Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы исследования массовых беспорядков 7
1.1 История отечественного уголовного законодательства об ответственности за массовые беспорядки 7
1.2 Ответственность за массовые беспорядки по зарубежному законодательству 11
Глава 2 Уголовно-правовая характеристика массовых беспорядков 22
2.1 Объект и объективная сторона массовых беспорядков 22
2.2 Субъективная сторона массовых беспорядков 42
Глава 3 Проблемы квалификации массовых беспорядков 50
3.1 Проблемы соотношения массовых беспорядков и хулиганства 50
3.2 Проблемы соотношения массовых беспорядков и вооруженного мятежа 62
Заключение 71
Список используемой литературы и используемых источников 76
Актуальность исследования. В связи с обострением конфликта интересов государств на международной арене, событиями на Украине, информационным давлением в средствах массовой информации в российском обществе усилилась напряженность, активизировала свою деятельность радикально настроенная часть населения. Следовательно, вопросы, связанные с уголовно-правовыми мерами обеспечения общественной безопасности и общественного порядка, имеют первостепенное значение для государства. За последние годы наблюдалось увеличение случаев массового возмущения общественного спокойствия.
В период демократических преобразований, которые происходили в современном обществе, становятся популярными явления массового характера, включающие проведение различных шествий, демонстраций, митингов и т.п. В данных сложившихся условиях возникает распространенность и явления массового характера, которые носят в себе негативные оттенки, могущие причинить или причиняющие ущерб общественной безопасности или общественному порядку. В связи с этим, весьма обоснованным можно считать вывод, по причине которого стоит ожидать эскалацию такого рода преступлений, как массовые беспорядки. В некоторых отдельных регионах и субъектах это и происходит.
Степень разработанности исследования. Вопросами уголовно-правовой характеристики массовых беспорядков занимались такие авторы как Абдульманов А.А., Арипов Э.А., Багмет А.М., Безрукавников Г.А., Григорьев В.Н., Гулько А., Демидов Ю.Н., Журавлев Р.А., Забарин С.Н., Неклюдов В.Г., Перфилов К.А., Петров С.В., Поленов Г.Ф., Пономарев В.П., Черенков А.М., Юрчевский С.Д. и другие.
Несмотря на значительное количество научных работ, посвященных проблеме массовых беспорядков и вопросам обеспечения общественной безопасности и общественного порядка, тем не менее, сохраняется необходимость изучения обозначенной темы с учетом современных реалий. Кроме того, актуальность исследования обусловлена отсутствием законодательного понятия массовых беспорядков, разъяснений высшего звена судебной системы РФ о практике применения ст. 212 УК РФ.
В связи с повышенной опасностью и быстрым темпом распространения массовых беспорядков возникло немало вопросов, которые требуют постоянного и углубленного изучения. Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы исследования.
В качестве объекта исследования в данной работе выступают общественные отношения, которые появляются относительно уголовной ответственности за массовые беспорядки.
Предметом исследования выступают уголовно-правовые нормы об ответственности за массовые беспорядки, правоприменительная практика в данной сфере, труды отечественных авторов о данных преступлениях.
Целью настоящей работы является выявление на основе уголовно-правовых норм, материалов правоприменительной практики, трудов отечественных авторов элементов и признаков состава массовых беспорядков, предусмотренного УК РФ, существующих проблемных вопросов, связанных с толкованием и применением УК РФ, а также предложение мер, направленных на то, чтобы законодательная регламентация и правоприменительная практика были усовершенствованы.
Указанная цель исследования обусловила необходимость решения ряда задач, а именно:
• рассмотреть исторические периоды развития уголовной ответственности за массовые беспорядки;
• рассмотреть сущность массовых беспорядков, а также определение данного понятия;
• исследовать зарубежное законодательство о массовых беспорядках;
• охарактеризовать особенности объективных и субъективных признаков массовых беспорядков.
Теоретической основой исследования являются работы ученых: А.А. Абдульманова, А.З. Ильясова, А.И. Якунина, А.М. Багмета, А.Ф. Ахметханова, В.С. Комиссарова, П.В. Агапова, С.А. Хохрина, С.В. Векленко, Э.А. Арипова, Ю.Н. Демидова и других.
Методологическую основу составляют общенаучный диалектический метод познания, общенаучные методы анализа и синтеза, а также специальные методы: системно-структурный, формально-юридический, ретроспективный, сравнительно-исторический и др.
Нормативную основу исследования составляют: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и другие нормативно-правовые акты.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и используемых источников.
Подходы к пониманию сущности массовых беспорядков и к конструированию норм, предусматривающих ответственность за их совершение, в различных государствах, кардинально различаются. Относительное единство подхода сохраняется в государствах постсоветского пространства (в первую очередь, это Российская Федерация, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Беларусь и Украина). Общими признаками является то, что такие преступления правило посягают не только на общественный порядок, но и на общественную безопасность, такие преступления признаются тяжкими и наказываются значительными сроками наказания.
За совершение организации массовых беспорядков у государств- участников СНГ следует наказание в виде лишения свободы на длительный сроки до 8, до 10 или до 15 лет (в зависимости от государства). Во всех рассмотренных примерах государств «постсоветского» пространства наиболее тяжким исходя из размера санкции, составами массовых беспорядков выступает их организация и подстрекательство к совершению массовых беспорядков. При этом, не во всех государствах участие в массовых беспорядках карается уголовной ответственности. Существенно отличается от других государств-участников СНГ уголовно-правовая регламентация массовых беспорядков в Украине, в которой предусмотрена дифференциация ответственности не только по степени участия в их совершении, но и в части наступивших общественно-опасных последствий.
Особенности ответственности в государствах континентальной Европы, а также в США и Великобритании заключаются в том, что там данное преступление, как правило, отнесено к посягающему, на общественный порядок, санкции за их совершение значительно ниже в сравнении с отечественными. В качестве особенностей уголовной ответственности за массовые беспорядки в таких государствах, как Япония, Франция, Швеция и некоторых других необходимо выделить такое условие наступления ответственности, как невыполнение требований публичных властей по прекращению действий, которые нарушают общественный порядок.
В целом, если сравнивать такие составы преступления с отечественным уголовным законодательством, то в последних довольно трудно различить грань между групповыми хулиганствами и массовыми беспорядками в том смысле, в котором их понимает отечественная правовая система.
Родовым объектом массовых беспорядков выступают как общественная безопасность, так и общественный порядок. В свою очередь, видовым и основным непосредственным объектом массовых беспорядков, является общественная безопасность в её «узком» понимании, в состав которой входит и общественный порядок. В качестве дополнительного непосредственного объекта выступает жизнь, здоровье, телесная неприкосновенность личности, собственность и порядок управления.
Для целей квалификации действий лиц по ст. 212 УК РФ, массовые беспорядки необходимо определить как активное грубое нарушение общественного порядка неограниченной по численности группой лиц, которое характеризуется массовостью, которые обязательно должны сопровождаться совершением каких-либо из перечисленных действий, как по отдельности, так и в совокупности: насилие, погромы, поджоги, уничтожение имущества, применение оружия, взрывных устройств, взрывчатых веществ, отравляющих или других веществ и предметов, которые представляют опасность для окружающих, либо оказанием вооружённого сопротивления представителю власти.
Субъективная сторона преступлений, предусмотренных ч.ч. 1 и 3 ст. 212 УК РФ может заключаться как в форме прямого, так и в форме косвенного умысла. Это связано с тем, что массовые беспорядки (в части роли организатора, подстрекателя, так и исполнителя совершения преступления) характеризуются высокой степенью неопределённости последствий совершения преступления и действий других участников. В пользу данного утверждения говорит и то, что содержание умысла на квалификацию деяний по ч.ч. 1 и 3 ст. 212 УК РФ не имеет законодательно установленного значения.
Наличие таких признаков субъективной стороны, как мотив и цель организации или участия в массовых беспорядках, не является обязательными, поскольку об этом не указано в самой норме. Вместе с тем, цель массовых беспорядков и мотивы, которыми руководствуются его участники, имеет значение для индивидуализации меры, применяемой к ним наказания, а значит, играют важную и значимую роль.
Законодателем допущено упущение в части установления низшего порога возраста привлечения к уголовной ответственности, поскольку, по каким-то причинам. Организатор массовых беспорядков отвечает за их совершение только с 16 летнего возраста, а «рядовой» участник - с 14 летнего возраста. Обоснована точка зрения, согласно которой, если лицо в возрасте 14-16 лет смогло стать лидером массового скопления людей, организовав их и руководя ими в целях совершения массовых беспорядков, то, уровень такого лица интеллектуального и волевого развития, достаточно высок, чтобы понимать общественную опасность совершаемых им действий и осознавать характер наступающих последствий. В связи с этим, низший предел уголовной ответственности за организацию массовых беспорядков по ч. 1 ст. 212 УК РФ необходимо понизить до 14 лет, внеся соответствующие изменений в ч. 2 ст. 20 УК РФ.
Универсальных критериев, которые позволили бы разграничить массовые беспорядки и групповые хулиганства, совершённые с применением оружия, отсутствуют. Разграничение таких действий возможно только вследствие тщательного и последовательного анализа всех объективных и субъективных признаков совершённого деяния.
Выработан наиболее оптимальный алгоритм квалификации действий, подпадающих под признаки массовых беспорядков и хулиганства:
• в первую очередь, необходимо обратить внимание на мотивы совершённого деяния. Если у лица отсутствуют хулиганские и экстремистские мотивы, то такие действия необходимо квалифицировать как участие в массовых беспорядках (при условии, если данной квалификации соответствуют другие признаки совершённого деяния);
• в случае, если субъективная сторона совершённых действий характеризуется хулиганскими мотивами и побуждениями или мотивами экстремистского характера, то необходимо установить наличие или отсутствие признака массовости совершённых действий и, как следствие, особенности объекта преступного посягательства;
• важно обратить внимание не только на простую количественную характеристику группы людей, но и на то какую опасность несли в себе действия данной группы. Действия толпы характеризуются затруднением в контроле за действиями каждого участника, стихийность действий значительной части толпы, наличие у последних единства в вопросе организации сопротивления представителям власти, наличие тенденции в расширении количества участников и масштабов противоправных действий толпы, наличие реальной угрозы общественной безопасности. Угроза общественной безопасности может свидетельствовать в нарушении нормального функционирования общественно значимых заведений и организаций.
• для разграничения смежных действий, имеет внимание к деталям их совершения. Например, если при совершении действий нарушающих общественный порядок группой лиц, даже с применением оружия, не было совершено насилие, погромы и поджоги и прочие действия, сопряжённые с массовыми беспорядками, то такие действия, подлежит квалифицировать как хулиганство.
Массовые беспорядки и вооружённый мятеж обладают большим количеством сходных признаков, что может создать проблемы в процессе квалификации массовых действий, направленных против общественной безопасности, носящих вооружённый характер и направленных против представителей власти и государственных учреждений. Такие действия сходны по своему объекту, практически полностью идентичны по признакам объективной стороны и по критерию субъекта.
Единственным отличительным признаком, который позволяет разграничить массовые беспорядки и вооружённый мятеж, является специальная цель совершения вооружённого мятежа, которая заключается в насильственном изменении конституционного строя Российской Федерации либо нарушения территориальной целостности Российской Федерации.
Именно на установление цели, которой руководствовались виновные лица и должны быть направлены основные усилия в процессе квалификации соответствующих действий.
1. Абдульманов А.А. О некоторых вопросах совершенствования уголовно-правовых средств борьбы с массовыми беспорядками. М. : Юрайт, 2015. 238 с.
2. Агаджанян М.А., Манна А. К. Проблемы квалификации хулиганства // Современная наука. 2014. № 4. С. 5-7.
3. Агапов П. В. Вооруженный мятеж: некоторые аспекты уголовно-правовой характеристики и совершенствования законодательства // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 10. С. 66-70.
4. Агапов П.В. Ответственность за массовые беспорядки по Уголовному кодексу РФ II Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Серия «Юриспруденция». Вып. 32. Тольятти, 2003. С. 118-120.
5. Агапов П.В. Ответственность за массовые беспорядки по Уголовному кодексу РФ [Электронный ресурс]. URL: http://sartraccc.ru/ (дата обращения: 17.04.2020).
6. Акимов В.Т. Понятие массовых беспорядков // Наука и образование сегодня. 2019. № 6-2 (41). С. 92- 94.
7. Алиев Р. Х. Насильственная преступность в России: состояние и проблемы предупреждения // Общество и право. 2008. № 1. С. 165-167.
8. Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 04.07.2019г. № 45-АПУ19-12 //Консультант плюс: справочно-правовая система.
9. Арипов Э. А. Уголовная ответственность за массовые беспорядки (по материалам Кыргызской Республики и Российской Федерации): дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. 218 с.
10. Арипов Э.А. Предупреждение массовых беспорядков // Российский следователь. 2018. № 8. С. 20-22.
11. Артикул воинский 1715 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/articul.htm (дата обращения: 17.04.2020).
12. Архив Ленинского районного суда г. Оренбурга [Электронный ресурс]. URL: https://len-msky-orb.sudrf.ra/. (дата обращения: 24.05.2020).
13. Багмет А. М. Объективная сторона массовых беспорядков (ст. 212 УК РФ) // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 6. С. 56-61.
14. Багмет А.М. Объектная направленность массовых беспорядков // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2012. № 29. С. 32-34.
15. Багмет А.М. Теоретико-прикладные аспекты толкования субъекта массовых беспорядков // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2012. № 2. С. 79-82.
...