Введение 4
Глава 1 Развитие ориентировки в пространстве у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр В. Воскобовича 8
1.1 Психолого-педагогические основы развития ориентировки в
пространстве у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 8
1.2 Игры В. Воскобовича как средство развития ориентировки в
пространстве у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 15
Глава 2 Экспериментальное исследование развития ориентировки в пространстве у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр В. Воскобовича 19
2.1 Выявление уровня развития ориентировки в пространстве у
детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 19
2.2 Содержание и организация работы по развитию
ориентировки в пространстве у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III посредством игр В. Воскобовича 27
2.3 Оценка динамики развития ориентировки в пространстве у
детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 35
Заключение 42
Список используемой литературы 44
Приложения А Список детей экспериментальной группы 46
Приложение Б Результаты констатирующего эксперимента 47
Приложение В Результаты контрольного эксперимента 48
Приложение Г План работы по развитию ориентировки в пространстве посредством игр В. Воскобовича 49
Ориентировка в пространстве человеком используется каждый день на протяжении всей жизни при движении. Данное умение начинает формироваться еще в дошкольном детстве, однако, при ориентировании ребенок опирается скорее на эмоционально-чувственные ощущения, чем на расположение предметов в пространстве. Так, например, ребенок на ранних этапах способен сориентироваться лишь относительно тех объектов, которые находятся в непосредственной близости.
Что касается старшего дошкольного возраста, формирование ориентировки в пространстве имеет важное значение еще и потому, что будущим первоклассникам предстоит ориентироваться на страницах учебников, собственных тетрадей, овладеть письмом и так далее. Вся эта работа становится невозможной без достаточно развитой ориентировки в пространстве. В старшем дошкольном возрасте необходимо обращать особое внимание на развитие ориентировки детей на обычном листе бумаги. Ориентировка на листе детям дается не сразу и с трудом, многие дети оказываются плохо подготовленные к школе, они не знают, где находится левый нижний угол, правый верхний и так далее.
Развитие ориентировки в пространстве у детей - процесс весьма длительный, сложный и главное последовательный. Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности , на занятиях по математике, изобразительной деятельности, на индивидуальных занятиях, на музыкальных и физкультурных занятиях. Также пространственные представления у детей развиваются во время режимных процессов.
Изучением проблемы развития ориентации в пространстве у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня, занимались такие ученые, как О.Н. Земцова, А.М. Фонарев, Н.Ф. Четверухин, Б.Г. Ананьев, И.О. Галкина и другие.
На основании вышеизложенного, стало возможным установить противоречие между необходимостью развития ориентировки в пространстве у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным использованием игр В. Воскобовича в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы возможности игр В. Воскобовича как средства развития ориентировки в пространстве у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие ориентировки в пространстве у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр В. Воскобовича».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития ориентировки в пространстве у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр В. Воскобовича.
Объект исследования: процесс развития ориентировки в пространстве у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: игры В. Воскобовича как средство развития ориентировки в пространстве у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Исходя из данной проблемы, была сформулирована гипотеза исследования, которая заключается в предположении о том, что развитие ориентировки в пространстве у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр В. Воскобовича возможно, если:
- отобраны игры Воскобовича, направленные на развитие ориентировки в пространстве;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда играми В. Воскобовича для развития ориентировки в пространстве;
- включены игры В. Воскобовича в образовательную деятельность воспитателя и ребенка.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы развития ориентировки в пространстве у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр В. Воскобовича.
2. Выявить уровень развития ориентировки в пространстве у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Разработать, апробировать содержание работы по развитию ориентировки в пространстве у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр В. Воскобовича.
4. Выявить динамику уровня развития ориентировки в пространстве у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- положения о единства интеллекта и аффекта (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев);
- комплексный подход к процессу формирования личности ребенка в коррекционном обучении и воспитании (Л.С. Выготский,
A. Н. Леонтьев, Е.А. Стребелева);
- исследования о поэтапном формировании ориентировки в пространстве у дошкольников О.Н. Земцовой, А.М. Фонарева;
- исследования, посвященные особенностям развития детей с общим недоразвитием речи А.Н. Гвоздева, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой;
- исследования, раскрывающие методику развивающих игр
B. В. Востобовича.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
- психолого-педагогический эксперимент (констатирующий,
формирующий и контрольный этапы);
- качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования МБУ детский сад № 54 «Аленка» города Тольятти. В исследовании приняли участие 10 дошкольников 6-7 лет.
Новизна исследования заключается в следующем: обоснованы потенциальные возможности игр В. Воскобовича в развитии ориентировки в пространстве у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования: дано теоретическое обоснование возможности развития ориентировки в пространстве у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр В. Воскобовича.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования на практике апробированных материалов: игр В. Воскобовича по развитию ориентировки в пространстве у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (24 источника), 4 приложения. Работа иллюстрирована 3 рисунками и 13 таблицами.
Умение ориентироваться в пространстве - одно из важнейших умений человека, от которого во многом зависит движение и перемещение. Формирование умения ориентироваться в пространстве начинается еще в раннем дошкольном возрасте и проходит несколько этапов.
Как показывает практика, дети испытывают сложности в определении положений «слева», «справа», особенно в тех случаях, когда необходимо определить местоположение предметов относительно другого одушевленного предмета, детям дошкольного возраста проще ориентироваться относительно себя. Кроме того, сами речевые категории наречий, называющих положение предметов в пространстве, являются довольно сложными для понимания детьми. Что же касается детей с общим недоразвитием речи III уровня, задача дополнительно усложняется. Тем не менее, согласно психолого-педагогическим исследованиям различных авторов, именно возраст 6-7 лет является наиболее сенситивным для развития ориентировки в пространстве.
Проанализировав литературу по проблеме исследования, удалось выделить в качестве средства развития ориентировки в пространстве у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня, игры В.В. Воскобовича. Данные авторские игры отличаются оригинальной методикой, заключающейся в сопровождении игрового задания сказочным сюжетом, наличием некоторого игрового поля.
Для того, чтобы оценить, насколько эффективны предложенные игры для развития навыков ориентировки в пространстве у детей 6-7 с общим недоразвитием речи III уровня, проводилось эмпирическое исследование, в результате которого удалось повысить уровень развития ориентировки в пространстве у детей экспериментальной группы в несколько раз.
Мы доказали, что развитие ориентировки в пространстве у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр В. Воскобовича возможно, если:
- отобраны игры В. Воскобовича, направленные на развитие ориентировки в пространстве;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда играми В. Воскобовича для развития ориентировки в пространстве;
- включены игры В. Воскобовича в образовательную деятельность воспитателя и ребенка.
По результатам контрольного эксперимента было выявлено, что у детей экспериментальной группы существенно повысился уровень развития ориентировки в пространстве у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Положительная динамика показателей развития ориентировки в пространстве у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня позволяет сделать выводы о том, что гипотеза исследования подтвердилась. Цель исследования - достигнута.
1. Ананьев Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей. М. : Наука, 2014. 209 с.
2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. М. : Владос, 2010. 298 с.
3. Бехтерева Н. П. Здоровый и больной мозг человека. СПб.: Наука,
2011. 176 с.
4. Блонский П. П. Возрастные особенности детей. М. : АПН РСФСР,
2012. 187 с.
5. Бондаренко Т. М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича: практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ. Воронеж : ООО «Метода», 2013. 272 с.
6. Венгер Л. А. Игра как вид деятельности // Вопросы психологии, 2010. №3. С. 163-165.
7. Воскобович В. В. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры». СПб.: НИИ «Гириконд», 2015. 312 с.
8. Воскобович В. В., Харько Т. Г. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет. СПб. : Север, 2017. 213 с.
9. Диагностический материал по Л. Б. Осиповой. URL: https://infourok.ru/diagnosticheskiy-material-po-lb-osipovoy-1533701.html./(дата обращения: 13.10.2021).
10. Дидактические игры и занятия с детьми дошкольного возраста / под редакцией С. Л. Новоселовой. М. : Просвещение, 2012.
11. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Логопсихология. М. :
Издательский центр «Академия», 2016. 331 с.
12. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников, СПб. : Союз, 2015. 230 с.
13. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург : Литур, 2014. 320 с.
14. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии. М. : Просвещение, 2012. 94 с.
15. Мусейибова Т. А. Ориентировка в пространстве // Дошкольное воспитание, 2014. № 8. С. 21 39.
16. Нищева Н. В. Система коррекционной работы для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. СПб. : Детство-Пресс, 2013. 240 с.
17. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика, 2010. 304 с.
18. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Г. Б. Филичева. М.: Просвещение, 2013.
19. Развивающие игры Воскобовича: сборник методических
материалов / под ред. В. В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко. М. : ТЦ Сфера, 2015. 195 с.
20. Симанова Н. В. Формирование пространственно-временных представлений у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология, 2014. №4. С. 13 31.
21. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста / Т.В. Иванова, О.В. Савельева, О.В. Толстикова. Екатеринбург : ИРО, 2013. 287 с.
22. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» / В.В. Воскобович, Т.Г. Харько, Т.И. Балацкая. СПб .: Север, 2015. 170 с.
23. Умственное воспитание дошкольников / под ред. Н.Н. Поддъякова. М. : Педагогика, 2013. 288 с.
24. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления дошкольников. М. : Педагогика, 2014. 174 с.