовых средств профилактики коррупции в сфере государственной службы, является конфликт интересов, который позволяет, с одной стороны, предупреждать предпосылки коррупции, с другой - оперативно реагировать на коррупционные проявления в случаях, когда совершение коррупционного правонарушения еще не доказано в суде, но факт коррупционного проявления уже установлен.
В целом феномен конфликта интересов на государственной гражданской службе относится к одному из наиболее полемичных, поскольку отсутствуют единые требования к квалификации связанных с ним ситуаций, требуется учет различных обстоятельств и предшествующего служебного поведения служащего. Для разрешения коллизий правоприменительной практики требуется проведение комплексного теоретико-правового исследования конфликта интересов.
Таким образом, все вышеизложенное обуславливает актуальность и важность исследования темы настоящей выпускной квалификационной работы - «Конфликт интересов на государственной гражданской службе в Российской Федерации: подходы к определению и проблемы правовой квалификации».
Степень научной разработанности. Коррупция как предмет научно-теоретических исследований имеет междисциплинарный характер и изучается социологами [79], экономистами [1; 14] и правоведами.
Значительное развитие в последнее время получил конфликт интересов как один из правовых средств противодействию коррупции. Ученые-юристы исследуют теоретические аспекты возникновения и природы конфликта интересов, интерпретируют сложившиеся понятия [26; 32; 37; 42], формы и способы предупреждения и урегулирования конфликта интересов [38; 63], ответственность за несоблюдение обязанности урегулирования конфликта интересов [21; 31; 47] и др.
Таким образом, урегулирование конфликта интересов как направление противодействия коррупции является достаточно активно обсуждаемой и исследуемой проблемой современной научной общественностью.
Цель настоящей выпускной квалификационной работы - провести комплексный теоретико-правовой анализ конфликта интересов на государственной гражданской службе, определить понятие, сущность, рассмотреть ситуации конфликта интересов и возможности их правовой квалификации по действующему законодательству.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть правовую природу и содержание понятия «конфликт интересов»;
2) проанализировать понятие личной заинтересованности и влияние личной заинтересованности на возникновение конфликта интересов;
3) выявить способы предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе;
4) исследовать деятельность комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов;
5) проанализировать управление конфликтами интересов на государственной гражданской службе в Самарской области;
6) определить особенности видов и мер юридической ответственности государственных гражданских служащих за несоблюдение обязанностей по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
7) рассмотреть порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в случаях предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты федерального и регионального значения, направленные на предотвращение и урегулирование конфликта интересов на государственной гражданской службе, а также правоприменительная практика, теоретические и методические разработки российских и зарубежных ученых.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, семь параграфов, заключение и список используемой литературы и список используемых источников.
Проведенный анализ в настоящей выпускной квалификационной работе, позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, при рассмотрении правовой природы и содержания конфликта интересов в сфере государственной гражданской службы было предложено понимать под ним ситуацию, при которой возникает противоречие между частным и публичным интересами в случае прямой личной заинтересованность государственного гражданского служащего как реально, так и теоретически имеющая возможность оказать влияние на ненадлежащее исполнение им своих должностных (служебных) обязанностей.
Во-вторых, личная заинтересованность государственного гражданского служащего была определена как основанное на должностных полномочиях намерение государственного гражданского служащего в получении дополнительной возможности увеличения роста объема потребления материальных и нематериальных благ, как им самим, так и в пользу третьих лиц.
В-третьих, проведенный анализ способов урегулирования и предотвращения конфликта интересов на государственной гражданской службе, позволил сделать вывод о том, что тот или иной способ разрешения конфликта интересов имеют определенную значимость не только для непосредственного окружения государственного гражданского служащего, но и в целом, для общества, так как затрагивает интересы не только носителя конфликта, но и других людей. Именно в этом состоит объективность конфликта интересов. Субъективность конфликта интересов отражается в столкновении мотивов, обусловленных, с одной стороны, личными интересами, а с другой - исходит из сознания личности.
Полностью избежать конфликта интересов невозможно, так как человек к моменту поступления на государственную гражданскую службу не является tabula rasa: у него имеется и устоявшаяся система ценностей, и имущество. Однако личность служащего связана с профессиональным долгом и служебной этикой, которые регламентируют его поведение.
В настоящее время законодательство о разрешении конфликта интересов сосредоточено на вопросе, связанном с процедурой разрешения такого конфликта, но не учитывает необходимость правовой защищенности государственного гражданского служащего в этих условиях.
В-четвертых, в государственном органе для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликтов интересов. Состав комиссии определяется в положении, которое должно быть утверждено в конкретном органе государственной власти. Для того чтобы провести заседание комиссии, необходимо определиться с датой и уведомить всех членов комиссии, независимых экспертов, других участников и подготовить необходимые документы. Решения комиссии в основном носят рекомендательный характер, по ним руководитель принимает конкретные меры.
В-пятых, несмотря на антикоррупционный потенциал комиссий по урегулированию конфликта интересов, недостатком их работы является предопределенный статус и отсутствие единого подхода к организации их работы в разных органах государственной власти и органах прокуратуры. Фактически не регулируется на местном уровне вопрос разрешения ситуаций конфликта интересов у лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. В то же время прописана необходимость разрешения конфликта интересов и порядок привлечения к ответственности за неисполнение данной обязанности.
В связи с изложенным, необходимо решить следующе вопросы.
1) систематизировать нормативно-правовую базу для всех органов судебной, законодательной власти и прокуратур для организации работы комиссий по решению конфликта интересов с учетом особенностей каждой из ветвей власти;
2) внести изменения в Федеральный закон № 273-ФЗ в части нормативного закрепления требования к руководителям государственного и муниципального органа власти обязательного рассмотрения протокола заседания комиссии и исполнения в пределах своей компетенции содержащихся в нем рекомендаций;
3) предусмотреть ответственность для членов комиссии за недобросовестное исполнение ими своих полномочий, так как в настоящий момент такая ответственность отсутствует.
В-шестых, в результате обобщения результатов применения мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в государственных органах, Минтруд выделил ряд функций, связанных с высоким коррупционным риском, и конкретные ситуации (организационно-распорядительные функции; административно-хозяйственные функции, реализация контрольных и надзорных мероприятий, распределение ограниченного ресурса и осуществление госзакупок).
Обобщения практики Самарской области, позволяет сделать вывод о том, что достаточно часто оспаривается прекращение трудового договора в связи с непринятием работником мер по урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является. При этом, при разрешении данных споров, во всех случаях представителями нанимателя к государственным служащим применяется зачастую только один вид взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия, что объясняется активной позицией государства, направленной на борьбу со всеми проявлениями коррупции.
В заключении хотелось бы обратить внимание на то, что одним из решением обозначенных в настоящей выпускной квалификационной работе проблем могло бы стать принятие Федерального закона «О конфликте интересов», в котором предусмотреть такие положения, как: определение частных интересов государственных служащих; комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения конфликта интересов, в числе которых можно предусмотреть: отказ служащего от частного интереса, устранение служащего от исполнения должностных функций в условиях конфликта и др.; обеспечение внутриведомственного контроля за ситуацией вокруг конфликта; урегулирование процедуры уведомления о конфликте; определение видов ответственности за нарушение данного закона; гарантии государственных служащих при разрешении конфликта.
Во-первых, при рассмотрении правовой природы и содержания конфликта интересов в сфере государственной гражданской службы было предложено понимать под ним ситуацию, при которой возникает противоречие между частным и публичным интересами в случае прямой личной заинтересованность государственного гражданского служащего как реально, так и теоретически имеющая возможность оказать влияние на ненадлежащее исполнение им своих должностных (служебных) обязанностей.
Во-вторых, личная заинтересованность государственного гражданского служащего была определена как основанное на должностных полномочиях намерение государственного гражданского служащего в получении дополнительной возможности увеличения роста объема потребления материальных и нематериальных благ, как им самим, так и в пользу третьих лиц.
В-третьих, проведенный анализ способов урегулирования и предотвращения конфликта интересов на государственной гражданской службе, позволил сделать вывод о том, что тот или иной способ разрешения конфликта интересов имеют определенную значимость не только для непосредственного окружения государственного гражданского служащего, но и в целом, для общества, так как затрагивает интересы не только носителя конфликта, но и других людей. Именно в этом состоит объективность конфликта интересов. Субъективность конфликта интересов отражается в столкновении мотивов, обусловленных, с одной стороны, личными интересами, а с другой - исходит из сознания личности.
Полностью избежать конфликта интересов невозможно, так как человек к моменту поступления на государственную гражданскую службу не является tabula rasa: у него имеется и устоявшаяся система ценностей, и имущество. Однако личность служащего связана с профессиональным долгом и служебной этикой, которые регламентируют его поведение.
В настоящее время законодательство о разрешении конфликта интересов сосредоточено на вопросе, связанном с процедурой разрешения такого конфликта, но не учитывает необходимость правовой защищенности государственного гражданского служащего в этих условиях.
В-четвертых, в государственном органе для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликтов интересов. Состав комиссии определяется в положении, которое должно быть утверждено в конкретном органе государственной власти. Для того чтобы провести заседание комиссии, необходимо определиться с датой и уведомить всех членов комиссии, независимых экспертов, других участников и подготовить необходимые документы. Решения комиссии в основном носят рекомендательный характер, по ним руководитель принимает конкретные меры.
В-пятых, несмотря на антикоррупционный потенциал комиссий по урегулированию конфликта интересов, недостатком их работы является предопределенный статус и отсутствие единого подхода к организации их работы в разных органах государственной власти и органах прокуратуры. Фактически не регулируется на местном уровне вопрос разрешения ситуаций конфликта интересов у лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. В то же время прописана необходимость разрешения конфликта интересов и порядок привлечения к ответственности за неисполнение данной обязанности.
В связи с изложенным, необходимо решить следующе вопросы.
1) систематизировать нормативно-правовую базу для всех органов судебной, законодательной власти и прокуратур для организации работы комиссий по решению конфликта интересов с учетом особенностей каждой из ветвей власти;
2) внести изменения в Федеральный закон № 273-ФЗ в части нормативного закрепления требования к руководителям государственного и муниципального органа власти обязательного рассмотрения протокола заседания комиссии и исполнения в пределах своей компетенции содержащихся в нем рекомендаций;
3) предусмотреть ответственность для членов комиссии за недобросовестное исполнение ими своих полномочий, так как в настоящий момент такая ответственность отсутствует.
В-шестых, в результате обобщения результатов применения мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в государственных органах, Минтруд выделил ряд функций, связанных с высоким коррупционным риском, и конкретные ситуации (организационно-распорядительные функции; административно-хозяйственные функции, реализация контрольных и надзорных мероприятий, распределение ограниченного ресурса и осуществление госзакупок).
Обобщения практики Самарской области, позволяет сделать вывод о том, что достаточно часто оспаривается прекращение трудового договора в связи с непринятием работником мер по урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является. При этом, при разрешении данных споров, во всех случаях представителями нанимателя к государственным служащим применяется зачастую только один вид взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия, что объясняется активной позицией государства, направленной на борьбу со всеми проявлениями коррупции.
В заключении хотелось бы обратить внимание на то, что одним из решением обозначенных в настоящей выпускной квалификационной работе проблем могло бы стать принятие Федерального закона «О конфликте интересов», в котором предусмотреть такие положения, как: определение частных интересов государственных служащих; комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения конфликта интересов, в числе которых можно предусмотреть: отказ служащего от частного интереса, устранение служащего от исполнения должностных функций в условиях конфликта и др.; обеспечение внутриведомственного контроля за ситуацией вокруг конфликта; урегулирование процедуры уведомления о конфликте; определение видов ответственности за нарушение данного закона; гарантии государственных служащих при разрешении конфликта.
Подобные работы
- Конфликт интересов на государственной гражданской службе в Российской Федерации: подходы к определению и проблемы правовой квалификации
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Конфликт интересов на государственной гражданской службе в Российской Федерации: подходы к определению и проблемы правовой квалификации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Профессиональный отбор на государственной гражданской службе
Бакалаврская работа, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Коррупция и конфликт интересов на государственной службе
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2021 - Особенности организации конкурса при поступлении на государственную гражданскую службу
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
КОНФЛИКТАМИ ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ
В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО
ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Правовое регулирование аттестации и конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - Таможенная служба как вид государственной службы
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2022 - Предоставление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера как мера противодействия коррупции на государственной гражданской службе
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2021





