ВВЕДЕНИЕ 2
1. НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА СТРЕТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА 11
2. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМИ ЦЕЛЕВЫМИ
ПРОГРАММАМИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА 32
2.1. Особенности реализации бюджетных целевых программ Ямало¬
Ненецкого автономного округа 32
2.2. Управление бюджетными целевыми программами в Ямало-Ненецком
автономном округе 41
2.3. Системные проблемы управления бюджетными целевыми
программами 47
3. МЕРЫ ПО ОПТИМИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМИ ЦЕЛЕВЫМИ ПРОГРАММАМИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО
ОКРУГА 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
Одной из основных функций в современном мире и любого правового государства является регулирование регионального экономического развития. Весь путь осуществляется последовательной и целенаправленной реализацией региональной политики, где государство стремиться улучшить условие жизни граждан путем повышения уровня социально-экономического развития территории, обеспечить непрерывное инвестиционное поступление в региональный бюджет, сгладить и при необходимости уровнять
экономическую нестабильность приближенных субъектов.
Совокупность мероприятий и проектов, направленных на достижение результата в социальных, экономических, экологических областях, в которых есть необходимость в согласовании, а также взаимодействии всех органов государственной власти, субъектов хозяйства и органов местного самоуправления как в полном, так и в частичном выделении денежных средств из областного бюджета имеет определение региональных целевых программ.
Чистота целевой бюджетной направленности является важнейшей особенностью региональных программ и начать сравнение с федеральными государственными программами, в которых присутствуют небольшие объемы выполненных работ и их ресурсные затраты, но имеющие определенные ограничивающие рамки в интервале, адресности и связывании с общегосударственной концепцией регионального развития и политикой в целом.
Классификация региональных программ обусловлена исследованиями А.И. Жуковского, С.В. Васильева, Д.С. Штрейса, имеющие классификацию по заданным признакам государственного статуса или уровня значимости, а также территориальная принадлежность, локализирующие отрасли, характер возникновения проблем, специфика и содержание решаемых проблем, срок исполнения окружных программ и т.д.
Все программы государственной направленности подразделяются на федеральные и региональные, которые реализуются средствами преимущественно Российской Федерации или утвержденные органами власти субъекта Российской Федерации. Программы имеют характерные признаки и подразделяются на: социально-экономические, сводные, научно-технические, инновационные, территориальные, оборонные, экологические и внешнеэкономические. Есть различаи по срокам действия программ краткосрочные (продолжительность до 2 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).
Конкретная региональная программа может быть по принадлежности территории - областная, по функциональной ориентации - экологической, по проблематике масштабности - узкоспециализированной, по
продолжительности - среднесрочной и т.д. Следуя вышесказанному, основная цель региональной программы это эффективное использование и развитие в условиях рынка экономического, трудового, производственного и интеллектуального потенциала региона, создание преимущественного участия в национальном и международном разделении труда и улучшения уровня жизни населения Ямало-Ненецкого автономного округа.
Стратегия социально-экономического развития Ямало-ненецкого автономного округа разрабатывается и утверждается на основе законов субъекта Российской Федерации, актов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, Правительства субъекта Российской Федерации и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом других документов стратегического планирования субъекта Российской Федерации.
В спектр стратегии социально-экономического развития входят различные мероприятия и проекты, финансирующихся из региональных целевых программ, и, возможно, из средств федерального бюджета по датируемым социально-экономическим программам в рамках реализации механизмов государственно-частного партнерства.
На основании установленного перечня программ организация-заказчик должен подготовить и выдать головному разработчику первоисходное задание на формирование региональной программы, которая имеет содержательную часть формулировки определяющей задачи, составляющую программу в рамках и компетенциях региона, необходимость в ресурсах, примерный объем затрат, оценка результатов и сама реализация программы (анализ эффективности реализованной программы и подготовка отчета о проделанной работе).
Весь исходный процесс инициирования и разработки программы социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа имеет особенность содержать целый комплекс процедур, которые необходимо ответственно выполнять для претворения в жизнь по достижению социально-экономического развития региона. Только последовательная разработка и реализация всех необходимых составляющих программы даст плодотворный результат в будущем и будет иметь положительный эффект для жителей региона и их благотворного развития по всем основным направлениям необходимых для жизнедеятельности человека.
Устойчивое региональное развитие имеет общую тенденцию с эффективностью государственного управления, которая реализуется путем достижения тесной взаимосвязи структурных реформ, включая меры государственного регулирования, и бюджетного процесса.
Сегодня зачастую бюджетные расходы имеют не достаточный целевой показатель из-за проблематик правового регулирования. И, наоборот, проведение целенаправленных реформ неосуществимо предоставления дотационных средств и правовой поддержки.
Актуализация тематики имеет структуру осуществляемой в России реформой бюджетного процесса, где основной целью является создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики.
Суть этой реформы состоит в «смещении акцентов бюджетного процесса от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» на «управление результатами» путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров».
Специфика основной программы Правительства Российской Федерации по устойчивому повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2018 года преследуют цели и задачи по переходу к программному структурному расходованию бюджетных средств, обширного развития программных и целевых принципов организационной структуры деятельности органов власти, государственным, муниципальным задачам для окружных учреждений.
Данный подходный метод поставлен обеспечить целенаправленную взаимосвязь между перераспределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их внедрения, в том числе, установить зависимость объема бюджетных средств, выделяемых главным распорядителям и получателями, от конкретных результатов использования денежных средств, а также планирования по распределению бюджетных ресурсов между получателями ассигнований - от достижения ими конкретных результатов.
Итак, первой задачей, поставленной Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2018 года определен переход в рамках программной структуры по расходам федерального бюджета, который, будет, достигнут, уже начиная с 2015 года, когда для этого был инициирован абсолютно новый инструмент, получивший термин - государственной программы. Их порядок разработки, оценки и реализации эффективности государственных программ Российской Федерации утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации .
Отличительной особенностью бюджетных целевых программ от государственной программы служит не только мероприятия, но также и инструменты государственной политики. Также бюджетные целевые программы, направленные на «эффективное решение системных проблем», также отличаются от государственных программ «достижением приоритетов и целей государственной политики». Можно смело утверждать, что государственная программа более глобальна и масштабна, что несет в себе смысл значимости временного периода её действий, а также больший масштаб мероприятий и реализуемых ресурсов.
Вторая задача, поставленная Программой Правительства Российской Федерации по обеспечению роста эффективности роста бюджетных показателей на период до 2017 года служит глубокое внедрение программных и целевых ориентиров организации деятельности органов власти.
Программно-целевое прогнозирование основой, которой предусмотрено направление деятельности на достижение поставленных целей, высоко оценивается учеными и практиками, имеет широкое, успешное применение во всех странах . Конструктивным методом по региональному программированию применяется воздействие на полноценное развитие три четвертых территории Федеративной Республики Германии (в конституционном законе ФРГ введено понятие «общественная задача», что для современников соответствует данной программе), 55% территории Великобритании, 85% территории Норвегии, а также юг Италии и север Швейцарии, которые отстают в социально¬экономическом развитии от иных регионов дынных стран.. Самыми известными крупномасштабными и, имеющие долгосрочную перспективу - это региональные программы в США. В их число входят «Программа долины реки Теннеси», которая охватила части территорий 9 штатов, которые особо остро переживали период «Великой депрессии» (программа, которая действует уже более 80 лет), «Федеральная программа развития районов Аппалачских гор», которые включают в себя крупнейший по масштабу территории «трудный и проблемный» регион страны (территории 14 штатов, имеющими площадь 465 тыс. кв. км и с населением 25 млн. человек).
Сама суть выше описанного метода включает в себя отбор ключевых целей экономического, социального, а также научного и технического развития, внедрению взаимосвязанных мероприятий по достижению в указанные сроки программы при предельно точном сбалансированном распределению ресурсов, включая учет эффективности их использования.
Структура метода по программно-целевому бюджетному планированию дает возможность применяться не только из необходимости по распределению бюджетных ассигнований на достижение социально-общественных результатов, осуществляемой деятельности по распределению бюджетных средств, но также и в определении мониторинга по контролю и качеству в достижении установленных целей и результатов.
В данное время в современном мире, задачами планирования программно-целевой отрасли и окружного бюджета всегда разрабатываются в форме бюджетных целевых программ.
Без подобного инструмента достичь любых среднесрочных или долгосрочных проектов финансирование от государства невозможно, из -за своего рода нехватки определенных гарантий по выделению данного финансирования в течение всего срока реализующейся программы.
В этой связи данные региональные программы, в частности окружные целевые программы, как инструмент бюджетного планирования появились еще в 1995 году, одновременно с федеральными целевыми программами, разработанными в соответствии с принятым на федеральном уровне порядком.
Цель настоящей работы состоит в выработке мер по совершенствованию программно-целевого управления развитием региона.
Для достижения цели в работе установлены следующие задачи:
- изучить систему документов стратегического планирования Ямало-Ненецкого автономного округа;
- изучить особенности реализации и региональный опыт управления региональными бюджетными целевыми программами (включая региональные долгосрочные целевые программы и целевые программы подведомственных направлений);
- установить меры по оптимизации и усовершенствованию управления региональными бюджетными целевыми программами и государственными программами.
- определить правовую основу развития социально-экономического благополучия Ямало-Ненецкого автономного округа.
Объект исследования: социально-экономические бюджетные
программы Ямало-Ненецкого автономного округа (в том числе, региональные среднесрочные и долгосрочные целевые программы подведомственных управлений), включая государственные программы.
Предмет исследования: экономико-организационные отношения,
определяющие процессы разработки и реализации региональных целевых программ бюджета, правовые акты Ямало-Ненецкого автономного округа , государственные бюджетные и целевые программы Ямало-Ненецкого автономного округа.
Теоретической основой, позволяющей определять исследования послужили нормативно-правовая база Российской Федерации (Конституция РФ, Постановления Правительства РФ, Приказы Президента РФ, федеральные конституционные законы, Кодексы РФ), а также Устав и Законы, Постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, аналитические разработки по проблемам программно-целевого планирования.
Проведенный в аттестационной работе анализ процесса управления региональными программами на примере Ямало-Ненецкого автономного округа показал, что заслуженно занимает место ключевого инструмента в области управления социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа метод программно-целевой направленности, как одного из многих направленностей государственного планирования.
Программно-целевой метод показал всю результативность и надежность в выполнении различного рода системных и комплексных решений региональных проблем, которые на протяжении длительного срока проверялись временем. Уже более 20 лет данные инструменты по стратегическому планированию показывают значительные результаты по применению в Ямало¬Ненецком автономном округе и оставляют за собой право называться ключевым инструментом по реализации среднесрочных и долгосрочных целевых проектов за счет выделенных бюджетных ассигнований. Все бюджетные целевые программы, начиная с 2015 года, входят в состав, государственных программ, что определенно несет в себе продолжение существования в новом качестве (исходный процесс реализации и подготовки бюджетных целевых программ, в связи с началом исполнения государственного запроса не планируется прекращать).
Состояние правовой базы для функционирования стратегического государственного планирования, также как и программно-целевого метода в Ямало-Ненецком автономном округе характеризуется комплектностью и системного подхода.
Система стратегических документов выстроена иерархически
последовательно и взаимоувязана как внутри себя, так и с аналогичными документами, разработанными на федеральном уровне, а также отраслевыми стратегическими региональными документами.
При формировании основного регионального стратегического документа - «Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года» учитывали и включали в себя все направления социально-экономического развития региональных
муниципалитетов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
Обеспечена взаимосвязь и преемственность приоритетных направлений. Все стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа, и конечно, все мероприятия бюджетных целевых программ, могут повлечь за собой повышение эффективности работы исполнительных органов власти Ямало-Ненецкого автономного округа, целенаправленное сокращение «непродуманных расходов» бюджетных средств.
При этом в аттестационной работе отмечено, что отсутствие сбалансированности системы государственного стратегического планирования на федеральном уровне, в том числе, отсутствие взаимосвязи документов стратегического планирования Российской Федерации между собой и с аналогичными документами, разработанными на уровне субъектов Российской Федерации, являются основной системной проблемой, осложняющей процессы управления региональными программами.
В ходе исследования особенностей формирования, утверждения и реализации бюджетных целевых программ Ямало-Ненецкого автономного округа проведен анализ их хода реализации, структуры, приведены важнейшие качественные результаты реализации программ, а также предусматривая возможность для включения финансирования из средств федерального бюджета, которые предоставлены в форме межбюджетных субсидий на исполнение целевых программ, аналогичных федеральным по степени важности и направлению деятельности.
Отмечено, что элементы программно-целевого метода являются одними из ключевых для долгосрочного целевого планирования, целевой постановки, разработки бюджетной целевой программы, ресурсной обеспеченности, определения показательных результатов, анализа (результаты-затраты), а также произведенных расходов по методике оценки результативности и эффективности реализации мероприятий программ в целом.
Изучены основные этапы процесса управления региональными программами в ходе их реализации. Есть необходимость отметить, что установленные процедуры по формированию разработки окружных долгосрочных целевых программ и целевых программ ведомственных предприятий и разработка по внедрению элементных подходов по процедуре перспективного финансового планирования, которая позволяет максимально конкретно связать сферы ответственности субъектов планирования бюджета с показательными результатами направления их деятельности, за которые они отвечают и отчетом за выделенные денежные средства.
Все внимание уделено порядку оценивания бюджетных среднесрочных и долгосрочных целевых программ, а также формирования определенного перечня бюджетных целевых программ, которые предусмотрены к выделению ассигнований из окружного бюджета на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа.
По результативности применения анализов программно-целевого метода в Ямало-Ненецком автономном округе, возможно, сделать вывод, что региональные целевые программы - это более эффективный инструмент реализации приоритетов социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа.
Анализ практического применения бюджетных среднесрочных и долгосрочных целевых программ выявил значимые проблематики в этой области, основными из которых являются:
- достижение поставленных перед исполнением конечных результатов невозможно из-за отсутствия интегрирующей части бюджетного и стратегического планирования, которая не позволяет обеспечивать поступления финансирования на реализацию целевых программ в определенном объеме и установленные сроки;
обусловленность некорректного установления
конечного результата от реализации ряда программ из -за недостаточности эффективности окружной системы мониторинга за ходом выполнения бюджетных целевых программ. Имея, всю оценку достижения данных, показатели, не позволяют достичь, получения объективной информации об эффективной реализации целевых программ и понимания есть ли необходимость в дальнейшей реализации данной программы на территории Ямало-Ненецкого автономного округа;
- недостаточная эффективность окружной системы мониторинга за ходом выполнения бюджетных целевых программ, которая обусловлена некорректным установлением показателей конечного результата от реализации ряда программ. Вся оценка достижений данных показателей не позволяет достичь получения объективной информации об эффективной реализации целевых программ и есть ли дальнейшая перспектива в реализации данной программы на территории округа;
- не совершенство механизмов реализации ряда целевых программ, в том числе, обусловленное несогласованностью работы государственных заказчиков, которые ответственны за выполнение некоторых программных мероприятий;
- несоответствие основных параметров (целей, задач, мероприятий, показателей эффективности реализации) ряда бюджетных целевых программ установленным требованиям, отсутствие взаимосвязи между данными параметрами;
В целях преодоления негативных тенденций, усложняющих управление бюджетными целевыми программами, в настоящей работе предлагаются следующие меры по оптимизации данного процесса.
Интеграции стратегического и бюджетного планирования способствует формирование государственных программ Ямало-Ненецкого автономного округа по формированию окружного бюджета по программно-целевому принципу.
Качественный переход на формирование бюджета по программному принципу приведет к повышению прозрачности и результативности расходов, как окружных, так и федеральных. Закрепление программ позволит системно решать социально-экономические задачи в удовлетворении потребностей общества.
Также, переход к программному бюджету позволит сосредоточить в рамках государственных программ государственные инструменты, направленные на развитие экономики региона: налоговые льготы,
регулирование тарифной политики, контрольно-надзорные мероприятий и меры по урегулированию и инициированию законодательных инициатив по снижению административных барьеров и иное нормативно-правовое регулирование в данной отрасли.
В заключительной части аттестационной работы обозначены основные направления оптимизации управления бюджетными целевыми программами, в том числе:
- качественное повышение организационного бюджетного планирования в рамках расходов программа и их обоснования, ориентир на достижение количественных и измеряемых результатов мероприятий взаимосвязанных с различными программными инструментами;
- достаточный жесткий контроль, за соблюдением требований к основным параметрам бюджетных целевых программ, включая их взаимосвязь со стратегическими приоритетами социально-экономического развития Ямало¬Ненецкого автономного округа;
- привлечение альтернативных источников финансирования для реализации бюджетных целевых программ, включая средства федерального бюджета;
- регулярный качественный мониторинг достижения
запланированных бюджетными целевыми программами показателей и проведение оценки эффективности их реализации;
- интеграция итогов мониторинга эффективности реализации бюджетных целевых программ с процессом принятия решений по их исполнению в перспективе;
- автоматизация процессов сбора отчетности, оценки эффективности реализации бюджетных целевых программ.
В заключение, не лишним будет добавить итоговую составляющую диссертационной работы по выбранной тематике «Правовая основа социально¬экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа», в соответствии с параметрами усвоения материала.
Актуальность темы обусловлена осуществляемой в стране реформой бюджетного процесса, которой является цель создания условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными
(муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики.
В связи с этим Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года поставлены определенные задачи по программно-целевому принципу организации деятельности органов власти, а также переход к программной структуре расходов бюджета.
Суть метода программно-целевого планирования позволяет, как исходить из необходимости направления бюджетных средств на качественное выполнение общественно-значимых результатов деятельности
администраторов бюджетных средств, так и осуществлять мониторинг и контроль за, достижением намеченных целей и результатов программ Ямало - Ненецкого автономного округа.
К сожалению, из-за отсутствия четких гарантий выделения финансовых средств, в течение всего периода реализация любых среднесрочных и долгосрочных целевых проектов на основе государственного и окружного финансирования невозможна. Цель настоящей работы состоит в выработке мер по совершенствованию программно-целевого управления развитием региона.
Объектом исследования являются целевые бюджетные программы Ямало-Ненецкого автономного округа (включая региональные среднесрочные и долгосрочные целевые программы ведомств), а также государственные программы.
Предметом исследования являются экономико-организационные отношения, опосредствующие процессы разработки и реализации региональных бюджетных целевых программ, правовые акты Ямало-Ненецкого автономного округа, бюджетные целевые программы и государственные программы автономного округа.
Теоретической основой исследования послужили правовые акты Российской Федерации и автономного округа, аналитические разработки по проблемам программно-целевого планирования.
Проведенный в аттестационной работе анализ процесса управления региональными программами на примере автономного округа показал, что к настоящему времени, как одного из направлений государственного стратегического планирования в рамках программно-целевого метода, является одним из основных инструментов по управлению социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа.
Система бюджетных целевых программ (включая региональные среднесрочные и долгосрочные бюджетные целевые программы ведомств) является основным инструментом стратегического планирования в регионе, позволяющим обеспечить решение среднесрочных и долгосрочных проблем экономической и социальной политики автономного округа, используя комплексный и системный подход в решении, а также прозрачность и обоснованность процесса выбора целей и путей по их достижению в качественном исполнении.
Первое и главное, что дает реализация программно-целевого метода бюджетного планирования - это выстроенная система приоритетов и понимание того, сколько стоит каждая достигаемая цель - через взаимосвязь целей и ресурсов, причем не только денежных, но и временных, и человеческих.
В 2018 году доля расходов окружного бюджета, формируемых в рамках бюджетных целевых программ, возросла с 2008 года с 8% до 22% от расходной части окружного бюджета.
Справочно: общая сумма финансирования федеральных целевых
программ в 2018 году составляет около 8% от расходов федерального бюджета. Кроме того, согласно бюджетным прогнозам, заложенным в закон о федеральном бюджете, в последующие годы этот показатель будет снижаться.
Ежегодно растет количество бюджетных целевых программ, как и объем бюджетных средств, который выделяется на их реализацию. Можно сделать сравнение на период докризисного 2008 года, когда в округе выполнялись мероприятия 35 бюджетных целевых программ с объемом финансирования 5,7 млрд. рублей, по окончанию 2018 года их количество возросло более чем в 2 раза, как и объем финансирования более чем в 5 раз.
Традиционно, основную долю в структуре программных расходов занимают расходы социальной направленности.
Жилищная сфера является одним из важнейших ключевых индикаторов качества жизни населения. Улучшение жилищных условий обеспечивается посредством формирования и реализации механизмов поддержки и стимулирования развития жилищного строительства экономического класса и спроса на рынке жилья.
Не менее приоритетным направлением, реализуемым программно-целевым методом, является модернизация и развитие системы образования в автономном округе, в том числе, обеспечение доступности дошкольного и школьного образования, путем строительства детских дошкольных учреждений и школ.
В рамках развития системы здравоохранения производится:
- модернизация материально-технической базы учреждений здравоохранения;
- внедрение стандартов оказания медицинской помощи и повышение доступности амбулаторно-поликлинической помощи;
- внедрение современных информационных систем в
здравоохранении.
Для комплексного и системного решения окружных проблем применяется программно-целевой метод, который зарекомендовал себя временем. Пятнадцатилетний срок ее реализации успешного применения на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и вплоть до 2020 года останется инструментом, который не имеет аналогов в реализации долгосрочных проектов за счет бюджетных ассигнований.
Бюджетные целевые программы, начиная с 2014 года, вошли в состав государственных программ и свое существование в новом качестве (не запланировано прекращение процесса подготовки и реализации новых бюджетных целевых программ, в связи с началом реализации государственного запросного процесса)
Состояние правовой базы для функционирования, как государственного стратегического планирования, так и программно-целевого метода в Ямало-Ненецком автономном округе характеризуется системностью и комплексностью.
Система стратегических документов выстроена иерархически
последовательно и взаимоувязана как внутри себя, так и с аналогичными документами, разработанными на федеральном уровне, а также отраслевыми стратегическими региональными документами.
При формировании основного регионального стратегического документа - в основных стратегиях социально-экономического развития автономного округа до 2020 года, принимались во внимание и развитие муниципальных образований в рамках их социально-экономического развития.
Обеспечена взаимосвязь и преемственность приоритетных направлений Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа и мероприятий бюджетных целевых программ, что влечет повышение 69
эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, сокращение нерациональных, «непродуманных» расходов, и, соответственно, недопущение неэффективного расходования бюджетных средств.
При этом в аттестационной работе отмечено, что отсутствие сбалансированности системы государственного стратегического планирования на федеральном уровне, в том числе, отсутствие взаимосвязи документов стратегического планирования Российской Федерации между собой и с аналогичными документами, разработанными на уровне субъектов Российской Федерации, является основной системной проблемой, осложняющей процессы управления региональными программами.
В ходе исследования особенностей формирования, утверждения и реализации бюджетных целевых программ автономного округа проведен анализ их хода реализации, структуры, приведены важнейшие качественные результаты реализации программ за период 2015-2018 года, в том числе за счет средств федерального бюджета, предоставленных в форме межбюджетных ассигнаций на реализацию целевых программ, аналогичных федеральным.
В работе отмечено, что в рамках программно-целевого метода ключевыми особенностями являются четкое определение целей, разработка бюджетной целевой программы и ее ресурсное обеспечение, долгосрочное целевое планирование и определение количественно измеримых результатов, анализ на показатели затрат и доходов, методическое результативность и эффективность в реализации программных мероприятий.
Изучены основные этапы процесса управления региональными программами в ходе их реализации.
Максимально четко увязать сферы ответственности субъектов бюджетного планирования с показателями результатов при формализационной процедуре разработки окружных среднесрочных и долгосрочных целевых программ и ведомственных целевых программ при внедрении этих элементов за достижение выделяемых на эти цели финансовых ресурсов.
Особое внимание уделено порядку оценки формирования перечня бюджетных целевых программ, предусматриваемых финансированию из окружного бюджета на очередной финансовый год и плановый период по итогам указанной оценки.
По результатам анализа применения на территории Ямало-Ненецкого автономного округа программно-целевого метода можно сделать вывод, что региональные целевые программы являются достаточно эффективным инструментом для реализации приоритетов социально-экономического развития региона за счет средств, как окружного, та и федерального бюджета.
Характерные проблемы при анализе применения бюджетных целевых программ:
- сложность в реализации целевых программ в заданные объемы и установленные сроки для достижения ожидаемых результатов из -за отсутствия интеграции стратегического и бюджетного планирования, что не позволяет обеспечить стабильное поступление финансовых ассигнований;
- некорректное установление показателей ожидаемого конечного результата реализации ряда программ, при недостаточной эффективности системы мониторинга за ходом выполнения бюджетных целевых программ Ямало-Ненецкого автономного округа;
- несовершенство механизмов реализации ряда целевых программ, в том числе, обусловленное несогласованностью государственными заказчиками, которые ответственны за выполнение отдельных программ;
- несоответствие основных параметров (целей, задач, мероприятий, показателей эффективности реализации) ряда бюджетных целевых программ установленным требованиям, отсутствие взаимосвязи между данными параметрами.
В целях преодоления негативных тенденций, усложняющих управление бюджетными целевыми программами, в настоящей работе предлагаются следующие меры по оптимизации данного процесса.
Установлены следующие требования к бюджетным целевым программам: должна присутствовать четкая формулировка целей программы, соответствующих приоритетам государственной политики, определить сферы ответственности исполнительных органов государственной власти автономного округа, количественная оценка ожидаемых результатов реализации программы (индикаторов экономической и социальной эффективности), достижение целей и результатов программы обоснования потребностей выделяемых ресурсов.
Очевидно, объем действующих бюджетных целевых программ по выделенным ассигнованиям вполне достаточен для достижения планируемых результатов, также как и сокращение финансирования, которое должно проходить в тесной увязке с корректировкой целей и достигнутых результатов.
При сокращении финансирования управленческая задача состоит в определении приоритетных программных мероприятий, которые должны быть осуществлены, во что бы то ни стало.
Еще одна управленческая задача - поиск новых, менее затратных способов достижения поставленных целей.
И, наконец, в современных условиях реальным выходом для эффективного управления бюджетными целевыми программами является поиск альтернативных источников финансирования, поскольку целевая программа - не только основание получения бюджетных средств, но и руководство к действию, путь к решению региональной проблемы.
Основными принципами разработки и реализации бюджетных целевых программ должны быть:
- формирование программ исходя из целей, установленных в Стратегии социально-экономического развития автономного округа, и индикаторов их достижения;
- определение исполнительного органа государственной власти автономного округа, которые ответственные за исполнение программы (достижение конечных результатов);
- непосредственные результаты, характеризующие объемы и качество оказания государственных (муниципальных) услуг, удовлетворение потребностей внешних потребителей установлены для региональных программ;
- охват программами всех сфер деятельности исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, и, соответственно, большей части бюджетных ассигнований;
- проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации региональных программ.
Итак, интеграции стратегического и бюджетного планирования будет способствовать формирование государственных программ автономного округа и подготовка к переходу, начиная с 2018 года, к формированию окружного бюджета по программно-целевому принципу.
Приведет к повышению прозрачности и результативности государственных расходов переход на программное формирование бюджетных ассигнований, что позволит в большой степени системно решать социально¬экономические задачи и удовлетворять потребности жителей Ямало-Ненецкого автономного округа.
Кроме того, переход к программному бюджету позволит сосредоточить в рамках государственных программ государственные инструменты, направленные на развитие экономики региона: налоговые льготы, использовать контроль-надзорные меры, регулирование тарифов и надзор за снижением административных барьеров и инициирование нормативно-правового
регулирования.
В заключительной части аттестационной работы обозначены основные направления оптимизации управления бюджетными целевыми программами, в том числе:
- качественное повышение бюджетного планирования программных расходов, обоснование их направленности на количество достигнутых результатов и их взаимосвязи с различными программными инструментами;
- жесткий контроль за соблюдением требований к основным параметрам бюджетных целевых программ, включая их взаимосвязь со стратегическими приоритетами социально-экономического развития автономного округа;
- привлечение альтернативных источников финансирования для реализации бюджетных целевых программ, включая средства федерального бюджета;
- регулярный качественный мониторинг достижения
запланированных бюджетными целевыми программами показателей и проведение оценки эффективности их реализации;
- интеграция итогов мониторинга эффективности реализации бюджетных целевых программ с процессом принятия решений по их реализации в перспективе;
- автоматизация процессов сбора отчетности, оценки эффективности реализации бюджетных целевых программ.
Диссертационная работа посвящена актуальной теме осуществления государственной региональной социально-экономической политики наряду с программно-целевым методом, приобретший особую актуальность в процессе поиска новых, возрождения и развития уже сформировавшихся «точек роста» экономики.
Была обработана достаточно большое количество научного и практического материала, сделан интересный обзор состояния управления региональными программами на примере автономного округа, изучены особенности реализации и региональный опыт управления региональными бюджетными целевыми программами.
В диссертационной работе показан высокий уровень и грамотное использование теоретическими материалами по выбранной теме исследования, также присутствует собственная точка зрения (теоретическая позиция) на основе анализа мнений руководителя диссертационной работы, консультантов и разных ученых из литературных источников в данной области.
Также проанализированы практические проблемы и перспективы
развития процесса управления программами региона.
Предложена трехуровневая иерархия индикаторов оценки уровня регионального развития, установлен алгоритм оценки социально-экономического уровня развития региона в контексте формирования и реализации региональных программ.
Содержание данной работы полностью соответствует выбранной теме. Принципы актуальности и новизны исследования не оставляют никаких сомнений. Тема работы раскрыта в полном объеме, что подтверждается опорой исследования на действующее законодательство, позиции различных ученых, данными официальных источников и собственной исследование.
Диссертация базируется на достаточном количестве исходных данных и документов.
Представленное диссертационное исследование выполнено на высоком научном уровне, отвечает всем требованиям написания такого вида работ и заслуживает самой высокой оценки.
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // [Электронный ресурс]: СПС Консультант плюс онлайн http://www.consultant.ru/;
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. №145-
ФЗ Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3823, "Российская газета", N 153-154, 12.08.1998, [Электронный ресурс]: СПС Консультант плюс онлайн
http://www.consultant.ru/;
3. Налоговый Кодекс РФ В двух частях. -2-е изд. - М.: «Ось-89», 2005, Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Российская газета", N 148-149, 06.08.1998,"Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824, "Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, N 32, ст. 3340,"Парламентская газета", N 151-152, 10.08.2000, [Электронный ресурс]: СПС Консультант плюс онлайн http://www.consultant.ru/;
4. Указ Президента РФ от 2 июля 2005 г. №773 «Вопросы
взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти», Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 04.07.2005, N 27, ст. 2730, "Российская газета", N 147, 08.07.2005, [Электронный ресурс]: СПС
Консультант плюс онлайн http://www.consultant.ru/;
5. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 07.05.2012, "Собрание законодательства РФ", 07.05.2012, N 19, ст. 2333, "Российская газета", N 102, 09.05.2012, [Электронный ресурс]: СПС Консультант плюс онлайн http://www.consultant.ru/;
6. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 597 «О
мероприятиях по реализации государственной социальной политики, Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 07.05.2012, "Собрание законодательства РФ", 07.05.2012, N 19, ст. 2334, "Российская газета", N 102, 09.05.2012, [Электронный ресурс]: СПС
Консультант плюс онлайн http://www.consultant.ru/;
7. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 598 «О
совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 07.05.2012, "Собрание законодательства РФ", 07.05.2012, N 19, ст. 2335, "Российская газета", N 102, 09.05.2012, [Электронный ресурс]: СПС
Консультант плюс онлайн http://www.consultant.ru/;
8. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 599 «О
мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru, 07.05.2012, "Собрание законодательства РФ", 07.05.2012, N 19, ст. 2336, "Российская газета", N 102, 09.05.2012, [Электронный ресурс]: СПС Консультант плюс онлайн http://www.consultant.ru/;
9. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 600 «О
мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 07.05.2012, "Собрание законодательства РФ", 07.05.2012, N 19, ст. 2337, "Российская газета", N 102, 09.05.2012, [Электронный ресурс]: СПС
Консультант плюс онлайн http://www.consultant.ru/;
10. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru, 07.05.2012, "Собрание законодательства РФ", 07.05.2012, N 19, ст. 2338, "Российская газета", N 102, 09.05.2012,
[Электронный ресурс]: СПС Консультант плюс онлайн http://www.consultant.ru/;
11. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 602 «Об обеспечении межнационального согласия» Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 07.05.2012, "Собрание законодательства РФ", 07.05.2012, N 19, ст. 2339, "Российская газета", N 102, 09.05.2012, [Электронный ресурс]: СПС Консультант плюс онлайн http://www.consultant.ru/;
12. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» Первоначальный текст документа опубликован в изданиях Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 07.05.2012, "Собрание законодательства РФ", 07.05.2012, N 19, ст. 2343, "Российская газета", N 102, 09.05.2012, [Электронный ресурс]: СПС Консультант плюс онлайн http://www.consultant.ru/;
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 10.07.1995, N 28, ст. 2669, "Российская газета", N 140, 21.07.1995, [Электронный ресурс]: СПС Консультант плюс онлайн http://www.consultant.ru/;
14. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» Первоначальный текст документа опубликован в издании "Собрание законодательства РФ", 24.11.2008, N 47, ст. 5489, [Электронный ресурс]: СПС Консультант плюс онлайн
http://www.consultant.ru/;
15. Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2001 № 910-р «О
программе социально-экономического развития Российской Федерации на
среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы)» Первоначальный текст
документа опубликован в издании "Собрание законодательства РФ", 30.07.2001, N 31, ст. 3295, [Электронный ресурс]: СПС Консультант плюс онлайн http://www.consultant.ru/;
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» Первоначальный текст документа опубликован в издании "Собрание законодательства РФ", 09.08.2010, N 32, ст. 4329, [Электронный ресурс]: СПС Консультант плюс онлайн http://www.consultant.ru/;
17. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 г.№1101-р «Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года» Первоначальный текст документа опубликован в издании "Собрание законодательства РФ", 12.07.2010, N 28, ст. 3720, [Электронный ресурс]: СПС Консультант плюс онлайн http://www.consultant.ru/;
... Всего источников – 62.