Введение 3
1 Теоретические аспекты учета и информационно-аналитического сопровождения формирования показателей прибыли 6
1.1 Экономическая сущность прибыли предприятия 6
1.2 Информационно-законодательные аспекты формирования и учета прибыли предприятия 18
1.3 Особенности информационно-аналитического сопровождения формирования показателей прибыли на предприятиях автотранспорта 23
2 Анализ прибыли ООО «ПодольскАвтоТранс» 28
2.1 Технико-экономическая характеристика ООО «ПодольскАвтоТранс» 28
2.2 Анализ финансовых результатов ООО «ПодольскАвтоТранс» 37
2.3 Факторный анализ прибыли и рентабельности автотранспортного предприятия 58
3 Совершенствование информационно-аналитического сопровождения формирования показателей прибыли на предприятиях автотранспорта 66
3.1 Пути повышение прибыли ООО «ПодольскАвтоТранс» 65
3.2 Методика анализа прибыли транспортного предприятия в современных условиях ведения бизнеса 69
Заключение 73
Список используемых источников 83
Приложения 90
Актуальность темы исследования. Современные условия успеха ведения финансово-хозяйственной деятельности экономическими субъектами достигается за счет эффективной деятельности. Приобретение уверенности в успехе деятельности любого субъекта хозяйствования определяется ростом прибыли - показателя устойчивого развития. Устойчивость развития формируется за счет рационального использования имеющихся ресурсов у экономического субъекта и эффективном управлении прибылью, т.к. она является исходной позицией в определении уровня экономической эффективности и отражает конечный результат.
Функциональная значимость прибыли определяется не только тем, что она отражает эффективность деятельности экономического субъекта, но и тем, что она является источником формирования бюджета организации, критерием производственного и социального развития.
Степень разработанности проблемы. Неоспорим вклад в исследование теоретических, методических и практических вопросов посвященных оценке и анализу формирования и использования прибыли следующих ведущих ученых РФ: М.И. Баканов, Л.Е. Басовский Л. Е., В.И. Бариленко, Д.А. Ендовицкий, О. В. Ефимова, В.В. Ковалев, Н. П. Любушин, М.В. Мельник, Г.В. Савицкая, А.Е. Суглобов, А.Д. Шеремет и другие.
Несмотря на проработанность и изученность методики основных аспектов оценки и анализа прибыли требуется регулярное совершенствование теории и методики ее анализа с учетом индивидуальности каждой экономической единицы участвующей в бизнес процессах.
Цель и задачи исследования. Целью данной работы является выявление проблем информационно-аналитического сопровождения формирования прибыли и их решение. На основании анализа выявленных проблем необходимо рассмотреть преимущества и недостатки информационной базы и предложить рекомендации направленные на увеличение прибыли и как следствие рентабельности деятельности транспортного предприятия ООО «ПодольскАвтоТранс».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• раскрыть теоретические аспекты учета и анализа формирования показателей прибыли и ее экономическую сущность;
• рассмотреть информационно-законодательные акты формирования и учета прибыли предприятия;
• выявить особенности учета прибыли на предприятиях автотранспорта;
• обозначить проблемные вопросы учета и анализа прибыли ООО «ПодольскАвтоТранс»;
• проанализировать состав и структуру отчета о финансовых результатах;
• разработать мероприятия, направленные на повышение прибыли транспортного предприятия
Объект рассмотрения магистерской диссертации - прибыль ООО «ПодольскАвтоТранс» и ее формирование. Предметом магистерского исследования выступает информационно-аналитическое сопровождение формирования прибыли транспортного предприятия.
Теоретической основой диссертационной работы послужили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, в области анализа показателя - прибыль, нормативно-законодательные акты, регулирующие бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации, материалы периодических изданий и сети Интернет, а также бухгалтерская финансовая отчетность ООО «ПодольскАвтоТранс».
Методологической основой работы явились общенаучные методы исследования, такие как: анализ, синтез, группировка, сравнение, обобщение, которые направлены на экономическое обоснование основных выводов и рекомендаций магистерской диссертации.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в следующем:
1. Обобщены проблемы, связанные с учетом и анализом прибыли на транспортном предприятии в разрезе теоретических положений сущности и информационно-законодательных аспектах формирования прибыли;
2. Предложена и систематизирована усовершенствованная методика анализа прибыли транспортного предприятия в современных условиях ведения бизнеса. Разработаны этапы анализа прибыли предприятия транспортной индустрии и информационно-аналитическая форма анализа структуры составляющих услуг, отражающая специфику деятельности объекта исследования.
Теоретическая значимость магистерского исследования состоит в совершенствовании отдельных локальных положений в области учета и анализа прибыли транспортного предприятия находящегося в условиях жёсткой конкуренции.
Практическая значимость магистерской диссертации определяется тем, что основные результаты исследования могут быть использованы предприятиями транспортной системы в практической деятельности.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации получили положительную оценку на научных и научно-практических конференциях.
Публикации. Основные положения диссертационного исследования отражены в научной работе, общий объем публикации - 0,3 п.л., в том числе авторских - 0,3 п.л.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, иллюстрирована таблицами, рисунками, имеет приложения.
Содержание магистерской диссертации выражается в следующих трех логически взаимосвязанных группах теоретических, методических и практических проблем.
Первая группа проблем, связана с исследованием теоретических основ учета и анализа формирования показателей прибыли.
Современные условия успеха ведения финансово-хозяйственной деятельности экономическими субъектами достигается за счет эффективной деятельности. Приобретение уверенности в успехе деятельности любого субъекта хозяйствования определяется ростом прибыли - показателя устойчивого развития. Устойчивость развития формируется за счет рационального использования имеющихся ресурсов у экономического субъекта и эффективном управлении прибылью, т.к. она является исходной позицией в определении уровня экономической эффективности и отражает конечный результат.
Функциональная значимость прибыли определяется не только тем, что она отражает эффективность деятельности экономического субъекта, но и тем, что она является источником формирования бюджета организации, критерием производственного и социального развития.
Из дохода формируется прибыль, финансируются текущие затраты и погашаются налоговые обязательства. Наличие дохода говорит о наличии спроса на производимую и реализуемую продукцию. Если размер дохода покрывает затраты и обязательства, а также формирует прибыль организации, он является основой самофинансирования и формирования факторов, определяющих конкурентоспособность коммерческой организации. Поэтому положительный теп роста доходов организации способствует улучшению его финансового состояния. В связи с тем, что доход является показателем успешной деятельности и на основании него определяется возможность дальнейшего функционирования и существования хозяйствующего субъекта, это делает необходимым построение эффективного механизма управления доходами. В свою очередь, управление - это процесс обеспечения деятельности организации, основанный на реализации намеченного плана для достижения поставленных целей.
Любая коммерческая организация существует и развивается за счет собственных финансовых ресурсов. Прямым источником формирования финансовых ресурсов субъекта экономики является положительный финансовый результат, то есть прибыль. Из этого вытекает стимулирующая функция прибыли. Стимулирующая функция заключается в том, что предприятие заинтересовано в получении максимально возможной прибыли в настоящих экономических условиях на рынке, которая повлечет за собой дальнейшее финансовое, социальное и научно-техническое развитие его деятельности.
В современных условиях развития рыночной экономики и быстро меняющейся обстановке в ней целесообразно анализировать деятельность экономических субъектов для принятия управленческих решений. Для анализа и принятия решений необходима оперативная и достоверная информация о доходах и расходах организации.
Неотъемлемой частью формирования прибыли является деление доходов и расходов на доходы и расходы от обычных видов деятельности и прочих. Для достоверной информации по данным статьям необходимо учитывать специфику вида деятельности организации.
Вторая группа проблем. Вторая группа проблем отражает особенности анализа прибыли ООО «ПодольскАвтоТранс».
Общество с ограниченной ответственностью «ПодольскАвтоТранс» является самостоятельным хозяйственным субъектом с правами юридического лица, который, используя принадлежащее ему на правах собственности имущество и финансовые средства, оказывает услуги.
ООО «ПодольскАвтоТранс» имеет самостоятельный баланс, может от своего имени заключать договора, приобретать имущественные и неимущественные права, нести ответственность, быть истцом и ответчиком в арбитражных и судебных органах.
Основной вид деятельности ООО «ПодольскАвтоТранс» - организация перевозок грузов автомобильным транспортом, ОКВЭД 49.4. ООО «ПодольскАвтоТранс» специализируется на перевозке негабаритных, тяжеловесных грузов. Негабаритными грузами являются грузы длинной более 12м. и/или шириной более 2,5м. Организационно правовая форма организации - общество с ограниченной ответственностью, форма собственности - частная. Территориальное местонахождение ООО «ПодольскАвтоТранс» - Московская обл., г. Подольск.
По результатам проведенного анализа установлено, что изменения выручки ООО «ПодольскАвтоТранс» в анализируемом периоде неоднообразны. В 2016г. выручка организации увеличилась на 98,41% (44418 тыс.руб.), что является положительным фактором. В 2017г., наоборот, наблюдается уменьшение выручки на 36,05% (32282 тыс.руб.). Данное изменение связано со снижением объема продаж организации.
Несмотря на рост показателя выручки в 2016г., величина себестоимости уменьшилась на 43,79% (15860 тыс.руб.). Данный факт, безусловно, является положительным для любого субъекта экономики. Снижение показателя себестоимость, при одновременном увеличении выручки, говорит о том, что расходы предприятия, связанные с осуществлением его основной деятельности, использованы рационально.
Рост объема продаж при одновременном снижении показателя себестоимости в 2016г. повлекли за собой увеличение конечного финансового результата организации, то есть чистой прибыли, на 16,67% (820 тыс.руб.). Отметим, что изменение чистой прибыли (16,67%) гораздо меньше, чем изменение показателя выручки (98,41%). Данный факт связан с тем, что в 2016г. в ООО «ПодольскАвтоТранс» наблюдается значительное увеличение управленческих и коммерческих расходов.
Наблюдается снижение конечного финансового результата (чистой прибыли) ООО «ПодольскАвтоТранс» в 2017г. на 62,75% (3601 тыс.руб.). Отрицательное изменение данного показателя доходности обуславливается значительным снижением объема продаж организации.
Оборачиваемость активов в 2016г. увеличилась на 71,53%, несмотря на увеличение стоимости активов организации на 15,56% (5133 тыс.рублей). Положительное изменение данного показателя связано с тем, что темп прироста выручки (98,41%) превышает темп прироста стоимости активов (15,56%) на 82,85%. Рост показателя оборачиваемости активов говорит об увеличении интенсивности использования активов организации.
В 2017г. величина аналогичного показателя снизилась на 48,51%. Данное изменение обусловлено снижением выручки ООО «ПодольскАвтоТранс» на 36,05% при одновременном увеличении стоимости активов на 24,26%. Наблюдается снижение эффективности использования активов.
Необходимо отметить, что затраты организации на рубль выручки в 2016г. снизились на 24,70%, несмотря на увеличение управленческих и коммерческих расходов. Снижение затрат на рубль выручки произошло за счет роста выручки от продаж на 98,41% и снижения себестоимости на 43,79%.
В 2017г. несмотря на уменьшение себестоимости продаж, а так же управленческих и коммерческих расходов, наблюдается увеличение затрат на рубль выручки, это объясняется тем, что темп прироста выручки (36,05%) превышает темп снижения основных затрат (35,05%).
На конец 2017г. чистая прибыль ООО «ПодольскАвтоТранс» составила 2138 тыс.руб., что на 62,74 % меньше, чем в 2016г. На снижение конечного финансово результата организации оказало влияние большое количество факторов. Например, значительное влияние оказало снижение объема продаж организации. ООО «ПодольскАвтоТранс» оказывает транспортные услуги, специализируется на перевозках негабаритных грузов. Данный вид деятельности является специфичным и постоянно пользуется большим спросом. Отметим, что на сферу услуг, оказываемых ООО «ПодольскАвтоТранс», большое влияние оказывают изменения в законодательстве, так как данная сфера в большей степени регулируется законодательством Российской Федерации, а значит и напрямую зависит от него.
Трехгодичный анализ изменения показателей доходности ООО «ПодольскАвтоТранс» за 2015 - 2017 год наглядно подтверждает факт того, что в 2016 году большинство показателей доходности значительно увеличилось. Это говорит о рациональном использовании средств предприятия.
Так же наглядное представление изменения показателей доходности подтверждает факт снижения всех коэффициентов доходности ООО «ПодольскАвтоТранс» в 2017 году.
Наблюдается снижение коэффициента доходности заемного капитала в 2017 году на 44,15%. Но при этом, несмотря на снижение, величина данного показателя выше, чем в 2015 году на 14,13%. Что говорит о том, что в разрезе трех лет отдача заемного капитала ООО «ПодольскАвтоТранс» увеличилась.
Необходимо отметить, что наглядное изменение показателей доходности организации доказывает неоднородность изменения коэффициента доходности продаж. Видно, что в 2017 году данный коэффициент снизился на 24,77%. При этом величина данного показателя доходности в 2017 году больше, чем в 2015 году на 164,8%. Что является положительным фактором.
Таким образом, можно сделать вывод, что в 2017 году состояние показателей доходности ООО «ПодольскАвтоТранс» ухудшилось, по сравнению с 2016 годом. При этом прослеживается положительная динамика изменения показателей в разрезе трех лет.
Анализ рентабельности экономического субъекта в целом и отдельных направлений его деятельности способствует комплексному и полному отражению конечного результата хозяйственной деятельности. Обусловлено это тем, что показатели рентабельности характеризуют полученный эффект по отношению к наличным или потребленным ресурсам.
В деятельности автотранспортного предприятия методика анализа прибыли и рентабельности не использовалась, что на наш взгляд является определенным упущением. Нами была разработана методика расчетных показателей рентабельности для ООО «ПодольскАвтоТранс».
Рентабельность активов ООО «ПодольскАвтоТранс» неоднородна. В 2016 году показатель рентабельности увеличился на 12,65%. Данное увеличение является положительным и говорит о том, что в 2016 году увеличилась отдача от использования активов организации. Изменение рентабельности активов произошло за счет увеличения чистой прибыли и уменьшения стоимости активов ООО «ПодольскАвтоТранс».
В 2017 году аналогичный показатель уменьшился на 23,05% по сравнению с 2016 годом. Динамика изменения показателей наглядно показывает, что в 2017 году рентабельность активов уменьшилась не только по сравнению с 2016 годом, но и по сравнению с 2015 годом. Снижение рентабельности активов в большей степени вызвано увеличением стоимости активов организации в 2017 году на 75,08% за счет увеличения запасов и дебиторской задолженности. Так же на снижение рентабельности активов оказало влияние уменьшение чистой прибыли на 62,74%.
Стоит отметить резкое снижение рентабельности оборотных активов в 2017 году на 21,7%. Прослеживается уменьшение эффективности использования оборотного капитала, что отрицательно влияет на финансовое развитие организации. Ранее нами отмечалось, что в 2017 году произошло увеличение дебиторской задолженности, что и повлекло за собой снижение рентабельности оборотных активов.
Наблюдается неоднородное снижение показателя рентабельности собственного капитала. В 2016 году, несмотря на увеличение чистой прибыли, отдача собственного капитала уменьшилась на 17,93%. Это обусловлено повышением величины нераспределенной прибыли на 68,34%.
В 2017 году рентабельность собственного капитала уменьшилась на 29,95%, так же за счет увеличения нераспределенной прибыли на 42,32%.
Необходимо отметить, что, несмотря на последовательности снижения рентабельности расходов по обычным видам деятельности, наблюдается положительная динамика изменения данного показателя. В 2016 году рентабельность расходов уменьшилась на 9,84%, а в 2017 году на 1,68%, что говорит о принятии управленческих решений, положительно влияющих на отдачу расходов организации. Изменение факторов, влияющих на рентабельность собственного капитала организации, оказали отрицательное влияние.
Наибольшее отрицательное влияние оказало изменение чистой прибыли ООО «ПодольскАвтоТранс» на 3601 тыс. рублей (62,74%) по сравнению с 2016 годом. Отклонение рентабельности собственного капитала при данном условии составило -25,46%.
Проведенный факторный анализ показывает, что уменьшение рентабельности собственного капитала обусловлено отрицательным воздействием условий, влияющих на формирование анализируемого показателя.
Третья группа проблем, исследуемых в магистерской работе, связана с формированием мероприятий, направленных на повышение прибыли транспортного предприятия.
В магистерской диссертации разработаны пути повышение прибыли адресно для ООО «ПодольскАвтоТранс».
Исследование экономической деятельности ООО «ПодольскАвтоТранс» в период написания магистерской диссертации показало, что в организации не проводится анализ показателей доходности, что влечет за собой снижение конечного финансового результата организации, т.е. прибыли.
Отметим, что для увеличения показателя выручки, начального показателя доходности, ООО «ПодольскАвтоТранс» необходимо привлечение дополнительных контрагентов. Как показывает практика финансово-хозяйственной деятельности возможно рассмотрение специальных предложений, которые помогут привлечь заказчиков.
Еще одной рекомендацией для повышения прибыли может служить проведение рекламных мероприятий. Проведение дополнительных рекламных мероприятий способствует увеличению продаж организации или расширения рынка услуг, то в вою очередь увеличит темп прироста выручки и окажет влияние на увеличение валовой прибыли организации. Рекламные мероприятия следует осуществлять через социальные сети, т.к. интернет является наиболее используемым способом поиска нужных товаров и услуг для потребителей. В настоящее время каждый потребитель имеет прямой доступ к интернету как на собственных интернет носителях, так и в компьютерных клубах.
В результате внедрения разработанных нами мероприятий планируется увеличение показателя выручки от 10% до 15%.
Увеличение выручки способствует улучшению общего экономического состояния организации, которое отразится на следующих изменениях:
• вырастут значения коэффициентов доходности;
• увеличится величина прибыли, за счет роста выручки и, следовательно, это повлечет рост показателя эффективности - рентабельности продаж.
Увеличение выручки позволит организации иметь не только твердую позицию в условиях современной рыночной конкуренции, но и благоприятно отразится на ценовой политике ООО «ПодольскАвтоТранс».
Наиболее действенным мероприятием, направленным на повышение чистой прибыли ООО «ПодольскАвтоТранс» вследствие повышения выручки от продаж, является анализ структуры и качества оказываемых услуг ООО «ПодольскАвтоТранс».
Нами был проведен расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий. Представленный расчет подтверждает возможное увеличение выручки от продаж ООО «ПодольскАвтоТранс» на 13%, что повлечет за собой рост прибыли от продаж на 164,17% и увеличение конечного финансового результата ООО «ПодольскАвтоТранс», т.е. прибыли.
Как нами отмечалось ранее ООО «ПодольскАвтоТранс» не применяет аналитику показателя прибыли, как в прочем и затратных показателей, что характеризует наличие факторов риска упущения экономической выгоды вследствие затруднения принятия оперативных управленческих решений обусловленных сложившейся ситуацией из-за отсутствия своевременного информационно-аналитического обеспечения.
Результаты проведенного магистерского исследования определяют острую необходимость ООО «ПодольскАвтоТранс» в разработке научно-методического инструментария обеспечивающего сокращение рисков упущения экономической выгоды. В магистерской диссертации предложен этапы информационно-аналитическое сопровождение формирования прибыли предприятия автотранспорта ООО «ПодольскАвтоТранс»
При проведении анализа прибыли нами установлено, что наиболее действенным мероприятием в настоящих реальных условиях функционирования, направленным на повышение чистой прибыли ООО «ПодольскАвтоТранс» вследствие повышения выручки от продаж, является анализ структуры и качества оказываемых услуг предприятия автотранспорта. Анализ структурных составляющих, а так же качества оказываемых услуг позволяет управленческому персоналу выявить пути повышения объема продаж. Нами была разработана информационно-аналитическая форма анализа структурных составляющих оказываемых организацией услуг
Предложенная аналитическая форма является одним из управленческих инструментов общей методики анализа прибыли автотранспортного предприятия, учитывающая специфику деятельности.
Применение составленного нами алгоритма аналитики на практики и результатов информационно-аналитической формы анализа структурных составляющих услуг позволит управленческому персоналу ООО «ПодольскАвтоТранс» выявить факторы, которые оказывают наибольшее влияние на снижение показателей доходности организации. Вследствие чего будут приняты эффективные управленческие решения, позволяющие руководству автотранспортного предприятия увеличить прибыль и как следствие повысить уровень рентабельности.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (ред. от 27.12.2018);
2. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014) "О бухгалтерском учете";
3. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
4. Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н (ред. от24.12.2010) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01";
5. Приказ Минфина РФ от 21.03.2000 N 29н "Об утверждении Методических рекомендаций по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию";
6. Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н (ред. от 06.04.2015) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99";
7. Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н (ред. от 06.04.2015) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99";
8. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (ред. от08.11.2010) "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств";
9. Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н (ред. от 06.04.2015) "О формах бухгалтерской отчетности организаций";
10. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению";
11. Абрютина М.С.,«Анализ финансово-экономической деятельности предприятия» - М.: ДИС, 2014. - 463 с.;
12. Анализ финансовой отчетности : учеб.пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / Е. И. Бородина и др. ; под ред. О. В. Ефимовой и М. В. Мельник. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Омега-Л, 2015. - 451 с.;
13. Анализ финансовой отчетности : учебник / под ред. М. А. Вахруши- ной, Н. С. Пласковой. - М. : Вузовский учебник, 2016. - 367 с.;
14. Артёменко В.Г. Экономический анализ : учеб.пособие для студ. / В.Г. Артёменко, Н.В. Анисина. - Гриф УМО. - М. : Кнорус, 2016. - 288 с.;
15. Астахов, В. П. Бухгалтерский учет внешнеэкономической деятельности : учеб.пособие / В. П. Астахов. - 5-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д : Феникс, 2014. - 261 с. ;
...