ВВЕДЕНИЕ 11
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОЛОДЕЖНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 16
1.1. Молодежь как социально-демографическая группа 16
1.2. Основные направления реализации государственной социальной
политики в отношении молодежи в России 27
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ПО УКРЕПЛЕНИЮ СТАБИЛЬНОСТИ МОЛОДОЙ СЕМЬИ В Г. ТОМСКЕ 34
2.1. Содержание и специфика реализации муниципальной молодежной
политики 34
2.2. Анализ влияния муниципальной молодежной политики на
укрепление стабильности молодой семьи на региональном уровне 40
2.3. Социальное самочувствие и ценностные ориентации молодой семьи
в г.Томске 48
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ .. 66
3.1. Направления решения проблем российского молодежного рынка труда 66
3.2. Механизмы социальной поддержки и укрепления молодой семьи 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 89
В условиях неблагоприятной демографической ситуации и развивающейся тенденции старения населения активизируется внимание ученых, аппарата органов власти, общественности к молодой семье, поскольку именно она наиболее активно включена в процесс воспроизводства населения, социализацию и воспитание подрастающего поколения, является главным трудовым ресурсом страны и проводником в передаче и сохранении социокультурных норм и ценностей от поколения к поколению.
Наше общество на современном этапе развития характеризуется трансформацией семейно-брачных отношений, нарастанием кризисных явлений и нестабильностью института семьи, приводящих к увеличению числа нерегистрируемых браков, разводов, росту неполных и уменьшению многодетных семей, а также семей, находящихся в зоне риска.
Актуальность темы исследования определяется рядом факторов, оказывающих влияние на процесс социализации личности. Помимо этого, следует учесть современную тенденцию к усложнению и дифференцированности окружения, которая реализуется в процессе социализации молодежи и содействует удлинению стадии достижения общественной зрелости, что в свою очередь позволит в большей степени соответствовать молодым людям сформировавшимся реалиям в образовательной, профессиональной и остальных областях деятельности. Современной молодежи следует научиться самостоятельно реализовывать себя, основываясь, в первую очередь, на собственных силах и способностях. Согласно данным обстоятельствам, следует изучить особенности социализации молодежи субъектов РФ, сформулировать основанные ценностные ориентиры, к которым относятся семейные ценности, благополучные модели поведения, социальная успешность молодых людей, востребованность на рынке труда и сформировать единую «картину»
отечественного молодежного социума. Данное обстоятельство разрешит разрабатывать и реализовывать программы государственной молодежной политики, предельно беспристрастно соответствующие действительной обстановке в государстве, приобретая во внимание надобности, вопросы и направленности молодого поколения.
Действенное социально-экономическое модифицирование отечественного общества сопровождается инициативным увеличением исследовательского внимания к молодежной проблематике, что для нашей страны особенно актуально.
Трансформирование общественных институтов в обстоятельствах переходного периода и становления новых социально-экономических отношений порождает новые механизмы социальной адаптации молодежи.
Всякий вопрос, связанный с молодым поколением, с необходимостью воспроизводит действительное положение общества, а также задает условия формирования общества в общественном, экономическом и политическом плане.
Термин «социальная работа с молодежью» еще не оформился в системе социальной работы в России. Тем не менее, характерные общественные вопросы молодого поколения принуждают говорить о потребности создания технологий социальной работы, годных для разрешения данных вопросов. Из наиболее волнующих социум вопросов, следует отметить проблемы распространения наркомании и СПИДа, проституцию, увеличение криминальной активности молодого поколения и несовершеннолетних. Создание технологии социальной работы с молодежью усложняется также тем, что, молодые россияне часто не являются добровольными клиентами социальных служб. Культура обращения в социальную службу для разрешения личных вопросов в окружении отечественной молодежи еще не выработана. Все вышесказанное указывает на необходимость проявить особое внимание на работе с молодежью.
К сожалению, современные экономические и социальные программы не всегда в полной мере учитывают специфическую социальную позицию молодого поколения в процессе общественного развития. В связи с этим актуальность и социальная значимость исследований социальных проблем молодежи, научной разработки инновационных средств, форм и критериев социальной работы с молодым поколением не только не снижается, но и имеет устойчивую тенденцию к значительному повышению.
Проблема исследования.
1.Одним из наиболее тяжелых следствий несогласованности экономических взаимоотношений на отечественном рынке труда стало увеличение молодежной безработицы, которое влечет за собой значимые необратимые утраты в результате недоиспользования и потери трудового потенциала уже на первоначальном этапе его генезиса. Это определяет, с одной стороны, потребность усиления теоретических суждений, выявляющих основания несогласованности экономических взаимоотношений, особенно на молодежном рынке труда России, а, с другой - необходимость в действиях, способствующих созданию обстоятельств для наиболее результативного осуществления производительного и интеллектуального потенциала молодежи. В отечественных обстоятельствах улучшение системы экономических взаимоотношений рынка труда предстает одним из отправных факторов, содействующих инициировать передовые тенденции в формировании национальной экономики.
2. Молодая семья является одной из наиболее незащищенных групп населения, нуждающейся в поддержке со стороны органов государственной власти. К сожалению, остаточный принцип финансирования социальной сферы, устаревшие механизмы и технологии социальной защиты молодой семьи, акцент в деятельности региональных и муниципальных органов государственной власти на удовлетворении минимальных материальных потребностей социально нуждающихся категорий семей, приводят к деструкции самоценности семьи, формированию социальной пассивности и превращению ее в объект социальной помощи. В этих условиях возникает потребность разработки научно обоснованных рекомендаций по формированию технологий и механизмов изменений института молодой семьи, эффективной молодежной семейной политики, адекватных современному состоянию управления в стране.
Объектом данного исследования является молодежь как особая социально-демографическая группа.
Предметом являются характерные особенности и основные проблемы социально-демографической группы молодежи в связи с особенностями реализации социальной политики на муниципальном уровне.
Цель данной работы - выявление основных направлений реализации муниципальной социальной политики и участие в ней молодежи и образа молодой семьи как социальной модели, в которой реализуется положительные ценностные ориентации молодежи (на примере г. Томска).
Исходя из цели, ставятся следующие задачи:
- исследовать понятие «молодежи» и рассмотреть молодежь как социально-демографическую группу;
- рассмотреть содержание и особенность реализации муниципальной молодежной политики, ее влияния на укрепление стабильности молодой семьи;
- исследование социального самочувствия и ценностных ориентаций молодой семьи в г. Томске;
- определить основные направления и механизмы молодежной политики по укреплению стабильности молодой семьи в муниципальном образовании.
Гипотеза исследования: В работе с различными категориями населения особенное внимание должно быть уделено работе с молодежью, как социальной категории людей, на которых может быть оказано положительное влияние, способствующее формированию ориентаций на самостоятельность и ответственность молодых граждан в принятии стратегий собственной жизни. Молодая семья как социальная модель является воплощением положительных социальных ориентиров молодых людей и объектом особого внимания региональной социальной политики.
Методологическую основу исследования составляют фундаментальные концепции, изложенные в работах классиков социологии, современных отечественных и зарубежных ученых, в которых содержатся подходы к исследованию адаптации молодежи, и связанных с ними механизмов регуляции социального поведения личности.
Проведенное исследование позволило на основе мнений респондентов представить развернутую характеристику современной молодой семьи - одного из главных субъектов молодежной политики муниципального образования г. Томска, а также сформулировать комплекс важнейших направлений и механизмов улучшения положения молодой семьи города.
Проведенный анализ позволил вычленить и сформулировать следующие направления совершенствования муниципальной молодежной семейной политики: развитие нормативно-правовой базы по обеспечению проведения активной семейной политики на уровне федеральной, региональной и муниципальной власти, оказание социальной защиты, помощи и поддержки молодой семье в осуществлении ею своих функций и в устранении возникающих дисфункций, решение проблемы трудоустройства молодежи, осуществление социально-педагогической и психологической поддержки молодой семьи, развитие образования, совершенствование экологической обстановки и укрепление здоровья горожан, особенно молодежи, повышение уровня жизни молодых томичей, возрождение и укрепление института семьи на основе традиционных социокультурных ценностей, организация культурного развития и досуга молодежи и информирование молодежи, пропаганда через СМИ престижности и ценностей семейного образа жизни, формирование позитивного «просемейного» общественного мнения.
Направления решения проблем российского молодежного рынка труда:
I. Эффективным методом решения проблем молодежной безработицы, по нашему мнению, является создание молодежных бирж труда. Спецификой деятельности молодежной биржи труда является акцент на решение проблем молодежи силами самой молодежи. Структура молодежной биржи труда может представлять собой системное объединение отделов самопомощи, консультирования, профориентации, работающих в тесной связи Центром занятости населения, органами местного самоуправления и бизнесом.
В отделе самопомощи может работать группа социально активных молодых людей. Они будут создавать банк безработных из числа молодежи (как имеющих, так и не имеющих официального статуса безработного); вести и пополнять банк вакансий, налаживать взаимодействие и обмен информацией с работодателями, Центром занятости населения, кадровыми агентствами и безработной молодежью.
Работа молодежной биржи труда не может быть эффективной без участия органов местного самоуправления и совершенствования механизмов политики занятости. Для этого необходимо на федеральном, региональном и муниципальном уровне активизировать такие направления как:
1) Содействие общеобразовательной и профессиональной подготовке и подготовке молодежи к труду, профориентация, информирование о положении на рынке труда, подготовка к конкурентной борьбе на рынке труда;
2) Содействие трудовой занятости молодежи, поддержку
предприятий и организаций, создающих новые рабочие места для молодежи; формирование постоянных рабочих мест; создание возможностей для организации вторичной занятости подростков и молодежи; создание инфраструктуры учреждений и предприятий для занятости молодежи (и в первую очередь - подростков), в том числе предприятий социального трудоустройства молодежи;
3) Регулирование рынка труда (правила найма и увольнения работников и характер трудовых договоров; учет фактического исполнения
законов; баланс законодательного, коллективного и рыночного регулирования);
4) Совершенствование системы социальной защиты работников (страхование от безработицы и другие меры поддержки доходов; разработка активных программ развития рынка труда);
5) Развитие системы подготовки и переподготовки кадров по приоритетным направлениям технического прогресса с учетом потребности экономики.
II. Следующим направлением в сфере молодежной политики в сфере занятости является перепрофилирование части платных ВУЗов в стране.
Ряд платных высших учебных заведений необходимо постепенно и планомерно закрывать, их число непомерно растёт. Уровень подготовки специалистов в таких ВУЗах очень слабый, дискредитирующий саму идею университетского образования. Часть таких платных высших учебных заведений можно было бы переориентировать на оказание услуг по профессионально-технической подготовке кадров.
По сути, это перепрофилирование высшего учебного заведения в ПТУ. При этом необходимо пересмотреть саму систему подготовки специалистов в ВУЗах, ликвидировать её оторванность от реалий сегодняшнего дня. Переводя ВУЗы в разряд средне - специальных, необходимо учитывать также потребность рынка труда в специалистах и в уровне их профессиональной подготовки. Именно бизнес-структуры, заинтересованные в высококлассных специалистах, должны принимать участие в разработке образовательных стандартов.
III. Приоритетом следующего десятилетия является кардинальная технологическая модернизация российской экономики, требующая как подготовки кадров с новыми компетенциями, так и формирования мощного источника инновационных идей и технологий в системе высшего образования. Таким источником является развитие фундаментальной науки в вузах, ускоренное развитие прикладной исследовательской базы, проведение прикладных исследовательских работ в интересах инновационного развития отраслей реальной экономики.
Реализация государственной молодежной политикой по укреплению молодой семьи, проводимой в муниципальном образовании, осуществляется с использованием программно-целевого метода, который позволяет осуществить централизацию и прозрачность действий как при формировании стратегии решения социально-экономических проблем, так и при определении ресурсного обеспечения ее выполнения.
Инструменты реализации молодежной политики и стратегия развития молодой семьи как социального фактора повышения эффективности молодежной политики в муниципальном образовании должны влиять на снижение давления негативных и повышение влияния позитивных факторов на молодую семью, обеспечивая положительную тенденцию в создании комфортных условий для такой семьи.
1. Андреенкова Н.В. Сравнительный анализ удовлетворенности жизнью и определяющих ее факторов// Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010. № 5(99). С. 189-215
2. Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию. - СПб.: Алетейя, 2000. - 268 с.
3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: Медиум, 1995. - 323 с.
4. Безрукова, О.Н. Социология молодежи: Учебно-методическое пособие. Факультет социологии СПбГУ / О.Н. Безрукова. - СПб: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2004. - 35 с.
5. Бессонова А.А. Молодежь как социальная общность
постиндустриальной информационной реальности / А.А. Бессонова // Вестник ТГУ. - 2012. - Вып.6 (110). - С.276
6. Вишневский Ю. Р., Шапко В. Т. Социология молодежи. - Екатеринбург, 2006. - 433 с.
7. Государственная молодежная политика: опыт, прогнозы, приоритеты /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, №4 (116) 2000. С. 81
8. Гаврилюк В.В. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации / В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз // Социологические исследования. - 2002. - №1. - С.96.
9. Егоров М.И., Покровская Н.Н. Социокультурные регуляторы толерантности: смыслообразующие жизненные ценности и культура ненасилия - СПб.: Вестник Балтийской педагогической Академии, 2012. - Вып. 108. Современные тенденции практической психологии и социальных технологий. - С. 71 -77
10. Закон Томской области о государственной молодежной политике в Томской области. [Электронный ресурс] / Сайт Законодательной Думы
Томской области. URL:http:// duma. tomsk.ru/
files2/11178_Materialy_k_8_sobra..(свободный)
11. Закон СССР от 16 апреля 1991 года N 2114-1 «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. №19. Ст. 533).
12. Зубок, Ю.А. Становление и развитие отечественной социологии молодежи / Ю.А. Зубок, В.И. Чупров // СоцИс. - 2008. - №7
13. Зубок Ю.А. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи / Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. - М., 2008.
14. Зубок Ю.А. Феномен риска в социологии: опыт исследования молодежи / Ю.А. Зубок. - М.: Мысль, 2007- С.170.
15. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодежный экстремизм. Сущность и особенности проявления // Социологические исследования. - 2008. - № 5. - С. 37-47.
16. Иконникова С. Н. Молодежь. Социологический и социальнопсихологический анализ / С. Н. Иконникова. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1974.
17. Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи. - Санкт-Петербург, 2003. - 390 с.
18. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1987. С.85
19. Котляр А. Э. О понятии рынка труда // Вопросы экономики. - 2001. - № 1. - С. 33-45
20. Краткий словарь по социологии / Под. общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина - М.: Политиздат, 2001. С.480
21. Константиновский Д.Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы - начало 2000-х) / Д.Л. Константиновский. - М., ЦСП, 2008
22. Ковалева, А.И. Социализация / А.И. Ковалева // Знание. Понимание. Умение. Энциклопедия гуманитарных наук. - 2004. - №1.
23. Концепция государственной политики в отношении молодой семьи. Сайт министерства образования и науки URL: mon.gov.ru/work/vosp/dok/3697/
24. Лисовский, В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие / В.Т Лисовский. - СПб. СПбГУП, 2000. - 519 с.
25. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) / В.Т. Лисовский // СоцИс. - 1998. - №5
26. Лисовский В. T. Советское студенчество. Социологические очерки. - М.: Мысль, 1990. С.48
27. Луков В. А. Концептуализация молодёжи в XXI веке: новые идеи и подходы // СОЦИС - 2012. - № 2. - С. 21-30
28. Митягина Е. В., Бушкова-Шиклина Э. В. Молодёжный потенциал: понятийные границы и возможности социологического измерения // Инновационный потенциал современной молодежи: проблемы и условия развития. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2010. - С. 8-19.
29. Митягина Е. В., Бушкова-Шиклина Э. В. Система человеческого потенциала: концептуализация понятия // Вестник ВятГГУ. - 2010. - № 3. - С. 15-21
30. Манхейм К. Диагноз нашего времени / К. Манхейм. - М., 1994. - С.445-446.
31. Окольская Л. А. Социализация с точки зрения социального конструктивизма и теорий социального воспроизводства // Вопросы воспитания. - 2010. - № 1 (2). - С. 25-33
32. Областное государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Томска и Томского района»// http://czn.tomsk.ru
33. Положение о «Молодежном Совете города Томска»
[Электронный ресурс] / Сайт Думы города Томска. URL:http:// duma.admin.tomsk.ru/Molodeg/ (свободный).
34. Постановление Администрации г. Томска от 26 сентября 2014 года № 964 «Об утверждении муниципальной программы «Молодежь Томска» на 2015-2020 годы»
35. Постановление Правительства РФ от 03.03.2012 N 186 (ред. от 09.06.2016) «О федеральной целевой программе «Культура России (2012 - 2018 годы)»// Российская газета, N 62, 22.03.2012
36. Регламент Молодежного Совета [Электронный ресурс] / Сайт Молодежного Совета города Томска. http:// молодёжныйсовет.рф/reglament- msgt.html (свободный).
37. Ручкин Б. А. Молодежь и становление новой России // СОЦИС - 1998. - № 5. - С. 90-98
38. Рубчевский К. В. Социализация личности: интериорезация и социальная адаптация // Общественные науки и современность. - 2003. - С. 147-151.
39. Социологический словарь / Под ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. - М.: Норма, 2008. С.280
40. Социология молодежи. Энциклопедический словарь / Отв. ред. Ю.А. Зубок и В.И. Чупров. - М., 2008.
41. Сотникова, А.В. Студенческая молодежь: теоретические и методологические проблемы исследования в социологической науке / А.В. Сотникова // Теория и практика общественного развития. - 2011. - №3. - С.86.
42. Стратегия государственной молодежной политики в РФ [Электронный ресурс] / Сайт Молодежного Совета города Томска http://xn-- b 1 adecpjglfbe9aq4jvd.xn--p 1 ai/dokumenti.html (свободный).
43. Суртаев В. Я. Молодежь и культура. - СПб.: Изд-во СПб. гос. унта культуры и искусств, 1999. С.152
44. Солодникова И. В. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни // СОЦИС - 2007. - № 2. - С. 63-75.
45. Салагаев А. Л., Шашкин А. В. Молодежные группировки: опыт пилотного исследования // СОЦИС - 2004. - № 9. - С. 50-58
46. Социология молодежи / Под ред. В.Т. Лисовского. - СПб., 1996. -
С.32.
47. Филоненко В.И. Современное российское студенчество в транзитивном обществе: противоречия и парадоксы социализации / В.И. Филоненко. - Ростов н/Д, 2009. - С.108.
48. Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок. - М., 2000. - С.6
49. Чередниченко Г.А. Образовательные траектории и профессиональные карьеры (на материалах социологических исследований молодежи). - М.: ИС РАН, 2012.- ISBN 978-5-89697-217-4. - С.15
50. Шафрановкуцев Г.Ф., Ефимова Г.З. Исследовательский потенциал и социальное самочувствие аспирантов // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. - 2013. - №8. - С.71-72