Введение 3
Глава 1 Общая характеристика сервитута в системе гражданско- правовых отношений 10
1.1 История возникновения сервитута в римском праве 10
1.2 Сервитут в системе вещных прав стран романо-германской правовой семьи 18
1.3 Соотношение института вещных прав и института права собственности в Российской Федерации 24
Глава 2 Сервитут как вид ограниченного вещного права в зарубежных странах 33
2.1 Сервитут в странах романо-германской правовой семьи 33
2.2 Сервитут в странах общего права 42
Глава 3 Проблемные аспекты теории и практики правового регулирования сервитута на примере Российской Федерации и зарубежных стран 53
3.1 Проблемы правового регулирования сервитута в Российской Федерации 53
3.2 Проблема теоретического определения правовой природы сервитута в российской гражданско-правовой доктрине 68
Заключение 75
Список используемой литературы и используемых источников 80
Концепции римского права, повлияли на развитие правовых систем большинства государств мира. Это в первую очередь связано с процессом рецепции римского права в странах Европы. Римское право, будучи достаточно совершенной системой правового регулирования в Древнем Риме, заложило основы большинства известных в мире правовых категорий. Одной из таких категорий, является сервитут.
В рамках гражданского права сервитут относиться к вещным правам, которые являются подинститутами, института права собственности, который также получил свое легальное закрепление в период древних государства.
В самом полном понимании собственность конституируется как идея, определяемая самыми обширными правами на вещи - правами столь многочисленными, что они не могут быть точно ограничены, правами, которые существуют вечно и подлежат неограниченному отчуждению.
Любое вторичное право, созданное из права собственности или любого другого имущества или интереса к земле, которое обременяет или ущемляет неограниченные полномочия и пользование, оставшиеся от случаев владения, в принципе является анафемой по отношению к первоначальному предположению о владении.
По мере расширения западноевропейской цивилизации во времена Римской империи города-государства, а не нация как конститутивная единица политической империи, требовали большей концентрации населения в городах и интенсивной урбанизации, строительства и развития, занятия, использования и владения землей. Государственный контроль через закон и развитие сложной социально-правовой базы, которая легла в основу гражданского права, стала основой последующего правового регулирования отношений в сфере права собственности.
Развитие римской правовой мысли в странах Европы послужило отправной точкой институционального развития сервитута.
Римское право, исторически предшествовало не только странам Европы, после периода Римской империи, но и тем странам, которые входя в Римскую империю в определенные период, позднее пошли по пути построения собственных правовых систем. Так, источником общего права сервитутов являются не английские законодатели, а римские юристы. Позднее с расширением влияния Британской империи на страны Америки, Африки и Азии, сервитут, в качестве правового института, стал формироваться в рамках британских колоний.
Несмотря на то, что позднее, правовые системы были разделены на две основные семьи (романо-германскую (континентальную) и систему общего права), сервитут сохранился и там и там.
На сегодняшний день, сервитут, в качестве правового института известен в большинстве правовых систем государств мира. В каждом из этих государств, сервитут имеет соответствующие особенности правового регулирования, которые представляют собой интерес в контексте проведения сравнительно-правового анализа.
Институт сервитута в современной России реализуется в земельных правоотношениях, которые на протяжении всего периода становления проходили реформирование и по настоящий момент продолжают совершенствоваться, в целях повышения эффективности использования земель, а также совершенствования гражданско-правовой защиты их участников.
Развитый институт права собственности, позволяет владельцам объектов в полной мере осуществлять свои имущественные и экономические интересы. Наличие развитого института ограниченныхвещных прав, к которым относится сервитут, на объекты недвижимого имущества, в т. ч. земельные участки, предоставляет возможность соблюсти интересы участников правоотношений - не собственников имущества (физических, юридических лиц и государства).
В Российской Федерации сервитут также урегулирован законом и является одной из разновидностей вещных прав. В целях совершенствования правого регулирования сервитута в Российской Федерации, целесообразно провести исследование, направленное на изучение правового статуса сервитута в зарубежных странах, в рамках которого можно выявить наиболее позитивные аспекты такого регулирования и в последующем интегрировать наиболее эффективные механизмы в процессе правового регулирования сервитутов в Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные правоотношения, возникающие в процессе правового регулирования сервитута.
Предмет исследования: правовое регулирование порядка и правил реализации сервитута в зарубежных странах, а также сравнительно-правовой анализ такого регулирования зарубежных стран и Российской Федерации.
Цель исследования состоит в определении правовой природы сервитута в различных правовых системах зарубежных стран, выявлении наиболее позитивных и качественных аспектов такого регулирования и выработка рекомендаций для совершенствования действующего российского законодательства в сфере правового регулирования сервитутов.
Гипотеза исследования: существующий порядок правового регулирования сервитута в России, может быть более совершенным, если:
• проанализировать сервитут в зарубежных странах и интегрировать наиболее эффективные механизмы такого регулирования в российскую правовую систему;
• выявить соотношение сервитута в аспекте межотраслевого взаимодействия гражданского и земельного права;
• определить роль сервитута для международных частных правовых отношений.
На разрешение, в целях достижения цели настоящей работы, поставлены следующие задачи:
• изучить историю возникновения сервитута в римском праве;
• определить сервитут в системе вещных прав стран романо - германской правовой семьи;
• проанализировать соотношение института вещных прав и института права собственности;
• изучить сервитут в странах романо-германской правовой семьи;
• определить правовой статус сервитута в странах общего права;
• выявить проблемы правового регулирования сервитута в Российской Федерации;
• проанализировать проблемы правового регулирования сервитута.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды: Андреева В. К., Ахметьяновой З. А., Бабаева А. Б., Барона Ю., Богданова Е. В., Василевской Л. Ю., Васьковского Е. В., Гамбарова Ю.С., Дерюгиной Т. В., Емелькиной И. А., Камышанского В. П., Копылова А. В., Малеиной М. Н., Масляева А. В., Мозолина В. П., Скловского К. И., Суханова Е. А., Щенниковой Л. В. и др.
Методы исследования: положения общенаучного диалектического метода познания. В работе были использованы также частно-научные и специальные методы: исторический, сравнительно-правовой, логико-юридический, системно-структурный, формально-логический, а также анализ документов, практики делового оборота. Применение вышеуказанных методов способствовало проведению комплексного исследования заявленной проблематики и получению достоверного научного результата.
Нормативно правовая база исследования: нормативные правовые акты Российской Федерации и зарубежных стран, а также материалы судебной и правоприменительной практики по рассматриваемой теме.
Научная новизна исследования заключается в исследовании подинститута сервитута в гражданском праве зарубежных стран, с учетом современных аспектов правового регулирования, а также последующее сопоставление такого регулирования с правовым статусом сервитута в Российской Федерации.
Теоретическая значимость исследования заключается в то, что результаты исследования могут представлять определенный интерес для целей осуществления преподавательской деятельности при проведении лекционных и семинарских занятий по конституционному праву, при разработке специальных учебных курсов, а также учебных и учебно-методических материалов.
Практическая значимость работы заключается в дальнейшей возможности использования результатов исследования в процессе совершенствования действующего законодательства в сфере правового регулирования сервитута. Отдельные разработки диссертационного исследования могут найти свое применение в правоприменительной практике.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались:
• экспертной оценкой проведенного исследования;
• научной оценкой проведенного исследования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Авторское определение термина «сервитут в римском праве» полученное на основании анализа признаков сервитута в римском праве.
2. Основные направления развития ограниченных прав на имущество в отечественном праве: отрицательный сервитут, публичный сервитут; институт соседского права; личный сервитут.
3. Предложения автора в целях устранения пробелов и противоречий в отечественном праве при регулировании правоотношений, возникающих по поводу сервитутов.
4. Институт сервитута обладает уникальным правовым статусом. Место и роль его в современной системе регулирования вещных прав на недвижимое имущество и сделок с ним значительны. При наличии предусмотренных в законе оснований приобретения вещных прав, не может быть установлен исчерпывающий перечень способов их осуществления.
Порядок и границы осуществления вещных прав, в том числе и права пользования чужим имуществом, определяет законодатель, выступающий как гарантом надлежащего регулирования имущественных отношений.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Введение обосновываются актуальность темы исследования, определяются объект, предмет, цель, ведущая идея, выдвигается гипотеза и формулируются задачи работы, характеризуются научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследования.
В первой главе дана общая характеристика сервитута в системе гражданско-правовых отношений: рассмотрен генезис института сервитута, приведена классификация сервитутов, основания приобретения и прекращения сервитута, указаны признаки сервитута и его правовая природа в Римском праве. Оценено влияние Римского права на формирование общих признаков и характеристик института сервитута. Дано авторское определения «сервитут в римском праве». Рассмотрены особенности сервитута в системе вещных прав стран романо-германской правовой семьи. Раскрыто соотношение института вещных прав и института права собственности в РФ.
Во второй главе рассмотрен сервитут как вид ограниченного вещного права в зарубежных странах. Проведен анализ права сервитута в странах континентальной Европы (романо-германская правовая семья), с указанием их характерных и отличительных особенностей. Выявлены особенности сервитутов стран общего права. Дана характеристика отрицательных сервитутов стран общего права (Англия, США).
В третьей главе освещены проблемные аспекты теории и практики правового регулирования сервитута.
Перечислен ряд проблем правового регулирования сервитута в Российской Федерации и даны предложения по устранения противоречий и пробелов в области правового регулирования сервитутов в законодательстве Российской Федерации. Сделан акцент на проблематику сохранения равновесия в соотношении частных и общественных интересов и возможности их реализации с использованием сервитутов, в том числе публичного.
Указаны теоретические аспекты института сервитута, правовой статус, место и роль этого института в системе регулирования вещных прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
В процессе проведенного исследования были сделаны выводы, которые представлены ниже.
Институт сервитута в римском праве прошел свой путь становления и развития: от понимания сервитута как права на часть чужой вещи до формирования самостоятельного института права пользования чужой вещью для определенных нужд.
На основании комплексного анализа признаков сервитута в римском праве сформулировано его авторское определение, по которому, предлагаю определять «сервитут в римском праве», как вещное неделимое право на чужую вещь, целью которого является выгода для конкретного лица или земельного участка, которое даёт право пользоваться вещью определенным способом или запрещать определенным образом пользоваться ею другим лицам, приобретенное при наличии соответствующего правового основания, обладающее абсолютным характером защиты.
Следует констатировать общий характер правовой природы сервитутов в странах романо-германской правовой семьи, однако это можно определить только из общих признаков сервитута. Если же рассматривать частные признаки сервитута, то правовая природа от страны к стране может видоизменяться.
Рецепция римского права в источниках права, действовавших на территории большинства европейский стран, создала предпосылки интеграции института сервитута в правовые системы отдельных государств, что повлияло на формирование общих признаков и характеристик данного института.
Основное разграничение сервитутов в наиболее крупных странах континентальной Европы, правовая система которых относится к романо-германской правовой семье, происходит в рамках их правовой природы, где сервитут, либо является обязательственным правом (Германия, Франция), либо выступает в качестве вещного права и тесно связан с собственностью, которая имеет ограничения сервитутом (Италия). В правовых системах исследованных стран сервитут преимущественно имеет отрицательный характер, что говорит о том, что, как правило, обременения ограничивают право собственника, а не расширяют их, либо каким-то иным образом расширяют само право собственности.
В общем праве ограничение (обременение) прав на землю следует понимать, как сужение правомочий права собственности или иного вещного права, возникающее из юридических фактов. Обременение прав - это права третьих лиц на чужое имущество, которые одновременно выступают ограничением прав собственников (пользователей) обремененного имущества.
Исследуя опыт установления ограничений прав на землю в Англии, актуальными к дальнейшему изучению в целях рассмотрения возможности их имплементации в отечественное законодательство английские отрицательные сервитуты, в которых закрепляется обязанность не ограниченного круга лиц не совершать определенных действий с определенной частью собственности третьего лица.
Особый интерес в части нормативного регулирования сервитутов представляют сервитуты США, которые «не обусловлены расположением земельного участка», а именно, природоохранный сервитут, который отсутствует в правовой системе Российской Федерации.
Предполагается, что достойной альтернативой принудительных и давностных сервитутов может быть введение института соседских прав, который носит обязательственный характер, как полноценного комплекса правовых норм, устанавливающих формы разрешенного и допустимого воздействия обладателя сервитута на земельный участок, пределы такого воздействия, обязанности соседа терпеть данное воздействие, а также регулирующих взаимные отношения соседей в случае выхода правообладателя за указанные рамки дозволенного воздействия, в том числе устанавливающих способы и порядок защиты нарушенных прав, что существенно снизит нагрузку судебных органов и исключит необходимость наличия субъективных оценочных критериев в установлении приобретательной давности.
Ввиду значительной проработки вопросов обоснованного, необходимого минимального ограничения прав собственности в интересах неопределенного круга лиц, соседей в частности, с помощью технических регламентов, правил, запретов или обязанностей, установленных нормативно правовыми актами, и систематическая проработка данного блока документации практически не оставит места для отрицательных сервитутов.
Следует различать частные (индивидуальные и социальные группы) и общественные интересы (государственные и муниципальные). На мой взгляд, частные интересы могут быть удовлетворены путем установления частного сервитута, но не путем изъятия земельного участка. Общественные (государственные и муниципальные) интересы могут быть реализованы как путем установления публичного сервитута, так и путем изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Государственно - частные интересы, в которые в России вовлечены отдельные коммерческие юридические лица, частично принадлежащие государству, занимают промежуточное положение. Такие юридические лица выполняют определенную общественную функцию, поэтому реализация правоотношений с их участием возможна как с использованием механизма изъятия, так и с помощью установления сервитута.
Наличие значительного количества ограниченных прав на недвижимое имущество занимающего доминирующую позицию по количественным показателям (жилая недвижимость), кроме сервитута таких как найм, безвозмездное пользование, право проживания членов семьи собственников жилого помещения, права пользование жилым помещением, предоставленным по завещательному отказу, пользование жилым помещением на основании договора пожизненного содержания с иждивением, которые в текущей экономико-политической ситуации обеспечивают удовлетворение потребностей пользователя имущества и одновременно позволяют собственнику организовать достаточно совершенное хозяйственное управление со своим имуществом не будет способствовать появлению и развитию института сервитута в данной сфере, при отсутствии радикальных изменений экономических, политических или социальных.
Для устранения противоречий и пробелов при регулировании правоотношений, возникающих по поводу сервитутов предлагается:
• разработать и внедрить единую методику расчёта платы за обременение сервитутом на основании и с использованием установления рыночных цен, определяемых в порядке, установленном Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 г. №135-ФЗ, что значительно уменьшит усмотрение оценщика при определении цены. Это позволит не осуществлять регулярное индексирование расчётных единиц и не увязывать размер платежа с кадастровой стоимостью, получая всегда объективный результат, основанный на рыночной стоимости;
• законодательно установить градацию режимов осуществления сервитута в количестве не менее трёх для административного установления режима наименее обременительного использования;
• выработать и закрепить понятие публичных слушаний, определить критерии отнесения лиц к лицам, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, определить чёткий круг лиц, участников слушаний по вопросу установления публичного сервитута, регламент подготовки, проведения, вынесения решения и обнародования решения по результатам публичных слушаний;
• выработать и закрепить административное определение понятия сервитут и его видов, внести поправки в действующее законы, в отношении сервитутов, а также издать новые нормативные правовые акты в целях фиксации целей установления сервитута и оснований его возникновения;
• выделения в ГК РФ новой главы, включающей общие и специальные нормы регулятивного характера.
Исследование теоретических основ института сервитута подтверждает уникальный правовой статус, место и его роль в современной системе регулирования вещных прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Приходим к выводу, что сервитут по своей природе в большей степени относиться к разновидности вещных прав, нежели чем к обязательственным.
При наличии предусмотренных в законе оснований приобретения вещных прав, не может быть установлен исчерпывающий перечень способов их осуществления с учетом постоянной рецепции отдельных положений римского частного права и/или имплементации норм зарубежного законодательства в современное отечественное законодательство и в правовые системы различных стран мира.
Порядок и границы осуществления вещных прав, в том числе и права пользования чужим имуществом, определяет законодатель, выступающий как гарант надлежащего регулирования имущественных отношений в соответствии с основами справедливости, добросовестности и разумности.
1. Акимова М. А., Кожокарь И. П., Леус В. А. Хрестоматия по римскому праву. Учебное пособие. М.: РГ-Пресс, 2018. 352 с.
2. Анисимов А. П., Болтанова Е. С. Ограничение права частной собственности путем установления публичных земельных сервитутов: поиск баланса интересов // Журнал российского права. 2020. № 4. С. 141 - 152. Стр. 150.
3. Афанасьев И. В. Сервитут в системе ограниченных вещных прав: автореф. дис. к. ю. н. М., 2015.
4. Барон Ю. Система римского гражданского права: в 4 т. Вып. 2. Кн. 2 : Владение ; Кн. 3 : Вещные права / пер. с нем. Л. Петражицкого. - 3-е изд. СПб., 1908. 174 с.
5. Бышков П. А. Вещные земельные сервитуты в праве стран континентальной Европы // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2011. №3. С. 99 - 106. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/veschnye-zemelnye-servituty-v-prave-stran-kontinentalnoy-evropy (дата обращения: 08.06.2022).
6. Власов А. А., Гущин В. З., Кутьин Н. Г.; под общ. ред. А. А. Власова. Гражданское право. Учебник: краткий курс. М.: Буквоед, 2007. 544 с.
7. Гайбатова К. Д., Айгумова М. М. Сервитуты в российском гражданском праве // Государственная служба и кадры. 2019. №1. С. 76-80. URL: https:ZZcyberleninka. ru/articleZn/servituty-v-rossiyskom-grazhdanskom-prave (дата обращения: 08.06.2022).
8. Гамбаров Ю. С. Особенная часть [гражданского права]. Вещное право. Лекции, читанные проф. Ю.С. Гамбаровым на экономическом отделении СПб Политехнического Института в 1908-9 академическом году. СПб., 1909. С. 5.
9. Головко Ю. М. Сравнительно-правовой анализ земельных сервитутов в законодательстве России и Федеративной Республике Германия // Право и современные государства. 2012. №1. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/sravnitelno-pravovoy-analiz-zemelnyh-servitutov- v-zakonodatelstve-rossii-i-federativnoy-respublike-germaniya (дата обращения: 08.06.2022).
10. Гончаров И. А. Актуальные вопросы института собственности в римском частном праве // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. №3. С. 29-35. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/aktualnye-voprosy-instituta-sobstvennosti-v-rimskom-chastnom-prave (дата обращения: 08.06.2022).
11. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 01.05.2022) // Парламентская газета, № 5-6, 14.01.2005.
12. Гражданский кодекс Италии (итал. Codice civile ) от 16 марта 1942 года. URL: https:ZZleap.unep.orgZcountriesZitZnational-legislation/civil-code
13. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ // Консультант плюс: справочно-правовая система.
14. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Российская газета, № 238-239, 08.12.1994.
15. Гражданский кодекс Франции (Кодекс Наполеона). М.: Гостехиздат, 2016. 624 c.
...