Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития у детей 4-5 лет эмоциональной отзывчивости посредством восприятия художественной литературы и фольклора 8
1.1 Понятие эмоциональной отзывчивости в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Особенности развития у детей 4-5 лет эмоциональной отзывчивости 11
1.3 Возможности художественной литературы и фольклора в развитии у детей 4-5 лет эмоциональной отзывчивости 14
Глава 2. Экспериментальное исследование развития у детей 4-5 лет эмоциональной отзывчивости посредством восприятия художественной литературы и фольклора 20
2.1 Выявление уровня развития у детей 4-5 лет эмоциональной отзывчивости 20
2.2 Содержание работы по развитию у детей 4-5 лет эмоциональной отзывчивости посредством восприятия художественной литературы и фольклора 32
2.3 Динамика уровня развития у детей 4-5 лет эмоциональной отзывчивости 39
Заключение 48
Список используемой литературы 52
Приложения 55
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (2013), период дошкольного возраста является важным моментом. Дети в возрасте 3-7 лет не только активно усваивают новую информацию, но и применяют полученные навыки и умения, осуществляют организованную деятельность. В данный период важно всестороннее развитие личности ребенка, а Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает развитие у детей целенаправленности и саморегуляции в различных областях образования. Такой подход позволяет хорошо подготовить ребенка к дальнейшему обучению и заложить все необходимые основы знаний и навыков. Так, социально-коммуникативное развитие имеет определенную цель, которая заключается в усвоении определенных ценностей и норм. При этом, используются методы, направленные на воспитание моральных ценностей, коммуникативности, целенаправленности и саморегуляции, а также сопереживания, взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками, формирования уважения к семье и старшему поколению.
Образовательный процесс детей дошкольного возраста предполагает развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания. Важную роль играют различные художественные произведения и народное творчество, элементы фольклора. Восприятие произведений художественной литературы и фольклора позволяет развивать у детей интерес к художественному слову, стихам и литературе.
Актуальность исследуемой проблемы объясняется тем, что для современной образовательной системы проблема эмоционального развития детей чрезвычайно важна. Эмоциональное развитие представляется ядром духовно-нравственного воспитания личности, ее основой. Вопрос эмоционального развития детей очень актуален именно сейчас, когда духовные ориентиры современного общества находятся в стадии становления.
Проблема эмоционального развития ребенка разрабатывалась в психологии и педагогике. Ученые, которые занимались проблемой эмоций: Б.И. Додонова, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, И.Ф. Гербарт, В. Вундт и др. Теоретические основы решения проблемы эмоционального развития детей дошкольного возраста широко представлены в целом ряде зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследований: Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. При этом особый акцент обращен к изучению проблемы становления базиса эмоционального развития личности. Так было установлено, что сензитивным периодом для ее становления является период дошкольного детства.
Таким образом, содержание дошкольного образования должно обеспечить развития у детей 4-5 лет эмоциональной отзывчивости.
На основании вышесказанного представляется актуальным изучить тему развития у детей 4-5 лет эмоциональной отзывчивости посредством восприятия художественной литературы и фольклора.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью развития у детей 4-5 лет эмоциональной отзывчивости и недостаточным использованием педагогами художественной литературы и фольклора в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: какова возможность развития у детей 4-5 лет эмоциональной отзывчивости посредством восприятия художественной литературы и фольклора?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развития у детей 4-5 лет эмоциональной отзывчивости посредством восприятия художественной литературы и фольклора.
Объект исследования: процесс развития у детей 4-5 лет эмоциональной отзывчивости.
Предмет исследования: художественная литература и фольклор как средство развития у детей 4-5 лет эмоциональной отзывчивости.
Гипотеза исследования: процесс развития у детей 4-5 лет эмоциональной отзывчивости посредством восприятия художественной литературы и фольклора будет эффективен, если:
• специально разработанные занятия будут способствовать развитию у детей таких показателей эмоциональной отзывчивости как: способность понимать и контролировать свои эмоции и эмоции окружающих людей; способность к эмпатии; способность к интерпретации невербального поведения; готовность учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, заботиться о нём;
• в содержание совместной деятельности взрослого и детей в образовательном процессе будет включен анализ и проецирование поступков героев и событий с позиции современных условий.
Задачи исследования.
1. Проанализировать понятие эмоциональной отзывчивости в психолого-педагогической литературе и раскрыть возможности художественной литературы и фольклора в развитии у детей 4 -5 лет эмоциональной отзывчивости.
2. Выявить уровень и особенности развития у детей 4-5 лет эмоциональной отзывчивости.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию у детей 4-5 лет эмоциональной отзывчивости посредством восприятия художественной литературы и фольклора.
4. Выявить динамику уровня развития у детей 4-5 лет эмоциональной отзывчивости после проведения формирующей работы.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования являются:
• теоретические положения о развитии эмоциональной сферы А.В. Запорожца;
• теоретические положения о развитии эмоциональной отзывчивости Л.С. Выготского;
• теоретические положения о особенностях восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста Е.А. Флериной, Л.М. Гурович, Т.А. Репиной, К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеевой и др.
Новизна исследования заключается в том, что определены и содержательно описаны показатели, уровни и особенности развития у детей 4-5 лет эмоциональной отзывчивости.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована возможность использования художественной литературы и фольклора в развитии у детей 4-5 лет эмоциональной отзывчивости.
Экспериментальная база исследования: МАДОУ № 4 «Ладушки» г. Надым, ЯНАО. В исследовании принимали участие 40 детей в возрасте 4-5 лет, из них 50% девочки и 50% мальчики.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по развитию у детей 4 -5 лет эмоциональной отзывчивости посредством восприятия художественной литературы и фольклора может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (32 источника) и 8 приложений. Текст работы иллюстрируют 13 таблиц, 8 рисунков.
Эмоции представляют собой психические процессы средней продолжительности, которые отражают субъективное оценочное отношение личности к существующим или возможным, вероятным ситуациям; физиологические состояния индивидуума, характеризующиеся ярко выраженной субъективной окраской, охватывающие все виды переживаний личности - от глубоких страданий до социального жизнеощущения, высоких форм радости.
Эмоциональная отзывчивость - это способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, пониманию их внутренних состояний. Эмоциональная отзывчивость дошкольников понимается в первую очередь как: умение откликаться на события, явления окружающей действительности; способность сопереживать окружающим людям, животным, соотносить факты с жизненным опытом; эмоциональный отклик на боль другого человека или живого существа.
Период детства с 4 до 5 лет относят к среднему дошкольному возрасту. Для дошкольников этого возраста характерна высокая эмоциональность и умение искренне выражаться свои чувства. Важную роль в эмоциональном развитии детей среднего дошкольного возраста играет эмпатия - способность человека на эмоциональный отзыв при переживании за другого. С возрастом способности детей к переживанию за других развиваются и переключаются с реакций на физические ущербности людей при реакции на их чувства и развития, при этом очень важно учитывать, что в этот период дети особенно восприимчивы к воздействию взрослых.
Так как на данном этапе развития дети особенно восприимчивы и эмоциональны, взрослые должны посвящать часть своего времени чтению литературы, разговорам, прослушиванию музыки, а также заниматься с дошкольником различным творчеством.
Художественная литература и фольклор - действенное средство умственного, нравственного и эмоционального воспитания детей, в силу своей эмоциональности и образности. Существует несколько различных подходов к знакомству дошкольников с произведениями художественной литературы и фольклора. Самый простой и понятный это чтение или рассказывание произведения. Достаточно часто в ДОУ воспитатели прибегают к рассказу произведения и использованию параллельно элементов наглядности, например, чтение сказки и разыгрывание ее сюжета (настольный театр, теневой театр, кукольный театр, диафильмы).
Экспериментальной базой нашего исследования выступало МАДОУ № 4 «Ладушки» г. Надым, ЯНАО. В исследовании принимали участие 40 детей в возрасте 4-5 лет, из них 50% девочки и 50% мальчики.
По итогам констатирующего этапа эксперимента можно сделать следующие выводы. У большинства испытуемых выявлен средний уровень по показателям «Управление своими эмоциями» (50% испытуемых) и «Эмпатия» (40% испытуемых). Эти дети обычно демонстрируют эмоциональную отходчивость, а также эмоциональную гибкость. Они не всегда умеют произвольно управлять своими эмоциями. У них чаще всего получается понимать эмоции других людей, сопереживать текущему эмоциональному состоянию другого человека. Однако по остальным показателям («Эмоциональная осведомленность», «Самомотивация», «Управление эмоциями других людей») у большинства испытуемых (50-70%) выявлен низкий уровень. Эти дети не осознают и не понимают свои эмоций, пополнение собственного словаря эмоций у них не происходит. Они не умеют управлять своим поведением за счет управления эмоциями. Также они не умеют воздействовать на эмоциональное состояние других людей.
У большинства детей 4-5 лет уровень развития эмпатии находится на низком уровне. Эти дети испытывают затруднения в установлении контактов с людьми, некомфортно чувствуют себя в большой компании, не понимают эмоциональных проявлений и поступков, часто не находят взаимопонимания с окружающими. Они гораздо более продуктивны при индивидуальной работе, чем при групповой, склонны к рациональным решениям, больше ценят других за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Также дети 4-5 лет обладают уровнем развития способности к интерпретации невербального поведения в межличностном общении ниже среднего. У этих детей не развиты способности к адекватному пониманию невербального поведения, а также когнитивная составляющая эмпатии. у большинства детей (60%) выявлен средний уровень развития способности к сопереживанию.
Полученные нами результаты определили необходимость разработки и апробации содержания работы по развитию у детей 4-5 лет эмоциональной отзывчивости посредством восприятия художественной литературы и фольклора.
Реализация работы проводилась в два этапа. На первом этапе был проведен комплекс специально разработанных занятий, направленных на развитие у детей 4-5 лет таких показателей эмоциональной отзывчивости: способность понимать и контролировать свои эмоции и эмоции окружающих людей; способность к эмпатии; способность к интерпретации невербального поведения; готовность учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, заботиться о нём. На втором этапе была организована совместная деятельность взрослого и детей в образовательном процессе, способствующая анализу поступков героев и событий, проецированию их на себя в современных условиях.
Как показал контрольный этап эксперимента, значимые различия выявлены по всем параметрам в экспериментальной группе. Так, количество испытуемых с высоким уровнем развития эмпатии выросло на 30% (с 0 до 30%). Количество же испытуемых с низким уровнем развития эмпатии, напротив, снизилось на 40% (с 50% до 10%). Количество испытуемых с уровнем развития способности к интерпретации невербального поведения в межличностном общении выше среднего выросло на 30% (с 10% до 40%). Количество же испытуемых с уровнем развития способности к интерпретации невербального поведения в межличностном общении ниже среднего, напротив, снизилось на 40% (с 50% до 10%). Количество испытуемых с высоким уровнем способности к сопереживанию выросло на 30% (с 0 до 30%). Количество же испытуемых с низким уровнем способности к сопереживанию, напротив, снизилось на 20% (с 30% до 10%). В контрольной же группе результаты практически не изменились.
Полученные результаты доказывают эффективность разработанного нами содержания работы по развитию у детей 4-5 лет эмоциональной отзывчивости посредством восприятия художественной литературы и фольклора.
Гипотеза, поставленная нами в начале исследования, нашла свое подтверждение.
1. Абраменкова, В.В. Игра формирует душу ребенка [Текст] / В.В. Абраменкова // Мир психологии. - 2013. - № 4. - С. 45.
2. Андреенко, Т.А, Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников [Текст] / Т.А. Андреенко, О.В. Алекинова. - СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 312 с.
3. Белова, И.М. Структурные и динамические характеристики компонентов самосознания: системный подход [Текст] / И.М. Белова, Ю.А. Парфенов, Д.В. Сологуб, Э.А. Нехвядович // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 3 (часть 3). - С. 620-628
4. Бернс, Р Развитие «Я - концепции» и воспитание [Текст] / Р Бернс. - М. : Прогресс, 2012. - 425 с.
5. Божович, Л.И. Личность и формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М. : Просвещение, 2014. - 317 с.
6. Большой психологический словарь [Текст] / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2016. - 528 с.
7. Венгер, Л.А. Психология [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2012. - 195 с.
8. Гаспарова, Е. Эмоции ребенка среднего возраста в игре [Текст] / Е. Гаспарова // Дошкольное воспитание. - 2016 - № 10. - С. 14-18.
9. Груздова, И.В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку в условия музыкально-игровой деятельности [Текст] / И.В. Груздова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2018. - № 7 - С. 18-19.
10. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ [Текст] / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. - М. : Айриспресс, 2014. - 160 с.
11. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред.: О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. - М. : Просвещение, 2016. - 98 с.
12. Довгая, Н. Об особенностях развития эмоциональной сферы дошкольника [Текст] / Н. Довгая, О. Перелыгина // Ребёнок в детском саду. - 2015 - № 5. - С. 23-27.
13. Дошкольная педагогика. В 2 ч. Ч.2. [Текст] / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова, Б.С. Лейкина [и др.]; под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М. : Просвещение, 2013. - 403 с.
14. Дуранов, М.Е. Педагогика воспитания и развития личности [Текст] / М.Е. Дуранов. - Магнитогорск : МГПИ, 2014. - 315 с.
15. Запорожец, А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст] / А.В. Запорожец. - М. : Педагогика, 2015. - 321 с.
...