Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ УМЕНИЙ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Работа №120396

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы82
Год сдачи2021
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
60
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования у детей 5-6 лет умений экспериментирования посредством наглядного моделирования 9
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований
по проблеме формирования у детей 5-6 лет умений экспериментирования 9
1.2 Характеристика наглядного моделирования как средства
формирования у детей 5-6 лет умений экспериментирования .... 18
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования у детей 5-6 лет умений экспериментирования посредством наглядного моделирования 29
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет
умений экспериментирования 29
2.2 Организация и содержание работы по формированию у детей 5-6 лет умений экспериментирования посредством
наглядного моделирования 41
2.3 Выявление динамики уровня сформированности у детей
5-6 лет умений экспериментирования 60
Заключение 71
Список используемой литературы 75
Приложение А Сводные таблицы результатов исследования на констатирующем и контрольном этапах 78
Приложение Б Наглядные модели, отражающие алгоритмы действий в ходе проведения экспериментов на действенно-обучающем этапе, разработанные детьми 80
Приложение В Наглядная модель универсального алгоритма экспериментирования 82


На современном этапе развития общества возникают новые требования к современному человеку. Возникает новый тип личности - творческая, гибкая, умеющая прогнозировать, самостоятельно исследовать и решать проблемы личность. В связи с этим необходимо воспитание у растущего поколения самостоятельности, формирование исследовательских умений, активности, умения планировать и видеть результат своей деятельности.
Формирование умений экспериментирования возможно уже с раннего детства. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.
В дошкольном возрасте экспериментирование, по мнению Н.Н. Поддъякова, является ведущим видом деятельности, а в первые три года - практически единственным способом познания детьми мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выготский. Уже в младшем дошкольном возрасте возникает самостоятельное исследование дошкольников - стихийное познание окружающего мира, которое Н.Н. Поддьяков назвал «бескорыстным познанием». Первоначально это деятельность проб и ошибок. Ошибки - результат поиска новых способов преобразования. В результате появляются новые способы экспериментирования.
Проблема формирования умений экспериментирования у детей дошкольного возраста представлена в исследованиях таких авторов, как А.И. Иванова, И.Э. Куликовская, А.Н. Леонтьев, С.Н. Николаева, С.Л. Новоселова, А.Н. Поддьяков, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Рыжова, А.И. Савенков.
Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой разновидности познавательно-исследовательской деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним; осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Экспериментирование позволяет ребенку глубоко осваивать предметы и явления, познавать связи между объектами. Все запоминается крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных образовательных организаций. Так как эффективность экспериментирования определяется степенью сформированности у дошкольников соответствующих умений, то важно определить средство овладения навыками экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста. Основной мотив экспериментирования - направленность на получение новых знаний. Особенность - возможность ребенка изменять явление и выступать исследователем.
Во многих исследованиях подчеркивается значимость моделирования в освоении детьми структуры объекта познания (И.Б. Новик, Н.Г. Салмина, Е.Е. Сапогова, О.В. Сильнова, О.Г. Филимонова и другие ученые).
Наглядная модель может отражать как структуру объекта, так и структуру экспериментирования. Такая модель позволяет ребенку изучать собственную деятельность, осваивать ориентировочную основу этой деятельности (П.Я. Гальперин). В результате использования наглядных моделей, отражающих алгоритм экспериментирования, ребенок становится ее субъектом.
Знание педагогом способов использования наглядного моделирования в формировании у дошкольников умений экспериментирования, их вариантов и сравнительной эффективности даёт возможность творчески применять наглядные модели сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям основной образовательной программы дошкольного образования и другим конкретным условиям.
Таким образом, мы выявили противоречие между необходимостью формирования у детей 5-6 лет умений экспериментирования и недостаточным использованием педагогами наглядного моделирования, как средства для успешного осуществления данного процесса.
Выявленное нами противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности наглядного моделирования как средства формирования у детей 5-6 лет умений экспериментирования?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 5-6 лет умений экспериментирования посредством наглядного моделирования».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 5-6 лет умений экспериментирования посредством наглядного моделирования.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет умений экспериментирования.
Предмет исследования: наглядное моделирования как средство формирования у детей 5-6 лет умений экспериментирования.
Гипотеза исследования: мы предположили, что формирование у детей 5-6 лет умений экспериментирования посредством наглядного моделирования будет возможно, если:
- будет осуществляться поэтапно: мотивационный, действенно-обучающий, действенно-обобщающий, действенно-развивающий этапы;
- на разных этапах будет организовано экспериментирование с использованием готовых наглядных моделей, отражающих алгоритм действий в ходе проведения экспериментов, затем наглядных моделей, разработанных детьми для каждого эксперимента, и наглядной модели универсального алгоритма экспериментирования.
Задачи исследования:
1) на основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс формирования у детей 5-6 лет умений экспериментирования посредством наглядного моделирования;
2) выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет умений
экспериментирования;
3) определить содержание работы по формированию у детей 5-6 лет умений экспериментирования посредством наглядного моделирования;
4) выявить динамику уровня сформированности у детей 5-6 лет умений экспериментирования.
Теоретическо-методологической основой исследования явились:
- теоретические положения А.Н. Поддьякова, Н.Н. Поддьякова о детском экспериментировании;
- теоретические положения П.Я. Гальперина о поэтапном формировании у детей умственных действий;
- теоретические положения Л.А. Венгера, Г.А. Глотовой, Н.Г. Салминой, Е.Е. Сапоговой, О.В. Сильновой, О.Г. Филимоновой о знаково-символической деятельности детей дошкольного возраста и наглядном моделировании, как варианте знаково-символической деятельности, заключающаяся в оперировании дошкольниками знаково-символическими средствами.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, состоящий из контрольного, формирующего и констатирующего этапов;
- методы обработки полученных результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБДОУ детского сада № 2 Села Неверкино Пензенской области. В исследовании приняли участие 15 детей 5-6 лет.
Новизна исследования заключается в том, что разработаны серии экспериментов, направленных на формирование у детей 5-6 лет умений экспериментирования, с использованием наглядных моделей.
Теоретическая значимость исследования: обосновано поэтапное содержание работы по формированию у детей 5-6 лет умений экспериментирования посредством наглядного моделирования.
Практическая значимость: заключается в том, что разработанная наглядная модель универсального алгоритма экспериментирования и серии экспериментов с использованием наглядных моделей могут использовать в своей работе по формированию у детей старшего дошкольного возраста умений экспериментирования педагоги дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (29 наименований) и 3 приложений. Для иллюстрации текста используется 18 таблиц, 1 рисунок. Основной текст работы изложен на 77 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На современном этапе развития общества возникают новые требования к современному человеку. Возникает потребность в личности творческой, гибкой, умеющей прогнозировать, самостоятельно исследовать и решать проблемы. В связи с этим необходимо воспитание у порастающего поколения самостоятельности в познании, активности, способности решать проблемы опытно-экспериментальным путем, умения планировать и видеть результат своей деятельности. Это становится возможным, если ребенок владеет навыками экспериментирования.
Проблема формирования умений экспериментирования представлена в исследованиях таких авторов, как О.В. Дыбина, А.И. Иванова, И.Э. Куликовская, А.Н. Леонтьев, С.Н. Николаева, С.Л. Новоселова, A. Н. Поддьяков, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Рыжова, А.И. Савенков, B. В. Щетинина.
В начале нашего исследования мы предположили, что использование наглядных моделей может стать эффективным средством формирования умений экспериментирования у детей 5-6 лет, если: формирование у детей умений экспериментирования будет осуществляться поэтапно: мотивационный, действенно-обучающий, действенно-обобщающий, действенно-развивающий этапы; на разных этапах будет организовано экспериментирование с использованием как готовых наглядных моделей, отражающих алгоритм действий в ходе проведения экспериментов, так и наглядных моделей, разработанных детьми; на действенно-обобщающем этапе будет разработана наглядная модель универсального алгоритма экспериментирования, которая будет апробирована на действенно-развивающем этапе.
Данное предположение мы проверяли на состоятельность в ходе нашего исследования, которое предполагало осуществление констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
В соответствии с целью и гипотезой исследования нами был проведен констатирующий эксперимент, целью которого было: выявить исходный уровень сформированности у детей 5-6 лет умений экспериментирования.
В ходе констатирующего эксперимента мы опирались на следующие показатели сформированности умений экспериментирования у детей 5-6 лет, разработанные нами на основе исследований Л.Н. Менщиковой и Л.Н. Прохоровой:
- умение видеть проблему;
- умение принимать и определять цель эксперимента;
- умение анализировать объект или явление, выделять существенные связи и признаки;
- умение выдвигать гипотезы, предположения;
- умение планировать эксперимент;
- умение выбирать средства и материалы для осуществления эксперимента;
- умение осуществлять действия по намеченному плану;
- умение делать выводы, анализировать, фиксировать результат.
В соответствии с показателями в ходе констатирующего эксперимента были использованы соответствующие диагностические методики.
«Проанализировав полученные данные по всем диагностическим методикам, мы условно разделили детей по уровням сформированности умений экспериментирования.
Низкий уровень сформированности умений экспериментирования был выявлен у 4 детей (27%). Средний уровень был выявлен у 9 детей (60%). Высокий уровень был выявлен у 2 детей (13%). Выявленные результаты констатирующего эксперимента доказали необходимость осуществления работы по формированию умений экспериментирования у детей 5-6 лет.
Исходя из цели, гипотезы исследования, и учитывая результаты констатирующего эксперимента, мы определили цель формирующего эксперимента: разработать содержание работы, способствующее формированию у детей 5-6 лет умений экспериментирования посредством наглядного моделирования.
Программа формирующего эксперимента» [19] проводилась поэтапно:
- мотивационный, цель которого - формирование эмоционально-положительного отношения детей 5-6 лет к экспериментированию;
- действенно-обучающий, цель которого - формирование у детей 5-6 лет умения проводить эксперименты под руководством педагога и составлять наглядные модели, отражающие алгоритмы действий в ходе проведения экспериментов;
- действенно-обобщающий, цель которого - создание совместно с
детьми наглядной модели универсального алгоритма экспериментирования и формирование у детей 5-6 лет умения планировать эксперимент по универсальному алгоритму;
- действенно-развивающий, цель которого - способствовать
экспериментированию детей 5-6 лет при организации экспериментов, следуя универсальному алгоритму экспериментирования, представленному в виде наглядной модели.
В результате проведения формирующего эксперимента дети научились видеть проблему и определять цель эксперимента, анализировать объект или явление, выделять существенные связи и признаки, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, планировать свои действия, выполнять действия по алгоритму, анализировать результат своей деятельности.
«Исходя из цели и задач исследования, мы определили цель контрольного эксперимента: выявить уровень сформированности умений экспериментирования у детей 5-6 лет после проведения с ними формирующей работы.
Результаты контрольного эксперимента показали, что количество детей с низким уровнем сформированности умений экспериментирования было диагностировано у 1 ребенка (7%), средний уровень сформированности умений экспериментирования был диагностирован у 10 детей (66%), высокий уровень» [19] сформированности умений экспериментирования был диагностирован у 5 детей (27%).
В результате проведения контрольного среза по выявлению уровня сформированности у детей 5-6 лет умений экспериментирования, была выявлена следующая динамика:
- «количество детей с низким уровнем сформированности умений экспериментирования снизилось на 20% и составило 7% от общего количества детей;
- количество детей со средним уровнем сформированности умений экспериментирования увеличилось на 6% и составило 66% от общего количества детей;
- количество детей с высоким уровнем сформированности умений экспериментирования» [19] увеличилось на 14% и составило 27% от общего количества детей.
Результаты контрольного среза свидетельствуют об эффективности поэтапной работы по формированию у детей умений экспериментирования, в ходе которой на мотивационном и действенно-обучающем этапах было организовано экспериментирование с использованием как готовых наглядных моделей, отражающих алгоритм действий в ходе проведения экспериментов и экспериментов, так и наглядных моделей, разработанных детьми; на действенно-обобщающем этапе была разработана наглядная модель универсального алгоритма экспериментирования, которая прошла апробацию на действенно-развивающем этапе. Что свидетельствует о правильности выдвинутой в начале исследования гипотезы. Задачи исследования решены, цель работы достигнута, а гипотеза доказана.



1. Апполонова Н. И. Экспериментально-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Ульяновск. : «УИПКПРО», 2018.
С. 23-25.
2. Аксенова Т. А. Развитие дошкольника в познавательско- исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. 2016. № 12. С. 1-6.
3. Венгер Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание. 1982. № 3. С. 46-52.
4. Выготский Л. С. Психология развития человека. М. : Эксмо, 2020. 1136 с.
5. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М. : Издательство МГУ, 1985. 45 с.
6. Головин С. Ю. Словарь практического психолога [Электронный
ресурс]. URL: https://bookree.org/reader?file=737560(дата обращения:
27.06.2021).
7. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М. : Сфера, 2005. 192 с.
8. Дыбина О. В Поисково-познавательная деятельность детей дошкольного возраста : Учебное пособие для студентов факультета дошкольного воспитания. Тольятти. : Издательство Фонда «Развитие через образование». 2002. 131 с.
9. Дыбина О. В. Роль развивающей среды в организации поисковой деятельности. Современное детство: развитие, образование, культура // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ульяновск. : Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2005. 100 с.
10. Егорова Т. А. Развитие исследовательского потенциала дошкольников. Современный детский сад [Электронный ресурс]. URL:
https://new-disser.ru/_avtoreferats/01003010664.pdf (дата обращения:
03.07.2021).
11. Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. СПб. : Детство-пресс, 2019. С. 68-74.
12. Комарова И. А. К вопросу о разработке экспериментальной модели методики формирование осознанного отношения к природе у детей дошкольного возраста // Вектор науки ТГУ. Серия : Педагогика психология. 2010. № 2. С. 60-64.
13. Кутищева Е. М. Проектно-исследовательская деятельность в работе с современными дошкольниками // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2014. № 4. С. 113-117.
14. Лебедева С. А. Развитие познавательной деятельности дошкольников на основе схематизации // Вопросы психологии. 1997. № 3. С. 20-27.
15. Лисина М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками [Электронный ресурс]. URL: http://psychlib.ru/mgppu/LOl-1997/LOl-2271 (дата обращения: 30.06.2021).
16. Мамаева О. В. Развитие исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста через эксперименты с физическими явлениями // Дошкольная педагогика. 2014. № 1. С. 20-22.
17. Мартынова Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Волгоград. : Учитель.2011. С. 118-121.
18. Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. № 4. С. 56-67.
19. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации. 3-е издание исправленное и дополненное. М. : АРКТИ, 2015. 64 с.
20. Переверзева А. Н. Что значит экспериментирование для дошкольника? Теория и практика образования в современном мире // Материалы II международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). СПб. : Реноме, 2012. С. 51-54.
21. Поддьяков Н. Н. Обучение дошкольников экспериментированию [Электронный ресурс]. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1991/914/914029(дата обращения: 01.07.2021).
22. Поддьяков Н. Н. Социальное экспериментирование дошкольников как основа их духовного и личного развития // Стратегия дошкольного образования в 21 веке : проблемы и перспективы. М. : Сфера. 2001. С. 5-7.
23. Прохорова Л. Н. Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры дошкольников. Владимир : ВОИУУ, 2013. 203 с.
24. Ребенок в мире поиска : программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О. В. Дыбиной. М. : ТЦ Сфера, 2005. 64 с.
25. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения
дошкольников [Электронный ресурс]. URL:
https://studfile.net/preview/6306191 (дата обращения: 30.06.2021).
26. Сапогова Е. Е. Моделирование как этап развития знаково-символической деятельности дошкольников // Вопросы психологии. 1992. № 5-6. С. 26-30.
27. Смирнова Е. О. Детская психология. М. : Кнорус, 2018. 280 с.
28. Уваров Л. В. Символизация в познании. Минск : Наука и техника, 1971. 95 с.
29. Щетинина В. В. К вопросу о развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников // Проблемы дошкольного образования на современном этапе : сб. науч. статей. Вып.10; в 2-х частях, Ч. 2. Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2012. С. 133-143.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ