Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Отражение семейных ценностей в журналистских публикациях

Работа №120501

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

журналистика

Объем работы111
Год сдачи2017
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
204
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ: ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ 9
1.1 Генезис понятия «семейные ценности» 9
1.2 Семейные ценности россиян: современное состояние 22
1.3 Методика анализа журналистских публикаций 33
ГЛАВА 2. СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ НА СТРАНИЦАХ РОССИЙСКИХ ИЗДАНИЙ 37
2.1. Типологическая характеристика анализируемых изданий 37
2.2. Анализ публикаций российских федеральных газет 42
2.2.1 Анализ публикаций издания «Российская газета» 42
2.2.2 Анализ публикаций издания «Комсомольская правда» 51
2.2.3 Анализ публикаций издания «Известия» 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
Приложение 1 71
Приложение 2 89
Приложение 3

Одним из определяющих факторов в судьбе человека является его семейное воспитание, его родственные связи и, в первую очередь, отношения с матерью и отцом. Институт семьи подвергается изменениям в зависимости от политической, экономической ситуаций в стране. Даже внутри страны семейные ценности могут различаться, так как каждый народ, национальность, религиозная конфессия имеют свои представления об институте семьи.
Средства массовой информации являются одним из факторов, которые оказывают влияние на формирование системы ценностей у аудитории.
В 2014 году на базе Дальневосточного федерального университета проводили исследование , целью которого было определение удельного веса информации семейной проблематики в российских СМИ за три предшествующих года.
Для выполнения данной задачи была использована система мониторинга средств массовой информации «Медиалогия». Был проведен анализ публикаций в печатной прессе. Из 36,2 миллиона только 2,54% публикаций был на тему ценностей семьи.
Научный сотрудник факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Замотина Н. Н, в своей работе «Семья в российской журнальной периодике» утверждает, что СМИ оказывают влияние на формирование стереотипов родителей.
Важно понимать, что искажение в публичной сфере ценностей семьи может не только спровоцировать проблемы и опрометчивые поступки в частных судьбах, но и подточить общественные идеалы.
Ослабление института семьи, в свою очередь, может повлечь за собой негативные изменения во всех институтах. В связи с этим ощущается актуальным на государственном уровне применять меры для укрепления института семьи, а также популяризации семейных ценностей и презентации их в СМИ.
В 2016 года в исследовании Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям была зафиксирована информационная потребность пользователей Рунета в публикациях на тему семейных ценностей.
В марте 2017 года Всероссийский центр исследования общественного мнения опубликовал рейтинг мониторинга показателей счастья россиян (1800 респондентов). Согласно данным мониторинга, 85% респондентов находят себя счастливыми людьми. А самой главной «причиной счастья» 32% респондентов выбрали семью.
Актуальность исследования обуславливается значимостью темы семейных ценностей для аудитории и недостаточностью наличия данной тематики на страницах печатных СМИ.
Объектом исследования в диссертационной работе являются публикации в СМИ, отражающие тему семейных ценностей.
Предметом исследования являются публикации в федеральных изданиях «Российская газета», «Известия» и «Комсомольская правда», отражающие тему семейных ценностей.
Цель исследования: исследовать публикации, отражающие тему семейных ценностей на страницах федеральных газет в свете актуальных потребностей аудитории в данной проблематике.
Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- Определить сущность понятия «семейные ценности».
- Охарактеризовать современное состояние семейных ценностей.
- Определить основные тематические направления в проблематике семейных ценностей.
- Разработать критерии анализа публикаций СМИ, отражающих проблематику семейных ценностей.
- Проанализировать журналистские публикации на тему семейных ценностей в федеральных изданиях различного типа.
- Произвести сравнительный анализ полученных результатов исследования СМИ с актуальными потребностями аудитории в данной проблематике.
В научной литературе вопросы семьи и формирования семейных ценностей, рассмотрены достаточно широко. Теоретико-методологической базой нашего исследования стали работы, посвященные изучению феномена семьи В. В. Тучковой А. В. Коротковой; Н. Н. Замотиной, Г. В. Кручевской, В. О. Нафталиевой и другие
Тема влияния СМИ на семейные ценностные установки представлена в работах В. Н. Архангельского, А. В. Носковой, О. Л. Лебедь, В. М. Медкова и др.
А также исследования о степени освещенности темы семьи в отечественных сетевых изданиях, которые были проведены на базе МГУ им. Ломоносова и Дальневосточного федерального университета.
В данной работе были использованы следующие методы. Метод критического изучения источников применялся для определения уровня теоретического осмысления объекта исследования и степени разработанности темы. Статистический анализ применялся для учета публикаций по проблематике, связанной с формированием семейных ценностей. Контент-анализ применялся для выявления количества и качества текстов интересующей тематики на страницах российских газет. Прагматический анализ помог определить идейную направленность материалов проблематики семейных ценностей. Комплексный анализ текстов был использован при изучении содержательных и формальных характеристик авторских публикаций. А сравнительный анализ позволил оценить репрезентацию семейных ценностей, популяризуемых в СМИ, в свете действительных запросов россиян по данной тематике.
Эмпирическую базу исследования составили публикации федеральных общественно-политических изданий «Российская газета» (84 номера), «Комсомольская правда» (47 номеров) и «Известия» (84 номера). Всего было проанализировано 215 номеров. Хронологические рамки исследования: 1 января - 30 апреля 2017 года.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в магистерской диссертации разработаны критерии анализа журналистских публикаций на тему семейных ценностей.
Практическая значимость магистерской диссертации заключается в возможности использования полученных результатов в повседневной практике журналистов при написании текстов на семейную проблематику.
Новизна исследования заключается в том, что впервые описывается состояние освещённости темы семьи и семейных ценностей на страницах федеральных газет разного типа, и полученные результаты анализа сопоставляются с актуальными запросами россиян в данной проблематике.
Положения, выносимые на защиту:
в научной литературе прочно не закреплено понятие «семейные ценности»;
- у россиян выявлена позитивная установка в ценностном отношении к институту семьи;
- независимое от учредителя издание в отличие от печатного органа Правительства и массового издания шире раскрывает тему семейных ценностей.
Научная обоснованность и достоверность работы подтверждается тем, что исследование опирается на имеющиеся в списке литературы работы, посвященные семейной проблематике и ее отражению на страницах российских СМИ и интернет - ресурсов. А также результаты исследования проходили апробацию в устных публичных выступлениях на научных конференциях по теме магистерской диссертации.
Основные результаты исследования были представлены на семинарах и конференциях «Студенческие дни науки ТГУ» (2016, 2017 гг.). Опубликованы научные публикации «Образ отцовства как актуальное направление в семейной проблематике современных СМИ» (Тольятти, 2016); «Отражение семейных ценностей на страницах интернет-СМИ Тольятти» (Томск, 2017). Опубликована статья «Семейные ценности россиян. Роль СМИ в формировании семейных ценностей» в журнале «Молодой ученый».
В соответствии с целью и решаемыми задачами структура магистерской диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Введение содержит сведения об актуальности работы; объекте и предмете исследовании; сформулированы цели и задачи; обозначена методологическая база и методы исследования, эмпирическая база, теоретическая и практическая значимости работы; а также описана новизна работы и положения, выносимые на защиту.
В первой главе мы рассмотрели суть понятия «семейные ценности». Описали тематические направления, раскрывающие данную проблематику. На основании изученной литературы разработали критерии анализа журналистских публикаций на предмет отображения в них семейных ценностей.
Во второй главе «Семейные ценности на страницах российских изданий» дана типологическая характеристика анализируемых федеральных изданий. Проанализированы публикации на тему семьи и семейных ценностей. Полученные результаты соотнесены с ценностным запросом россиян.
В заключение приведены выводы по результатам исследования работы.
В списке литературы представлены литература и источники, которые были использованы и проанализированы в данной работе.
В приложении размещены эмпирические данные анализа журналистских публикаций.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


«Семейные ценности» - синтез понятий «семья» и «ценность». Под «семейными ценностями» мы понимаем духовно-нравственные, морально-этические нормы конкретной семьи (группы лиц, объединенных бытом и родством), которые регламентирует взаимоотношения внутри данной семьи и отношение членов семьи к окружающей действительности.
В ходе работы над исследованием, были определены тематические направления, в которых могут проявляться ценности семьи: типы отношений между супругами в семье; типы отношений между детьми и родителями в семье; семейный быт; моральная ответственность в семье; ценности, традиции и обычаи в семье, взаимодействие семьи и обществе.
Также были выработаны критерии для анализа качества отражения семейных ценностей в журналистских публикациях. Соответствие действительного контента реальному запросу россиян позволил оценить анализ федеральных газет разного типа («Российская газета», «Комсомольская правда» и «Известия»).
Согласно исследованию, тема семейных ценностей чаще всего встречается в рубриках «Общество» - 83%; «Мнения» - 8%, «Культура» и «Власть» по 3% публикаций и 1% публикаций в рубрике «В мире».
В освещении темы семейных ценностей основными ньюсмейкерами являются чиновники и окружение семьи.
Вопреки ожидаемым результатам, анализ публикаций показал, что официальный печатный орган Правительства Российской Федерации «Российская газета» отображает тему семейных ценностей уже, чем независимое издание «Известия».
«Российская газета» популяризирует тему усыновления детей, ценности полноценной семьи, ценность добрых взаимоотношений семьи с обществом, а также ценность человеческой жизни.
Авторы «Комсомольской правды» освещают ценности ответственности родителей за морально-нравственное воспитание детей, психологическое здоровье ребенка; ощущение безопасности и поддержки в семье; сохранение супружеской верности.
И на страницах «Известий» тема семейных ценностей представлена достаточно обширно: ценность доверительных отношений внутри семьи была затронута; воспитание детей в полной семье; воспитание детей с морально-нравственной установкой; культура семейного образовательного отдыха; ценность святости материнства; ценность психологического здоровья личности, в том числе ребенка; ценность жизни ребенка.
Таким образом, в соотношении реального запроса россиян с действительными ценностями семьи, транслируемыми журналистами нет необходимости корректировки редакционной политики по освещению темы ценностей семьи только у независимого издания «Известия».
«Российской газете» и «Комсомольской правде» свойственен формальный подход к освещению темы семейных ценностей. Это материалы о пособиях малоимущим и приемных родителях.
В связи с этим для выполнения государственной информационной политики, считаем актуальным, прежде всего, изменение в информационном контенте данных газет в части широкого освещения семейных ценностей.



1. Закон РФ «О средствах массовой информации» [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL:http://www.consultant.ru/.
2. Российская Федерация. Конституция (1993) Конституция Российской Федерации [Текст] : офиц. текст. - Москва : Маркетинг, 2001. - 39 с.
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223- ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996. - № 1 - ст. 16.
4. Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 г. (общественный проект) / Сост. Е.Б. Мизулина и др. - М. - 2013.
Научная, учебная и методическая литература
5. Акопов, А. И. Типологические признаки сетевых изданий [Текст] / А. И. Акопов // Филологический вестник Ростовского государственного университета. - 2000. - № 1. - С. 42- 44.
6. Акопов, А. И. Типологическая характеристика сетевых периодических изданий Интернета [Текст] / А. И. Акопов // Акценты. - 1999. - № 1-2. - С. 22-27.
7. Бабенко, А. А. Освещение семейных ценностей в российских масс-медиа // Nauka-rastudent.ru. - 2015. - № 13 (013-2015) / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nauka-rastudent.ru/13/2328/.
8. Баканов, Р.П. Журналистика сегодня: тематика, проблематика, жанровые процессы [Текст] / Р.П. Баканов // Журналистский ежегодник. -
2013. - T. 1. - №2. - С.49-51.
9. Гуревич, С.М. Основы медиамаркетинга [Текст] / С.М. Гуревич и [др.]. - Москва : МедиаМир, 2007. - 208 с.
10. Дзялошинский, И. М. Концепция современного периодического издания: учебно-метод. пособие [Текст] / И.М. Дзялошинский, М. И. Дзялошинская. - Москва : МедиаМир, 2012. - 344 с.
11. Жуков, А. С. Тексты в формате инфотейнмента в прессе [Текст] / А. С. Жуков // Молодой ученый. - 2014. - № 4. - С. 131-133.
12. Замотина, Н. Н. Семья в российской журнальной периодике: информационные практики в контексте антикризисных стратегий // www.mediascope.ru. - 2015. - № 1. / [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL:www.mediascope.ru/node/1687.
13. Замотина, Н. Н. Опасности коммерциализации контента в журналах для родителей // Журналистика для здоровья нации: медиакоммуникации и человеческое развитие / Под ред. Т.И. Фроловой. М., 2012. - С. 127- 129.
14. Засурский, Я. Н. Информационная безопасность России и средства массовой информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rian.ru/media/20060130/43243692.html, .
15. Иванова, Л. В. История журналистики Самарской области : учебно- методическое пособие [Текст] / Л. В. Иванова. - Тольятти : ТГУ, 2007. - 86 с.
16. Катенева, И. Г. Негативные тенденции в освещении семейной проблематики на страницах печатных и электронных изданий [Текст] / И. Г. Катенева // «Коммуникативные исследования». - 2014. - №2. - С. 23-31
17. Колесниченко, А. В. Длинные тексты (лонгриды) в современной российской прессе / А. В. Колесниченко // www.mediascope.ru. - 2015. - № 1. / [Электронный ресурс]. - Режим доступа. -www.mediascope.ru/?q=node/1691.
18. Короткова, А. В. Формирование имиджа семьи под влиянием средств массовой информации : дис. к. соц. наук [Текст] / А. В. Короткова. - Москва, 2007. - 217 с. - То же [Электронный ресурс] - Режим доступа. - www.dissercat.com/content/formirovanie-imidzha-semi-pod-vliyaniem- sredstv-massovoi-informatsii-sotsiologicheskii-aspekt.
19. Кремнев,Д. В. Продвижение в социальных сетях [Текст] / Д. В. Кремнев. - Москва : Книга по Требованию, 2011. - 160 с.
20. Кручевская, Г.В. Мир персон в зеркале «журнала биографий» // Вестн. Томского ун-та. - 2008. - № 2 (3). - 97 с.
21. Кузнецов, И. В. История отечественной журналистики (1917- 2000): уч.пособие[Текст] / И. В. Кузнецов. - Москва : Флинта: Наука. - 2006. - 638 с.
22. Курышева, О. В. Психологическая характеристика молодежи как возрастной группы / О. В. Курышева // Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - Волгоград: ВГУ, 2014. - №1
23. Кучмаева, О. В., Кучмаев М. Г., Петрякова О. Л. Трансформация института семьи и семейные ценности // Вестник славянских культур : журнал. - М.: Государственная академия славянской культуры, 2009. - Т. XIII. - № 3. - С. 20- 29.
24. Лазутина, Г. В. Профессиональная этика журналиста [Текст] : учебник / Г. В. Лазутина. - М. : Аспект пресс, 2011. - 224 с.
25. Нафталиева, В. О. Влияние современных СМИ на молодежь / В. О. Нафталиева // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. - 2011.- № 2. - С. 182 - 196
26. Нефедьева, К. В. Инфографика - визуализация данных в аналитической деятельности [Текст] / К. В. Нефедьева // Труды Санкт- Петербургского государственного университета культуры и искусств. - Санкт- Петербург, 2013. - Т. 197. - С. 89- 93.
27. Российская семья в XXI веке: тенденции и перспективы : сб. ст. всерос. науч.- практ. конф. с междунар. участием [16-17 окт. 2008 г. / редкол.: Л. В. Карцева и др.]. - Тольятти : ТГУ, 2008
28. Свитич Л.Г. Женская пресса в динамике // Гендер и СМИ. Ежегодник-2012. М., 2013; Смирнова О.В., Фролова Т.И. Кризис семьи в медиаизмерениях (анализ текстов российских СМИ) // Вестн. Моск. ун - та. Сер. 10, Журналистика. - 2011. - № 1
29. Семейные ценности промышленного города: к проблеме трансформации : сб. ст. науч. конф. / [сост. и науч. ред. Л. В. Карцева]. - Тольятти : ТГУ, 2007. - 249 с.
30. Трансформация традиционных ценностей в зеркале СМИ в меняющемся мире // отв. ред. О.Н. Савинова Сборник научных статей кафедры журналистики. - Н. Новгород, 2014. - 124 с.
31. Тучкова, В. В. Государственная информационная политика в
продвижении семейных ценностей в современной России : дис. к. полит. наук [Текст] / В. В. Тучкова - Санкт-Петербург, 2013. - 199 с. - То же
[Электронный ресурс] - Режим доступа. -
www.dissercat.com/content/gosudarstvennaya- informatsionnaya- politika- v- prodvizhenii- semeinykh- tsennostei- v- sovremennoi, .
32. Тучкова, В. В. Отражение семейных ценностей в российских СМИ / В. В. Тучкова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2012. - № 150. - С. 158¬164.
33. Тучкова, В. В. Современная семья в зеркале российского телевидения [Электронный ресурс] // Медиаскоп - 2012. - № 2 - Режим доступа:www.mediascope.ru/node/1098,.
34. Филатова, И. В. Профессионально-этические ценности
журналистского сообщества и ценности социальной среды СМИ [Электронный ресурс] / И.В. Филатова. - 2011. - Режим доступа:
http://www.mediascope.ru/,.
35. Schwartz S. H. Arethere universalaspectsin thecontentand structure of values? // Journal of Social Issues - 1994. - № 50 - p. 21.
36. Lazarsfeld P., Merton R. Mass communications, popular taste, and organized social action // The Communication of Ideas - New York, 2003. - p. 95.
37. Kramer L. The Sociology of Gender // Oxford University Press -
2014. - vol. 4 - p. 183.
38. Dyer R. The Matter of Images: Essays on Representation // Routledge - 2002. - vol. 2 - p. 77.
39. Bourdien P. S. Distinction: A Social Critique of the Judgement of Taste // London - 1992. - p. 322.
Интернет-источники
40. Росстат // Статистика за 2014 г. Количество браков - 1225985, количество разводов - 633730. - Режим доступа: www.gks.ru, .
41. Мониторинг СМИ. - Режим доступа:
dialog.pronko.org/monitoringsmi/
42. Офиц. сайт Информационно- аналитического центра «Socium». - Режим доступа: www.socium.info/dict.html, .
43. Офиц. сайт Правительства России. - Режим доступа: http:// government.ru/docs/14494/, .
44. Офиц. сайт Министерства труда и социальной защиты РФ. - Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection/355.
45. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова [Электронный ресурс] / С.И. Ожегов - Режим доступа:http://www.ozhegov.org/.
Шагдарова, Б.Б. Профессионально-этические ориентиры в современной журналистике [Электронный ресурс] / Б.Б. Шагдарова. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-eticheskie-orientiry-v-sovremennoy-zhurnalistike


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ