НАЦИОНАЛЬНАЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Международная и национальная безопасность в доктрине международного права 5
1.1. Теоретико-правовая характеристика национальной безопасности....5
1.2. Международная безопасность: понятие и взаимосвязь с
национальной безопасностью 16
1.3. Современные вызовы и угрозы международной безопасности 27
ГЛАВА 2. Система обеспечения международной безопасности 36
2.1. Система обеспечения национальной безопасности России 36
2.2. Взаимодействие разноуровневых систем международной безопасности 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..66
ГЛАВА 1. Международная и национальная безопасность в доктрине международного права 5
1.1. Теоретико-правовая характеристика национальной безопасности....5
1.2. Международная безопасность: понятие и взаимосвязь с
национальной безопасностью 16
1.3. Современные вызовы и угрозы международной безопасности 27
ГЛАВА 2. Система обеспечения международной безопасности 36
2.1. Система обеспечения национальной безопасности России 36
2.2. Взаимодействие разноуровневых систем международной безопасности 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..66
На сегодняшний день тема обеспечения безопасности является одной из наиболее актуальных. Появление новых вызовов и угроз таких, как международный терроризм, распространение оружия массового уничтожения, внутренние и локальные вооруженные конфликты, привело международное сообщество к пониманию того, что эти проблемы невозможно решить в одиночку. Для их устранения требуется объединение усилий всех государств на основе мирового сотрудничества и современная модель международной без-опасности должна создаваться коллективными усилиями всех стран.
Исследование, направленное на изучение доктринальных вопросов взаимосвязи международной и национальной безопасности, анализ международных документов и нормативных актов Российской Федерации в данной сфере, будет способствовать выявлению проблем взаимовлияния национальной и международной безопасности и подчеркнет важность сотрудничества государств в данной области.
Теоретическая основа квалификационной работы сформирована с учетом научных положений и разработок, содержащихся в трудах таких ученых как А.А. Алексанян, Т.Н. Балашова, В.П. Булавин, С.В. Гунич, В.В. Данийленко, В.А. Каламанов, В.А. Колокольцев, Н.А. Косолапов, А.А. Куковский, М.А. Мунтян, А.И. Назарова, К.С. Нежинская, Г.Г. Попов, А.А. Прохожев, Д.М. Проэктор, В.М. Редкоус, В.Д. Самойлов, А.В. Торкунов, и др.
Нормативную основу квалификационной работы составляют как нормативные акты международного характера, так и акты российского законодательства, регулирующие деятельность по обеспечению национальной и международной безопасности: Устав Организации Объединенных Наций, Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390 «О безопасности», Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.», Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» и др.
Объектом исследования квалификационной работы выступают общественные отношения, возникающие при обеспечении национальной и международной безопасности.
Предмет исследования составляет комплекс проблем теоретического и практического характера, связанный с правовым регулированием общественных отношений, возникающий при предупреждении или устранении угроз национальной и международной безопасности.
Цель квалификационной работы - детальный анализ проблем взаимовлияния национальной и международной безопасности. Достижение указанной цели предполагает решение ряда задач, а именно:
• определение теоретико-правовой характеристики национальной безопасности;
• выявление взаимосвязи между международной и национальной безопасностью;
• анализ современных вызовов и угроз международной (национальной) безопасности;
• рассмотрение системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
• выявление взаимодействия между органами, обеспечивающими национальную безопасность, и органами, обеспечивающими международную без-опасность.
Методологической основной являются такие методы исследования как индукция, дедукция, методы анализа и синтеза, моделирование, а также частно-научные методы.
Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Исследование, направленное на изучение доктринальных вопросов взаимосвязи международной и национальной безопасности, анализ международных документов и нормативных актов Российской Федерации в данной сфере, будет способствовать выявлению проблем взаимовлияния национальной и международной безопасности и подчеркнет важность сотрудничества государств в данной области.
Теоретическая основа квалификационной работы сформирована с учетом научных положений и разработок, содержащихся в трудах таких ученых как А.А. Алексанян, Т.Н. Балашова, В.П. Булавин, С.В. Гунич, В.В. Данийленко, В.А. Каламанов, В.А. Колокольцев, Н.А. Косолапов, А.А. Куковский, М.А. Мунтян, А.И. Назарова, К.С. Нежинская, Г.Г. Попов, А.А. Прохожев, Д.М. Проэктор, В.М. Редкоус, В.Д. Самойлов, А.В. Торкунов, и др.
Нормативную основу квалификационной работы составляют как нормативные акты международного характера, так и акты российского законодательства, регулирующие деятельность по обеспечению национальной и международной безопасности: Устав Организации Объединенных Наций, Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390 «О безопасности», Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.», Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» и др.
Объектом исследования квалификационной работы выступают общественные отношения, возникающие при обеспечении национальной и международной безопасности.
Предмет исследования составляет комплекс проблем теоретического и практического характера, связанный с правовым регулированием общественных отношений, возникающий при предупреждении или устранении угроз национальной и международной безопасности.
Цель квалификационной работы - детальный анализ проблем взаимовлияния национальной и международной безопасности. Достижение указанной цели предполагает решение ряда задач, а именно:
• определение теоретико-правовой характеристики национальной безопасности;
• выявление взаимосвязи между международной и национальной безопасностью;
• анализ современных вызовов и угроз международной (национальной) безопасности;
• рассмотрение системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
• выявление взаимодействия между органами, обеспечивающими национальную безопасность, и органами, обеспечивающими международную без-опасность.
Методологической основной являются такие методы исследования как индукция, дедукция, методы анализа и синтеза, моделирование, а также частно-научные методы.
Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Сегодня вопрос обеспечения безопасности является одним из самых актуальных и глобальных проблем современности. В связи с постоянно про-исходящими в мире военными конфликтами, экологическими инцидентами, распространением международного терроризма и др. мировому сообществу необходим четкий слаженный механизм, направленный на их урегулирование, предотвращение и пресечение.
Дефиниция термина «национальная безопасность» содержится сегодня в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 31 декабря 2015 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации. Считаем, что отсутствие в Федеральном законе «О безопасности» определения ключевого понятия данного нормативного акта не способствует корректному регулированию указанных правоотношений, т.к. в каждой статье закона употребляется правовая конструкция, характеристики которой нет в законе.
Такое нормативное оформление дефиниции «национальная безопасность» приводит к разнополярности мнений и подвергается критике со стороны отечественных специалистов. Одни ученые под понятием «национальная безопасность» понимают «состояние», «систему» или «уровень» защищенности, другие связывают данное понятие с совокупностью различных условий. Проанализировав различные точки зрения, считаем, что наиболее точно характеризует данный термин «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации». Считаем необходимым включить в Федеральный закон «О безопасности» формулировку данного определения.
Общепризнанного понятия «международная безопасность» ни в международных документах, ни в доктрине международного права не существует. Международные документы акцентируют внимание на обеспечении международной безопасности и призывают государства не совершать действий, представляющих угрозу для мирного существования других государств.
Категории «международная безопасность» и «национальная безопасность» соотносятся как общее и частное, т.к. международная безопасность непосредственно складывается из суммы национальных безопасностей всех государств. Поэтому проблемы, ставящие под угрозу безопасность одного государства (например, увеличение запасов оружия массового уничтожения, терроризм, вооруженные конфликты, бедность в развивающихся государствах, деградация окружающей среды, неконтролируемая миграция), влекут за собой угрозы глобального характера, противостоять которым можно лишь посредством создания действенного механизма координации и сотрудничества между странами.
Современный мир характеризуется постоянным увеличением количества угроз различного типа: экономического, информационного, социального, экологического и др., что требует от международного сообщества разграничения системы их противодействия. Существует две модели поддержания системы международной безопасности: блоково-силовая, предполагающая решение вопросов с помощью военной силы (не способствует укреплению мира и международной безопасности, а лишь обостряет обстановку) и нравственно-правовая, в рамках которой возникшие конфликты решаются мирным путем, а применение силового метода возможно лишь с разрешения Совета Безопасности ООН.
Система обеспечения национальной безопасности России представлена государственной и негосударственной составляющими. Государственная система обеспечения национальной безопасности включает Президента Российской Федерации, Федерльное Собрание РФ, Правительство РФ, Совет Безопасности РФ, Федеральную службу безопасности РФ, министерства и ведомства, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, судебные органы. Каждый из этих органов в рамках своей компетенции, а также в процессе взаимодействия выполняет «функцию щита», отражающего национальную угрозу страны, обеспечивая безопасность государству и обществу.
Негосударственная система обеспечения безопасности представлена общественными объединениями и частными лицами, которые могут оказать влияние на формирование и реализацию политики обеспечения национальной безопасности.
Существующая на сегодняшний день система обеспечения международной безопасности представлена в виде следующих подсистем - универ-сальной, региональной и национальной. Универсальная система представлена Организацией Объединенных Наций, ее вспомогательными органами и специализированными учреждениями, а также другими организациями, которые в силу большого числа участников приобретают характер универсальности (например, Международное агентство по атомной энергетике). Она призвана способствовать поддержанию мира и безопасности на всем земном шаре. Региональная система обеспечения международной безопасности представлена значительным количеством региональных организация, цель которых аналогична цели универсальной системы безопасности, но в пределах определенной территории.
Тесное взаимодействие органов, обеспечивающих национальную безопасность Российской Федерации, и органов, обеспечивающих международную безопасность, является важнейшим шагом на пути обеспечения не только международной безопасности, но и национальной безопасности России.
Дефиниция термина «национальная безопасность» содержится сегодня в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 31 декабря 2015 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации. Считаем, что отсутствие в Федеральном законе «О безопасности» определения ключевого понятия данного нормативного акта не способствует корректному регулированию указанных правоотношений, т.к. в каждой статье закона употребляется правовая конструкция, характеристики которой нет в законе.
Такое нормативное оформление дефиниции «национальная безопасность» приводит к разнополярности мнений и подвергается критике со стороны отечественных специалистов. Одни ученые под понятием «национальная безопасность» понимают «состояние», «систему» или «уровень» защищенности, другие связывают данное понятие с совокупностью различных условий. Проанализировав различные точки зрения, считаем, что наиболее точно характеризует данный термин «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации». Считаем необходимым включить в Федеральный закон «О безопасности» формулировку данного определения.
Общепризнанного понятия «международная безопасность» ни в международных документах, ни в доктрине международного права не существует. Международные документы акцентируют внимание на обеспечении международной безопасности и призывают государства не совершать действий, представляющих угрозу для мирного существования других государств.
Категории «международная безопасность» и «национальная безопасность» соотносятся как общее и частное, т.к. международная безопасность непосредственно складывается из суммы национальных безопасностей всех государств. Поэтому проблемы, ставящие под угрозу безопасность одного государства (например, увеличение запасов оружия массового уничтожения, терроризм, вооруженные конфликты, бедность в развивающихся государствах, деградация окружающей среды, неконтролируемая миграция), влекут за собой угрозы глобального характера, противостоять которым можно лишь посредством создания действенного механизма координации и сотрудничества между странами.
Современный мир характеризуется постоянным увеличением количества угроз различного типа: экономического, информационного, социального, экологического и др., что требует от международного сообщества разграничения системы их противодействия. Существует две модели поддержания системы международной безопасности: блоково-силовая, предполагающая решение вопросов с помощью военной силы (не способствует укреплению мира и международной безопасности, а лишь обостряет обстановку) и нравственно-правовая, в рамках которой возникшие конфликты решаются мирным путем, а применение силового метода возможно лишь с разрешения Совета Безопасности ООН.
Система обеспечения национальной безопасности России представлена государственной и негосударственной составляющими. Государственная система обеспечения национальной безопасности включает Президента Российской Федерации, Федерльное Собрание РФ, Правительство РФ, Совет Безопасности РФ, Федеральную службу безопасности РФ, министерства и ведомства, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, судебные органы. Каждый из этих органов в рамках своей компетенции, а также в процессе взаимодействия выполняет «функцию щита», отражающего национальную угрозу страны, обеспечивая безопасность государству и обществу.
Негосударственная система обеспечения безопасности представлена общественными объединениями и частными лицами, которые могут оказать влияние на формирование и реализацию политики обеспечения национальной безопасности.
Существующая на сегодняшний день система обеспечения международной безопасности представлена в виде следующих подсистем - универ-сальной, региональной и национальной. Универсальная система представлена Организацией Объединенных Наций, ее вспомогательными органами и специализированными учреждениями, а также другими организациями, которые в силу большого числа участников приобретают характер универсальности (например, Международное агентство по атомной энергетике). Она призвана способствовать поддержанию мира и безопасности на всем земном шаре. Региональная система обеспечения международной безопасности представлена значительным количеством региональных организация, цель которых аналогична цели универсальной системы безопасности, но в пределах определенной территории.
Тесное взаимодействие органов, обеспечивающих национальную безопасность Российской Федерации, и органов, обеспечивающих международную безопасность, является важнейшим шагом на пути обеспечения не только международной безопасности, но и национальной безопасности России.
Подобные работы
- НАЦИОНАЛЬНАЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ
Дипломные работы, ВКР, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 3950 р. Год сдачи: 2018 - МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Диссертации (РГБ), международное частное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Государственный суверенитет и безопасность Республики Молдова в условиях современных европейских геополитических парадигм
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Лингвистическая политика Франции как инструмент усиления роли французского языка в международных отношениях
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2021 - СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ:
ВЛИЯНИЕ НА МЕЖДУНАРОДНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
Диссертация , социология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2020 - РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ В РАЗВИТИИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2016 - ВЫЯВЛЕНИЕ, ОЦЕНКА И НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ
КРИМИНАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - ВЫЯВЛЕНИЕ, ОЦЕНКА И НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ КРИМИНАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - Дипломатическая и консульская защита прав человека
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



