Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста 10
1.1 Особенности развития произвольного поведения детей в старшем дошкольном возрасте 10
1.2 Возможности сюжетно-ролевой игры в развитии произвольного поведения у детей 6-7 лет 15
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию произвольного поведения у детей 6-7 лет в процессе сюжетно-ролевой игры 23
2.1 Выявление уровня развития произвольного поведения у детей 6-7 лет 23
2.2 Содержание работы по реализации педагогических условий развития у детей 6-7 лет произвольного поведения в процессе сюжетно-ролевой игры 31
2.3 Выявление динамики развития произвольного поведения у детей 6-7 лет 45
Заключение 48
Список используемой литературы 51
Приложение 55
В отечественной детской психологии развитие произвольности рассматривается как главная и центральная линия становления личности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и др.). Наиболее важным и серьезным временем развития произвольности считается дошкольный возраст. В последние годы проблема развития произвольного поведения получает необыкновенную значимость в связи с интенсивным интересом к подготовке ребёнка к школе. Вместе с тем, единогласно признавая значимость актуального развития произвольности, педагоги и психологи не располагают необходимыми сведениями о причинах, влияющих на него, и определенными способами развития этого важного качества.
Традиционно развитие произвольности изучалось в контексте игровой деятельности дошкольника и его общения со взрослыми (Д.Б. Эльконин, Н.Я. Михайленко, Н.Я. Короткова, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова и др.). Общепризнанно, что в дошкольном возрасте активно развивается область общения ребёнка со сверстниками. Общение дошкольника со сверстниками содействует развитию множества свойств психики и личности ребёнка: речи, познавательной и социальной децентрации, морали и нравственности, самосознания и самомнения (Ж. Пиаже, A.B. Запорожец, А.К. Маркова, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, С.Г. Якобсон и др.). Есть отдельные данные о том, что присутствие сверстников оказывает значительное воздействие на поведение дошкольников вообще и на произвольность поведения в частности (З.В. Мануйленко, Е.В. Субботский, Е.О. Смирнова, К. Ален, Ф. Харрис и др.). Что интересно, специальные исследования, приуроченные к воздействию сверстников на развитие произвольного поведения дошкольников, на сегодняшний день отсутствуют.
Поступление в школу - это достаточно сложный этап в жизни каждого ребенка. Этот период вызывает перестройку образа жизни и деятельности ребенка, поэтому он должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития.
Жизнь первоклассника предъявляет огромные запросы к воле малыша: нужно своевременно встать, придти в школу к утренней зарядке, в классе нужно трудиться положенное время. Надо исполнять школьные правила: спокойно вставать, когда отвечаешь или же хочешь задать вопрос, поднимать руку и отвечать, когда тебя спросят. Нужно слушать учителя и исполнять все его указания, правильно выполнять задания.
И каждое такое правило, каждое «надо» требует, чтобы ребенок усилием воли подчинял свои действия, мысли, желания; умел сдерживаться и контролировать свое поведение.
Многие отечественные педагоги и психологи, такие как А. Анастази, Л.И. Божович, А.И. Запорожец, Л.А. Венгер и другие, исследовали проблему развития воли и произвольности у детей дошкольного возраста. Практически все они утверждали, что произвольность - это качественная характеристика всех психических функций человека и уровня его психического развития, это способность управлять собой осознанно, вести себя адекватно не только при наличии внешней награды или наказания, но и на основе внутренних побуждений. Произвольность - необходимое условие успешности учебной деятельности.
Наблюдения физиологов, психологов и педагогов Г.Г. Петроченко, А.В. Суровцевой, Е.О. Смирновой и других свидетельствуют о том, что многие первоклассники довольно трудно адаптируются к новым условиям школьной жизни. Они не всегда справляются с учебной программой , им трудно привыкнуть к новому режиму жизни. Они могут переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие: постоянное ожидание неуспеха в школе, боязнь школы, нежелание ее посещать, страх и тревогу. Причиной этого чаще всего является недоразвитие у них произвольности.
Чрезвычайная актуальность вышеизложенной проблемы, оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи при наличии у детей отставания в развитии воли, произвольного поведения, приводят к необходимости своевременного обследования детей в условиях дошкольной образовательной организации, а также создания педагогических условий, позволяющих сформировать волевой компонент психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.
Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Исследования Л.М. Бугрименко, А.П. Усовой, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и других ученых доказывают, что именно игра имеет особое значение в развитии произвольного поведения в дошкольном возрасте [6, 13, 40].
Правила поведения, которые провозглашают взрослые, зачастую усваиваются детьми очень плохо. Дети не применяют их в жизни. А вот правила игры дети выполняют с удовольствием, так как это является, необходимым условием интересной совместной деятельности. Постепенно правила игры легко и непринужденно появляются в их жизни и начинают регулировать поведение и деятельность детей. Следовательно, сюжетно-ролевое воспроизведение - это результативное средство развития произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Однако в настоящее время, выявлены следующие противоречия:
• несмотря на разработанность и представленность проблемы развития произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе, мы наблюдаем, что, на этапе подготовки детей к школе, и педагоги и родители, все же основной упор делают на интеллектуальную и специальную готовность к школьному обучению и недостаточно уделяют внимания вопросам, связанным с волевой готовностью детей, в частности, с развитием их произвольного поведения;
• педагоги в дошкольных образовательных организациях уделяют должное внимание организации ведущего вида деятельности дошкольников - сюжетно-ролевой игры, но не осознают возможности игры для развития произвольного поведения воспитанников.
Выявленные противоречия обусловили постановку ключевой проблемы исследования - каковы педагогические условия, способствующие развитию у детей 6-7 лет произвольного поведения?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития у детей 6-7 лет произвольного поведения в процессе сюжетно-ролевой игры.
Объект исследования - процесс развития произвольного поведения у детей 6-7 лет.
Предмет исследования - педагогические условия развития произвольного поведения детей 6-7 лет в процессе сюжетно-ролевой игры.
Гипотеза исследования - процесс развития у детей 6-7 лет произвольного поведения в процессе сюжетно-ролевой игры будет эффективным, если будет обеспечено выполнение следующих педагогических условий:
• развитие у детей произвольного поведения будет осуществляться в ходе специально подобранных сюжетно-ролевых игр;
• педагог (экспериментатор) будет выступать в качестве создателя игровой среды, выстраивать ключевые принципы ее функционирования, привносить ситуации, на основе которых осуществляется взаимодействие игроков, контролировать развитие игры и подводить ее итоги.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу, посвященную проблеме развития произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить уровень развития произвольного поведения у детей 6-7 лет.
3. Обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития произвольного поведения у детей 6 -7 лет в процессе сюжетно-ролевой игры.
4. Выявить динамику развития произвольного поведения у детей 6 -7 лет.
Методы исследования:
• изучение и анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования;
• психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), беседа, наблюдение;
• количественный и качественный анализ полученных результатов.
Теоретической основой исследования являются:
• теоретические положения о развитии воли Л.С. Выготского, Е.О. Смирновой, Т.И. Чирковой, Т.В. Чередниковой;
• теория игровой деятельности Д.Б. Эльконина;
• теоретические положения о том, что непроизвольные движения человека превращаются в произвольные движения благодаря тому, что они становятся ощущаемыми, то есть осознаваемыми А.В. Запорожца.
Новизна исследования определены и экспериментальным путем проверены педагогические условия развития произвольного поведения детей 6-7 лет в процессе организации специально организованных сюжетно-ролевых игр.
Теоретическая значимость исследования: определены показатели и дана качественная характеристика уровням развития у детей 6-7 лет произвольного поведения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в практической работе воспитателей и педагогов-психологов дошкольной образовательной организации на этапе подготовки детей подготовительных групп к обучению в школе, и могут быть предложены родителям в качестве рекомендаций для проведения соответствующей работы в семье по развитию произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 56 «Красная гвоздика» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие 20 детей подготовительной к школе группы.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (41 источник) и 2 приложений. Работа проиллюстрирована 9 таблицами и 2 рисунками.
Проблемой развития произвольного поведения детей дошкольного возраста занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные психологи.
Такие психологи, как Г.М. Бреслав, Л.Ф. Обухова, Е.И. Рогов, В.М. Холмогорова подчеркивали, что в дошкольном возрасте опосредование поведения ребенка образцом взрослого наиболее эффективно происходит в ролевой игре, где резко повышаются возможности ребенка в сфере овладения своим поведением.
В ряде исследований (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева) убедительно показана важная роль произвольного поведения в подготовке ребенка к школьному обучению.
Л.С. Выготский считал развитие произвольности одной из важнейших характеристик дошкольного возраста и связывал это с появлением высших психических функций и развитием знаковой функции сознания. Он разработал схему формирования человеческой психики в процессе использования знаков как средств регуляции психической деятельности, о чем уже упоминалось выше.
Исследуя становление произвольного поведения, А.В. Запорожец пришел к выводу о роли ориентировки в этом процессе.
Изучив теоретический материал по вопросу о развитии произвольного поведения, можно сделать вывод о том, что ученые подошли к этому вопросу с разных сторон, изучили разные аспекты этой проблемы. Малоизученными остался вопрос о специфике проявления произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста. Успешность обучения, длительность и сложность адаптации детей к условиям школы во многом зависят именно от уровня развития произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Мы в своей работе опирались на понятие А.Л. Венгера, который определяет произвольное поведение как сознательное управление своим поведением, которое складывается к концу дошкольного возраста и является показателем готовности к обучению в школе (волевая готовность) [30].
Часто проблемы возникают не из-за отсутствия у ребенка желания учиться, не из-за недостатка знаний, а именно из-за того, что ему не хватает самоконтроля, силы воли, умения подчинять свое поведение определенным нормам и правилам. Поэтому очень важно уделять особое внимание данной проблеме на этапе нахождения ребенка в дошкольном учреждении.
Мы в своей работе предлагаем возможный путь развития произвольного поведения детей 6-7 лет в процессе сюжетно-ролевой игры.
На этапе контрольного среза мы условно отнесли:
• 5 детей (25%) к низкому уровню развития произвольного поведения;
• 12 детей (60%) к среднему уровню развития произвольного поведения;
• 3 ребенка (15%). К высокому уровню развития произвольного поведения.
Исходя из данных констатирующего эксперимента, была определена цель формирующего этапа работы - экспериментально проверить возможности сюжетно-ролевой игры при развитии произвольного поведения детей 6-7 лет. На формирующем этапе экспериментальной работы мы использовали следующие формы работы: организация серии сюжетно-ролевых игр с различными сюжетами; организация работы, помогающей детям овладеть практическим опытом организации сюжетно-ролевой игры.
В ходе организации предложенной нами серии сюжетно-ролевых игр мы формировали у детей умение использовать специальные приемы, направленные на развитие у них умения соблюдать правила, планировать и предвидеть результат своей деятельности; обращали внимание на развитие у детей умения действовать в соответствии с взятой на себя ролью, выделять цель и планировать свою деятельность, реализовывать намеченное, осуществлять самоконтроль и самооценку, уметь действовать по правилам. Чтобы создать устойчивый интерес к игре, мы постоянно пополняли атрибуты игры; участвуя в сговоре детей о предстоящей игре, мы направляли внимание детей на постановку цели, подбор основного игрового материала и других, необходимых в игре средств. В процессе игры мы учили детей ориентироваться в своих действиях на заданные условия, не отвлекаться на внешние раздражители.
В процессе руководства сюжетно-ролевой игрой детей мы активизировали волевые процессы детей, настраивая их на преодоление трудностей, возникающих в процессе игры, достижения более качественного результата деятельности.
Результаты контрольного среза показали динамику уровня развития произвольного поведения у детей 6-7 лет: показатель низкого уровня развития произвольного поведения снизился на 15%, а показатель высокого уровня развития произвольного поведения увеличился на 40%.
Эти данные подтверждают предположение о том, что эффективность развития произвольного поведения у детей 6-7 лет в процессе сюжетно-ролевой игры повысится, если будет обеспечено выполнение следующих педагогических условий:
• развитие у детей произвольного поведения будет осуществляться в ходе специально подобранных сюжетно-ролевых игр;
• педагог (экспериментатор) будет выступать в качестве создателя игровой среды, выстраивать ключевые принципы ее функционирования, привносить ситуации, на основе которых осуществляется взаимодействие игроков, контролировать развитие игры и подводить ее итоги.
Результаты контрольного среза подтвердили эффективность проделанной нами работы, а выдвинутая нами гипотеза получила свое полное подтверждение в ходе опытно-экспериментального исследования.
1. Антонова, Т.В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре [Текст] : дис. . ..канд. псих. наук : 19.00.07 / Т.В. Антонова. - М, 1983. - 23 с.
2. Баканов, Е.Н. Стадии развития волевых процессов [Текст] / Е.Н. Баканов // Вестн. Моск. ун -та. Сер. 14, Психология. - 1977. - № 4. - С. 12-22.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - СПб. : Питер, 2008. - 398 с.
4. Божович, Л.И. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения [Текст] / Л.И. Божович, Л.И. Славина, Т.В. Ендовицкая // Вопросы психология. - 1976. - № 4. - С. 55-68.
5. Божович, Л.И. Что такое воля? [Текст] / Л.И. Божович // Семья и школа. - 1981. - № 1. - С. 32-35.
6. Бугрименко, Е.А. Психологические условия организации контроля и самоконтроля у дошкольников [Текст] : дис. .канд. псих. наук : 19.00.07 / Е. А. Бугрименко. - М., 1981. - 22 с.
7. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 15-22.
8. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1959. - 519 с.
9. Галигузова, Л.Н. Развитие игровой деятельности [Текст] : игры- занятия с детьми раннего возраста / Л.Н. Галигузова. - Москва : Мозаика- Синтез, 2008. - 53 с.
10. Гальперин, П.Я. Введение в психологию [Текст] : учеб. пособие / П.Я. Гальперин. - М. : Университет : Высш. шк., 2002. - 327 с.
11. Григорович, Л.А. Педагогика и психология [Текст] : учеб. пособие / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. - М. : Гардарики, 2009. - 475 с.
12. Гударева, О.В. Психологические особенности сюжетно-ролевой игры современных дошкольников [Текст] : автореф. дис. ... канд. псих. наук : 19.00.13 / О.В. Гударева. - М., 2015. - 25 с.
13. Запорожец, А.В. Психология действия [Текст] / А.В. Запорожец. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2000. - 736 с.
14. Иванников, В.А. К сущности волевого поведения [Текст] / В.А. Иванников // Психологический журнал. - 2015. - Т. 6. - № 3. - С. 45-55.
15. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции [Текст] / В.А. Иванников. - 2-е изд. - М. : УРАО, 2008. - 144 с.
...