ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 1905-1917 ГГ 12
1.1 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННО-РЕЛИГИОЗНОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 1905 - НАЧАЛА 1917 ГГ 12
1.2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЕРОИСПОВЕДНОЙ ПОЛИТИКИ ВРЕМЕННОГО
ПРАВИТЕЛЬСТВА 21
ГЛАВА 2. ПОЛОЖЕНИЕ КОНФЕССИЙ В РОССИИ В ПЕРИОД 1918-1922 ГГ 30
2.1 РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ 30
2.2 РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА БЕЛОГО ДВИЖЕНИЯ В ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ... 53
Актуальность темы исследования. Исторический опыт указывает на то, что религия во все времена играла и по нынешний день играет существенную роль в жизни, не только отдельных людей, но и гражданского общества и государства в целом. Бесспорно, важным является формирование хорошо спланированной, грамотно взвешенной и толерантной политики в отношениях между государством и различными религиозными конфессиями.
Начало ХХ века в истории России характеризуется значительными переменами в религиозной, государственной и политической жизни страны. Отмечается то, что серьёзное влияние внутренней и международной обстановки привело к важным трансформациям российского общества таким, как либерализация политической жизни и ограничение самодержавия. Такие реформы можно охарактеризовать тем, что существующая власть пыталась сформировать такую модель государственного устройства, в которой были бы должным органичным образом соединены традиционная общинно-монархическая парадигма российского общества, с одной стороны и императивы индустриальной цивилизации, поникает и начинает диктовать свои условия в России, с другой.
Период 1905-1917 гг. ознаменован достаточно неоднозначными церковными реформами. Разворачивающиеся в стране революционные события пошатнули принципы самодержавия и в ходе этого наблюдались значительные уступки в конфессиональной политике государства. Так, после выхода в свет Манифеста 1905 года каждый был свободен исповедовать ту веру, которая считалась истинной для человека.
Борьба Временного правительства за новые идеи и взгляды на церковное устройство, виденье императора Николая II своеобразного церковного строительства позволяет отследить основные направления и вектор развития государственно-конфессиональной политики. Особенности вероисповедной политики Временного правительства заключались в том, что теперь представителям различных конфессий и Русской Православной Церкви была предоставлена относительная свобода от всестороннего государственного влияния. Но самый главный вопрос отделения Церкви от государства в значительной степени так и не затрагивался, по той причине, что Временное правительство в этом плане хотело сохранить статус конфессионального государства.
Последующая затем Гражданская война, развернувшаяся на территории бывшей Российской империи почти тотчас же после Октябрьской революции, была невероятно ожесточенной борьбой за власть между различными социальными слоями населения и группами расколотого российского общества. В ходе многообразных причин, она оставила глубокой след в памяти россиян. Отчасти последствия и на сегодняшний день ощущаются в политической, экономической и духовной сферах жизни нашего общества.
Исходя из совокупности всех этих фактов, следует отметить, что современность диктует такие тенденции. Нынешние реалии, в которых нет общественного разделения на верующих и неверующих, позволяют в различных слоях населения и сферах жизни общества распространять представления о том, что возрождение страны невозможно без учёта и опоры на традиционные духовные ценности, которые формировались под влиянием традиционных конфессий.
Актуальность темы дипломного исследования определяется тем, общественный интерес к религии и церкви присутствует в значительной степени, а также современный период характеризуется переосмыслением исторического опыта, безусловно, включая и проблемы эволюции и функционирования государственно-религиозных институтов, так как конфессиональное устройство любой страны невозможно изучить и понять, не исследовав процессов его становления и развития. Обращение к прошлому позволяет определить степень подготовленности общества к осуществлению различного рода преобразований в государственно-конфессиональной и общественной жизни.
Степень изученности темы. Такой вопрос, как государственно-конфессиональная политика привлекал внимание многих историков и исследователей. Что касается периода начала XX века до Гражданской войны, то следует отметить таких авторов, как Н.А. Карташёв, Е.Н. Кумпан, Л.А. Муравьева, Д.В. Поспеловский, И.К. Смолич, В. А. Фёдоров, С. Л. Фирсов.
Н.А. Карташёв в своем труде занимался выявлением особенностей функционирования таких институтов, как церковь и государство в период назревающих революционных событий.
Е.Н. Кумпан исследовала положение религиозных общин Российской империи в период веротерпимости. Л.А. Муравьева провела оценку деятельности власти по отношению к религиозным общинам, рассмотрела аспекты и методы реализации государственно-конфессиональной политики в кризисный период страны.
Д.В. Поспеловский в своей работе рассматривал такие проблемы, как внутренний кризис Русской Церкви, ее зависимость от государства, подрыв духовного авторитета в глазах части народа и считал, что именно эти факторы не позволили встать нравственным барьером на пути экстремистских методов политической борьбы и самоистребления нации.
И.К. Смолич в целом изучал историю Русской Православной Церкви, факторы, которые влияли на церковную политику и на государственно-конфессиональные отношения страны.
Такие исследователи, как В. А. Фёдоров и С. Л. Фирсов занимались изучением вопросов церковного строительства и особенности осуществления вероисповедной политики державы.
Что касается периода Гражданской войны, то в первые десять лет после Октябрьской революции основной проблемой партии большевиков была проблема удержания власти. Исходя из этих причин, пристального внимания со стороны исследователей удостаивалась Православная церковь, которая открыто была не довольна вооруженным приходом к власти и новым политическим режимом. Стоит отметить работы таких авторов, как В.Ф. Зыбковец «Безбожники и социалистическое переустройство деревни» и П. Зарин «Политическая маскировка религиозных организаций».
Проблема государственно-конфессиональных отношений привлекала интерес исследователей и стимулировалась атеистической пропагандой и агитацией. В данном вопросе стоит отметить таких авторов: И. Зырянов «Антирелигиозная пропаганда. Методология, содержание и задачи» и Л. Сутулов «Комсомол в борьбе с религией» и другие.
Также стоит выделить конкретно-исторические особенности советской власти, которые были направлены на формирование вероисповедной политики. В свет вышло ряд работ, которые включали нетрадиционные оценочные суждения, например, работа О.Ю. Васильевой «Русская Православная Церковь и советская власть в 1917-1927 гг.» и В.А. Цыпина «История Русской церкви. 1917-1997 гг.».
Региональный аспект религиозной политики советской власти рассматривала Н.П. Зиберт в своей работе «Религиозные общины и их положение на юге западной Сибири в контексте государственно-конфессиональной политики в конце 1917 - середине 1960-х гг.».
Если говорить об иностранной литературе, то по данной тематике исследования можно выделить таких авторов как Jonathan Smele , он подвергал анализу политику антибольшевистского движения в контексте Мировой истории. И Catherine Margaret Alice Hyson , она уделяла внимание тому фактору, при котором революция переросла в Гражданскую войну.
Хронологические рамки исследования. Нижний рубеж хронологических рамок определяется появлением в 1905 году Указа «Об укреплении начал веротерпимости», после чего происходит расширение прав различных религиозных общин и перестройка государственно-конфессионального управления в стране. Верхний рубеж исследования - 1922 год, обусловлен тем, что создается совершенно новая модель - СССР, и соответственно все нормы, существовавшие в государственно-конфессиональной политике Российской Империи, сохранявшиеся и в период Гражданской войны, становятся неактуальными.
Объект исследования: государственно-конфессиональные отношения в России.
Предмет исследования: особенности функционирования и методы реализации государственно-конфессиональной политики России в начале ХХ века.
Территориальные рамки данного исследования изменяются в ходе исторических процессов, проходивших в начале XX века, разделить их можно на три периода: 1) с 1905 по февраль 1917 гг. территориальные рамки ограничены территорией Российской империи; 2) при правлении Временного правительства ограничены территорией России; 3) в октябре 1917 г. пришедшая к власти партия большевиков решительно отказалась от политики царского и Временного правительств в области устройства территории Российского государства и его границ, таким образом, с 1918 года территориальные рамки исследования ограничиваются территорией Российской Советской Республики.
Целью дипломной работы является изучение реализации государственно-конфессиональной политики в отношении различных религиозных общин на территории России в начале ХХ века.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить особенности государственно-конфессиональной политики 1905-1917 годов.
2. Выявить основные тенденции и методы реализации вероисповедной политики Временного правительства.
3. Исследовать направления конфессиональной политики партии Большевиков в годы Гражданкой войны.
4. Проследить взаимодействие Белого движения и религиозных общин в период Гражданской войны.
Источниковая база исследования. Источниками периода правления Николая II и Временного правительства данной дипломной работы могут послужить законодательные акты: Полное собрание законов Российской империи Том 25-33 (1905-1913 гг.); Обзор деятельности Государственной думы третьего созыва.
Источниковой базой исследования периода Гражданской войны могут стать различные законодательные акты и некоторые другие источники, например: Конституция РСФСР, Декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Наиболее важные источники по белому движению — воспоминания руководителей белых армий, а именно генералов А.И. Деникина «Очерки русской смуты» и П.Н. Врангеля «Записки».
Методология. Основу данной дипломной работы составили принципы объективности, историзма и системности. Данные методологические принципы позволяют осуществить всесторонний критический анализ исторических процессов и явлений в ходе их формирования, становления и развития. При использовании системного подхода государственно-конфессиональная политика рассматривается как совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимоотношений, с одной стороны, институтов государства, а с другой - институциональных образований самих конфессий. Принцип историзма - традиционный принцип исторического исследования, позволяющий рассмотреть государственно-правовую политику в отношении религиозных общин в хронологической последовательности с учетом конкретных изменений исторической действительности. Принцип объективности помог получить достаточно корректные результаты по теме исследования.
В рамках данного подхода применялись следующие методы: среди общенаучных методов следует отметить такие, как анализ, синтез, дедукция, описание, сравнение. Среди специальных исторических методов изучения применялись следующие методы познания: сравнительно-исторический и ретроспективный.
Применение сравнительно-исторического метода позволило сопоставить правовое положение религиозных общин различных конфессий в правление Николая II и Временного правительства, а также в период Гражданской войны. Помимо этого, данный метод дает возможность охарактеризовать сложные взаимодействия представителей органов власти с верующими, раскрыть причины и мотивы проявления относительной веротерпимости в период с 1905 по 1917 годы, а затем противоположную ситуацию - нетерпимость и конфликтные проявления при правлении партии большевиков.
Благодаря ретроспективному методу можно создать целостное видение прошлого по обозначенному вопросу дипломной работы. С его помощью выявлялись тенденции взаимодействия религиозных общин с аппаратами государственного управления. Также при помощи этого метода является возможным определить причины и суть трансформаций в реализации государственно-конфессиональной политики, на которую воздействовали разнообразные внутренние и внешние обстоятельства.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что основные выводы могут быть конкретизированы и углублены в процессе дальнейшего изучения обозначенной проблематики, а материалы работы могут быть применены при подготовке специального курса по «Истории государственно-конфессиональной политики».
Апробация. Отдельные положения данной работы были представлены в виде публичного доклада на тему: «Особенности положения религиозных общин в Сибири в период Гражданской войны» на XXI городской научно-практической конференции молодых ученых «Молодежь - Барнаулу», 10
которая проходила 6 ноября 2019 года в Барнаульской Православной Духовной семинарии (Секция «Православие и духовная культура России»).
По итогам работы секции тезисы доклада были рекомендованы для публикации в итоговом сборнике лучших работ конференции. Копии сертификата участника конференции и тезисы доклада прилагаются к данной дипломной работе.
Научная новизна заключается в систематизации опыта по государственно-конфессиональной политике начала ХХ века. Анализ государственно-конфессиональных отношений указанного периода, как особого этапа, помог выявить то, что вероисповедная политика является одним из основополагающих инструментов регулирования отношений между властью и обществом, а рассмотрение функционирования и методов реализации государственно-конфессиональной политики в кризисный период сможет помочь избежать ошибок в формировании религиозных отношений на современном этапе развития страны.
Структура: дипломная работа соответствует поставленным цели и задачам и состоит из: введения, основной части, состоящей из двух глав, поделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.
При подготовке дипломной работы была определена цель исследования - изучение реализации государственно-конфессиональной политики в отношении различных религиозных общин на территории России в начале ХХ века. Для достижения цели были решены ряд поставленных задач.
Здесь уместно будет подчеркнуть, что начало ХХ века характеризуется значимыми переменами в религиозной, государственной и политической жизни России. Современный мир, в жизни которого возникает немало острых противоречий и кризисных проблем, требует изучения исторического опыта, чтобы избежать ошибок в планировании и реализации государственно-конфессиональной политики.
Государственно-конфессиональная политика 1905-1917 гг. имела достаточно либеральный и противоречивый характер. В период правления императора Николая II можно отметить некое падение авторитета православия, так как оно было уравнено в правах с другими конфессиям, в виду указа «Об укреплении основ веротерпимости», суть которого заключалась в свободе вероисповедания и расширении прав христианских конфессий, в том числе старообрядческих согласий. После отречения от императорского престола Николая II к власти приходит Временное правительство, которое начинает осуществлять свою Вероисповедную политику.
Реформаторская деятельность Временного правительства была направлена на формирование нового типа отношений между государством и религиозными общинами, а именно на построение в России светского государства. Такие позитивные черты вероисповедной политики, как расширение самостоятельности и независимости религиозных объединений от государства, по большей степени не смогли воплотиться в жизнь из -за надвигающегося октябрьского переворота 1917 года. Народы России были поставлены перед фактом коренного пересмотра места и роли религии в жизни общества и радикального изменения правового статуса религиозных общин.
Октябрьская революция оставила неизгладимый след и дала некий толчок началу Гражданской войны, что кардинальным образом трансформировало религиозное и общественно-политическое устройство государства. Принцип секуляризации стал основой обновленного религиозного законодательства, а свобода совести была вытеснена антирелигиозной пропагандой и атеизмом. 1918 год ознаменовался формированием модели государственного управления религиозным институтом.
Партия большевиков пришла к такому выводу, что есть потребность создания в системе государственного управления центрального учреждения, которое смогло бы осуществлять функции государственного надзора, четко регламентировало бы религиозные вопросы и разрешение споров, которые появлялись между религиозными общинами и органами как государственной, так и местной власти. Многочисленные антирелигиозные настроения, череда невероятных репрессий и духовного упадка - всё это сопровождало Русскую Православную Церковь в период Гражданской войны.
Особой политики в отношении Церкви не было, но идеологические принципы большевиков были наиболее яркими именно в это время. Прежде всего, речь идет о воинствующем атеизме. В этот период еще никто не знал, какими будут отношения Церкви и государства, так как большевистская власть считала, что церковная структура должна погибнуть после падения самодержавия. Власти пытались компрометировать Церковь и хотели раздавить ее финансово и организационно.
Что касается религиозной политики Белого движения, то их финальная цель - реставрация дофевральской России. Для белогвардейцев было характерно сохранение религиозных, государственных и национальных традиций. Стоит отметить, что хоть победа и оказалась на стороне Красной армии, но при учёте всех исторических процессов Белые вовсе не потерпели полного поражения, так как партия большевиков сумела победить и бесповоротно утвердиться только ценой перерождения из «пролетарской демократии» в тоталитарный режим.
Результаты проведенного анализа позволяют сделать выводы, представляющие интерес для выбранного исследования, так, следует взять во внимание тот факт, что современные реалии говорят о росте общественного интереса к религии и церкви. В нынешней обстановке, при отсутствии искусственных преград, разделяющих общество на верующих и неверующих, и отношения государства и церкви вступили в новый этап, в самых различных слоях и группах населения распространены представления о том, что возрождение страны невозможно без опоры на традиционные духовные ценности. Именно поэтому важно анализировать и учитывать исторический опыт, чтобы формировать хорошо спланированную, грамотно взвешенную и толерантную политику в отношении между государством и различными религиозными конфессиями.
1. Hyson C. The North Russia Relief Force. A Study of Military Motivation in the Aftermath / C. Hyson - London: King’s College, 2016. - 210 c.
2. Smele J.D. Civil War in Siberia: The Anti-Bolshevik Government of Admiral Kolchak, 1918-1920 / J.D. Smele. - London: Cambrige, 1996. - 167 c.
3. Аврех А.Я. Царизм накануне свержения / А.Я. Аврех. - М.: Наука,
1989. - 257 с.
4. Алексеев В.А. Иллюзии и догмы / В.А. Алексеев. - М.: Политиздат, 1991. - 398 с.
5. Алексеев С.А. Октябрьская революция: [Мемуары: Керенский, Милюков, Краснов, Деникин, Станкевич, Соколов и др.] / С.А. Алексеев, А.И. Усагин. - М.: Польско-сов. изд.-полигр. о-во "Орбита", 1926. - 426 с.
6. Ананьич Б.В. Кризис самодержавия в России. 1895-1917 / Б.В.
Ананьич, Р.Ш. Ганелин, Б.Б. Дубенцов - Л.: Наука: Ленингр. отд-ние, 1984. - 664 с.
7. Андреев И.М. Краткий обзор истории Русской Церкви от революции до наших дней / И.М. Андреев. - Джорданвилл: Нью-Йорк, 1951. - 180 с.
8. Андреева Л.А. Религия и власть в России / Л.А. Андреева. - М.: Ладомир, 2001. - 251 с.
9. Барменков А.И. Свобода совести в СССР / А.И. Барменков. - М.:
Стрела, 1986. - 223 с.
10. Бовкало А.А. Октябрьская революция и проблемы взаимоотношений Церкви и гос-ва // Церковь и государство в русской православной традиции, 1996. №1 - С. 4-6.
11. Бразоль Б.Л. Царствование императора Николая II: 1894-1917 гг. в цифрах и фактах / Б.Л. Бразоль. - Минск: Полымя, 1991. - 122 с.
12. Васильева О.Ю. Красные конкистадоры / О.Ю. Васильева, П.Н. Кнышевский. - М.: Товарищество "Соратник", 1994. - 269 с.
13. Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь и советская власть в 1917-1927 гг.// Вопросы истории, 1994. №4. - С. 35-46.
14. Верт П. Православие, инославие, иноверие: очерки по истории религиозного разнообразия Российской империи / Пол Верт [пер. с англ. Наталии Мишаковой и др.]. - М.: Новое литературное обозрение, 2012. - 275 с.
15. Верховской П.В. Учреждение Духовной Коллегии и Духовный регламент. К вопросу об отношении церкви и государства в России. Исследование в области русского церковного права / П.В. Верховской. - Ростов-на-Дону, 1916. - Т. 1-2.
16. Врангель П.Н. Записки / П.Н. Врангель. - Пенза: Космос, 1991. - 294 с.
17. Гайда Ф.А. Русская Церковь и политическая ситуация после Февральской революции 1917 г. // Материалы по истории русской иерархии: Статьи и документы. М., 2002. С. 60-68.
18. Галин В.В. Интервенция и гражданская война / В.В. Галин. - М.: «Алгоритм», 2004. — 608 с.
19. Головушкин Д.А. Обновленческое движение в Русской православной церкви / Д.А. Головушкин. Ярославль, 2002. - 26 с.
20. Голубинцев А.В. Белое дело. Избранные произведения в 16 книгах. Книга 9 / А.В. Голубинцев. - М.: Голос, 1992. - 420 с.
21. Данилов А.А. История крестьянства России в XX веке. Ч. 2 / В.П. Данилов. - М.: РОССПЭН, 2011. - 831 с.
22. Данилушкин М.Б. История Русской Православной Церкви. От Восстановления Патриаршества до наших дней / М.Б. Данилушкин. - СПб.: Воскресение, 1997. - 1020 с.
23. Демьянов А.И. Истинно православное христианство / А.И. Демьянов. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. - 151 с.
24. Деникин А.И. Очерки русской смуты / А.И. Деникин. - М.: Айрис- пресс, 2003. - Т. 1-5.
25. Деяния Священного собора Православной российской церкви 1917¬1918 гг. - Репр. изд. - М.: Новоспас. монастырь, 1994. - 259 с.
26. Дякин В.С. Национальный вопрос во внутренней политике царизма (начало XX вв.) // Вопросы истории. - 1996. - №11-12. - С. 39-73.
27. Енисейские епархиальные ведомости. 1918. № 16-17. - С. 29.
28. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений
дореволюционной России / Н.П. Ерошкин. - Высшая Школа, 1983. - 352 с.
29. Ершова И.И. Русская православная церковь в ХХ в. Т.2 / И.И. Ершова. - М.: Высшая школа, 2004. - 676 с.
30. Зарин П.К. Политическая маскировка религиозных организаций / П.К. Зарин. - М.: Гаиз, 1934. - 107 с.
31. Зиберт Н.П. Религиозные общины и их положение на юге Западной Сибири в контексте государственно-конфессиональной политики в конце 1917 - середине 1960-х гг. / Н.П. Зиберт. - Барнаул, 2018. - 257 с.
32. Зимина В.Д. Белое дело взбунтовавшейся России: Политические режимы Гражданской войны. 1917-1920 гг. / В.Д. Зимина. - М.: Рос. гуманит. ун-т, 2006. - 467 с.
33. Зыбковец В.Ф. Безбожники и социалистическое переустройство деревни / В.Ф. Зыбковец, А.А. Субботина. - М.: Акц. изд-ское о-во "Безбожник", 1930. - 29 с.
34. Зырянов И. Антирелигиозная пропаганда. Методология, содержание и задачи / И. Зырянов. - Харьков: Пролетарий, 1926. - 140 с.
35. Игнатов В.Г. История государственного управления России / В.Г. Игнатов, А.Г. Данилов, С.А. Кислицын. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 542 с.
36. Ильин Ю.А. Март 1922 г.: церковь, власть, общество (светский взгляд на события 13—15 марта в г. Шуе Иваново-Вознесенской губернии) // Вестник Ивановского государственного университета. 2008. Вып. 3. - С. 47¬73.
37. К церковному собору / Группа петерб. священников. - Санкт- Петербург: тип. М. Меркушева, 1906. - 220 с.
38. Какурин Н.Е. Как сражалась революция. Том 1. 1917-1918 / Н.Е.
Какурин. - М.: Политиздат, 1990. - 271 с.
39. Кандидов Б.П. Религиозная контрреволюция 1918-1920 годов и интервенция / Б.П. Кандидов. - М.: Акц. изд-ское о-во "Безбожник", 1930. - 148 с.
40. Карташёв А.В. Революция и Собор 1917-1918 гг. (Наброски для истории Русской Церкви наших дней) / А.В. Карташёв. - Богословская мысль. Париж, 1942. - 140 с.
41. Карташёв А.В. Временное правительство и Русская церковь // Из истории христианской Церкви на родине и за рубежом в ХХ столетии, 1995. - С. 20-21.
42. Кашеваров А.Н. Государство и церковь: Из истории взаимоотношений Советской власти и Русской Православной Церкви. 1917-1945 гг. / А.Н. Кашеваров. - СПб.: СПбГТУ, 1995. - 138 с.
43. Кенез И. Идеология белого движения // Россия в XX веке: Историки мира спорят, 1994. - С. 268-279.
44. Кирмель Н.С. Белогвардейские спецслужбы в Гражданской войне. 1918-1922 гг./ Н.С. Кирмель. - М.: Кучково поле, 2008. - 508 с.
45. Клочков В.В. Закон и религия: от государственной религии в России к свободе совести / В.В. Клочков. - М.: Политиздат, 1982. - 160 с.
46. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики Принята V Всероссийским съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 года. - 261 с.
47. Коржихина Т.П. История российской государственности / Т.П. Коржихина. - М.: Фирма "Интерпракс", 1995. - 347 с.
48. Косых В.И. Забайкальская епархия накануне и в годы первой российской революции / В.И. Косых. - Чита: Изд-во Забайк. гос. пед. ун-та, 1999. - 196 с.
49. Кравецкий А.Н. Церковная миссия в эпоху перемен / А.Н. Кравецкий.
- М.: Духовная библиотека, 2000. - 711 с.
50. Крапивин М.Ю. Непридуманная церковная история: власть и Церковь в Советской России (октябрь 1917-го - конец 1930-х годов) / М. Ю. Крапивин.
- Волгоград: Перемена, 1997. - 367 с.
51. Красников Н.П. Социально-политическая позиция Православной Церкви в 1905-1916 гг. // Вопросы истории. 1982. № 9. - С. З0.
52. Криволуцкий П.Д. Шиткинские партизаны / П.Д. Криволуцкий. - М.: Иркутск, 1934. - 245 с.
53. Кумпан Е.Н. Отношение Русской Православной Церкви к другим конфессиям в условиях веротерпимости: предсоборное присутствие 1906 г. / Е.Н. Кумпан. - Иваново, 2005. - 76 с.
54. Куницын И.А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы / И.А. Куницын. - М.: Православ. дело: Отчий дом, 2000. - 460 с.
55. Куроедов В.А. Религия и церковь в Советском государстве / В.А. Куроедов. - М.: Политиздат, 1982. - 263 с.
56. Ленин В.И. Полное собрание соч. Т. 38 / В.И. Ленин. - М.:
Госполитиздат, 1958-1965. - 643 с.
57. Леонтьева Т.Г. Вера и бунт: духовенство в революционном обществе России начала ХХ века // Вопросы истории. 2001. №1. - С. 29-43.
58. Лиценбергер О.А. Римско-католическая церковь в России: история и правовое положение / О.А. Лиценбергер. - Саратов: Поволж. акад. гос. службы, 2001. - 382 с.
59. Лобанов В.В. Патриарх Тихон и советская власть (1917-1925 гг.) / В.В. Лобанов. - М.: Русская панорама, 2008. - 352 с.
60. Логинов А.В. Власть и вера: государство и религиозные институты в
истории и современности / А.В. Логинов. - М.: Большая Российская
энциклопедия, 2005. - 495 с.
61. Мельгунов С.П. Церковь и государство в России / С.П. Мельгунов. - М.: изд-тво И.Д. Сытина, 1907-1909. - Т. 2.
62. Муравьева Л.А. Кризис Православной Церкви в начале XX века / Л.А. Муравьева. - И.: Духовная библиотека, 2001. - 46 с.
63. Обзор деятельности Государственной Думы третьего созыва. 1907-1912 гг. Санкт-Петербург. Гос. тип., 1912. - 515 с.
64. Одинцов М.И. Государство и церковь в России. ХХ век / Н.М. Одинцов. - М.: Знание, 1994. - 168 с.
65. Одинцов М.И. На пути к Поместному Собору // Религиоведение. 2001. №2. - С. 9-15.
66. Ольденбург С.С. Царствование императора Николая II / С.С. Ольденбург. - М.: Изд. центр "Терра", 1992. - 640 с.
67. Ореханов Г.О. На пути к Собору. Церковные реформы и первая русская революция / Г.О. Ореханов. - М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского богословского института, 2002. - 221 с.
68. Пашков Б.Г. Новые святые: Николай II и его семья - символ русского православия / Б.Г. Пашков. - М.: Центр, 2000. - 460 с.
69. Персиц И.М. Отделение церкви от государства и школы от церкви в СССР (1917-1919 гг.) / И.М. Персиц. - М.: АН СССР, 1958. - 198 с.
70. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 3-е: в 33 т. Санкт-Петербург. Гос. тип., 1885-1916. - 720 с.
71. Поляков B.A. Голод в Поволжье, 1919—1925 гг.: происхождение, особенности, последствия / B.A. Поляков. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2007. - 735 с.
72. Попов А.В. Временные высшие церковные управления на территориях, контролируемых белогвардейскими правительствами / А.В. Попов. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. - 205 с.
73. Попов А.В. Временные высшие церковные управления на территориях, контролируемых белогвардейскими правительствами // История белой Сибири: материалы 6-й Междунар. науч. конф. Кемерово.2005. - С 126.
74. Попов М.В. Церковь в годы реакции и революции / М.В. Попов. - Изд- во Иванов. Пром. области, 1931. - 91 с.
75. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке / Д.В. Поспеловский. - М.: Республика, 1995. - 509 с.
76. Потапова Н.В. Вероисповедное законодательство Российской империи в начале XX века // История государства и права. 2010. №10. - С. 25-32.
77. Пятецкий Л.М. По тропам российской истории / Л.М. Пятецкий. - М.: Московский лицей, 1998. - 408 с.
78. Редькина О.Ю. Политика Временного правительства в отношении инославных и иноверных исповеданий // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 1998. №5. - С. 64-85.
79. Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700-1917. Часть 1 / И.К. Смолич. - М.: Изд-во Спасо-Преображ. Валаам. монастыря , 1996. - 798 с.
80. Снычев И.М. Самодержавие духа / И.М. Снычев. - Саратов: Надежда, 1995. - 333 с.
81. Собрание определений и постановлений Священного собора Православной российской церкви 1917-1918 гг. Вып. 1. - М.: 1994. - С. 7, 12-15.
82. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства за 1922 г. - М., 1950. № 19. Ст. 217. - С. 381-382.
83. Собрание указов и распоряжений Временного правительства. Выпуск 1. - М.: Слово, 1917. - 557 с.
84. Соколов А.В. Государство и Православная церковь в России / А.В. Соколов. СПб.: СПбГУ, 2010. - 38 с.
85. Соколов А.В. Св. Синод и Временное правительство // Вестник молодых ученых, 2001. № 2 - С. 23-30.
86. Список актов конституционного значения 1600-1918 гг.
87. Старцев В.И. Внутренняя политика временного правительства первого состава / В.И. Старцев. - Л. : Наука : Ленингр. отд-ние, 1980. - 256 с.
88. Сутулов Л. Комсомол в борьбе с религией / Л. Сутулов. - М.: Молодая гвардия, 1929. - 77 с.
89. Титлинов Б.В. Церковь во время революции / Б.В. Титлинов. -
Петроград: Былое, 1924. - 192 с.
90. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность / Л.А. Тихомиров. - СПб.: АО "Комплект", 1992. - 674 с.
91. Толстой М.В. История русской церкви / М.В. Толстой. - М.: Издание Валаамского монастыря, 1991. - 326 с.
92. Трофимчук Н.А. История религий в России / Н.А. Трофимчук. - М.: Изд-во РАГС, 2002. - 591 с.
93. Федоров В.А. История России 1861-1917 / В.А. Федоров. - М.: Юрайт, 2009. - 482 с.
94. Федоров В.А. Русская Православная Церковь и государство. Синодальный период 1700-1917 гг. / В.А. Федоров. - М.: Рус. панорама, 2003. - 479 с.
95. Фирсов С.Л. Православная Церковь и государство в последнее десятилетие существования самодержавия в России / С.Л. Фирсов. - СПб.: Изд. Христианского гуманитарного института, 1996. - 660 с.
96. Фирсов С.Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х -1918 гг.) / С.Л. Фирсов. - М.: Культурный центр «Духовная Библиотека», 2002. - 623 с.
97. Цветков В.Ж. Белое дело в России / В.Ж. Цветков. - М.: Наука, 2013. - 495 с.
98. Ципкин Ю.Н. Белое движение в России и его крах (1917-1922 гг.) / Ю.Н. Ципкин. - Хабаровск: Хабар. гос. пед. ун-т, 2000. - 120 с.
99. Цыпии В.А. Русская церковь (1917-1925) / В.А. Цыпии. - М.: Сретен. монастырь, 1996. - 335 с.
100. Цыпин В.А. Русская Православная Церковь на пути к Собору (1905-1917 гг.) // Светоч. Альманах. 2010. № 6. Кострома. 2010. - С. 25-28.
Чистяков О.И. История отечественного государства и права.
Часть 1 / О.И. Чистяков. - М.: Изд-во МГУ, 1992. - 333 с.
102. Шамбаров В.Е. Белогвардейшина / В.Е. Шамбаров. - М.: Алгоритм, 2007. - 639 с.
103. Шведов В.И. Религия и политика // Международная жизнь, 1992. №5. - С. 21-25.
104. Шишкин В.И. Процесс над колчаковскими министрами. Май
1920 / В.И. Шишкин. - М.: Междунар. фонд "Демократия", 2003. - 669 с.
105. Шишкин В.И. Революционные комитеты Сибири в годы
гражданской войны (август 1919 - март 1921 гг.) / В.И. Шишкин. -
Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1978. - 333 с.
106. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке / М.В. Шкаровский. - М.: Вече, 2010 - 480 с.
107. Штриккер Г. Русская Православная Церковь в Советское время (1917-1991) / Г. Штриккер. - М.: Пропилеи, 1995. - 462 с.
108. Щапов Я.Н. Русское православие: вехи истории / Я.Н. Щапов, А.М. Сахаров, А.А. Зимин. - М.: Политиздат, 1989. - 719 с.