Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения
|
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения в процессе обучения 8
1.1 Характеристика понятия «творческие способности» в системе
психолого-педагогических категорий 8
1.2 Условия развития творческих способностей младших
школьников на уроках литературного чтения 15
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование процесса развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения в обучении 22
2.1 Выявление уровня развития творческих способностей младших
школьников на уроках литературного чтения 22
2.2 Реализация приёмов развития у младших школьников
творческих способностей в процессе обучения на уроках литературного чтения 36
2.3 Оценка динамики развития творческих способностей у младших школьников 45
Заключение 60
Список используемой литературы 62
Приложение А Методика Т.Г. Галактионовой 67
Приложение Б Результаты диагностики Т.Г. Галактионовой в экспериментальной группе на констатирующем этапе 68
Приложение В Результаты диагностики Т.Г. Галактионовой в контрольной группе на констатирующем этапе 69
Приложение Г Результаты диагностики Е. Торренса в экспериментальной 3
группе на констатирующем этапе 70
Приложение Д Результаты диагностики Е. Торренса в контрольной группе на констатирующем этапе 71
Приложение Е Методика Е. Торренса и Д.П. Гилфорда «серия субтестов».. 72
Приложение Ж Результаты диагностики Е. Торренса и Д.П. Гилфорда «серия субтестов» в экспериментальной группе на констатирующем этапе 75
Приложение И Результаты диагностики Е. Торренса и Д.П. Гилфорда «серия субтестов» в контрольной группе на констатирующем этапе 76
Глава 1 Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения в процессе обучения 8
1.1 Характеристика понятия «творческие способности» в системе
психолого-педагогических категорий 8
1.2 Условия развития творческих способностей младших
школьников на уроках литературного чтения 15
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование процесса развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения в обучении 22
2.1 Выявление уровня развития творческих способностей младших
школьников на уроках литературного чтения 22
2.2 Реализация приёмов развития у младших школьников
творческих способностей в процессе обучения на уроках литературного чтения 36
2.3 Оценка динамики развития творческих способностей у младших школьников 45
Заключение 60
Список используемой литературы 62
Приложение А Методика Т.Г. Галактионовой 67
Приложение Б Результаты диагностики Т.Г. Галактионовой в экспериментальной группе на констатирующем этапе 68
Приложение В Результаты диагностики Т.Г. Галактионовой в контрольной группе на констатирующем этапе 69
Приложение Г Результаты диагностики Е. Торренса в экспериментальной 3
группе на констатирующем этапе 70
Приложение Д Результаты диагностики Е. Торренса в контрольной группе на констатирующем этапе 71
Приложение Е Методика Е. Торренса и Д.П. Гилфорда «серия субтестов».. 72
Приложение Ж Результаты диагностики Е. Торренса и Д.П. Гилфорда «серия субтестов» в экспериментальной группе на констатирующем этапе 75
Приложение И Результаты диагностики Е. Торренса и Д.П. Гилфорда «серия субтестов» в контрольной группе на констатирующем этапе 76
В последнее время в обществе возрастает потребность в специалистах, обладающих творческими способностями. Именно способность мыслить творчески является детерменантой всех существующих на сегодняшний день научных открытий, прорывов в искусстве и культурных достижений. Перед современной школой ставятся задачи формирования творческих способностей и воспитание такой личности, которая способна мыслить креативно. Задачи эти отражены в Федеральных образовательных стандартах начального общего образования (далее ФГОС НОО), которые являются основополагающим нормативным документом для школы. Однако, реалии современного мира по мнению учёных наоборот приводят к постепенному снижению интеллектуальных и в том числе творческих способностей детей. Большой поток информации, её доступность и фрагментарность подачи приводят к формированию так называемого клипового мышления, отличающегося скудностью мыслительных операций, репродуктивностью, что само по себе противоречит творчеству. Таким образом, остро встаёт проблема развития творческого мышления у младших школьников.
Современное образование решает данную проблему путём включения в учебно-методические комплекты школ заданий развивающего характера, требующих от участия применения творческого подхода, креативности. Существует ряд педагогических технологий (ТРИЗ -технология, технология проблемного обучения и др.), способствующих развитию творческих способностей детей.
Изучением психологической основы творческих способностей личности занимались такие учёные, как Э. Фром, Р.О. Гут, Я.А. Понамарёв, К. Роджерс и др. Методы и приёмы развития творческих способностей в процессе обучения детей изучались Г.С. Альтшуллером, Э. Кей, Е.А. Флериной, Р.Б. Шапиро и др.
Однако, не смотря на актуальность и разработанность темы, на практике наблюдается снижение уровня развития творческого мышления у младших школьников. Данное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования: каковы приёмы развития творческого мышления младших школьников на уроках литературного чтения?
Цель исследования: спроектировать и доказать эффективность комплекса приёмов развития творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения.
Объект исследования: творческие способности младших школьников.
Предмет исследования: приёмы развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения будет эффективным если:
- повышать уровень развития интереса к литературному чтению;
- развивать способность к фантазированию и воображение, посредством использования творческих заданий;
- в процессе выполнения творческих работ повышать их беглость, гибкость и оригинальность.
В соответствии с целью решались следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей в процессе обучения;
- выявить уровень развития творческих способностей у младших школьников;
- на основе полученных данных спроектировать и апробировать приёмы развития творческого мышления у младших школьников на уроках литературного чтения;
- доказать эффективность спроектированных приёмов развития творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения.
Новизна исследования - разработаны приёмы, нацеленные на создание наиболее эффективного процесса развития творческих способностей при обучении младших школьников.
Практическая значимость бакалаврской работы заключается в выявлении эффективных приёмов развития творческих способностей, которые могут быть использованы учителями начальных классов на уроках литературного чтения.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы, состоящего из 50 источников, 9 приложений, 14 таблиц, 18 рисунков.
Современное образование решает данную проблему путём включения в учебно-методические комплекты школ заданий развивающего характера, требующих от участия применения творческого подхода, креативности. Существует ряд педагогических технологий (ТРИЗ -технология, технология проблемного обучения и др.), способствующих развитию творческих способностей детей.
Изучением психологической основы творческих способностей личности занимались такие учёные, как Э. Фром, Р.О. Гут, Я.А. Понамарёв, К. Роджерс и др. Методы и приёмы развития творческих способностей в процессе обучения детей изучались Г.С. Альтшуллером, Э. Кей, Е.А. Флериной, Р.Б. Шапиро и др.
Однако, не смотря на актуальность и разработанность темы, на практике наблюдается снижение уровня развития творческого мышления у младших школьников. Данное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования: каковы приёмы развития творческого мышления младших школьников на уроках литературного чтения?
Цель исследования: спроектировать и доказать эффективность комплекса приёмов развития творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения.
Объект исследования: творческие способности младших школьников.
Предмет исследования: приёмы развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения будет эффективным если:
- повышать уровень развития интереса к литературному чтению;
- развивать способность к фантазированию и воображение, посредством использования творческих заданий;
- в процессе выполнения творческих работ повышать их беглость, гибкость и оригинальность.
В соответствии с целью решались следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей в процессе обучения;
- выявить уровень развития творческих способностей у младших школьников;
- на основе полученных данных спроектировать и апробировать приёмы развития творческого мышления у младших школьников на уроках литературного чтения;
- доказать эффективность спроектированных приёмов развития творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения.
Новизна исследования - разработаны приёмы, нацеленные на создание наиболее эффективного процесса развития творческих способностей при обучении младших школьников.
Практическая значимость бакалаврской работы заключается в выявлении эффективных приёмов развития творческих способностей, которые могут быть использованы учителями начальных классов на уроках литературного чтения.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы, состоящего из 50 источников, 9 приложений, 14 таблиц, 18 рисунков.
Проблема развития творческих способностей младших школьников является одной из актуальных проблем психолого-педагогической науки в свете требований к образованию, изложенных в Федеральных Государственных стандартах. Что касается уроков литературного чтение, то на практике отмечается снижение интереса к предмету в частности и к чтению в целом, а работа на уроках зачастую сводится к отработке технических навыков чтения и его осознанности. Тем не менее, как показали результаты анализа психолого-педагогической литературы, художественные произведения и уроки литературного чтения обладают большим потенциалом для развития творческих способностей у младших школьников в возрасте 9 - 10 лет. Исходя из данного положения, в рамках исследования были подобраны приёмы развития творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения. К творческим способностям в частности были отнесены такие показатели, как творческие задатки (способность фантазировать и воображение), проявление творческих способностей в процессе выполнения творческих заданий: гибкость, беглость, оригинальность решения творческой задачи.
Диагностика на констатирующем этапе эксперимента показала довольно низкий уровень развития творческих способностей у младших школьников и позволила определить направления работы над их формированием и развитием: повышение интереса к литературному чтению; развитие задатков творческих способностей: воображения и умения фантазировать; развитие гибкости и подвижности творческого мышления при выполнении творческих заданий; развитие оригинальности при выполнении творческих работ учащимися.
На уроках литературного чтения были реализованы такие приёмы, как: словотворчество, творческий пересказ, иллюстрирование, драматизация, создание диафильмов и синквейн. В процессе апробации данных приёмов, учащиеся проявляли заинтересованность и активность, что естественным образом положительно отразилось на показателях развития интереса к литературному чтению. Анализ образцов литературного творчества, а также работа по решению творческих заданий позволила повысить уровень беглости, гибкости и оригинальности мышления. Творческие работы детей стали более уникальными и отношение к собственному творчеству заметно изменилось. Все описанные перемены подтверждаются результатами повторной диагностики, в которой уровень развития творческих способностей у детей, с которыми применялись предложенные приёмы в среднем повысился на 15%, а в группе, с которой данная работа не проводилась - практически не изменился, а творческий потенциал даже незначительно снизился.
Такие положительные результаты позволяют сделать выводы об эффективности таких приёмов как: словотворчество, творческий пересказ, синквейн, создание диафильмов и драматизация. Цель исследования достигнута. Гипотеза нашла своё подтверждение.
Диагностика на констатирующем этапе эксперимента показала довольно низкий уровень развития творческих способностей у младших школьников и позволила определить направления работы над их формированием и развитием: повышение интереса к литературному чтению; развитие задатков творческих способностей: воображения и умения фантазировать; развитие гибкости и подвижности творческого мышления при выполнении творческих заданий; развитие оригинальности при выполнении творческих работ учащимися.
На уроках литературного чтения были реализованы такие приёмы, как: словотворчество, творческий пересказ, иллюстрирование, драматизация, создание диафильмов и синквейн. В процессе апробации данных приёмов, учащиеся проявляли заинтересованность и активность, что естественным образом положительно отразилось на показателях развития интереса к литературному чтению. Анализ образцов литературного творчества, а также работа по решению творческих заданий позволила повысить уровень беглости, гибкости и оригинальности мышления. Творческие работы детей стали более уникальными и отношение к собственному творчеству заметно изменилось. Все описанные перемены подтверждаются результатами повторной диагностики, в которой уровень развития творческих способностей у детей, с которыми применялись предложенные приёмы в среднем повысился на 15%, а в группе, с которой данная работа не проводилась - практически не изменился, а творческий потенциал даже незначительно снизился.
Такие положительные результаты позволяют сделать выводы об эффективности таких приёмов как: словотворчество, творческий пересказ, синквейн, создание диафильмов и драматизация. Цель исследования достигнута. Гипотеза нашла своё подтверждение.
Подобные работы
- Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2022 - Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - Комплексное развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения английскому языку в общеобразовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - Комплексное развитие творческих способностей младших школьников
в процессе обучения английскому языку в общеобразовательной
организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ БУМАГИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческий способностей младших школьников на уроках технологии (Бурятский государственный университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024



