Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПЕНИЯ

Работа №120370

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы55
Год сдачи2018
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
98
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития связной речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 9
1.1 Психолого-педагогические основы развития связной речи у детей 5-6 лет задержкой психического развития 9
1.2 Характеристика пения как средства развития связной речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 15
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию связной речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством пения 22
2.1 Выявление уровня развития связной речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 22
2.2 Содержание работы по развитию связной речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством пения 35
2.3 Выявление динамики уровня развития связной речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 41
Заключение 48
Список используемой литературы 50
Приложения 53

Речь - это многосторонний и сложный процесс, неотъемлемой частью которого является связная речь. С.Л. Рубинштейн считал, что логичность речевого высказывания понятная для собеседника, должна отличаться связностью изложения. Речь играет в жизни человека огромную роль, является орудием человеческого мышления, служит основным средством общения для человека с другими людьми. Социальный мир, в который приходит ребенок, разнообразен. Что бы жить в нем полноценно, ребенку необходимо многому научиться. Ребенок должен самостоятельно устанавливать речевой контакт и не испытывать при этом особых затруднений. Связная речь является для ребенка ключом общения, помогающим донести свои мысли до собеседника.
У детей с задержкой психического развития имеются особенности, которые выражаются в усвоении ими знаний, пониженной познавательной активности, а так же в нарушении различных сторон речи. Е.М. Мастюкова отмечает, что, несмотря на пониженную обучаемость, дети с задержкой психического развития способны использовать помощь педагога, переносить свои навыки умственной деятельности в другие ситуации.
Педагог должен помогать ребенку постоянно обогащать его лексический багаж, чтобы ребенок мог точнее выразить свои мысли. Уделяя особое внимание развитию связной речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития, педагоги развивают у детей умение эмоционально воспринимать художественные произведения, чувствовать и понимать простейшие формы языковых средств, правильно произносить слова и строить предложения, осознавать, из каких звуков состоит слово и из каких слов состоит предложение.
Л.С. Выготским говорил, что по построению высказывания ребенка можно судить об уровне его речевого развития, так как связная речь и мыслительные процессы - это одно целое. Исследования Л.С. Выготского свидетельствуют о возможности освоения связной речи детьми 5-6 лет с задержкой психического развития. Это целенаправленная работа педагога, который учит детей правильному оформлению высказывания при помощи жестов и мимики, умению выражать свое отношение к событию, яркому образу, отраженному в тексте. Выразительность речи ребенка также стимулирует положительная оценка взрослым его речевых высказываний.
Дети с большим удовольствием посещают музыкальные занятия. Музыкальная деятельность - это один из самых любимых видов детской деятельности. Пение, как разновидность музыкальной деятельности, стимулирует у детей умственные процессы, развивает память, внимание, мышление и слух. Пение решает многие задачи, касающиеся развития речи, поэтому может рассматриваться как эффективный способ развития связной речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Работа по развитию связной речи детей 5-6 лет с задержкой психического развития обширна и нуждается в четкой организации. При единстве требований к ребенку со стороны педагогов и родителей этот процесс будет проходить успешнее, так же необходима систематичность и последовательность.
В настоящее время выявлено следующее противоречие: несмотря на обоснованную в психолого-педагогических исследованиях роль пения в развитии связной речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, на практике педагоги не владеют способами и приемами развития связной речи детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством пения.
Выявленное противоречие обусловило постановку ключевой проблемы исследования - каковы возможности пения в развитии связной речи детей 5-6 лет с задержкой психического развития?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально доказать возможность развития связной речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством пения.
Объект исследования - процесс развития связной речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования - пение, как средство развития связной речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: мы предположили, что развитие связной речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством пения будет наиболее эффективным, если:
• разработать серии упражнений, направленных на развитие у детей всех компонентов связной речи (точность речи, содержательность, логичность, грамматическая правильность речи, богатство языковых средств);
• использовать упражнения при организации совместной и индивидуальной деятельности педагога и детей речевой направленности;
• использовать средства наглядности при организации упражнений по пению.
В соответствии с поставленной целью, объектом и гипотезой, сформулированы следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы проблемы развития связной речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
2. Выявить уровень развития связной речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
3. Разработать, обосновать и экспериментально проверить содержание работы по развитию связной речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
4. Выявить динамику уровня развития связной речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: анализ теоретических положений психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования являются:
• теоретические положения Л.С. Выготского о когнитивных предпосылках в развитии речи и языка, направлении речи и ее закономерностях у детей дошкольного возраста с проблемами в развитии;
• теоретические положения В.А. Ковшикова, Р.Д. Тригера о патологии речи и их проявлениях, связанных с общими психопатологическими особенностями и протеканием речевой деятельности детей с задержкой психического развития;
• теоретические положения Е.В. Мальцевой о классификационных особенностях развития связной речи детей с задержкой психического развития;
• теоретические положения А.Л. Арисмеди о развитии вокальных навыков у дошкольников с задержкой психического развития.
Новизна исследования заключается в том, что обоснованы потенциальные возможности использования пения для развития связной речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены показатели и дана качественная характеристика уровней развития связной речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное нами содержание работы по развитию связной речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития может быть использовано воспитателями групп компенсирующей и комбинированной направленности дошкольных образовательных организаций и родителями (законными представителями) воспитанников с проблемами в развитии.
Экспериментальной базой исследования является МБУ детский сад № 200 «Волшебный башмачок» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 5-6 лет с задержкой психического развития.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (31 источник) и 3 приложений. Работа проиллюстрирована 2 таблицами и 12 рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


У детей с задержкой психического развития имеются нарушения связной речи, которые в дальнейшем приведут к серьезным проблемам в обучении в школе. Мир, в который приходит ребенок разнообразен. Чтобы жить в нем полноценно, ребенку необходимо овладеть связной речью.
У детей с задержкой психического развития помимо речевого нарушения наблюдается нарушения других видов деятельности, отставание развития психических процессов и личности ребенка. Поэтому музыка и пение оказывает большую помощь в коррекционной работе. С помощью пения можно значительно повысить уровень связной речи у детей с задержкой психического развития.
С помощью подобранных диагностических заданий нам удалось определить, что детей с низким уровнем в КГ - 80% , а в ЭГ - 60%. Это позволяет нам говорить о необходимости проведения целенаправленной работы по развитию связной речи у детей с задержкой психического развития.
Данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента показали, что связная речь у детей 5-6 лет с задержкой психического развития развита недостаточно: отмечается отсутствие логической последовательности, не связность, нарушение причинно-следственных связей, фрагментарность, не точность.
Наше исследование позволило нам предположить, что процесс развития связной речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством пения будет эффективным, если: разработаны серии упражнений, направленных на развитие у детей всех компонентов связной речи (точность речи, содержательность, логичность, грамматическая правильность речи, богатство языковых средств); использованы упражнения при организации совместной и индивидуальной деятельности педагога и детей речевой направленности; использованы средства наглядности при организации упражнений по пению.
Экспериментальная работа, проведенная нами, позволила определить эффективность использования пения и выявить положительную динамику развития связной речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Таким образом, можно сделать вывод об эффективности разработанных нами серий упражнений на развитие связной речи у детей 5-6 лет задержкой психического развития. После формирующего этапа в экспериментальной группе детей с высоким уровнем увеличилось на 20%, со средним уровнем на 60%, а с низким уменьшилось на 80%.


1. Арисмеди, А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание [Текст] / A. Л. Арисмеди - М. : Прогресс, 2007. - 134 с.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М. : Просвещение, 2008 - 163с.
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] : Избранные психологические труды / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна; вступ. ст. Д.И. Фельдштейна. - 3-е изд. - М. : Московский психолого-социальный институт, Воронеж : НПО «МОДЭК» 2001. - 352 с. - (Серия «Психологи Отечества»).
4. Борякова, Н.Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР [Текст] / Н.Ю. Борякова, М.А. Касицына. - М. : Сфера, 2007 - 96 с.
5. Ветлугина, Н.А. Музыкальные занятия в детском саду [Текст] / Н.А. Ветлугина. - М. : Просвещение, 2004. - 57 с.
6. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок [Текст] / Н.А. Ветлугина. - М. : Педагогика, 2006. - 284 с.
7. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. - 512 с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»). - С. 102-154 (Речь и мышление).
8. Глухов, В.П. Особенности формирования просодического компонента речи дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / B. П. Глухов - М. : Грааль, 2001. - 45 с.
9. Астапов, В.М. Дети с нарушениями развития [Текст] : Хрестоматия / В.М. Астапов. - М. : Просвещение, 2005 - 236 с.
10. Егорова, А.В. Нарушение актуализации словаря дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / А.В. Егорова. - М. : Просвещение, 2007 - 89 с.
11. Егоров, А.Н. Гигиена голоса и его физиологические основы [Текст] / А.Н. Егоров - М. : Музгом, 2001 - 143 с.
12. Жилинская, С.А. Игровые модели детского фольклора [Текст] / С.А. Жилинская - Екатеринбург: Грааль, 2001 - 172 с.
13. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] / С.Д. Забрамная - М. : Просвещение, 2005 - 124 с.
14. Ковшиков, В.А. Исправление нарушений различных звуков [Текст] / В.А. Ковшиков - Спб.: Свет , 2004 - 149 с.
15. Коненкова, И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / И.Д. Коненкова - М. : ВЛАДОС, 2009 - 213 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ