Введение 4
1. Теоретические аспекты развития образовательных учреждений 8
1.1. Понятия, сущность и особенности образовательных учреждений 8
1.2. Основные подходы к разработке предложений по развитию
образовательных учреждений 11
2. Анализ развития образовательных учреждений на примере АМДОУ
«Детский сад №5 «Солнышко» 18
2.1. Основная характеристика учреждения 18
2.2. Анализ системы управления и организации труда в дошкольном
образовательном учреждение 26
3. Разработка предложений по развитию образовательного учреждения
АМДОУ «Детский сад» №5 «Солнышко» 32
3.1. Выявление проблемы и основные направления по улучшению
деятельности учреждения 32
3.2. Экономическая эффективность мероприятий 40
Заключение 47
Список используемой литературы 50
Приложение
В процессе изменения образования, ДОУ представляет собой открытую и развивающуюся систему. Главным итогом её жизнедеятельности становится успешное взаимодействие с обществом, исследуя, которое дошкольное образовательное учреждение становится существенным ресурсом социализации личности. Значительную важность, в связи с этим, приобретает планирование работы образовательного учреждения. С формированием социума заметно меняются требования к образованию. Это дает понять, что и первый этап (детский сад) подвержен значительным изменениям. Так на рубеже, последнего десятилетия прошлого века в России развился системный кризис, затронувший все сферы жизни, включая образование.
Возникновение системного, национально-регионального подхода к воспитанию и обучению детей привело не только естественным развитием науки, для которой свойственно неизменная тенденция к прогрессу, но и насущным кризисом нынешней системы образования. В условиях перехода к постиндустриальному обществу старая образовательная система все больше показывает свою несостоятельность. В основе данного кризиса преобладают разногласия, которые связаны с потребностью общества в специалистах, владеющих методическим, системным, творческим мышлением и укоренившему обучению.
В воспитательной работе велика роль государства.
Государственная политика в сфере образования, определяется образовательными задачами и тактикой их решения, разработкой законодательства и распределением ресурсов, поддержкой образовательных начал, которые в совокупности создают необходимые условия деятельности.
Четко определены новые принципы государственной политики в области образования, выдержанные в русле гуманистических и культурных приоритетов. На правовой основе закреплена свобода и плюрализм в образовании, и, как следствие, демократический, государственно-общественный характер управления и автономность образовательных учреждений.
Учреждения дошкольного образования являются главной частью системы образования.
Образовательные учреждения создаются для управления и формализации деятельности людей, направленной на удовлетворение социальных потребностей в обучении и воспитании подрастающих поколений, передачи им научных и практических знаний, ценностей, принципов, социальных и этических норм, профессиональных теоретических знаний, практических умений и навыков.
Для формирования такой комплексной деятельности необходимо создание образовательной программы. Данная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:
-общеобразовательные;
-профессиональные;
Дошкольное образование детей - целостная система воспитания, которая содержит в себе формирование личности детей, их развитие, воспитательный и учебный процессы.
Актуальность темы данной бакалаврской работы обусловлена миссией стратегией развития, которую играет образование в жизни общества. В со-временной социально-экономической ситуации, складывающейся в различных странах мира, образование рассматривается как важнейший ресурс развития организаций различного типа, а инвестиции в «человеческий капитал» как мощный стимул непрерывного образования человека, его обучения в течение всей жизни.
Цель бакалаврской работы состоит в исследовании теоретических основ развития образовательных учреждений, а также проработке анализа деятельности на примере АМДОУ «Детский сад №5 «Солнышко», выявление проблем и эффективности пути их решения.
В соответствии с целью выявлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретическое развитие в образовательном учреждении;
2. Изучить состояние и диагностику проблем в дошкольном образовательном учреждении;
3. Разработать предложения по развитию ДОУ.
Предметом исследования работы выступают взаимоотношения, которые складываются в процессе развития образовательного учреждения.
Объектом исследования выступает автономное муниципальное учреждение дошкольного образования — АМДОУ «Детский сад №5 «Солнышко».
Гипотеза исследования состоит в предположении, что процесс управления дошкольным образовательным учреждением будет, более эффективным, если организация дополнительных образовательных услуг будет включать в себя:
1. диагностику проблем в управлении ДОУ;
2. повышение информированности общественности о
дополнительных образовательных услугах;
3. описание критериев эффективности.
Также если будет правильно выбрана стратегия развития ДОУ.
Информационной базой выпускной квалификационной работы являются, устав, внутренние документы, финансово-хозяйственная отчетность, а также труды отечественных и зарубежных ученых.
В ходе подготовки программы были использованы, работы следующих авторов, как В.И. Андреева, В.Н. Аверкин, Н.В. Бочкина, В.З. Вульфова, А.М. Бабич, Л.Н. Павлова, В.М. Жураковского, З.А. Красновского, М.М. Ку- либаба, И.Я. Ларнера, А.И. Щетинской и др.
Значительный вклад в разработку проблемы управления внесли работы Б.С. Гершунского, В.Н. Тарасюк, А.В. Беляева, М.М. Поташника и др.
Нормативно-правовую базу работы составляют: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, законодательные и нормативные акты, Государственной Думы и Правительства РФ, Министерства образования и науки РФ, Указы Президента РФ, законы Российской Федерации, ее отдельных субъектов, постановления Правительства РФ, отраслевые и местные нормативные акты.
В методологической базе мы использовали методы экономического, системного анализа, графические методы и др.
Практическая важность исследования заключается в использовании предложенных мероприятий в деятельности АМДОУ.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Образовательные учреждения создаются для управления и формализации деятельности людей, направленной на удовлетворение социальных потребностей в обучении и воспитании подрастающих поколений, передачи им научных и практических знаний, ценностей, принципов, социальных и этических норм, профессиональных теоретических знаний, практических умений и навыков.
В практической части данной работы был проведен анализ АМДОУ «Солнышко».
Основными целями деятельности ДОУ, является всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, а также формирование основ базовой культуры личности.
Анализ показал, что система управления персоналом АМДОУ недостаточно эффективна.
Удовлетворённость работой в учреждении в целом низкая, хотя не многие хотели бы сменить место работы. 33% сотрудников не удовлетворены работой. Данная тенденция связана с тем, что многие работники не довольны заработной платой.
Повышения квалификации не достигает максимального уровня, так как не созданы специальные методы управлением профессиональным развитием.
Оказание платных образовательных услуг и участие в конкурсах будет способствовать привлечению в бюджет Детского сада дополнительных средств, которые могут быть направлены на материально-техническое укрепление базы учреждения и стимулирование персонала. Управление тогда педагогическим коллективом будет мотивирующим, вдохновляющим, побуждающим к творчеству, вызывающим у сотрудников неподдельный интерес к общему делу.
С целью ликвидации выявленных недостатков, далее были предложены мероприятия по повышению эффективности системы управления персоналом АМДОУ.
Таким образом, можно сделать вывод, что система управления АМДОУ недостаточно эффективна в части ее специалистов:
- не обеспечена полноценная отдача сотрудника и слаженная работа коллектива, с помощью мотивации сотрудников и материально- психологического климата;
- системы повышения квалификации недостаточно эффективна;
- в основе системы заработной платы лежат коэффициенты по системе оплаты труда и не всегда учитываются индивидуальные заслуги каждого сотрудника;
- участие в конкурсах не практикуется;
- платные услуги не оказываются, хотя необходимые условия имеются;
- педагоги не вовлечены максимально в образовательный процесс;
- не до конца определены основные направления совершенствования и развития системы мотивации персонала учреждения.
Также необходимо разработать специальную систему мотивации для удовлетворения потребностей сотрудников всех звеньев управления, чтобы повысить общую эффективность работы АМДОУ.
Если руководитель сможет мотивировать своих сотрудников, то организация будет конкурентоспособна.
Анализ существующей в АМДОУ кадровой политики и стратегии организации показал её существенные недостатки. Уровень квалификации сотрудников учреждения в настоящее время относительно невысок. В соответствии с проведённым анализом и выявленными проблемами предлагаются следующие направления:
1. Повышение уровня мотивации у сотрудников детского сада;
2. Повышение имиджа ДОУ путем совершенствования адаптационных процессов и материального стимулирования молодых специалистов и вновь пришедших работников;
3. Развитие дополнительных образовательных платных услуг на базе АМДОУ.
Экономический эффект от мероприятий по повышению квалификации кадров может быть выражен в форме прибыли. Методика расчета основана на экономической модели лауреата Нобелевской премии по экономике Беккера, согласно которой 12-14 процентов годовой прибыли организация получает за счет повышения квалификации, образования своих работников.
1. Экономический эффект от повышения квалификации персонала имеет форму прибыли и составил в прогнозном году 3 045 тыс. руб.
2. Экономическая эффективность вложенных затрат составила 4,04 %.
3. Положительная динамика экономических показателей эффективности затрат в повышение квалификации работников сохраняет свое значение.
Таким образом, для осуществления педагогически грамотного изменения кадровой политики и стратегии АМДОУ в условиях реализации намеченной стратегии, руководителю учреждения необходимо разрабатывать и совершенствовать кадровую политику, находить новые инструменты и формы эффективного управления персоналом организации и мобилизации имеющихся ресурсов для достижения целей АМДОУ и для его дальнейшего раз-вития.
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 N 273-ФЗ (ред.19.12.2016). Доступ по URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
3. "Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций" (утв. Правительством РФ 28.05.2014 N 3241п-П8)
3. Аверин. А.Н. Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации: учеб. пособие / А.Н. Аверин. - Москва: Изд-во РАГС, 2018. 274 с.
4. Агакова. А.А. Формирование кадровой политики организации: практические рекомендации / А.А. Агашкова, Е.П. Пархимчик. - Минск: Регистр, 2018. - 325 с.
5. Анисимов. В.М. Кадровая служба и управление персоналом организации: практ. пособие кадровика / В.М. Анисимов. - Москва: Экономика, 2018. - 704 с.
6. Армстронг. М. Практика управления человеческими ресурсами / М. Армстронг. - Санкт-Петербург.: Питер, 2015. - 566 с.
7. Атаев. А.А. Управленческая деятельность / А.А. Атаев. - Москва: Экономика, 2018. - 252 с.
8. Беляцкий. Н.П. Управление персоналом / Н.П. Беляцкий. - Минск: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2018. - 352 с.
9. Бизюкова. И.В. Кадры управления: подбор и оценка / И.В. Бизюкова. - Москва: Экономика, 2017. - 416 с.
10. Блинов. А.О. Искусство управления персоналом: учеб. пособие /
А.О. Блинов, О.В. Василевская. - Москва: Гелан, 2018. - 411 с.
11. Веснин. В.Р. Практический менеджмент персонала / В.Р. Веснин. - Москва: Юристъ, 2018. - 495 с.
12. Вихановский. О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учебник / О.С. Вихановский, А.К. Наумова. Москва: МГУ, 2018. - 416 с.
13. Горфинкель. В.Я. Экономика предприятия: учеб. пособие для вузов /
В.Я. Горфинкель, Б.Н. Чернышев; - 5-е изд. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 336 с.
14. Демин. Ю.М. Управление кадрами в кризисных ситуациях / Ю.М. Демин. - Санкт-Петербург.: Питер, 2018. - 224 с.
15. Дуракова. И.Б. Управление персоналом организации. Отбор и оцен-ка при найме, аттестации / И.Б. Дуракова. - Москва: Инфра-М, 2018. - 342 с.
16. Егоров. А. Кадровое планирование и мониторинг персонала / А. Егорова Финансовая Газета. - 2018. - № 28. - С. 23-24.
17. Егоршин. А.П. Управление персоналом: учеб. для вузов / А.П. Егоршин. Нижний Новгород: НИМБ, 2017. - 720 с.
18.Знаменский. Д.Ю. Кадровая политика и кадровый аудит организации / Д.Ю. Знаменский, Н.А. Омельченко. - Москва, 2016. - 368 с.
19.Зудина. Л.Н. Организация управленческого труда / Л.Н. Зудина. - Москва: Экономика, 2016. - 162 с.
20. Кибанов. А.Я. Кадровая политика и стратегия управления персона-лом / А.Я. Кибанов, Л.В. Ивановская. - Москва, 2016. - 182 с.
21. Коледова. С.А. Кадровая политика и стратегия работы с персоналом / С.А. Коледова // Справочник по управлению персоналом. - 2015. - № 2. - С. 96-108.
22. Кошелева. В.В. Практические вопросы формирования кадровой политики / В.В. Кошелева. - Москва: ИНФРА-М, 2018. - 284 с.
23. Магура. М.И. Поиск и отбор персонала / М.И. Магура. - Москва: ЗАО Бизнес-школа Интел-Синтез, 2017. - 299 с.
24. Маренков. Н.Л. Управление персоналом организации: учеб. пособие для вузов / Н.Л. Маренков, Н.Н. Косаренко. - Москва: Академический проект: Трикста, 2018. - 464 с.
25. Пархимчик. Е.П. Наиболее эффективна та кадровая политика, кото-рая приносит успех организации / Е.П. Пархимчик // Генеральный директор. - 2018. - № 1. - С. 32-36.
26. Рогожин. М.Ю. Кадровая служба предприятия / М.Ю. Рогожин. - Москва: ГроссМедия, 2018. - 424 с.
27. Самоукина. Н.В. Управление персоналом / Н.В. Самоукина. - Москва: Проспект, 2018. - 330 с.
28. Саубанова. Л.В. Организация управления человеческими ресурсами на предприятии / Л.В. Саубанова // Управление персоналом. - 2018. - № 1. -С.51-52.
29. Спивак. В.А. Организационное поведение и управление персоналом / В.А. Спивак. - Санкт-Петербург.: Питер, 2018. - 380 с.
30. Спивак. В.А. Управление персоналом для менеджеров / В.А. Спивак.
- Москва: Эксмо, 2011. - 624 с.
31. Старобинский. Э.Е. Как управлять персоналом / Э.Е. Старобинский.
-Москва: Интел-Синтез, 2018. - 285 с.
32. Тебекин. А.В. Управление персоналом / А.В. Тебекин. - Москва: КноРус, 2015. - 624 с.
33. Травин. В.В. Основы кадрового менеджмента: практ. пособие / В.В. Травин, В.А. Дятлов. - Москва: Дело, 2018. - 372 с.
34. Федорова. Н.В. Управление персоналом организации / Н.В. Федорова, О.Ю. Минченкова. - Москва: КНОРУС, 2018. - 512 с.
35. Хрящева. Н. Развитие персонала - ключевой фактор успеха бизнеса / Н. Хрящева // Управление персоналом. - 2016. - № 10 - С. 42-44.
36. Цыгичко. В.Н. Руководителю о принятии решений / В.Н. Цыгичко. - Москва: Финансы и статистика, 2015. - 232 с.
37. Шекшня. С.В. Управление персоналом современной организации / С.В. Шекшеня. - Москва: Интел-Синтез, 2015. - 368 с.
38. Шкатулла. В.И. Настольная книга менеджера по кадрам / В.И. Шкатулла. - Москва: Норма, 2014. - 241 с.
39. Шрубенко. А.Г. Государственная кадровая политика: теория и практика: учеб. пособие / А.Г. Шрубенко, Н.С.Березина, Г.Е. Ясникова. - Минск: Акад. управ. при Президенте Республики Беларусь, 2012. - 260 с.
40. Щекин. Г.В. Социальная теория и кадровая политика / Г.В. Щекин. - Москва: МАУП, 2017. - 576 с.