Введение 3
Глава 1 Теоретико-правовые аспекты преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств 8
1.1 История становления и развития законодательства об ответственности за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств 8
1.2 Понятие и признаки преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств 14
Глава 2 Уголовно-правовой анализ преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств 22
2.1 Объективные признаки преступлений против безопасности движения и
эксплуатации транспортных средств 22
2.2 Субъективные признаки преступлений против безопасности движения и
эксплуатации транспортных средств 29
Глава 3 Проблемы квалификации преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств 38
Заключение 65
Список используемой литературы и используемых источников 69
Развитие и совершенствование транспортного комплекса в целом можно охарактеризовать как положительный фактор, однако нельзя оставлять без внимания, что для него характерны и негативные последствия. О таких последствиях свидетельствуют ухудшение состояние окружающей среды, причинение вреда жизни, здоровью и имуществу граждан. На сегодняшний день использование транспортных средств характерно практически для всех сфер жизни общества. Широкое распространение транспортных средств, многочисленность их видов, а также повышенная опасность их использования, создают необходимость тщательно регламентировать вопрос об ответственности лиц за совершение транспортных правонарушений. В частности, уголовная ответственность за указанные деяния раскрывается посредством норм главы 27 Уголовного кодекса Российской Федерации «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта».
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что транспортные средства являются средствами повышенной опасности для окружающих, поэтому законодатель должен детально и справедливо регламентировать вопросы ответственности за совершение преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Несмотря на столь высокую значимость, при привлечении лица к уголовной ответственности за совершение указанных преступлений имеют место быть различные проблемные аспекты. В частности, на сегодняшний день законодательная конструкция статьи 267.1 УК РФ имеет ряд существенных недочетов, которые осложняют практику ее применения. Кроме того, отдельного внимания заслуживают вопросы криминализации первых случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения и передачи управления транспортного средства лицу, находящемуся в состоянии опьянения.
Объект исследования - общественные отношения, складывающиеся по поводу уголовной ответственности за совершение преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Предмет исследования - правовые нормы, материалы научных публикаций, судебная практика, способствующие формированию целостного представления о категории «преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта».
Целью диссертационного исследования является комплексный анализ правового регулирования преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, а также выявление проблемных аспектов, связанных с их квалификацией.
Определив основную цель диссертационного исследования, мы можем выделить следующие задачи, необходимые для ее достижения:
- изучить историю становления и развития законодательства об ответственности за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств;
- рассмотреть понятие и признаки преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств;
- проанализировать объективные признаки преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств;
- проанализировать субъективные признаки преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств;
- исследовать проблемы квалификации преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.
Различные аспекты темы настоящего исследования являлись предметом работ следующих авторов: С.К. Балашов, А.П. Бохан, Д.В. Вадило, А.Ш. Габдрахманов, Н.Ю. Исаев, М.М. Колчин, Д.В. Токманцев, А.Ю. Пожарский.
Теоретическую базу диссертационного исследования составляют работы следующих ученых: О.В. Безрукова, Н.Н. Белокобыльский, В.А. Бугаев, И.С. Ванеков, А.В. Веселов, Ю.Б. Голик, И.В. Гончаров, Л.В. Горбунова, С.А. Деревянкина, Т.А. Дураев, О.В. Екимова, К.В. Золотарь, О.Н. Исаева, А.И. Коробеев, А.Е. Линкевич, П.В. Кобзина, А.В. Майоров, Н.М. Матюшин, А.Д. Махонина, М.В. Мидловец, И.А. Михайлова, А.В. Соляной, Д.Н. Попович, С.В. Проценко, Е.Ю. Семенов, С.Э. Талибова, И.В. Танага, Е.А. Таюрская, Е.Г. Телегина, С.Н. Тетеревлева, Н.В. Устименко, А.И. Чураев, К.С. Шишенков.
Проведенное диссертационное исследование позволило
сформулировать и обосновать следующие выводы, выносимые автором на защиту:
- анализ сущностных признаков понятия «преступления против
безопасности движения и эксплуатации транспорта» позволил нам предложить следующее определение данной категории. Преступления против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта - виновное, общественно опасное деяние, за которое предусмотрена уголовная ответственность, характеризующееся транспортной составляющей, посягающее на безопасность дорожного движения или эксплуатацию транспортного средства, влекущие предусмотренные уголовным законом
последствия.
- безопасность дорожного движения представляет собой состояние системы общественных отношений, возникающих по поводу перемещения людей и грузов при помощи транспортных средств или при их отсутствии, но в пределах дорог, при котором осуществляется защита личности от дорожно-транспортных происшествий и непосредственно связанных с ними последствий.
- в нынешних условиях актуальной действительности мы считаем возможным закрепить уголовную ответственность за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, поскольку в таком случае ответственность за содеянное будет соответствовать общественной опасности указанного деяния. Кроме того, мы считаем возможным, криминализировать часть вторую статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении и закрепить по аналогии уголовную ответственность лица за первый случай передачи управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения. Это обусловлено, во-первых, высоким уровнем общественной опасности управления транспортного средства в состоянии алкогольного опьянения, во-вторых, растущим числом дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств, находящихся под управлением лиц в состоянии опьянения.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в разработке научных положений на тему «преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта». Сформулированные в результате проведенного исследования выводы углубляют научные знания о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта и могут быть использованы как основа для дальнейших исследований по теме диссертационного исследования.
Практическая значимость настоящей работы заключается в том, что идеи и рекомендации, предложенные автором, могут быть использованы в учебном процессе при подготовке студентов-бакалавров. В частности, материалы данного исследования, могут учитываться при разработке курса дисциплин «Уголовное право» и «Квалификация преступлений».
Нормативную базу исследования составляют: Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», Федеральный закон «О транспортной безопасности», Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, Решение Комиссии Таможенного союза «О принятии технического регламента Таможенного союза», «О безопасности колесных транспортных средств».
Эмпирическую основу исследования составляют материалы судебной практики.
Отдельные выводы диссертационного исследования были использованы автором при подготовке материалов для публикации в научном журнале «Студенческий».
Методологическую основу диссертационного исследования составляют общенаучные и специальные методы. В число общенаучных методов познания входят: синтез, анализ, сравнение, дедукция, индукция, диалектический метод. К числу используемых в данной работе специальных методов относятся: историко-правовой метод, формально-юридический метод, сравнительно¬правовой метод, метод правовой статистики.
Сформулированные в результате проведенного исследования выводы углубляют научные знания о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта и могут быть использованы как основа для дальнейших исследований по теме диссертационного исследования.
Структура диссертационного исследования определена введением, тремя главами, заключением, а также списком используемой литературы и используемых источников.
Долгое время законодатель не выделял в качестве отдельной группы преступления против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Мы можем обнаружить предпосылки становления системы указанных преступлений в дореволюционном уголовном законодательстве, но говорить о полноценном выделении дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в качестве отдельного объекта уголовно-правовой охраны недопустимо. В целом мы считаем возможным разделить историю становления и развития законодательства об ответственности за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств на три этапа: дореволюционный этап (1649-1905 годы); советский период (1905-1991 годы); современный этап (1991 год - нынешнее время).
Анализ совокупности сущностных признаков позволил нам сформулировать следующее определение понятия «преступления против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта». Преступления против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта - виновное, общественно опасное деяние, за которое предусмотрена уголовная ответственность, характеризующееся транспортной составляющей, посягающее на безопасность дорожного движения или эксплуатацию транспортного средства, влекущие предусмотренные уголовным законом последствия.
В ходе проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы относительно проблемных аспектов преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Во-первых, мы можем сделать вывод, что наличие признаков транспортного преступления должно определяться не столько местом, где произошло происшествие, и видом транспортного средства, сколько характером осуществляемых водителем действий. Только при таком подходе содеянное можно будет квалифицировать по правильной статье Уголовного кодекса.
Во-вторых, на сегодняшний день законодательная конструкция статьи
267.1 имеет ряд существенных недочетов, которые осложняют практику ее применения. В данном случае нам видится два возможных пути решения. Одним из путей решения, является возможность исключить статью 267.1 из Уголовного кодекса, а действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств, квалифицировать как покушение на совершение преступления, предусмотренного частью 1.1 статьи 267 Уголовного кодекса. При этом необходимо дополнить статью 267 Уголовного кодекса частью 1.1 следующего содержания: «Деяния, предусмотренные частью первой
настоящей статьи, совершенные из хулиганских побуждений, наказываются штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок». Другой путь решения проблемы заключается в том, чтобы более детально регламентировать статью 267.1 Уголовного кодекса, дополнив ее примерным перечнем действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств. Это позволит упростить условия квалификации по статье 267.1 Уголовного кодекса.
В-третьих, для отграничения транспортных преступлений от иных преступлений при квалификации содеянного необходимо правильно определить умысел обвиняемого. На его умысел прямо и косвенно могут указывать различные обстоятельства. В частности, мы рекомендуем в первую очередь обращать внимание на способ совершения преступления, а также возможность виновного избежать происшествия и его действия, приложенные для реализации этого.
В-четвертых, мы считаем возможным, закрепить в Уголовном кодексе Российской Федерации ответственность за управление транспортным средством с явным безрассудством, которое подвергает опасности жизнь или здоровье людей. Примером такого вождения могут стать ситуации, когда водитель неоднократно нарушает правила дорожного движения за короткий промежуток времени (например: нарушает скоростной режим, нарушает правила разметки, проезжает на запретительный сигнал светофора и так далее).
В-пятых, мы считаем возможным закрепить уголовную ответственность за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, поскольку в таком случае ответственность за содеянное будет соответствовать общественной опасности указанного деяния. Кроме того, мы считаем возможным криминализировать часть вторую статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении и закрепить по аналогии уголовную ответственность лица за первый случай передачи управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения. Это обусловлено, во-первых, высоким уровнем общественной опасности управления транспортного средства в состоянии алкогольного опьянения, во- вторых, растущим числом дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств, находящихся под управлением лиц в состоянии опьянения.
В ходе проведенного исследования нами был проведен обширный анализ материалов судебной практики. В результате чего нами был подготовлен ряд рекомендаций с целью повышения эффективности рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Во-первых, судам при рассмотрении дел о совершении транспортных преступлений необходимо обращать особое внимание на причинную связь между самим противоправным деянием и наступившими последствиями. Судам необходимо принимать во внимание следующее. Само по себе оставление потерпевшего не в ближайшую больницу, а в более отдаленное медицинское учреждение не может быть признано причиной смерти из -за несвоевременной медицинской помощи, если в ближайшей больнице оказание медицинской помощи было невозможно.
Во-вторых, несмотря на отсутствие значения для квалификации, суду при рассмотрении уголовных дел по транспортным преступлениям необходимо принимать во внимание цели и мотивы совершения таких преступлений, поскольку они могут оказать существенное влияние на принятое по делу решение.
В-третьих, мы рекомендуем судам при рассмотрении уголовных дел по совокупности преступлений по части третьей, четвертой, пятой или шестой статьи 264 и статьи 125 Уголовного кодекса, исследовать обстоятельства на предмет возможности освободить подсудимого от ответственности в связи с истечением срока давности, так как, преступление предусмотренное статьей 125 Уголовного кодекса имеет меньшую тяжесть.
В-четвертых, нарушение пострадавшим правил дорожного движения могут учитываться судом в качестве смягчающего обстоятельства, но такое нарушение не может рассматриваться в качестве основания для освобождения от уголовной ответственности.
В-пятых, для правильной квалификации содеянного мы рекомендуем судам при рассмотрении уголовных дел о совершении преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта обращать особое внимание на ходатайства подсудимого относительно проведения экспертизы, устанавливающей причину смерти потерпевшего. Поскольку при данных обстоятельствах нельзя исключать наличие медицинской ошибки.
1. Апелляционное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 5 июля 2017 г. № 73-АПУ17-10 // Консультант плюс: справочно¬правовая система.
2. Апелляционное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 12 апреля 2019 г. № 5-АПУ19-20 // Консультант плюс: справочно¬правовая система.
3. Апелляционное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 24 сентября 2019 г. № 45-АПУ19-22 // Консультант плюс: справочно-правовая система.
4. Безрукова О.В., Матюшин Н.М. Развитие института уголовной ответственности за нарушение правил движения и эксплуатации транспортных средств в России // Наука. Общество. Государство. 2019. № 2 (26). С. 54-60.
5. Белокобыльский Н.Н. Виды и характер преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта в Уголовном законодательстве России // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2017. № 3. С. 28-39.
6. Белокобыльский Н.Н. Совершенствование законодательства о транспортных преступлениях: проблемы и решения // Вестник Московского университета. Серия 11: право. 2019. № 4. С. 15-26.
7. Бугаев В.А., Деревянкина С.А. Субъективная сторона преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2018. № 2. С. 125-130.
8. Ванеков И.С. История становления и развития уголовной ответственности за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств // Юридический факт. 2020. № 4. С. 17-20.
9. Веселов А.В. К вопросу о квалификации преступлений, совершаемых в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // ППД. 2019. № 4. С. 34-40.
10. Голик Ю.Б. Ответственность за хулиганство: изменение
законодательства // Lex russica. 2017. № 8 (129). С. 162-166.
11. Гончаров И.В. Субъективные свойства основания уголовной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения // Актуальные проблемы государства и права. 2021. № 19. С. 465¬474.
12. Горбунова Л.В. К вопросу о системе преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта // Марийский юридический вестник. 2020. № 1 (12). С. 90-93.
13. Горбунова Л.В. Некоторые аспекты развития законодательства об ответственности за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта в дореволюционной России // Марийский юридический вестник. 2018. № 6. С. 106-108.
14. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за
2021 год // [Электронный ресурс] //
URL: https://media.mvd.ru/files/embed/2256058 (дата обращения 07.02.2022).
15. Золотарь К.В. Сравнительно-правовой анализ зарубежного уголовного законодательства об ответственности за нарушение правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // Цифровая наука. 2020. № 5. С. 155-162.
16. Исаева О.Н. Объективные признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // Студенческий форум. 2019. № 40(91). С. 41-43.
17. Кассационное определение СК по уголовным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 05 июня 2020 г. по делу № 7 У- 963/2020[77-225/2020] // Консультант плюс: справочно-правовая система.
18. Кассационное определение СК по уголовным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 02 июля 2020 г. по делу № 7 У- 3779/2020[77-374/2020] // Консультант плюс: справочно-правовая система.
... Всего источников – 79.