Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Современная музыкальная субкультура как фактор социализации молодежи

Работа №120307

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

методика преподавания

Объем работы70
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
107
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения молодежной музыкальной субкультуры 9
1.1 Проблема изучения молодежной музыкальной субкультуры в научных исследованиях 9
1.2 Типология современной молодежной музыкальной субкультуры 12
1.3 Музыкальная субкультура как элемент социализации современной молодежи 20
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по изучению музыкальной субкультуры как фактора социализации молодежи 29
2.1 Изучение музыкальных предпочтений молодежной среды 29
2.1.1 Описание методики первого этапа констатирующего эксперимента 31
2.1.2 Описание результатов исследования 31
2.1.3 Методики второго этапа констатирующего эксперимента 39
2.2. Вовлеченность молодежи в деятельность по популяризации музыкальной субкультуры как фактора социализации 45
2.3 Основные тенденции использования механизмов влияния молодежной субкультуры на социализацию молодежи 53
Заключение 64
Список используемой литературы и используемых источников 66

Основным направлением государственной молодежной политики России является деятельность по «созданию правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека посредством развития молодежных объединений, движений и инициатив» [1]. В принятой Правительством РФ концепции «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» отмечается необходимость создания в рамках «государственной молодежной политики» системы мер, «направленных на гражданско- патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, расширение возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышение уровня ее потенциала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны, а также упрочения ее лидерских позиций на мировой арене» [1].
Важную роль в реализации данной политики играет современная музыкальная субкультура, объединяющая различные музыкальные течения, популярные в молодежной среде. Этот фактор признается во властных и законодательных государственных органах. Так, в декабре 2018 г. в Госдуме в формате круглого стола состоялась встреча известных российских рэперов с депутатами, представителями МВД и молодежного парламента, целью которого было налаживание конструктивного диалога и взаимопонимания.
Субкультурные теории сформулированы в работах представителей Чикагской школы социологии (A. Cohen, М. Gordon) и центра по изучению культуры университета Бирмингема (Великобритания) (Ph. Cohen, A. McRobbie, P. Willis).
В современной педагогике вопросы социализации рассматривается рядом отечественных авторов: Е.В. Ароновой, А.А. Мелик-Пашаевым, И.В. Руденко, А.А. Юриковым и др.
Представляют интерес направления, основанные на осмыслении субкультурного пространства через стиль и тенденции моды (N. Macdonald, М. Atkinson) и музыкальные сцены (К. Golder, Н. Becker, P. Gilroy).
Следует отметить, что проблемы молодежной музыкальной субкультуры в России стали активно изучаться только в постсоветский период. Это можно объяснить негативным отношением советских и партийных руководителей к проникновению в молодежную среду западных музыкальных течений и прежде всего рок-музыки, которая воспринимались исключительно, как одна из форм антисоветской пропаганды. В исследованиях советского периода затронуты в основном особенности музыкального андеграунда эпохи перестройки, вершиной которого считается творчество группы «Кино» и В. Цоя.
Большинство авторов (Л. Коган, З. Сикевич, Л.И. Мельник) в своих исследованиях рассматривают проблему музыкальных предпочтений современной молодежи, благодаря которым было введено понятие «молодежная музыкальная субкультура» [17]. В исследовании музыкальной субкультуры хип-хопа Л.И. Мельник рассмотрены способы адаптации современного молодого поколения в меняющемся социокультурном пространстве. В частности, автор отмечает, что «художественные интересы и ценности хип-хопа представлены как фактор творческой, духовно-нравственной и социальной самореализации молодого поколения, как поиск путей выхода молодёжи из идеологического кризиса» [17].
В работах ученых Курганского государственного университета, представленных в сборнике «Время культуры в региональном пространстве», значительное внимание уделяется исследованию региональной специфики становления культурных феноменов, а также проблеме осмысления сущностных характеристик молодежных субкультур.
Проблема молодежных музыкальных субкультур в реалиях настоящего времени заслуживает особого внимания. Музыка рассматривается нами как часть современного социализирующего процесса. Она способна конструировать определенный жизненный стиль, который во многом зависит от выбора музыкальных предпочтений конкретного человека. Поэтому молодежные музыкальные субкультуры рассматриваются нами как один из факторов социализации молодежи, что и определяет актуальность нашего исследования.
Вместе с тем, в настоящее время остаётся мало изученным вопрос влияния музыкальной субкультуры на социализацию современной молодёжи. Изучение проблем сущности и качества молодёжного музыкального субкультурного движения сегодня имеет широкий резонанс в мировой исследовательской практике.
Анализ научных проблем и существующей практики позволил нам выявить следующее противоречие:
- между недостаточностью исследований в области анализа современных молодежных музыкальных субкультур и аспектов социализации молодежи.
Проблема исследования: каковы основные тенденции влияния музыкальной субкультуры на социализацию молодежи?
Объект исследования - процесс социализации молодежи.
Предмет исследования - современная музыкальная субкультура.
Цель работы - изучить основные тенденции современной музыкальной субкультуры и ее влияние на процессы социализации молодежи.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что современная музыкальная субкультура может рассматриваться как фактор социализации молодежи, если популяризация различных направлений молодежной музыки основана на ценностях современного общества и является мотивом для реального участия в социально-значимой деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Проанализировать современное состояние современной молодежной субкультуры.
2) Выявить особенности и факторы влияния современной музыкальной субкультуры на процесс социализации молодежи.
3) Определить критерии и показатели, выявляющие музыкальные предпочтения молодежи.
4) Дать характеристику форм и методов социально-значимой деятельности по популяризации музыкальной субкультуры.
Для решения поставленных задач в работе применялись следующие методы исследования: теоретические (анализ современного состояния проблемы, интерпретация, обобщение опыта и пр.); эмпирические (опрос- анкетирование, интервьюирование, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, методы математической и статистической обработки фактических данных).
Теоретическую основу исследования составили:
• работы, связанные с проблемой анализа и классификации музыкальной субкультуры (М. Брейка, Ю.Н. Давыдова, Н.Р. Исхакова, Д. Йингера, С.И. Левиковой, В.Ф. Левичевой, В.Т. Лисовского, В.А. Лукова, Т. Роззака, А.Л. Салагаева, З.В. Сикевич, С. Фрита, Д. Хебдиджа, Т.Б. Щепанской и др.) [36, 30, 10];
• психолого-педагогические исследования развития музыкальных предпочтений российской молодежи (Н.Р. Исхакова, Р.Р. Болтачев, Ю.А. Носорев и др.) [10, 22];
• положения теории социализации и социальной адаптации молодежи (Никандров Н.Д., Мудрик А.В. Розум С.И. Селезнева М.К., и др.) [7, 19, 27, 29].
Опытно-экспериментальная база исследования: школьники старших классов, учащиеся колледжей, студенты вузов от 14 до 25 лет, 396 человек, проживающие на территории г.о. Москва.
Основные этапы исследования:
На первом этапе (2018 г) изучалось состояние молодежной музыкальной культуры в целом: изучалась философская, социологическая и психолого-педагогическая литература; разрабатывался теоретико-методологический аппарат исследования; определялся подбор методик, позволяющих определять музыкальные предпочтения современной молодежи. В исследовании принимали участие 396 человек.
В ходе второго этапа (2019) проводилась опытно-экспериментальная работа по изучению музыкальной субкультуры как фактора социализации молодежи.
Третий этап (2020) - завершение опытно-экспериментальной работы, проведение контрольного этапа исследования, анализ и интерпретация полученных данных.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
• представлена классификация современных молодежных субкультур;
• создан комплекс критериев и показателей, отражающих особенности музыкальных предпочтений молодежной среды;
• выявлены основные тенденции использования механизмов влияния музыкальной субкультуры на социализацию молодежи.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что формы и методы социально-значимой деятельности по популяризации молодежной музыки обогащает теорию и методику воспитательной работы с современной молодежи.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования на практике методик проведения социально-значимых форм и методов работы по популяризации молодежной музыки в контексте процессов социализации.
Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается исходными положениями, их соответствием современным молодежным тенденциям, использованием комплекса методов, адекватных цели, задачам и предмету исследования.
Личное участие автора состоит в теоретическом изучении состояния проблемы, разработке классификации современных молодежных субкультур, организации практической работы по теме исследования, формулированию и обобщению выводов исследования.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы образования на современном этапе» (г. Ульяновск), (2019 - 2020 гг) и представлены в 3-х публикациях автора:
1. Еник А.С. Современные направления молодежной музыкальной субкультуры // Сб.: Проблемы дошкольного образования на современном этапе. Выпуск 15. Ульяновск, 2019. С. 178-180.
2. Еник А.С. Музыкальные предпочтения современной молодежи // Сб.: Проблемы образования на современном этапе. Выпуск 13. Ульяновск, 2020. С. 145-150.
3. Еник А.С. Музыкальная субкультура как фактор социализации молодежи // Проблемы дошкольного образования на современном этапе. Выпуск 16. Ульяновск, 2020 (в печати).
На защиту выносятся:
1. Классификация современных молодежных субкультур XXI века, основание которой представлены следующими компонентами: виды субкультур (Клауд-рэп, Ритм-н-блюз, Трэп и др), их общее описание, подвиды («Холодный R’n’B», Мималистик-трэп и др) и их описание.
2. Критерии и показатели, отражающие особенности музыкальных предпочтений молодежной среды (конкретизация).
3. Формы и методы социально-значимой деятельности по популяризации молодежной музыки (уточнение акций).
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 13 рисунков, 2 таблицы, список использованной литературы (42 источника). Основной текст работы изложен на 70 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы:
1. Исследования социологов, психологов и педагогов свидетельствуют о том, что период молодости рассматривается как период неустойчивости, изменений, критичности, постоянного поиска новизны. Интересы молодых лежат в иной плоскости, чем интересы старших поколений: молодежь не желает подчиняться традициям и обычаям - она хочет преобразовать мир, утвердить свои инновационные ценности. Исходя из всех этих характеристик, можно утверждать, что молодежь - это специфическая социально-демографическая группа, характер которой определен совокупностью:
1) возрастных характеристик;
2) особенностей социального положения;
3) особого психологического склада.
2. В процессе социализации молодежи происходит распределение главных жизненных ценностей, которые формируются спецификой социального и культурного окружения молодежи, воспитанием, полученным образованием и другими факторами.
3. Констатирующий эксперимент проводился с целью выявления музыкальных предпочтений молодежи. Констатирующий эксперимент проводился в 2 этапа. На первом этапе нами была проведена диагностика уровня социализации личности молодежи, в структуре которой выделяют три главных компонента: познавательный, эмоциональный и поведенческий. На втором этапе выявлялись музыкальные предпочтения молодежи. Полученные результаты свидетельствуют о том, что более половины респондентов имеют высокий уровень социализации личности. Также нами было отмечено жанровое разнообразие в музыкальных предпочтениях молодежи. В качестве любимых направлений (стилей) респондентами были названы: танцевальная музыка, рэп и хип-хоп (русский), рок-музыка (русская) и пр.
4. Проведение акций в рамках социально-значимой деятельности позволили нам приобрести следующие практические навыки: умение слышать и слушать; умение расположить к себе собеседника; опыт работы с группой, знание основ психологии; умение принимать решения; организаторские и лидерские способности. Таким образом, проведенные мероприятия в рамках работы, связанной с популяризацией музыкальной субкультуры как фактора социализации, позволили нам улучшить динамику в развитии социальной зрелости и социализации молодых людей, принимавших участие в различных мероприятиях и акциях. Особо следует отметить, что одной из тенденций, которая наблюдается в современной молодежной музыке, является резкое сокращение жизненного цикла популярной песни. Эта особенность наблюдается как у начинающих исполнителей (в большей степени), так и у признанных певцов и композиторов.
Таким образом, анализ теоретической литературы и практика проведения социально-значимой деятельности позволили нам отметить тот факт, что для успешной социализации молодежи необходимо, чтобы условия, которые создаются обществом, способствовали бы развитию творческого потенциала и нравственности, а также, учитывались бы возможные изменения в будущем в процессах социализации подрастающего поколения.


1. «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2014/12/08/molodej-site-dok.html (дата обращения: 7. 10. 2019).
2. Андреева Г.М. Социальная психология сегодня: поиски и размышления / Г.М. Андреева. М., 2009. 276 с.
3. Белашева И.В. Трансформации личности в условиях социокультурной динамики и технологических вызовов как предикторы качества образования / И.В. Белашева // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2016. № 4 (55). С. 174 - 181.
4. Бородаева Г.Г. Волонтерская деятельность как фактор формирования личности студента / Г.Г. Бородаева, И.А. Руднева // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=14037 (дата обращения: 12.05.2020).
5. Бочарова Е.Е. Временная перспектива старшеклассников с разным уровнем субъективного контроля / Е.Е. Бочарова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2017. №1 (33). Том 9.
6. Васильева Л.М. Изучение социализации подростков / Л.М. Васильева // Оценка качества образования. - 2017. - №4. - [Электронный ресурс]. URL: https://psyhoinfo.ru/izuchenie-socializacii-podrostkov-14-16-let (дата обращения: 10.02.2020).
7. Гавров С.Н., Никандров Н.Д. Процесс социализации личности/ С.Н. Гавров, Н.Д. Никандров // Вестник УРАО. 2008. № 5. С. 132-138.
8. Диагностика социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. //Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.193-197.
9. Закурдаева Л.Г. Дефиниционный анализ категорий «социализация», «социализированность», «социальная компетентность», «социальная компетенция» /Л.Г. Закурдаева // Актуальные вопросы современной науки. - Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Центр развития научного сотрудничества» (Новосибирск). №11. 2010. С. 65-73.
10. Исхакова Н.Р., Болтачев Р.Р. Музыкальные предпочтения молодежи / Н.Р. Исхакова, Р.Р. Болтачев // Социологические исследования. 2006. № 6. С. 103-106.
11. Как изменились музыкальные предпочтения молодежи? [Электронный ресурс]. URL: http://www.uralstudent.ru (дата обращения: 28.10.2019).
12. Кон И.С. Междисциплинарные исследования. Социология. Психология. Сексология. Антропология /И. С. Кон 2006. М.: Издательство: Феникс, 2012. 386 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.livelib.ru/author/24609/latest-igor-kon (дата обращения: 25.12.2019).
13. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. 176 с.
14. Краковский, А.П. О подростках: (Содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка) / А.П. Краковский. М.: Изд-во «Педагогика», 1970. 271 с.; 20 ил.
15. Культурное пространство рубежа XX - XXI веков: сущность и тенденции развития / В. С. Цукерман // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2011. № 2 (26). С. 46-51.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ