АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 7
1.1. Интерес к обучению: сущность и подходы к формированию 7
1.2. Методы упражнения в физическом воспитании и их влияние на интерес к
обучению 155
Выводы по главе 21
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ... 22
2.1. Задачи исследования 22
2.2. Методы исследования 22
2.3. Организация исследования 24
Выводы по главе 256
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 27
3.1. Организация уроков физической культуры с использованием различных
методов 27
3.2. Обоснование эффективности опытно-экспериментального исследования 28
Выводы по главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Анкета «Уровень интереса к урокам физической культуры» 46
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Опрос на тему «Исследование мотивов посещения занятий по физической культуре» 47
АННОТАЦИЯ
на бакалаврскую работу Захаровой Алены Геннадьевны
на тему: «Влияние различных методов упражнения на формирование
интереса школьников 5 - 6 классов к урокам физической культуры»
Бакалаврская работа раскрывает исследование влияния различных методов упражнения на формирование интереса школьников 5-6 лет к урокам физической культуры.
Актуальность темы определена тем фактом, что ключевой проблемой образования на современном этапе развития общества, в условиях стремительного проникновения во все сферы жизнедеятельности информационных и технических новинок, является создание, поддержание и развитие интереса учащихся к образованию.
Цель исследования: экспериментальное обоснование оптимального соотношения методов упражнения в процессе формирования интереса к урокам физической культуры у учащихся 5-6 классов.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования исследовать возможности влияния различных методов упражнения на формирование интереса школьников 5-6 классов к урокам физической культуры.
2. Определить влияние различного соотношения методов упражнения на уровень интереса к урокам физической культуры у школьников 5-6 классов.
3. Определить оптимальное сочетание методов упражнения в процессе физического воспитания учащихся средних классов на уроках физической культуры.
Бакалаврская работа имеет теоретическое и практическое значение, состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы (35 источников), 2 приложения. Текст работы иллюстрирует 1 рисунок и 11 таблиц. Объем бакалаврской работы - 47 с.
Актуальность исследования. Ключевой проблемой образования на современном этапе развития общества, в условиях стремительного проникновения во все сферы жизнедеятельности информационных и технических новинок, является создание, поддержание и развитие интереса учащихся к образованию.
При этом существует противоречие между необходимым и существующим уровнем интереса школьников к урокам физической культуры и отсутствием конкретных практических рекомендаций по использованию различных соотношений методов упражнения в процессе физического воспитания школьников для формирования интереса.
Проблема исследования: процесс влияния различных методов обучения на формирование интереса школьников 5-6 лет к урокам физической культуры.
Объект исследования: формирование интереса школьников 5-6 классов к урокам физической культуры с помощью различных методов обучения.
Предмет исследования: влияние методов упражнения на процесс формирования интереса школьников 5-6 классов к урокам физической культуры.
Цель исследования: экспериментальное обоснование оптимального соотношения методов упражнения в процессе формирования интереса к урокам физической культуры у учащихся 5-6 классов.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования изучить возможности влияния различных методов упражнения на формирование интереса школьников 5-6 классов к урокам физической культуры.
2. Определить влияние различного соотношения методов упражнения на уровень интереса к урокам физической культуры у школьников 5-6 классов.
3. Определить оптимальное сочетание методов упражнения в процессе физического воспитания учащихся средних классов на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования: мы предположили, что процесс
формирования интереса школьников 5-6 классов к урокам физической культуры будет более эффективным при целенаправленном и систематическом использовании оптимальных соотношений различных методов упражнений в содержании уроков физической культуры.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Анализ специальной литературы по теме исследования.
2. Анкетирование.
3. Опрос
4. Педагогическое наблюдение.
5. Педагогический эксперимент.
6. Методы математической статистики.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. экспериментально доказано, что различные соотношения методов упражнений в разной степени влияют на интерес школьников 5-6 классов;
2. определено оптимальное сочетание методов упражнения в процессе физического воспитания для формирования интереса учащихся средних классов на уроках физической культуры.
Теоретическая значимость заключается исследования возможностей влияния различных методов упражнения на формирование интереса школьников к урокам физической культуры.
Практическая значимость: разработанное и апробированное
соотношение методов упражнения может быть использовано для формирования интереса школьников к урокам физической культуры в учебном процессе. Разработанные рекомендации могут быть использованы в работе средних школ, а также в профессиональной подготовке специалистов по физической культуре и спорту.
Структура бакалаврской работы: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, содержит 11 таблиц, 1 рисунок, список используемой литературы (35 источников), 2 приложения. Основной текст работы изложен на 47 страницах.
Автором настоящего исследования была подготовлена и апробирована на практике методика оптимального соотношения различных методов упражнения на формирование интереса школьников 5-6 классов к урокам физической культуры.
Педагогический эксперимент проходил с октября 2019 года по март 2020 года на базе ГБОУ ООШ п. Приморский.
Суть педагогического эксперимента состояла в том, что в четырех классах (5 «А», 5 «Б», 6 «А», 6 «Б») уроки физической культуры проводились с использованием различных способов соотношения различных методов обучения: методов строго регламентированного упражнения, игрового и соревновательного
Так, в результате педагогического эксперимента было установлено, что оптимальным соотношением методов упражнения для формирования интереса школьников следует считать сочетание, при котором методы строго регламентированного упражнения составляют 55%, а игровой и соревновательный - 45% от времени урока. Использование данного
соотношения методов упражнения оказывает влияние на повышение интереса школьников 5-6 классов к урокам физической культуры.
В группах, занимающихся с данным соотношением методов также были отмечены положительные изменения уровня интереса к урокам физической культуры: у участников контрольных групп он составил 9,2 балла, а после эксперимента - 9,3 балла. У участников экспериментальных групп- 9,2 и 9,45 соответственно. Данные изменения характеризуют положительное влияние на интерес школьников 5-6 классов к урокам физической культуры, причем данное влияние наиболее выражено в экспериментальной группе.
При этом анализ посещаемости и успеваемости учащихся на уроках физической культуры, основанный на данных журналов классов, показали, что в контрольной группе успеваемость возросла в среднем на 2,2балла (по 10 балльной шкале оценке, принятой в школе), а в экспериментальной группе - на 2.8 балла.
Таким образом, полученные результаты исследования показали эффективность проведенной работы.
На основании полученных данных можно сделать выводы, что разработанное и апробированное соотношение методов упражнений может быть использовано в процессе обучения для формирования интереса школьников к урокам физической культуры.
1. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г. Мотивация.-М., «Мысль», 1976.- 158 с.
2. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод. основы) / Ю. К. Бабанский. - М. : Просвещение, 1982. - 192 с.
3. Войлоков,А.М. Исследование отношения учащихся старших классов к урокам физической культуры и путей воспитания интереса к ним : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.00 / А.М.Войлоков. - Ленинград, 1971. - 228 с.
4. Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики / Г.В.Ф. Гегель.= М., «Мысль», 1974.-452 с.
5. Гордон, Л.А. Потребности и интересы / Л.А. Гордон// Советская педагогика. - 1939, №9. - С. 129-143.
6. Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры / А.А. Гужаловский. - М.: ФиС, 1986. - 351 с.
7. Дуркин, П.К. Формирование у школьников интереса к физической культуре: учеб. пособие / П.К. Дуркин. - Архангельск: Изд-во, Арханг. гос. техн. ун-та, 2006. - 128 с.
8. Джумаев, З. Взаимодействие школы и семьи как фактор
формирования у школьников интереса к физической культуре (на материале сельской школы Туркменской ССР) : диссертация ... кандидата
педагогических наук : 13.00.04. - Чарджоу, 1983. - 180 с.
9. Зимняя, И.А. Педагогическая психология : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / И. А. Зимняя. - Москва : Университетская книга; Логос, 2008. - 382 с.
10. Иванов, М.А. Игровой метод как фактор, повышающий эффективность специализированной подготовки юных гимнастов : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.04. - Москва, 1983. - 182 с.
11. Ильин, Е.П. Психология спорта. / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2012. - 352с.
12. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович . М., Педагогика, 1972.- 352 с.
13. Ильин, Е.С. Мотивация и мотивы. Спб., Питер . -2011. - 508 с.
14. Леонтьев, Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016.— №2 — с.3-18.
15. Макарова, И. В. Общая психология : учебное пособие для среднего профессионального образования / И. В. Макарова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 185 с.
16. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. - М.: Знание, 1979. - 47 с.
17. Образцов, П.И. Психолого-педагогическое исследование:
методология, методы и методика / П.И. Образцов. - Орел, 2012. - 145 с.
... Всего источников – 35.