Введение 5
Глава 1 Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения в процессе обучения 8
1.1 Характеристика понятия «творческие способности» в системе
психолого-педагогических категорий 8
1.2 Условия развития творческих способностей младших
школьников на уроках литературного чтения 15
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование процесса развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения в обучении 22
2.1 Выявление уровня развития творческих способностей младших
школьников на уроках литературного чтения 22
2.2 Реализация приёмов развития у младших школьников
творческих способностей в процессе обучения на уроках литературного чтения 36
2.3 Оценка динамики развития творческих способностей у младших школьников 45
Заключение 60
Список используемой литературы 62
Приложение А Методика Т.Г. Галактионовой 67
Приложение Б Результаты диагностики Т.Г. Галактионовой в экспериментальной группе на констатирующем этапе 68
Приложение В Результаты диагностики Т.Г. Галактионовой в контрольной группе на констатирующем этапе 69
Приложение Г Результаты диагностики Е. Торренса в экспериментальной 3
группе на констатирующем этапе 70
Приложение Д Результаты диагностики Е. Торренса в контрольной группе на констатирующем этапе 71
Приложение Е Методика Е. Торренса и Д.П. Гилфорда «серия субтестов».. 72
Приложение Ж Результаты диагностики Е. Торренса и Д.П. Гилфорда «серия субтестов» в экспериментальной группе на констатирующем этапе 75
Приложение И Результаты диагностики Е. Торренса и Д.П. Гилфорда «серия субтестов» в контрольной группе на констатирующем этапе 76
В последнее время в обществе возрастает потребность в специалистах, обладающих творческими способностями. Именно способность мыслить творчески является детерменантой всех существующих на сегодняшний день научных открытий, прорывов в искусстве и культурных достижений. Перед современной школой ставятся задачи формирования творческих способностей и воспитание такой личности, которая способна мыслить креативно. Задачи эти отражены в Федеральных образовательных стандартах начального общего образования (далее ФГОС НОО), которые являются основополагающим нормативным документом для школы. Однако, реалии современного мира по мнению учёных наоборот приводят к постепенному снижению интеллектуальных и в том числе творческих способностей детей. Большой поток информации, её доступность и фрагментарность подачи приводят к формированию так называемого клипового мышления, отличающегося скудностью мыслительных операций, репродуктивностью, что само по себе противоречит творчеству. Таким образом, остро встаёт проблема развития творческого мышления у младших школьников.
Современное образование решает данную проблему путём включения в учебно-методические комплекты школ заданий развивающего характера, требующих от участия применения творческого подхода, креативности. Существует ряд педагогических технологий (ТРИЗ -технология, технология проблемного обучения и др.), способствующих развитию творческих способностей детей.
Изучением психологической основы творческих способностей личности занимались такие учёные, как Э. Фром, Р.О. Гут, Я.А. Понамарёв, К. Роджерс и др. Методы и приёмы развития творческих способностей в процессе обучения детей изучались Г.С. Альтшуллером, Э. Кей, Е.А. Флериной, Р.Б. Шапиро и др.
Однако, не смотря на актуальность и разработанность темы, на практике наблюдается снижение уровня развития творческого мышления у младших школьников. Данное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования: каковы приёмы развития творческого мышления младших школьников на уроках литературного чтения?
Цель исследования: спроектировать и доказать эффективность комплекса приёмов развития творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения.
Объект исследования: творческие способности младших школьников.
Предмет исследования: приёмы развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения будет эффективным если:
- повышать уровень развития интереса к литературному чтению;
- развивать способность к фантазированию и воображение, посредством использования творческих заданий;
- в процессе выполнения творческих работ повышать их беглость, гибкость и оригинальность.
В соответствии с целью решались следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей в процессе обучения;
- выявить уровень развития творческих способностей у младших школьников;
- на основе полученных данных спроектировать и апробировать приёмы развития творческого мышления у младших школьников на уроках литературного чтения;
- доказать эффективность спроектированных приёмов развития творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения.
Новизна исследования - разработаны приёмы, нацеленные на создание наиболее эффективного процесса развития творческих способностей при обучении младших школьников.
Практическая значимость бакалаврской работы заключается в выявлении эффективных приёмов развития творческих способностей, которые могут быть использованы учителями начальных классов на уроках литературного чтения.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы, состоящего из 50 источников, 9 приложений, 14 таблиц, 18 рисунков.
Проблема развития творческих способностей младших школьников является одной из актуальных проблем психолого-педагогической науки в свете требований к образованию, изложенных в Федеральных Государственных стандартах. Что касается уроков литературного чтение, то на практике отмечается снижение интереса к предмету в частности и к чтению в целом, а работа на уроках зачастую сводится к отработке технических навыков чтения и его осознанности. Тем не менее, как показали результаты анализа психолого-педагогической литературы, художественные произведения и уроки литературного чтения обладают большим потенциалом для развития творческих способностей у младших школьников в возрасте 9 - 10 лет. Исходя из данного положения, в рамках исследования были подобраны приёмы развития творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения. К творческим способностям в частности были отнесены такие показатели, как творческие задатки (способность фантазировать и воображение), проявление творческих способностей в процессе выполнения творческих заданий: гибкость, беглость, оригинальность решения творческой задачи.
Диагностика на констатирующем этапе эксперимента показала довольно низкий уровень развития творческих способностей у младших школьников и позволила определить направления работы над их формированием и развитием: повышение интереса к литературному чтению; развитие задатков творческих способностей: воображения и умения фантазировать; развитие гибкости и подвижности творческого мышления при выполнении творческих заданий; развитие оригинальности при выполнении творческих работ учащимися.
На уроках литературного чтения были реализованы такие приёмы, как: словотворчество, творческий пересказ, иллюстрирование, драматизация, создание диафильмов и синквейн. В процессе апробации данных приёмов, учащиеся проявляли заинтересованность и активность, что естественным образом положительно отразилось на показателях развития интереса к литературному чтению. Анализ образцов литературного творчества, а также работа по решению творческих заданий позволила повысить уровень беглости, гибкости и оригинальности мышления. Творческие работы детей стали более уникальными и отношение к собственному творчеству заметно изменилось. Все описанные перемены подтверждаются результатами повторной диагностики, в которой уровень развития творческих способностей у детей, с которыми применялись предложенные приёмы в среднем повысился на 15%, а в группе, с которой данная работа не проводилась - практически не изменился, а творческий потенциал даже незначительно снизился.
Такие положительные результаты позволяют сделать выводы об эффективности таких приёмов как: словотворчество, творческий пересказ, синквейн, создание диафильмов и драматизация. Цель исследования достигнута. Гипотеза нашла своё подтверждение.
1. Арнхейм Р Искусство и визуальное восприятие. М.: «Прогресс», 1974. 384с.
2. Альтшуллер Г.С., Верткин, И. М. Жизненная стратегия творческой личности. Мн.: Беларусь, 1994. 479с.
3. Бабаева, Ю.Д. Психология одаренности детей и подростков. М.: «Академия», 1996. 332с.
4. Баева И.А. Психолого-педагогические основы развития креативности: учебное пособие. СПб.: СПГУТД, 2006. 267с.
5. Баксанский О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Книга 3: АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ Баксанский, О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. М.: КД Либроком, 2012. 362 c.
6. Банишевская А.С. Развитие творческого мышления и творческих
способностей учащихся в условиях реализации ФГОС на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс]. URL: https ://e-
koncept.ru/2015/45027.htm?view. (дата обращения: 21.01.2021).
7. Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие. СПб.: 2002. 205с.
8. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Монография. Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2009. 414с.
9. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 1998. 168с.
10. Бороздина Г.В. Психология общения: Учебник и практикум для СПО. Люберцы: Юрайт, 1998. - 463c.
11. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. М.: Академия,
2008. 320с.
12. Выготский Л.С., Психология искусства. М.: Педагогика, 1998. 480с.
13. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. Психология мышления. М.: Прогресс 2000. 14с.
14. Гут Р.Э. О творчестве в науке и технике // Вопросы психологии. 2007 - № 2б. - С. 130-137
15. Давыдов В.В. Учителю о психологии. Молодая гвардия.: 1997. 304с.
16. Дружинин В.Н. Психология общих способностей: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры 3-е изд. М.: Юрайт 2019. 349с.
17. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.:
2009. 444с.
18. Иренкова И.Ю. Формирование положительной мотивации к учению - уроки стихотворчества // Начальная школа. - 2014. - №8. - С. 56-59.
19. Кара-оол Л.С. Развитие творческих способностей на уроках
литературного чтения Тувинский государственный университет [Электронный ресурс]:
http://www.old.tuvsu.ru/vestnik/sites/default/files/archives/2014_4/razvitie_tvo rcheskih_sposobnostey_detey_na_urokah_literaturnogo_chteniya.pdf (дата обращения 29.09.2021).
20. Кармакова Т.А. Развитие творческих способностей младших школьников
на уроках чтения и русского языка // Начальная школа плюс до и после [Электронный ресурс]:
http://school2100.com/upload/iblock/c7e/c7e7cc10ce9a898fed457fa521e85e9c .pdf (дата обращения: 01.07.2021).
21. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Учебник 3 класс. В 2 ч. Ч.1. М.: Просвещение, 2020. - 159с.
22. Концепция модернизации российского образования от 11.02.2002г. №393
[Электронный ресурс]:
https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=14553(дата обращения: 5.05.2021).
23. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Юрайт, 2019.
320 с.
24. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст науч.-исслед. ин-т общ. и пед. психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1971. 277 с.
25. Линник Е.А. Использование методов НФТМ-ТРИЗ на уроках литературы
[Электронный ресурс]: https://ekoncept.ru/2015/45053.htm7view(Дата
обращения: 25.07.2021).
26. Макаренко С.А. Моя система воспитания. Педагогическая поэма. АСТ.: 2016. 980с.
27. Мали Л.Д. Творческие работы на уроках литературного чтения в начальных классах // Начальная школа плюс до и после [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://school2100.com/upload/iblock/710/Mali.pdf(дата обращения 20.06.2021).
28. Моляко В.А. психология творческой личности. Киев: «Знание» УССР 1978. 47с.
29. Монтессори М. Дом ребенка: Метод научной педагогики. Гомель.: 1993. 256с.
30. Немов Р.С. Общая психология в 3х тт. том III: психология личности: 6-е изд. М.: Юрайт, 2021. 726 с.
31. Первова Г.М. Задачи обучения чтению на современном этапе развития школы // Начальная школа. 2014. №3. С.17.
32. Первова Г.М. Чтение как универсальная деятельность младшего
школьника // Начальная школа. 2013.№1. С. 11 - 16.
33. Полина Т.Н. Творчество младших школьников на уроках литературного
чтения // Начальная школа плюс до и после [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http:// school2100. com/upload/ iblock/e99/e9967edec0f4ac 1ebeff383b5b5e7618 .pdf (дата обращения 15.05.2021)
34. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М.:1960. 320 с.
35. Роджерс К. Креативная педагогика. Методология, теория, практика М.: Лаборатория знаний, 2017. 322 с.
36. Реан А.А. Психология личности учеб. пособие. СПб.: Михайлова В. А., 1999. 288 с.
37. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995. 272 с.
38. Солсо Р.Л. Когнитивная психология 6-е изд. СПб.: Питер, 2006. 589 с.
39. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю [Электронный ресурс]. URL: https://www.livelib.ru/book/1000550380-sto-sovetov-uchitelyu-suhomlinskij-vasilij-aleksandrovich (дата обращения: 15.08.2021).
40. Торренс Э.П. Теоретические основы психологической диагностики креативности. М.: 1998. 120с.
41. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса СПб.: 1998. 170с.
42. Уоллес Г. Стадии творческого процесса [Электронный ресурс] https:// gordeev.ru/stati/stadii-tvorcheskogo-protsessa-po-uollesu/
43. Ушаков Д.В. Языки психологии творчества: Я.А. Пономарев и его школа/Психология творчества. Школа Я.А. Пономарева [Электронный ресурс] http://creativity.ipras.ru/texts/books/ponomarev_book/ushakov_ponomarev_bo ok. Pdf (дата обращения 24.01.21).
44. Ушинский К.Д. О воспитании детей и юношества. М.: Амрита, 2018. 263 с.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 и 2012 гг. / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2014. - 35с.
46. Фромм Э. Творческий человек. Статья из книги «Кризис психоанализа. Дзен-буддизм и психоанализ». [Электронный ресурс] https://www.psychol-ok.ru/lib/fromm/tch/tch.html(дата обращения 25.12.20).
47. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? Пособие для учителя М.: ИОСО РАО, 2005. 383с.
48. Шадриков В.Д. Способности человека. М.: Институт практической
психологии, Воронеж: ППО МОДЭК, 1997. 285с.
49. Шапиро Р. Б. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. 160с.
50. Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого
потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии. 1994. №5. С. 37-42.